Форум » Авиационные воинские части » 30 Корпусной авиационный отряд » Ответить

30 Корпусной авиационный отряд

vesik: Здравствуйте. Я писал уже на этом форуме про своего прадеда Гербича, который служил авиа механиком в 30 КАО. С того времени мной было собрано немного материала о летчиках 30 КАО, но как всегда мало фотоматериала. На следующей неделе, если все сложиться хорошо, я еду в РГВИА для изучения фондов 30 КАО, все что успею найти выложу на форуме, думаю это будет многим интересно. Так что прошу всех у кого есть информация о 30 КАО присоединяться к этой теме.

Ответов - 125, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

Боб: Вы альбом генерала Ф.А.Келлера видели?

vesik: Да он у меня есть. Я даже ездил в архив и заказал копии с фоторафий. Пытаюсь списаться с родственниками Виноградова, у них вроде бы есть еще какие то его фотографии. Также нашел несколько фотографий Шадского и воспосинания о нем. Также читал воспоминания о Лойко и переписывался с его родственниками. Просто я думаю что у учасников форума есть фото летчиков 30 КАО вот и прошу их выложить. После посещения архива, думаю все это изложить в более мене хронологическом порядке, но не только про летчиков но и про тех персонал, я понимаю что это тема необятная, но я всеже попробую, тем более что время от времени фото летчиков 30 КАо проскакивають на разных аукционах. Вот недавно продавали фото Алелюхина вместе с фото Фотооткрытка. Ф.В.Алелюхин на фоне моноплана «Моран-Парасоль». Российская Империя, осень 1915 г. Неизвестное фотоателье. Размеры 137×86 мм. которая продается на ебее.

Боб: Думаю вам вот эта подборка фотографий тоже будет интересна. http://dlyakota.ru/35679-rossiyskaya-aviaciya-i-aviatory-vremen-pervoy-mirovoy-voyny.html

vesik: Начало положено. Наконец то я попал РГВИА . Получил опись и даже заказал дела для работы, но в связи с тем что дела должны были выдать в понедельник, а я не мог две недели находиться в Москве дальнейшую работу пока пришлось перенести на сентябрь месяц (архив до сентября закрыт). Изучив опись 30 КАО стало понятно примерный объем первичной информации. Благодаря М.С.Нешкину, я ознакомился с дополнительной описью на летчиков и механиков, Нашел фонд "О службе военного летчика 30 КАО прапорщика 1 запасного телеграфного батальона Виноградова Ивана с 26.июля 1915 года по 19.12.1917 года." Так что в следующий заезд думаю робота продвиниться в перед.

Сергей Климов: vesik поздравляю! Надеюсь поделитесь информацией, ну или хотя-бы частью.

vesik: Продолжим. Предварительно собранные мной данные на личный состав 30 КАО. Заранее благодарю всех кто поделился со мной информацией, а также извиняюсь если скопировал информацию из сети без Вашего разрешения. 30-й Корпусной авиационный отряд базировался: - с 01.07.1915 г. по 06.09.1915 г. на ст. Мамалыга; - с 07.09.1915 г. по март 1916 г. на ст. Липканы; - с июля 1916 г. базировался в г. Радауц; Летчики: - Земитан Иван Яковлевич (ZEMITĀNS Jānis Jēkaba dēls) [1887-1937]. Военный летчик. Капитана 52 пехотного Виленского полка. Служил в 30 Корпусном авиационном отряде с 11.02.1915 по 20.12.1917 года. Во время первой мировой войны с весны 1915г. до марта 1916г. командовал 30-м корпусным авиаотрядом 9-й армии Юго-Западного фронта. Один из источников сообщает, что в марте 1916г. он был повышен в должности, но в 1917г. он опять (?) возглавлял 11 авиаотряд. В апреле 1917г. - назначен командиром боевой авиагруппы, действовавшей под Молодечно. В сентябре того же года вступил в должность командира авиадива. По общему списку офицерским чинам русской императорской армии 1909 года И.Я. Земитан - поручик 32-го Восточно-сибирского полка в Красноярске. К 1911 году - штабс-капитан 52-го пехотного Виленского ЕИВ великого князя Кирилла Владимировича полка. Окончил Севастопольскую школу авиации в 1911г. (диплом вручён 26.07.1911г.) Оставлен в школе инструктором. Закончил службу в чине полковника. (РГВИА Фонд 2008, Опись 1, Дело 1336;). - Шадский Михаил И. Военный летчик. Поручик 1Туркестанского саперного батальна. Служил в 30 Корпусном авиационном отряде с 30.11.1914 по 26.05.1916 года. Погиб в мае 1916 года. Первый применил способ бомбардировки с пикирования около Черновиц. "В Сентябре 1915 года воздушная разведка, проведённая лётчиками Лойко и Виноградовым, обнаружила сосредоточение войск противника на станции Черновцы. Отправив 3 самолёта ( Лойко, Шадского и Алелюхина ), станцию разбомбили, сбросив на неё более 22 пудов бомб. По ходатайству командира отряда за эти полёты Шадский был представлен к присвоению звания штабс - капитана, Лойко - поручика, а Алелюхин - к награждению "Георгием" 1-й степени. (РГВИА Фонд 2008, Опись 1, Дело 2224; http://1914.borda.ru/?1-16-0-00000008-000-0-0-1387204649 - Виноградов Иван Николаевич. Военный летчик. Прапорщик 1 запасного телеграфного батальона. Служил в 30 Корпусном авиационном отряде с 26.07.1915 по 19.12.1917 года. Участник Первой Мировой войны: с 1915 года - фронтовой лётчик, позднее начальник 11-го истребительного авиационного отряда. лётчиком - инструктором в Московскую школу авиации. 1 Мая 1918 года в Москве состоялся праздничный парад. В разгар шествования по Красной площади колонн рабочих и недавно созданных красноармейских частей, в небе появился одиночный истребитель "Ньюпор - XXI" и стал разбрасывать поздравительные листовки. Пилотом этого самолёта был он - Иван Виноградов. Окончил МВТУ. Инженер, доцент. Сконструировал два самолёта, написал несколько учебников по самолётостроению. Окончил сначала теоретические авиационные курсы профессора Жуковского, потом Московскую школу авиации. (РГВИА Фонд 2008, Опись 1, Дело 1089). - Алелюхин Федор Васильевич. Военный летчик. Прапорщик. Служил в 30 Корпусном авиационном отряде с 16.03.1915 по 21.11.1917 года. Родился 27 января 1896 года в Вологодской губернии (Россия) в крестьянской семье. Получил начальное домашнее образование. Окончил Офицерскую школу авиации Отдела воздушного флота. 19 августа 1914 года вступил в службу охотником на основании Высочайше утверждённых 23.07.1914 г. правил о приёме в военное время охотников на службу в сухопутные войска". Воевал на Юго-Западном фронте, в районе Буковины. 16 марта 1915 года выполнил условия на получение звания "военный лётчик". 20.03.1915 г назначен для службы в 30-й КАО. 13.10.1916 приказом по 9-й армии (№495) переведён в 14-й корпусной авиационный отряд, а 09.09.1917г. - в 9-й авиационный отряд истребителей. 12 ноября 1915 года произведён в прапорщики (приказ №1497 по армиям Юго-Западного фронта). За боевые отличия награждён четырьмя Георгиевскими крестами: - Георгиевский крест 4-й степени №194207 Приказом по 32-му армейскому корпусу №8 от 1915 г. - Георгиевский крест 3-й степени №81905 Приказом по 32-му армейскому корпусу №68 от 1915 г.; - Георгиевский крест 2-й степени №16254 Приказом по 32-му армейскому корпусу №80 от 1915 г.; - Георгиевский крест 1-й степени №3473 Приказом по 3-му Кавказскому армейскому корпусу №170 от 1915 г. (РГВИА Фонд 2008, Опись 1, Дело 893; Фонд 493, Опись 3, Дело 129. Лист 104). - Лойко Иван Александрович. Военный летчик. Подпоручик 59 пехотного запасного батальона. Служил в 30 Корпусном авиационном отряде с 27.04.1915 по 04.11.1917 года. (РГВИА Фонд 2008, Опись 1, Дело 1603;) - Залозный Никандра Семёнович. Военный летчик. Прапорщик. Служил в 30 Корпусном авиационном отряде с 02.08.1916 по 04.12.1917 года. Народился 03 ноября 1890 года в городе Харцизк, теперь Донецкая область. В 1916 году закончил Севастопольскую военную авиационную школу в Каче. С 2 августа 1916 года служил военным летчиком в 14 корпусном авиационном отряде, потом в 30 корпусном авиационном отряде. В 1917 году получил звание штабс-капитана. Проходил военную службу во 2-м Подольском авиационном дивизионе. В декабре 1918 года со своим дивизионом прибыл до состава Летунского отдела Украинской Галицкой армии. Сначала служил военным летчиком, а с марта 1919 года – командиром 2 летунской сотни Летунского отдела Украинской Галицкой армии. В ноябре 1919 года вместе с Летунский отделом УГА перешел в состав авиации Вооруженных сил Юга России. 19 ноября 1919 года назначен в 6-й авиационный дивизион Вооруженных Сил Юга России. В последствии эвакуировался в Грузию. Дальнейшая доля неизвестна. (РГВИА Фонд 2008, Опись 1, Дело 1319;) - Петров Николай. Военный летчик. Прапорщик 1 запасного телеграфного батальона. Служил в 30 Корпусном авиационном отряде с 03.07.1916 по 04.12.1917 года. (РГВИА Фонд 2008, Опись 1, Дело 1815;) - Шестаков Иван. Летчик-наблюдатель. Подпоручик 42 пехотного запасного батальона. Служил в 30 Корпусном авиационном отряде с 27.03.1915 по 10.04.1917 года. (РГВИА Фонд 2008, Опись 1, Дело 1815;) - Джамбулат Батгириевич Кануков, с 24 марта 1917 года. Наблюдатели: - Карпов Александр. Наблюдатель. Прапорщик 6 авиароты. Служил в 30 корпусном авиационном отряде с 31.10.1915 по 16.07.1916 года. (РГВИА Фонд 2008, Опись 1, Дело 1413;) - Лобко-Лобановский Виктор. Штатный наблюдатель артиллерийского отделения 30 корпусного авиационного отряда. Поручик. Служил в 30 корпусном авиационном отряде с 15.07.1917 по 25.07.1917 года. (РГВИА Фонд 2008, Опись 1, Дело 1599;) - Рощаковский Владимир. Наблюдатель. Штабс-капитана 19 артиллерийской бригады. Служил в 30 корпусном авиационном отряде с 19.01.1916 по 02.01.1918 года. (РГВИА Фонд 2008, Опись 1, Дело 1912;) - Скуднов Михаил. Наблюдатель. Подпоручик 1 Кавказского стрелкового артиллерийского дивизиона. Служил в 30 корпусном авиационном отряде с 04.03.1916 по 15.10.1917 года. (РГВИА Фонд 2008, Опись 1, Дело 1994;) - Трингам. Наблюдатель. Корнет 10 драгунского Новгородского полка. Служил в 30 корпусном авиационном отряде с 24.08.1915 по 31.10.1915 года. (РГВИА Фонд 2008, Опись 1, Дело 2112;) - Эмерик Густав Адольфович. И. д. штатного наблюдателя. Прапорщик 1012 вольнонаемного пароконного транспорта. Служил в 30 корпусного авиационного отряда с 19.12.1915 по 03.11.1917 года. (РГВИА Фонд 2008, Опись 1, Дело 2284;) Механики: - старший унтер – офицер Гербич Е.Г.; - старший унтер – офицер Бабайлов; - старший унтер-офицер Могилевич; - младший унтер-офицер Бородинов (неоднократно летал с Лойко); - ефрейтор Миронченко; - ефрейтор Голубков. - рядовой Давыдов; - рядовой Суржиков; - рядовой Кондрашов. - рядовой Стрехов; Заведующий хозяйством: - Карпов Валериан. Поручик армейской кавалерии. Заведующий хозяйством. Служил в 30 корпусного авиационного отряда с 27.12.1916(?) по 27.12.1916(?). (РГВИА Фонд 2008, Опись 1, Дело 1412;) Командиры: Земитан И.Я. – до марта 1916 года; Студзинский Зигмунт. щтабс-капитан (Шадский исполнял обязанности адъютанта отряда); Лойко И.А. с марта 1916 года по 7.07.1916 г. подпоручик Лойко был назначен командиром 9-го авиационного отряда истребителей. Джамбулат Батгириевич Кануков, с 24 марта 1917 года.

Боб: О Земитане Офицеры, расположившиеся под крылом «Блерио»; Слева направо: И.Я. Земитан – третий

vesik: Алелюхин во время службы в УНР "Приезд в Быдгощ 20 июля 1921 г., в день Ильи Пророка (праздник украинской и русской авиации), военного священника о. Петра Билона — бывшего главного казначея военно-воздушных сил УНР. (Частная коллекция). Об этом Л.А. Скурский вспоминал: «После молебствия Билон произнес проповедь, где указывал, что мы находимся временно в Польше и что при помощи божьей мы разобьем большевиков и возвратимся к себе на родину, призывал к терпению». (ЦГАООУ. ф. 263. Оп. 1. Д. 60238, архивно-следственное дело Л.А. Скурского. С. 13). В центре стоит о. Петр Билон. Внизу сидят летчики Федор Алелюхин, Лев Скурский и Павел Золотов.

vesik: Участие Шадского в Туркестанском восстании саперов 1912 года Описание событий приводится согласно их изложению, данному в газете «Новое время» в 1912 году. Ход восстания 1 июля около девяти часов вечера толпа нижних чинов 1–го Туркестанского сапёрного батальона с диким криком «ура», с боевыми выстрелами и с оркестром музыки из музыкантских учеников, под звуки марша «Привет родине», бросилась на рядом расположенный 2–й Туркестанский саперный батальон. По–видимому, первой целью толпы было овладеть знаменами и денежными ящиками у переднего караула, но не растерявшийся караул от 3–й роты 2–го Туркестанского сапёрного батальона отбил бунтовщиков огнём, причём часовой успел произвести 6 выстрелов. Караул был усилен, и войсковые святыни не были отданы бунтовщикам. Толпа отхлынула. В это время из собрания 1–го Туркестанского сапёрного батальона выскочили штабс–капитан Похвиснев и подпоручик Шадский и бросились к своим ротам (2–й и 3–й 1–го Туркестанского сапёрного батальона) с криками: «Что вы делаете, подлецы?» Подпоручик Шадский, с шашкой в руках защищая ружейную пирамиду, был изрешечён штыками (около 10 ран), но пока ещё жив. Штабс–капитан Похвиснев, останавливая толпу от безумства, был заколот, прострелен, обезображен и ограблен! Толпа бунтовщиков–сапёр 1–го батальона, разделавшись с двумя офицерами и потерпев неудачу у переднего караула, бросилась разом по нескольким направлениям на 2–й Туркестанский сапёрный батальон, причем были слышны крики: «Товарищи, присоединяйтесь к нам»! Заслышав это, офицеры 2–го Туркестанского сапёрного батальона кинулись к своим ротам и командам, причем командир 2–й сапёрной роты капитан Жильцов с младшими офицерами, сгруппировав в темноте вокруг себя 25–30 человек своей роты и части остальных рот, открыл пальбу по наступавшей толпе бунтовщиков. Почти одновременно со 2–й ротой выбежали все остальные ротные командиры и младшие офицеры с нижними чинами и присоединились ко 2–й роте. Присутствовавший здесь 2–го батальона полковник Табарэ собрал резерв и раздал патроны. Был открыть огонь по бунтовщикам. В первый момент замешательства был смертельно ранен на линейке своей роты младший офицер 1–й сапёрной роты 2–го Туркестанского саперного батальона подпоручик Красовский, выбежавший со своим братом кадетом и сыном подполковника Табарэ, тоже кадетом (оба Ташкентского корпуса). В третью роту 2–го батальона первым вбежал подпоручик Кощенец Пётр Петрович и, видя людей, хватающих оружие из пирамид и разбивающих ящики с тревожными боевыми патронами, выхватил револьвер и закричал: «Что вы делаете, братцы, не сметь трогать винтовки и патроны!» В эту же минуту вбежал в роту и фельдфебель Филоненко и, став рядом со своим юным начальником, скомандовал: «В ружьё! стройся на линейке для защиты от бунтующих!» В ответ грянул оглушительный залп, Филоненко пал мёртвым. Кощенец был тяжело ранен в живот навылет, пуля вошла в правую полость живота, пробила печень, почку и вышла в левой стороне поясницы. Позднее, 2–го июля подпоручик Кощенец П.П. умер[5]. И фото офицеров Туркестанского саперного батальона. Персонаж слева мне напоминает Шадского

Боб: Хм, тогда уж скорей правый, если судить по бровям и положению глаз.

Боб: Сидят предположительно Земитан и Лойко, стоят Шадский, неизвестный, Виноградов и Алелюхин. Земитан под большим вопросом, главное объяснить "зачем Сенька сбрил усы". С Лойко всё в порядке, смутивший меня "полковик", это знак Алексеевского пехотного училища, которое он как раз и окончил. С Шадским всё ясно он подписан, дату его смерти можно считать крайней временной датой для этого фото. Неизвестный - ?..., надо искать. Виноградов всё в порядке. Алелюхин уже прапорщик, а солдатский "георгий" только один, правда в свое время мне объясняли что офицерам произведенным из солдат разрешалось носить только одну их полученных степеней креста.

Ustas: у Земитана, как мне кажется, характерные одинаковые "новообразования" на этих фото - выпуклость на щеке, в районе скулы (по кр мере, левой). PS Судя по послереволюционным фото, Лойко тоже впоследствии сбрил усы :)

vesik: Марат Хайрулин относит это фото к апрелю 1916 года, Неизвестный - наблюдатель штабс-капитан Рощаковский. Ну и благодаря Бобу можно теперь выставить еще несколько фото Виноградова. Правда я думаю, что эти фото не относятся к его периоду службы в 30 КАО. Я думаю что это он уже на должности командира 11 ИАО, потому что на всех фото он с кортиком, этаким статусным символом начальника, летать с ним я думаю было бы неудобно. И насколько я помню кортики в авиации ввели в 1916 году.

Боб: Кортики военным авиаторам полагались еще с 1913 года, что касается отряда думаю это всё-таки ХХХ, в XI при Виноградове парасолей уже не было.

vesik: С первым фото я согласен (по крайней мере мне так хочется). Механик вроде похож (на фото №1) на фото с Гербичем ну и еще одно фото По второму фото. Вроде бы таких самолетов у них не было. Ну а третье фото, по ландшафту вроде бы западная Украина, но что где и как пока не ясно.

Боб: На втором фото "Моран-Солье Ж", в 1916 году их начали придавать по паре аппаратов каждому из корпусных отрядов, для использования в качестве суррогатных истребителей, и постепенно заменяли "Ньюпорами", по мере насыщения истребительных отрядов новейшей техникой. Для 1917 года он, как боевой тип, окончательно устаревает и переходит в разряд тренировочных машин. В ХХХ КАО на таком типе летал Шадский.

vesik: Моран Дукс №327 который был в 30 КАО

nikolai: Виноградов???

nikolai: ?????

Сергей Климов: Да, на фото один и тот же человек.

vesik: Отличный скан с пулеметом Мадсена который был на вооружении 30 КАО до апреля 1916 года. Николай не подскажите откуда скан? Из книги "Неоконченная повесть": " Из переписки со штабом авиации: « Отряд до сих пор не получил легких пулеметов для установки на аппараты. Борьба с вооруженными неприятельскими аэропланами без пулеметов крайне тяжела. Нач.30-го КАО штабс-капитан Земитан». Ответ был таков: «Легких пулеметов нет, посланы ружья-пулеметы Мадсен. Врио командира 6-й авиароты в. л. шт-кап. Яковлев». В апреле 1916 г. наконец-то получили пулеметы. На аппаратах МП № 351 поставлен пулемет Виккерс № 11041, на Моран-Ж № 567 – Виккерс № 11110, на МП № 512 – Виккерс № 10040, на МП № 455 (ЛОЙКО) – Кольт. Испытан 1.05 1916.

Сергей Климов: Самое смешное, что именно это фото я постил на нашем форуме, страшно сказать, 7 лет назад, причем с подписью, не пытайте, откуда взял не помню, склероз. http://aviaww1.forum24.ru/?1-4-0-00000004-000-10001-0-1281969186

vesik: Да. Вот так и подняли старую тему. Что-то много фото Виноградова в последнее время, прям фото-звезда. Вот бы таких фото Шадского или кого еще из 30 КАО. Думаю что по середине Шадский

Сергей Климов: Точно, он.

vesik: А с права, лысый - Земитан?

Сергей Климов: Нет, нос не тот и уши.

nikolai: vesik пишет: Что-то много фото Виноградова в последнее время, прям фото-звезда Дык! http://dlyakota.ru/35679-rossiyskaya-aviaciya-i-aviatory-vremen-pervoy-mirovoy-voyny.html На мой взгляд здесь У СПАДа А4 "с люлькой" S.79(№482)слева к-р 9АД Мацевич, а справа Виноградов.

nikolai: В то время (1916) XXX-й авиаотряд был в составе 9АД. Светлый верх у Мацевича это кавалерийский светло голубой цвет.

Сергей Климов: nikolai А Мациевич носил бороду?

nikolai: Дык!

Сергей Климов: Форма носа, брови, уши, не в дугу, на фото не Мациевич.

nikolai: А кто, если не секрет?

Сергей Климов: nikolai Чес слово пока не знаю, но поверьте доктору и науке физиогномике, это явно не Мациевич.

Боб: Мацевич тогда уже дивизионом командовал, что ему в отряде делать? P.S. Ustas, спасибо я исправил опечатку.

vesik: Не подскажите где можно посмотреть фотографии из ссылки Nikolai в лучшем качестве. Мне кажется что летчик (а я думаю что это наблюдатель) возле Виноградова, похож на персонажа с права. А у этого летчика на погонах шифровка ХХХ КАО

nikolai: Мацевич и не Мацевич???

Боб: Я подозреваю, что персонаж в пилотке, это Иван Лойко.

vesik: самолеты похожи (приспособы для бомбардировки), эх фото бы получше

vesik: Только пулемет Максима смущает, вроде бы не было их в 30 КАО

Боб: Это не Максим, а Виккерс. http://historymania.info/view_post.php?id=176

vesik: Но все же на базе Максима

Боб: vesik пишет: Но все же на базе Максима Да, но его здорово переделали и внешне их теперь различать стало не сложно.

vesik: Вот и по фото летчика с ХХХ определились. Марат Хайрулин говорит что это Алелюхин.

Боб: Не Лойко, это интересно почему?

vesik: "Ребята я не в курсе"

vesik: Пересмотрел фото и думаю что это действительно может быть Алелюхин. У Лойко как бы это сказать кругловатое лицо, а у Алелюхина характерные оттопыренные уши. Мне же очень интересен персонаж возле хвоста самолета . Вроде бы похож на Гербича. Усы, бакенбарды, уши ну и конечно кожаные штаны.

Боб: Ну "кожаные штаны" это конечно аргумент! А на счет Лойко моя версия посторена на сравнении с этой фотографией.

vesik: Ну про штаны я конечно же пошутил. А как думаете на счет Гербича?

Сергей Климов: Мнение доктора, на первом снимке Алелюхин, не Лойко, Гербич, похож, я бы сказал на 99,9%.

vesik: Как приятно общаться с докторами Ну что же вот и первое фото с Гербичем. К стати, как вы думаете на фото может быть один и тот же самолет что на фото с Шадским. Крепление для бомб похоже ну внешне крестообразные следы от масла на кабине

Сергей Климов: vesik Я, как в том анекдоте, покажите пальцем, в смысле оба фото рядом пжлста.

vesik: Повторяю. Фото можно датировать с 04.1916 года (в 30КАО направили виккерсы) по 13.10.1916 года когда Алелюхин убыл в 14 КАО

Сергей Климов: Хм, все могет быть, нижний более загаженный, но куда у него подевалась подножка?

vesik: Продолжу. Фото из альбома Келлера.

vesik: Судя по информации в сети в отряде имелось 8 аэропланов: 5 Моран-Парасоль и 3 Моран-Ж. «М-П» №343, 455 – Лойко И.А. «М-П» №351 – «М-П» №512 – Виноградов «М-Ж» №567 - В апреле 1916 г.На аппаратах МП № 351 поставлен пулемет Виккерс № 11041, на Моран-Ж № 567 – Виккерс № 11110, на МП № 512 – Виккерс № 10040, на МП № 455 (ЛОЙКО) – Кольт. Испытан 1.05 1916. так как на последенем фото с Алелюхиным мы видим МП с виккерсом то можно предположить что МП с номером 351 принадлежал Алелюхину (поскольку МП 512 - Виноградова), ну а пятый МП (№ пока неивестен) я думаю что Шадского (потому что на фото с Шадским МП без виккерса). Ну как то так.

vesik:

vesik: Все таки предчувствие по поводу этого фото меня не обмануло. В центре Петров и Шестаков. Летчики 30 КАО. Два других пока мне не известны. - Петров Николай. Военный летчик. Прапорщик 1 запасного телеграфного батальона. Служил в 30 Корпусном авиационном отряде с 03.07.1916 по 04.12.1917 года. (РГВИА Фонд 2008, Опись 1, Дело 1815;) - Шестаков Иван. Летчик-наблюдатель. Подпоручик 42 пехотного запасного батальона. Служил в 30 Корпусном авиационном отряде с 27.03.1915 по 10.04.1917 года. В апреле 1916 года проходил обучение в Киевской школе летчиков-наблюдателей. (РГВИА Фонд 2008, Опись 1, Дело 2246;)

vesik: Продолжу монолог На этом фото, возможно как раз происходит установка на самолета Виноградова пулемета ружья -пулемета Мадсен Все не мог понять, ну что интересного в фото возле механика который возиться с самолетом. Но после этого фото и фото Алелюхина с Виккерсом и вот этого фото вдруг понял что механик закрепляет центральную стойку для пулемета. Красным я обвел кронштейны для турели. Факт того что на самолете Виноградова стоял мадсен подтверждаеться фото и описанием полета Лойко "Полёт № 95. 13 октября 1915 года. Поручик Лойко, унтер-офицер Бородинов, «Моран-Парасоль» № 453. Задание: преследование австрийского «Альбатроса», ст.Липканы, 12.45-14.20, 1700 м. Выполнение задания: при появлении германского аэроплана над м.Липканы и нашим аэродро-мом вылетел в 12.45 дня для преследования. Следую в развёрнутом строю с двумя другими на-шими аэропланами (прапорщик Виноградов и ст.унтер-офицер Алелюхин) я, оставив противника несколько позади себя, набирал высоту, пока не оказался на одинаковом уровне, после чего повернул навстречу противнику, который в это время был атакован и обстрелян из ружья-пулемёта военным лётчиком прапорщиком Виноградовым.... РГВИА 6098-1-18, л.330 с об., 331. " Насколько мне известно за Виноградовым было закреплено два самолета "М-П" 389 и 512. Так как на на фото с 512 ни пулемета ни крепления турели не видно, то скорее всего это самолет №389

nikolai: nikolai пишет: На мой взгляд здесь У СПАДа А4 "с люлькой" S.79(№482)слева к-р 9АД Мацевич, а справа Виноградов. Боб пишет: Мацевич тогда уже дивизионом командовал, что ему в отряде делать? 30КАО тогда входил в 9АД, с июня 1916 го, которым командовал Мацевич. На фото он ??? с Виноградовым У недавно полученного Спада. Спады А.2 и А.4 вызывали много нареканий. При установке в кабине стрелка пулемёта резко менялась аэродинамика и центровка. Далее из доклада штабс-ротмистра (погон на фото соответствует)Мацевича: "полёт с пулемётом Кольта и Виккерса невозможен, при поворотах пулемёт служит рулем направления". И ещё:"Если наблюдатель делает больший поворот, то пулемёт разворачивает в бок напором воздуха до отказа и самолёт произвольно поворачивает". (В.Куликов, Начало пути, авиАМастер 4 - 2002, стр 8.) Хотя, вероятно, Вы правы, и Мацевичу, командовавшему дивизионом, нечего было делать в одном из подчинённых ему отряду. С уважением, Nikolai

vesik: Может быть крайний слева - Трингам. Фото пока нет, но по крайней мере это единственный гусар из наблюдателей (пока мне известных). У него характерные украшения на сапогах, которые были только у гусар. Как думаете?

Боб: vesik пишет: Может быть крайний слева - Трингам. Фото пока нет, но по крайней мере это единственный гусар из наблюдателей (пока мне известных). У него характерные украшения на сапогах, которые были только у гусар. Как думаете? Как рабочая гипотеза подойдет, он уже окончил Киевскую школу, или еще только стажировался в отряде.

vesik: Пока не знаю/ Но судя по форме одежды проходил стажировку. После школы он был бы в форме авиаторов, как авиаторы с права от него.

Боб: vesik Нет, по мундиру тут вряд ли что либо можно определить, все носили полевую форму, а пилотки и кожаное обмундирование выдавалась вне зависимости от того дипломированный ты авиатор или нет. Единственное реальное отличие это нагрудный знак и орлы на погонах.

cumulus: А что вообще есть по Трингаму? Какого он полка? Какое училище заканчивал?

vesik: Пока то что мне известно это: "Наблюдатель. Корнет 10 драгунского Новгородского полка. Служил в 30 корпусном авиационном отряде с 24.08.1915 по 31.10.1915 года. 6 июня 1916 года при освоении боевого аппарата разведчика и легкого бомбардировщика «Фарман-XXII», на аэродроме Симферопольского отделения Севастопольской ВАШ потерпел тяжелую аварию поручик 10-го драгунского Новгородского полка Трингам. 23 июня он скончался от полученных ран. (РГВИА Фонд 2008, Опись 1, Дело 2112;)" Спрашивал на сайте Охтырских гусар, где был командиром Трингам (думаю его отец) ответили такое: "Здравствуйте, Евгений! Кавалерист однозначно. Несомненно это родственник, вполне возможно, что и сын. Корнет ли Трингам это, мы не можем сказать, фото его нам не попадалось. В "Списке офицеров полка по старшинству в чинах на 1 июля 1913 года" указано, что "Николай Васильевич Трингам - 21.10.1860 г.р. - православный... полковник с 22.04.1908, в кампаниях не участвовал, жена православная из Варшавской губернии, сын - 22 года". 18.10.14 20:32 admin " Вот пока и все, жду материалы из архива.

cumulus: Если предположить,что на групповом фото крайний слева Трингам, то он должен был быть гусаром а не драгуном. Драгунам такие сапоги не полагались... Так что скорее всего это не он.

Боб: cumulus Скорее всего так и есть, драгунские офицеры в русской армии традиционно именовались пехотными званиями. Будь он драгуном его бы переименовали в подпоручики.

vesik: Да наверно по поводу Трингама это я погорячился. Поищем. Узнаем. 1 февраля 1916 года Трингам остался без деньщика. А 13 февраля 1916 года прибыл новый деньщик.

vesik: не подскажите что за отверстия на капоте морана (фото только такие)

Сергей Климов: Для лучшего охлаждения двигателя, возможно двигатель стоял бу и быстро перегревался.

vesik: Спасибо за ответ. Где то так и думал. Просто это может помочь при идентификации самолета. К стати вот еще одно фото, думаю что на фото Шадский и Лойко. На снимке скорее всего запечетлена авария Лойко, возможно:20 мая 1916 года. подпоручик Лойко, прапорщик Чикилевский. «Моран-Парасоль» № 455. Задание: не выполненная разведка, аэроплан разбит, 3 минуты.

vesik: А.Лойко подтвердил мое предположение относительно Лойко. Под крылом морана, с забинтованной правой ногой, скорее всего сидит прапорщик Чикилевский.

Сергей Климов: vesik А.Лойко это внук, правнук?

vesik: племянник. "Неоконченная повесть" (повесть о русском летчике И.Лойко)

Сергей Климов: vesik Спасибо, наверное авторы, внучатые племянники, ибо Отчества не вяжутся, а в книге известна судьба Ивана Александровича, 1936г. расстреляли?

Боб: vesik Книга опубликована в интернете можете почитать. http://www.bvvaul.ru/articles/text/rasskazi/loyko_povest/34.php

vesik: Вот еще один наблюдатель 30 КАО - Иван Юржа. "Приказ №50 от 18 февраля 1916 года.... Прибывшего из командировки, в школу наблюдателей, рядового из охотников Ивана Юржу зачислить на провиантское, приварочное и чайное довольствие с 19 сего февраля, на довольствие жалованием с 1 марта и мылом с 1 февраля сего года. Основание:Сношение Начальника военной школы летчиков-наблюдателей от 16 февраля с.г. за №762 и атестаты от 15 февраля с.г. за №765 и №764. Справка: Приказ по отряду №13 параграф 3" Воспоминания в История Авиации 2004 05: "Не менее интересной личностью в школе был инструктор лётного дела Юржа. Несмотря на потерю одного глаза во время Гражданской войны, он не потерял оптимизм и любовь к своей профессии. Юржа очень увлеченно вел занятия и часто иллюстрировал своими байками-рассказами о приключениях в воздухе излагаемый учебный материал. Его рассказы всегда включали приключенческие эпизоды и неизменно вызывали у слушателей уверенность в безопасности в профессии летчика. И все верили в его отчаянную храбрость. Одновременно Юржа не скрывал от курсантов, что в период Гражданской войны, особенно под конец ее, самолеты были сильно изношены и летали порой на различных смесях-суррогатах. Он откровенно признавался, что были моменты, когда летал на «честном слове и вере» в благополучном возвращении на аэродром." Учебный класс 3/-го отделения у самолёта «Авро-504К». В первом ряду (слева направо): староста Недосекин. четвертый — Турган, инструктор Юржа, курсант Ефим Пылим. Во втором ряду (слева направо): курсанты Н.Озеров, Я.Саленёк, В.Тарасюк, П.Борисов, А.Кувшинников, ВЛошкарёв. "— Ты что, беспокоишься, что после аварии тебе нечего будет делать? А вон Юржа — с одним глазом и работает в самолетном классе. Юржа был в прошлом летчиком. После одной из аварий ему пришлось расстаться с полетами и перейти на наземную службу инструктором в самолетном классе." http://militera.lib.ru/memo/russian/rakov_vi/01.html Как тот так.

vesik: КАк выяснилось "Парасоль" с дырочками на капоте - редкая модификация Дукса - он оснащен 100-сильным мотором "Гном-моносупап"

Геннадий Нечаев: Да не такая уж и редкая в России - попадаются на фото регулярно.

vesik: Не спорю, но мне пока не попадались такие фото.

Боб: vesik Такие моторные установки попадаются в основном на Дкус`овских Ньюпорах.

Боб: vesik Такие моторные установки попадаются в основном на Дкус`овских Ньюпорах.

Боб: Такие мотоустановки чаще попадали в кадр, а аппаратах системы Ньюпора.

Геннадий Нечаев: Скажем так: чаще всего на Nie.10 русской постройки и его стандартизированном на "Дуксе" одноместном варианте "Ньюпор-9 бис". Кстати, настаиваю на том, что последний можно включать в линейку развития этих аппаратов как отдельный самостоятельный тип, созданный в России.

vesik: Как думаете это могут быть Шадский и Шестаков? и известно кто хоронил Шадского свои или противник?

Сергей Климов: Слева Шадский, справа не Шестаков.

vesik: Ну не знаю, как по мне то похож А у летчика-наблюдателя что в центре мне видится шифровка "Свс", как думаете?

zemitan: Здравствуйте ! Ищу все , что знаете о Земитанах. жив сын Ивана земитана. Киев

vesik: Здравствуйте. Очень рад что нашлись родственники Земитана тем более с Украины. Я Вам написал на почту.

vesik: Приказ №47 по ХХХ КАО

vesik: К стати у этого наблюдателя на погоне шифровка "Свс" как и на самолете с Гербичем

vesik: добавлю еще несколько приказов из этого дела

vesik: Освежу тему

Ustas: Не разобрать почти ничего :( Размерчик бы чуть побольше :) Спасибо!

vesik: Возвращаясь к фото. Все таки это Трингам. Приказом от 19.10.1915 года №295, наблюдатель 10 Драгунского Новгородского полка корнет Трингам произведен за выслугу лет в поручики высочайшим приказом. И вот он уже в звании поручика.

nikolai: Спасибо,vesik .Очень интересно. У меня к Вам вопрос, как к специалисту по 30-му отряду. Интересует наблюдатель корнет Черкесского конного полка Константин Фугалевич. Он 10.12.1916 г. распоряжением командира 9-го авиационного дивизиона командирован в 30-й корпусный авиационный отряд. Сколько времени он там пробыл? И учавствовал ли в боевых вылетах? С уважением, Nikolai

vesik: Спасибо за столь лестный для меня отзыв. Посмотрю что есть и напишу. С уважением Евгений.

vesik: Да, поторопился я с Трингамом, нашелся другой кандидат - гусар поручик 10-го гусарского Ингерманландского полка Шереметьевский. Этот кандидат подходит (пока) идеально. Вот рисунок сапог

vesik: Теперь понятно откуда так много фотографий военного летчика прапорщика Виноградова. Наблюдатель прапорщик Карпов часто летал с военным летчиком прапорщиков Виноградовым в качестве наблюдателя. При этом прапорщик Карпов был профессиональным фотографом. Но не все так было просто в 30-м корпусном авиационном отряде. СЕКРЕТНО С уважением Евгений.

Боб: Спасибо, очень интересно.

Сергей Климов: На войне, как на войне...

vesik: Послужной список наблюдателя прапорщика Карпова

vesik: Из воспоминаний командира 4й батареи 32й Артиллерийской Бригады п-пк Кирей Василия Фадеевича. ( Наблюдательный пункт находился в дер.Ракитно.) из личного архива его родственников... « …На наше счастье во временное командование армейским авиационным отрядом вступил фанатик авиации поручик Шацкий (мое - Шадский). Между авиаотрядом и нашим трио ("Тройка" офицеров артиллеристов которых солдаты окрестили "Тремя Волхвами" после осуществления прорыва, это: Гвардии капитан Яковлев Всеволод Григорьевич, бывший преподаватель Михайловской Академии, командир 4й батареи 32й Артиллерийской Бригады п-пк Кирей Василий Фадеевич и командир дивизиона 12й Артиллерийской Бригады п-к Рудольф Андрей Викторович) завязались самые тесные отношения. Началось с того, что он нам привез фотографии неприятельских позиций. Я в первый раз увидел фотографию! (янв. 1916 г.) Я, служивший в 1915 г. ½ года в Генштабе дивизии и корпуса, не имел случая, видеть фотографии, снятые аэропланом. Что же говорить об остальных офицерах! Вот доказательство, как оторвана была наша авиация от армии. Она служила только для штабов армии и выше. Ее фотографии привозились в разведывательное отделение, там ею любовались, брали лишние экземпляры себе на память, а остальные - «приобщали к делу» и сдавали в архив. Мало, кто понимал, что фотографии нужны не Штармам, а командующим батареями, ротами и, вообще, тем, кто входит в детали. Здесь опять подражание французам: там фотографии действительно собирались в разведывательное отделение, но разница в том, что отделение на основе фотографий исправляло карты с нанесенными окопами, размножало эти карты и рассылало их на другой же день всем заинтересованным. Целый месяц ужасных боев я, руководитель армейской артиллерией, ни одной фотографии не видел. С каким восторгом я начал ее изучать. Целыми часами посиживал я над 16-ю снимками, переводя их точно на карту. Сколько у меня возникло новых вопросов и новых идей. Я сам доходил до деталей. Я нашел позиции батарей, места резервов, направление различных окопов и по ним понял план обороны австрийцев. Это побудило меня искать новые наблюдательные пункты, и мы их нашли в 10-12 верстах к северу под лесом, севернее Тороповцы (сх. № 2). В феврале мы уже хорошо знали, как можно было бы обстреливать австрийский тыл… Мы могли стрелять с отклонением не более ½ версты, но для точной пристрелки нужна была помощи летчиков. …После долгих совещаний нашего «трио» с Шацким был составлен кодекс условных ракетных сигналов и не без трепетного волнения мы начали пристрелку. Сперва у нас не шло. Если бы не фанатизм Шацкого, то, вероятно, мы все потеряли бы веру в помощь авиации. Они неутомимо летали, вызывая страшный артиллерийский и пулеметный огонь противника. После 2-3-х недель все недоразумения были окончены, препятствия устранены, и мы начали систематически учиться стрелять по неприятельским батареям. Я пишу «стрелять по батареям, а не бороться с неприятельской артиллерией», потому что в январе-феврале эта мысль сидела еще неразрешенной в моей голове, и только эта стрельба с летчиками и широкое использование наблюдательных пунктов на широком фронте дало мне исходное положение для дальнейшей мозговой работы. Пока же я составил «Записку о стрельбе тяжелой артиллерии при помощи авиации», которую потом Штарм IX издал в виде Инструкции. Мне приятно теперь вспоминать – мы самостоятельно придумали и написали то, что и до сих пор остается в силе. Радио не было, а потому пользовались цветными ракетами. Авиация австрийцев была усилена. Наши отряды не имели истребителей, и бедные летчики несколько раз спасались только чудом. Мы считали их «своими» и всегда с тревогой наблюдали, когда на них нападали в превосходящих силах австрийцы. Особенно мы боялись за отважного Шацкого. Это было не напрасно. В один ясный день он доблестно пал в неравном бою. Хотя он и не дожил до 22 мая, но многие сотни пехотных бойцов сохранили 22 мая свою жизнь, благодаря тому, что артиллерия австрийцев была сильно придавлена нами. Жизнь, отданная Шацким, спасла их жизни. …Отношения с летчиками были средние. Они, конечно, были недовольны, что задания получали не от Генкварма, а от каких-то полковников и подполковников, которые требуют не свободных широких полетов, а скучных, нудных, связанных с недоразумениями пристрелок неприятельских батарей. Занятие, конечно, не из веселых, но что делать! Видя, что это им не очень нравится, я предупредил их, чтобы, во всяком случае, два аппарата каждый день были в воздухе. Однажды полковник Болховитинов передал мне, что летчики не вылетели. Погода была чудная. Я соединился с аэродромом, телефонист докладывает, что начальник отряда спит, и все офицеры тоже, потому что только час назад вернулись с полета на ст.Юрковцы: - Разбудить! И к телефону! Кто Вам позволил послать на ст.Юрковцы те два аппарата, которые я приказал Вам высылать ежедневно для артиллерии? - Я получил приказ из Штарма. - Сообщите мне копию этого приказа и №. - Это было словесно. - Кто, когда и в каких выражениях Вам приказал? Начавиаотряда знал, что я в Штарме со всеми хорошо знаком, а потому счел для себя невыгодным пугать меня Штармом и откровенно сознался, что ему вообще сказали о необходимости обстреливать Юрковцы. Не будь я сам из Генштабистов и не будь у меня таких отличных отношений с Штакором и Штармом, «скучные, нудные пристрелки», если не прекратились бы совсем, то стали бы редкостью, зависящего не от артиллерии, а от прихоти авиации. Но, в общем, отряды работали добросовестно. …Все же раза два в неделю один аппарат посылался на 20 верст к югу, где еще стояли тяжелые батареи, и там пристреливался из самых крепких наших калибров (6”). Что, как потом мы выяснили, имело значение, и внимание австрийского командования по-прежнему сосредотачивалось на участках Раранге. На основании этих сводок наблюдений, стоящих на позиции войсках, сведений летчиков, фотографий, показаний пленных и логических выводов - из этого материала наносились на карту места неприятельских батарей, резервов, важных путей сообщения, наблюдательных пунктов, штабов, складов и, вообще, всей тыловой жизни неприятеля. После поверки летчиками все эти пункты особым образом занумеровывались и сообщались во все полки и батареи, таким образом получалось единство наблюдения. Здесь в первый раз пришлось артиллеристам работать не в узких рамках своей дивизии, полка или еще уже, а на всем фронте шириной в 14 верст. С задачей офицеры справились очень хорошо. Большую роль сыграла личность начальника группы полковника Болховитинова, а также общий подъем во время всей операции.

vesik: Состав 30 КАО на 1 января 1916 года Приложение к приказу по отряду №369 Именной список чинов ХХХ корпусного авиационного отряда по состоянию на 1 января 1916 года № п/п Чин, звание, имя и фамилия Примечание начальник отряда: военный летчик капитан Земитан младшие офицеры: военный летчик поручик Шадский военный летчик подпоручик Лойко военный летчик прапорщик Виноградов летчик прапорщик Алелюхин наблюдатели: Поручик Трингам Подпоручик Давыдов В командировке Подпоручик Шестаков В командировке Прапорщик Карпов Прапорщик Нагорнов Прапорщик Казанский Еще не прибыл делопроизводитель по хозяйственной части: зауряд-военный чиновник Парахин старшие унтер-офицеры мотористы: Никольский Николай Гербич Евгений Могилевич Леонид Ткаченко Максим Бабайлов Михаил младшие унтер-офицеры мотористы: Пунев Яков Бородинов Давид Ковешников Роман Штопаков Иван Кугатов Степан Старшие унтер-офицеры: Загрудный Поликарп Малаков Александр Младшие унтер-офицеры: Родин Олимпий Жихарев Михаил Ефрейтора: Кравцов Андрей Беденко Даниил Скрипниченко Михаил Тимофеев Григорий Шишкин Семен Варвонин Федор в госпитале Миронченко Алексей Антипенко Савва Чумаченко Никон Михайленко Михаил Нудненко Илья Тодыка Андрей Сырбул Никифор Добижа Фома Кожухарь Иван Мартыненко Николай Рядовые: Ватыгин Терентий Букатин Григорий Белый Кузьма Бирь Яков Беленко Василий Вальков Иван Гавриленко Федор Горбачев Василий Гаркуша Иван Давыдов Федор Затейкин Авраам Карташев Яков КоршенкоМакарий Кравченко Андрей Кондрашев Трофим Костюков Дмитрий Ковалев Андрей Калужских Иван Коверников Михаил В командировке Кородавко Иосиф Козловский Анатолий Каменецкий Викентий Корсуновский Борис Куликов Иван Манин Николай Мацулевич Петр Минченко Павел Нартов Никита НарыжныйНикандр Николаенко Андрей Печкуров Порфирий В командировке Присада Иван В госпитале Рязанцев Николай Семенов Сергей Под судом Савченко Дмитрий Сериков Василий Под судом Степанов Василий Савин Никита Стрехов Корнилий Ситников Василий Степурченко Иван Сурай Кирилл Соловьёв Николай Твердохлебов Спиридон УсеинЭмин Шкуров Василий Шведавченко Семён Литвинов Николай Кузнецов Александр Пухов Федор Суржиков Филипп Карпов Савва Баранов Иван Уланов Семён Агабабов Никита Голубков Сергей Юржа Иван Ольшевский Антон Бараников Владимир В командировке Хазай Степан Розенталь Альфред В командировке Сильяндер Алексей В командировке Старшие медицинские фельдшера: Калуги Тихон Кордюков Константин Ветеринарные фельдшера: Касаткин Никита Козлов Кирилл Нестроевые старшего разряда: Силаев Владимир СмаилМусломоглу Голяев Алексей Обозные рядовые: Нода Андрей Черчень Иван Макаров Викул Глущенко Логвин Качкалов Иван Захаревич Демьян Вортовой Терентий ??? АсанЯгьяоглу Бойко Иосиф Бурховецкий Григорий Васалаки Сидор Гросс Федор Дмитриев Николай Дмитриев Тимофей Данилов Кирилл Муля Кирилл Мелязков Иван Ильченко Куприян Елиян Степан Ивахненко Евмин Кюркчу Иван Кетрян Филипп Крылов Михаил Кутузов Евсей Матей Прокофий Мишкутенко Никифор Поплавко Федор Сынкетру Елисей Стовбург Кирилл УрсуЗахарий Чеботарь Харлампий Шоронга Аким Арнаутов Василий Поляков Сергей

Сергей Климов: Спасибо!

vesik: Благодаря помощи ребят с Аукционного дома "Монеты и Медали", за что им огромное спасибо, делюсь с форумчанами данным фото. 30 као, Моран Парасоль Дукс, двигатель моносупап 100, пулемет Виккерс, приспособления для сбрасывания бомб. Виноградов, Аллеюхин, Крайний справа мне похож на прапорщика Петрова.

Сергей Климов: vesik Спасибо за качество!

vesik: Просматривая фотографии обратил внимание что на погоне военного летчика Виноградова, явно спец знак - утка а не знак военного летчика. Интересно почему?

Сергей Климов: Так было у многих, почему не знаю, наверное придумали более простой значок, который потом перекочевал в Красную армию и дожил до наших дней.

vesik: Разобрался почему на погонах прапорщиков, военных-лётчиков стояла "утка". Оказывается что прапорщики-лётчики, произведённые из нижних чинов не имели права на ношение чёрных орлов "военного лётчика", поэтому у Виноградова на погонах нет орлов.

Сергей Климов: vesik Это был такой приказ?

Боб: Многие авиаторы - прапорщики военного времени, выучившиеся из нижних чинов, заканчивали свое школьное обучение со званием "летчик". А "военлета" получали за боевые отличия на фронте, тогда они и имели право поменять на своих погонах "уток" на "орлов". А вот пилоты не имевшие офицерского чина, но окончившие авиационные школы с присвоением звания "военный лётчик" сразу же имели право на "орлов", но они у последних должны были быть трафаретными, как положено для нижних чинов. Правда на практике почти никто это не соблюдал и пилоты из солдат носили накладные знаки как и офицеры. Формальным объяснением этого казуса служило мнение, что трафаретные знаки практически были не заметны, из за лычек и галунов которыми были обшиты погоны пилотов, так как последние с присвоением им пилотского "бреве" должны были иметь чин не ниже старшего унтер-офицера.

vesik: Давно не писал. За это время собралось немного информации. На просторах интернета нашёл еще одно фото Алелюхина (да простит меня хозяин фотографии). Уже с Георгиевским крестом и в звании ефрейтора. Слева наблюдатель. У мотора с маслёнкой механик, скорее всего ефрейтор Антипенко. Судя по присутствующим гражданским, сфотографировано не на аэродроме возле ст.Мамагыла а где-то в другом месте.

vesik:

vesik: Ну что же, осмелюсь предположить что учитывая большое количество гражданских, фото сделано не на военном аэродроме. Из подходящих по времени, месту и званию Алелюхина подходит полёт 16 августа 1915 года. По моим подсчётам полёт №63. Лётчик Алелюхин с наблюдателем поручиком Георгиц на аппарате: «Моран-Парасоль» №330 выполняли боевую разведку по маршруту Черновицы – Лужаны – Жепоколоуц – Заставна – Окна - Чернавка – Топоровец – Мамалыга. Полёт продолжался 2 часа 40 минут. Выполняя задание в Окне было сброшено две зажигательные бомбы, но из-за тумана результатов сбрасывания бомб видно не было. Над Окна – Юркоуц и Топоровиц аппарат был обстрелян артиллерией противника. В батарею у Доброновце была брошена тротиловая бомба. В аппарате выявлено 2 пулевые пробоины. На обратном пути из-за поломки мотора пришлось сесть у Долуска. Вызванный автомобиль доставил механиков починивших мотор и 17 августа, с утра лётчик вернулся на нём в Мамалыгу. Таким образом фото скорее всего сделана на хуторе Долуска утром 17 августа 1915 года.

Сергей Климов: Долуск это что?

vesik: Здравствуйте. Давно не писал. Мало фото материала. Просматривая в который раз фотографию с Мораном с двигателем моносупап, все пытался понять что за прапорщик стоит справа от Алелюхина. Не Петров и не Залозный, других неизвестных прапорщиков среди лётчиков не было. Стал искать среди наблюдателей, и тут все как говорится сошлось. Рассматривая этого прапорщика я обратил внимание на его куртку и характерный воротник на ней, на фуражку, которая немного отличается от фуражек Алелюхина и Виноградова на этом же фото, и тут вспомнил что уже видел такую, так сказать нестандартную фуражку на фото с Гербичем. И точно слева стоит тот же персонаж. Характерное оттопыренное правое ухо, нос вообщем по моему похож. А из прапорщиков в 16 году в 30 КАО был прапорщик Эмерик. Летали еще с Лойко прапорщики Чикилевский и Булат в маю 16 года но разово, а тут на двух разных фото один и тот же персонаж. Если я прав, то на фото и. д. штатного наблюдателя 30 корпусного авиаотряда, прапорщик 1012 вольнонаемного пароконного транспорта Эмерик Густав Адольфович. Как думаете, похож?

Геннадий Нечаев: Весьма похож.

vesik: Ну что же, вернем из небытия еще одного наблюдателя 30 КАО прапорщика Эмерик. На подходе думаю еще один летчик 30 КАО.

vesik: Интересно а крайний справа похож на Ємерика?

Сергей Климов: Нет.

vesik: Здравствуйте. Спасибо за ответ. Я уже понял что это не Эмерик. Кто пока не знаю кто но разберусь. Просматривая один форум увидел такое фото что-то показалось мне знакомо в этом авиаторе... По моему это Федор Алелюхин, уж больно характерны у него уши. Если это так, то фото сделано после 27 сентября 1915 года, потому что 15 сентября Алелюхин получил Георгиеский крест 2-й степени а 27 сентября убыл в отпуск, на фото стоит адрес Невский (я полагаю проспект), поэтому оно сделано наверно в Петербурге.

vesik: Еще одно фото удалось идентифицировать: штабс-капитан Земитан (?), подпоручик Шадский, сотник Попов 1915 год

vesik: Вырезка из газеты Русский Инвалид о повышении подпоручика Шадского

vesik: Поторопился. Алелюхин убыл в отпуск 25 ноября 1915 года



полная версия страницы