Форум » Восточный фронт » Кто атаковал Илью Муромца? » Ответить

Кто атаковал Илью Муромца?

Vasiliy: Читаю сейчас книгу Никольских по ИМ. Там описывается как разозленные немцы специально послали против ИМ 3 истребителя, которые его заметно покоцали. Это было в июле 1915. Какие это интересно были истребители? У немцев же только-только Фоккеры появились? Или это очередная легенда?

Ответов - 4

Ustas: Наступление противника на Варшаву и близость фронта вынудили Эскадру начать эвакуацию в Лиду. Всего было собрано 8 кораблей (I, II, IV, V, VI, VIII, X и один учебный). Перед отъездом из Яблонны «Муромцы» (Лаврова, Панкратьева и Алехновича) в начале июля выполнили по два боевых вылета, сбросив метательные стрелы и бомбы на наступавших немцев. 5 июля корабли перелетели в Марковшизну, затем в Белосток, и 14 июля собрались в Лиде. Вернёмся в расположение 3-й армии, где действовали два корабля Эскадры. Именно здесь впервые немецкие самолёты решились напасть на «Илью Муромца». Встречи в воздухе были и раньше, но немцы предпочитали не связываться с русскими «Ризефлюгцойгами». Ранним утром 5 июля 1915 года корабль «Киевский» вылетел из Влодавы с заданием произвести разведку и попутно бомбометание. На борту находилось четыре человека, 15 бомб (десять пудовых и пять 25-фунтовых), 12 зажигательных снарядов. Так как серьёзных встреч с неприятельскими аэропланами не было, авиаторы предпочитали брать больше бомб и горючего, нежели пулемётов. В этот раз вооружение составляли ружьё-пулемёт «Мадсен» и карабин с общим боезапасом 260 патронов. К северо-западу от Унува был обнаружен аэродром с семью самолётными палатками, на которые было сброшено пять бомб. Остальные бомбы и снаряды метали в другие цели: на станцию Любич и обозы у станции Белжец. При возвращении домой, над Шебржешиным на высоте 3200—3500 метров «Киевский» был атакован немецкими аэропланами. Первый немец (двухместный «Альбатрос»), обладая большей скоростью, быстро обогнал корабль и оказался метров на 50 выше с правой стороны спереди. Немецкий наблюдатель сразу открыл огонь. В ответ штабс-капитан Наумов с центроплана ответил из «Мадсена». Вольноопределяющийся Лавров стрелял из карабина. Точной очередью первого немца, выпушенной почти в упор, были пробиты оба верхних бака с бензином, фильтр правой группы моторов, радиатор второго мотора, перебиты обе бензинопроводные трубки левой группы моторов, стекла передних окон правого борта. Поручик Баш ко был ранен в голову и ногу, как выжил Наумов, бывший с пулемётом между баков — загадка. Из-за перебитых бензинопроводов левой группы моторов полёт корабля продолжался на двух правых «Аргусах». Закрепляя успех, немец зашёл с левого борта «Киевского», но атака была отбита огнём из ружья-пулемёта и карабина. «Альбатрос» резко повернул направо и с громадным креном пошёл на снижение по направлению к Замостью. Наумов успел расстрелять из «Мадсена» один магазин из 25 патронов. После смены магазина, на 16-м выстреле пулемёт заклинило и стрельба стала невозможной. Фактически корабль остался безоружным, не считая карабина. Тем временем в каюте поручик Смирнов и вольноопределяющийся Лавров по очереди закрывали руками пробоины в фильтре правой группы, чтобы сохранить оставшийся в баках бензин. Вслед за первым, появился второй немец, который, к счастью дал только одну очередь, пролетая выше и левее «Киевского», видимо опасаясь быть сбитым, и не зная о том, что пулемёт на «Муромце» заклинило. Одна из выпушенных им пуль попала в маслобак второго мотора. Уже на подходе к линии фронта корабль с большого расстояния был обстрелян третьим «Альбатросом», который также находился слева и выше. Теряя безопасную высоту, «Киевский», обстреливаемый ещё и артиллерией, с уже отказавшими правыми моторами, смог спуститься в нескольких верстах от города Холм у деревни Городище. При посадке на болотистом лугу израненный корабль был подломан, после этого приключения корабль «Киевский» (№ 150), много работавший на фронте, списали. По немецким данным «Киевский» был атакован аппаратами «Альбатрос» В.II из полевого авиационного отряда (FFA21). Один из повреждённых германских аэропланов вынужденно сел у аэродрома близ Замостья. Хайрулин М. «Илья Муромец». Гордость русской авиации — М.: Коллекция: Яуза: ЭКСМО, 2010. - 144 с: ил.

Vasiliy: Спасибо. Все понятно. А то - истребители, истребители.

Piligrim: Чтобы не плодить тем о сбитых «Муромцах» напишу здесь. В общем вопрос об отчете немецкого пилота Вольфа, якобы сбившего «Илью Муромца ИМ-XVI» в сентябре 1916г.. Приводить весь его текст я думаю не имеет смысла так как большинство интересующихся ЭВК читали книгу К.Н. Финне. Впервые столкнулся с тем что кое кто то считает это описание боя с немцкой стороны более поздней вставкой в книгу, написанную нашими современниками. Вместе с тем достаточно уважаемые авторы в целом приводят описание этого боя имено от отчету. Пример - та же крайняя книга по “Муромцам” Марата Хайрулина. Просто интересно узнать Ваши мнения.


Боб: Отчет, Вольфа, не сомненно, важен как свидетельство непосредственного участника этих событий, но это не лишает его налёта некоторой тенденциозности. Если верить последнему, он со своим пилотом атаковал "16-й корабль" исключительно в одиночку, а экипаж Макшеева вёл себя так, будто был набран из слепых и глухих. Это обстоятельсто более чем странно. Я передполагаю, что причина тут кроется в особенности вооружения самолета атаковавших. Дело в том, что Вольф, буквально накануне получил в свое распоряжение новенький Авиатик Ц.I, в отличиии от своих собратьев по классу Альбатроса и Эль-Фауге, его конструкторы сохранили прежнюю схему расположения экипажа с местом наблюдателя в передней кабине. Это обстоятельство, позволяло тому же Вольфу иметь возможность обстреливать своих оппонентов в передних секторах не возможных для других типов германских вооруженных двухместных машин. Судя по всему, экипаж Муромца проигнорировал приближение аппарата Вольфа, так как считал, что он еще не вышел на позицию, где возможен обстрел их корабля (самолет Вольфа нагонял ИМ XVI), предпочитая сосредоточить внимание на потециально более опасных противниках.



полная версия страницы