Форум » Аппараты легче воздуха » Привязные аэростаты на восточном фронте » Ответить

Привязные аэростаты на восточном фронте

Brieftaube: В 1912 г. был создан первый отечественный змейковый аэростат объемом 750 м . Его конструктор В, В. Кузнецов предложил, вместо воздушных баллонетов систему эластичных шнуров, вмонтированных в оболочку и обеспечивающих неизменяемость ее формы при перепадах внутреннего давления газа. К началу первой мировой войны воздухоплавательные части располагали сорока шестью змейковыми аэростатами, которые оказали большую помощь русской армии в этой войне. Об эффективности наблюдений с аэростатов говорят такие факты. Под крепостью Ивангород была дислоцирована 14-я воздухоплавательная рота. В период с 9 по 13 октября 1914 г., когда к крепости подошли австрийские войска, аэростат с наблюдателями выдвинулся далеко вперед и, поднятый в воздух на 400 м, почти непрерывно корректировал боевые действия. С аэростата были разведаны позиции неприятеля, расположение его окопов и проволочных заграждений, движение по дорогам. Стрельбой нашей артиллерии, корректируемой по телефону с аэростата, неприятельские позиции были засыпаны снарядами. Противник бежал из окопов, не дожидаясь даже атаки нашей пехоты. Это решило судьбу боя под крепостью. В октябре 1915 г. во время боев в Галиции русские батареи, корректируемые наблюдателями с аэростатов, одержали не одну победу над батареями врага. В апреле 1916 г. под Барановичами в течение двух дней русскими артиллеристами таким же способом было подавлено 18 батарей. Когда аэростат находится в воздухе, его практически невозможно сбить артиллерийским огнем, и противник всегда обстреливал аэростаты, находящиеся на биваке. Для уничтожения аэростатов в воздухе все больше стали применять самолеты, оснащенные системой сброса жидкого фосфора. Часто в воздухе разыгрывались воздушные бои между аэростатом и самолетом. Драматический бой разыгрался 13 марта 1917 года. На борту аэростата, находящегося на высоте 400 м, были командир 10-го корпусного воздухоплавательного отряда поручик Сипитый и подпоручик Метельский. Они фотографировали неприятельские позиции. В 17 часов наблюдатели заметили приближающийся вражеский самолет. По их команде аэростат начали выбирать к земле. Еще находясь на большом расстоянии, пилот вражеского самолета начал обстреливать аэростат. Воздухоплаватели отстреливались из карабина и револьвера. Когда самолет пролетел над аэростатом, казалось, что опасность миновала. Однако через несколько секунд наблюдатели услыхали легкий треск, который постепенно перешел во все усиливающийся шум. Они поняли, что аэростат горит. Но даже горя, аэростат опускался плавно до высоты около 60-75 м. После этого скорость падения аэростата начала сильно возрастать. Прыгать с парашютом было уже поздно - слишком мала высота и парашют не успевает наполниться воздухом. Парашюты подвешивались к кормовой части аэростата уже полностью вытянутыми, и наблюдателю надо было просто взять стропы парашюта в руки, сильно дернуть за них, чтобы оторвать привязывающий к оболочке аэростата шнур парашюта и бросаться вниз из корзины. Сипитому и Метельскому шансов выжить уже практически не оставалось. Очнулись они в госпитале. Как им потом рассказывали очевидцы, находившиеся на земле, с пролетевшего самолета было сброшено на аэростат что-то похожее "на золотистую ленту или ракету". Вслед за этим на верхней части оболочки показался черный дым и языки пламени. На высоте около 150 м вся верхняя половина аэростата была в пламени, а нижняя вогнулась внутрь и, образовав своеобразный парашют, способствовала плавному спуску горящего аэростата. Но на высоте 60-75 м прогорел нижний рулевой мешок и аэростат начал стремительно падать. Обгорелые остатки оболочки накрыли корзину с наблюдателями. Подбежавшие солдаты вытащили их из корзины, но один из наблюдателей, поручик Сипитый, от полученных ран через 10 дней скончался. Свасение У мужественных наблюдателей, находившихся в корзине, подвешенной под этой "бочкой с порохом" - водородной оболочкой - была своя любимая песня: Ты сидишь одиноко в корзине с тоской, и глядишь, как сосед догорает, и шевелишь рукой у себя за спиной, лишний раз парашют проверяешь. Подожди еще миг, загорится и твой, немец круто вираж загибает, приготовься расстаться с своей "колбасой", оболочка сейчас запылает. Ты о чем же грустишь, не о прошлых ли днях, полных неги, беспечья, покоя, когда не было фоккеров в ярких лучах и не ждал ты неравного боя. Так чего же ты ищешь кругом в облаках, истребителей наших не будет, авиаторы-други лежат в гамаках, пушек гром их не сразу разбудит. Аппарат повернул, на тебя держит руль, приготовь пулемет и патроны, слышишь выстрелов треск, видишь дымки от пуль, целься фоккеру в винт, в лонжероны. Но короток был бой, вмиг горит "колбаса", с парашютом летит наблюдатель, - а немецкий пират поднялся в небеса, торжествует, увы, неприятель. Наш поручик стоит с обалделым лицом, со штанов пыль рукой отряхает, недоволен борьбы он печальным концом, и наган свой лишь злобно сжимает. Прилетай еще раз, черт тебя подери, "колбасу" мы другую поднимем, да подальше теперь ты от нас, брат, держи, а не то с облаков тебя снимем. 23 июня 1917 г., когда двухместный немецкий самолет пытался поджечь аэростат 9-го корпусного отряда, он был сбит с земли огнем пулеметчиков отряда. Для подрыва немецких самолетов во время их атаки аэростата пробовали размещать на борту по 5 пудов динамита, взрываемого по команде с земли. Но несколько таких опытов ни к чему не привели, видимо, воздушная волна от взрыва такого количества динамита была недостаточной. По традиции на каждом аэростате, как на корабле, имелся свой флаг, и если наблюдатели покидали аэростат в воздухе, они обязаны были брать с собой и флаг. Нередко это приводило к трагическим последствиям. 12 октября 1917 г. поручик Гренадерского корпусного воздухоплавательного отряда Печенев не успел отвязать флаг и вместе с подожженным аэростатом упал и разбился. Информация из книги Ю.С.Бойко, В.А.Турьян "Голубая мечта столетий" М. Машиностроение 1991.(Оружие ПМВ)

Ответов - 22, стр: 1 2 All

Igor: Возвращаясь к теме aviator1ww пишет: 14 июня 1917 г. Немецкий самолет снова атаковал аэростат 25-го армейского воздухотряда. В докладе исполняющего должность инспектора воздухоплавания Юго-Западного фронта Марозовского этот случай описывался так: «При приближении аэроплана противника 14 июня [1917 г.] взорван аэростат 25-го арм[ейского воздухоплавательного] отряда. Аэростат уничтожен, аэроплан скрылся». Прочитал статью в журнале OtF vol. 2.3 (спасибо Сергею Климову) воспоминания Вильгельма Бормана A BALLOON BUSTER ON THE EASTERN FRONT, в оригинале: Dr. Wilhelm Bormann "Als Ballontöter im Osten" Вот как он описывает этот случай. Я перелетел линию фронта на малой высоте, после начал поднимать "Акулу" (Roland DII) всё время держа баллон в поле зрения. Дул западный ветер, на это указывал стабилизатор аэростата повёрнутый на восток. Я атаковал спереди по диагонали, но почти сразу пулемёты заклинило. Я пролетел мимо пытаясь устранить задержку, на одном из пулемётов это удалось. Начал второй заход, теперь с хвоста аэростата. Я стрелял и стрелял, но баллон и не думал гореть. Я был теперь непосредственно выше баллона. Я думал моё шасси зацепится за верх аэростата - неприятное ощущение! Я отвернул влево, в это время справа образовался огромный огненный шар, последовал сильный удар, я подумал, что прямое попадание оторвало правое крыло. Взрыв даже заглушил звук двигателя. Когда я пришёл в себя "Акула" скользила боком вниз. Уменьшил обороты двигателя и взял самолёт под контроль. Крылья не были повреждены, однако машина плохо слушалась. Инстинктивно, я стал искать аэростат. Очень плотный, чёрный шар дыма висел на его месте, только часть хвоста медленно опускалась к земле. Аэростат был разорван и падал, но почему он не горел как тот первый под Езерной?... Только спустя несколько недель после того как началось наше наступление на Тарнополь, я узнал, что произошло. Вместо наблюдателя Русские поместили куклу в корзину, загрузили её взрывчаткой и подорвали с земли, когда я был рядом с аэростатом. По официальным немецким данным (Nachrichtenblatt der Luftstreukrafte Nr 21, 19 July 1917) 27 июня победы над аэростатами в этом районе одержали Uffz. Singer из Fl.Abt(A) 242 западнее д.Геленки (в своём рапорте он сообщил, что баллон взорвался и повредил самолёт, совершил аварийную посадку на своём аэродроме) и Uffz. Bormann Fl.Abt(A) 230 восточней Зборова. Расстояние от Зборова до Геленки меньше 30км., так что это происходило практически рядом

aviator1ww: Отличное дополнение, спасибо



полная версия страницы