Форум » Авиационные воинские части » Гатчинская школа » Ответить

Гатчинская школа

NightFlightAs: Спасибо за то, что вы есть - любители и знатоки военной истории! Немного истории... Вот тебе и сухопутные войска! И хоть специальных школ для младших авиационных сцециалистов не создали, однако их обучение похоже начали раньше моряков... Прославленная Гатчинская школа... ...Подготовка военных воздухоплавателей была налажена в России уже в конце XIX века. Она осуществлялась в Гатчине, в Офицерской воздухоплавательной школе, располагавшей богатой учебной базой, квалифицированными кадрами преподавателей и инструкторов, а также богатым опытом работы, который накапливался с 1885 г. ...В 1890 г. кадр военных воздухоплавателей был переформирован в Учебный воздухоплавательный парк, а последний приказом по военному ведомству № 250 от 9 июля 1910 г. - в Офицерскую воздухоплавательную школу... ...Датой рождения отечественных Военно-Воздушных Сил принято считать 30 января 1910 г., когда был образован отдел воздушного флота при Особом комитете по усилению воздушного флота, задачей которого и явилось создание Военно-Воздушных Сил. Летом 1910 года на Гатчинском военном поле был открыт первый в России военный аэродром. В июле 1910 года открылись школы военных летчиков в Одессе и в Севастополе... ...В первые годы своего существования авиационные школы готовили не только летчиков, но и других авиационных специалистов. Так, при авиационном отделе Офицерской воздухоплавательной школы в 1910 г. было подготовлено 20 механиков и мотористов. С 1913 г. технический персонал и других специалистов готовили непосредственно в авиационных частях... ...Уже в самом начале войны, 19 сентября 1914 г. в Гатчинскую школу прибыло 130 молодых солдат для обучения наземным авиационным специальностям, поскольку в авиационных отрядах и ротах, выполнявших боевую деятельность, стало не до обучения младших авиационных специалистов. Прибывшие были разбиты на 5 рот, и, получив необходимые знания, в том же году отправились на фронт в авиационные части. В конце войны для более целенаправленной и качественной подготовки младших авиационных специалистов для воздушного флота России и разгрузки военной авиационной школы сформировался запасной авиационный батальон двухротного состава, процесс обучения в котором составил полный цикл подготовки младшего авиационного специалиста, начиная от отбора из числа призывников подготовленных кандидатов, их обучения, стажировки и отправки по местам службы... Источник: Воронежский военный авиационный инженерный институт, Вестник ВГУ, Г. В. Зибров, ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ АВИАЦИОННЫХ КАДРОВ. http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/educ/2003/02/Zibrov.pdf Разыскиваем любые документы, фотографии, знаки различия выпускников школ мотористов и авиамехаников, младших авиационных специалистов (ШМАС), военных авиационных школ механиков (ВАШМ, ВШАМ, ВАШАМ)! Кое-что удалось найти и в открытых источниках в Интернете... Более подробно в теме "История ШМАС" на сайте: http://www.strizhi.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?board=shmas Очень надеюсь на активный обмен информацией!

Ответов - 33, стр: 1 2 All

Авиатор: Честно говоря, не очень понял, что хочет NightFlightAs здесь услышать. О Гатчинской авиашколе очень много печатных источников. Если речь о подготовке младшего авиационного персонала вот цитата: "26 апреля 1911 на Гатчинском аэродроме приступили к практическим занятиями с аэропланами. В июле, по докладу начальника Главного инженерного управления, во Временном авиационном отделе Офицерской воздухоплавательной школы обучалось: 10 офицеров переменного состава Временного авиационного отдела, 30 офицеров переменного состава, прикомандированных для ознакомления с авиацией, и 6 офицеров Генерального штаба, проходивших подготовку в качестве наблюдателей с аэропланов. Вместе с ними были прикомандировано 20 нижних чинов для обучения специальностям моториста и механика" (выделено мной) источник В.В.Король "Земля и небо генерала А.М.Кованько",СПб,Политехника,2005, стр111

NightFlightAs: Добрый вечер, г-н Авиатор! Я уже написал, что... Разыскиваем любые документы, фотографии, униформу, знаки различия, ...имена... выпускников... первых.... школ мотористов и авиамехаников, младших авиационных специалистов (ШМАС), военных авиационных школ механиков (ВАШМ, ВШАМ, ВАШАМ)! - все, что имеет отношение к подготовке авиамехаников-мотористов из нижних чинов, но не авиаторов (летчиков)!

NightFlightAs: Пусть Новый год, что на пороге, Войдет в Ваш дом, как добрый друг! Пусть позабудут к Вам дорогу Печаль, невзгоды и недуг! Пусть придут в году грядущем И удача, и успех! Пусть он будет самым лучшим, Самым радостным для всех.


aviator1ww: NightFlightAs, я Вам уже отвечал на http://ww2.ru/forum/index.php?showtopic=49245 . Я в своей работе поднимал вопрос подготовки инженерно-технического состава ( в т.ч. механиков и мотористов в период 1910-1918 гг.). Здесь писать долго да и выборку надо делать, а времени совершенно нет в этой жизни. Ищите книгу, как она выглядит, см. ссылку на http://ww2.ru/forum/index.php?showtopic=49245 . с уважением, А.С.

NightFlightAs: Спасибо за ответ и Вашу книгу. Очень интересно! Обязательно прочитаю... Непонятно только то,...что авторы статьи ошибались? Еще раз цитирую и даю ссылку на первоисточник: ...Ход войны изменил отношение флотского командования к качественной стороне подготовки авиационных специалистов, занимающихся ремонтом и обслуживанием самолетов, и в начале 1917 года в Гапсале (ныне Хаапсалу) было создано соответствующее специализированное учебное заведение — Школа авиационных унтер-офицеров (наземных младших авиаспециалистов). В дальнейшем (кампания 1917 г.) в связи с увеличением потребности флотов в летном составе и перспективным (плановым) развитием отечественной морской авиации эта школа наряду с подготовкой наземного технического персонала начала осуществлять обучение матросов, унтер-офицеров и охотников флота летным специальностям... Источник: Сайт Ейского ЕЕВАУЛ, страница "ИСТОРИЯ АВИАЦИИ В РОССИЙСКОМ ИМПЕРАТОРСКОМ ФЛОТЕ 1890-1917" http://evvaul.com/index.php?option=com_con...id=16&Itemi d=44

aviator1ww: Авторы статьи правы в дате открытия школы в Гапсале. Но авиуны и до этого летали на гидросамолетах и на земле обслуживали их. А готовили их в сухопутных авиационных школах в классах мотористов или на авиационных станциях флотов. А вот на счет того, что Гапсальская школа была первой специализированной школой по подготовке младших авиаспециалистов, вопрос мне кажется довольно спорным. Вроде бы, в основном, мотористов и хозяев самолетов (так тогда называлась должность равноценная нынешней техник самолета!!!) готовили в отдельных классах авиационных школ, НО! У меня есть сведения, что уже в 1915-м году существовала Николаевская школа авиационных мотористов! Насколько я понимаю, самостоятельная!!! Отдельная!!! Если у кого-то есть другие сведения или уточнения, буду рад, если поправите. А.С.

NightFlightAs: Если уж быть точным, то первая школа механиков-мотористов появилась раньше... Читайте тему на этом форуме про 4-ю СИБИРСКУЮ ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЬНУЮ РОТУ. ... В начале 1910 на базе роты создана школа по подготовке мотористов-механиков для воздухоплавания - 1-ое в Забайкалье авиационное учебное заведение, позволившее организовать обучение авиационных специалистов для восточных районов страны. Инструкторами и преподавателями школы были И. Степанов, В. Кузнецов, Г. Давыдов. Выпуск 21 специалиста моторного и механического дела состоялся 20.4.1911.

NightFlightAs: Господа знатоки и любители! Неужели нет никакой информации?

nikolai:

nikolai: ...капитан, преподававший строевой устав, строил нас на паркете в зале, и, скомандовав "смирно!", начинал читать с книжечки скучный устав, наблюдая чтобы никто не расслаблял ног, и все стояли в полном напряжении. Случалось чуть терплю, хочу хоть на секунду согнуть ногу, и вдруг слышу, что кто-то из моих друзей падает на паркет, потеряв сознание. Капитан объявляет несколько суток гауптвахты тем, кто сами без приказа поспешили поднять друга, а другим,стоящим на краю строя приказывает вынести упавшего. Команды "вольно" он не даёт пока не падает и второй и третий, и все мы уже почти без сознания. На следующих занятиях смотриш уже нет в строю ни тех кто тогда упал, ни тех, кто без спроса пытался их поднять, ни тех, кто хоть глазами выражал своё неудовольствие. Аналогично выдержка и дисциплина прививались нам и на аэродроме. Из воспоминаний вольноопределяющегося 23КАО П.Гиксы обучавшегося в Гатчине с конца 1916 до февраля 1917 г.

Сергей Климов: Придурков и в те времена видимо хватало.......

nikolai: В школе было, можно сказать, неплохо. Только выполняй всё пунктуально и точно, - и всё будет в порядке. Перед тем как меня перевели в группу обучающуюся полётам, я даже получил разрешение жить на частной квартире. На работу (сначала обучающийся работал в сборочных мастерских прим. моё), известное дело, нужно было придти вовремя. Солдату, опоздавшему хоть на пол минуты, вежливо предлагали переселиться из частной квартиры в казарму - имелось ввиду, что, если сам не умеешь проснуться вовремя, то в казарме тебя разбудят. Можете себе представить, как я раз бежал, когда существавала опасность опоздать! Бежал почти плача, и развил такую скорость, что, если бы кто её зафиксировал, то это был бы, может, и не рекорд мира, - но уж точно рекорд какой нибудь из стран. Неопаздал. Пока работал в сборочной и моторной мастерских нас не раз посылали разгружать транспортные средства и ящики с деталями самолётов... ... Ещё работая в моторной мастерской, перед самым переводом в учебную лётную группу, обратил внимание, что командиры, часто задают вопросы, кто где учился, откуда он родом, и нас всячески перегрупировали.

nikolai: ...И тогда один из лётчиков (23КАО прим. моё)) предложил полететь с ним испытать сатолёт. Летать мне так понравилось, что я начал постоянно крутиться на аэродроме, в ожидании очередного приглашения. Наконец зашёл к Зубову и попросил как-нибудь посодействовать, чтобы меня приняли в авиашколу. И, хотя, он всячески отговаривал и доказывал, что это опасная затея, и что особенно трудно будет по окончанию школы, прибыв на фронт, - я ему так надоел, что, наконец, он сказал мне придти на ужин к одному, какому - то очень известному генералу, и объяснил, что я должен поздороваться и поцеловать руку генеральше.

nikolai:

nikolai: Некоторое время спустя в отряде был получен приказ генерал - майора Пневского немедленно отправить вольноопределяющегося 23КАО Хиксу через воздухоплавательный батальон в авиашколу в Петроград.

nikolai: В расположении:- порядок и строгая дисциплина. На работе тоже порядок и дисциплина. Вначале я работал в сборочной мастерской, потом перешёл в лётную группу. Ещё в сборочной мастерской, там, однажды, появился офицер. И я, первый увидевший его, должен был крикнуть:" Встать, смирно. Равнение на право!". Но, после того, как прозвучала моя команда, и в то время как я стоял на вытяжку, подняв руку к козырьку фуражки, выпучив глаза на офицера, - один из находившихся в мастерской солдат продолжал работать. Он не услышал команду. И офицер очень вежливо мне предложил обратиться к фельдфебелю и попросить научить меня отдавать команды погромче. Всё окончилось тем, что я три дня в присутствии фельдфебеля их выкрикивал, пока совсем не охрип. Но командовать научился!

elena: Уважаемые господа!Я здесь новичок,поэтому заранее прошу быть снисходительными к моим вопросам. Меня интересует Гатчинская военная авиационная школа. Я знаю,что мой дед фон-дер-Вейде Борис Михайлович 1890 г. рождения,учился там в 1916-1917г.г.Но когда он туда попал и закончил ли ее,не знаю. В 1919г. он был в 10 авиаотряде,который был послан в Уральскую казачью армию,участвовал в страшном переходе от Гурьева до форта Александровского.Потом был в 1-м авиационном отряде им.ген.Алексеева в Крыму. В ноябре 1920г. выехал из Крыма в Дубровник (Югославия). Умер в Загребе в 1948 или 1949г.В интернете я нашла,что он выпускник Павловского военного училища 1914г.,хотя в это время он был студентом Рижского политехнического института с 1911г.У меня есть его фотографии в форме офицера.Получается много неувязок.Может кто-нибудь мне поможет.Заранее благодарю.

Сергей Климов: elena пишет: У меня есть его фотографии в форме офицера. Уважаемая elena, Вы задали вопрос абсолютно по теме, так , что в снисхождении не нуждаетесь форум у нас очень демократичный, так, что добро пожаловать. Ну и для начала, если можно, фото дедушки в студию.

elena: Уважаемый Сергей! Спасибо за отклик. Посылаю ссылочки на фотографии. Помогите, пожалуйста, разобраться в форменной одежде и погонах. С уважением, Елена. http://zalil.ru/30004206 http://zalil.ru/30004227 http://zalil.ru/30004235

avk tehnik: Форма военно-полевая, типичная для военнослужащих с начала ПМв. Если судить по шифровке на погонах, то ваш дед служил прапорщиком в 3-ем Запасном мортирном дивизионе, который располагалась в Гжатске, а вот аксельбант показывает, что он был адъютантом. На фото в кожанке он все еще прапорщик, а вот на фото с вашей мамой, он уже подпоручик артиллерии.

avk tehnik: elena пишет: что он выпускник Павловского военного училища 1914г Уважаемая elena, по всей видимости, у вас здесь не стыковка, ваш предок не мог окончить Павловское училище, ибо оно пехотное училище, а ваш дед был артиллеристом. Борис Михайлович, скорее всего, закончил иное учебное заведение специального профиля. Вот список артиллерийских училищ на 1917 год: Михайловское артиллерийское училище. Петроград. Константиновское артиллерийское училище. Петроград. Сергиевское артиллерийское училище. Одесса. Николаевское артиллерийское училище. Киев, но оно было образовано только в июне 1914 года.

Сергей Климов: Может он был наблюдатель? elena А откуда известно, что дедушка был летчиком? На обороте портфолио есть какие либо надписи, даты?

Igor: В книге М. Хайрулина "Офицерская школа авиации (1914-1920)" часть 2 в списке Офицерской строевой авиационной роты в Крыму на апрель 1919 числится поручик Вейде.

elena: Спасибо вам ,AVK tehnik ,Igor и Сергей.Я сама не могу понять.В 1914-1915 учеб.году дед числится в Рижск.политех.ин-те, а в интернете я нахожу его в списке выпускников 1914г. Павловского уч.А есть списки окончивших эти артиллерийские училища?Известно,что он был летчиком от родственников,из карточки эмигранта(ГАРФ) и от Хайрулина. В метрической записи мамы от 1 января 1917г. написано:отец - прапорщик армейской пехоты 4-й артиллерийской бригады.Фото с мамой сделано в Гатчине летом 1917г. Возможно,он был в Крыму в апреле 1919г. Надо будет уточнить. Еще раз большое всем спасибо за участие.Elena/

avk tehnik: elena пишет: А есть списки окончивших эти артиллерийские училища? Увы, лично мне не попадались...

nikolai: Летать мы учились на "Фармане -IV". Cамолёт этот совсем не имел кабины. И инструктор, и ученик, должны были сидеть на нижнем крыле на сколоченном из балок сидении. Ноги нужно было держать на специально прикреплённой трубке, или на похожей трубке руля поворота. Левой рукой нужно было всё время держаться за корпус самолёта, а правую держать на ручке управления, или тоже держаться за корпус. Мы оказывались в глупой ситуации, когда самолёт опускался вниз: - чувствовали себя падающими на землю. Это был самолёт-биплан, т.е. имел два крыла, с ротативным двигателем и толкающим винтом. Впереди находился дополнительный руль высоты. Управлялся самолёт с помощью ручки метровой длины, прикреплённой с правой стороны, и соединённой тросами с рулём высоты и элеронами. Элероны "Фармана-IV"были слабо чувствительными. Бывало, делая поворот, наклоняеш ручку управления на каких-нибудь 20 см. в сторону, а самолёт совсем не реагирует. Выровнять самолёт было тоже очень трудно. Ротативные двигатели в те времена смазывались касторовым маслом, которое, пригорая, страшно воняло.

nikolai: Рычаг управления подачей топлива тоже отсутствовал, - так, что небыло никакой возможности увеличить или уменьшить число оборотов двигателя. Был только контакт включения зажигания. И, при посадке самолёта, надо было на короткие промежутки времени его включать, чтобы двигатель работал с промежутками: - прр, прр, прр, ... - и не зевать, чтобы он после промежутка побольше, совсем не заглох. Тогда приземляйся хоть на крышу. В то время стартеры отсутствовали. Двигатель мог запустить на земле только моторист, вращая пропеллер рукой.

сергей 74: Добрый день. Собираю информацию о своём прадеде Коваленко Артемии Ивановичи, знаю, что он окончил Гатчинскую школу в 1917г, позже был направлен в Одесскую школу на курсы высшего пилотажа, служил в 30 авиаотряде, учавствовал в операции по взятию г.Уфа, летал с Баером, погиб при Лбищенской операции в ночь на 5 сентября 1919г. Как он попал в лётчики нам не известно, если у кого есть какая либо информация поделитесь, заранее благодарю.

nikolai: Полярный лётчик Бабушкин вспоминает о Гатчинской авиашколе: http://bookz.ru/authors/mihail-babu6kin/zapiski-_168/1-zapiski-_168.html

Nemos19: 1917. Список по старшинству в чинах офицеров Военной авиационной школы РИА., 26 стр., 17,00 Мб., PDF. Архив: Российский Государственный Военно-исторический архив Фонд: №408, Списки по старшинству генералов, штаб- и обер-офицеров. Коллекция. Опись: №1, [отсутствует] Номер дела: 9461 http://book-olds.ru/BookLibrary/00921-Fond-408-RGVIA-Spiski-po-starshinstvu/0408-001-09461-1917.-Spisok-po-starshinstvu-v-chinah-ofitserov-Voennoy-aviatsionnoy-shkolyi-RIA.html

Романчег1987: Спасибо за ссылку! Если что-то еще встретится подобное, просьба размещать

TovarischSuslov: Вот фото Гатчинского аэродрома и мастерских https://zastava-antik.ru/rossiyskaya-imperiya/fotografii-pechatnye-materialy/foto-voennye/foto-voennye_10531.html

nikolai: Спасибо,TovarischSuslov ! Очень интересно.



полная версия страницы