Форум » Аппараты легче воздуха » Уничтоженные дирижабли и привязные аэростаты » Ответить

Уничтоженные дирижабли и привязные аэростаты

Berthold Schwarz: существуют ли данные по сбитым немецким дирижаблям на русском фронте? дата, тип, итп?

Ответов - 18

Oldman: Существуют.

Oldman: Всю боевую работу цеппелинов на русском фронте можно условно разбить на несколько театров военных действий: Черное море, сухопутный театр (австро-венгерский и германский фронт), Балтийское море и операция против Петрограда. Основная цель боевых действий цеппелинов на Черном море — препятствовать поставкам сырья из России через Дарданеллы странам Антанты. Путь через Мурманск был небезопасен из-за активной деятельности в этом районе немецких подводных лодок, которые заходили даже в Белое море. Частными задачами, которые выполняли в акватории Черного моря воздушные корабли, являлись: обеспечение поставок каменного угля из Зонгулдака и окрестных портов в Константинополь; разведывательная работа в интересах военных кораблей «Гебен» и «Бреслау» и разведка минных полей, установленных русскими перед Босфором; бомбардировка главной базы военно-морского флота России Севастополя, порта Батуми и попутные нападения на Румынию. Основной базой немецких дирижаблей для работы на Черном море стал небольшой болгарский городок Ямбол. Эта база была оборудована эллингом, газодобывающим заводом, электростанцией, радиостанцией и радиопеленгаторной установкой, а также метеостанцией. Одним из первых к ведению боевых действий был привлечен дирижабль SL-10. В июле 1916 г. намечалась его совместная работа с подводной лодкой, которая должна была контролировать передвижение русского флота в районе Севастополя. Дирижаблю ставилась задача нападать на корабли флота и бомбардировать город и саму базу. 2 июля SL-10 совершил первый боевой вылет, но застигнутый плохой погодой в районе Алушты, повернул домой. К тому же стали барахлить двигатели. На обратном пути SL-10 наткнулся на русские корабли, однако по неизвестной причине не стал их бомбить. 27 июля дирижабль вылетел для бомбардировки Севастополя и Батуми с запасом горючего на 24 часа в свой последний полет. Последняя радиограмма с борта корабля говорила о том, что он не может бороться с ветром, скорость которого достигала 30 м/с (максимальная собственная скорость дирижабля не превышала 25 м/с). Вместо потерянного SL-10 в Ямбол был направлен LZ-101, который имел такую же скорость, как и его предшественник, поэтому он не решался уходить далеко в море и был преимущественно сориентирован на боевую работу в Румынии. Гораздо интенсивнее развернулись действия немецких дирижаблей на сухопутном театре военных действий. Первые 2 дирижабля — Z-V и Z-IV — были приданы армии Гинденбурга. Первый из них 7–8 августа 1914 г. произвел из Кенигсберга, где он базировался, разведку района Вроцлав — Плоцк — Кутно — Лодзь, а 11 и 12 августа повторил ее. В последнем полете дирижабль был обстрелян русскими, а затем и германскими войсками и получил значительные повреждения. Однако он доставил в штаб ценные сведения о концентрации войск в районе Новогеоргиевска. Воздушный корабль произвел также бомбардировку железнодорожного узла Млава и разогнал своим огнем и бомбами казачий полк, который готовился к атаке. Z-V также совершил большое количество ночных разведывательных полетов в район Осовца и Шавлей, доставляя в штаб Восточного фронта большое количество ценной информации о противнике. В одном из последующих полетов дирижабль был серьезно поврежден шрапнельным огнем, потерял много водорода и совершил вынужденную посадку около Липовца. Экипаж был взят в плен при попытке уничтожить дирижабль. Второй цеппелин, Z-IV, выполнил ряд дерзких налетов из Познани на скопления русских войск на малой высоте он неоднократно попадал под ружейный обстрел: из одного полета вернулся, имея около 300 пробоин. В это же время австрийскую армию обслуживал дирижабль SL-2. Он производил полеты в районе Холма, Красника и Люблина. Один из разведывательных полетов продолжался (с промежуточной посадкой в Перемышле) в течение 60 часов. 23 августа после четырнадцатичасового полета корабль снизился около главной австрийской штаб-квартиры и передал очень важные сведения о начавшемся наступлении русских войск под Красником. 1 сентября SL-2 выполнил очень успешную разведку в районе Лодзь — Петраков. Бомбами, пулеметным огнем и разведкой дирижабли поддерживали австро-венгерскую армию в боях за Холм и Люблин. С августа по октябрь они часто бомбардировали русские крепости и железнодорожные станции Белостока, Лыка, а также Мульдзена, Варшавы и Млавы. Гражданский дирижабль «Саксония» провел ряд очень удачных налетов на русские города и, в частности, на форты Ломуси. 24–25 сентября 1914 г. к боевой работе на русском фронте подключился Z-IV, который, вылетев из Кенигсберга, выполнил налет на Варшаву, а позднее — на Лык, где получил множество пробоин. В январе 1915 г. во время налета на Либаву был потерян нежесткий дирижабль PL-19. 10–11 марта и 15–16 апреля 1915 г. LZ-34 (базировался в Лигнице) и Z-XI (Позен) предприняли ряд атак на Варшаву, но ни один из них не был доведен до логического конца из-за плохих метеоусловий над городом. Затем они бомбили Гродно, Ковно и другие крепости. LZ-34 был сбит русской армией в мае над Ковно. LZ-17 предпринял 9 августа из Кенигсберга налет на Вильно. 10 августа 1915 г., пройдя 1200 км, LZ-79 отбомбился по Брест-Литовску. В мае 1915 г., с связи со стабилизацией Западного фронта, Z-XII и LZ-39 были переброшены на Востойный фронт, в Польшу. Эти дирижабли стали базироваться в Алленштейне и обслуживали армию Кольвица, находившуюся в районе Нарева В то время как «Саксония» и LZ-39 действовали против русских крепостей, Z-XII атаковал основную железнодорожную магистраль Варшава-Вильно. В июле 1915 г. Z-XII бомбил железнодорожные узлы в прифронтовой области и выполнил несколько налетов на Белосток, Малкин, Столбцы и Лунинец. В отдельные дни он сбрасывал на русские города по 1500–3000 кг бомб. За первые десять дней августа 1915 г. корабль совершил 18 боевых вылетов и сбросил около 9000 кг бомб. 11 августа дирижабль в районе Осовца был поврежден огнем с земли и отправлен на ремонт. После устранения повреждений из Кенигсберга, а затем из Варшавы Z-XII выполнил ряд налетов на Виленский железнодорожный узел. LZ-39, позднее переброшенный в Шнейдемюль, совершил несколько налетов на Ровно. В августе он бомбил Новогеоргиевск и Новоминск, сбросив на них по 500 кг бомб. 13–14 октября 1915 г. цеппелин атаковал Ковно, обрушив на него 1000 кг бомб. 7 декабря дирижабль попал под сильный шрапнельный огонь под Ковно, в результате чего был разбит один из двигателей. Пришлось совершать в районе Лыка вынужденную посадку. SL-7 бомбил Двинск и Верден. Осенью LZ-88 бомбардировал гидростанцию в Руно. 10–11 августа 1915 г. LZ-89, базирующийся в Позени, сбросил 1500 кг бомб на Брест-Литовск и сразу после этого бомбардировал Ковель, пройдя 1350 км. 25–26 августа LZ-89 повторил нападение на Брест-Литовск, обрушив на железнодорожный вокзал 1100 кг бомб. В октябре того же г. LZ-85, базирующийся в в Алленштейне, сбросил около 12 000 кг бомб на мосты и железнодорожные пути в районах Двинска, Минска и Риги. Он совершил 15 и 16 ноября налеты на Двинск и сбросил 3600 кг бомб. В феврале 1916 г. им была произведена бомбардировка Ковно, куда он вскоре и перебрался после взятия этого города немецкими войсками. Из Ковно LZ-86 бомбил Минск, Речицу, Двинск и железную дорогу Минск — Молодечно. За первые 5 полетов этого г. он сбросил на русские города 9600 кг бомб. На Балтийском море основной деятельностью воздушных кораблей была разведка и патрулирование. Цеппелины практически полностью освободили корабли флота, которые стояли в готовности на своих базах, от разведки и тем самым сэкономили большое количество горючего, в котором Германия испытывала крайнюю нужду. Работали дирижабли в этом регионе весьма интенсивно. LZ-111, который был передан флоту в мае 1917 г., за короткий срок выполнил 7 полетов и прошел 5614 км. LZ-113, начавший работу одновременно с LZ-111, за 15 полетов пролетел 12 305 км. LZ-98, переданный вместе с LZ-111 и LZ-113, выполнил 15 полетов и прошел 11 982 км. L-25 (бывший армейский LZ-88) выполнял боевые задания в Балтийском море, производя разведку в направлении острова Готланд (Швеция) и до Финского залива. С июня до августа 1916 г. он за 14 полетов прошел 8763 км; принял активное участие в операции по высадке десанта на остров Эзель (Сааремаа). Устаревший полужесткий дирижабль M-IV отличился в сентябре 1916 г., пустив на дно в Балтийском море русскую подводную лодку. Интенсивность работы дирижаблей на Балтийском море хорошо иллюстрируется следующей таблицей. Годы Разведполеты Количество бомбардировок русской территории 1914 14 — 1915 51 2 1916 62 26 1917 76 13 1918 17 — Нужно отметить такой факт — если на сухопутном фронте дирижабли встречали хотя бы минимальное сопротивление со стороны русских войск, то на Балтике оно полностью отсутствовало и, поэтому воздушные корабли выполняли свои задачи беспрепятственно. Впервые напасть на Петроград в декабре 1916 г. попытался LZ-98. Ранним утром он взял курс на столицу России, но на подлете к ней встретил мощный циклон и стал обледеневать. Пришлось возвращаться на базу. В очередной полет на Петроград был отправлен L-38, который благополучно достиг финского берега и здесь был настигнут штормом. Дирижабль быстро обледенел и только сброс всего балласта дал ему возможность долететь до берега и совершить вынужденную посадку на лес. Последним переданным армии дирижаблем стал LZ-120 (LZ-90 — по нумерации завода), цеппелин серии «r». В марте 1917 г. LZ-120 перебазировался в Ковно. Планировалось, что он сможет напасть на Петроград, и сбросить на столицу России 7 тонн бомб. Налет, однако, опять из-за плохой погоды не удался. Бог хранил Петроград. Базируясь в Зеераппене, LZ-120 часто отправлялся на патрулирование и в разведку в акваторию Балтийского моря. Обычно полет продожался сутки, затем команда отдыхала, и, через 24 часа, — опять в путь После февральской революции активность немецких дирижаблей на русском фронте резко упала, и в дальнейшем попыток бомбить Петроград больше не предпринималось. Да и нужда в этом практически отпала — русский фронт повсеместно стал разваливаться. (Выборка из книги Обуховича В.А. «Дирижабли на войне»)

Боб: http://www.aviation-history.com/articles/zeppelin.htm


Flieger: И еще-на единственном русском эксперементальном танке были установлены Майбахи со сбитых цепп-ов

Сергей Климов: видно даже шлейфы от пущенных ракет

Сергей Климов: Случайно обнаружил продолжение предыдущего фото, оказывается фотограф успел сделать два снимка

Brieftaube: Мы тут конечно не танки обсуждаем... Но все же... Русский колесный танк Лебеденко. Испытывался в августе 1915 г. Колёса приводились во вращение от двух двигателей мощностью по 240 л. с.; двигатели были сняты с подбитых немецких дирижаблей.

Сергей Климов: Было и такое

Brieftaube: Скорее всего то сбросили зажигательные стрелы.

архивист: Сергей Климов Снимки прекрасные. Но ведь на них уничтожение не дирижаблей, а змейковых аэростатов. Кстати, сечас посмотрел имеющияся у меня описания атак русских летчиков на змейковые аэростаты. В одном случае использовались бомбы (1915), а в 1916 г. - пулемет. С уважением, Олег.

Сергей Климов: архивист Олег Если Вы считаете, что необходимо обозначить новые заголовки, например: Привязные или змейковые аэростаты, а также воздушные шары и т.п. я в принципе не против, но мне так кажется, что все присутствующие всё правильно поняли, дабы не плодить новые ветки обсуждения.

Oldman: Согласен с Архивистом. Не надо мешать в кучу все ЛА легче воздуха. Использование привязных (змейковых) аэростатов имеет свою славную историю, поэтому было бы логичным иметь по ним свою ветку.

Сергей Климов: Валерий. Абидеть хочешь, да?

Igor: архивист пишет: Кстати, сечас посмотрел имеющияся у меня описания атак русских летчиков на змейковые аэростаты. В одном случае использовались бомбы (1915), а в 1916 г. - пулемет. А не могли бы Вы внести эти данные в ветку Восточный фронт/Победы над аэростатами? С уважением Игорь.

архивист: Сергей Климов Ни в коей мере не хотел упрекнуть Вас в некомпетентности, либо в недобросовенности. Просто форум посещают и те, кто не сможет отличить на фото дирижабль от змейкового аэростата. С уважением, Олег.

Сергей Климов: Борису. Если можно поменять, вернее дополнить название этого раздела словом и привязные аэростаты, чтобы не открывать новую тему. Сегодня нашел вот это:

Боб: Сергей Климов пишет: Если можно поменять, вернее дополнить название этого раздела словом и привязные аэростаты, чтобы не открывать новую тему. Уже!

Сергей Климов: Спасибо



полная версия страницы