Форум » Восточный фронт » Черноморская гидроавиация » Ответить

Черноморская гидроавиация

pz.kpfw: кое какие мои выписки из РГА ВМФ 31 марта 1914 года гидроаэроплан системы Моран Сольнье №14 во время бросания бомб на склад боевых запасов в г.Атин был поврежден ружейным огнем после чего были пробиты задний и правый поплавок спустя 30 мин после посадки на воду гидроаэроплан от зап водой задн попловка погрузился хвостом вводу, а спустя 15 минут затонул несмотря на все меры сопровожд его мининоносец поставить аппарат в прежнее положение не удалось стоимость аппарата 15011р 9дек 1914 года кертисс №10 авиационного кондуктора Чернявого совершенно разбился Аппарат стоимостью 7000 р 20 янв 1914 кертис №5 мичмана Светкухина погибшего совершенно разбился. 7743р 75 копеек Акт №1485 31марта 1915 испытание двух гидропаэропланов произв фирмой Щетинина моторы №3877 и 3811 пропеллеры 3939 и 3923 комиссия председательством К1р Геринга 21окт 1914 моран сольнье №12 под управлением мичмана Ламанова в следствие поломки мотора приземлился на вру и в звбь и вытаскивании поврежден но будет восстановлен Кертисс № 7 под управлением мичмана Корниловича совершенно разбился 2окт 1914. мотор пригоден к дальнейшей службе Кертисс№3 совершенно разбился под упр лейт Качинского после падения 28сент 1914 комиссия под председательством Геринга от 11 февраля 1915 рекомендует принять Кертисс без испытания №25 и 26 а 22,23 и 24 после испытания принять в казну 8июля 1915/дата документа а не доставки все лодки по наряду командира петроградского порта от27мая 1915 №18175/ Доставлены в Севастополь Морской тип 5 за №317 и 318 без моторов и винтов 21 июля 1915 в Сев морской 5 322 323 324 325 326 327 без моторов 18июля морской-5 319,320,321 4авг 1915 м-5 316,328,329 1мая 1915 утонул кертисс №6 под управлением лейт Лучанинова Комиссия по приемке гидроаэропланов назначенная приказом командиром петроградского порта от 2мая 1915 за №245 и от 30 мая №301 председатель комиссии старлейт А.Тучков Представитель фактического контроля К.Пигулевский Присутствовал Контр-Адмирал в отставке Иванов Рекомендованы к принятию в казну 1 июня М-5 №316 вес пилот 170фунтов, пасс 185, бенз 240, масло 50, догрузка 27- всего 672ф =16пуд 32 фунта=275 кг Продолжительность полета 16мин, набор 500м за 7.5мин испытывалась 1июня 1915 №317испытывалась 16 июня №318 16 №319 20 №320 23 №321 23 №322 24 №323 30 №324 /на этом и следующих двигатель гном моносупап 100 лс, винт Шовьера д 2.6 м шаг 1.9 / 10 июля нагрузка 300кг №325 2июля №326 1 №327 10 №328 7 №329 14 №330 ?

Ответов - 120, стр: 1 2 3 4 5 6 All

Nixon: С турецкого сайта: "находящийся в ВВС Турции самолет Григоровича М-5 был захвачен после совершения вынужденной посадки в апреле 1918 года в районе Трабзона. У русских он числился под названием "Морской-31". В настоящее время этот самолет выставлен в музее авиации в Ешилькёе (Стамбул)". Суда по отсутствию номера учета, в ВВС Турции этот самолет не использовался.

nikolai: Igor пишет: три российские летающие лодки (№140,159,161) были сбиты. Все три из партии 28-и М.9 (Тактические номера 137 -165), принятых Черноморским флотом с января по апрель 1917 г. А всего с января по июль 1917 г. принято 84 летающих лодки (М.5, М.9, М.11, М.15). Это у Дуркоты.

Igor: Schmidt и Lommatzsch совершили посадку рядом с русским самолётом который был подбит и вынужденно приводнился, после того как в бою по нему было выпущено 50-60 пуль. Подрулив к летающей лодке, они хотели взять её на буксир, но русский экипаж отказался бросать им линь. Чтобы избежать столкновения немецкий экипаж заглушил двигатель. Они легли в дрейф и безуспешно пытаясь снова запустить его. На севере и востоке был слышен звук боя. Приблизительно в 14.00 они увидели пролетевший на запад русский самолёт. Вскоре появилась летающая лодка (возможно та же самая), которая приближалась к ним двигаясь по поверхности воды. Она взлетела и летя на очень низкой высоте открыла огонь с 80 метров. Ответным огнём экипаж 819-го заставил русских приводниться. Выпустив ещё несколько очередей немцы заставили замолчать пулемёт русских. Примерно через десять минут немецкому экипажу удалось запустить двигатель. Они подрулили к русской летающей лодке №159 и взяли её экипаж на борт. Русские пытались утопить и поджечь из ракетницы свой самолёт. Тяжело загруженный немецкий самолёт взлетел, но смог улететь не очень далеко. На самолёте был пробит основной топливный бак, а бензина в напорном хватило ненадолго. Примерно в 10 милях к востоку от Тузлы (Tuzla) он совершил вынужденную посадку. Schmidt и Lommatzsch отсоединили законцовки крыльев, чтобы уменьшить риск опрокидывания. Ветер сносил их на запад. Тем временем Friedrichshafen №886 атаковал бомбами русские корабли, было отмечено попадание в ют одного из крейсеров. Вскоре его экипаж обнаружил на поверхности воды 819-й и две летающие лодки №159 и №140, и пошёл на посадку. Сразу после того как 886-й опустился на воду 819-й запустил двигатель и взлетел с пленённым экипажем 159-го на борту. Разобравшись, что 159-й покинут и тонет, экипаж 886-го начал двигаться к № 140, намереваясь взять в плен русских. Эта попытка была прервана подходом русского эсминца, который открыл шквальный огонь. 886 взлетел и примерно в 17.30 члены его команды обнаружили дрейфующий 819. Они снова приводнились, взяли 819 на буксир и двинулись на Констанцу. Примерно в 18.00 в Дуинги из Констанцы поступил запрос на оказание помощи по защите от русских кораблей захваченных пленных. Самолёт №835 поднялся в воздух в 18.37. В 15 милях восточнее Дуинги он атаковал два русских эсминца, добившись попадания бомбы в корму одного из них. После атаки он направился в Констанцу. Насыщенный событиями день подходил к концу. В 19.20 860 буксировавший 161-го с его экипажем на борту появился возле Констанцы. Русская летающая лодка с её экипажем на борту была переданы подошедшему мотоботу. Вылетевший из Дуинги 835 в 19.34 совершил посадку в Констанце. У него был повреждён пулемёт и правый поплавок. Ремонта было примерно на день работы. Недалеко от Констанцы у 886-го тащившего на буксире 819 с двумя русскими пленными закончилось топливо. К счастью они встретили моторную баржу, которая привела их всех в порт в 20.00. Русский пилот, лейтенант Михаил Сергеев был ранен в плечо, его немедленно доставили в госпиталь. Наблюдатель, старший унтер-офицер Тимофей Тур был взят под стражу. Летающая лодка №161 и экипаж совершивший на её борту долгое путешествие в плен была приведена в порт в 20.30. Пилот, мичман Шустров был серьёзно ранен двумя пулями в ногу и отправлен в госпиталь. Командир авиационной станции лично сопроводил наблюдателя, прапорщика Семёна Ивановича Карпова в отель Континенталь, где он пробыл в плену первое время. Раненые русские офицеры были официально взяты под стражу на следующий день. Два из шести базировавшихся в Констанце самолёта были повреждены и требовали ремонта. 885 был отремонтирован за полдня. Ремонт 819 занял четыре дня. Механики станции провели капитальный ремонт двигателя и установили новый радиатор. 835 с экипажем Ltn.von Buddenbrock (п)/Flugmeister Schauer(н) после ремонта поплавка вылетели в Дуинги на следующий день. После разбора событий этого длинного дня, Schmidt и Lommatzsch были засчитаны две победы, Starke зачли одну. Из статьи «Experience, Fortune and Planning: The German Accounts of the Black Sea and Baltic Naval Aerial Combats of 18 May 1917» by Ron Kintner. Журнал OtF vol.13-3.


nikolai: Nixon пишет: У русских он числился под названием "Морской-31". Nixon Если 31 - это тактический номер, то машина очень старенькая . Первая из первой партии М.5 (19 машин) полученных в августе - сентябре 1915 г. Что лодка столько продержалась, - маловероятно? Тогда, что они имеют ввиду под номером 31?

nikolai: Очень интересно Igor . Спасибо. Всё как-то очень непредсказуемо было вплодь до последнего момента. Если бы не раненые? Морлёты старались. А продолжение будет?

pz.kpfw: Вот про Трапезундский эпизод очень интересно. Смотрите - я немного эту тему копал в РГА ВМФ. В Трапезунде из наших базировалось - гидроавиационный отряд, подчиненный непосредственно начальнику военного порта(в доках пишется как "командир Трапезунда") и два наших вспомогательных крейсера Дакия и Король Карл, несущие самолеты. 28 января 1918 Дакия покинула Трапезунд, Король Карл раньше. В феврале началась демобилизация ЧФ и прекращение боевых выходов в море. Наши полностью ушли из порта где-то в марте. Но всё забрать из снабжения не смогли, телеграфная переписка по этому поводу(оставление порта и эвакуация плавсредств и материальной базы порта и армии) как раз мною просматривалась. а тут. Nixon пишет: самолет Григоровича М-5 был захвачен после совершения вынужденной посадки в апреле 1918

pz.kpfw: Igor пишет: Из статьи «Experience, Fortune and Planning: The German Accounts of the Black Sea and Baltic Naval Aerial Combats of 18 May 1917» by Ron Kintner. Журнал OtF vol.13-3. Спасибо! Интересно! Вот только в нашем отчете про этот бой(2 страницы) написано, что корабли ЧФ вели сильный заградительный огонь, и вражеские гидро опасаясь его, кидали бомбы с большой высоты, и ни разу не попали, хотя близкие разрывы были. "Врут как очевидцы"(с)

Ustas: В апреле 1918 г. все объекты морской авиации оказались в руках германских, австро-венгерских и турецких оккупантов. (По оперативным данным, уже в марте захватчики вошли в Николаев, в апреле — в Севастополь, Одессу, Трапезунд и Ризе, в мае — в Керчь и Сухум, в июне — в Новороссийск и Поти, в июле — в Батум, в августе — в Туапсе. В этот же период Россия потеряла Мариуполь, Херсон, Таганрог, Бердянск, Феодосию, Евпаторию и Ялту — все значимые порты и гавани Черноморско-Азовского театра.) Почти никакого интереса к трофейному имуществу проявлено не было, хотя турки и немцы использовали по одной летающей лодке да кроме того что-то еще — скорее всего из моторов — отправили или намеревались отправить в Германию. Турецкий гидроотряд стоял в Батуме, а германские поплавковые самолеты видели в Севастополе, Одессе и Керчи. Австрийцев не «волновали» ни трофеи, ни организация воздушного наблюдения над морем, что помогло части бывшего 1-го (или 3-го) дивизиона Воздушной дивизии благополучно «пересидеть» оккупацию в Одессе. В конце 1917 г. два его отряда находились в Сулине, откуда в поздних числах января 1918 г. летающие лодки ретировались в Отарик и присоединились к уже имевшимся там, а сухопутные истребители перелетели в Одессу. При эвакуации Одессы в марте 1918 г. дивизион не тронулся с места. Личный состав охранял и чинил имущество, мирно сосуществуя с иноплеменной властью. В конце сентября 1918 г. истребители улетели на Дон, а два гидроотряда дождались-таки ухода иноземцев в ноябре того же года. После себя германцы и австрийцы оставили от 14 до 20 морских самолетов, служивших им ранее. Следом за оккупантами явились интервенты — англичане и французы. Началось формирование частей Добровольческой армии. У морской авиации Черноморского флота возник шанс на возрождение. После обследования баз в марте 1919 г. удалось обнаружить только десяток пригодных летающих лодок в Севастополе и около восьми — в Одессе. Все аппараты требовали серьезного ремонта, а потому брошенные оккупантами машины представляли особую ценность. А.О.Александров. "Победы, потери..."

pz.kpfw: Значит появляется другая версия захвата летающей лодки. Турки взяли Трапезунд и нашли изношенный ГСМ что наши не эвакуировали за низкой ценностью. Насчет любого полета в апреле 1918 лодки я очень сомневаюсь.

Nixon: Я думаю легче туркам запрос кинуть в музей, может отпишуться, по № ГСМ

Nixon: 2 nikolai: Согласен, они указывают, что лодка старая. На сайте музея помимо фото размещена информация: Дата производства - 1914, дата передачи в эксплуатацию - 1914, № не указан click here

pz.kpfw: Nixon пишет: Дата производства - 1914, дата передачи в эксплуатацию - 1914 Прототип М-5 был собран в апреле 1915 года И турки точно вносили изменения в конструкцию - нос странный сильно/возможно это музейная реставрация/

nikolai: Да уж, постарались.

nikolai: Nixon пишет: С турецкого сайта: "находящийся в ВВС Турции самолет Григоровича М-5 был захвачен после совершения вынужденной посадки в апреле 1918 года в районе Трабзона. А вот М.Маслов в "Русские Самолёты 1914-1917", - пишет: ...Ещё один экземпляр в результате боевых действий достался Турции, где сохранился до наших дней в авиационном музее... И, никакой вынужденной посадки не упоминает. Хотя трудно сказать, что он имеет ввиду под боевыми действиями?

Nixon: 2 nikolai: Кинул запрос в музей по заводским номерам, а также инфе, о том, как конкретно этот самолет попал к туркам. Я так думаю, учитывая бардак в османской армии тех времен, что кто-то из героических аскеров просто приукрасил обстоятельства попадания этой лодки к ним. Музей тоже вряд-ли целенаправленно занимался историей именно этого экземпляра, учитывая времена холодной войны. Поэтому и указали сведения на музейном сайте, те, которыми располагали. Более авторитетный сайт с моей точки зрения - TAYYARECI.COM, его ведет группа администраторов - исследователей авиации Турции, более правильно указывает, что выпуск этой модели начат в 1915 году и продолжался до 1923 года. Подождем ответа из музея , хотя по опыту знаю, что они ребята тяжелые на подъем и на скорый ответ надеяться не стоит.

nikolai: Nixon пишет: они ребята тяжелые на подъем и на скорый ответ надеяться не стоит. Как и все южане. Однако, подождём.

pz.kpfw: из сравнительно недавно вышедшей моей работы по боевым катерам ЧФ в ПМВ к сожалению это еще из черновика так как последнюю отредактированную версию куда-то зарыл и не нашел "13 сентября 1916 сторожевой катер № 324 находящийся под распоряжением штаба начальника отряда судов особого назначения был послан к маяку Тузла оказать помощь севшему нашему гидроаэроплану № 113. Подойдя к мысу Тузла командир катера заметил, что направляющийся в этот же район эсминец Завидный маневрирует, уклоняясь от атак неприятельского гидроаэроплана летавшего на высоте около 1000 метров, над находящимся на воде нашим самолетом №113. Подойдя к аппарату катер снял пилотов лейтенанта Крыгина и прапорщика Роткевича. В это время рядом с катером разорвались четыре бомбы. Видя, что неприятельский аппарат возвращается, катер временно отошел, неприятельский аппарат же сбросил по катеру еще 10 бомб и направлением к берегу. Подойдя вторично к нашему аппарату с катера было замечен второй неприятельский гидроаэроплан, который сбросил по катеру и гидроаэроплану №113 еще 8 бомб. Катер взял на буксир самолет и благополучно привел на базу. " "26 апреля 1916 после налета немецких гидроаэропланов было сообщено из д. Оленьки, что слышны звуки работающего мотора в озере. Тотчас в море вышел посыльное судно Кинжал и легкий катер Сом. За островом Сахалин спланировал на воду один из четырех наших гидроаэропланов и подошедшим морякам сообщили о направлении, где должны быть немцы. В озере встречены посланные на поиски гидроаэроплана катера № 312 и № 316. Но противник обнаружен не был. "// это всё дунайский бассейн - и да там был о.Сахалин "25 октября 1916 № 321 под командованием прапорщика Тепфера вышел для преследования подбитого неприятельского гидроаэроплана. В 9 -35 аэроплан догнали, и огнем из пулемета сначала был вынужден сбавить ход, а затем остановиться, летчики аппарата были принуждены к сдаче, к самолету подошел №333 и взял на буксир. Можно предположить, что это был сбитый при налете на Сулин артогнем румынского крейсера "Elisabeta" и зенитных батарей FF-33H # 812 . Морской пилот Ltn.z.S. A.Lane и наблюдатель солдат H.Patan взяты в плен." "3 января 1917 один из катеров осуществлял буксировку к месту базирования 3 гидросамолетов М-9 выгруженных на воду с гидроавиатранспорта Император Александр I на Сулинском рейде."

pz.kpfw: 1917 отчет за март. Гидроавиация Восточной части ЧМ, 5-ый воздушный дивизион. Совершил разведочных и тренировочных полетов. В Сухум - 34 часа 26 мин, в Батум - 16 часов 50 минут, в Ризе 23 часа 30, в Платан 56 ч. 8 мин. 2 февраля разрушило штормом ангар и два аппарата в Сухуме. 5 февраля при буксировке в зыбь погиб аппарат № 81. Прибыли летчики прапорщик Колбасьев, у-о Головинский и наблюдатель поручик Мих. Корсаков. Бежал летчик охотник Зайцев.

nikolai: Спасибо,pz.kpfw . Очень интетесно. pz.kpfw пишет: Бежал летчик охотник Зайцев. Наверно к туркам? С аппаратом или без? Если с аппаратом, то не тот ли, из турецкого музея? Турки, возможно, ошибаются говоря об апреле 1918 г. С уважением, Nikolai

pz.kpfw: nikolai пишет: Наверно к туркам? С аппаратом или без? Если с аппаратом, то не тот ли, из турецкого музея? Ничего больше не написано. Всё что было написал. Только по №81 есть доп сведения, но они по корабельной теме.



полная версия страницы