Форум » Аппараты легче воздуха » Привязные аэростаты на восточном фронте » Ответить

Привязные аэростаты на восточном фронте

Brieftaube: В 1912 г. был создан первый отечественный змейковый аэростат объемом 750 м . Его конструктор В, В. Кузнецов предложил, вместо воздушных баллонетов систему эластичных шнуров, вмонтированных в оболочку и обеспечивающих неизменяемость ее формы при перепадах внутреннего давления газа. К началу первой мировой войны воздухоплавательные части располагали сорока шестью змейковыми аэростатами, которые оказали большую помощь русской армии в этой войне. Об эффективности наблюдений с аэростатов говорят такие факты. Под крепостью Ивангород была дислоцирована 14-я воздухоплавательная рота. В период с 9 по 13 октября 1914 г., когда к крепости подошли австрийские войска, аэростат с наблюдателями выдвинулся далеко вперед и, поднятый в воздух на 400 м, почти непрерывно корректировал боевые действия. С аэростата были разведаны позиции неприятеля, расположение его окопов и проволочных заграждений, движение по дорогам. Стрельбой нашей артиллерии, корректируемой по телефону с аэростата, неприятельские позиции были засыпаны снарядами. Противник бежал из окопов, не дожидаясь даже атаки нашей пехоты. Это решило судьбу боя под крепостью. В октябре 1915 г. во время боев в Галиции русские батареи, корректируемые наблюдателями с аэростатов, одержали не одну победу над батареями врага. В апреле 1916 г. под Барановичами в течение двух дней русскими артиллеристами таким же способом было подавлено 18 батарей. Когда аэростат находится в воздухе, его практически невозможно сбить артиллерийским огнем, и противник всегда обстреливал аэростаты, находящиеся на биваке. Для уничтожения аэростатов в воздухе все больше стали применять самолеты, оснащенные системой сброса жидкого фосфора. Часто в воздухе разыгрывались воздушные бои между аэростатом и самолетом. Драматический бой разыгрался 13 марта 1917 года. На борту аэростата, находящегося на высоте 400 м, были командир 10-го корпусного воздухоплавательного отряда поручик Сипитый и подпоручик Метельский. Они фотографировали неприятельские позиции. В 17 часов наблюдатели заметили приближающийся вражеский самолет. По их команде аэростат начали выбирать к земле. Еще находясь на большом расстоянии, пилот вражеского самолета начал обстреливать аэростат. Воздухоплаватели отстреливались из карабина и револьвера. Когда самолет пролетел над аэростатом, казалось, что опасность миновала. Однако через несколько секунд наблюдатели услыхали легкий треск, который постепенно перешел во все усиливающийся шум. Они поняли, что аэростат горит. Но даже горя, аэростат опускался плавно до высоты около 60-75 м. После этого скорость падения аэростата начала сильно возрастать. Прыгать с парашютом было уже поздно - слишком мала высота и парашют не успевает наполниться воздухом. Парашюты подвешивались к кормовой части аэростата уже полностью вытянутыми, и наблюдателю надо было просто взять стропы парашюта в руки, сильно дернуть за них, чтобы оторвать привязывающий к оболочке аэростата шнур парашюта и бросаться вниз из корзины. Сипитому и Метельскому шансов выжить уже практически не оставалось. Очнулись они в госпитале. Как им потом рассказывали очевидцы, находившиеся на земле, с пролетевшего самолета было сброшено на аэростат что-то похожее "на золотистую ленту или ракету". Вслед за этим на верхней части оболочки показался черный дым и языки пламени. На высоте около 150 м вся верхняя половина аэростата была в пламени, а нижняя вогнулась внутрь и, образовав своеобразный парашют, способствовала плавному спуску горящего аэростата. Но на высоте 60-75 м прогорел нижний рулевой мешок и аэростат начал стремительно падать. Обгорелые остатки оболочки накрыли корзину с наблюдателями. Подбежавшие солдаты вытащили их из корзины, но один из наблюдателей, поручик Сипитый, от полученных ран через 10 дней скончался. Свасение У мужественных наблюдателей, находившихся в корзине, подвешенной под этой "бочкой с порохом" - водородной оболочкой - была своя любимая песня: Ты сидишь одиноко в корзине с тоской, и глядишь, как сосед догорает, и шевелишь рукой у себя за спиной, лишний раз парашют проверяешь. Подожди еще миг, загорится и твой, немец круто вираж загибает, приготовься расстаться с своей "колбасой", оболочка сейчас запылает. Ты о чем же грустишь, не о прошлых ли днях, полных неги, беспечья, покоя, когда не было фоккеров в ярких лучах и не ждал ты неравного боя. Так чего же ты ищешь кругом в облаках, истребителей наших не будет, авиаторы-други лежат в гамаках, пушек гром их не сразу разбудит. Аппарат повернул, на тебя держит руль, приготовь пулемет и патроны, слышишь выстрелов треск, видишь дымки от пуль, целься фоккеру в винт, в лонжероны. Но короток был бой, вмиг горит "колбаса", с парашютом летит наблюдатель, - а немецкий пират поднялся в небеса, торжествует, увы, неприятель. Наш поручик стоит с обалделым лицом, со штанов пыль рукой отряхает, недоволен борьбы он печальным концом, и наган свой лишь злобно сжимает. Прилетай еще раз, черт тебя подери, "колбасу" мы другую поднимем, да подальше теперь ты от нас, брат, держи, а не то с облаков тебя снимем. 23 июня 1917 г., когда двухместный немецкий самолет пытался поджечь аэростат 9-го корпусного отряда, он был сбит с земли огнем пулеметчиков отряда. Для подрыва немецких самолетов во время их атаки аэростата пробовали размещать на борту по 5 пудов динамита, взрываемого по команде с земли. Но несколько таких опытов ни к чему не привели, видимо, воздушная волна от взрыва такого количества динамита была недостаточной. По традиции на каждом аэростате, как на корабле, имелся свой флаг, и если наблюдатели покидали аэростат в воздухе, они обязаны были брать с собой и флаг. Нередко это приводило к трагическим последствиям. 12 октября 1917 г. поручик Гренадерского корпусного воздухоплавательного отряда Печенев не успел отвязать флаг и вместе с подожженным аэростатом упал и разбился. Информация из книги Ю.С.Бойко, В.А.Турьян "Голубая мечта столетий" М. Машиностроение 1991.(Оружие ПМВ)

Ответов - 22, стр: 1 2 All

Brieftaube: Схема змейкового аэростата. Знамя аппарата.(УНР?)

Сергей Климов: Больше всего понравилась песня, но мне кажется слова у неё больно современные.

маркушка: Скорей бы подошла песня Бумбараша - хотя и создана в 60-е годы. Нигде кстати не встречал её полный текст - автор Юлий Ким. Для разведки батарей посылают кто ловчей - Вот меня то и послали... Как Архангел я летю, И картину вижу всю - сидит немец, пьёт какаву... И пошла у нас дуэль Ах ты Боже мой! Я гранату - он шрапнель, Ах ты боже мой...


Неистовый: Песня - хорошая. Только авторство обоих сложно установить Между тем - Варварские методы ведения воздушного боя Русские воздухоплаватели научились давать решительный отпор неприятельским летчикам. Вот один интересная пример: немецкий летчик Циммерман в районе Тернополя сжег 15 русских ПА. Атаковал он сверху из-за облаков и наблюдатель, прикрытый оболочкой не мог его ни своевременно обнаружить, ни открыть огонь из стрелкового оружия. Для поимки Циммермана было устроено боевое дежурство двух самолетов, организованы зенитные засады. Однако, прежде чем они вступали в действие, Циммерман поджигал ПА и скрывался. Тогда в корзину отработавшего свой ресурс аэростата было уложено 100 кг динамита и посажено чучело наблюдателя. Аэростат был поднят на высоту 1000 м и в 18 часов на него позарился Циммерман. Когда он приблизился к ПА на расстояние 50 м, воздухоплаватели с земли взорвали динамит и силою взрывной волны самолет вместе с летчиком был уничтожен Но ведь так же не честно!

Боб: "Боянъ!" :-)

Неистовый: Боб пишет: "Боянъ!" а это что значитт?

Неистовый: Неистовый пишет: Знамя аппарата.(УНР?) Это,кстати Украинська Держава Скоропадського.

Боб: Неистовый пишет: Боб пишет: цитата: "Боянъ!" а это что значитт? Старый бородатый анекдот! :-)

Неистовый: т.е ничего динамитом не пичкали?

aviator1ww: Игорек, а почему это если немца взорвали. так сразу и нечестно? А сжигать около 20 русских аэростатов, при чем погибали русские наблюдатели, это по вашему честно? Повторно попрошу придержать свои русофобские взгляды при себе. Многим они неприятны. А то админы могут и насовсем забанить, и никакие неистовые перемены имен не помогут!!! Идем далее. Борис, уж извини. И всем, кому интересно. Случай с подрывом аэростата (несмотря на то, что он был описан в художественном произведении документально-фантастического жанра) в действительности имел место, я читал донесение в РГВИА! Супостата сбили таки. Таким образом. Ежели найду время, так покопаюсь дома в своих тетрадях и выложу инфу. А.С.

Боб: aviator1ww пишет: Борис, уж извини. И всем, кому интересно. Случай с подрывом аэростата (несмотря на то, что он был описан в художественном произведении документально-фантастического жанра) в действительности имел место, я читал донесение в РГВИА! Супостата сбили таки. Таким образом. Ежели найду время, так покопаюсь дома в своих тетрадях и выложу инфу. А.С. Я об этой истории читал только у П. Д. Дузя в его "ИСТОРИИ ВОЗДУХОПЛАВАНИЯ И АВИАЦИИ В РОССИИ" (т.2 стр.321), несмотря на правдоподобные детали рассказа, сам эпизод выглядит полулегендарным, так как нет конкретной привязки по дате. Поищу среди погибших германских авиаторов с такой фамилией, возможно что то прояснится?...

Неистовый: Aviator WW1! Упаси Вас Боже!Никакой ксенофобии! Россия - замечательная страна! Неполноценных народов нет! Можете быть уверены в моих дружеских чуствах! Теперь насчет этой истории. А вы представьте себе что было бы написано в английских, французских либо русских газетах если бы таким способом сбили их летчика?В любом случае там было б написано что это мол "гунны" нечестно погубили нашего летчика. Так ведь? Ну вот. А способ, можно сказать был бы эффективен в своем массовом применении...

Неистовый: В дополнение предидущего поста. Авиатору Первой мировой: Честно было бы если его сбил бы аэростатник из пулемета. Вот это было б чесно, и я ни слова бы ни сказал. Почему невозможно сбить самолет таким образом? 1) Летчикам требовался один заход , что бы расстрелять аэростат. 2) Летчики старались вообще близко не подлетать к баллонам. 3) Зачем же Циммерманну так близко к нему подлетать? 4) Все это слегка напоминает миф о казаке Крючкове:))) Помните такой? Убил 11 немцев пикой и сбил аэроплан из винтовки. Ха-ха-ха.Очередной факт военного бахвальства налицо.Что и требовалось доказать.

Боб: Неистовый пишет: Честно было бы если его сбил бы аэростатник из пулемета. Вот это было б честно, и я ни слова бы ни сказал. Это война, а не спортивный матч, в пионерском лагере, категории «честно – не честно» здесь в расчет не принимаются. Не знаю, откуда Вы списали этот случай, но его текст подозрительно похож на отрывок из выше упомянутого труда П. Д. Дузя. Если это так, то Вам Игорь Вадимович должно быть известно, что автор рассказал эту историю, как пример применения исключительных мер нашими воздухоплавателями по отношению к буквально «доставшему» их супостату. У меня эта история тоже пока не вызывает особого доверия, но давайте, все таки подождем ответа С. Аверченко (aviator1ww), чем делать поспешные выводы. Почему невозможно сбить самолет таким образом? 1) Летчикам требовался один заход , что бы расстрелять аэростат. 2) Летчики старались вообще близко не подлетать к баллонам. 3) Зачем же Циммерманну так близко к нему подлетать? 1).Это хорошим летчикам и метким стрелкам требовался один заход, аэростат вообще то крайне живучая штука, продырявить оболочку его баллона было полдела, главное нужно было зажечь газ внутри баллона. 2). Да летчики не любили приближаться к аэростатам, боясь попасть под взрыв баллона. Но им нечего не оставалось делать иногда они даже невольно таранили его, не успевая уклонится от атакуемого объекта. 3). 50 метров это не близко, а минимальная дистанция для вывода аппарата из пике, что бы не столкнуться с целью.

aviator1ww: Уважаемые друзья, выкладываю информацию по заинтересовавшему многих случаю подрыва привязного аэростата. Многоликий Игорь из Запорожья не указал (впрочем, как всегда) источник, откуда он взял приведенный им текст. Несмотря на то, что с его же слов «он все про Первую мировую войну знает, даже когда немцы пики с касок сняли!». Видимо, он как всегда надыбал интересный факт во всемирной паутине и привел его нам как есть, мол, ешьте. Но только мы то сначала пережуем!!! Ну да ладно, далее по делу. 1) Приведенный отрывок действительно взят из книги: Дузь Д.П. История воздухоплавания и авиации в России (июль 1914 г. – октябрь 1917 г. 3-е изд., доп. М.: Машиностроение, 1989. С. 289 (в параграфе – «Боевая деятельность воздухоплавателей»). Д.П. Дузь уважаемый мной автор, но он тоже часто грешит отсутствием ссылок на источник информации. В данном случае в тексте тоже нет сноски на источник. Рядом по тексту есть сноска на работу Анощенко Н.Д. «Война в воздухе», возможно и этот случай Дузь списал оттуда, но я сам работу Анощенко не читал, так что за точно не знаю. Данная книга Дузя есть в сети по адресу: http://commi.narod.ru/txt/duzi/ но там как раз не отсканирован нужный нам параграф «Боевая деятельность воздухоплавателей». 2) Очень хорошо этот случай описан в художественном произведении документально-фантастического жанра «На Кошицком направлении». Сей рассказ размещен в сети на сайте альтернативной исторической фантастики «Мир царя Михаила» по адресу: http://sabokin.pochta.ru/ Авторы или сами интересовались историей применения авиации и воздухоплавания в Первую мировую войну, или у них был хороший консультант. Я пытался с ними списаться, но ответа не получил. Но рассказ действительно получился интересный. Очень советую прочитать, тогда Вы сможете оценить, как авторы достаточно точно и реально описали происходившие события, описанные мной ниже, в пункте 3. 3) Этот пункт пишу по материалам Российского государственного военно-исторического архива. Как все было на самом деле (место действия – Юго-Западный фронт): 01 июня 1917 г. самолетом противника был атакован и сожжен аэростат 25-го армейского воздухоплавательного отряда. Наблюдатель артиллерист прапорщик Полторацкий спустился удачно на парашюте. Самолет, атаковавший аэростат, был без опознавательных знаков. Все воздухоплавательные отряды фронта срочно были поставлены об этом факте в известность. Уже на следующий день инспектор воздухоплавания Ю-З фронта достиг договоренности с инспектором авиации Ю-З фронта, согласно которой решено было «нашим аэропланам не приближаться к нашим поднятым аэростатам ближе 1,5 верст... Всякий аэроплан, приближающийся к аэростату ближе 1,5 верст должен обстреливаться…». Эта информация была немедленно доведена до воздухоплавательных отрядов и прикрывавших их артиллеристов-зенитчиков. 11 июня 1917 г. аэропланом противника сожжен аэростат 25-го армейского воздухотряда. Наблюдатель подпоручик Кочетков благополучно спустился на парашюте. Видимо, немцы достали личный состав 25-го воздухотряда, и тогда был придуман трюк с подрывом аэростата. 14 июня 1917 г. Немецкий самолет снова атаковал аэростат 25-го армейского воздухотряда. В докладе исполняющего должность инспектора воздухоплавания Юго-Западного фронта Марозовского этот случай описывался так: «При приближении аэроплана противника 14 июня [1917 г.] взорван аэростат 25-го арм[ейского воздухоплавательного] отряда. Аэростат уничтожен, аэроплан скрылся». Как видим, на самом деле затея не удалась. Толи динамита было мало, толи расстояние не рассчитали, а может, супостат и не подлетел достаточно близко. В общем, аэростат взорвали, а немца не сбили. Вот такие реалии. 4) В известных мне источниках не наблюдается упоминаний о гибели 14.06.1917 г. (по западноевропейскому (новому) стилю в то время – 27.06.1917 г.) немецкого летчика Циммермана. Более того, ни в одном известном мне (в том числе в Интернете) списке немецких асов ПМВ мне фамилия Циммермана (я проверял в различных вариациях) не встречается. См. например: http://jpgleize.club.fr/aces/ww1ger.htm http://www.enciklopedija.org/topic/Seznam_nem%C5%A1kih_letalskih_asov_prve_svetovne_vojne.html http://www.avia-hobby.ru/publ/aces/ger1.html Отдельно немецкие асы Восточного фронта: http://www.avia-hobby.ru/publ/aces/east.html Отдельный список асов – «убийц баллонов»: http://jpgleize.club.fr/aces/ww1bll.htm Отсюда делаем один общий вывод – факт действительно имел место, а вот Циммерман – фигура вымышленная. С уважением, А.С. Ps.: Игорек, как у нас говорят – «Читайте Маркса»!!! То есть первоисточники, и не пытайтесь здесь впаривать расхожие домыслы как исторические факты! Уж Дузь то у вас в Запорожье есть?!

Benya: Здравствуйте, В журнале " Вестник Воздушного Флота " № 2 за 1918 год это событие описано так - 14-го июня в XXV армейском Воздухоплавательном отряде был поднят и взорван под неприятельским самолетом аэростат с динамитом. Самолет , обстрелянный пулеметным и ружейным огнем отряда , ушел в свое расположение без мотора и по полученным сведениям опустился у проволочных заграждений противника.

aviator1ww: Спасибо, Виктор. Замечательное дополнение. А.С.

Benya: Здравствуйте, По моей переписке с членами форума theaerodrome.com данное событие может иметь отношение к аэроплану пилота Vzfw. Singer из FAA 242. Севернее Козова его самолет был поврежден и совершил вынужденную посадку в районе расположения своих передовых линий. К сожалению , я не располагаю точной локализацией места дислокации Воздухоплавательных отрядов , поэтому делать категоричный вывод не берусь.

Румынскоебюропечати: 30 октября инструктор 21 Воздухотряда В.П.Конокотин получил задачу корректировать огонь артиллерии. Ка сбор ушло несколько минут. Вскоре Конокотин уже поднимался в воздух. Достигнув заданной высоты, доложил: "Готов к работе!". В это время послышался нарастающий гул самолета. Сомнений не было: истребитель шел в атаку на аэростат. Летчик дал длинную очередь из пулемета, но промахнулся. Истребитель, сделав вираж, пошел в повторную атаку на аэростат. Конокотин подпустил его поближе и, держа пулемет на весу, открыл огонь. Истребитель резко отвернул в сторону. С земли наблюдали этот неравный поединок и начали спускать аэростат. Но спуск шел медленно. Истребитель появился вновь и стая сбрасывать бомбы на аэростат. Осколками одной из них пробило носовую часть оболочки. Газ начал выходить через пробоины, снижение аэростата заметно ускорилось. Самолет снова сделал боевой заход. Летчик, посчитав, что уже поразил цель, сделал неосторожный маневр, подставив борт. И тогда Конокотин вновь ударил из пулемета. Самолет тряхнуло. Летчик попытался развернуть истребитель, но машина не слушалась его. Пролетев некоторое время, быстро теряя высоту, она рухнула в водоем у деревни Новая Красная Горка. Вот как про этот бой рассказывал Виктор Петрович: "Стреляет и стреляет - неизвестно откуда и кто. Час за часом я наблюдал из корзины аэростата за всем побережьем и никак не мог обнаружить. Наконец заметил тоненькую полоску корабля, прижавшегося к берегу, и вспышку орудийного выстрела. Обрадовался, сообщил по телефону координаты. Это мне даром не прошло. Однажды висел я на высоте, вел обычные наблюдения и заметил, что от Финского берега через залив летит самолет. Самолеты, что с нами (воевали, были только английские, а летчики - любители-добровольцы. Летали они нахально (нашей авиации не было); бывало, летит, не торопится, забавляется, пилотажную фигуру закатит. Мне что тут делать? Заметишь, кричишь по телефону, чтоб скорей опускали. В этот раз получилось нескладно: заметил самолет издалека, скомандовал спуск и ...трос на лебедке заело - жестко, авария. Самолет подлетел ко мне близко, дал очередь из пулемета, перебил одну стропу - и все. Пока жив. Радуюсь, что нет у сукина сына зажигательных пуль,- в момент бы спалил, накрыло бы меня горящим аэростатом. Думаю: что делать? В корзине у меня ручной пулемет Шоша. Да разве попадешь? Велика скорость - не угадаешь опережение. Второй заход - дело получше: попал в корзину и прострелил мне полу реглана. Видимо, пристрелялся. Тут я сообразил, решил по-охотничьи: поперек не выходит - надо в угон. Когда он зашел в третий раз, я повернулся к нему спиной, приложил пулемет к плечу и ждал. Как только он пошел на уход, дал по нему очередь в след. Он резко отвернул, пошел в сторону залива, примерно в километре от берега плюхнулся в воду (А.Ливеровский "Охотничье братство", Советский писатель, Л., 1990г, стр. 87). Это был первый и, пожалуй, единственный в мире случай, когда самолет был сбит с корзины аэростата. За этот подвиг В.П.Конокотин был награжден только учрежденным тогда орденом Красного Знамени, золотыми часами от ВЦИК и серебряными - от Петросовета. На золотой крышке часов было выгравировано: "Честному воину Красной Армии". В то время про этот бой рассказывали советские и английские газеты.

Нико Лаич: aviator1ww пишет: Очень хорошо этот случай описан в художественном произведении документально-фантастического жанра «На Кошицком направлении». Сей рассказ размещен в сети на сайте альтернативной исторической фантастики «Мир царя Михаила» по адресу: http://sabokin.pochta.ru/ Авторы или сами интересовались историей применения авиации и воздухоплавания в Первую мировую войну, или у них был хороший консультант. Я пытался с ними списаться, но ответа не получил. Но рассказ действительно получился интересный. Очень советую прочитать, тогда Вы сможете оценить, как авторы достаточно точно и реально описали происходившие события, описанные мной ниже, в пункте 3. Всем привет! Спасибо большое коллеге А.С. за добрые слова в наш адрес. На самом деле рассказ получился "сырым" так как дописывался в спешке к одному из конкурсов альтернативно-исторических рассказов. Надо бы его дополнительно "обработать", но всё никак руки не доходят. Желающие почитать "На Кошицком направлении" могут сделать это на моей страничке в Самиздате http://zhurnal.lib.ru/n/niko_l/nakoshickomnaprawlenii.shtml За критику и поправки буду очень благодарен. К сожалению, во время работы над рассказом у нас с Соавтором не было возможности получить консультации по интересующим нас вопросам и мы искали материал самостоятельно. Теперь же я думаю мы не упустим возможности плодотворно сотрудничать с форумом Авиация Первой Мировой войны. З.Ы. Кстати, там же в Самиздате есть еще несколько альтернативно-исторических фантазий так или иначе связанных с темой авиации Первой Мировой войны: Авиапромышленник Глебов - Альтернативная история развития русской авиации перед Первой Мировой войной. Брунгильд - Давным-давно, когда ещё были живы мамонты, на Земле победил матриархат и человечество стало развиваться совсем по другому. Но в 1914 году началась Великая война. Сикорский в "Белой Д.В.Р." - История развития российской авиапромышленности на Дальнем Востоке на примере известного авиаконструктора Сикорского и Акционерного Общества Дальневосточный Авиационный Завод. (рабочий вариант) Генерал Ткачев - Биография известного русского лётчика в другой Реальности.



полная версия страницы