Форум » Восточный фронт » Черноморская гидроавиация » Ответить

Черноморская гидроавиация

pz.kpfw: кое какие мои выписки из РГА ВМФ 31 марта 1914 года гидроаэроплан системы Моран Сольнье №14 во время бросания бомб на склад боевых запасов в г.Атин был поврежден ружейным огнем после чего были пробиты задний и правый поплавок спустя 30 мин после посадки на воду гидроаэроплан от зап водой задн попловка погрузился хвостом вводу, а спустя 15 минут затонул несмотря на все меры сопровожд его мининоносец поставить аппарат в прежнее положение не удалось стоимость аппарата 15011р 9дек 1914 года кертисс №10 авиационного кондуктора Чернявого совершенно разбился Аппарат стоимостью 7000 р 20 янв 1914 кертис №5 мичмана Светкухина погибшего совершенно разбился. 7743р 75 копеек Акт №1485 31марта 1915 испытание двух гидропаэропланов произв фирмой Щетинина моторы №3877 и 3811 пропеллеры 3939 и 3923 комиссия председательством К1р Геринга 21окт 1914 моран сольнье №12 под управлением мичмана Ламанова в следствие поломки мотора приземлился на вру и в звбь и вытаскивании поврежден но будет восстановлен Кертисс № 7 под управлением мичмана Корниловича совершенно разбился 2окт 1914. мотор пригоден к дальнейшей службе Кертисс№3 совершенно разбился под упр лейт Качинского после падения 28сент 1914 комиссия под председательством Геринга от 11 февраля 1915 рекомендует принять Кертисс без испытания №25 и 26 а 22,23 и 24 после испытания принять в казну 8июля 1915/дата документа а не доставки все лодки по наряду командира петроградского порта от27мая 1915 №18175/ Доставлены в Севастополь Морской тип 5 за №317 и 318 без моторов и винтов 21 июля 1915 в Сев морской 5 322 323 324 325 326 327 без моторов 18июля морской-5 319,320,321 4авг 1915 м-5 316,328,329 1мая 1915 утонул кертисс №6 под управлением лейт Лучанинова Комиссия по приемке гидроаэропланов назначенная приказом командиром петроградского порта от 2мая 1915 за №245 и от 30 мая №301 председатель комиссии старлейт А.Тучков Представитель фактического контроля К.Пигулевский Присутствовал Контр-Адмирал в отставке Иванов Рекомендованы к принятию в казну 1 июня М-5 №316 вес пилот 170фунтов, пасс 185, бенз 240, масло 50, догрузка 27- всего 672ф =16пуд 32 фунта=275 кг Продолжительность полета 16мин, набор 500м за 7.5мин испытывалась 1июня 1915 №317испытывалась 16 июня №318 16 №319 20 №320 23 №321 23 №322 24 №323 30 №324 /на этом и следующих двигатель гном моносупап 100 лс, винт Шовьера д 2.6 м шаг 1.9 / 10 июля нагрузка 300кг №325 2июля №326 1 №327 10 №328 7 №329 14 №330 ?

Ответов - 120, стр: 1 2 3 4 5 6 All

nikolai: pz.kpfw пишет: 31 марта 1914 года гидроаэроплан системы Моран Сольнье №14 во время бросания бомб на склад боевых запасов в г.Атин был поврежден Простите великодушно, не специалист. Что это за аппарат, и почему ещё до войны начал бросал бомбы на склад?

nikolai: Ну, наверное "Моран-2/ Морис Фарман". Но почему до войны начал бросать бомбы?

pz.kpfw: увы я сильно не в теме. просто встретилось я посчитал ценным и выписал. Документ подлинный,всё что запостил почти прямая цитата, из фонда Черноморской воздушной дивизии РГАВМФ


nikolai: Cпасибо. Очень интересные выписки: 31 марта 1914 г Возможно опечатка в дате.? pz.kpfw пишет: 7743р 75 копеек Цены, однако, вплодь до копеек. А среди упомянутых двое впоследствии удостоены Георгиевского Оружия. Корнилович -Бомбил Зангулдак 24.01.1916. Качинский - в ночь с 29 на 30 августа 1916 г. совершил налёт на Варну. Так, что они "ущерб" вполне отработали. А упомянутый "Моран Сольнье №14" - вероятно один из трёх "Моран 2" в 1913 г. купленных во Франции для авиации Чёрного моря. По словам Г.Ф. Петрова в "Гидросамолёты и Экранонланы России",- все три участвовали в боевых действиях.

nikolai: Март-апрель 1916 г.Высадка пластунских бригад в Ризе. Тем временем разворачивалась операция по переброске подкреплений в Ризе. ... В непосредственном охранении конвоя находились гидроавиатранспорты "Алмаз", "Николай I" и "Александр I". Высадка должна была осуществляться при содействии кораблей Батумского отряда и авиации с авиатранспортов. "Алмаз" нёс три гидросамолёта, остальные авиатранспорты - по семь. (стр.678) Транспорты, выстроенные в одну длинную колонну, шли медленно, обстановка в районе считалась напряжённой... Самолёты с "гидрокрейсеров" вели разведку и обеспечивали боевое охранение. (стр.679) Утром 7 апреля... с 4 часов 45 минут гидросамолёты конвоя попарно осуществляли патрулирование района высадки... (стр.679) Высадка войск с транспортов закончилась к 17 часам... Корабли ушли, а четыре гидросамолёта с авиатранспорта "Николай I" были переданы приморскому отряду для формирования собственной авиагруппы. (стр.680) Утром 15 апреля части Приморского отряда продолжали наступление, выйдя к реке Янук-Дереси. С моря войска вновь поддерживали броненосцы, ведущие огонь по отступающим турецким коллонам... Одновременно гидросамолёты из Ризе вели разведку расположения противника и изредка сбрасывали на его войска мелкие бомбы. (стр.681) Для усиления поддержки войск в Батум перевели авиатранспорт "Алмаз". Кроме того, на Батум, Ризе, и Трапезунд постоянно базировались... и два отряда гидросамолётов. (стр.683) Источник: Н.Г.Корсун Кавказкий фронт первой мировой войны.В.Гончаров Действия Приморского отряда Кавказкой армии.act Транзит книга Москва 2004

nikolai: В 1916 г. русский флот был на втором месте в мире по колличеству авианесущих кораблей, после британского. Причём по эффективности и агрессивности превосходил последний. Для проведения операций у турецких и болгарских берегов в 1915-16 г. Черноморский флот создал первую в мире боевую группу из основных и авианесущих кораблей, когда основные подчинялись авианесущим, как основной ударной силе. (стр 22-23) A.Durkota, T.Darcey, V.Kulikov, The imperial Russian Air Service, Flying Machines Press

pz.kpfw: посчитаем. БФ Орлица ЧФ Кагул,Алмаз,Император Николай I, Император Александр III, Румыния,Дакия,Император Траян, Король Карл. еще кое какие хотели переделать типа Владимира. Сегодня читал переписку по борьбе с пл на ЧФ летом 1916, для самолетов делали специальные противолодочные бомбы и гидроавиатранспорты использовали для поиска и защиты от пл. Один раз самолет спущенный с ЕМНИП Николая 1 отогнал пл противника. была у меня по ним статью написать мысль

Svoyskiy: Вопрос по самой первой записи. Какие и с кем велись боевые действия в марте 1914 года?

Svoyskiy: и ещё мотора приземлился на вру и в звбь и вытаскивании - как это понимать?

pz.kpfw: Svoyskiy пишет: Какие и с кем велись боевые действия в марте 1914 года? так в документе, рапорте о потере самолета Svoyskiy пишет: как это понимать вот так, это с моего электронного черновика-опечатки "в следствие поломки мотора приземлился на воду и в зыбь и вытаскивании поврежден но будет восстановлен"

nikolai: pz.kpfw пишет: Один раз самолет спущенный с ЕМНИП Николая 1 отогнал пл противника Как я понимаю - пл -это подводная лодка? Вот некто Andrzej Olejko в статье Lotnictwo morskie w dzialaniach woennych w latach 1914-1918 / Lotnictwo 5/2007, утверждал, что, первый случай обнаружения и потопления пл авиацией - 15.09.1916 г. - на счету Австро-Венгерской морской авиации.Тогда потоплена французкая пл Foucault. Но уже в октябре 1916 г. русские летающие лодки М-5 с одного из отрядов Черноморского Флота затопили первую немецкую пл UB-7 в районе Севастополя. Не знаю на сколько это утверждение соответствует действительности, не специалист. А статью, если есть возможность, обязательно напишите.

pz.kpfw: из телеграфных сводок командования ЧФ 13 июня 1917 морской летчик Фоловинский и матрос Пепешко вылетели запад Батума для разведки, аэроплан во время полета получил повреждение-вырвало 2 цилиндра, самолет вынуждено сел на воду. Из стоек крыльев экипаж сделал весла и гребли к берегу 15 числа они замечены у поста Еросса и парусным судном доставлены в Батум

pz.kpfw: pz.kpfw пишет: обязательно напишите. надо рыть, и долго. материала дофигищи. Типа противолодочных бомб на вооружении самолетов- видел пару документов про данный девайс

nikolai: pz.kpfw пишет: надо рыть, и долго. материала дофигищи А кому как не питерским этим заняться. Архивы рядом. Вам и московским,- на периферии можно только позавидовать.

pz.kpfw: очень интересует пропавший без вести наш гидросамолет в июле 1917 в районе Севастополя-Балаклавы, дата пропажи и тип. помогиииите пожалуйста

nikolai: 21 мая 1917 г. в Румынии был захвачен невредимым русский М-9 №161. Ещё в Румынии потеряны в результате действий противника М-9 №№110,112 - даты неизвестны.

Wasa: Раз пошла такая пьянка может кто владеет информацией об организации корабельной авиации и всё таки какие корабли Черноморского флота реально использовали самолеты? У меня есть информация и фотографии только Александра, Николая, Румынии и авеанесущего крейсера Алмаз.

Igor: Герасимов В.Л. Создание отечественных авианесущих кораблей // Военно-исторические исследования в Поволжье. Выпуск 5. Саратов, 2003. http://august-1914.ru/gerasimov.html

Wasa: Igor пишет: Герасимов В.Л. Создание отечественных авианесущих кораблей // Военно-исторические исследования в Поволжье. Выпуск 5. Саратов, 2003. http://august-1914.ru/gerasimov.html То что нужно. Только «Король Карл», «Дакия», «Император Троян», «Принчипесса Мария» румынские корабли а фотографий нет, как и «Днепра». То чт крейсера оборудовались слышал, даже фото видел подъема кертиса на борт Кагула.

nikolai: http://evvaul.com/index2.php?option=com_content&do_pdf=18&id=150 И здесь малость

Wasa: Спасибо

pz.kpfw: nikolai пишет: 21 мая 1917 г. в Румынии был захвачен невредимым русский М-9 №161. это точно не то, июльская сводка и район Севастополя. Wasa пишет: То что нужно. статья косяк на косяке с Днепром непонятки, у меня сильные сомнения.Про Память Меркурия тоже. Принчипесса Мария - никогда не была носителем самолетов и практически сразу переобордована в сетевой заградитель. Wasa пишет: румынские корабли а фотографий нет именно с самолетами есть фото Алмаза Кагула Румынии Александра и Николая на остальные фото либо в составе ЧФ РИФ либо как параходов имеются валом просто даже в вики дакия,румыния,король карл.император траян http://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Naval_ships_of_Romania

pz.kpfw: 26 марта 1917. Гидросамолет авиации Черноморского флота под командой летчика лейтенанта Сергеева и при наблюдателе унтер-офицере Тур, получив при обстреле вовремя воздушной разведки над Босфором пулевую пробоину в бензиновом баке, из которого вытек бензин, вынужден был спланировать на воду в районе Деркоса (румелийский берег) вне видимости сопровождавших русских судов. Подобрав вернувшиеся самолеты и считая самолет лейтенанта Сергеева сбитым или захваченным, корабли ушли в Севастополь. Тем временем Сергеев и Тур, увидев невдалеке от себя турецкую шхуну, пользуясь остатками бензина, пошли на нее в атаку и, открыв огонь из пулемета, вынудили турок спешно оставить шхуну и на шлюпке бежать на берег. Захватив шхуну, летчики уничтожили самолет, предварительно сняв с него все ценные части, пулемет и компас, и, подняв паруса, пошли в Севастополь. После шестисуточного плавания, выдержав шторм и не имея провизии и почти без воды, летчики прибыли к Джарылгачской косе, где, дав о себе знать через пост СНиС, были приняты на высланный за ними миноносец

Сергей Климов: Вот это герои!

Igor: 5 мая 1917 фортуна отвернулась от героев. Во время налёта на Констанцу экипаж М.9 №159 М. Сергеев и Т. Тур были сбиты в воздушном бою и захвачены в плен. В этом же налёте были потеряны ещё две летающие лодки М.9.

Сергей Климов: Ну так, тож австро-венгры, хоть Констанца это румыны, австро-венгерские

Igor: Русские летающие лодки были сбиты немецкими морскими пилотами Ltn.z.S. Starke на Rumpler 6B1 №897 и Flugobermaat Schmidt (pilot) и Ltn.z.S.d.R. Lommatzsch (observer) на Friedrichshafen FF33H №819.

Сергей Климов: Ну так тем более не стыдно.

pz.kpfw: Igor пишет: 5 мая 1917 фортуна отвернулась от героев. Во время налёта на Констанцу экипаж М.9 №159 М. Сергеев и Т. Тур были сбиты в воздушном бою и захвачены в плен. В этом же налёте были потеряны ещё две летающие лодки М.9. из подневной сводки по ЧФ(РГА ВМФ) 5мая проведена разведка Констанцы два аппарата не вернулось летчики лейт Сергеев и у-оф Тур, по видимому взяты в плен. Судьба второго мичмана экипажа Шустрова и прапорщика Карпова не известна. 19 мая при налете на Сулин сброшена записка что Сергеев Шустров Карпов и Тур в плену. //всего потеряно 2 самолета установил что Император Траян один раз для рейда и разведки выйдя из Трапезунда взял на борт один гидросамолет.

nikolai: Подводя итог, выходит, что в Румынии потеряны М-9 №110,112,159,161.

Igor: pz.kpfw Да верно, потеряны были две летающие лодки. Экипаж М.9 №159 был взят в плен, их самолёт затонул. №161 был вместе с экипажем отбуксирован в Констанцу. Но ещё одна летающая лодка №140 пилот В. Р. Качинский, едва не стала ещё одним немецким призом. Немецкий самолёт приводнился рядом со 140-м совершившим вынужденную посадку после боя, с намерением захватить его, но подоспел миноносец "Лейтенант Шестаков", который отогнал немца и взял самолёт Качинского на буксир.

nikolai: А как там было с русским М-5 (Morskoy-31, как пишут турки), который вынужденно приземлился у Трабзона, был захвачен турками; - и сохранился до сих пор в авиамузее в Стамбуле???

Igor: nikolai М.5 № 39, 17 июля ( старого стиля) 1916г при перелете из Ризе в Трапезунд из-за навигационной ошибки совершил посадку у селения Элеу (63 км западнее Трапезунда) и был захвачен турками. Экипаж - пилот мичман (в другом источнике лейтенант) Владимир Юстинович Вильковский и механик унтер-офицер П.Бабак попал в плен. Летчик , после войны из плена вернулся. Судьба механика не известна.

nikolai: Igor , как всегда,- на высоте.

nikolai: Интересно, а не черноморское ли происхождение у М-15 из авиамузея Кракова?

Wasa: Опыты по подъему и спуску гидроплана «Кертисс» на крейсере «Кагул» 22 января 1914 г.

Боб: nikolai пишет: Интересно, а не черноморское ли происхождение у М-15 из авиамузея Кракова? Нет, это трофей Моонзунда.

Wasa: Боб пишет: Нет, это трофей Моонзунда. Так какое отношение борьба за эти острова имеет Польша?

nikolai: Во время 2МВ вместе с другими аппаратами берлинского авиамузея был отправлен для сохранения в Краков. Берлин сильно бомбили.

Wasa: nikolai пишет: Во время 2МВ вместе с другими аппаратами берлинского авиамузея был отправлен для сохранения в Краков. Берлин сильно бомбили. Наврядли, препарированный Junkers J.I торжественно погиб под бомбами союзников. Странно что немцам вообще оставили военные самолеты после ПМВ, пусть даже трофеи. Танки и бронемобили все отобрали.

Геннадий Нечаев: Wasa пишет: Странно что немцам вообще оставили военные самолеты после ПМВ А чисто гражданских в то время практически и не было. Им оставили довольно много демилитаризованных самолетов. Известны, например, LVG C.V/CIV которые достаточно долго,до конца 20-х работали на почтовых линиях или Halberstadt CL.IV который вообще до 36-го активно дожил

nikolai: Вот,что пишут о краковском М-15 сами поляки Egzemplarz M-15 o numerze R II C 262 zbudowany w roku 1917, trafił do eskadry fortecznej w Arensburgu na wyspie Ozylia (Saarema) w ufortyfikowanym Archipelagu Moosundzkim, broniącym dostępu do zatoki Ryskiej. Umocnione wyspy zostały zdobyte przez Niemców w wyniku operacji desantowej o kryptonimie "Albion" (10-24 października 1917 roku). W ręce Niemców wpadło 20130 jeńców, 141 dział i 10 samolotów ? w tym wspomniany egzemplarz. Testowany w Eskadrze Badań Samolotów Morskich w Warnemünde, trafił w końcu do Niemieckich Zbiorów Lotniczych w Berlinie. Porzucony wraz z innymi wrakami na terenie okupowanej Polski, odnaleziony w 1945 roku, w Коротко по русски: М-15 построен в 1917 г., потом, как и упоминалось на Балтике,захвачен немцами. Прошёл испытания и, наконец, попал в музей в Берлине.

nikolai: Извините, не в тему. Но если интересно о коллекции здесь http://www.muzeumlotnictwa.pl/zbiory.php?w=p&zb=samoloty

Wasa: Доолнение к фотография Кертессы на крейсере Кагул И еще немного не в тему рекомендую закачать монографию Воздухоплавательный крейсер "Русь" очень много информации о развитии воздухоплавания на нашем флоте.

pz.kpfw: Wasa пишет: И еще немного не в тему рекомендую закачать монографию Воздухоплавательный крейсер "Русь" очень много информации о развитии воздухоплавания на нашем флоте. ну почему же там и про гидроавиацию есть капельюшку и про ЧФ один из авторов Леша Емелин - издатель журнала Кортик и один из основателей одноименного форума, работник РГА ВМФ

Wasa: И про авиацию тоже, прситите забыл добавить. фото кстати от туда

pz.kpfw: Igor пишет: Да верно, потеряны были две летающие лодки. Экипаж М.9 №159 был взят в плен, их самолёт затонул. №161 был вместе с экипажем отбуксирован в Констанцу. Но ещё одна летающая лодка №140 пилот В. Р. Качинский, едва не стала ещё одним немецким призом. Немецкий самолёт приводнился рядом со 140-м совершившим вынужденную посадку после боя, с намерением захватить его, но подоспел миноносец "Лейтенант Шестаков", который отогнал немца и взял самолёт Качинского на буксир. там весьма сложная история в кратком изложении на 2,5 печатных листа что да как и почему с многими странностями. К сожалению поделиться не могу так как там участвовали интересующие меня фигуранты, а я не делюсь материалами над чем работаю... по докам точно можно сказать что в 1916-1917 именно как носители гидроавиации участвовали в боях на ЧФ Алмаз,И.Николай I, И.Александр I, Румыния, Король Карл и Дакия.

pz.kpfw: Память Меркурия с гидросамолетом/справа вверху/ http://u-boat-laboratorium.com/uploads/images/1-2011/084.jpg

Igor: pz.kpfw пишет: гидроаэроплан системы Моран Сольнье №14 Интересно, это действительно самолёт Моран-Сольнье, или как ранее писали в ветке Морис Фарман? На фото (в задней кабине барон Каульбарс) на носу виден логотип Моран-Сольнье. Это какая то мистификация или Моран-Сольнье, построил для России Морис Фарман?

Геннадий Нечаев: Для красоты прибили - с другого самолета. Например, с какого-нибудь особо удачного. Вообще - впервые вижу такую картинку с логтипом от "Морана".

Igor: Геннадий Нечаев пишет: Для красоты прибили - с другого самолета. Например, с какого-нибудь особо удачного. Ага, и ещё "ёлочку-дезодорант" под козырёк. Это действительно Morane-Saulnier, в разных источниках называют type D или type Biplan, первый полёт в 1912 году, готовили к гонкам в Монако, но скорость оказалась маловата. Слева - в Монако, справа в Черноморском флоте, Севастополь.

Геннадий Нечаев: Igor пишет: Ага, и ещё "ёлочку-дезодорант" под козырёк. Куклу-танцовщицу за 100 золотых - как на летающем маунте "Турбовертолет" в WoW. А вообще - это серийная машина, или нам тот самый гоночный аппарат достался?

Добролет: “Моран-2” (“Моран” двухпоплавковый, “Моран-Сольнье-биплан”) — трехстоечный биплан с форменным хвостом и двухместной гондолой с толкающей установкой двигателей “Гном” в 80 л с. или “Гном-Моносупап” в 100 л. с. Иногда его называли “Морис-Фарман”. В 1913 г. было приобретено три самолета для гидроавиации Черного моря. На них были совершены боевые вылеты в 1914—1915 гг. (Шавров т.1 Морские самолеты иностранного происхождения, применявшиеся в России) со ссылкой на источник - ЦГВМА, ф. 843, д. 14112, л. 155. ЦГВМА, ф. 2008, д. 693, л. 61. А вот фото не попадались - за них отдельное спасибо.

pz.kpfw: Вот такая картинка с Кортика оригинал висит в ЦВММ, существует фото с Императрицей Марией по которой нарисована(там самолетов нет)

nikolai: спасибоpz.kpfw. Картина впечатляет. Простите великодушно дилетанта. От чего же погибла Императрица Мария? Несчастный случай или, всёже, немцы "постарались"?

Геннадий Нечаев: pz.kpfw пишет: Вот такая картинка А кто автор?

pz.kpfw: nikolai пишет: Простите великодушно дилетанта. От чего же погибла Императрица Мария? Несчастный случай или, всёже, немцы "постарались"? при чем тут дилетантизм? к сожалению однозначного ответа не могут дать и люди что этим занимались(например С.Виноградов авторhttp://book.tr200.net/v.php?id=8413 ) Хотя, я знаком с человеком, что копает эту тему уже долгие годы по архивам, и он утверждает, что версия злого умысла очень вероятна. Геннадий Нечаев пишет: А кто автор? увы не знаю, спрошу. пару фоток по теме из сети, вроде тоже ЧФ

nikolai: pz.kpfw пишет: к сожалению однозначного ответа не могут дать и люди что этим занимались Жаль. Значит за последние 40 лет ситуация не изменилась.

pz.kpfw: из ушедшего в печать номера Морской коллекции 5/2011 "13 сентября 1916 сторожевой катер ...был послан к маяку Тузла оказать помощь севшему нашему гидроаэроплану № 113. Подойдя к мысу Тузла командир катера заметил, что направляющийся в этот же район эсминец Завидный маневрирует, уклоняясь от атак неприятельского гидроаэроплана летавшего на высоте около 1000 метров, над находящимся на воде нашим самолетом №113. Подойдя к аппарату катер снял пилотов лейтенанта Крыгина и прапорщика Роткевича. В это время рядом с катером разорвались четыре бомбы. Видя, что неприятельский аппарат возвращается, катер временно отошел, неприятельский аппарат же сбросил по катеру еще 10 бомб и направлением к берегу. Подойдя вторично к нашему аппарату с катера было замечен второй неприятельский гидроаэроплан, который сбросил по катеру и гидроаэроплану №113 еще 8 бомб. Катера взял на буксир самолет и благополучно привел на базу."

nikolai: Спасибо. Лейтенант Крыгин - это Михаил Андреевич Крыгин - морской корпус - авиация Черноморского флота - у красных - у белых, - Бизерта - Испания .

Wasa: Для nikolai возможно будет интересно. Как я уже писал в своей ветке по бронированным самолетам первой мировой во Львове до присоеденения (политкоректность блин) к СССР был военный музей. Мой дед еще мальчишкой там бывал, один из экскурсоводов который стал другом моего прадеда в дальнейшем, уже пожилой человек, рассказывал что в 18-19 годах бывали перелеты на сторону Польши гидропланов с Черного моря садились по выработки топлива прямо на Днестр. Одна из таких лодок в музее стояла, как говорит дед очень потрепанная. На мои картинки с увереностью показал на М-5. Ему около 80-ти память свежа как луг после дождя.

nikolai: Очень интересноWasa . Спасибо.

Wasa: Вот только самолетов этого типа в составе авиации Войска Польского не встречал. Да и зачем они были нужны? Выход к морю был конечно, но эта полоса побережья не требовала применения гтдроавиации.

Геннадий Нечаев: Wasa пишет: Выход к морю был конечно, но эта полоса побережья не требовала применения гтдроавиации. Да помилуйте! Вот поляки так ни разу не считали, и, более того - создали на Балтике довольно мощную гидроавиацию, для которой закупались по возможности самые современные типы аппаратов. А потом: что тогда делает М-14 в Музее Лётництва Польского в Кракове М-15? ))) Ваш дедушка при всей ясности памяти (дай Бог нам такую в его годы, а ему - сто лет еще!) все-таки не специалист, и М-5 от М-9 или, скажем, М-15 вряд-ли отличит, как и большинство не специалистов, хотя общие черты лодок Щетинина-Григоровича, конечно, запоминаются.

Wasa: Геннадий Нечаев пишет: Да помилуйте! Вот поляки так ни разу не считали, и, более того - создали на Балтике довольно мощную гидроавиацию, для которой закупались по возможности самые современные типы аппаратов. Это только их амбиции. Они для обороны 40-км побережья хотели получить от Балтийского флота 2 линкора и крейсера.

Геннадий Нечаев: Wasa пишет: для обороны 40-км побережья Приехали! Польское побережье - это какбэ 528 км теперь и 400 с копейками тогда. Вроде не кисло? А настоящие понты - это 4 австро-венгерских линкора и 9 броненосцев на Адриатике.

Wasa: Действительно приехали. Геннадий Нечаев я говорил про так называемый Данцигский коридор. Спасибо смешно. Если вы имели в виду именно его то значит вы даже вот эту картуhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Poland1939_physical.jpg не видели. Правда я немного ошибся 40-миль или 71 км.

Wasa: Я не уверен что даже сейчас у Польши есть 400-миль побережья. Мало того уверен, что нет. Точнее 293 мили на данное время..

atez: Wasa пишет: рассказывал что в 18-19 годах бывали перелеты на сторону Польши гидропланов с Черного моря садились по выработки топлива прямо на Днестр. Консультировался с поляками. Они ничего не знают. Так что, это, скорее всего, сказка.

Wasa: А пес его знает. Не дед не прадед к авиации имееют дальнее отношение. Что сказали то и говорю. А что паны гутрят по ентому поводу?

atez: Ответили коротко: jak Polska długa i szeroka - nigdy nikt o tym nie wspominał

Wasa: А в переводе? То есть я то понял.

atez: Короче, никто из поляков ничего подобного не слыхал.

Wasa: Ну и .................................. с ним

pz.kpfw: чтобы вернуть в русло темы и хоть как то по фактам предлагаю выписки из Боевая летопись флота. 1-я Мировая война. Действия на Черном море. 1915 29 марта утром отряд в том же составе, отделившись от флота, вновь подошел к Босфору с целью повторения бомбардировки фортов, но из-за сильной пасмурности, закрывавшей берега и пролив, бомбардировка была отменена. После присоединения отряда к флоту один из гидросамолетов обнаружил в глубине пролива турецкий флот, идущий к выходу из Босфора в составе «Гебена», крейсеров и миноносцев. 1 - 5 мая. Поход Черноморского флота в составе линейных кораблей «Евстафий» (флаг), «Иоанн Златоуст», «Пантелеймон», «Три святителя» и «Ростислав», крейсеров «Кагул», «Память Меркурия» и «Алмаз», авиатранспорта «Николай I», 8 миноносцев, 4 морских тральщиков для бомбардировки Босфора и его укреплений на румелийском берегу. 2 мая отряд контр-адмирала Путятина в составе линейных кораблей «Пантелеймон» и «Три святителя», следуя за партией траления (миноносцы и тральщики), бомбардировал с 9 час. 45 мин. до 12 час. батареи Босфора в районе Эльмаса, Фанараки, Беюк-Лимана, Килии, Филь-Бурну и Анатоли-Кавак, при этом неприятельские батареи отвечали, не нанеся вреда стрелявшим кораблям. Бомбардировка сопровождалась разведкой пролива гидросамолетами с авиатранспорта «Николай I». Подойдя с рассветом 3 мая на 12 миль к Босфору, Черноморский флот выделил для повторения бомбардировки под командованием контр-адмирала Путятина отряд в составе линейных кораблей «Три святителя» и «Ростислав», крейсера «Алмаз», авиатранспорта «Николай I», 8 миноносцев и 4 морских тральщиков. В задачу входил обстрел укреплений в районе Кара-Бурну и правого фланга Чаталджинских позиций. После произведенного на подступах к проливу траления и воздушной разведки гидросамолетами линейные корабли произвели с 14 час. 40 мин. до 16 час. 10 мин. обстрел намеченных целей, пользуясь указаниями подошедшего крейсера «Кагул», располагавшего сведениями от пленных о расположении новых батарей. По окончании стрельбы отряд присоединился к флоту, который на ночь отошел в море. 5 мая миноносцы «Гневный» и «Пронзительный», осматривая Эрегли и Зунгулдак, потопили два больших груженных углем парохода в Эрегли и один пароход между Эрегли и Козлу. В течение всего похода гидросамолеты с авиатранспорта «Николай I» вели разведку противника. 7 - 11 мая. В связи с появлением крейсеров «Гебен» и «Бреслау» у южных берегов Крыма бригада линейных кораблей, крейсера и часть миноносцев утром 8 мая вышли в море и, прикрывая идущие из Керчи в Севастополь угольщики, до 14 часов крейсировали у берегов Крыма. С присоединением авиатранспорта и остальных миноносцев утром флот в составе 5 линейных кораблей, 3 крейсеров, 6 миноносцев и 4 тральщиков и взял курс на юг для осмотра Зунгулдакского района, для чего вперед были посланы миноносцы «Дерзкий» и «Беспокойный». Окончив осмотр Зунгулдакского района, флот на рассвете 10 мая подошел к Босфору для бомбардировки его укреплений. В разведку были посланы гидросамолеты; линейные корабли «Евстафий» (флаг), «Иоанн Златоуст», «Ростислав» остались в прикрытии в 20–25 милях от пролива, два же других линейных корабля «Три святителя» и «Пантелеймон», имея впереди тральщики, миноносцы и прикрытие из двух миноносцев, направились к проливу для обстрела верхнебосфорских батарей. При приближении отряда к Босфору стоявший под берегом миноносец «Нумуне» открыл огонь по тральщикам. После ответной стрельбы «Пантелеймона» «Нумуне» скрылся в проливе. Однако бомбардировка не состоялась. В 7 час. 05 мин. отряд получил сигнал присоединиться к флоту, так как дозорный крейсер «Память Меркурия» обнаружил приближающийся с моря «Гебен». .... 27 октября. Обстрел Варны Черноморским флотом в составе линейных кораблей «Евстафий», «Иоанн Златоуст», «Пантелеймон», крейсеров «Память Меркурия» и «Алмаз» и одиннадцати миноносцев. Обстрелу Варны кораблями предшествовала бомбардировка ее гидросамолетами с авиатранспорта «Николай I». Германская подводная лодка «UB-7», находившаяся в этом районе, выпустила с дистанции 5 каб. одну торпеду по линейному кораблю «Пантелеймон», но безрезультатно. В прикрытии этой операции находились линейный корабль «Императрица Мария» и крейсер «Кагул»

Wasa: pz.kpfw пишет: Подойдя с рассветом 3 мая на 12 миль к Босфору, Черноморский флот выделил для повторения бомбардировки под командованием контр-адмирала Путятина отряд в составе линейных кораблей «Три святителя» и «Ростислав», крейсера «Алмаз», авиатранспорта «Николай I», аВИАНОСТНАЯ УДАРНАЯ ГРУПпЕРОВКА. Американцы сейчас тоже стадом ходят.

Wasa: В авиации и космонавтике 4 за эот есть есть статья про Балтику. Авиатранспорт Орлица и прочее.

Igor: Налёт на Констанцу 5(18) мая 1917 года. Взгляд с немецкой стороны. Черное море, пятница, 18 мая 1917: В 12.35 в Констанце была объявлена тревога, четыре минуты спустя два самолёта поднялись в воздух для перехвата вражеских летающих лодок, одна из которых была обнаружена возле Констанцы. На перехват вылетели Rumpler 6B1 № 897, пилот Ltn.z.S. Starke и вооружённый пулемётом Friedrichshafen № 819 с экипажем Flugobermaat Schmidt(пилот) и Ltn.z. S.d. R. Lommatzsch (наблюдатель). С расположенной далее по побережью немецкой военно-морской станции на озере Дуинги (Duingi), на призыв о помощи из Констанцы в 12.40 взлетел Friedrichshafen № 835 с экипажем Ltn.z. S. Freiherrvon Buddenbrock (пилот) и Kptltn. Meyr (наблюдатель). Их задачей был перехват любого русского самолёта в районе Констанцы. Тем временем в Констанце четыре Friedrichshafen загруженные бомбами были спущены на воду, и получили приказ ждать дальнейших распоряжений. Номера самолётов и экипажи: 860 Vizeflugmeister Weingartner (п)/Flugobermaat Janssen (н) 863 Flugmaat Fricker (п)/Flugzeugobermatrose Mahnke (н) 886 Flugzeugobermatrose Lorch (п)/Ltn.d.R. M.A.Lehmann (н) 885 Flugzeugobermatrose Bohmer (п)/Flugmaat Schellack (н) Первый приказ не заставил себя долго ждать. В 12.50 самолёты №860 и №863 взлетели на разведку районов северо-восточней и юго-восточней Констанцы, с приказом атаковать любые обнаруженные вражеские корабли. Остальные самолёты оставались в резерве.В 13.00 в Констанце приводнился Friedrichshafen № 835 вылетевший из Дуинги (Duingi),но экипаж не обнаружил русских самолётов. В 13.15 было получено сообщение, что Мангалия (Mangalia) обстреливается двумя русскими крейсерами. Пять минут спустя взлетели последние два самолёта из Констанцы, вместе с ними взлетел и 835, который также загрузили бомбами. В это время 819 и 897 встретились с русскими гидросамолётами приблизительно в 20-25 морских милях к востоку от Констанцы и сразу же вступили в бой. Над морем была дымка и немецкие экипажи не смогли определить с каким количеством самолётов противника они вели бой. Когда бой закончился три российские летающие лодки (№140,159,161) были сбиты. По немецким данным, первый самолёт был сбит экипажем 819-го, второй - совместными усилиями двух самолётов, третий - Starke, который считал, что это был второй самолёт. В 13.50 Schmidt и Lommatzsch (819) приводнились, чтобы спасти/захватить членов экипажей российских летающих лодок которые были живы, и попытаться отбуксировать один из гидросамолётов в Констанцу. В 14.15 вернулся 860-й, который сообщил, что обнаружил четыре эсминца и два гидроавианосца спускавшие самолёты на воду. Было сброшено восемь бомб, но экипаж не видел результатов из-за сильного заградительного огня. Несколько минут спустя 860-й был снова в воздухе. Экипаж получил приказ отбуксировать летающую лодку сбитую Starke и помочь 819 с пленными. В 25 милях восточнее Констанцы они нашли самолёт Schmidt и Lommatzsch, которые взяли на борт экипаж летающей лодки №159. Приводнившись экипаж 860-го взял на буксир гидросамолёт №161, экипаж которого находился на его борту. В обоих русских экипажах было по одному раненому. После 860-го на базу прибыл 885-й, экипаж которого доложил, что они атаковали бомбами крейсеры, которые обстреливали Мангалию (Mangalia), но попаданий из-за сильного зенитного огня не наблюдали. Двадцать пять минут спустя сел 886-й. Экипаж сообщил, что сбросил бомбы на подводную лодку и два эсминца, но результатов тоже не видели, так как русские корабли поставили дымовую завесу.Почти одновременно приводнился 863. Экипаж смог обнаружить несколько кораблей следующих разными курсами: два крейсера, два эсминца, гидроавианосец и несколько летающих лодок. На один из эсминцев было сброшено шесть бомб, одна из которых попала в корму. Две русские летающие лодки пытались атаковать, но успеха не достигли. Между 14.30 и 15.00 часами 885, 886, 863 и 897 вылетели для поддержки 819 и 860. 897 получил приказ обеспечить воздушное прикрытие от атак русских самолётов, остальные должны были обеспечить эскорт следующим по воде 819 и 860. В течении дня и вечера самолёты совершили несколько разведывательных вылетов с задачей обнаружения российских кораблей. Тем временем 819-й с двумя пленными на борту, 860-й с летающей лодкой на буксире медленно продвигались к Констанце, избегая встреч с русскими кораблями...(продолжение следует)

nikolai: Спасибо, ждёмс.

pz.kpfw: на Кортике стали вешать фото из коллекции А.В. Плотто есть несколько ГСМ ЧФ http://kortic.b.qip.ru/?1-7-0-00000180-000-0-0-1308542510

Nixon: С турецкого сайта: "находящийся в ВВС Турции самолет Григоровича М-5 был захвачен после совершения вынужденной посадки в апреле 1918 года в районе Трабзона. У русских он числился под названием "Морской-31". В настоящее время этот самолет выставлен в музее авиации в Ешилькёе (Стамбул)". Суда по отсутствию номера учета, в ВВС Турции этот самолет не использовался.

nikolai: Igor пишет: три российские летающие лодки (№140,159,161) были сбиты. Все три из партии 28-и М.9 (Тактические номера 137 -165), принятых Черноморским флотом с января по апрель 1917 г. А всего с января по июль 1917 г. принято 84 летающих лодки (М.5, М.9, М.11, М.15). Это у Дуркоты.

Igor: Schmidt и Lommatzsch совершили посадку рядом с русским самолётом который был подбит и вынужденно приводнился, после того как в бою по нему было выпущено 50-60 пуль. Подрулив к летающей лодке, они хотели взять её на буксир, но русский экипаж отказался бросать им линь. Чтобы избежать столкновения немецкий экипаж заглушил двигатель. Они легли в дрейф и безуспешно пытаясь снова запустить его. На севере и востоке был слышен звук боя. Приблизительно в 14.00 они увидели пролетевший на запад русский самолёт. Вскоре появилась летающая лодка (возможно та же самая), которая приближалась к ним двигаясь по поверхности воды. Она взлетела и летя на очень низкой высоте открыла огонь с 80 метров. Ответным огнём экипаж 819-го заставил русских приводниться. Выпустив ещё несколько очередей немцы заставили замолчать пулемёт русских. Примерно через десять минут немецкому экипажу удалось запустить двигатель. Они подрулили к русской летающей лодке №159 и взяли её экипаж на борт. Русские пытались утопить и поджечь из ракетницы свой самолёт. Тяжело загруженный немецкий самолёт взлетел, но смог улететь не очень далеко. На самолёте был пробит основной топливный бак, а бензина в напорном хватило ненадолго. Примерно в 10 милях к востоку от Тузлы (Tuzla) он совершил вынужденную посадку. Schmidt и Lommatzsch отсоединили законцовки крыльев, чтобы уменьшить риск опрокидывания. Ветер сносил их на запад. Тем временем Friedrichshafen №886 атаковал бомбами русские корабли, было отмечено попадание в ют одного из крейсеров. Вскоре его экипаж обнаружил на поверхности воды 819-й и две летающие лодки №159 и №140, и пошёл на посадку. Сразу после того как 886-й опустился на воду 819-й запустил двигатель и взлетел с пленённым экипажем 159-го на борту. Разобравшись, что 159-й покинут и тонет, экипаж 886-го начал двигаться к № 140, намереваясь взять в плен русских. Эта попытка была прервана подходом русского эсминца, который открыл шквальный огонь. 886 взлетел и примерно в 17.30 члены его команды обнаружили дрейфующий 819. Они снова приводнились, взяли 819 на буксир и двинулись на Констанцу. Примерно в 18.00 в Дуинги из Констанцы поступил запрос на оказание помощи по защите от русских кораблей захваченных пленных. Самолёт №835 поднялся в воздух в 18.37. В 15 милях восточнее Дуинги он атаковал два русских эсминца, добившись попадания бомбы в корму одного из них. После атаки он направился в Констанцу. Насыщенный событиями день подходил к концу. В 19.20 860 буксировавший 161-го с его экипажем на борту появился возле Констанцы. Русская летающая лодка с её экипажем на борту была переданы подошедшему мотоботу. Вылетевший из Дуинги 835 в 19.34 совершил посадку в Констанце. У него был повреждён пулемёт и правый поплавок. Ремонта было примерно на день работы. Недалеко от Констанцы у 886-го тащившего на буксире 819 с двумя русскими пленными закончилось топливо. К счастью они встретили моторную баржу, которая привела их всех в порт в 20.00. Русский пилот, лейтенант Михаил Сергеев был ранен в плечо, его немедленно доставили в госпиталь. Наблюдатель, старший унтер-офицер Тимофей Тур был взят под стражу. Летающая лодка №161 и экипаж совершивший на её борту долгое путешествие в плен была приведена в порт в 20.30. Пилот, мичман Шустров был серьёзно ранен двумя пулями в ногу и отправлен в госпиталь. Командир авиационной станции лично сопроводил наблюдателя, прапорщика Семёна Ивановича Карпова в отель Континенталь, где он пробыл в плену первое время. Раненые русские офицеры были официально взяты под стражу на следующий день. Два из шести базировавшихся в Констанце самолёта были повреждены и требовали ремонта. 885 был отремонтирован за полдня. Ремонт 819 занял четыре дня. Механики станции провели капитальный ремонт двигателя и установили новый радиатор. 835 с экипажем Ltn.von Buddenbrock (п)/Flugmeister Schauer(н) после ремонта поплавка вылетели в Дуинги на следующий день. После разбора событий этого длинного дня, Schmidt и Lommatzsch были засчитаны две победы, Starke зачли одну. Из статьи «Experience, Fortune and Planning: The German Accounts of the Black Sea and Baltic Naval Aerial Combats of 18 May 1917» by Ron Kintner. Журнал OtF vol.13-3.

nikolai: Nixon пишет: У русских он числился под названием "Морской-31". Nixon Если 31 - это тактический номер, то машина очень старенькая . Первая из первой партии М.5 (19 машин) полученных в августе - сентябре 1915 г. Что лодка столько продержалась, - маловероятно? Тогда, что они имеют ввиду под номером 31?

nikolai: Очень интересно Igor . Спасибо. Всё как-то очень непредсказуемо было вплодь до последнего момента. Если бы не раненые? Морлёты старались. А продолжение будет?

pz.kpfw: Вот про Трапезундский эпизод очень интересно. Смотрите - я немного эту тему копал в РГА ВМФ. В Трапезунде из наших базировалось - гидроавиационный отряд, подчиненный непосредственно начальнику военного порта(в доках пишется как "командир Трапезунда") и два наших вспомогательных крейсера Дакия и Король Карл, несущие самолеты. 28 января 1918 Дакия покинула Трапезунд, Король Карл раньше. В феврале началась демобилизация ЧФ и прекращение боевых выходов в море. Наши полностью ушли из порта где-то в марте. Но всё забрать из снабжения не смогли, телеграфная переписка по этому поводу(оставление порта и эвакуация плавсредств и материальной базы порта и армии) как раз мною просматривалась. а тут. Nixon пишет: самолет Григоровича М-5 был захвачен после совершения вынужденной посадки в апреле 1918

pz.kpfw: Igor пишет: Из статьи «Experience, Fortune and Planning: The German Accounts of the Black Sea and Baltic Naval Aerial Combats of 18 May 1917» by Ron Kintner. Журнал OtF vol.13-3. Спасибо! Интересно! Вот только в нашем отчете про этот бой(2 страницы) написано, что корабли ЧФ вели сильный заградительный огонь, и вражеские гидро опасаясь его, кидали бомбы с большой высоты, и ни разу не попали, хотя близкие разрывы были. "Врут как очевидцы"(с)

Ustas: В апреле 1918 г. все объекты морской авиации оказались в руках германских, австро-венгерских и турецких оккупантов. (По оперативным данным, уже в марте захватчики вошли в Николаев, в апреле — в Севастополь, Одессу, Трапезунд и Ризе, в мае — в Керчь и Сухум, в июне — в Новороссийск и Поти, в июле — в Батум, в августе — в Туапсе. В этот же период Россия потеряла Мариуполь, Херсон, Таганрог, Бердянск, Феодосию, Евпаторию и Ялту — все значимые порты и гавани Черноморско-Азовского театра.) Почти никакого интереса к трофейному имуществу проявлено не было, хотя турки и немцы использовали по одной летающей лодке да кроме того что-то еще — скорее всего из моторов — отправили или намеревались отправить в Германию. Турецкий гидроотряд стоял в Батуме, а германские поплавковые самолеты видели в Севастополе, Одессе и Керчи. Австрийцев не «волновали» ни трофеи, ни организация воздушного наблюдения над морем, что помогло части бывшего 1-го (или 3-го) дивизиона Воздушной дивизии благополучно «пересидеть» оккупацию в Одессе. В конце 1917 г. два его отряда находились в Сулине, откуда в поздних числах января 1918 г. летающие лодки ретировались в Отарик и присоединились к уже имевшимся там, а сухопутные истребители перелетели в Одессу. При эвакуации Одессы в марте 1918 г. дивизион не тронулся с места. Личный состав охранял и чинил имущество, мирно сосуществуя с иноплеменной властью. В конце сентября 1918 г. истребители улетели на Дон, а два гидроотряда дождались-таки ухода иноземцев в ноябре того же года. После себя германцы и австрийцы оставили от 14 до 20 морских самолетов, служивших им ранее. Следом за оккупантами явились интервенты — англичане и французы. Началось формирование частей Добровольческой армии. У морской авиации Черноморского флота возник шанс на возрождение. После обследования баз в марте 1919 г. удалось обнаружить только десяток пригодных летающих лодок в Севастополе и около восьми — в Одессе. Все аппараты требовали серьезного ремонта, а потому брошенные оккупантами машины представляли особую ценность. А.О.Александров. "Победы, потери..."

pz.kpfw: Значит появляется другая версия захвата летающей лодки. Турки взяли Трапезунд и нашли изношенный ГСМ что наши не эвакуировали за низкой ценностью. Насчет любого полета в апреле 1918 лодки я очень сомневаюсь.

Nixon: Я думаю легче туркам запрос кинуть в музей, может отпишуться, по № ГСМ

Nixon: 2 nikolai: Согласен, они указывают, что лодка старая. На сайте музея помимо фото размещена информация: Дата производства - 1914, дата передачи в эксплуатацию - 1914, № не указан click here

pz.kpfw: Nixon пишет: Дата производства - 1914, дата передачи в эксплуатацию - 1914 Прототип М-5 был собран в апреле 1915 года И турки точно вносили изменения в конструкцию - нос странный сильно/возможно это музейная реставрация/

nikolai: Да уж, постарались.

nikolai: Nixon пишет: С турецкого сайта: "находящийся в ВВС Турции самолет Григоровича М-5 был захвачен после совершения вынужденной посадки в апреле 1918 года в районе Трабзона. А вот М.Маслов в "Русские Самолёты 1914-1917", - пишет: ...Ещё один экземпляр в результате боевых действий достался Турции, где сохранился до наших дней в авиационном музее... И, никакой вынужденной посадки не упоминает. Хотя трудно сказать, что он имеет ввиду под боевыми действиями?

Nixon: 2 nikolai: Кинул запрос в музей по заводским номерам, а также инфе, о том, как конкретно этот самолет попал к туркам. Я так думаю, учитывая бардак в османской армии тех времен, что кто-то из героических аскеров просто приукрасил обстоятельства попадания этой лодки к ним. Музей тоже вряд-ли целенаправленно занимался историей именно этого экземпляра, учитывая времена холодной войны. Поэтому и указали сведения на музейном сайте, те, которыми располагали. Более авторитетный сайт с моей точки зрения - TAYYARECI.COM, его ведет группа администраторов - исследователей авиации Турции, более правильно указывает, что выпуск этой модели начат в 1915 году и продолжался до 1923 года. Подождем ответа из музея , хотя по опыту знаю, что они ребята тяжелые на подъем и на скорый ответ надеяться не стоит.

nikolai: Nixon пишет: они ребята тяжелые на подъем и на скорый ответ надеяться не стоит. Как и все южане. Однако, подождём.

pz.kpfw: из сравнительно недавно вышедшей моей работы по боевым катерам ЧФ в ПМВ к сожалению это еще из черновика так как последнюю отредактированную версию куда-то зарыл и не нашел "13 сентября 1916 сторожевой катер № 324 находящийся под распоряжением штаба начальника отряда судов особого назначения был послан к маяку Тузла оказать помощь севшему нашему гидроаэроплану № 113. Подойдя к мысу Тузла командир катера заметил, что направляющийся в этот же район эсминец Завидный маневрирует, уклоняясь от атак неприятельского гидроаэроплана летавшего на высоте около 1000 метров, над находящимся на воде нашим самолетом №113. Подойдя к аппарату катер снял пилотов лейтенанта Крыгина и прапорщика Роткевича. В это время рядом с катером разорвались четыре бомбы. Видя, что неприятельский аппарат возвращается, катер временно отошел, неприятельский аппарат же сбросил по катеру еще 10 бомб и направлением к берегу. Подойдя вторично к нашему аппарату с катера было замечен второй неприятельский гидроаэроплан, который сбросил по катеру и гидроаэроплану №113 еще 8 бомб. Катер взял на буксир самолет и благополучно привел на базу. " "26 апреля 1916 после налета немецких гидроаэропланов было сообщено из д. Оленьки, что слышны звуки работающего мотора в озере. Тотчас в море вышел посыльное судно Кинжал и легкий катер Сом. За островом Сахалин спланировал на воду один из четырех наших гидроаэропланов и подошедшим морякам сообщили о направлении, где должны быть немцы. В озере встречены посланные на поиски гидроаэроплана катера № 312 и № 316. Но противник обнаружен не был. "// это всё дунайский бассейн - и да там был о.Сахалин "25 октября 1916 № 321 под командованием прапорщика Тепфера вышел для преследования подбитого неприятельского гидроаэроплана. В 9 -35 аэроплан догнали, и огнем из пулемета сначала был вынужден сбавить ход, а затем остановиться, летчики аппарата были принуждены к сдаче, к самолету подошел №333 и взял на буксир. Можно предположить, что это был сбитый при налете на Сулин артогнем румынского крейсера "Elisabeta" и зенитных батарей FF-33H # 812 . Морской пилот Ltn.z.S. A.Lane и наблюдатель солдат H.Patan взяты в плен." "3 января 1917 один из катеров осуществлял буксировку к месту базирования 3 гидросамолетов М-9 выгруженных на воду с гидроавиатранспорта Император Александр I на Сулинском рейде."

pz.kpfw: 1917 отчет за март. Гидроавиация Восточной части ЧМ, 5-ый воздушный дивизион. Совершил разведочных и тренировочных полетов. В Сухум - 34 часа 26 мин, в Батум - 16 часов 50 минут, в Ризе 23 часа 30, в Платан 56 ч. 8 мин. 2 февраля разрушило штормом ангар и два аппарата в Сухуме. 5 февраля при буксировке в зыбь погиб аппарат № 81. Прибыли летчики прапорщик Колбасьев, у-о Головинский и наблюдатель поручик Мих. Корсаков. Бежал летчик охотник Зайцев.

nikolai: Спасибо,pz.kpfw . Очень интетесно. pz.kpfw пишет: Бежал летчик охотник Зайцев. Наверно к туркам? С аппаратом или без? Если с аппаратом, то не тот ли, из турецкого музея? Турки, возможно, ошибаются говоря об апреле 1918 г. С уважением, Nikolai

pz.kpfw: nikolai пишет: Наверно к туркам? С аппаратом или без? Если с аппаратом, то не тот ли, из турецкого музея? Ничего больше не написано. Всё что было написал. Только по №81 есть доп сведения, но они по корабельной теме.

pz.kpfw: pz.kpfw пишет: 1917 отчет за март отчет за февраль на 1ое марта вернее. к 1ому мая по апрелю авиация 18 апреля летчик-охотник Головинский и наблюдатель капитан Зорин производили разведку тур позиций. Обнаружены батареи, закончены кроки, нашим батареям дымами указана цель. Аппарат обстрелян и имеет шрапнельные пробоины. 21 и 23 апреля летчики авиацион. у-о Комаренко с наб.л моторным у-о Новицким производили фотогр. береговой полосы у Эспие и речки Каршут-Дере до Чабань-Кале. Аппарат обстр. ружьями имеются пробоины. 26 апреля летчиками прапорщиком Коласьевым и у-о Комаренко производилась перспективаня съемка позиций. Всего налет в Сухум-22ч45 мин в Батум 13-35 в Ризе 31-51 в Платан 19-20 в Элеу 31-20. 26 апреля при учебном полете разбился аппарат № 51 в Батуме 1-ого мая — в Сухуме 1 апп 1 летчик в Бауме 1 аппарат 2 летчика в Ризе 1 апп и 2 в ремонте, летчиков 2 в Платане аппаратов 4, в ремонте 1, летчиков 3 в Элеу аппартов 4 летчиков 3 учеников летчиков в дивизионе 2.

nixon1: Добрый день! Есть и другое мнение по поводу Морской-31, который в Стамбульском музее. В официальной истории гидроавиации, размещенной на сайте Базы военно-морской авиации Турции пишется, что этот самолет в числе трех был брошен русскими войсками в Батуме при отступлении весной 1918 года. Один Григорович-М5 был восстановлен, 17 июня 1918 года совершил первый вылет и около месяца летал в турецкой 3-й Морской авиароте

nikolai: pz.kpfw писал: появляется другая версия захвата летающей лодки. Турки взяли Трапезунд и нашли изношенный ГСМ что наши не эвакуировали за низкой ценностью. Насчет любого полета в апреле 1918 лодки я очень сомневаюсь . Исходя из информации этого турецкого сайта ( спасибо Nixon1), похоже это было именно так. Т.е. никаких боевых действий, а просто подобрали брошенное.

pz.kpfw: Из рапорта линкора Императрица Екатерина Великая. Выход в море из Севастополя 13 июня 1916 "Линкор должны были охранять 5-6 гидро, причем два должны лететь вдоль канала с правой стороны, два слева и два впереди. Гидро № 103 как только корабль вышел за боны вступил на своё место на правый носовой сектор и держался до конца. Свою задачу выполнил блестяще." Остальные летчики держались не на своих местах, то обгоняли то наоборот отставали от корабля, не смогли выдержать высоту. 21 июня 1916 линкор Императрица Мария при выходе из канала у Севастополя, гидро летевший справа на крамболе в 15 кабельтовых от корабля бросил бомбу по обнаруженной пл противника. nikolai пишет: Т.е. никаких боевых действий, а просто подобрали брошенное. Составленное в марте 1918 года боевое расписание ЧФ Не включало в себя гидроавиацию вне Севастополя и воздушная бригада ЧФ(название пишу по памяти) была расформирована.

nikolai: Всё ясно. Спасибо pz.kpfw

nikolai: Вот нашёл в "Дирижаблях на войне" http://militera.lib.ru/tw/obuhovich_kulbaha/18.html в разделе о русских дирижаблях "Черномор" 1916-1917,- "Черноморская эпопея". Описан такой случай: Вот что вспоминал об отношении войск и моряков к охране судов гидросамолетами от подводного противника красный военно-морской летчик С. С. Негеревич в 1923 году: «Вера в гидроаэроплан у наших войск была настолько велика, что суда с десантом отказывались выходить в море без воздушной их охраны. После получения от поста службы связи известия о нападении подводной лодки на госпитальное судно «Вперед» мой самолет уже через 5 минут был в воздухе, и, прилетев к месту катастрофы, подводную лодку мне удалось обнаружить в виде темного веретенообразного предмета глубоко под водой; после сброшенных мною двух гидростатических бомб на поверхность всплыли только большие масляные пятна. Была ли повреждена подводная лодка или нет, выяснить не удалось, но только сейчас можно констатировать тот факт, что весь путь наших судов от Батума до Ризе, охраняемый самолетами, с этого времени сделался безопасным, и случаи нападения подводных лодок на многочисленные наши суда с войсками и грузами в этом районе не повторялись». Интересно, насколько отвечает действительности описанное???

Сергей Климов: А почему нет, таким образом действовали англичане и американцы, причем и во вторую войну.

nikolai: Спасибо, Сергей. Но я не о методе. С этим я согласен. Я о том, что, был ли этот случай упомянут в документах??? С советскими источниками, мне кажется, надо быть, очень осторожным.

Сергей Климов: Оно понятно, что бумага все стерпит Он ведь расплывчато написал, мол на большой глубине, масляные пятна, попал или не попал неизвестно, противник не подтвердит потерю своей лодки, ну а наши особо и не настаивают, что ее потопили, самое главное сюжет.

Геннадий Нечаев: nikolai пишет: С советскими источниками, мне кажется, надо быть, очень осторожным. К любому источнику надо подходить критически. Сергей Климов пишет: Оно понятно, что бумага все стерпит Он ведь расплывчато написал Он очень четко все написал, предельно ясно: обнаружил, сбросил две бомбы, наблюдал масляные пятна. Все. Остальное - догадки и соображения. Таких описаний действий самолетов против ПЛ - тысячи их, думаю. И не важно, кто фигурирует в том описании: русский М-5 или бразильская "Вентура".

nikolai: Дирижабль "Черномор" Черноморского Флота. http://www.retroplan.ru/encyclopaedia.html?sobi2Task=sobi2Details&sobi2Id=1053

nixon1: nikolai пишет: Была ли повреждена подводная лодка или нет, выяснить не удалось Недавно читал "Морской раздел" в журнале "Часовой" за 1929-37 гг. Там есть достаточно про деятельность подводных лодок в Черном Море, причем пишется уже с учетом опубликованных после войны сведений, в т.ч. и немецких. До конца лета 1916 года от действий немецких лодок погибло около 25% транспортного флота ЧФ (30 судов). В основном суда гибли в районе Лазистана (Батум-Ризе), Одесса и побережья Кавказа. С приходом адм. Колчака командующим флотом, были сделаны большие минные постановки у входа в Босфор, в результате которых осенью 1916 - до начала 1917 было потеряно 6 немецких лодок из имеющихся 8 в Константинополе. 4 лодки погибли на минах в районе Босфора, 2 в районе Варны. Из-за угрозы потери оставшиеся 2 лодки были выведены для действий в Эгейском море. В районе Лазистана и турецкого побережья до Трабзона немецкие лодки не топили. Заслугу в нейтрализации деятельности немецких п/л я бы все-таки отнес к минным постановкам в районе Босфора, а не к деятельности авиации.

nikolai: Спасибо,nixon1 . Отдадим должное адмиралу.

Igor: Попадалась в книгах по военно-морской авиации, что первой подводной лодкой потопленной самолётом была немецкая UB-7. В начале октября 1916 года пропала без вести, со слов пленного русского пилота, в районе мыса Херсонес субмарину атаковала русская летающая лодка. В 2010 году недалеко от Варны болгарские дайверы опознали в погибшей лодке UB-7, по их мнению корабль подорвался на мине.

nikolai: Очень интересно Igor . Спасибо. Об этом, как то уже здесь упоминалось: "Andrzej Olejko в статье Lotnictwo morskie w dzialaniach woennych w latach 1914-1918 / Lotnictwo 5/2007, утверждал, что, первый случай обнаружения и потопления пл авиацией - 15.09.1916 г. - на счету Австро-Венгерской морской авиации. Тогда потоплена французкая пл Foucault. Но уже в октябре 1916 г. русские летающие лодки М-5 с одного из отрядов Черноморского Флота затопили первую немецкую пл UB-7 в районе Севастополя". Выходит опять в пользу адмирала. Не гидро, а мина. А, может, болгары могли ошибиться???

nixon1: По немецким сведениям 1929 года, опубликованным в Журнале Часовой, № 17 – 18 за 10.1929, в 1916 году в Черном море погибли п/л: UВ7, в сентябре 1916 в районе Варны, в ноябре 1916: UC13, погибла на минах у Босфора, UB45, погибла на минах у Варны и UC15, погибла на минах у Босфора. в декабре 1916 на минах у Босфора погибла немецкая п/л UB46. В районе Варны также упоминаются большие постановки мин, сделанные при Колчаке.

Igor: nikolai пишет: первый случай обнаружения и потопления пл авиацией - 15.09.1916 г. - на счету Австро-Венгерской морской авиации. Тогда потоплена французкая пл Foucault. Этот случай можно рассматривать как первый, во время которого летающая лодка обнаружила и потопила субмарину в открытом море. В Адриатике в ночь на 9 августа 1916 состоялся групповой налет австро-венгерской военно-морской авиации на итальянские порты, в котором участвовал 21 самолёт. В результате прямого попадания бомбы, в порту Венеции затонула британская подводная лодка В10. 23 августа была поднята и переведена в сухой док.

nikolai: Спасибо за уточнения Igor и nixon1. Учитывая всё вышесказанное ,скорее всего, фраза- в октябре 1916 г. русские летающие лодки М-5 с одного из отрядов Черноморского Флота затопили первую немецкую пл UB-7 в районе Севастополя . мягко говоря, - не соответствует действительности.

pz.kpfw: nikolai пишет: «Вера в гидроаэроплан у наших войск была настолько велика, что суда с десантом отказывались выходить в море без воздушной их охраны. Смотрел практически по всем операциям десантным ЧФ, авиационное прикрытие изначально планировалось и по операции осуществлялось всегда. Мужик как - то преувеличил или исказил. nixon1 пишет: До конца лета 1916 года от действий немецких лодок погибло около 25% транспортного флота ЧФ (30 судов). Полный прогон. nixon1 пишет: а не к деятельности авиации. ну вообще я как бы сейчас навреное уже пятидесятый рапорт подлинный по этому делу смотрю. Причем и по нашим лодкам и по нашей авиации. Так вот наши лодки немецкими гидропланами на ЧФ повреждались(доковый ремонт и смена района рейдерства), и затруднялось действие подводников реально. Фактов атаки и охранения важных целей гидроавиацией ЧФ и срыва рейдерства немок - много. Реально много. Нуждаются в проверке, да. Но тем не менее, немцы тот еще источник сами - до сих пор не знают сколько на самом деле у них у мыса Сарыч погибло - склонны занижать потери. Нету полной инфы.... nikolai пишет: мягко говоря, - не соответствует действительности. Мягко говоря факт атаки гидро пл был. Засвидетельствованный не одним и не двумя наблюдателями.Лодка ушла с позиции как минимум. Кстати сами немцы по нашим агентурным данным тоже считали что гидро виноватЪ.(Как и с "Моржом") Точно стало известно когда саму лодку нашли. Вообще материала бооогато, планирую к 2014 описать интересный мне кусочек.

nikolai: pz.kpfw пишет: Вообще материала бооогато, планирую к 2014 описать интересный мне кусочек. Cпасибо за коментарии. Будем ждать.



полная версия страницы