Форум » Авиационные воинские части » Эскадра Воздушных Кораблей » Ответить
Эскадра Воздушных Кораблей
NightFlightAs: Коллеги! Прошу помощи в поиске информации по всем (летчикам, механикам и мотористам и др.) служившим в ЭВК. Особенно интересуют биографии, фото и дальнейшие судьбы тех, кто пережил Гражданскую войну. Буду рад любой информации, дополняющей приведенный здесь список... Публикую то, что мне уже известно, а именно: список офицеров ЭВК из книги Сергея и Михаила Никольских "Бомбардировщики "Илья Муромец" в бою": 1. Горшков Георгий Георгиевич (1881—1919), полковник,выдающийся летчик русской военной авиации. Из семьи офицера Уральского казачьчего войска, окончил Неплюевский кадетский корпус и Николаевское инженерное училище, участвовал в Русско-японской войне. В 1908 г. закончил курс Офицерской Воздухоплавательной Школы, затем обучился полетам на аэропланах во Франции. Вернулся в авиационный отдел Офицерской Воздухоплавательной школы и был ост лен при нем инструктором. Горшков был одним из лучших российских летчиков, хорошим командиром. В 1914 г принят активное участие в формировании будущей Эскадры Воздушных Кораблей и подготовке ее личного состава. В феврале 1915 г. во главе экипажа Воздушного Корабля 7-го «Киевского» начал боевые действия Эскадры, восстановил репутацию аппаратов «Илья Муромец». В 1916 г. командовал 10-м авиадивизионом, затем Гатчинской военно-авиационной школой. С мая 1917 г. возглавил Эскадру Воздушных Кораблей (вместо генерала Шидловского). Был награжден Георгиевским оружием. В 1918 г. возглавлял авиацию Украины. В 1919 г. был арестован и расстрелян одесской ВЧК. 2. Панкратьев Алексей Васильевич (1888—1923), подполковник. Потомственный дворянин, выпускник Николаевского инженерного училища. В 1910 г. окончил Офицерскую Воздухоплавательную школу ив 1911 г. ее авиационное отделение (Гатчинскую авиашколу). Был одним из лучших инструкторов школы и командиров «муромцев». Непосредственный начальник автора мемуаров. Был командиром Воздушного Корабля 2-го и 1-го боевого отрядов, затем помощником начальника Эскадры. Кавалер ордена Св. Георгия 4-й степени. Добровольно вступил в Красную армию, воссоздал «красную» Авиагруппу Воздушных Кораблей (впоследствии Дивизион Воздушных Кораблей). В 1919 г. занимал должность начальника оперативного отдела Управления Военно-Воздушного Флота. В 1923 г. погиб при аварии пассажирского «Юнкерса». 3. Руднев Евгений Владимирович (1886—1945), капитан. Один из первых русских военных летчиков, фаворит Великого Князя Александра Михайловича, в августе 1914 г. возглавил экипаж 1-го корабля. По прибытии на фронт из-за постигших его неудач отказался воевать на «Илье Муромце». Нелестный отзыв Руднева о корабле отрицательно сказался на заказах русской армии на «муромцы». В 1915 г. служил в легкой авиации, командиром 31-го корпусного авиаотряда. В 19 1917 гг. — начальник Московской авиашколы. В Добровольческой армии служил в Управлении Начальника авиации. После Гражданской войны эмигрировал в Париж, работал таксистом. В 1945 г. умер в Париже и похоронен на кладбище Сен-Женевьев де Буа. 4. Бродович Сергей Михайлович (1885—1920), штабс-капитан. Потомственный дворянин, один из лучших инструкторов Гатчинской авиашколы. Командир 3-го корабля. В мае 1915 г. был отрешен от командования кораблем. В 1915—1917 гг. находился в командировке во Франции. С августа 1917 г. был командиром 19-го корпусного авиаотряда 1-й боевой авиагруппы. В Гражданскую войну служил в авиации Добровольческой армии. В мае 1920 г. умер от крупозного воспаления легких в Крыму. 5. Звонников Николай Алексеевич (1889—?), поручик. Из потомственных дворян Ярославской губернии, однокашник автора мемуаров по Павловскому военному училищу и сослуживец по 3-му Гвардейскому Стрелковому полку. В августе 1914 г. по приглашению Никольского занял должность артиллерийского офицера на 2-м корабле, но в начале 1915 г. из-за временного простоя вернулся из авиации назад в полк, где в одном из первых же боев заслужил орден Св. Георгия 4-й степени, а затем Георгиевское оружие в 1917 г. Всю войну доблестно воевал в пехоте. 6. Колянковский Арсений Михайлович (1887—?), подполковник, потомственный дворянин, окончил Николаевское инженерное училище. С 1908 г. служил в воздухоплавательных частях. Заведующий хозяйством отряда 2-го корабля, а затем 1-го боевого отряда Эскадры. Участвовал в боевых действиях на борту бомбардировщиков в качестве аэрофотографа и артиллерийского офицера. В 1917 г. занимал должность заведующего технической частью штаба Эскадры. Воевал в Белой армии, эмигрировал во Францию. В начале 30-х годов с большой группой русских офицеров-эмигрантов поступил на службу в армию Парагвая. Отличился в парагвайско-боливийской войне, стал генералом и национальным героем Парагвая. Первым составил летопись Эскадры Воздушных Кораблей. 7. Шидловский Михаил Владимирович (1856—1918), генерал-майор и действительный статский советник, член Совета Министерства финансов. Один из основателей русского ма-шиностроения, председатель правления АО «Русско-Балтийский вагонный завод», организатор производства отечественных вагонов, автомобилей и самолетов, в том числе аппаратов конструкции И.И. Сикорского. После первого неудачного опыта разрозненного применения бомбардировщиков «Илья Муромец» 10 декабря 1914 г. добился у военного министра В.А. Сухомлинова решения о сведении всех самолетов подоб¬ного типа в единую Эскадру Воздушных Кораблей — первое в мире соединение стратегической авиации. Возглавлял Эскадру с декабря 1914 г. по апрель 1917 г. Снят с должности как монархист и в 1918 г. убит во время Красного террора. В 1999 г. установлен памятник М.В. Шидловскому — основателю российской дальней авиации. 8. Башко Иосиф Станиславович (1889-1946), полковник. Происходил из латгальских крестьян. Католик. Закончил Николаевское инженерное училище и Офицерскую воздухоплавательную школу. Командир одного из лучших бомбардировщиков Эскадры «Ильи Муромца Киевского» и начальник 3-го отряда Воздушных Кораблей. Кавалер ордена Св. Георгия 4-и степени и Георгиевского оружия. В 1918 г. после знаменитого бегства на «муромце» из польского плена добровольно всту¬пил в Красную армию и был назначен командующим «красной» Северной группой воздушных кораблей вместо Панкратьева. Однако быстро разочаровался в Советской власти и отказался от командования под предлогом тяжелой болезни. После Гражданской войны эмигрировал в Латвию, где служил в авиации, а с 1938 г. был ее командиром. Произведен в генералы Латвийской армии. Скончался в 1946 г. Мемуары Башко не изданы до сих пор. 9. Алехнович Глеб Васильевич (1886—1918), поручик, потом подполковник. Из дворян Смоленской губернии, один из первых русских летчиков, летчик-испытатель РБВЗ. В годы Первой мировой войны командовал 5-м кораблем и школой Эскадры. Добровольно вступил в Красную армию, участвовал в создании «красной» Эскадры. В 1918 г. при неясных обстоятельствах разбился на «муромце». 10. Лавров Георгий Иванович (1889—1917), лейтенант, потом старший лейтенант. Сын адмирала. Однокашник по ка¬детскому корпусу и лучший друг И.И. Сикорского, один из первых русских морских летчиков. Ближайший соратник Сикорского в создании морских самолетов. В 1915 г. перешел из морской авиации в Эскадру Воздушных Кораблей и возглавил экипаж 1-го корабля, а затем и 2-й боевой отряд. Один из лучших летчиков и командиров Эскадры. Разбился на «муромце» в апреле 1917 г. в результате солдатского саботажа. 11. Озерский Дмитрий Алексеевич (1888—1915), поручик. Происходил из московских дворян, окончил 1-й Московский кадетский корпус и Александровское военное училище. В 1912 г. во время службы в Екатеринославском гренадерском полку окончил авиашколу Московского общества воздухоплавания, а затем авиационное отделение Офицерской Воздухоплавательной школы. Служил в 5-м Корпусном авиаотряде и как выдающийся летчик переведен накануне Первой мировой войны инструктором в Гатчинскую авиашколу. В мае 1915 г. заменил Бродовича на посту командира 3-го корабля. За недолгое время его командования бомбардировщик стал самым результативным в Эскадре. Озерский удостоился всех офицерских наград, включая орден Св. Георгия IV степени и Георгиевское оружие. Трагически погиб 2 ноября 1915 г. при катастрофе 3-го корабля. 12. Павлов Александр Степанович, поручик. В 1915—1916 гг артиллерийский офицер 2-го корабля. Скончался в марте 1916 г. от ранений, полученных в результате попадания в винт самолета.
алимханов: Воспоминания ЗНОЕВА Федора Ивановича Я, ЗНОЕВ Федор Иванович, член партии с марта месяца 1917 года. Вступил в партию в г. Виннице. Служил в армии в эскадре воздушных кораблей, находящейся на территории семенного завода. 5 марта 1917 года я организовал первое выступление солдат с призывом к революции. И получилось так: более недели не доставлялись в город никакие газеты, никакие сведения. Но 4- марта была получена телеграмма, что Николай отрекся от престола, передал брату Михаилу. Начальник эскадры генерал Шидловский отдал приказ, чтобы командиры вывели солдат на заводскую площадь. Когда построились, он пришел и объявил телеграмму и призывал солдат служить новому царю верой и правдой и победа будет обеспечена. Солдаты тихо стоя¬ли и никаких разговоров больше не было. Ночью получили телеграмму, что и Михаил отрекся. Я понял, что в центре России идет революция, но Шидловский отдал приказ, чтобы солдат опять построили на том месте, где стояли они вчера в 4- часа дня. Мне ночью не спалось и я решил выступить с призывом к солдатам к революции, выступить на площади в 12 часов, за час раньше генерала. Утром я встал на кровати среди роты и начал солдатам пояснять что Николай от престола не отрекся, а его свергли рабочие и солдаты, а также и Михаила. Мы с вами должны поддерживать революцию и добиться прекращения войны. Солдаты стояли как тени, не шевелясь. После моей речи один молодой солдат украинец Григоренко подошел ко мне и сказал: "Я иду с тобой, хотя бы и на смерть". Меня это подбодрило. Таким порядком я успел провести в 4~х отрядах и в 5-м отряде фотографов и топографов, начал с кровати говорить, вошел офицер, командир отряда прапорщик Андреев, я продолжал и он понял, что я призываю к революции, убежал к себе на квартиру и оттуда послал за мной денщика, чтобы я пришел к нему, но я не пошел. Увидел, что на улице бегают солдаты с бачками на обед ранее обычного, я не успел пообедать, как солдаты бежали на площадь и стали на свои места, где стояли вчера. Когда собрались, то из офицеров никого не было, все что-то ждали, а генеральское место было пусто. Если собрал, то надо начинать... И я спокойно вышел на то место, откуда говорил Шидловский, и начал: "Товарищи-солдаты, Шидловский вам врал, Николай не отрекся и Михаил не отрекся, а их свергли рабочие и солдаты, в Петрограде и Москве идет революция, которая свергла буржуазную царскую власть, мы должны поддержать ее и выбрать свое революционное правительство, которое смогло бы прекратить войну без аннексий и контрибуций!"... Ко мне подошли еще 3 человека, в это время подходит дежурный офицер и отдает приказание генерала Шидловского, чтобы начальники отрядов привели свои отряды к зданию штаба, там будет говорить начальник эскадры Шидловский. В этот момент перед офицером стал молодой солдат и так вызывающе руки за спину заложил, ногу выставил вперед и резко ответил; "Мы не пойдем!" Когда офицер увидел солдата в таком виде, его взорвало, рукой берется за рукоятку шашки и хватается рукою за наган и кричит па солдата "Встань, мерзавец, как следует стоять!". Солдат ему дерзко отвечает: "Вашей власти нет!" Офицер еще больше скорчился, я вижу, что дело идет к конфликту и взял солдата за руку, поставил сзади себя и спокойно говорю офицеру: скажите генералу, что мы не пойдем, сегодня день революции, если он хочет с нами говорить, то пусть придет, рукою показываю на солдат - посмотрите нас как много, а генерал один. Офицер успокоился, повернулся и быстро вышел. Мы продолжали митинг. Когда мы увидели, что Шидловский идет к нам, то солдаты задали мне вопрос: здороваться с генералом или нет, я посоветовал поздороваться. Генерал подошел к нам, солдаты стояли спокойно, но никто его не встречал, стал рядом с нами и тихо начал говорить: "Михаил отрекся, власть передал Родзянке, который молодой, способный, мы его должны уважать и выполнять все его указания, войну доведем до победы. Да здравствует Родзянка! Ура!. Но из солдат немногие поддержали, некоторые засвистали. Так и ушел от нас, ничего больше не говорил. Но в это время были разговоры среди солдат о помощнике Шидловского так называемом Черном генерале, который скверно обращался с солдатами, было негодование среди солдат, тут же был его племянник, который ему передал и Черный , через час (видели его с чемоданами), выехал на станцию и тут же уехал…. …Но хочу еще написать один контрреволюционный поступок вместе с тем и жульнический начальника эскадры воздушных кораблей генерала Шидловского, который был компаньоном русско-балтийского завода, главный воротила, кум генералу Алексееву, который был близок к Николаю 2-му - царю. Аэроплан "Муромец" был сделан Сикорским, но его не приняли для армии ввиду его тяжести, Сикорский облегчил его вес, но его не приняли, тогда он вынужден был передать его изобретение компании завода Шидловскому. Когда компания приобрела его изобретение, предложили военному ведомству и его приняли для военных действий. Шидловский был произведен в генералы и назначен начальником /так назвали/ эскадры воздушных кораблей. Компания начала в спешном порядке выпускать аэропланы и на счету их считали 20, но в поле¬те их было 6-7, остальные присылали только одни скелеты фюзеля и полную сборку проводили силами солдат, имели великолепные мастерские, инструмент. Летчики были только из офицеров, зарплату получали за полетные часы в воздухе, но на фронт летали очень мало, выделялись только 2 летчика, один был подполковник, другой - капитан, первый погиб в бою, упал за линией фронта, а капитан был ранен, но все же удалось на уцелевшем моплане приземлиться на свой аэродром. Остальные кружились в воздухе в тылу, лишь бы налетать больше часов. Но когда совершилась революция, Шидловский, как видно, почувствовал, что его проделки могут быть обнаружены и придется отвечать, то, чтобы скрыть следы, сожгли склад с имуществом эскадры, в котором находилось на 2 миллиона ценностей. Склад был в расположении завода, где стояла эскадра. Я лично видел, как на пожаре рабочие, солдаты бросались в склад, чтобы спасти дорогостоящие вещи и инструмент. Шидловский со своим, адъютантом стояли и "смеялись над солдатами, что старались тушить и спасти добро, ни слова не сказали о принятии мер, о тушении пожара мне, мне хотелось крикнуть: "Шидловского в огонь", но боялся, что можно вызвать большой" конфликт, сдержался. Но мне пришлось часть выяснить о причинах пожара. Я спрашивал солдат, которые работали в складе, рассказали так: "Когда закончили работу, то последним вышел из склада офицер, который заведовал складом и он долго что-то там делал, в одном месте заметно было пролитый бензин или же керосин и стоял горшок кверху дном и они вынесли такое мнение, что под горшком была поставлена свечка, рассчитано, во сколько времени он может догореть до пола, где было облито горючим". Так и вышло, что часов в 10 вечера склад быстро охватило огнем, так, что весь склад быстро воспламенился и к тому же не было принято решительных мер для тушения огня и сам Шидловский лукаво смеялся, ко мне не пришлось вести следствие, я попал в госпиталь и меня уволили из армии по чистой и после моего отъезда не знаю, что было сделано по этому вопросу, но я убежден, что это сделано по заданию Шидловского и вместе с ним были часть офицеров - монархистов, чтобы показать солдатам, что это сожгли революционные бунтовщики и у них отняли власть тушить. Это дело не их, но второе наверняка, что компания Шидловского получила за сгоревшие ценности вдвое больше страховки и они на этом пожаре нажились не плохо, это махинация придворных жуликов. Вот у меня и все. Прошу Вас извинить, что я вам написал то, что может быть вам и не нужно, но по моему, как память о контрреволюции, будущему поколению будет интересно знать как мошенничали правящие круги, обирали казну для своей наживы и творили подлости и над народным героем лукаво смеялись.
NightFlightAs: алимханов пишет: Летчики были только из офицеров, зарплату получали за полетные часы в воздухе, но на фронт летали очень мало, выделялись только 2 летчика, один был подполковник, другой - капитан, первый погиб в бою, упал за линией фронта, а капитан был ранен, но все же удалось на уцелевшем моплане (?) приземлиться на свой аэродром. Остальные кружились в воздухе в тылу, лишь бы налетать больше часов... Похоже на откровенную клевету «обиженного пролетария»... Из книги Сергея и Михаила Никольских "Бомбардировщики "Илья Муромец" в бою", да из других источников тоже, следует, что как минимум 5-6 летчиков вместе со своими экипажами летали на боевые задания.
Сергей Климов: NightFlightAs пишет: Похоже на откровенную клевету «обиженного пролетария»... Абсолютно согласен, наиболее боеспособными и не разложившимися в результате действий "советов" были именно летные части, летчики вылетали на задания даже после свершившегося переворота, буквально рискуя своими жизнями в прямом смысле от своих же "товарищей" искренне верящих в германский "пролетарьят".
Геннадий Нечаев: Господа-товарищи, давайте воздержимся от "обиженых пролетариев" и "советов" в кавычках. Напоминаю, что кавычки в русском языке существуют в том числе и для того, чтобы придать заковыченному содержимому презрительное либо уничижительное значение. Напоминаю, здесь присутствуют люди, придерживающиеся различных взглядов на собития Гражданской войны, роли и места в истории учавствовавших в ней сторон. Исходя из этого, брать в кавычки слово Советы - реально существовавшие в то время образования различного рода, так же глупо, как кавычить слова Государь Император или Добровольческая армия. Впредь, любое упоминание вне исторического контекста в уничижительном смысле классовой ("офицерье", "обиженный пролетарий") либо национальной принадлежности ("москаль", "хохол"), ровно как и принадлежности к сторонам конфликта ("беляк", "краснопузый") - вызовет немедленные санкции с моей стороны. Политкорректность, как ее теперь понимают на Западе и, увы! пытаются привить в наших краях - гадость и дурь несусветная. Но в разумных пределах промеж культурных людей, политкорректность есть благо. Особенно в публичных дискуссиях, дабы градус не накалять. Спасибо за понимание.
NightFlightAs: Геннадий Нечаев пишет: Господа-товарищи, давайте воздержимся от "обиженых пролетариев" и "советов" в кавычках. Напоминаю, что кавычки в русском языке существуют в том числе и для того, чтобы придать заковыченному содержимому презрительное либо уничижительное значение. Никакого уничижительного значения. Имелось в виду обычная зависть, которая свойственна не только пролетариям, как в этом случае, но и отдельным офицерам, горе-авиаторам, храбрых только перед дамами, но очень переживающих за свою жизнь...
алимханов: Вопрос не в уничижительных характеристиках. Вопрос в различной, - обусловленной различным социальным статусом, политической позицией, да и мироощущением вообще, - трактовке событий. Сравните описание пожара на складе у Финне и Зноева. Финне похвалил нижних чинов за самоотверженность. Зноев зло высказался о поведении офицеров. Нам ли их судить? Фото Зноева.
Novichok: NightFlightAs Случайно попал в руки интересный альбом с фотографиями лётчика-1я мировая, западный фронт около100 фотографий, летал на Илье муромце. Фамилия известна, фото есть, есть так же и часть наград, в том числе георгиевское оружие.(Не продаётся) Готов поделиться информацией, буду благодарен за комментарии по персоналиям на фото. Пишите на gelleralex@mac.com
Novichok: Вот пример фото http://radikal.ru/F/s005.radikal.ru/i210/1004/ab/239c6e1da2f5.jpg.html
Боб: Novichok пишет: Случайно попал в руки интересный альбом с фотографиями лётчика-1я мировая, западный фронт около100 фотографий, летал на Илье муромце. Фамилия известна, фото есть, есть так же и часть наград, в том числе георгиевское оружие.(Не продаётся) Готов поделиться информацией, буду благодарен за комментарии по персоналиям на фото. Пишите на gelleralex@mac.com Я Вам уже написал. Вот пример фото http://radikal.ru/F/s005.radikal.ru/i210/1004/ab/239c6e1da2f5.jpg.html Да, машинка интересная тип Е на такой Робочка Нижевский летал.
Koloman: Боб A jest na etom foto Nishewski?
Боб: Koloman пишет: A jest na etom foto Nishewski? Хороший вопрос, мне и саму интересно было бы его там найти.
Koloman: A sushtsestwujut foto Nishewskowo iz wriemieni jego slushby w Esk.Wozd.Korabljej?
алимханов: http://jpe.ru/1/max/230410/064l4k021i.jpg http://jpe.ru/1/max/230410/0b6x9u9izb.jpg http://jpe.ru/1/max/230410/0omhw1dnsn.jpg Фото "Муромцев" из частной коллекции семьи Шереметьевых. Фотоальбом издан в Киеве в 2008 году под названием "Познавшие чудо полёта" (история авиации до октября 1917 года). Фото авиации и лётчиков времён мировой войны очень много, но легче и удобнее эту книгу заказать, чем сканировать.
Боб: Koloman пишет: A sushtsestwujut foto Nishewskowo iz wriemieni jego slushby w Esk.Wozd.Korabljej? Скорее всего он присутсвует на этом фото. http://radikal.ru/F/s005.radikal.ru/i210/1004/ab/239c6e1da2f5.jpg.html
Koloman: Боб Tolko kotoryj iz nih Nishewskij? Eto zagadka.
Андрона: Возможно этот факт из жизни Алехновича будет не слишком интересен, но в воспоминаниях Соколова-Микитова есть упоминание: “В Смоленске завелась кем-то привитая новая забава – лыжеходство. Собрались в общество, печать заказали и по воскресеньям уходили по здоровому хрустящему снегу в лыжное катанье. А голова всему – Глебушка. Под Смоленском горы – голову свернешь! Испугаешься, бывало, а Глебушка подоспевает: – Э-эх, вы! – Взмахнет палками и уже внизу между кустами в снежной пыли мчится, подлетая на ухабах, крепкий, упругий, как лесной орех. А за Глебушкой и остальные”. Кстати, этот “Глебушка” впоследствии прославился как Глеб Алехнович, один из первых русских авиаторов. click here
Ruschinski: http://aviaww1.forum24.ru/?1-1-0-00000002-000-120-0#078
Ruschinski: Один из офицеров эскадрыт Г.Бойе
zmey: NightFlightAs пишет: Есть ли сведения о пребывании механика Панасюка в составе ЭВК? Может это поможет Большой аэроплан И.И.Сикорского "Илья Муромец". Справа налево: штабс-капитан Чайковский, великий князь Александр Михайлович, штабс-капитан Ильинский, великий князь Михаил Александрович, штабс-капитан Е.В. Руднев, прапорщик Былинкин, механик В. Панасюк. Это из анотации кино фото архива. Не совсем согласен но. А вот ещё фото
nikolai: Павлов Георгий Васильевич. Он же "Пупс" http://aviaww1.forum24.ru/?1-1-0-00000092-000-140-0-1302361731 и штабс- капитан А.Капутовский. см. 3. Павлов Георгий Васильевич (1894—1944), поручик. Из донских казаков. Закончил Новочеркасский кадетский корпус. В связи с началом Первой мировой войны досрочно вы¬пущен из Николаевского инженерного училища. Был одним из первых юнкеров, допущенных к занятиям в Гатчинской авиашколе до производства в офицеры. После окончания авиашколы направлен в Эскадру Воздушных Кораблей. Г.В. Павлов («Пупс», «Павлик») — этакий «анфан террибль» Эскадры. Смелый и перспективный летчик, он тем не менее был редкостным разгильдяем, и его многочисленные выходки на земле и в воздухе стали притчей во языцах всего личного состава и источником постоянной головной боли командования. Согласно штатному расписанию, подпоручик Павлов числился в экипаже 1-го корабля, но был выгнан Лавровым за разгильдяйство после того, как опоздал на аэродром и корабль улетел из Пскова в Зегевольд без него. Павлик добрался до Пскова на поезде вместе с наземной командой и тыловыми службами, после чего и «пристроился», по выражению автора, в экипаж Панкратьева, а потом был переведен помощником командира 11-го корабля. Перед самой Октябрьской революцией был направлен инструктором в московскую авиашколу. Во время Гражданской войны служил в авиации Донской, затем в Добровольческой армиях.
полная версия страницы