Форум » Прочие фронты » Русские авиаторы на Салоникском фронте » Ответить

Русские авиаторы на Салоникском фронте

Observateur: По некоторым данным, в 1916-17 гг. на Салоникском фронте действовали два авиаотряда, укомплектованные полностью русскими летчиками из числа тех, кто прошел обучение во французских летных школах. В одном иточнике приводится список летных частей Французской армии на Востоке за 1918 г. Но там только номера частей, и никаких данных по л/с. Кому-либо встречалась более подробная информация по этому вопросу (в частности, в чьем подчинении отряды находились, были ли расформированы при общем развале русских войск, какой формой обеспечивались - русской или французской и т. п.?).

Ответов - 131, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

Observateur: NightFlightAs пишет: Как видно из фотографии в моем посте №170 Не знаю, у меня нет уверенности, что эта фотография относится именно к авиации. Во всяком случае, подпись об этом ничего не говорит. У французов, кажется, не видно специфически авиационных отличий (по крайней мере, качество фотографии не позволяет их заметить). А что касается русского офицера, то в Особой бригаде пехотинцы массово носили форму черного цвета (я поначалу тоже думал, что все они - летчики...). Или есть точные свидетельства, что иностранная форма в тот период русскими авиаторами принципиально не носилась? Если так, то вопрос, конечно, отпадает. Но как явствует из текста, они присоединились к Сербской армии, хотя и сохранили российское подданство, поэтому резонно предположить, что им присвоили соответствующие чины и выдали форму со знаками различия.

Observateur: И все-таки, как следует относиться к информации из книги П. Д. Дузя о двух русских авиаотрядах? Очевидно, все приводимые им сведения на этот счет надо признать недостоверными? На всякий случай, вот ссылка: http://commi.narod.ru/txt/duzi/417.htm Т. е. никаких собственно русских авиаотрядов, подчинявшихся французскому командованию, в 1916 г. на Салоникском фронте создано не было? Вероятно, когда писалась его книга, достоверных источников не оказалось и на основании "легендарных" рассказов П. Д. Дузь изложил фантастическую историю, которая меня (и многих) ввела в заблуждение. Следовательно, вместо двух русских авиаотрядов были две группы русских летчиков, прибыли они на фронт не в 16, а только в 18 году, и не в составе отдельной части, а влились в существующие. Подчинялись не французам, а сербам... Это все ставит на свои места. Косвенно недостоверность фактов, описанных Дузем, подтверждается тем, что у него упомянут как создатель отрядов Франше д’Эспре, а он командующим союзнических сил на Востоке стал, если не ошибаюсь, только летом 1918 г. Или есть еще какие-то сомнения по поводу версии почтеннейшего Петра Дмитриевича?

NightFlightAs: Скорее всего так и было... По поводу Франше д’Эспре как пишет в своей книге "Vazduhoplovstvo Srbije na Solunskom Frontu 1916 - 1918" Vladeta Vojinović ... ...Последњих дана јануара 1916. још увек су пристизали српски конвоји на Крф. За прихватање српске војске и односе између српске војске, француских и грчких власти на Крфу био je именован француски генерал Пиарон де Мондезир (Piaron de Mondesir). У време доласка српске војске на ово острво изграђени аеродром код Потамоса користила je француска ескадрила коју je предводио капетан Емил Про (Emile Prot). Задатак ове ескадриле био je извиђање и контрола морских путева од албанске обале до Крфа.2 Своје поверљиве извештаје генерал Мондезир je слао у Париз, а према тим и другим извештајима и налозима француска влада je путем кредита снабдевала српску војску. Захваљујући таквој помоћи, српска војска, скоро преполовљена, успела je да се опорави током четири месеца боравка на Крфу, потом наоружа и увежба за наставак рата. О стању српске и црногорске војске постоје, између осталих и подаци 3. одељења генералштаба француске Врховне команде да je на дан 8. фебруара 1916. било: у Албанији - 37000, на Крфу - 95948, у француским болницама на Крфу и околини - 2000, у Јањини - 400, у Солуну - 3635 и у Бизерти 9600, укупно 140-150000 људи. Црного-раца у Албанији - 2000 и на Крфу - 2000.3 По једној верзији (капетан Деига), генерал Д'Епере (Franchet d'Espérey), командант 5. армије, први je имао идеју, још октобра 1914. о значају експедиције која би подржала Србију и привукла Савезницима Румунију, Грчку и Бугарску. Међутим, томе се неко време противно генерал Жофр (Joseph Joffre), због несташице потребних ефектива на Западном фронту. A стварање војске Истока - Солунског фронта, заједничко je дело влада Савезника и српске Владе. После смеле, безуспешне поморске операције на Даранелима од марта 1915. године по замисли Черчила (Churchill), првог лорда Адмиралитета, у циљу отварања пролаза руској војсци и великих губи-така Савезника на Галипољу, уследило je повлачење свих преосталих снага, које je окончано почетком јануара 1916. У међувремену, генерал Capaj (Paul Sarrail) je ca Западног фронта преузео командовање над војском Истока и 7. октобра 1915. године укрцао се за Солун да би заменио генерала Гуроа (Gouraud), рањеног у битци на Дарденелима... К сожалению я не силен в сербском... По поводу указанной фотографии наш сербский друг сказал, что на ней изображены только авиаторы, но учитывая, что летнабы даже у нас носили форму и погоны своих родов войск, то можно предположить, что русский офицер (в сербской авиации - летнаб) мог быть пехотинцем, что подтверждается в той же книге: NightFlightAs пишет: ...На основе представления начальника штаба 2-й пехотной дивизии российских войск, помощник начальника штаба сербского верховного командования принял решение 1 августа 1917 года поручиков Янковского Павла и Русяна Константина принять на службу в сербскую авиацию наблюдателями, а также "снабдить их деньгами и другими принадлежностями и далее как в их дивизии". Из рапортов, поданных 11 июля "начальнику штаба Сербского главнокомандования", видно, что Янковский и Русян выразили желание стать авиаторами в сербской армии, поскольку в России все больше возросла напряженность революции, а две русские бригады в Салониках начали делить судьбу своей страны, что привело к беспорядкам и их расформированию. Решение было найдено - два российских офицера первыми присоединились к сербской армии. В середине июля (16) 1918 прибыла группа военнослужащих из 11 российских офицеров, которые заметно отличились в завершающих операциях на Салоникском фронте... Остался правда еще один русский авиатор, о котором говорилось в самом начале темы, фамилию которого долго и безуспешно разыскивает наш сербский друг, но он мог служить во французской эскадрильи и быть подданным Франции, но выходцем из России (или его родители!) В 1915 году в Сербии авиация еще была слабо развита, сербы обучались в основном во французских авиашколах и на первых порах их принимали во французские эскадрильи, базирующиеся в Сербии на Салоникском (Македонском) фронте. Впоследствии, по мере развития, смешанными авиаэскадрильями командовали офицеры из Франции и только к концу 1917 года появились чисто сербские авиаподразделения. Списки сербских и французских авиаторов по эскадрильно в указанной книге есть, по отдельной просьбе могу их опубликовать здесь или в другой указанной теме!


Observateur: Да, большая просьба обнародовать их. См. ЛС.

NightFlightAs: Некотрые сведения о пребывании наших летчиков в Сербии (Королевстве СХС) после Гражданской войны... ...Среди военных новосадской колонии выделялся чиновник гражданской авиации, бывш. ген.-лейтенант Генерального штаба Анатолий Николаевич Розеншильд фон Паулин (1860-1929), кавалер Золотого оружия русско-японской войны и отличившийся в августе 1914 г. начальник 29-й пехотной дивизии. В феврале 1915 г. он пережил трагическую гибель 20-го армейского корпуса, ранение и плен. Историки считают его одним из самых способных русских военачальников периода Первой мировой войны6. Анатолий Николаевич опубликовал в эмигрантской периодике несколько работ по военной стратегии, фрагменты своих воспоминаний. Между мировыми войнами Новый Сад стал важнейшим авиационным центром молодого Королевства. С 1918 г. здесь находился Первый воздухоплавательный полк с авиабазой при крупнейшем в стране аэродроме. Позднее были открыты авиационная школа, авиазавод и авиаклуб. На службу охотно приняли более 30 русских пилотов, инструкторов, авиамехаников, радиотехников. Летом 1921 г. они основали Общество офицеров Российского военно-воздушного флота в Королевстве СХС. Ген.-майор Вячеслав Матвеевич Ткачев (1885-1965), бывш. начальник авиации при Верховном Главнокомандующем Русской армией, состоял бессменным его председателем. В 1922 г. ряды общества пополнились прибывшими с Галлиполийского полуострова летчиками. В уставе этой организации, который 15 марта 1922 г. утвердил ген. Врангель, отмечалось: «Цели общества: национальное и моральное объединение офицеров; взаимная поддержка, защита их чести и достоинства; осуществление приобретения званий; забота о военных инвалидах». Объединение в 1923 г. издало «Бюллетень» и три выпуска журнала «Наша стихия»8. Ответственным редактором журнала значился ген.-майор В.М.Ткачев, а сотрудниками — ген.-майор И.П.Степанов, инженер А.В.Нестеров, летчики К.Н.Антонов, А.А.Кованько, В.И.Стрижевский и др. Во вступительной статье 1-го выпуска редакция заявляла: «Пусть журнал явится первым камнем в фундаменте памятника прошлому русской авиации и павшим героям». «Наша стихия» публиковала научные труды, исторические очерки, воспоминания, обзоры достижений мировой авиации, хронику. В литературном отделе 1-го выпуска помещен рассказ Евгения Чирикова. Журнал вскоре перестал выходить, но русские летчики продолжали сотрудничать в югославских изданиях по авиации. Необходимо отметить, что уже в 1923 г. это общество проявило инициативу по организации в стране авиапочты и пассажирских рейсов Белград-Загреб, Белград-Сараево и Белград-Цетинье. Однако условия для появления гражданской авиации в Югославии создались лишь к 1928 г. Первыми и самыми выдающимися летчиками «Аэропути» были русские — Владимир Иванович Стрижевский (1894-1940), Виктор Михайлович Никитин (1893— 1933), Михаил Сергеевич Ярошенко (1893-1936). При недостаточном оснащении самолетов контрольными приборами все они погибли, совершая полеты в неблагоприятных погодных условиях. К 1925 г. в Обществе офицеров Российского военно-воздушного флота в Королевстве СХС числилось 169 членов из разных городов и стран. Почетным членом состоял известный авиаконструктор И.И.Сикорский, проживавший в США. Русские летчики и инженеры внесли в югославскую военную авиацию свои знания и опыт, особенно при постройке первого в стране военного аэроплана. Инженер-авиаконструктор Николай Иванович Лобач-Жученко (1888-?) конструировал самолет «Ресава». Пилот полковник Константин Николаевич Антонов (1888-1965) занимался планеризмом, в 1940 г. издал капитальный труд по этой теме. Ген.-майор В.М.Ткачев также сотрудничал в сербской военной периодике, а на русском языке публиковал свои лекции по тактике воздушных сил. Летом 1923 г. в Новом Саду произошло незаурядное событие, взволновавшее общественность и насторожившее власти. Русский полковник авиации Иван Лойко и капитан Павел Кочан (не состоявшие членами общества) решили осуществить побег в Советскую Россию и 7 августа 1923 г. угнали военный самолет типа «Бреге». Из-за неисправности в двигателе они вынужденно приземлились у бессарабско-румынской границы, были арестованы, препровождены в Петроварадинскую тюрьму и судимы. Согласно советским источникам, преодолев большие препятствия, они впоследствии оказались в СССР10. Военная авиация Королевства СХС располагала устаревшими моделями французских аэропланов и летательными аппаратами, использованными в прошедшей войне. Это вызывало частые аварии. В числе погибших два отважных русских летчика: Александр Александрович Кованько (1889-1926), подполковник авиационного дивизиона Русской армии, бывш. инструктор Гатчинской военно-авиационной школы, авиаконструктор, сын российского воздухоплавателя ген.-лейтенанта А.М.Кованько; через год после его гибели в Новом Саду разбился полковник Русской армии Николай Анатольевич Кутейников (1888-1927). Основателем метеорологической станции на Петроварадинской крепости был полковник Николай Фролов, радистом стал инженер Михаил Иванович Шибаев (1883-1923). Инспектором военных летательных аппаратов, закупаемых югославским правительством, некоторое время состоял инженер-механик Александр Николаевич Веденяпин, выпускник петербургского Политехнического института. Забраковав в нач. 30-х гг. партию ненадежных моделей французских аэропланов, он отказался принять их, не подчинившись даже приказу военного министра. Александр Николаевич был вынужден подать в отставку и решил покинуть страну. Из Нового Сада он перебрался в Бейрут, а затем в Триполи, многие годы занимая ответственный пост в ливанской авиации. Среди летчиков в Новом Саду особым уважением пользовался Сергей Матвеевич Урвачев (1893-1973). Выпускник московской Военной академии, преподаватель военного училища, он отпросился на фронт и был зачислен в дивизию ген. Н.А.Лохвицкого, которая, перевалив 35000 км, весной 1917 г. через Дальний Восток прибыла во Францию — на помощь союзнице. Офицера Урвачева вскоре направили на авиационные курсы. Вне родины его застало подписание большевиками Брест-Литовского мира, воспринятого в среде офицеров-патриотов как позор России. Связавшись с военным представителем Сербии в Париже, Сергей Матвеевич предложил организовать добровольное вступление русских летчиков в Сербскую армию. Вскоре первая группа их уже участвовала в решительных боях по прорыву Салоникского фронта. После завершения операции летчики подали в отставку и отбыли в Добровольческую армию. Оказавшись в 1920 г. в Сербии, С.М.Урвачев шесть лет состоял инструктором полетов при новосадской Авиационной школе, а с 1926 г., приняв югославское гражданство, служил в Военно-воздушных силах Королевства СХС и выполнял рискованные испытательные полеты, дослужившись впоследствии до чина подполковника. Ему в Новом Саду был выделен участок земли, на котором он отстроил дом и жил с супругой в достатке. Преподавателями-инструкторами новосадской Авиационной школы в 30-х гг. были подполковник Борис Александрович Горн, Владимир Александрович Тихомиров, Михаил Митрофанович Акрит. Видные посты на аэродроме занимали инженеры Сергей Александрович Корсунский и граф Олег Мстиславович Гудович. В истории воздухоплавания Королевства СХС отмечено и имя русского летчика-истребителя полковника Леонида Ивановича Байдака (1880-1979). Вместе с югославским асом Т.Сондермайером в 1927 г. он совершил успешный полет из Белграда до Бомбея и обратно, приземлившись в Новом Саду. Помимо упомянутых, летчиками военной или гражданской авиации в Новом Саду служили: Сергей Шебалин, Иосиф Прокофьев, Георгий Янковский, братья Мстислав и Александр Ревишины, Сергей Ложкин, Петр Мазаев, Борис Климович, Константин Буссов, Дмитрий Коровников, Николай Румянцев, Яков Стриженов, Борис Легат, Николай Лавровский, Филипп Баранов, Александр Винтяков, Даниил Марш-Маршал, Евгений Семенов, Всеволод Штюрмер, Николай Гончаренко, Алексей Гаврильченко и др. Специалистом в области аэросъемки был Константин Кнепфер... А.Арсеньев. У ИЗЛУЧИНЫ ДУНАЯ. Очерки жизни и деятельности русских в Новом Саду. – М., Русский путь. 1999. с. 64-69.

Observateur: А вот какое фото сегодня было продано на одном интернет-аукционе. И я там был... Да подвел провайдер - интернет подвис в решительный момент, и ставку перебил какой-то дядя. А фотографии - цены нет! Подпись гласит: "1918 Greece, Solun front, military airport Vertekop. Original photo of accident, plain DORAND AR type 1 of Russian military pilot Sergije Urvacev, a volunteer in the Ist Serbian squadron AR 521". Так что теперь мы знаем тип и б/н самолета С. М. Урвачева. Кстати, интересно было бы узнать, когда это с ним приключился капотаж (точной даты нет) и чем дело кончилось... P. S. И все-таки немного обидно...

Сергей Климов: Observateur пишет: и ставку перебил какой-то дядя И за скока дядя купил сие фото?

Observateur: Вроде, за $ 77 + 6 доставка, а вот я бы еще столько же, наверное, посредникам отдал за перевод денег... Так что, в общем, еще неизвестно, кому повезло... Ладно, посмотрели, облизнулись и будет с нас! Я книжку на эту тему задумал, хотелось иметь какой-то доподлинный "артефакт". Но - не судьба...

Авиатор: Observateur пишет: Я книжку на эту тему задумал ????????????

Observateur: Да я, собственно, давно уже и неспешно пишу роман (только не смейтесь) на исторический сюжет. Одна из сюжетных линий - судьба русского авиатора, воевавшего на Салоникском фронте, а после - вернувшегося в Россию в разгар Гражданской войны. Конечно, на научную работу я и не покушаюсь - нет ни диплома, ни времени заниматься в архивах. Но есть желание создать достоверный в историческом плане текст. Только и всего...

NightFlightAs: По просьбе Observateur публикую списки сербских и французских авиаторов воевавших на Салоникском фронте... СРПСКИ АВИЈАТИЧАРИ КОШ СУ УЧЕСТВОВАЛИ У ОПЕРАЦИЈАМА НА СОЛУНСКОМ ФРОНТУ 1916-1918. Ескадрила 82 / 382 / 521: АДАМОВИЋ ДРАГОШ, наредник, пилот АНТИЋ АЛЕКСАНДАР, капетан II кл. извиђач, и у ескадрили 523 и у Њепорском одреду АНТУНОВИЋ ЈОСИП, наредник, пилот БЛАГОЈЕВИЋ ДРАГОЉУБ, капетан II кл., пилот БУЛИЋ ПЕТАР, наредник. пилот ВЕСЕЛИНОВИЋ МИЛОРАД, поручник, пилот ВУКОСАВЉЕВИЋ БРАНКО, капетан, I ісласе, пилот у Њепорском одреду ВУКОТИЋ МИЛИВОЈЕ, наредник, пилот ВУКЧЕВИЋ ПЕТАР, поручник, извиђач, и у ескадрилама 524, 525 ЂОРЋЕВИЋ JAKOB, потпоручник, извиђач ЂУРИЋ ДУШАН, капетан II кл., извиђач ЖИВАНОВИЋ МИЛОШ, потпоручник, извиђач ЖИВКОВ ИЋСТАНИМИР, потпоручник, извиђач, и у ескадрили 510 Бреге ЖИКИЋ НИКОЛА, капетан II кл. извиђач ЈАНКОВИЋ JOBАН, капетан II кл., пилот КАЛЕМБЕР JOBАН, поручник, пилот, и у ескадрили 398 КРСТИЋ ОРЕСТИЈЕ, наредник, пилот ЛАЗАРЕВИЋ РАДИСАВ, наредник, пилот, МАРИНКОВИЋ МИХАИЛО, поручник, пилот МИКИЋ САВА, поднаредник, пилот, и у ескадрилама 524,525 МИЛОЈКОВИЋ ДУШАН, наредник, пилот МИРКОВИЋ ЂОРЂЕ,поднаредник, пилот МИШИЂ ДРАГУТИН, поручник, пилот НАУМОВИЋ БРАНКО,потпоручник, пилот ПАВЛОВИЋ ДУШАН, поручник, извиђач, и у ескадрилама 524, 525 ПЕТРОВИЋ ПЕТАР ПЕШКИР, наредник, пилот ПОПОВИЋ МИЛОРАД, наредник, пилот ПРЖУЉЕВИЋ МИЋА, поднаредник, пилот ПРОКИЋ АЛЕКСАНДАР. поднаредник. пилот РАДОВИЋ ДУШАН. поручник. извиђач РАЈНИЂ МАТИЈА, капетан I кл., извиђач РАЈЧЕВИЋ СТЕВАН. потпоручник, пилот РАСПОР АТИЛИЈЕ. наредник, пилот РИСТИЋ ДРАГОЉУБ, наредник, пилот САМАРЏИЋ ВЛАДИСЛАВ, наредник, пилот СИМИЋ ЈЕВРЕМ, поручник, пилот СОНДЕРМАЈЕР ВЛАДИСЛАВ, потпоручник, извиђач СОНДЕРМАЈЕР ТАДИЈА, поручник, извиђач ТАЛИЋ АЛЕКСАНДАР, капетан II кл., извиђач ТОМИЋ РАДИВОЈЕ, мајор. извиђач ШРЕПЛОВИћ JOBАН, поднаредник, пилот Ескадрила 84/384/522: АДАМОВИЋ ВЛАСТИМИР, поручник, извиђач, и у ескадрилама 521, 524, 525 ВУКОТИЋ CABО, потпоручник, пилот ДАЧИН МИЛОШ. потпоручник, извиђач ДЕРОКО АЛЕКСАНДАР, наредник, пилот ДИМИТРИЈЕВИЋ МИХАИЛО, капетан I кл., извиђач ЖИВКОВИЋ АЛЕКСАНДАР, потпоручник, извиђач МАТЕЈИЋ МИЛОРАД, потпоручник, извиђач, и у ескадрили 510 Бреге МИЛЕТИЋ НИКОЛА, потпоручник, извиђач ПЕТРОВИЋ Д. ЈОВАН, поручник, извиђач ПЛАМЕНАЦ JOBАН, потпоручник, извиђач ЦРВЕНЧАНИН JOBАН, потпоручник, извиђач Ескадрили 87/387/523: ЂОРЋЕВИЋ СВЕТОЗАР, наредник, пилот, и у ескадрилама 521, 525 МИЛЕТИЋ МИОДРАГ, потпоручник, пилот, и у Њепорском одреду ПЛЕЋЕВИЋ ДРАГОМИР, мајор, извиђач, и у Њепорском одреду СТОЈКОВИЋ ДРАГУТИН, потпоручник, митраљезац и извиђач, и у ескадрили 521 ТОМИЋ МИОДРАГ, поручник, пилот, и у ескадрили 389 Ескадрили 98/398/524: ВУЈИЋ ДРАГИША, наредник, пилот ГАВРИЛОВИЋ МИХАИЛО. капетан II кл., пилот ЖУЊИЋ РАДОМИР. потпоручник. извиђач, и у ескадрили521 ЈЕВРЕМОВИЋ МИЛОРАД. поднаредник. пилот JOBАНОВИЋ РАДОВАН, капетан II кл., извиђач МАРИНОВИЋ СЕРГИЈЕ, наредник, пилот МАРКИЋЕВИЋ ЈАНКО, наредник, пилот, и у ескадрили 384 МИТРОВИЋ ЈАНКОВИЋ ДРАГОЉУБ, наредник, пилот МИХАЈЛОВИЋ МИЛУТИН, поручник, пилот ОБРЕНОВИЋ БОЖИДАР. капетан II кл., извиђач ПАВЛОВИЋ ЉУБИША, наредник, пилот ПЕТРАШКОВИЂ РАДОСЛАВ, капетан II кл., пилот, и у ескадрилама 384,521 ПЕТРОВИЋ ЖИВОРАД, капетан II кл., извиђач ПОПАДИЋ БОРИВОЈЕ, потпоручник, пилот, и у ескадрили 521 ПОПОВИЋ СВЕТОЛИК, капетан II кл., извиђач РИСТИЋ ЛУКА, капетан II кл., извиђач РОТ ФРИДРИХ, наредник, пилот, и у Њепорском одреду РОШ ЋОРЂЕ, поднаредник, извиђач САВИЋ ДРАГУТИН, потпоручник, извиђач СПУЖИЋ ВОЖСЛАВ, потпоручник, извиђач, и у ескадрили 521 СТАНОЈЕВИЋ СРБОБРАН, наредник, пилот ХОЋЕРА МАТИЈА, наредник, пилот ХОЂЕРА СВЕТИСЛАВ, капетан II кл., извиђач Ескадрили 99 / 399 / 525: ВЕЉКОВИЋ ДРАГОМИР, капетан II кл., извиђач, и у ескадрили 398 ЂОРЂЕВИЋ JAKOB, потпоручник, извиђач ЗАРИЋ АГАТОН, наредник, пилот ЈАЊОВИЋ ВУЧЕТА, капетан II кл., извиђач, и у ескадрилама 398, 521 ЈЕЛИЧИЋ МИОДРАГ, потпоручник, извиђач ЉОТИЋ JAKOB, потпоручник, извиђач ПАЈИЋ МИЛАН, потпоручник, извиђач, и у ескадрили 510 Бреге ПЕТРОВИЋ P. JOBАН, потпоручник, извиђач ПРОТИВ СВЕТИСЛАВ, капетан II кл., извиђач СТОЈАНОВИЋ ДУШАН, наредник, пилот СТОЈАНОВИЋ МИЛУТИН, капетан II кл., извиђач УЗУНЧЕВИЋ ДИМИТРИЈЕ, потпоручник, извиђач Њепорско оделење - Вертекоп ВУКОСАВЉЕВИЋБРАНКО. капетан I кл., пилот МИЛЕТИЋ МИОДРАГ, потпоручник, пилот ПЛЕЋЕВИЋ ДРАГОМИР, мајор, извиђач РОТ ФРИДРИХ, наредник, пилот АНТИЂ АЛЕКСАНДАР, капетан II кл., извиђач Њепорско оделеѣе - Врбена СТЕФАНOBИЋ СИНИША, наредник, пилот, и у ескадрили 398 Из книги Vladeta Vojinović "Vazduhoplovstvo Srbije na Solunskom Frontu 1916 - 1918"

NightFlightAs: AVIATEURS FRANÇAIS DES ARMEES D'ORIENT QUI ONT PARTICIPE A LA PERCEE DU FRONT DE SALONIQUE DANS LE SECTEUR DES ARMEES SERBES LE 15 SEPTEMBRE 1918 PREMIER SECTEUR AERONAUTIQUE Escadrille 524 - MACARIO, MdL(Maréchal de Logis), pilote - CALATAYUDE, s/lieutenant, observateur - RENAUD, capitaine, pilote, deux vols - TERRIS SE, lieutenant, observateur, deux vols - PAULIN, lieutenant, pilote - ROCHE, s/lieutenant, observateur - PEPIN, adjudant, pilote - DURAND, s/lieutenant, observateur - CLOSLARD, caporal, pilote, deux vols - CARRE, MdL, observateur - SCHNEIDER, caporal, pilote, deux vols - BRIFFAUT, MdL, pilote - GILLE, MdL, pilote - BUDILLON, MdL, observateur - ROCHOT, caporal, pilote - VUILLAUME, lieutenant, observateur, quatre vols - SAINT-DIZIER, caporal, pilote, deux vols - BERDAGUER, brigadier,pilote, deux vols - PUJALET, aspirant, observateur - RAINGO PELOUSE, adjudant, pilote - NICOT, lieutenant, observateur - PLANTIER, caporal, pilote - LECORPS, caporal, pilote - BERGONHE, adjudant, pilote - LEBLOND, adjudant, pilote - LAFFONT, MdL. pilote - GROS DAILLON, caporal, pilote DEUXIEME SECTEUR AERONAUTIQUE Escadrille 523 - ZHANER, caporal, pilote, deux vols - TERREAUX, adjudant-chef, pilote - MEIGNEN, s/lieutenant, pilote, deux vols - BERGES, adjudant, pilote, trois vols - DU PERIER DE LARSAN, commandant, chef d'Escadrons, pilote, deux vols - RASTAING, sergent, pilote, trois vols - MICHAUD. capitaine, obsen'atcur, deux vols - PELLER1N. adjudant, pilote - FORT, lieutenant, observateur - DUFOUR, MdL, pilote - CLARNER, MdL, pilote - DE CABARUS, sergent, major, pilote, deux vols - FUGIER, MdL, pilote, deux vols - BOUCHER, lieutenant, pilote, deux vols - HANTZ, MdL, pilote, deux vols Escadrille 502 - BERGEY. MdL, pilote - PITOIS. lieutenant, observateur - CLERGEAT. brigadier, pilote, deux vols - SCHERTZER. lieutenant, observateur -GORY, MdL, pilote - DE COURSON. lieutenant, observateur - ВALAGNA. caporal, pilote - HARDY, MdL, pilote, deux vols - HENRY, s/lieutenant, observateur, deux vols - NOEL, lieutenant, pilote - CARAYON. adjudant, pilote - BERNARD, caporal, pilote - CHOSSON. caporal, pilote Escadrille 505 - BRAUN, MdL, pilote - MARTINET, lieutenant, observateur - BILLIE. s/licutenant. pilote - REGNAULT. s/lieutenant, observateur - PURAVET, sergent, pilote - MILHAN, caporal, pilote Escadrille 507 - CHICOINEAU, adjudant, pilote - CADOUX, adjudant, pilote, deux vols - BONTEMPS, aspirant, pilote - LALLET, sergent, pilote - NAST, lieutenant, pilote, deux vols - COSTES, s/lieutenant, pilote, deux vols - LASHERMES, MdL, pilote - DELAYE, MdL, pilote, deux vols - ANDRILLON, sergent, pilote - BAVUZ, sergent, pilote Из книги Vladeta Vojinović "Vazduhoplovstvo Srbije na Solunskom Frontu 1916 - 1918"

NightFlightAs: И еще... Как видно из списка сербских пилотов эскадрильи переименовывались несколько раз, как минимум - два! Вначале номер эскадрильи был двузначным, например N91 или Н91 (по сербски). Буква впереди номера означала тип самолетов, на которых летали авиаторы, в данном случае этими самолетами были Ньюпоры... Вот свидетельство об очередном переименовании: ...Наредбом команданта српског ваздухопловства мајора Витра од 22. маја 1917. из Водена саопштено je шефу Обавештајног одсека Врховне команде да су промењени бројеви ескадрила српског ваздухопловства и да ће се убудуће „звати": ескадрила Ф 382 -ескадрила 521; ескадрила Ф 384 - ескадрила 522; ескадрила H 387 -ескадрила 523; ескадрила Ф 398 - ескадрила 524 и ескадрила Ф 399 -ескадрила 525. Ова измена бројева авијатичарских јединица ступила јенаснагу 14.јуна 1917. Саопштење о измени бројева није ишло брзо. Тако je командант Друге армије доставио извештај 14. маја (п.с.) Шумадијској дивизији, а начелник штаба ове дивизије проследио je ово саопштење команданту Опште резерве тек 31. маја, да ће ескадрила Друге армије носити број 521.161... Vladeta Vojinović "Vazduhoplovstvo Srbije na Solunskom Frontu 1916 - 1918"

NightFlightAs: Сообщаю, что наш сербский друг из Белграда раскопал в архивах и прислал мне такую информацию: "...Тем временем я нашел некоторые документы относительно российских пилотов в Авиации сербской Армии. Вот кое-что из этого: рукописное письмо на 10 страницах, написанное Сергеем Урвачевым в 1930 Саве Микичу, автору книги "История югославской авиации"...Письмо на сербском (кирилица), а сам я плохо владею русским, поэтому перевести не смог..." Сам же готов по отдельной просьбе опуликовать его на указанном вами ресурсе. Готов также по мере появления свободного времени отсканировать и опубликовать записи из журнала боевых действий о полетах русских летчиков и наблюдателей из книги Vladeta Vojinović "Vazduhoplovstvo Srbije na Solunskom Frontu 1916 - 1918".

NightFlightAs: И еще... NightFlightAs пишет: С того же форума http://www.theaerodrome.com/forum пришло еще одно сообщение из Франции: Цитата: ...There was a pilot named Alexandre Gomberg, from escadrille V90S (Voisin 90 Salonique), born in Odessa. Later he flew for the french navy in Flanders and died 11 december 1916. ...Был еще пилот Александр Гомберг, из эскадрильи V90S (Voisin 90 Salonique), родился в Одессе. Позднее он летал во французской морской авиации во Фландрии и погиб 11 декабря 1916 года. Цитата: ...В июне 1916 года погиб под Верденом русский летчик-доброволец Александр Александрович Гомберг. Четыре боевые награды — свидетельство мужества и отваги бывшего студента Киевского политехнического института. О нем документов больше нет пока никаких... Гальперин Юрий Мануилович Воздушный казак Вердена Информация о гибели в статье "Aircraft Deaths— Fixed Wing Only (excluding combat losses) To August 1914" тоже не точна... 330 Firsov, Pavel Z. 16-Jul-14 Russian near Odessa (Russia) With student Gomberg 384 Gomberg, Alexandre 13-Jul-14 Russian (?) With pilot Firsov http://www.earlyaviators.com/edavelam.pdf В мемуарах "Крылья РОССИИ" В.М.Ткачев упоминает о гибели летчика Фирсова со студентом Александром Гольдбергом! ...я читал в мемуарах сербского пилота, что единственный Nieuport XI , ведомый российским добровольцем и с надписью "Ninochka" на фюзеляже, приземлившийся в устье Струмы (Штрумы) около острова Тасоса при возвращении после бомбежки армейской группы генерала фон Макензена (von Mackensen) в Ксанти (Xanti) 24 мая 1916. Так теперь кажется, что в его мемуарах есть неточность и что русский летал на Voisin!... Сопоставив все факты, мы с сербским другом пришли к единодушному мнению, что пилотом этого Вуазена с надписью "Ниночка" на фюзеляже, мог быть... Александр Гомберг!!!

NightFlightAs: NightFlightAs пишет: Сопоставив все факты, мы с сербским другом пришли к единодушному мнению, что пилотом этого Вуазена с надписью "Ниночка" на фюзеляже, мог быть... Александр Гомберг!!! Кажется версия с Александром Гомбергом подтверждается! Наш сербский друг откопал в военно-историческом архиве Белграда и прислал фотокопии двух записок, свидетельствующих по его словам, что Гомберг на Салоникском фронте был подбит на Вуазене с надписью "Ниночка". Записи офицера в журнале боевых действий, к моему сожалению, сделаны от руки на французском языке... Есть ли среди форумчан способные прочитать и перевести рукописный текст на французском?

NightFlightAs: Авиатор пишет: В Киеве в архиве есть личное дело студента КПИ Гомберга. В конце личного дела есть приписка "Погиб в 1914г" Обычное дело - перепутали с другим! Хотя версию с однофамильцем и почти полным тезкой никто не рассматривал. Просмотрите все документы, относящиеся к нему и опубликованные на этой теме... С того же форума пришло еще одно сообщение из Франции: ...There was a pilot named Alexandre Gomberg, from escadrille V90S (Voisin 90 Salonique), born in Odessa. Later he flew for the french navy in Flanders and died 11 december 1916. и ...В июне 1916 года погиб под Верденом русский летчик-доброволец Александр Александрович Гомберг. Четыре боевые награды — свидетельство мужества и отваги бывшего студента Киевского политехнического института. О нем документов больше нет пока никаких... Гальперин Юрий Мануилович Воздушный казак Вердена Что же и Гальперин, и знатоки с известного форума, все ошибались или перепутали его с кем-то?

NightFlightAs: Встретилось еще одно упоминание о Александре Гомберге... в статье "Aircraft Deaths— Fixed Wing Only (excluding combat losses) To August 1914" что он, якобы дважды (!) погиб, 13 июля 1914 и 16 июля 1914 года, как пассажир вместе с пилотом Фирсовым Павлом недалеко от Одессы... цитата: 330 Firsov, Pavel Z. 16-Jul-14 Russian near Odessa (Russia) With student Gomberg 384 Gomberg, Alexandre 13-Jul-14 Russian (?) With pilot Firsov http://www.earlyaviators.com/edavelam.pdf А наш студент дважды погиб с разницей в три дня!!! Что-то ни в Швейцарии, ни в Бельгии про такого летчика с четырьмя наградами, родившегося в Одессе, воевавшего на Салоникском фронте в составе французской эскадрильи и погибшего во Фландрии в 1916 году, никто не помнит! По крайней мере знатоки французской и английской авиации...

NightFlightAs: Да при чем здесь знатоки русской авиации, Гальперин, он только видел этот документ, да и то дату гибели неправильно переписал. А прислал этот документ француз (!) - знаток истории авиации Франции!!! Еще раз посмотрите документ (две стороны) в моем посте №140 на этой теме: ...There was a pilot named Alexandre Gomberg, from escadrille V90S (Voisin 90 Salonique), born in Odessa. Later he flew for the french navy in Flanders and died 11 december 1916. Есть правда в Голландии в городке Beemster улица - Odessa, Middenbeemster 1462 Beemster (Северная Голландия, Нидерланды) Но не думаю, чтобы французы при зачислении летчика на военную службу в авиаэскадрилью в графе место рождения писали только улицу!? Других Одесс в Европе не встречалось! Даже, если верить записи, датируемой 1914 годом, о его гибели в авиакатастрофе, то из этого еще ничего не следует. Может быть он все это подстроил (симулировал катастрофу!), чтобы сбежать от богатого папаши сначала во Францию, в летную школу, а потом и на фронт?

NightFlightAs: Ну, нельзя же все воспринимать буквально! Ну, летать очень хотел! Скажем мягче, не симулировал, а - воспользовался моментом! А про богатого не я сказал: Сергей Климов пишет: 1910 г. — киевский студент А.А. Гомберг — сын местного богатого промышленника — заказал И.И. Сикорскому самолет с двигателем мощностью 50 л.с. Это я в Google нашел. А вот откуда, из какого источника, эта информация? Авиатор пишет: Был Александр Гомберг, подданный то ли Швейцарии то ли Бельгии. сейчас точно не помню, который к Росси не имел никакого отношения. Он и воевал во Франции



полная версия страницы