Форум » Вооружение » Радио на германских аэропланах » Ответить

Радио на германских аэропланах

Геннадий Нечаев: Коллеги! Вот какое дело: кто-нибудь располагает информацией по германским самолетным радиостанциям? тут такое дело: подбираюсь я потихоньку к авроровской "готе" и эдиковскому "вальфишу". А там ведь радио было... Жутко интересно - как это все выглядело? Ну, положем, кой-какие картинки по AEG у меня есть, вероятно, и для "готы" сойдут. Однако: коробка на левом борту "рыбокита", приведенная в "виндсоке" не особенно тянет на полноценный радиопередатчик, ИМХО, скорее - на какой-то коммутационный пульт. Дело в следующем: возбудители тогдашних передатчиков, что искровые, что дуговые (впрочем - они позже появились) были довольно громоздкими конструкциями, и к тому же грелись (ламповые в 15-16 годах на серийном самолете - почти фантастика). Как впихнуть это дело в закрытый компактный чемодан - не представляю. То же и катушки. Связь была на длинных волнах, а ферритов тогда не знали. Катушки получались довольно громоздкими хотя бы ради получения высокой добротности контура. А учитывая высокие рабочие напряжения искровых передатчиков, порядка тысячи вольт и выше (на стационарных станциях) и невысокие свойства изоляции и их падение с повышением частоты... Кроме того, и повышающий трансформатор - довольно крупный предмет, достойный отдельного кожуха. Конечно, там мог быть и машинный возбудитель, даже совмещенный основным с электрогенератором, например, или комбинированный прерыватель-разрядник-трансформатор - тогда все это хозяйство теоретически должно быть довольно компактным. Однако, хотелось бы точно знать. Ну и конечно - приемник. Он там вообще был? Разведчику важнее передать информацию, чем принять. С детектором или без оного (незатухающие колебания с резким нарастанием/спадом фронтов, которые излучали искровые станции можно и без детектирования принимать, на телефоны, в виде щелчков). В противном случае, к кристаллу должен быть доступ, то есть коробка приемника по идее не маленькая должна быть. Ну и вопросы, соответственно: 1) Какого типа станция была на "рыбоките": а) по принципу действия; б) обозначение устройства, если известно. 2) Был ли приемник и какого типа? 3) Как это все выглядело в реальности (фото, рисунки)? 4) Это уже чисто из академического интереса: может у кого принципиальные схемы устройств есть? 5) Литература по данному вопросу существует? Буду благодарен за любую помощь!

Ответов - 16

Сергей Климов: Геннадий Нечаев пишет: коробка на левом борту "рыбокита", приведенная в "виндсоке" не особенно тянет на полноценный радиопередатчик Почему, на нем даже можно разобрать надпись именно радиопередатчик (не приемник), а фирма наверняка какой нибудь Телефункен

Геннадий Нечаев: И все-таки, по изложенным выше причинам, это все тянет лишь на коммутатор передатчика. Хотя черт его знает... А где тогда ключ? Хотя конечно это могла быть и кнопка на проводе... Тогда можно предплоожть, что здоровая коробка с дырой на переднем шпангоуте кабины летнаба, рядом со шкивом антенны, что есть на другой картинке - вот это и есть возбудитель и трансформатор... тем более, там ампермерметр там рядом. Ну не ток в антенне мерить? Или это альтернативное расположение радиодивайса? Короче - дело темное...

Сергей Климов: Геннадий Нечаев пишет: А где тогда ключ? Ключ с самого края слева, перед ним лампочка. Геннадий Нечаев пишет: Тогда можно предплоожть, что здоровая коробка с дырой на переднем шпангоуте кабины летнаба, рядом со шкивом антенны, что есть на другой картинке - вот это и есть возбудитель и трансформатор... тем более, там ампермерметр там рядом. Я думаю совершенно верно. Геннадий Нечаев пишет: Или это альтернативное расположение радиодивайса? Вряд ли я думаю это фото одного и того же самолета.


Геннадий Нечаев: Сергей Климов пишет: Вряд ли я думаю это фото одного и того же самолета. Сумлеваюсь я! На кой черт тогда два антенных шкива и дав амперметра? Ну с приборами - черт с ними: по одному контролировать ток в первичной обмотке транса (общая мощность), по второму - ток антенны (для боле точного согласования ее с выходным контуром передатчика) - от этого дальность связи зависит. но две антенны-то нафига??? Эх, схемку бы где нарыть... Хм... А где там тогда камера крепилась? На другом борту?

Сергей Климов: Геннадий Нечаев пишет: но две антенны-то нафига??? Да наверное одна, кстати в том же Виндсоке написано, что два отверстия внизу фюзеляжа использовались, для фотосъемки и бомбометания, а также для опускания антенны.

Геннадий Нечаев: Сергей Климов пишет: а также для опускания антенны. Хэ! на паре фотографий видно, что как минимум на некоторых антенна выпускалась через совершенно отдельное, очень маленькое отверстие, сильно позади двух означенных. И кстати - где же тогда бомбы хранились? А люк в полу тогда на кой черт? Он сзади дырок, но сдвижной. под ним, по идее, проводка к рулям высоты должна проходить... Технологический?

Сергей Климов: На том фото видно только 2 отверстия, больше ничего, ни люка, ни маленького отверстия, правда говорится о ранней версии, да и судя по фото (тому где антенна находится на фронтальной поверхности) в полу вообще одно отверстие да и места для люка нет, там даже видна передняя кромка кресла

Геннадий Нечаев: Сергей Климов пишет: там даже видна передняя кромка кресла А это точно кромка сидушки, а не кромка люка? И вообще. есть обоснованные предположения, что на самых ранних вообще штурвальная колонка стояла, что похоже на правду.

Wasa: В Видстоке по Junkers J.I есть описанечто на данный аэроплан устанавливали радиостанцию. В принципе могу уточнить подробности.

Геннадий Нечаев: Wasa пишет: В принципе могу уточнить подробности. Есть у меня этот "винсок", гляну, спасибо... И за подробности буду благодарен, сверх того, что в оном издании есть: тема для меня еще и академический интерес представляет. Однако применительно к "рыбокиту" - все-таки самолет сильно позже появился, с учетом прогресса, вряд-ли там станция того же типа была. Будем посмотреть, короче....

Helden-Flieger: Видел я когда-то такую фотографию. Стоят вобщем два типа, оба в шако егерского типа. У одного на голове поверх шако(!) какой-то маленький горшочек с антеннами и проводами, которые тянутся в ранец. Скорее всего это были телефонисты с какими-то ранцевыми радиостанциями. А внизу этого фото подпись и там вроде надпись "AEG" была. Возможно что-то подобное применялось и в авиации.

Геннадий Нечаев: Портативные телефонные станции сильно позже у немцев появились, в самом конце войны. И были они вообще дуговыми - лампы как помню только в УЗЧ приемной части применялись. Слышно было черти как - все-таки дуговой генератор промодулировать проблематично. Так что думаю, что это таки телеграфисты были. А вот фотку бы посмотреть интересно...

Helden-Flieger: Я конечно, в радиотехнике не силен, но по-моему это и есть портативная телефонная станция, причем начального периода войны. Солдаты одеты соответствующим образом для 1914-1915 гг. Фельдтелефон

Геннадий Нечаев: Это полевой телефон - без вариантов. На начало войны создание радиотелефона таких габаритов- полный анрил. Первый опытный телефонный передатчик русской армии размещался на трех подводах, а про так называемые электромашинные генераторы-альтернаторы. вобще говорить нечего. Вон, они там и катушку прут на фото.

Helden-Flieger: В кабине у наблюдателя что-то маленькое и компактное...

Геннадий Нечаев: Так искровой, с комбинированным или ударным возбуждением. Они могли быть и небольшими весьма. Но однозначно телеграфный. Про "три подводы" - это наземная радиотелефонная дуговая станция. Академик Вавилов такой в ПМВ командовал. Морские еще больше были: на "Техасах" под 40 тонн весили. Собственно вопрос был о конкретном типе радио на "вальфиш" (даже так: о конкретной марке передатчика) и как оно выглядело (для воспроизводства на модели). Прочее - чисто академический интерес. Но вроде как с превым более - менее разобрался, хоть и не до конца: подключение антенны, схема проводки ну и прочее. Буду фантазировать, не переходя границ технического здравого смысла.



полная версия страницы