Форум » Краски неба » Самолеты завода Лебедева: ОЗ и варианты окраски » Ответить

Самолеты завода Лебедева: ОЗ и варианты окраски

Crowford: Приветствую всех участников форума! Мой вопрос заключается в следующем: не так давно я "открыл" для себя мир компьютерного симулятора First Eagles, он же - Орлы Первой Мировой. Этот летный сим, конечно, вам известен: он обсуждался здесь на форуме в соответствующей ветке, а некоторые форумчане, судя по всему, являются авторами дополнений к симу, выложенных на "комбатэйс". FE даже на сегодня отличается неплохой графикой и является самым полным авиации Первой мировой войны - главным образом, стараниями аматоров и фанов игры. В первую очередь нужно отметить работу уважаемого камрада Stephen1918, создавшего множество замечательных моделей для "Первых орлов" (особенно приятно, что и для Восточного фронта тоже, и даже есть наметки по созданию лыжных вариантов!). Недавно Stephen1918 выложил для скачивания созданную им летабельную модель аэроплана русской постройки "Лебедь-XII". Сама модель смотрится просто шикарно, но возникли вопросы по окраске. http://combatace.com/topic/84731-lebed-xii/ Общими стараниями первоначальный скин был слегка подправлен, но я все-таки решил заручиться поддержкой специалистов. Надо бы конечно сперва заручиться, а потом советовать, но - лучше позно, чем никогда. Тем более, что сведения все равно почерпнуты со старых веток Вашего же форума. В общем, прошу вас подтвердить или же опровергнуть поправки, которые я там "насоветовал". Итак, верно ли то, что синяя (либо красная) точка в центре русской кокарды, которую из-за этого считали "нестандартным ОЗ", на самом деле является кокардой с помещенным в центре бэджем петроградского завода В. А. Лебедева? Бэджи размещались в кокардах, расположенных на руле направления, иногда на фюзеляже, а на крыльях оставались обычные чистые "рондели", без бэджей? Далее - окраска. Разумеется, никаких зеленых "Лебедей" не существовало. А какие тогда? Только в натуральных цветах конструкционных материалов или бывли также и серебристые, как Вуазены и Ньюпоры? Оттенки, я так понимаю, тоже могли отличаться у разных производителей. Своим ответом вы очень поможете как мне (буду спокойнее засыпать)), так и моделлерам FE.

Ответов - 36, стр: 1 2 All

Геннадий Нечаев: Crowford пишет: на самом деле является кокардой с помещенным в центре бэджем петроградского завода В. А. Лебедева? Верно - лого с лебедем. В четырехтомнике "Краски русской авиации" этот логотип есть в подробностях. И таки да - птичка на голубом фоне. Crowford пишет: а на крыльях оставались обычные чистые "рондели" Верно Crowford пишет: Только в натуральных цветах конструкционных материалов Скорее всего - так и есть. Исключения, конечно возможны - но фотосвидетельств вроде как и нет. Crowford пишет: или бывли также и серебристые, как Вуазены А были серебристые "Вуазены"? Скорее уж серые. Спите спокойно, дорогой товарищ! ))))

Crowford: Геннадий Нечаев пишет: Спите спокойно, дорогой товарищ! )))) Какое-то двусмысленное пожелание получилось! Но за ответ, конечно, большое спасибо. Рад, что знания, заочно полученные от вас, я применил правильно и не ввел людей в заблуждение. Геннадий Нечаев пишет: А были серебристые "Вуазены"? А Боб его знает! Судя по монинскому экземпляру, были даже зеленые. На фото Вуазены светлые, по существующим цветным профилям оттенки не вполне понятные. В этой ветке http://aviaww1.forum24.ru/?1-19-0-00000132-000-0-0-1344534301 тему пытались поднять (ТРИ года назад!), но она как-то подвисла... Впрочем, относительно окраски Вуазенов я ничего не утверждал, просто некорректно высказался. Вуазены были упомянуты мною, поскольку в леталке First Eagles уже существует (http://combatace.com/files/file/12351-voisin-las-2-pack/) модель Voisin LAS, а Stephen1918 (автор модели) написал, что в его возможных планах - сделать для этого самолета "лебедевскую" декаль применительно к Восточному фронту. Вот я и приплел Вуазены к "Лебедю", не вполне задумываясь над тем, серебристые они либо светло-серые. Хотя за поправку - тоже спасибо!

Crowford: И все-таки лебедевский Вуазен взовьется в виртуальное небо First Eagles! Похоже, Stephen1918 действительно намерен сделать такой подарок всем любителям этой компьютерной леталки. В связи с этим возникли новые вопросы относительно эмблемы завода Лебедева. Вот слабенького качества скан из ""Красок русской авиации" - ничего более приличного в интернетах не нашлось. Но все же по этой картинке удалось сделать примерно соответствующую ре-реконструкцию данной эмблемы. Но вот какой казус: на реконструкции в книге написано "воздухоплаванИя", в то время как по правилам дореформенной грамматики должно быть написано "воздухоплаванIя", разве не так? Или все же на бэдже было через И? Посему - практически слезно! - прошу уважаемых участников форума поделиться каким-нибудь вменяемым изображением исторической эмблемы или сканом из книги. Про фото Вуазенов Лебедева с эмблемой на руле направления я уж даже речи не веду. Мне встречалось только одно фото (вот здесь http://wio.ru/ww1a/voisinru.htm ), но нет ли у кого крупнее, для уточнения пропорций и деталей оного знака с лебедем? Судя по всему, лебедь был не просто белым пятном, но обладал еще и прорисовкой крыльев и прочей деталировкой, что невозможно установить по имеющемуся рисунку из "Красок".... Сылки на печатные фолианты, увы, пользы не принесут ибо я сейчас далек как от книжных магазинов, так и от почтовых отделений, банков и прочих благ цивилизации.

Ustas: в реконструкции/надписи ошибка, да. Вот увеличенный фрагмент из "Красок-2" лебедевского Вуазена для разглядывания перьев. а вот пропорции фабричного знака внутри ОЗ:

Crowford: Спасибо, Ustas, вы реально очень помогли! Подскажите еще, пожалуйста: на эмблеме лебедь всегда "плывет" по ходу полета аэроплана или нет? Стив (Stephen1918) и я предполагаем, что как слева, так и справа лебедь смотрит вперед. Это кажется вполне логичным и на скине будет так. А существуют ли фотографии Вуазенов Лебедева, подтверждающих (или наоборот) это предположение?

Ustas: заднесмотрящих/зеркальных не встречал: уж больно мелкий фабричный знак (да и тема не моя :) ).

Crowford: Ustas пишет: уж больно мелкий фабричный знак Ну, не такой уж и мелкий!.. А, прошу прощения: мы с вами имеем в виду разные знаки! Поздний - в центре "ронделя" - да, конечно, мелковат. А ранний - тот, что применялся на Вуазенах примерно до середины 1915 года, вполне себе различимый. Почему-то Стива заинтересовал именно этот вариант, хотя по моему мнению, поздний вариант предпочтительнее, поскольку лебедевские Вуазены с таким ОЗ просуществовали вплоть до гражданской (т.е. были явно более распространены, чем т.н. "ранние"). Впрочем, оно и понятно. Окраски наших двухместников не балуют разнообразием, а тут действительно что-то необычное и оригинальное даже по сравнению с лебедевской "точкой" в центре ОЗ...

Crowford: Как говорится, мир не без добрых людей. Поделился со мной один товарищ вот этим сканом из "Красок-4" ...и у меня случился разрыв шаблона. Вроде бы уже выяснил для себя, что лебедевская фабричная марка наносилась на "ронделях", расположенных на руле направления, а также на фюзеляже (последнее, конечно, к Вуазену не относится). При этом опознавательные знаки на крыльях оставались "чистыми". Данный расклад подтверждают известные мне фотографии самолетов завода Лебедева. А тут вот - авторитетное издание и в нем на крыльях Вуазена красуются ОЗ с легко различимыми лебедушками в центре белого поля! Это что же получается - были и такие??? Или это очередная лажа попала в книгу столь уважаемого автора? (Очередная в том смысле, что в реконструкцию бэджа вкорячили грамматическую ошибку) Да там, похоже, и на носу галоши тот же "бэджик"... Ну, там-то его точно быть не должно: ни на одной из виденных фотографий нет ничего подобного. А вот за крылья я распереживался. Все-таки Вячеслав Кондратьев давит авторитетом...

Сергей Климов: Crowford пишет: Да там, похоже, и на носу галоши тот же "бэджик"... Ну, там-то его точно быть не должно: Неужели?

Crowford: Ну, дык!.. Главное, что декалей не было на крыльях. (Или все-таки были?) А вот если бы я не заявил с такой категоричностью, вы наверняка промолчали бы! Бывало, конечно, и такое, но как часто - трудно сказать. Во всяком случае - далеко не на всех лебедевских Вуазенах. Вот еще пример, только фабричная марка на этом Вуазене без "пропеллерного" сияния, как на вашем фото (либо лучи просто не видны). Но такой снимок я действительно увидел впервые, поэтому искренне вас благодарю за то, что поделились.

Сергей Климов: Crowford пишет: Главное, что декалей не было на крыльях. (Или все-таки были?) Увы, не было.

Crowford: Сергей Климов пишет: Увы, не было. Ну почему же "увы"? Это есть факт с вашей помощью установленный! И потом, глупо отрицать очевидное, что по части знакомства с первоисточниками я нахожусь на самой низкой ступени познания, и лишь благодаря вам (и Вам лично, и другим участникам форума) это положение можно исправить. Буде на то желание с вашей стороны.)

Crowford: Господа, вот еще такой вопрос возник, хотя он и не относится к окраске. Приборы, которые устанавливали на самолетах, сделанных в России, - они чьего производства? Ну, на импортных понятно, что импортные. А на своих? Отечественные или тоже импортные? Интерес не праздный, а своекорыстный. Раз модельки в First Eagles "летабельные", то возникла идея на циферблатах сделать русские надписи - пущего реализма ради и для антуража в миссиях Восточного фронта.

Сергей Климов: Crowford Я так думаю, хотя это сугубо мое мнение, что приборы в основном были импортные, хотя тахометры наверняка могли быть русскими, компасы имели латинское обозначение по понятным факторам, даже русского производства, часы тоже могли быть русскими, так, что крути не крути, а русские приборы могли быть не в подавляющем большинстве, но в 20-30% точно...

Crowford: Сергей Климов пишет: компасы имели латинское обозначение по понятным факторам, даже русского производства, часы тоже могли быть русскими Безусловно! Знаете, Сергей, мне тоже кажется, что русские приборы могли быть (в частности, тахометры), но не в подавляющем большинстве. За день я успел просмотреть все доступные мне источники - к счастью или к сожалению, их не слишком много. Монографии по Анатрам, Сикорскому-16, Муромцам, кой-какие мемуары да статьи из старого "МК". Там приборы если и упоминаются, то как-то вскользь. Анаде/Анасали - вообще глухо. Нет даже фото или "препарации" кокпита. У С-16 упоминаются тахометр и пульсомер - как у отечественных Ньюпоров. Также у "Муромцев", естественно, отмечается наличие пилотажно-навигационного оборудования. Но на его происхождении внимание авторов не останавливается. А в мемуарах вообще мрак, особенно по периоду Гражданской. Читаешь: ни тебе альтиметра (иногда пишут, что его пристегивали к левой ноге выше колена), ни даже компаса. В одном случае специально подчеркивается, что НИ ОДНОГО прибора в кабине не было (о Ньюпорах втч). Работу мотора определяли на слух, высоту полета на глаз, ориентирование осуществляли по положению солнца и по наземным ориентирам... Впрочем, не буду увлекаться, т.к. все это вам и без меня известно. В работе о заводе Анатра есть упоминание о том, что многие комплектующие заказывались во Франции и нейтральной Швейцарии. Очень может быть, что приборы поступали оттуда же, морским путем через Архангельск. А собственное приборостроение, как и моторостроение, видимо находилось в стадии зарождения.

Crowford: К слову, находящийся в экспозиции монинского музея "Вуазен" - он французский? Я не видел фото пилотского места данного аппарата, но, судя по чертежам в "Моделисте", там есть не просто полный комплект приборов, а настоящая приборная доска! Но в то же время присутствуют таблички "открытіе/закрытіе газа-крана". Полагаю, не было необходимости менять соответствующую французскую надпись на язык родных осин: господа-офицеры разобрались бы и так. Может ли это указывать на российское производство?

Сергей Климов: Crowford Увы я не в курсе.

Svoyskiy: Поздно подключился к разговору. По моим данным и проведённой работе по подготовке иллюстраций к книгам Хайрулина-Степанова (к сожалению в дело не пошли) Вуазены русского производства в годы ПМВ были серого цвета. Зелёными некоторые стали лишь в годы гражданской войны. Прилепливаю картинку, может кому на пользу пойдёт

Crowford: Отличная работа! Жаль, что не пошли... А по кокпитам ничего нет, случайно? P.S. Наличие "четверки" на руле поворота достоверно установлено? Раньше эту машину изображали с трехцветными кругами.

Сергей Климов: Crowford Достоверно 4-ка, кругов нет.



полная версия страницы