Форум » Восточный фронт » Турецкая и Российская авиация на Кавказском фронте, 1917 год » Ответить

Турецкая и Российская авиация на Кавказском фронте, 1917 год

SergeyV: Добрый день! Хотел бы обратиться по следующему вопросу: интересует состояние турецкой и российской авиации на Кавказском фронте в 1917 году (численность, отряды, матчасть и тд.). Если есть возможность, прошу помощи по данной теме (фото, истор. данные). Заранее вам благодарен. С уважением, Сергей

Ответов - 121, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

E_Ushakow: Народ мы с коллегой SergeyV действительно делаем доклад на данную тему для конференции в Турции. Сильно обяжете если сможете помочь интересующей нас информацией

E_Ushakow: Особенно по состянию на осень 1917

Боб: E_Ushakow пишет: Особенно по состянию на осень 1917 На 1 октября 1917 года: На фронте 1-й, 2-й, 3-й и 4-й Кавказские корпусные авиационные отряды, в тылу 41-й КАО, 1-й Артиллерийский АО и еще четыре безымянных. Материальная часть Фарманы, Вуазены, Кодроны и Ньюпоры. Источник "Схема распределения авиационных и воздухоплавательных частей по армиям и фронтам" (Ф.2008, оп.1, д.735)

Igor: 3 июня 1917 произошёл первый воздушный бой на Кавказском фронте между двумя российскими и одним турецким самолётом закончившийся безрезультатно. Штабс капитан Мачавариани, командир 2-го Кавказского АО одержал две подтверждённые победы. 01.09.1917 сбит Альбатрос С типа из Ottoman Fl.Abt.7, экипаж: пилот Vecihi Hurkus, наблюдатель лейтенант Bahattin попали в плен. 25.091917 Альбатрос C.III номер AK.53 из Ottoman Fl.Abt.7,экипаж: пилот Vedigi Fegam, наблюдатель по национальности албанец Vejkhi Vakhnes были ранены, попали в плен. (A. Blume The russian military air fleet in WWI)

nikolai: Вот здесь немного : http://rus.ruvr.ru/2010/10/06/24400835.html

Igor: Штабс-капитан М.Л.Мачавариани и экипаж сбитого Альбатросa. Ещё фото турецкого авиатора, впоследствии конструктора Vecihi Hürkuş

nikolai: Заболоцкий Тимофей Яковлевич -22.03.1917 г. переведён в 3-ий Кавказкий АО (бывший 5-ый Сибирский) С 26.04.1917 г. - начальник отряда. С 14.10 1917 г. -помощник инспектора авиации Кавказкого фронта по строевой части. 08. 09. 1917 г. - капитан Заболоцкий награждён английским орденом "Военный крест" Курбатов Николай Николаевич ,будучи начальником 3 его Кавказкого АО 23.12.1916 г. - назначен и.д. помощника инспектора авиации. 07.01.1917 г. - сдал командование 3-им Кавказким АО, вступив в новую должность. С 05.05 но 14.09.1917г. - временно и.о. инспектора авиации Кавказкой армии. 01.09.1917г.- награждён английским орденом "Военный крест". Мейер (Мерцалов) Борис Иванович - с 25.03 до 15.09. 1917 г. в 5-ом Сибирском АО.(3КАО) 01.09.1917г. - награждён английским орденом "Военный крест".

Летнаб: Вот ещё немного: Михайлов В.В. Разгром турецкой армии и овладение первоклассной крепостью. Эрзурумская операция 1915-1916 гг // Военно-исторический журнал №8 2006г. стр. 49-53 http://militera.lib.ru/periodic/vij/2006/vij_2006-08.pdf

Igor: Турецкая авиация в ПМВ (на английском) http://www.turkeyswar.com/aviation/aviation_index.htm

nikolai: Bob пишет: Материальная часть Фарманы, Вуазены, Кодроны и Ньюпоры ("Вуазен Иванова") Крайне ненадёжная конструкция шасси - облегчённые оси прогибались, не только при посадке, но и от собственной тяжести самолёта при хранении в ангаре, как это произошло в 5-ом Сибирском корпусном авиаотряде. (стр. 51) В апреле 1917 г. в 5-ом Сибирском корпусном авиаотряде было составлено около 10 актов о дефектах и поломках самолётов "ВИ". (стр. 52) П.Д.Дузь История Воздухоплавания и Авиации ......

nikolai: Фото кавказких Кодронов и Ньюпора здесь: http://aviaforum.ru/showthread.php?t=11112&page=17

nikolai: Кавказкая военная авиационная школа в Тифлисе к (1) мая 1917 г. помимо самолётов "Фарман" и "Вуазен" имела 4 самолёта "Альбатрос", 4 - "Моран", 2 - "Кодрон", 3 - "Моран-Солнье" и 37 - "Моран-Парасоль". Всего - 88 самолётов. Все эти самолёты уже устарели на данный момент военных действий. Тем не менее, многие русские лётчики и на фронте ещё продолжали летать на таких машинах. Источник: В.Г.Рохмистров, Авиация Великой Войны 2004. стр.466

Сергей Климов: nikolai

Igor: Тифлисская авиашкола http://forums-su.com/viewtopic.php?f=195&t=314123

nikolai: Много кавказких фото. Есть и Мачавариани у сбитого Альбатроса - здесь: http://forums-su.com/viewtopic.php?f=195&t=213709

nikolai: Наличие исправных самолётов в отрядах, дивизионах, базах, парках на 1 июня 1917 г. (Кавказкий фронт). "Ньюпор-9","-10"-(3), "Ньюпор-11"-(7), "Ньюпор-21"-(14), "Ньюпор-22","-23"-(6), "Фарман-30"-(15), "Фарман-27"-(5), "Сопвич"-(5), "Кодрон"-(4), "Спад"-(9), "Вуазен"-(18), "ВИ"-(-), "Анаде"-(3), "Моран-Парасоль"-(15) ВСЕГО: -(104) самолёта Источник:П.Д.Дузь История Воздухоплавания и Авиации в России. Москва, Машиностроение, 1989, стр.93, Таб.7.

nikolai: nikolai пишет: Курбатов Николай Николаевич ,будучи начальником 3 его Кавказкого АО 23.12.1916 г. - назначен и.д. помощника инспектора авиации. 07.01.1917 г. - сдал командование 3-им Кавказким АО, вступив в новую должность. С 05.05 но 14.09.1917г. - временно и.о. инспектора авиации Кавказкой армии А после него с 10.09.1917 - инспектором авиации Кавказкого фронта назначен полковник Коновалов Фёдор Евгеньевич

korner45: Мачавариани в своих мемуарах (А.В. Мачавариани. Глаза на юг! Тбилиси. 1969) утверждает,что он сбил один самолет противника, и что это - вообще единственный сбитый турецкий самолет на Кавказском фронте.

Igor: korner45 A G. Blume на стр. 330 первого тома своей книги "The russian military air fleet in world war i" даёт ссылку на книгу А.В. Мачавариани. "Глаза на юг!" Тбилиси. 1969. Вы (учитывая, что A G. Blume пользовался информация о сбитых турецких самолётах используя данные Ole Nikolajsen) сможете опровергнуть информацию Blume, которую я приводил выше? Никаких наездов (зная Вашу обидчивость), просто желание знать.

nikolai: korner45 А нет ли возможности процитировать это место из книги? И если можно указать стр.?

korner45: чуть позже. книга не у меня, а в библиотеке. буду там не ранее субботы, т.е. 12.02.11. .

korner45: Igor, а с чего Вы взяли, что я обидчив? всегда стараюсь отвечать на поставленные мне вопросы, другое дело,что некоторые считают своим долгом мне хамить вовсю. ну, это к делу не относится .денек - другой - и я приведу соответствующиую ссылку на соответствующую страницу. если успею отксерить - отсканирую и попробую Вам скинуть скан по почте.

korner45: Как и обещал, даю уточнение. Итак, о воздушных боях пишется в главе "Борьба с воздушным противником" (с.с. 112 - 122). Мачавариани упоминает о трех боях - все велись в 1917 г.. Два из них, в мае и июне, оказались безрезультатными: противнику удалось уйти. Лишь 25.09.17 была одержана воздушная победа. Я оказался неточен: Мачавариани написал не то,что это был единственный сбитый на Кавказском фронте самолет,а то,что он (Мачавариани) оказался единственным летчиком Кавказского фронта,который вел воздушные бои (стр.122). Возможно, наш иностранный друг смотрел не то издание?

nikolai: korner45 Спасибо. Хотя, конечно, лучше бы процитировать. Тем не менее, спасибо.

korner45: На здоровье! Я со временем ее отксерю (сегодня по времени не получилось) и ,если будет интересно ,сделаю скан из сответствующего место да скину по "мылу". в принципе,я рассказал почти дословно

nikolai: korner45 Конечно интересно. Подождём. Среди авиаотрядов, которые в первой половине 1917 г. планировались и, в основном, были сформированы, был и 5-ый Кавказкий корпусный авиаотряд. На вторую половину 1917 г. планировался 6-ой Кавказкий корпусный авиаотряд, но план не реализован. Источник: Александр Кибовский, Авиация Российской Армии. 1914 - 1917 (2). Цейхгаус (5)

nikolai: Да, и, есть ли у Мачавариани о том русском, вооружённом двумя пулемётами"Кодроне Ж-4", который вследствие неисправности двигателя произвёл вынужденную посадку в Алукре (Alucra), был захвачен турками, и стал первым двухмоторным самолётом турецкой авиации? Не из 2-го ли Кавказкого? Какова судьба экипажа?

Igor: 30.06.1917 (Н.С.) штабс-капитан Борис Михайлович Троицкий (пилот) и хорунжий Потасюк (наблюдатель), из 4-го Кавказского КАО на "Кодроне Ж-4" не вернулись из разведывательного полёта, было сообщено о его захвате. Возможно потеря ориентировки и посадка по ошибке на турецком аэродроме Алкура. (A G. Blume "The russian military air fleet in world war i")

nikolai: Большое спасибо,Igor ! Точно этот. Немного не в тему: - А как турки обращались с русскими военнопленными?

korner45: Обращались по-разному, насколько мне встречалось в литературе. У Мачавариани есть об упомянутом "Кодроне", Мачавариани пишет,что АФА с машины Троицкого был установлен затем на той турецком самолете,который он сбил.

nikolai: Cпасибо,korner45

nikolai: korner45 пишет: Обращались по-разному, насколько мне встречалось в литературе А вот Костину, которого некоторые считают первым лётчиком POW (т.е.военнопленным):- "понравилось". В 1912 г. "...Турки обращались с галантным русским лётчиком с особым уважением. Исмаил Паша, комендант Адрианополя, вместо того, чтобы отправить Костина в концлагерь вместе с болгарскими пленными, забрал его к себе домой". Это lieut - col. B.Roustam - Bek писал. Хотя, судя по фотографиям (хоть и не с бокалами в руках) , некоторое время, сбитые Мачавариани турки тоже "гостили" в русском отряде. Ну а потом, вроде как, в Сибирь отправляли. korner45 пишет: был установлен затем на той турецком самолете,который он сбил. Ну хоть что-то удалось вернуть! Простите, а что это "АФА"?

korner45: АФА - аэрофотоаппарат

korner45: ну,1912 год - несколько "иной коленкор". Тогда Россия и Турция в состоянии войны не находились, и турки не хотели сильно раздражать грозного северного соседа. Ведь,как мы помним, Оттоманская империя висела "на волоске".

korner45: тогда, по большому счету, даже кайзер Вильгельм отвернулся от Турции,заявив:вам уже пора из Европы. Вы ее больной человек. А Петербург, наоборот,все сделал по дипканалам, дабы болгары не вышли к Босфору. Почему? Казалось бы - братья-славяне. Ан, нет: своя рубашка ближе к телу! На Босфор у нас были,как мы все знаем, свои виды. Да и в Софии на троне сидел немецкий принц.

korner45: на здоровье

nikolai: Благодарюkorner45 Приказом Верховного Главнокомандующего 15.VII.1917 в списке "частей смерти" был объявлен 2-ой Кавказкий КА. Соответстренно он получил право на форменное отличие таких подразделений: красно-чёрный шеврон на правом рукаве и, вместо кокарды - адамова голова в лавровом венке, со скрещенными мечами. Но судя по фотографиям и мемуарам, эти отличия в отряде не носили.

nikolai: Кроме немцев у турок в авиации служил ," по семейной традиции" и поляк Людомил Райски (Ludomil Rayski). http://en.wikipedia.org/wiki/Ludomi%c5%82_Rayski В тексте написано, что его приняли наблюдателем в турецкую авиацию в 1915 г. Потом, после двух ранений, стал лётчиком. Написано,что в этом качестве он служил на разных фронтах. А летал ли на Кавказе? И были ли другие "легионеры" у турок?

korner45: Покаместь затрудняюсь ответить. Надо будет порытся в своих анналах. Может, изыщу чего-нибуть.

Koloman: nikolai, Rayski byl tureckom grashdaninom poetomu slushil w tureckoj aviatsji. Ego otiec, poslie wosstanija w 1863 godu ubieshal w Turciju i prinimal tureckoje grashdanstwo. Drugih legionerow-Poljakow u turok nie bylo.

nikolai: Спасибо,Koloman . А летал ли Rayski во время 1МВ на Кавказе?

Koloman: Nikolai poka ja znaju chto Rayski wojewal: - w 1915 godu - Galipoli - w 1916 godu - iz aerodroma w Smyrnie (Izmir) dla V. Turskoj Armii Gdie on wojewal w 1917 i 1918 godu, budu iskat.

Ustas: korner45 пишет: Как и обещал, даю уточнение. Итак, о воздушных боях пишется в главе "Борьба с воздушным противником" (с.с. 112 - 122). Мачавариани упоминает о трех боях - все велись в 1917 г.. Два из них, в мае и июне, оказались безрезультатными: противнику удалось уйти. Лишь 25.09.17 была одержана воздушная победа. Я оказался неточен: Мачавариани написал не то,что это был единственный сбитый на Кавказском фронте самолет,а то,что он (Мачавариани) оказался единственным летчиком Кавказского фронта,который вел воздушные бои (стр.122). Возможно, наш иностранный друг смотрел не то издание? Мачавариани действительно пишет об одной победе 25.09.17. (стр.118-121)

nikolai: Cпасибо,Ustas Лучше раз увидеть, чем сто раз услышать!

nikolai: 13 февраля 1917 г.- известно самым большим достижением, как пишут турки, их авиации на Кавказе. Тогда они разбомбили русский аэродром в Erzincan, и русский штаб в Yerhani. А есть ли данные русской стороны об ущербе нанесённом турками во время этих налётов? И есть ли об этом у Мачавариани?

korner45: На стр. 113 Мачавариани пишет, что за полтора года пребывания 2-го Кавказского авиаотряда на Кавказе турки несколько раз пытались разбомбить Эрзинджанский аэродром, однако их 20-кг авиабомбы, почти, как правило, не взрывались, а "небольшие осколочные бомбы с чугунными рифлеными корпусами, предназначенные для поражения живой силы - турки сбрасывали их сразу десятками, - хотя и лучше рвались, однако никакого вреда нам не причиняли, так как падали далеко от цели." Единственная дата, которую приводит Мачавариани - 25.09.17, когда он сбил "турка". Его "жертва" поначалу сбросила на Эрзинджанский а/д 3 бомбы, которые разорвались далеко на летном поле, никому не причинив вреда (стр. 119). Скорее всего, "достижение" от 13.02.12 - плод турецких фантазий.

nikolai: Благодарю,korner45 .

korner45: На здоровье

Ustas: Igor пишет: 30.06.1917 (Н.С.) штабс-капитан Борис Михайлович Троицкий (пилот) и хорунжий Потасюк (наблюдатель), из 4-го Кавказского КАО на "Кодроне Ж-4" не вернулись из разведывательного полёта, было сообщено о его захвате. Возможно потеря ориентировки и посадка по ошибке на турецком аэродроме Алкура. (A G. Blume "The russian military air fleet in world war i") Мачавариани пишет: Вдруг потребовалась разведка огромного турецкого тылового района, охватившего города Палу, Харпут, Диарбекир и Хозат. Вся эта территория в высокогорных условиях для ориентировки весьма трудная. Выполнить задание было поручено командиру 4-го авиационного, только что созданного, отряда, капитану Троицкому. Он вылетел на самолете «Кодрон» с двумя моторами «Рон», по 80 лошадиных сил каждый, имея максимальный запас горючего, допускавший выполнение всего многопланового задания только при полете в исключительно благоприятных условиях. Троицкий в Эрзерум не вернулся. Вскоре стало известно, что, потеряв ориентировку, он сел на турецкий аэродром и попал в плен. Позже экипаж сбитого в воздушном бою под Эрзинджаном турецкого самолета рассказал подробности этого эпизода: неожиданно близ города Эндерес пролетел самолет и пошел на посадку. Машина еще катилась по земле, когда один из моторов остановился. Очевидно, поняв, что сел на неприятельский аэродром. Троицкий с помощью летчика-наблюдателя пытался запустить остановившийся мотор, но в это время был схвачен.

nikolai: Cпасибо,Ustas В разделе "Воздушная оборона Стамбула" турки пишут, что 26 марта 1917 г. три самолёта с русских авианесущих кораблей вступили в бой с турецкими самолётами. И турки один из них сбили. Это правда, или очередная "турецкая утка"?

Геннадий Нечаев: nikolai пишет: или очередная "турецкая утка"? Так сразу "утка". Обычное дело: "аэроплан ушел со снижением в сторону моря" ))

Igor: 26.03.1917(Н. С.) прапорщик Карпов и мичман Н.Н. Шустов были сбиты турецким зенитным огнём над входом в Босфор, оба попали в плен.

nikolai: Благодарю,Igor .

Ustas: у Александрова малость по-другому узел завязан: 5 мая 1917 г. Самолет М-9 № 161 с экипажем из пилота мичмана Н. Н. Шустрова и наблюдателя прапорщика С. И. Карпова был захвачен противником в море и прибуксирован в Констанцу. а летчик был свежий: Шустров Николай Николаевич. Мичман Черноморского флотского экипажа. 17 марта 1917 г. окончил школу. Назначен в Воздушную дивизию Чёрного моря.

nikolai: Ustas пишет: у Александрова малость по-другому: 5 мая 1917 г. Самолет М-9 № 161 с экипажем из пилота мичмана Н. Н. Шустрова и наблюдателя прапорщика С. И. Карпова был захвачен противником в море и прибуксирован в Констанцу. А у Дуркоты этот же М-9 №161 значится, как захваченный невредимым 21 мая 1917 г. в Румынии.???

Ustas: да, далековато из Босфора пилить на привязи в Констанцу Самолет М-9 № 161 (заводской №974) с экипажем из пилота мичмана Н. Н. Шустрова и наблюдателя прапорщика С. И. Карпова был захвачен противником в море и прибуксирован в Констанцу. В бою с «Румплером 6Б1» с флотским номером 897 (пилот лейтенант Старке) и с уже упомянутым «Фридрихсхафеном» № 819 мичман Шустров получил два ранения в ногу и вместе с лейтенантом Сергеевым (это который с Туром в плен попал до того - где-то обсуждалось) оказался в госпитале. Правда, в другой книге " Воздушные суда Российского императорского флота 1894-1917 гг. Том 1" Александров дает сноску: По информации А.Блума, аппараты 140 (Качинский), 159 (Сергеев, Тур) и 161 (Шустров, Карпов) были по очереди атакованы, в воздухе и на воде, германским гидросамолетом из 2-го морского авиационного отряда в Констанце. Экипажу в составе пилота сержанта морской авиации Й. Фрикера (Obflugm. Joseph Fricker) и наблюдателя лейтенанта флота Старке (Ltn. z. S. Starke) удалось одну русскую лодку утопить (159-ю), а другую пленить вместе с четырьмя авиаторами (двумя летчиками с пущенной ко дну и двумя летчиками с захваченной). А М-9 № 140, пилотируемый лейтенантом В. Р. Качинским, чудом избежал пленения благодаря эсминцу «Лейтенант Шестаков», появившемуся на сцене в самый последний момент.

Igor: Igor пишет: 26.03.1917(Н. С.) прапорщик Карпов и мичман Н.Н. Шустов были сбиты турецким зенитным огнём над входом в Босфор, оба попали в плен. Информация была из книги А. Блума, может быть он перепутал вот с этим эпизодом. pz.kpfw пишет: 26 марта 1917. Гидросамолет авиации Черноморского флота под командой летчика лейтенанта Сергеева и при наблюдателе унтер-офицере Тур, получив при обстреле вовремя воздушной разведки над Босфором пулевую пробоину в бензиновом баке, из которого вытек бензин, вынужден был спланировать на воду в районе Деркоса (румелийский берег) вне видимости сопровождавших русских судов. Подобрав вернувшиеся самолеты и считая самолет лейтенанта Сергеева сбитым или захваченным, корабли ушли в Севастополь. Тем временем Сергеев и Тур, увидев невдалеке от себя турецкую шхуну, пользуясь остатками бензина, пошли на нее в атаку и, открыв огонь из пулемета, вынудили турок спешно оставить шхуну и на шлюпке бежать на берег. Захватив шхуну, летчики уничтожили самолет, предварительно сняв с него все ценные части, пулемет и компас, и, подняв паруса, пошли в Севастополь. После шестисуточного плавания, выдержав шторм и не имея провизии и почти без воды, летчики прибыли к Джарылгачской косе, где, дав о себе знать через пост СНиС, были приняты на высланный за ними миноносец

Ustas: 26.03.1917(Н. С.) прапорщик Карпов и мичман Н.Н. Шустов были сбиты турецким зенитным огнём над входом в Босфор, оба попали в плен. похоже, что Блум дезу выдал

nikolai: И на старуху бывает проруха.

nikolai: В то время было принято сообщать о судьбе пропавшего экипажа. Как вспоминал П.Хикса, - аэроплан появлявшийся над русским аэродромом, некоторое время спустя после пропажи лётчиков, не обстреливался. Такой самолёт опускался совсем низко и сбрасывал или вложенное в траурный конверт сообщение, что лётчики геройски погибли и будут там-то и там-то похоронены со всеми воинскими почестями, или вложенные в простые конверты письма русских лётчиков и наблюдателей. Это было в районе действий 12-ой армии. А какие отношения были с турками? Сообщили ли им о судьбе сбитого Мачавариани турецкого экипажа? Сообщали ли турки о судьбе пропавших русских? Есть ли об этом что-либо у Мачавариани?

Nixon: Об этом сообщили туркам: 9 октября 1917 года (по новому стилю) на поселок Кемах с самолета противника (с русского) было сброшено письмо, в котором сообщалось, что самолет унтер-офицера Веджихи и старшего лейтенанта Бахаттина сбит. Это из турецкого источника

Nixon: И по поводу Кодрона 4-го Кавказского КАО: "30 июня 1917 (н.с.) русский двухмоторный самолет Goudron, ошибочно принял населенный пункт Алуджра за Келкит и совершил посадку. После посадки самолет в исправном состоянии, а также летчик и летчик-наблюдатель были взяты в плен. Младший лейтенант Веджихи перегнал самолет в Сушехри". Это из турецкого источника. В англоязычных изданих переврано из-на неправильной транскрипции название населенного пункта. По турецки он называется АЛУДЖРА, а пишется на турецком языке ALUCRA. Анличане прочитали по-английски. Веджихи Хюркюш, перегнавший самолет, был летчиком 7-й турецкой авиароты, впоследствии был сбит Мачавариани. Русский Кодрон числился в списках летательных аппаратов 7-й роты, с пометкой, что "способен летать". А камеру с него уважаемый Веджихи вероятно приспособил на свой Альбатрос. Поэтому Мачавариани и пишет, что среди обломков сбитого Альбатроса была обнаружена камера с Кодрона 4-го Кавказского КАО. ЗЫ Отдал с разрешения турецкого автора большой переводной материал по турецкой авиации на Кавказском фронте на Ретроплан. Если кому интересно, могу скинуть на почту, так как объем большой.

nikolai: Nixon пишет: Об этом сообщили туркам . Очень интересно. А, вот бы, источник турецкий упомянуть.

nikolai: Nixon пишет: на поселок Кемах с самолета противника (с русского) было сброшено письмо, в котором сообщалось, что самолет унтер-офицера Веджихи и старшего лейтенанта Бахаттина сбит. Т.е. и русские на Кавказе в 1917 г. придерживались мысли аналогичной той, что высказывал в Палестине британский капитан J.E.Dixon-Spain: : Война может вынудить нас быть беспощадными, но никакая военная необходимость не вынудит нас быть дикарями. Простите за лирику:Desmond Seward Wings over the Desert Haynes Publishing 2009

Nixon: Добрый день! Благородство присутствовало!!!! Есть сайт на тур. языке, посвященный турецкой авиации с хорошим историческим разделом, его ведет Ercan Cetinerler (Эрджан Четинэрлер), бывший турецкий военный летчик. Он переработал очень много документов из турецких архивов и сложил достоточно полную картину. Сайт называется HAVACIYIZ.COM (Мы летчики). Перепечатки с его сайта есть и на других турецких сайтах, к сожалению англоязычные версии на них или бедны или вообще отсутствуют. Перевод кое-каких частей из истории ПМВ по Кавказскому фронту я сделал и с разрешения автора отдал для размещения на Ретроплане. Если будет время сделаю переводы разделов по балканской войне и другим фронтам ПМВ, где Османская Империя воевала. Было бы время!!!

nikolai: Cпасибо,Nixon

Nixon: nikolai Не за что, буду рад, если поможет. Полный материал скинул на почту

Nixon: Нашел у себя вот такой интересный снимок двух турецких аскеров на фоне самолета. Может получиться определить, что за самолет на заднем плане? http://shot.photo.qip.ru/003Aec-1046OB6/

Геннадий Нечаев: Кабы не "Хальберштат" истребитель, но там и черта разглядеть можно при желании

nikolai: Даа, "орлы", однако.

Igor: Эти же "орлы" в цвете. Кабанные стойки характерны для AEG. С.IV Турции поставлялись, насчёт более ранних моделей (B.II, C.I), может спросить у турецких товарищей? Два фото с "и-бея"

Nixon: Igor, большое спасибо за полное изображение двух-героев авиаторов. Это многое проясняет. Свой кадр я выдернул из турецкого фильма про разгром под Сарыкамышем зимой 1914-1915, куда турецкие товарищи его вставили видимо для того, чтобы вышибить слезу. Однако сразу насторожили летняя одежка воинов, и самолет, которого там не должно было быть. Из надписи стало понятно, что снимок сделан в 1-й авиационной роте на Дарданельском фронте, т.е. к Кавказу, а тем более к Сарыкамышу, никакого отношения не имеет. На главном сайте ВВС Турции признают факт поставок AEG CIV , пишут, что на июль 1917 года на всех фронтах насчитывалось ок. 170 таких машин, 41 АЕG СIV был передан к августу 1918 года в ВВС Турции, где эксплуатировалисть до 1921 года. 39 самолетов поступили из Германии, 2 было собрано в Турции. 13 самолетов поступили без моторов. Про более ранние модели не упоминают, скорее всего они не поставлялись. Таким образом, если это действительно этот тип самолета, то и дата снимка не имеет никакого отношения к зиме 1914 - 1915 года. Прокосячили турецкие журналисты.

Nixon: Хотя и Halberstadt D.III и D.II очень похожи, их 33 единицы у турок было.

Piligrim: Кажется машина именно с Кавказского фронта, ну и просто статья о авторе снимка - http://n1.by/news/2012/01/29/241028.html

nikolai: Спасибо,Piligrim , интересно. Жаль только мало. Ну, и - что "сбитый и воткнувшийся «носом» в землю аэроплан", - очень сомнительно. С уважением, Nikolai

nikolai: A не эта ли "четвёрка" здесь фигурирует? C уважением, Nikolai

Ustas: Биография турецкого летчика и авиаконструктора Веджихи Хюркюша (см. победы М.С.Мачавариани ) в переводе Сергея Николаева aka Nixon.

Техник1986: Мой дед служил в 1-м Кавказском авиаотряде. Сохранились несколько фотографий и документов. Если какие-то сведения об этом отряде имеются буду благодарен за информацию.

Техник1986: Еще такое фото. Два сразу ставить почему-то не получается.

nikolai: Спасибо.Техник1986 Информация к месту. Очень интересно. А самого деда мы не увидем ?

Геннадий Нечаев: Это на фото "Ньюпор-6", не иначе?

nikolai: Геннадий Нечаев Почему???

Техник1986: nikolai пишет: Очень интересно. А самого деда мы не увидем ? В группе господ третий справа. Есть еще немного фотографий но надо сканировать.

nikolai: Большое спасибо Техник1986 . Было бы просто великолепно увидеть другие фото.

nixon1: Для Техник1986 1-й Кавказский АО был сформирован в 1912 году, первоначально назывался Карсский крепостной авиационный отряд и дислоцировался в Карсе. Это был первый авиационный отряд на Кавказе. Принимал участие в ПМВ, в частности выполнял разведки в Эрзурумской операции. В конце мая 1916 года передислоцирован их Карса в Эрзурум. После захвата Эрзинджана в конце июня 1916 года сначала одно звено, а затем и весь отряд передислоцировался в Эрзинджан, где оставался до начала отступления осенью 1917 года. Отступал в обратном порядке - Эрзурум - Карс. В начале 1918 года остатки отряда были перегнаны в Тифлис, где отряд и прекратил существование. На базе остатков всех кавказских АО была сформирована боевая авиагруппа Кавказского фронта.

nixon1: Знакомое фото. с капотнувшим самолетом. такое же было и в архиве Мачавариани.

cumulus: Ньюпор явно учебный из авиашколы. Летчики пронумерованы. Интересно есть расшифровка и Фамилии?

Техник1986: Спасибо за информацию, а то собираешь по всему интернету. Действительно фоток с самолетами у меня четыре, остальные так сказать общевойсковые (друзья-товарищи, учебный класс), оборот сделан под открытку. На обороте одной надпись "№4 на этой открытки я третий справа" Эту я уже разместил . Еще фото: Получилось 2 шт. сразу вставить. тогда еще документ один

nikolai: М-да ! На документе подпись того самого "северного Коссовского". После революции летал у Славяно-Британцев на севере. Сбит красными. Остался жив. Этапирован в Вологду и расстрелян по приговору местного ревтребунала. http://aviaww1.forum24.ru/?1-1-0-00000092-000-200-0-1358611752

Igor: cumulus пишет: Ньюпор явно учебный из авиашколы. Летчики пронумерованы. Интересно есть расшифровка и Фамилии? На одном из интернет аукционов, как писалось выше были выставлены фото из альбома Мачавариани. На обороте есть расшифровка. Карский крепостной авиационный отряд, сентябрь 1913. 1. Командир отряда штабс-ротмистр Охотников Сергей Иванович 2. Военный летчик поручик Бык 3. Летчик-наблюдатель поручик Якобашвили 4. Военный летчик штабс-капитан Кутовой 5. Летчик-наблюдатель поручик Русанов.

nixon1: nixon1 пишет: Ньюпор явно учебный из авиашколы. Летчики пронумерованы. Интересно есть расшифровка и Фамилии Этот состав отряда позволяет предположить, что Ньюпор не учебный, и принадлежит 1-му Кавказсому АО (скорее Карсскому крепостному тогда еще). Такой состав в отряде был в конце 1913 года, точнее в период с сентября по ноябрь 1913 года, когда Мачавариани, Якобашвили и Русанов прибыли на стажировку на летчика наблюдателя в Карсский крепостной авиаотряд. На вооружении отряда по воспоминаниям Мачавариани и другим документам были Ньюпор-4. Так что снимок скорее всего еще довоенный. В "Памятной книжке Карсской области на 1914 год" на конец 1913 года командиром Карсского крепостного АО указан не Охотников, как на фото Мачавариани, а штабс-капитан Бык Николай Антонович, что логично, так как Охотников в то время был еще поручиком. Позже Охотников был назначен командиром 1-го Кавказского АО. Возможно Мачавариани делал подписи на фото "после того как" поэтому и написал, что Охотников - командир отряда. Но в рассматриваемый период - конец 1913 года - все-таки по официальным документам был командиром Бык.

nixon1: В Журнале Разведчик № 1220 за март 1914 года была такая заметка по поводу Карсского крепостного отряда. Участники форума наверняка знают об этой заметке. поэтому она адресована больше к Техник1986. Очень было бы интересно увидеть остальные фото, которые сохранились.

Техник1986: Никак не ожидал, что хранящиеся у меня фотографии и документы кроме памяти о моих близких еще и отражают часть истории российской авиации. Очень много узнал для себя полезного. Nixon1 спрашивает про фотографии - я уже писал, что остальные фото если и имеют отношение к времени службы моего деда в армии, то к Карсскому крепостному отряду врядли. Единственное, если интересно дед заснят в помещении фотоателье в шинели и видны погоны с авиационной эмблемой и буквами "1К" ( хотя Карсский крепостной авиаотряд, как пишут, должен обозначаться "Крс"). Фото без даты.

nikolai: 1K. - это 1-ый Кавказский. А фото деда с такими погонами, конечно поместите.

nixon1: Техник1986 Судя по Вашим сведениям, Ваш дед прослужил практически всю ПМВ в 1-м Кавказском АО. Естественно интересен и быт того времени, для меня даже пожалуй больше чем самолеты))))) Ведь это передает дух времени.

Техник1986: nixon1 пишет: Судя по Вашим сведениям, Ваш дед прослужил практически всю ПМВ в 1-м Кавказском АО Фото моего деда (третий слева), дата 23.01.1914г. Призвали его в декабре 1913г. На обратной стороне надпись "Эта карточка останется мне как память первых месяцев страданий на воинской службе". Я так полагаю это типа учебки. Место расположения не известно.

Техник1986: Несколько открыток посланных моему деду в армию. Адеса различные, похоже были достаточно длительные командировки. Надо сказать, почта работала очень оперативно, судя по датам на штемпеле.

Сергей Климов: Как здорово, что сохранилась такая память!

nikolai: Большое спасибо,Техник1986

nixon1: Фото моего деда (третий слева), дата 23.01.1914г. Спасибо. Очень. Интересно. По всей видимости это автомобильная команда Кавказского ВО в Тифлисе (других в Кавказском ВО в то время не было), ибо в войсках тогда шофферскому делу не обучали. А вот адрес на открытке от 26.06.1914 удивил. Учебный артиллерийский полигон Кавказского ВО № 2 находился в районе Александрополя. Отряд же стоял в районе Карса. Видимо летом 1914 полигон использовался для полетов Карсского АО, так как там равнина, а не горы, как в Карсе.

Техник1986: Уважаемый nixon1 есть одно замечание по автомобильной команде Кавказского ВО в Тифлисе – я пересмотрел сохранившееся открытки и отобрал те, на которых дата примерно совпадает с датой на фотографии, на всех адрес «г.Карс. 1-я Кавказская воздухоплавательная рота» Это открытки с датами 20.12.1913; 28.12.1913; 11.01.1914; 21.03.1914г. Я думаю что предположение о том, что фото сделано в автомобильной команде Кавказского ВО в Тифлисе ошибочно. Есть еще одна открытка, интересна тем, что во-первых на ней достаточно хорошо сохранился штемпель г.Карс. ( на многих открытках вообще стоят два штемпеля города отправителя, а штемпеля получателя вообще нет); во-вторых ее рисунок явно сделан под события ПМВ, показывает как дОроги русским девушках их защитники, на обороте надпись «Дозв. воен. ценз. Киев». Интересно, что на рисунок карандашом нанесена координатная сетка. Явно кто-то пытался нарисовать тот же рисунок, но в увеличенном масштабе (есть такая техника увеличения рисунка "по квадратам). Не берусь утверждать, что это сделано в авиационном отряде в Карсе, но если это так , то слабость замполитов советской армии к наглядной агитации имеет глубокие корни.

nixon1: Уважаемый nixon1 есть одно замечание по автомобильной команде Кавказского ВО в Тифлисе – я пересмотрел сохранившееся открытки и отобрал те, на которых дата примерно совпадает с датой на фотографии Не имею целью что-то то доказать, имею целью восстановить истину. На выложенной Вами открытке - пасхальная открыта 1915 года (или даже скорее 1916 года). Это видно из штемпеля. Стараюсь смотреть шире. По мне известным документам Кавказского ВО, на 1914 год в Кавказском ВО была единственная автомобильная команда в г. Тифлисе под командованием капитана 2-го Кавказского железнодорожного батальона Мадчавариани Георгия Георгиевича. Отсюда и сделан мой вывод, который я написал. Если у Вас есть какие-либо другие сведения, пишите или в личку, или на форум, буду рад новым сведениям по интересующему меня Кавказу. Мое утверждение об автомобильной учебке января 1914 основано исключительно на этом утверждении. По сетке согласен, сам имею некоторое отношение к рисованию (Не к живописи)))))) . Этот метод " в сеточку" мне известен.

Техник1986: nixon1 пишет: Мое утверждение об автомобильной учебке января 1914 основано исключительно на этом утверждении. Я не знаком ни со стуктурой русских войск на Кавказе, ни с местами дислокации частей. мои задачи намного Уже. Может я и поспешил с выводами, вполне допускаю,что корреспондеция (открытки с датами 20.12.1913; 28.12.1913; 11.01.1914; 21.03.1914г. о которых я писал ранее, но здесь не выкладывал) шли в Карс, в то время как мой дед был направлен в Тифлис в автомобильную учебку (фото с датой 23.01.1914). В моем первом сообщении приведен документ, где есть подпись заведующего авточастью и печать 1-го Кавк. авиац. отряда., получается, что в отряде было автоподразделение. Известен ли его состав и предназначение? И еще, может поможете мне в вопросе касающемся того же Кавказского ВО (это уже другой человек, брат моей бабули): на одной из открыток он пишет адрес для писем ему "Тифлис. Вещевой Интендантский склад. Писарю" На фото погоны плохо видно, но какие-то обозначения там есть. Может подскажите какое это м.б. подразделение?

nixon1: Техник1986 В Авиаотряде обязательно было автомобильное подразделение. Оно существовало для перевозки в т.ч. и самих самолетов. Может это и не учебка на фото. Это трудно определить, и тогда предположения остаются только предположениями. Может Вам известно где Ваш дедушка учился шоферскому мастерству в армии или до нее? Во вложении вырезка из журнала с фото 1915 года автомобиля 1-го Кавказского АО (в то время так уже назывался Карсский авиаотряд) с погруженным самолетом. Чем черт не шутит, может Ваш дедушка сидит за рулем. Вполне возможно. Насчет второго вопроса. Да не сочтут коллеги это офф-топом))) В Тифлисе действительно был окружной Тифлисский вещевой интендантский склад, который подчинялся интендантскому управлению Кавказского ВО. Находился он на Навтлуге, за железной дорогой. Кстати, он существовал как окружной интендантский склад и в советские времена на том же самом месте. Был разграблен грузинами во время ликвидации Кавказского военного округа в начале 90-х. Сам был тому свидетелем. Что там сейчас - не знаю.

Техник1986: nixon1 пишет: Чем черт не шутит, может Ваш дедушка сидит за рулем. Вполне возможно. Спасибо за ответ. Просто супер!! Все может быть, хотя в удостоверении пишут что он на "Уайть" ездил, но "BENZ" тоже ничего. Тем более что на фото, которое мой дед прислал своим родителям его товарищ уж очень похож на стоящего у авто на первом плане.(Погоны только не могу рассмотреть) Фото деда сделано 16.04.1915г. Мой дедушка слева. Фрагмент - погон с буквами "Крс" Дедушка мой закончил Таганрогское железнодорожное начальное училище и до службы работал на Екатерининской железной догоре в инструментальной слесарем. Шоферскому делу скорее всего в армии обучался.

nikolai: Спасибо,Техник1986 и nixon1 . Очень интересно.

nixon1: Фото деда сделано 16.04.1915г. Мы как-то с уважаемым nikolai обсуждали эту фотку из журнала и пришли к выводу, что скорее всего она относится где-то к лету 1915, потому что в 1916 начали поступать уже более современные "Ньюпоры". Хорошо будни 2-го Кавказского АО описаны в книге М.С. Мачавариани "Глаза на юг" 1969 года издания. В ней есть достаточно много и про 1-й Кавказский АО, потому что в ПМВ эти два отряда дислоцировались на одном аэродроме.

Igor: Несколько фото с сайта История России в фотографиях

siskin: Замаскированный ньюпор- не понял, это он закрашен так? или это грязь? или это тень от листвы на деревьях?

nikolai: Большое спасибо,Igor . Очень интересно. Кажись на фото с 2-кой в правом нижнем углу Лойко и Алелюхин ?

Сергей Климов: Игорь, спасибо. Меня заинтересовало фото с животным в шлеме и перчатках, это собака или медвежонок? И, что на Фармане обозначает надпись Уна?

Геннадий Нечаев: siskin пишет: Замаскированный ньюпор- не понял, Моя версия - это он плесенью покрылся. Сергей Климов пишет: это собака или медвежонок?

nikolai: siskin писал Замаскированный ньюпор- не понял, это он закрашен так? или это грязь? или это тень от листвы на деревьях? Наберитесь терпения, но здесь есть такой же или тот же "камуфлированный ньюпор". http://karta.org.pl/foto/fotokolekcje/Sacewicz/index.htm

nikolai: P.S. Причем зимой.

Сергей Климов: nikolai Очень интересное пояснеие к фото, я всегда считал, что это румынский фронт, а оказывается Северин повоевал за Деникина и Ньюп с падающим лебедем белый?

nikolai: Похоже, что взлетаюший Ньюпор тоже "камуфлирован", но без лебедя.

Сергей Климов: Угу, только смущает идентификация типа самолета, или все же 16-й?

nikolai: Если Дукс,- то, наверно, 11-ый. Хотя, кто его знает?

nikolai: Возвращаясь к теме. В статье Полёт Эрзерумского Орла http://rus.ruvr.ru/2010/10/06/24400835.html автор пишет о полёте 13 августа 1917 г. прапорщика Петрова из 4-го Кавказского: В отряде сослуживцы, измерив по карте маршрут полета, подсчитали, что он составил более четырехсот верст! Такого сверхдальнего воздушного путешествия, да еще к тому же в боевых условиях, на Кавказе еще никто не совершал!.. 400х1 066,8=426км720м Если перенестись к союзникам по войне с турками в Палестину, то там в начале 1917 г. лётчики 67-го(Австралийского) Sqn'a RFC (входил в 5-ый Wing),-осуществляли разведки к северу до Рамлеха (юг ТельАвива) и на восток до реки Иордан. Для получения последней информиции о передвижении турок и их германских союзников четырёхчасовый полёт на расстояние около 260 миль мог проходить над Иерусалимом, Иерихоном, Вифлеемом и Хевроном. 260х1609,3=418км418м. Учитывая погрешности в рассчётах,- и усреднённость австралийской цифры можно говорить о сопоставимости расстояния. Хотя в горах, на малой высоте, -конечно, труднее. Хотя и пустыня... Кроме разведки, австралийцы обстреливали аэродромы неприятеля, корректировали огонь артиллерии и производили бомбардировку передовых позиций и линий коммуникаций противника. Информация из: Jim Grant /On the Road to Gaza /Fly Past/April 2009 /p.78-82

nikolai: Штабс-капитан Кутовой погиб в 1914 г. на Кавказском фронте. http://fotki.yandex.ru/users/anilyin58/view/737998?page=19

verhov: Российская авиация действовала в ходе Эрзерумской операции в сложных погодных и географических условиях, постоянно находясь под воздействием огня противника. В отряде состояли лётчики поручик М.С. Мачавариани, подпоручик Н.Д. Клещ, прапорщики И.И. Клементьев и Ю.А. Коробьин, старший унтер--офицер В. Журкевич и наблюдатели лейтенант флота Б.В. Старков, штабс--капитан Э.Э. Хеллен, гвардии поручик А.А. Потоцкий



полная версия страницы