Форум » Авиационные воинские части » 30 Корпусной авиационный отряд » Ответить

30 Корпусной авиационный отряд

vesik: Здравствуйте. Я писал уже на этом форуме про своего прадеда Гербича, который служил авиа механиком в 30 КАО. С того времени мной было собрано немного материала о летчиках 30 КАО, но как всегда мало фотоматериала. На следующей неделе, если все сложиться хорошо, я еду в РГВИА для изучения фондов 30 КАО, все что успею найти выложу на форуме, думаю это будет многим интересно. Так что прошу всех у кого есть информация о 30 КАО присоединяться к этой теме.

Ответов - 135, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

Боб: Вы альбом генерала Ф.А.Келлера видели?

vesik: Да он у меня есть. Я даже ездил в архив и заказал копии с фоторафий. Пытаюсь списаться с родственниками Виноградова, у них вроде бы есть еще какие то его фотографии. Также нашел несколько фотографий Шадского и воспосинания о нем. Также читал воспоминания о Лойко и переписывался с его родственниками. Просто я думаю что у учасников форума есть фото летчиков 30 КАО вот и прошу их выложить. После посещения архива, думаю все это изложить в более мене хронологическом порядке, но не только про летчиков но и про тех персонал, я понимаю что это тема необятная, но я всеже попробую, тем более что время от времени фото летчиков 30 КАо проскакивають на разных аукционах. Вот недавно продавали фото Алелюхина вместе с фото Фотооткрытка. Ф.В.Алелюхин на фоне моноплана «Моран-Парасоль». Российская Империя, осень 1915 г. Неизвестное фотоателье. Размеры 137×86 мм. которая продается на ебее.

Боб: Думаю вам вот эта подборка фотографий тоже будет интересна. http://dlyakota.ru/35679-rossiyskaya-aviaciya-i-aviatory-vremen-pervoy-mirovoy-voyny.html


vesik: Начало положено. Наконец то я попал РГВИА . Получил опись и даже заказал дела для работы, но в связи с тем что дела должны были выдать в понедельник, а я не мог две недели находиться в Москве дальнейшую работу пока пришлось перенести на сентябрь месяц (архив до сентября закрыт). Изучив опись 30 КАО стало понятно примерный объем первичной информации. Благодаря М.С.Нешкину, я ознакомился с дополнительной описью на летчиков и механиков, Нашел фонд "О службе военного летчика 30 КАО прапорщика 1 запасного телеграфного батальона Виноградова Ивана с 26.июля 1915 года по 19.12.1917 года." Так что в следующий заезд думаю робота продвиниться в перед.

Сергей Климов: vesik поздравляю! Надеюсь поделитесь информацией, ну или хотя-бы частью.

vesik: Продолжим. Предварительно собранные мной данные на личный состав 30 КАО. Заранее благодарю всех кто поделился со мной информацией, а также извиняюсь если скопировал информацию из сети без Вашего разрешения. 30-й Корпусной авиационный отряд базировался: - с 01.07.1915 г. по 06.09.1915 г. на ст. Мамалыга; - с 07.09.1915 г. по март 1916 г. на ст. Липканы; - с июля 1916 г. базировался в г. Радауц; Летчики: - Земитан Иван Яковлевич (ZEMITĀNS Jānis Jēkaba dēls) [1887-1937]. Военный летчик. Капитана 52 пехотного Виленского полка. Служил в 30 Корпусном авиационном отряде с 11.02.1915 по 20.12.1917 года. Во время первой мировой войны с весны 1915г. до марта 1916г. командовал 30-м корпусным авиаотрядом 9-й армии Юго-Западного фронта. Один из источников сообщает, что в марте 1916г. он был повышен в должности, но в 1917г. он опять (?) возглавлял 11 авиаотряд. В апреле 1917г. - назначен командиром боевой авиагруппы, действовавшей под Молодечно. В сентябре того же года вступил в должность командира авиадива. По общему списку офицерским чинам русской императорской армии 1909 года И.Я. Земитан - поручик 32-го Восточно-сибирского полка в Красноярске. К 1911 году - штабс-капитан 52-го пехотного Виленского ЕИВ великого князя Кирилла Владимировича полка. Окончил Севастопольскую школу авиации в 1911г. (диплом вручён 26.07.1911г.) Оставлен в школе инструктором. Закончил службу в чине полковника. (РГВИА Фонд 2008, Опись 1, Дело 1336;). - Шадский Михаил И. Военный летчик. Поручик 1Туркестанского саперного батальна. Служил в 30 Корпусном авиационном отряде с 30.11.1914 по 26.05.1916 года. Погиб в мае 1916 года. Первый применил способ бомбардировки с пикирования около Черновиц. "В Сентябре 1915 года воздушная разведка, проведённая лётчиками Лойко и Виноградовым, обнаружила сосредоточение войск противника на станции Черновцы. Отправив 3 самолёта ( Лойко, Шадского и Алелюхина ), станцию разбомбили, сбросив на неё более 22 пудов бомб. По ходатайству командира отряда за эти полёты Шадский был представлен к присвоению звания штабс - капитана, Лойко - поручика, а Алелюхин - к награждению "Георгием" 1-й степени. (РГВИА Фонд 2008, Опись 1, Дело 2224; http://1914.borda.ru/?1-16-0-00000008-000-0-0-1387204649 - Виноградов Иван Николаевич. Военный летчик. Прапорщик 1 запасного телеграфного батальона. Служил в 30 Корпусном авиационном отряде с 26.07.1915 по 19.12.1917 года. Участник Первой Мировой войны: с 1915 года - фронтовой лётчик, позднее начальник 11-го истребительного авиационного отряда. лётчиком - инструктором в Московскую школу авиации. 1 Мая 1918 года в Москве состоялся праздничный парад. В разгар шествования по Красной площади колонн рабочих и недавно созданных красноармейских частей, в небе появился одиночный истребитель "Ньюпор - XXI" и стал разбрасывать поздравительные листовки. Пилотом этого самолёта был он - Иван Виноградов. Окончил МВТУ. Инженер, доцент. Сконструировал два самолёта, написал несколько учебников по самолётостроению. Окончил сначала теоретические авиационные курсы профессора Жуковского, потом Московскую школу авиации. (РГВИА Фонд 2008, Опись 1, Дело 1089). - Алелюхин Федор Васильевич. Военный летчик. Прапорщик. Служил в 30 Корпусном авиационном отряде с 16.03.1915 по 21.11.1917 года. Родился 27 января 1896 года в Вологодской губернии (Россия) в крестьянской семье. Получил начальное домашнее образование. Окончил Офицерскую школу авиации Отдела воздушного флота. 19 августа 1914 года вступил в службу охотником на основании Высочайше утверждённых 23.07.1914 г. правил о приёме в военное время охотников на службу в сухопутные войска". Воевал на Юго-Западном фронте, в районе Буковины. 16 марта 1915 года выполнил условия на получение звания "военный лётчик". 20.03.1915 г назначен для службы в 30-й КАО. 13.10.1916 приказом по 9-й армии (№495) переведён в 14-й корпусной авиационный отряд, а 09.09.1917г. - в 9-й авиационный отряд истребителей. 12 ноября 1915 года произведён в прапорщики (приказ №1497 по армиям Юго-Западного фронта). За боевые отличия награждён четырьмя Георгиевскими крестами: - Георгиевский крест 4-й степени №194207 Приказом по 32-му армейскому корпусу №8 от 1915 г. - Георгиевский крест 3-й степени №81905 Приказом по 32-му армейскому корпусу №68 от 1915 г.; - Георгиевский крест 2-й степени №16254 Приказом по 32-му армейскому корпусу №80 от 1915 г.; - Георгиевский крест 1-й степени №3473 Приказом по 3-му Кавказскому армейскому корпусу №170 от 1915 г. (РГВИА Фонд 2008, Опись 1, Дело 893; Фонд 493, Опись 3, Дело 129. Лист 104). - Лойко Иван Александрович. Военный летчик. Подпоручик 59 пехотного запасного батальона. Служил в 30 Корпусном авиационном отряде с 27.04.1915 по 04.11.1917 года. (РГВИА Фонд 2008, Опись 1, Дело 1603;) - Залозный Никандра Семёнович. Военный летчик. Прапорщик. Служил в 30 Корпусном авиационном отряде с 02.08.1916 по 04.12.1917 года. Народился 03 ноября 1890 года в городе Харцизк, теперь Донецкая область. В 1916 году закончил Севастопольскую военную авиационную школу в Каче. С 2 августа 1916 года служил военным летчиком в 14 корпусном авиационном отряде, потом в 30 корпусном авиационном отряде. В 1917 году получил звание штабс-капитана. Проходил военную службу во 2-м Подольском авиационном дивизионе. В декабре 1918 года со своим дивизионом прибыл до состава Летунского отдела Украинской Галицкой армии. Сначала служил военным летчиком, а с марта 1919 года – командиром 2 летунской сотни Летунского отдела Украинской Галицкой армии. В ноябре 1919 года вместе с Летунский отделом УГА перешел в состав авиации Вооруженных сил Юга России. 19 ноября 1919 года назначен в 6-й авиационный дивизион Вооруженных Сил Юга России. В последствии эвакуировался в Грузию. Дальнейшая доля неизвестна. (РГВИА Фонд 2008, Опись 1, Дело 1319;) - Петров Николай. Военный летчик. Прапорщик 1 запасного телеграфного батальона. Служил в 30 Корпусном авиационном отряде с 03.07.1916 по 04.12.1917 года. (РГВИА Фонд 2008, Опись 1, Дело 1815;) - Шестаков Иван. Летчик-наблюдатель. Подпоручик 42 пехотного запасного батальона. Служил в 30 Корпусном авиационном отряде с 27.03.1915 по 10.04.1917 года. (РГВИА Фонд 2008, Опись 1, Дело 1815;) - Джамбулат Батгириевич Кануков, с 24 марта 1917 года. Наблюдатели: - Карпов Александр. Наблюдатель. Прапорщик 6 авиароты. Служил в 30 корпусном авиационном отряде с 31.10.1915 по 16.07.1916 года. (РГВИА Фонд 2008, Опись 1, Дело 1413;) - Лобко-Лобановский Виктор. Штатный наблюдатель артиллерийского отделения 30 корпусного авиационного отряда. Поручик. Служил в 30 корпусном авиационном отряде с 15.07.1917 по 25.07.1917 года. (РГВИА Фонд 2008, Опись 1, Дело 1599;) - Рощаковский Владимир. Наблюдатель. Штабс-капитана 19 артиллерийской бригады. Служил в 30 корпусном авиационном отряде с 19.01.1916 по 02.01.1918 года. (РГВИА Фонд 2008, Опись 1, Дело 1912;) - Скуднов Михаил. Наблюдатель. Подпоручик 1 Кавказского стрелкового артиллерийского дивизиона. Служил в 30 корпусном авиационном отряде с 04.03.1916 по 15.10.1917 года. (РГВИА Фонд 2008, Опись 1, Дело 1994;) - Трингам. Наблюдатель. Корнет 10 драгунского Новгородского полка. Служил в 30 корпусном авиационном отряде с 24.08.1915 по 31.10.1915 года. (РГВИА Фонд 2008, Опись 1, Дело 2112;) - Эмерик Густав Адольфович. И. д. штатного наблюдателя. Прапорщик 1012 вольнонаемного пароконного транспорта. Служил в 30 корпусного авиационного отряда с 19.12.1915 по 03.11.1917 года. (РГВИА Фонд 2008, Опись 1, Дело 2284;) Механики: - старший унтер – офицер Гербич Е.Г.; - старший унтер – офицер Бабайлов; - старший унтер-офицер Могилевич; - младший унтер-офицер Бородинов (неоднократно летал с Лойко); - ефрейтор Миронченко; - ефрейтор Голубков. - рядовой Давыдов; - рядовой Суржиков; - рядовой Кондрашов. - рядовой Стрехов; Заведующий хозяйством: - Карпов Валериан. Поручик армейской кавалерии. Заведующий хозяйством. Служил в 30 корпусного авиационного отряда с 27.12.1916(?) по 27.12.1916(?). (РГВИА Фонд 2008, Опись 1, Дело 1412;) Командиры: Земитан И.Я. – до марта 1916 года; Студзинский Зигмунт. щтабс-капитан (Шадский исполнял обязанности адъютанта отряда); Лойко И.А. с марта 1916 года по 7.07.1916 г. подпоручик Лойко был назначен командиром 9-го авиационного отряда истребителей. Джамбулат Батгириевич Кануков, с 24 марта 1917 года.

Боб: О Земитане Офицеры, расположившиеся под крылом «Блерио»; Слева направо: И.Я. Земитан – третий

vesik: Алелюхин во время службы в УНР "Приезд в Быдгощ 20 июля 1921 г., в день Ильи Пророка (праздник украинской и русской авиации), военного священника о. Петра Билона — бывшего главного казначея военно-воздушных сил УНР. (Частная коллекция). Об этом Л.А. Скурский вспоминал: «После молебствия Билон произнес проповедь, где указывал, что мы находимся временно в Польше и что при помощи божьей мы разобьем большевиков и возвратимся к себе на родину, призывал к терпению». (ЦГАООУ. ф. 263. Оп. 1. Д. 60238, архивно-следственное дело Л.А. Скурского. С. 13). В центре стоит о. Петр Билон. Внизу сидят летчики Федор Алелюхин, Лев Скурский и Павел Золотов.

vesik: Участие Шадского в Туркестанском восстании саперов 1912 года Описание событий приводится согласно их изложению, данному в газете «Новое время» в 1912 году. Ход восстания 1 июля около девяти часов вечера толпа нижних чинов 1–го Туркестанского сапёрного батальона с диким криком «ура», с боевыми выстрелами и с оркестром музыки из музыкантских учеников, под звуки марша «Привет родине», бросилась на рядом расположенный 2–й Туркестанский саперный батальон. По–видимому, первой целью толпы было овладеть знаменами и денежными ящиками у переднего караула, но не растерявшийся караул от 3–й роты 2–го Туркестанского сапёрного батальона отбил бунтовщиков огнём, причём часовой успел произвести 6 выстрелов. Караул был усилен, и войсковые святыни не были отданы бунтовщикам. Толпа отхлынула. В это время из собрания 1–го Туркестанского сапёрного батальона выскочили штабс–капитан Похвиснев и подпоручик Шадский и бросились к своим ротам (2–й и 3–й 1–го Туркестанского сапёрного батальона) с криками: «Что вы делаете, подлецы?» Подпоручик Шадский, с шашкой в руках защищая ружейную пирамиду, был изрешечён штыками (около 10 ран), но пока ещё жив. Штабс–капитан Похвиснев, останавливая толпу от безумства, был заколот, прострелен, обезображен и ограблен! Толпа бунтовщиков–сапёр 1–го батальона, разделавшись с двумя офицерами и потерпев неудачу у переднего караула, бросилась разом по нескольким направлениям на 2–й Туркестанский сапёрный батальон, причем были слышны крики: «Товарищи, присоединяйтесь к нам»! Заслышав это, офицеры 2–го Туркестанского сапёрного батальона кинулись к своим ротам и командам, причем командир 2–й сапёрной роты капитан Жильцов с младшими офицерами, сгруппировав в темноте вокруг себя 25–30 человек своей роты и части остальных рот, открыл пальбу по наступавшей толпе бунтовщиков. Почти одновременно со 2–й ротой выбежали все остальные ротные командиры и младшие офицеры с нижними чинами и присоединились ко 2–й роте. Присутствовавший здесь 2–го батальона полковник Табарэ собрал резерв и раздал патроны. Был открыть огонь по бунтовщикам. В первый момент замешательства был смертельно ранен на линейке своей роты младший офицер 1–й сапёрной роты 2–го Туркестанского саперного батальона подпоручик Красовский, выбежавший со своим братом кадетом и сыном подполковника Табарэ, тоже кадетом (оба Ташкентского корпуса). В третью роту 2–го батальона первым вбежал подпоручик Кощенец Пётр Петрович и, видя людей, хватающих оружие из пирамид и разбивающих ящики с тревожными боевыми патронами, выхватил револьвер и закричал: «Что вы делаете, братцы, не сметь трогать винтовки и патроны!» В эту же минуту вбежал в роту и фельдфебель Филоненко и, став рядом со своим юным начальником, скомандовал: «В ружьё! стройся на линейке для защиты от бунтующих!» В ответ грянул оглушительный залп, Филоненко пал мёртвым. Кощенец был тяжело ранен в живот навылет, пуля вошла в правую полость живота, пробила печень, почку и вышла в левой стороне поясницы. Позднее, 2–го июля подпоручик Кощенец П.П. умер[5]. И фото офицеров Туркестанского саперного батальона. Персонаж слева мне напоминает Шадского

Боб: Хм, тогда уж скорей правый, если судить по бровям и положению глаз.

Боб: Сидят предположительно Земитан и Лойко, стоят Шадский, неизвестный, Виноградов и Алелюхин. Земитан под большим вопросом, главное объяснить "зачем Сенька сбрил усы". С Лойко всё в порядке, смутивший меня "полковик", это знак Алексеевского пехотного училища, которое он как раз и окончил. С Шадским всё ясно он подписан, дату его смерти можно считать крайней временной датой для этого фото. Неизвестный - ?..., надо искать. Виноградов всё в порядке. Алелюхин уже прапорщик, а солдатский "георгий" только один, правда в свое время мне объясняли что офицерам произведенным из солдат разрешалось носить только одну их полученных степеней креста.

Ustas: у Земитана, как мне кажется, характерные одинаковые "новообразования" на этих фото - выпуклость на щеке, в районе скулы (по кр мере, левой). PS Судя по послереволюционным фото, Лойко тоже впоследствии сбрил усы :)

vesik: Марат Хайрулин относит это фото к апрелю 1916 года, Неизвестный - наблюдатель штабс-капитан Рощаковский. Ну и благодаря Бобу можно теперь выставить еще несколько фото Виноградова. Правда я думаю, что эти фото не относятся к его периоду службы в 30 КАО. Я думаю что это он уже на должности командира 11 ИАО, потому что на всех фото он с кортиком, этаким статусным символом начальника, летать с ним я думаю было бы неудобно. И насколько я помню кортики в авиации ввели в 1916 году.

Боб: Кортики военным авиаторам полагались еще с 1913 года, что касается отряда думаю это всё-таки ХХХ, в XI при Виноградове парасолей уже не было.

vesik: С первым фото я согласен (по крайней мере мне так хочется). Механик вроде похож (на фото №1) на фото с Гербичем ну и еще одно фото По второму фото. Вроде бы таких самолетов у них не было. Ну а третье фото, по ландшафту вроде бы западная Украина, но что где и как пока не ясно.

Боб: На втором фото "Моран-Солье Ж", в 1916 году их начали придавать по паре аппаратов каждому из корпусных отрядов, для использования в качестве суррогатных истребителей, и постепенно заменяли "Ньюпорами", по мере насыщения истребительных отрядов новейшей техникой. Для 1917 года он, как боевой тип, окончательно устаревает и переходит в разряд тренировочных машин. В ХХХ КАО на таком типе летал Шадский.

vesik: Моран Дукс №327 который был в 30 КАО

nikolai: Виноградов???

nikolai: ?????

Сергей Климов: Да, на фото один и тот же человек.



полная версия страницы