Форум » Восточный фронт » "Таубе" под Крево в 1917 г. (!?!) » Ответить

"Таубе" под Крево в 1917 г. (!?!)

Observateur: В книге А. Г. Лебеденко "Тяжелый дивизион" (написана в начале 1930-х гг.) есть упоминания о том, что с немецкой стороны под Крево и далее в направлении на Молодечно в 1916 и даже в 1917 (!) действовали самолеты "Таубе". Вот несколько цитат: "По утрам черные «таубе» носились над лесом. Дерзко снижались, столбиком уходили кверху, простреливали весь лес пулеметным огнем, били бомбами в перекрестки, с которых до света не успевали убраться застрявшие в грязи парки и обозы" (это о 1916 годе). А вот уже июнь 1917 г.: "Черные «таубе» каждый час небольшими стайками проходят на Молодечно". В моем представлении "таубе" - совершенно архаический самолет, который, особенно учитывая уровень технического оснащения немецкой авиации, вряд ли мог эксплуатироваться в этот период - ну, разве что, в учебных частях, вдали от фронта. Сама книга (вернее, ее фактическая основа), несмотря на то что это роман, сомнений в достоверности не вызывает - автор с такими подробностями описывает военную жизнь артиллеристов, что он, несомненно, либо сам через это прошел, либо знал из первых уст. Но вот это упоминание вызывает недоумение. Что именно "Таубе" и не могли там летать в это время, по-моему, очевидно. Но тогда вопрос, чем вызвана эта неточность в книге, в целом вполне достоверной. Причин может быть несколько. Или элементарная неосведомленность наших сухопутчиков о немецкой авиации (тем более, что гаубицы по самолетам не стреляют). Или то, что название "таубе" (возможно) еще с 1914 г. "приклеилось" к немецким самолетам вообще (так, насколько я знаю, и было, только с "Альбатросами", которыми называли у нас чуть ли не все двухместные бипланы-разведчки). Но тогда как узнать, какой именно тип самолета подразумевается здесь? Вообще описание вида и тактики этих самолетов (бронированный фюзеляж, мощное вооружение, полеты на низкой высоте, штурмовка пехоты и артиллерии) очень напоминает поздний "Альбатрос"-штурмовик (J 1), который, теоретически, уже мог применяться в тот период на столь важном участке фронта, как район Крево-Сморгонь. Словом, вопрос остается. Прошу высказывать свои версии!

Ответов - 19

Wladyslaw: О немецких разведчиках "Таубе" с "хищно загнутыми назад крыльями" упоминает еще В. Катаев, когда пишет о вступлении немцев в Одессу весной 1918 года. Разумеется, и здесь, и у Вас, речь идет не о "Голубе" Этриха, а о более поздних "Альбатросах - Ц", имевшие похожую форму крыла. Для пехотного офицера, коим был в империалистическую войну Катаев, абсолютно все немецкие самолеты-разведчики были на одно лицо. То же самое было на Западном фронте, где, например, все немецкие бомбардировщики называли "готами"... Ну, это как с автоматом МР-38, который по сей день называют "шмайсером"

Wasa: Observateur пишет: Дерзко снижались, столбиком уходили кверху, простреливали весь лес пулеметным огнем Ну J.I этого делать не мог даже в 18 году поскольку вследствии конструктивных особеностей имел крайне не важные характеристики пикирования и скороподъемности. Что касается пулеметного обстрела то данный аппарат имел турельный пулемет и иногда станавливали батарею из одного - двух пулеметов под фюзеляжем под углом вперед-вниз. Так что пикировать ему не надо было, да и бом нес он не более 50 кг. Тоже самое касается и других самолетов этого класса. К тому же подобные аппараты на восточном фронте немцами не использовали (по крайней мере данных таких нет).

Observateur: Wladyslaw пишет: Разумеется, и здесь, и у Вас, речь идет не о "Голубе" Этриха, а о более поздних "Альбатросах - Ц", имевшие похожую форму крыла. Да, я тоже склонен думать, что это "Альбатросы". Их-то уж было достаточно для того, чтобы летать "стайками"... Wasa пишет: Ну J.I этого делать не мог даже в 18 году К сожалению, я информирован меньше Вашего, поэтому и появилось столь невероятное предположение. Конечно, вряд ли J.I могли отправлять на Восток. Но вот с чего автору померещилась "броня" на самолете? Надо думать, за нее был принят обыкновенный алюминиевый капот, который, вероятно, замечался благодаря блеску. Плюс к этому - малая уязвимость аэропланов для ружейно-пулеметного огня. Очевидно, это породило представление о броне...


Wasa: Observateur пишет: вряд ли J.I могли отправлять на Восток Не совсем так "пехотники" были в составе ВВС Польши и от них же в составе авиации УНР (но это уже в 1919-1921 г.г.)Observateur пишет: Надо думать, за нее был принят обыкновенный алюминиевый капот, который, вероятно, замечался благодаря блеску. Часть самолетов того времени имели алюминевый капот (в любом случае вполне обычное дело для того времи). А вот Альбатрос J.I как раз не имел защиты двигателя.

Fruckt: Observateur пишет: Сама книга (вернее, ее фактическая основа), несмотря на то что это роман, сомнений в достоверности не вызывает - автор с такими подробностями описывает военную жизнь артиллеристов, что он, несомненно, либо сам через это прошел, либо знал из первых уст. Так и есть - Лебеденко писал своего вольноопределяющегося (затем прапорщика) Кострова, пользуясь своей биографией. Александр Геврасович, в молодости студент одного из вузов Питера, весной 1915 года уходит добровольцем на фронт, так что книга поэтому получилась такой достоверной - её даже сравнивали с романами Ремарка.

Helden-Flieger: Observateur пишет: В книге А. Г. Лебеденко "Тяжелый дивизион" (написана в начале 1930-х гг.) есть упоминания о том, что с немецкой стороны под Крево и далее в направлении на Молодечно в 1916 и даже в 1917 (!) действовали самолеты "Таубе". Вот несколько цитат: "По утрам черные «таубе» носились над лесом. Дерзко снижались, столбиком уходили кверху, простреливали весь лес пулеметным огнем, били бомбами в перекрестки, с которых до света не успевали убраться застрявшие в грязи парки и обозы" (это о 1916 годе). А вот уже июнь 1917 г.: "Черные «таубе» каждый час небольшими стайками проходят на Молодечно". В моем представлении "таубе" - совершенно архаический самолет, который, особенно учитывая уровень технического оснащения немецкой авиации, вряд ли мог эксплуатироваться в этот период - ну, разве что, в учебных частях, вдали от фронта. Сама книга (вернее, ее фактическая основа), несмотря на то что это роман, сомнений в достоверности не вызывает - автор с такими подробностями описывает военную жизнь артиллеристов, что он, несомненно, либо сам через это прошел, либо знал из первых уст. Но вот это упоминание вызывает недоумение. Что именно "Таубе" и не могли там летать в это время, по-моему, очевидно. Но тогда вопрос, чем вызвана эта неточность в книге, в целом вполне достоверной. Причин может быть несколько. Или элементарная неосведомленность наших сухопутчиков о немецкой авиации (тем более, что гаубицы по самолетам не стреляют). Или то, что название "таубе" (возможно) еще с 1914 г. "приклеилось" к немецким самолетам вообще (так, насколько я знаю, и было, только с "Альбатросами", которыми называли у нас чуть ли не все двухместные бипланы-разведчки). Но тогда как узнать, какой именно тип самолета подразумевается здесь? Вообще описание вида и тактики этих самолетов (бронированный фюзеляж, мощное вооружение, полеты на низкой высоте, штурмовка пехоты и артиллерии) очень напоминает поздний "Альбатрос"-штурмовик (J 1), который, теоретически, уже мог применяться в тот период на столь важном участке фронта, как район Крево-Сморгонь. Словом, вопрос остается. Прошу высказывать свои версии! А вот я не считаю Таубе устаревшим самолетом. Во всяком случае нельзя называть устаревшими модификации Таубе созданные уже во время войны (Германиа Таубе, Румплер 4Ц, Хальберштадт Таубе, Джанин Таубе ).Они были оснащены элеронами и были современными самолетами. На восточном фронте они вполне могли применятся и в 1916, и даже в 1917 году. Последний Таубе списан с западного фронта летом 1916(!!!!!!!!!!) года. Ну а поскольку на фронте восточном служила в основном устаревшая техника, то следует предположить, что Таубе там оставались по крайней мере до конца 1916 (То же касается Альбатросов типа Б). Это сказано просто в защиту Таубе. А по поводу того что увидел автор этой книги - скорее всего это был Фоккер типа Е. Они применялись на восточном фронте вплоть до середины 1917 года.

Боб: Helden-Flieger Горячится не нужно, не было в 1917 году на русском фронте ни "аиндеккеров" ни "таубе" (в 1916) со стороны противника, а вот с нашей стороны трофейные "голуби" летать еще могли и в 1916 году.

Helden-Flieger: Утверждать ничего не буду, но мне попадались следующие сведения: "2 апреля 1917 г. летчик старший унтер-офицер Василий Смирнов и наблюдатель прапорщик Афанасьев вылетели на "Фармане-30" при крайне неблагоприятных атмосферных условиях для фотографирования позиций противника. На высоте 1800 м наш самолет был неожиданно атакован истребителем "Фоккер" и, не смотря на неравенство сил, вступил с ним в бой. Крайне рискованными маневрами летчик ставил аэроплан в такое положение, чтобы дать возможность наблюдателю открыть огонь по противнику. После взаимной перестрелки немецкий самолет улетел, а летчики, хотя "Фарман" и получил около 50 пробоин, продолжили фотографирование. За этот бой летчик Смирнов был награжден Георгиевским Крестом 2-й степени № 26645 приказом по войскам 1-й армии за №2859 от 27 мая 1917 г." (По материалам статьи "Фарманы в России", источник сайт "Оружие первой мировой войны") "Вот еще несколько эпизодов боев российских пилотов с "Фоккер Е". Двадцать седьмого июня 1916 г. летчики 4-го армейского авиаотряда Соловьев и Бруцевич после атаки "Фоккера" были вынуждены спуститься на территорию противника. Одиннадцатого июля того же года экипаж 3-го армейского авиаотряда штабс-капитан Беридзе и поручик Ртищев во время воздушной разведки вступили в бой с "Фоккер Е". Они пытались отстреливаться из пулемета, но на высоте 1200 м пуля противника попала в бензобак, и самолет загорелся. Летчики погибли, "смертью своей запечатлев содеянный ими подвиг",- так было написано в приказе по армии и флоту о награждении героев орденами Св.Георгия 4-й степени." (Интернет источник - статья "Русские соколы:были ли в Российском Императорском Военном Воздушном Флоте летчики-асы").

Helden-Flieger: Front-line inventory aircrafts of Western Front ("A" and "B" types) by P.M. Grosz А теперь, если принять во внимание что на Восточном фронте использовались аппараты в основном устаревшие, то некоторые выводы сами напрашиваются. Fokker "E" inventory 1915-1918 by P.M. Grosz Как Вы думаете, где применялись эти машины в 1917 году? Только на Восточном фронте...

E_Ushakow: Боб пишет: Горячится не нужно, не было в 1917 году на русском фронте ни "аиндеккеров" ни "таубе" (в 1916) со стороны противника, а вот с нашей стороны трофейные "голуби" летать еще могли и в 1916 году Да вообще то Эйндеккеры кажеться даже в двух разных частях (насколько я помню паралельно с Альбатросами D.II и Роландами) числились весной 1917 на Восточном фронте (другое дело, что возможно не воевали)

nikolai: А вот отрывок из книги бывшего прапорщика 34 КАО лётчика А. Туманского ПОЛЁТ СКВОЗЬ ГОДЫ: Ещё одну памятную встречу с немцем в воздухе нельзя, пожалуй, даже назвать воздушным боем, так как противник, летевший на дряхлом "таубэ" за третьей линией своих окопов, не имел, по-видимому, вооружения. Дело происходило в дни нашего наступления при Керенском. Мы с летнабом Оптовцевым шли на самолёте "Форман-27" в районе Крево. Нам сразу же удалось зайти "таубэ" в хвост и с первой очереди сбить его. Немец круто спланировал и, ткнувшись в землю носом, перевернулся за Кревским кладбищем. (Это лето 1917 г.) В.Катаев вольноопределяющийся 64-ой артиллерийской бригады в 1916 г. распологавшейся у Сморгони (чуть южнее Крево) в своём ЮНОШЕСКОМ РОМАНЕ неоднократно упоминал "голубка" "таубэ". Под Сморгонью он служил в первой половине 1916 г.

nikolai: Пардон, Сморгонь чуть севернее Крево.

nikolai: А вот и "Фоккер" в этом же районе Лётчик подпрапорщик Изегов и наблюдатель подпоручик Филин, вылетев на патрулирование 4 июня 1917 г. были атакованы над Борунами (немного западнее Крево) немецким истребителем-монопланом "Фоккер Е III". После третьей атаки их "Ньюпор-XII"(зав.№1046) был сбит и упал... Это у В.Куликова "1-ый Корпусный в боях за Родину"

георгий: "Таубе" использовались активно в начале войны на Западе. Об этомом писал А. Игнатьев. "Таубе" ("Голубь") вполне мог использоваться на Востоке. К 1917-му это была уже устаревшая модель, но если Вы почитаете Гепнера (в т.ч.), то вся "вторичка" отправлялась на Восток. Новинки авиатехники в большей мере использовалась немцами на Западе, где война в воздухе шла куда более интенсивно, т.к. у союзников были для этого побольше возможностей, чем у россиян. Георгий

Боб: георгий В общем, привожу данные, что бы раз и навсегда покончить с этим. Немцы народ точный и скурпулезный, и технику свою считать умели. Так вот, согласно сводке "Нахитербладдта" на июнь 1916 года на балансе их ВВС числилось всего семь аппаратов класса "А" (невооруженные двухместные монопланы разведчики), из них один Альбатрос "Таубе", пять Фоккеров и один Рфальц. Думаю, что дальнейшие комментарии излишни.

георгий: Коллеги, Деревня Крево - это Сморгонский район Гродненской области. Там сохранились руины замка, где была заключена Кревская уния (против тевтонцев). Если кому-то там доводилось быть, то рядом с замком прямо на огородах крестьянских подворий сохранились германские дзоты, количество которых в Сморгонском районе (русском "Вердене") и по сегодняшний день никто сосчитать не в состоянии. Теперь о вышеупомянутых Борунах (Сморгонский район) Лигута в своей книге "Наша кровь под Сморгонью" описывая бой Ильи Муромца с четырьмя германскими истребителями, указывает, что якобы это была единственная потеря (в водухе) Муромцев за всю войну. И что погибший российский экипаж немцы похоронили на своем кладбище в Борунах и что это захоронение там до сих пор сохранилось. Года два назад я был на этом кладбище (за католическим монастырем), но там только немцы... Кстати у Муромцев была еще одна боевая потеря (под Барановичами, Брестская область, Беларусь).

Боб: георгий пишет: Теперь о вышеупомянутых Борунах (Сморгонский район) Лигута в своей книге "Наша кровь под Сморгонью" описывая бой Ильи Муромца с четырьмя германскими истребителями, указывает, что якобы это была единственная потеря (в водухе) Муромцев за всю войну. И что погибший российский экипаж немцы похоронили на своем кладбище в Борунах и что это захоронение там до сих пор сохранилось. Года два назад я был на этом кладбище (за католическим монастырем), но там только немцы... Вот эта могила: http://aviaww1.forum24.ru/?1-7-20-00000015-000-0-0-1193246875 Кстати у Муромцев была еще одна боевая потеря (под Барановичами, Брестская область, Беларусь). Вот все известные случаи: http://alexww1.livejournal.com/2261.html?style=mine

nikolai: Боб пишет: вышеупомянутых Борунах (Сморгонский район Кстати, мне кажется, это не Сморгонский р-н, а Ошмянский. Там проходил бой. Упал же "ИМ" уже в Сморгонском р-не. Они граничат примерно в этом месте. Полковник запаса Владимир Николаевич Лигута действительно сделал очень много при поисках могилы и увековечевании места гибели экипажа.

георгий: Признаю ошибку - Боруны это Ошмянский район (25 км от Сморгони). Кстати Лигута не полковник запаса, а генерал-майор. Он открыл неплохой музей по ПМВ в Сморгони. Весной он еще не был открыт - шел ремонт в новом здании.



полная версия страницы