Форум » Самолеты » МF-40 в России » Ответить

МF-40 в России

Crowford: Господа, прошу уточнить информацию по Фарману F-40 в РИ. Вроде бы точно известно, что в 1916 г. "сороковых" было куплено два десятка. А далее у меня пробел. По одним источникам ("Мир авиации") они состояли на вооружении чуть ли не десятка различных авиаотрядов. Но где-то на этом форуме была информация, что большая часть этих машин так и осталась на складах и на фронт не попала. Как все же было на самом деле? И не почтите совсем уж за наглость, но... Если "Морфары" все же применялись на Русском фронте, нет ли сведений о том, какие ОЗ на них были нанесеные - французские или уже русские?

Ответов - 14

начпрод: У Петренко в книге «В небе старой и новой России» есть упоминание о переводе его во 2-й Гвардейский АО. Так вот на вооружении этого отряда стояли МФ-40(есть фото. Стр. 75) … Это был «Морис-Фарман-40» - биплан с толкающим винтом, с мотором «Рено»130 сил. А еще есть вот такое фото, это в инете нашел http://shot.qip.ru/00G0bL-5sXLz7DoE/

Сергей Климов: Crowford пишет: Господа, прошу уточнить информацию по Фарману F-40 в РИ. Вроде бы точно известно, что в 1916 г. "сороковых" было куплено два десятка. Да, французы пишут именно о 20 машинах. Crowford пишет: По одним источникам ("Мир авиации") они состояли на вооружении чуть ли не десятка различных авиаотрядов. Но где-то на этом форуме была информация, что большая часть этих машин так и осталась на складах и на фронт не попала. Как все же было на самом деле? Те же французы указывают на то, что наши летчики не любили этот самолет и он в основном использовался для учебных целей. Во всяком случае в Каче точно было два, причем один разбили, второй находился в неисправном состоянии, на этих самолетах ОЗ были францзские, также есть фото по французской терминологии из 21 эскадрильи РИФ (тут надо уточнять что они имели ввиду), датированное февралем 1917г, там самолет соит на лыжах и на крыльях русские кокарды.

Crowford: Спасибо, Сергей. Получается, что сведения из "Мира авиации" являются немного преувеличенными (что вполне можно понять и простить- 1993 год все-таки). "Фарман-40" находился на вооружении (наряду с другими типами самолетов) в 5-м, 13-м. 24-м, 34-м и 37-м корпусных, 3-м и 8-м армейских. 1-м и 2-м Гвардейских авиаотрядах. Во второй половине 1917 г. эти аппараты как устаревшие стали возвращать в авиароты. Их оставляли на вооружении тыловых авиаотрядов – Петроградского и Кронштадского из авиадивизиона для воздушной охраны г. Петрограда. Мне эта информация тоже казалась подозрительной. Десяток авиотрядов, якобы имевших "Морфары" на вооружении при общем количестве в двадцать машин, с учетом тех, что не покинули складов, - это выглядит немного странным. Выходит, по одному-два аэроплана такого типа на отряд... Хотя, поди знай: при использовании трофейных аэропланов бывало и по одному аппарату... Вот, например, по 2-му Гвардейскому АО сведения подтверждаются, причем во множественном числе.


Crowford: Благодарю Вас за информацию. К сожалению, я по причине моего духовного нищебродства), книгой воспоминаний Петренко не располагаю. Не могли бы Вы в общих чертах описать, что там, на этом фото. Ну, там - общий план или отдельный аппарат? Опять же - видны ли ОЗ?

Ustas:

начпрод: Ustas, это фото как раз из книги «В небе старой и новой России». на фото А. Петренко, 2-й Гвардейский АО

Crowford: Спасибо, Ustas! Примерно так я и предполагал. ОЗ не видно... А вот боевые повреждения видны хорошо. И пулемет - явно не "Льюис"! "Виккерс" со снятым кожухом??

Ustas: начпрод пишет: Ustas, это фото как раз из книги «В небе старой и новой России». на фото А. Петренко, 2-й Гвардейский АО Crowford попросил фото из книги, я и запостил фото из книги.

Ustas: Вот здесь пара неисправных МФ-40 упомянута: http://retroplan.ru/encyclopaedia.html?sobi2Task=sobi2Details&catid=117&sobi2Id=764 Вот что пишет Всеволод Лавренец в "Летчиках России" В сентябре 1916 года в школе на Каче приступили к формированию отделения истребителей, укомплектованного одноместными и двухместными "ньюпорами". Туда направлялись лучшие ученики, окончившие отделение высшего пилотажа на "моранах". Начальником истребительного отделения был назначен вызванный с фронта один из лучших летчиков того времени прапорщик Арцеулов. Это совпало по времени с участившимися случая ми штопора со смертельным исходом. Из восьми полученных самолетов "Морис Фарман-40" шесть разбились вместе с летчиками в результате штопора. Естественно, эти катастрофы вызвали среди инструкторов школы споры о причинах и сущности штопора. Но было ясно лишь то, что штопору предшествует потеря скорости и после сваливания на крыло самолет вращается носом вниз, рули не действуют, попытки вытянуть машину только усугубляют вращение. Он же в двухтомнике "На заре русской авиации и практической космонавтики" в контексте 26-го КАО: «Из Франции поступил новый самолет «Фарман-40», который достался [поручику] Калинину, как лучшему летчику. Сборкой он руководил сам. В назначенное время ушли на обед, а когда вернулись, то Калинина не было. Через денщика он вызвал меня и сообщил, что срочно выезжает в штаб корпуса с командиром отряда и разрешил продолжить работы по сборке самолета. Вернувшись в ангар, увидел, что оба мои помощника стояли словно убитые. Соединяя плоскостные расчалки, моторист Лысый подпер своей богатырской спиной лонжерон крыла так, что погнул его трубу. Ночью не спали. Впереди ждали карцер и избиения. Военный суд в лучшем случае пошлет в штрафной батальон, а это почти верная смерть. Утром, не приступая к работе, ждали Калинина. Осмотрев место прогиба, он сказал, что это заводской дефект и придется писать акт-рекламацию. Так и доложил командиру. Место прогиба трубы усилили дополнительной трубой и поручик летал на этой машине Вот так поступил, спасая наши жизни, офицер Калинин». Дёмин "Ходынка. Взетная полоса русской авиации" По состоянию на 13 января 1917 г. в Московском парк-складе числилось годных к отправке на фронт самолетов: <...> «Фарман-40» — 2 (один с нарядом, второй в ремонте)<...> Марат Хайрулин, Вячеслав Кондратьев "Военлеты погибшей Империи. Авиация в Гражданской войне" Огромные авиационные запасы хранились на территории крупнейшего в России 1-го Центрального авиапарка-склада, располагавшегося в районе Ходынки. Осенью 1917-го там находилось 70 истребителей «Ньюпор-23», 23 «Ньюпора-17», 4 «Спада», 12 разведчиков «Фарман-40», 15 «Кодронов» и 72 английских самолета различных марок (преимущественно «Сопвичей»). Итого 196 аппаратов. Туманский "Полет сквозь годы" Ко времени моего прибытия в 34-й авиаотряд там имелось всего пять самолётов: один «Румплер» (личная трофейная машина Яцука), два «Вуазена», «Морис-Фарман-11» и «Морис-Фарман-40», на котором мы прилетели из Витебска. Я спросил..., скоро ли смогу приступить к боевой работе. Мигай ответил, что по установившейся традиции сначала нужно выучить наизусть стихи, подробно описывающие весь участок нашего фронта, и сдать зачет Яцуку — автору этого, в основном непечатного, произведения. Рохмистров "Авиация Великой войны" Летом 1917 г. на русском фронте имелся лишь 461 исправный самолет. На вооружении состояло, прежде всего: 70 - «Ньюпор-11-Бебе»,68 - «Ньюпор-21»,43 - «СПАД», 70 - «Фарман-30», 39 - «Морис-Фарман-40», 37 - «Кодрон», 150 — «Вуазен», 76 — «Анатра-Д», 41 — «Лебедь-12», 25 — «СПАД» с кабиной.

Сергей Климов: По моему Рохмистров явно перебрал. Вот фото имеющиеся у меня, что могу сказать, похоже у всех на руле направления был французский триколор, на крыльях как французские кокарды, так и русские.

Crowford: Ого!!! То есть "Фарманов-40" было явно не двадцать, а минимум сорок! Вот так каламбур. И это только на фронте... Переворот в мозгу (с)

Сергей Климов: Crowford

начпрод: 5 КАО http://www.rusalbom.ru/photo/default/1407?date1=1914&date2=1920&order=shooted&direct=asc&location=&onpage=100&show=%CF%EE%EA%E0%E7%E0%F2%FC

Геннадий Нечаев: Crowford пишет: это выглядит немного странным. На самом деле, учитывая дефицит матчасти, такое распределение самолетов (буквально поштучно) - вполне себе обычная практика.



полная версия страницы