Форум » Авиационные воинские части » Эскадра Воздушных Кораблей » Ответить

Эскадра Воздушных Кораблей

NightFlightAs: Коллеги! Прошу помощи в поиске информации по всем (летчикам, механикам и мотористам и др.) служившим в ЭВК. Особенно интересуют биографии, фото и дальнейшие судьбы тех, кто пережил Гражданскую войну. Буду рад любой информации, дополняющей приведенный здесь список... Публикую то, что мне уже известно, а именно: список офицеров ЭВК из книги Сергея и Михаила Никольских "Бомбардировщики "Илья Муромец" в бою": 1. Горшков Георгий Георгиевич (1881—1919), полковник,выдающийся летчик русской военной авиации. Из семьи офицера Уральского казачьчего войска, окончил Неплюевский кадетский корпус и Николаевское инженерное училище, участвовал в Русско-японской войне. В 1908 г. закончил курс Офицерской Воздухоплавательной Школы, затем обучился полетам на аэропланах во Франции. Вернулся в авиационный отдел Офицерской Воздухоплавательной школы и был ост лен при нем инструктором. Горшков был одним из лучших российских летчиков, хорошим командиром. В 1914 г принят активное участие в формировании будущей Эскадры Воздушных Кораблей и подготовке ее личного состава. В феврале 1915 г. во главе экипажа Воздушного Корабля 7-го «Киевского» начал боевые действия Эскадры, восстановил репутацию аппаратов «Илья Муромец». В 1916 г. командовал 10-м авиадивизионом, затем Гатчинской военно-авиационной школой. С мая 1917 г. возглавил Эскадру Воздушных Кораблей (вместо генерала Шидловского). Был награжден Георгиевским оружием. В 1918 г. возглавлял авиацию Украины. В 1919 г. был арестован и расстрелян одесской ВЧК. 2. Панкратьев Алексей Васильевич (1888—1923), подполковник. Потомственный дворянин, выпускник Николаевского инженерного училища. В 1910 г. окончил Офицерскую Воздухоплавательную школу ив 1911 г. ее авиационное отделение (Гатчинскую авиашколу). Был одним из лучших инструкторов школы и командиров «муромцев». Непосредственный начальник автора мемуаров. Был командиром Воздушного Корабля 2-го и 1-го боевого отрядов, затем помощником начальника Эскадры. Кавалер ордена Св. Георгия 4-й степени. Добровольно вступил в Красную армию, воссоздал «красную» Авиагруппу Воздушных Кораблей (впоследствии Дивизион Воздушных Кораблей). В 1919 г. занимал должность начальника оперативного отдела Управления Военно-Воздушного Флота. В 1923 г. погиб при аварии пассажирского «Юнкерса». 3. Руднев Евгений Владимирович (1886—1945), капитан. Один из первых русских военных летчиков, фаворит Великого Князя Александра Михайловича, в августе 1914 г. возглавил экипаж 1-го корабля. По прибытии на фронт из-за постигших его неудач отказался воевать на «Илье Муромце». Нелестный отзыв Руднева о корабле отрицательно сказался на заказах русской армии на «муромцы». В 1915 г. служил в легкой авиации, командиром 31-го корпусного авиаотряда. В 19 1917 гг. — начальник Московской авиашколы. В Добровольческой армии служил в Управлении Начальника авиации. После Гражданской войны эмигрировал в Париж, работал таксистом. В 1945 г. умер в Париже и похоронен на кладбище Сен-Женевьев де Буа. 4. Бродович Сергей Михайлович (1885—1920), штабс-капитан. Потомственный дворянин, один из лучших инструкторов Гатчинской авиашколы. Командир 3-го корабля. В мае 1915 г. был отрешен от командования кораблем. В 1915—1917 гг. находился в командировке во Франции. С августа 1917 г. был командиром 19-го корпусного авиаотряда 1-й боевой авиагруппы. В Гражданскую войну служил в авиации Добровольческой армии. В мае 1920 г. умер от крупозного воспаления легких в Крыму. 5. Звонников Николай Алексеевич (1889—?), поручик. Из потомственных дворян Ярославской губернии, однокашник автора мемуаров по Павловскому военному училищу и сослуживец по 3-му Гвардейскому Стрелковому полку. В августе 1914 г. по приглашению Никольского занял должность артиллерийского офицера на 2-м корабле, но в начале 1915 г. из-за временного простоя вернулся из авиации назад в полк, где в одном из первых же боев заслужил орден Св. Георгия 4-й степени, а затем Георгиевское оружие в 1917 г. Всю войну доблестно воевал в пехоте. 6. Колянковский Арсений Михайлович (1887—?), подполковник, потомственный дворянин, окончил Николаевское инженерное училище. С 1908 г. служил в воздухоплавательных частях. Заведующий хозяйством отряда 2-го корабля, а затем 1-го боевого отряда Эскадры. Участвовал в боевых действиях на борту бомбардировщиков в качестве аэрофотографа и артиллерийского офицера. В 1917 г. занимал должность заведующего технической частью штаба Эскадры. Воевал в Белой армии, эмигрировал во Францию. В начале 30-х годов с большой группой русских офицеров-эмигрантов поступил на службу в армию Парагвая. Отличился в парагвайско-боливийской войне, стал генералом и национальным героем Парагвая. Первым составил летопись Эскадры Воздушных Кораблей. 7. Шидловский Михаил Владимирович (1856—1918), генерал-майор и действительный статский советник, член Совета Министерства финансов. Один из основателей русского ма-шиностроения, председатель правления АО «Русско-Балтийский вагонный завод», организатор производства отечественных вагонов, автомобилей и самолетов, в том числе аппаратов конструкции И.И. Сикорского. После первого неудачного опыта разрозненного применения бомбардировщиков «Илья Муромец» 10 декабря 1914 г. добился у военного министра В.А. Сухомлинова решения о сведении всех самолетов подоб¬ного типа в единую Эскадру Воздушных Кораблей — первое в мире соединение стратегической авиации. Возглавлял Эскадру с декабря 1914 г. по апрель 1917 г. Снят с должности как монархист и в 1918 г. убит во время Красного террора. В 1999 г. установлен памятник М.В. Шидловскому — основателю российской дальней авиации. 8. Башко Иосиф Станиславович (1889-1946), полковник. Происходил из латгальских крестьян. Католик. Закончил Николаевское инженерное училище и Офицерскую воздухоплавательную школу. Командир одного из лучших бомбардировщиков Эскадры «Ильи Муромца Киевского» и начальник 3-го отряда Воздушных Кораблей. Кавалер ордена Св. Георгия 4-и степени и Георгиевского оружия. В 1918 г. после знаменитого бегства на «муромце» из польского плена добровольно всту¬пил в Красную армию и был назначен командующим «красной» Северной группой воздушных кораблей вместо Панкратьева. Однако быстро разочаровался в Советской власти и отказался от командования под предлогом тяжелой болезни. После Гражданской войны эмигрировал в Латвию, где служил в авиации, а с 1938 г. был ее командиром. Произведен в генералы Латвийской армии. Скончался в 1946 г. Мемуары Башко не изданы до сих пор. 9. Алехнович Глеб Васильевич (1886—1918), поручик, потом подполковник. Из дворян Смоленской губернии, один из первых русских летчиков, летчик-испытатель РБВЗ. В годы Первой мировой войны командовал 5-м кораблем и школой Эскадры. Добровольно вступил в Красную армию, участвовал в создании «красной» Эскадры. В 1918 г. при неясных обстоятельствах разбился на «муромце». 10. Лавров Георгий Иванович (1889—1917), лейтенант, потом старший лейтенант. Сын адмирала. Однокашник по ка¬детскому корпусу и лучший друг И.И. Сикорского, один из первых русских морских летчиков. Ближайший соратник Сикорского в создании морских самолетов. В 1915 г. перешел из морской авиации в Эскадру Воздушных Кораблей и возглавил экипаж 1-го корабля, а затем и 2-й боевой отряд. Один из лучших летчиков и командиров Эскадры. Разбился на «муромце» в апреле 1917 г. в результате солдатского саботажа. 11. Озерский Дмитрий Алексеевич (1888—1915), поручик. Происходил из московских дворян, окончил 1-й Московский кадетский корпус и Александровское военное училище. В 1912 г. во время службы в Екатеринославском гренадерском полку окончил авиашколу Московского общества воздухоплавания, а затем авиационное отделение Офицерской Воздухоплавательной школы. Служил в 5-м Корпусном авиаотряде и как выдающийся летчик переведен накануне Первой мировой войны инструктором в Гатчинскую авиашколу. В мае 1915 г. заменил Бродовича на посту командира 3-го корабля. За недолгое время его командования бомбардировщик стал самым результативным в Эскадре. Озерский удостоился всех офицерских наград, включая орден Св. Георгия IV степени и Георгиевское оружие. Трагически погиб 2 ноября 1915 г. при катастрофе 3-го корабля. 12. Павлов Александр Степанович, поручик. В 1915—1916 гг артиллерийский офицер 2-го корабля. Скончался в марте 1916 г. от ранений, полученных в результате попадания в винт самолета.

Ответов - 91, стр: 1 2 3 4 5 All

Smith: Господа, по прочтении книги "Бомбардировщики "Илья Муромец" в бою" (М., 2008), возникло несколько вопросов по персоналиям. Был бы признателен за разъяснения. Итак: 1) На стр. 225 указано: "...нижние чины экипажей "муромцев" Лавров и Фогт были награждены Георгиевскими крестами 4-й степени и чином прапорщика..." Собственно вопрос в том было ли действительно утверждено данное представление? И был ли Фогт на момент гибели офицером и/или получил офицерский чин посмертно? 2) Погиб ли в результате катастрофы ИМ-14 19 июня 1917 г. прапорщик А.А. Гаврилов (в биографической справке в примечаниях это не указано)? 3) Как все таки правильно произносится фамилия Д.Д. Макшеева (Мокшеева)? Практически везде указывается Макшеев (книги Никольских, Финне, материалы дознания из РГВА), однако в справочнике Нешкина и Шабанова его фамилия приведена как Мокшеев. Как же верно? Заранее благодарю С уважением, Константин

алимханов: Можно ли выложить главы из книги Никольских "Бомбардировщики "Илья Муромец" в бою", посвящённые жизни эскадры в Виннице в 1917 г.?

Боб: Можно, а зачем?

алимханов: Нужны последние штрихи к работе о революционных событиях в Виннице. С. Никольский не только служил в ЭВК, но и был членом Совета рабочих и солдатских депутатов, т. е. в "гуще событий". Любая информация о Виннице будет ценной. Со своей стороны могу выложить (если надо) воспоминания солдат, также служивших на базе - Зноева, Цветикова, Силина.

Андрона: NightFlightAs пишет: 9. Алехнович Глеб Васильевич (1886—1918), поручик, потом подполковник. Из дворян Смоленской губернии, один из первых русских летчиков, летчик-испытатель РБВЗ. В годы Первой мировой войны командовал 5-м кораблем и школой Эскадры. Добровольно вступил в Красную армию, участвовал в создании «красной» Эскадры. В 1918 г. при неясных обстоятельствах разбился на «муромце». Ниже есть более полная информация о биографии Г.В. Алехновича. Он интересен уже тем, что на модели Гаккеля «Гаккель-VIII» установил русский рекорд высоты 1350 м. Алехнович

алимханов: Мотористы ЭВК в Виннице. В центре - Иван Ахримович.

NightFlightAs: алимханов пишет: Мотористы ЭВК в Виннице. В центре - Иван Ахримович. Спасибо за фото! Остальные персонажи известны? Дата съемки неизвестна?

алимханов: Фото передал в 90-х годах сын Ахримовича - уже очень немолодой человек. Поэтому сейчас вряд ли можно выяснить происхождение фото. Скорее всего - середина или конец 1916 года в Виннице. Вот ещё фото: шофёр эскадры Цветиков и принятие солдатами эскадры присяги Временному правительству 8 марта 1917 года.

Боб: алимханов Вы Л.С. читаете?

NightFlightAs: алимханов пишет: Мотористы ЭВК в Виннице. В центре - Иван Ахримович. Еще раз спасибо! А нельзя сделать скан покрупнее погона крайнего правого на первом снимке? Видна ли шифровка на погоне? И еще...У левого унтера - георгиевский крест, можно попробовать определить его по спискам награжденных...

Андрона: NightFlightAs пишет: 22. Янковиус Виктор Федорович (1891—1919), поручик. В начале войны служил в пехоте. После ранения перевелся в летчики-наблюдатели. Прямо в отряде обучился летать и сдал экзамен в севастопольской авиашколе. В конце 1915 г. поступил в Эскадру. Помощник командира 10-го корабля, потом командир 16-го. Кавалер ордена Св. Георгия IV степени и Георгиевского оружия. В октябре 1917 г. перешел в истребительную авиацию. В Гражданскую войну служил в Донской авиации. Погиб в 1919 г. Практически полный послужной список Янковициуса нашелся с первой попытки: http://www.retroplane.ru/encyclopaedia.html?sobi2Task=sobi2Details&sobi2Id=358 И наград у него несколько больше. Есть еще информация на форуме "Стрижи". но на том форуме вы присутствуете сами.

алимханов: Боб! Ещё раз спасибо за Никольского. За несколько дней выложу все наличные воспоминания солдат эскадры. NightFlightAs - фото Ахримовича пока под руками нет - отдал знакомой для перепечатки в краеведческом сборнике. Как только заберу - выложу в лучшем разрешении. Пока - выкладываю два фото. Одно - Бориса Фенглера, рабочего мастерских эскадры (в гражданской одежде), второе - полёт аэроплана (как пишут в воспоминаниях - вуазена) над митингом 7 ноября 1917 года, в день провозглашения очередной власти в Виннице. Качество плохое, содранное с экспоната музейной экспозиции. Если найду лучше - выложу.

Боб: алимханов пишет: второе - полёт аэроплана (как пишут в воспоминаниях - вуазена) над митингом 7 ноября 1917 года Судя по очертаниям, тип самолета - Ньюпор IV.

алимханов: Очень даже может быть, не спорю.

Сергей Климов: Шо то вин лэтить нызенько, нызенько, а толпа даже не реагирует, хоть бы один голову вверх задрал.

Боб: Сергей Климов пишет: Шо то вин лэтить нызенько, нызенько, а толпа даже не реагирует, хоть бы один голову вверх задрал. Тем не менее, на фотомонтаж не похоже.

Сергей Климов: Да я не спорю, просто как люди были увлечены социалистической идеей,что даже на диковинный аэроплан никто не глядит, все внимательно слухають докладчика

алимханов: Выкладываю имеющиеся сведения о низших чинах ЭВК. Вся информация - из хранящихся в госархиве Винницкой области машинописных воспоминаний старых большевиков. Датировка документов - 1960-е годы, так что возможны неточности. Тематика, естественно, революционная. Я выкладываю ТОЛЬКО те фрагменты воспоминаний, которые касаются непосредственно эскадры. Почти все указанные персонажи - большевики. Сперва - список: Солдат Смирнов Солдат Кудряшов Шофёр Пётр Цветиков Рабочий мастерских Борис Васильевич Фенглер, в 1917 – секретарь Винницкой организации РСДРП(б) Солдат Филипп Воловик Солдат Фёдор Иванович Зноев Лётчик Иван Иванович Силин Солдат Иван Прохорцев, писарь ремонтной мастерской, в сентябре-октябре – председатель Винницкого Совета рабочих и солдатских депутатов. Солдат Иван Александрович Яковлев, в октябре 1917 года – делегат II съезда Советов в Петрограде. Солдат В. И. Левицкий, в августе 1917 года избран гласным Винницкой городской думы Шофёр Сухов, 28 октября 1917 года, находясь за рулём броневика повстанцев, принял участие в бою против карательного отряда. Выскочив из повреждённой машины, открыл стрельбу по юнкерам из револьвера. Получив ранение, Сухов пополз к ближайшему дому, но его добил офицер. Похоронную процессию Сухова 31 октября сопровождала сотня казаков. 9 ноября состоялось торжественное перезахоронение Сухова на площади перед Народным домом в Виннице. http://s50.radikal.ru/i129/0912/40/96cd2eef2240.jpg Солдат Жуков, 28 октября 1917 года председательствовал на заседании Винницкого Совета рабочих и солдатских депутатов в тот момент, когда состоялось нападение карательного отряда. Солдат Егоров Солдат Бреннер Солдат Николай Лупанов, 28-29 октября командовал обороной базы ЭВК от карательного отряда. В следственном деле об этом инциденте упоминает факты призыва солдат ЭВК к расправе над офицерами. Солдат М. Н. Мазанов, в августе 1917 года избран гласным Винницкой городской думы Ремонтник А. Д. Мармер, в октябре 1917 года – член Винницкого ревкома. Рабочий мастерских Николай Синюх, 16 апреля 1917 года в пьяном виде открыл стрельбу на улице из револьвера и ранил проходящего солдата. Был убит толпой солдат.

алимханов: Воспоминания Силина Ивана Ивановича о революционных событиях 1917 года ...Осенью 1916 года в Винницу из города Пскова прибыл штаб эскадры воздушных кораблей. При штабе находились большие мастерские для ремонта и сборки самолётов - воздушных кораблей, моторный класс, в котором обучались мотористы для упомянутых воздушных кораблей, пулемётный класс воздушной стрельбы, школа лётчиков и большой аэродром с ангарами и палатками, фотографический, топографический кабинеты и прочие службы, а также большой гараж и большие склады всевозможных технических материалов, оружия и боеприпасов. Авиационные бомбы хранились в печах Винницких кирпичных заводов. Эскадра воздушных кораблей занимала всю территорию и здания Винницкого семенного завода, а также прилегающие частные дома. Все жители с указанной территории были выселены... Эскадрой воздушных кораблей называлась отдельная, подчинявшаяся только Ставке Верховного Главнокомандующего авиационная часть, состоящая из четырёхмоторных тяжёлых бомбардировщиков типа "Илья Муромец". Конструктор этих самолётов - воздушных кораблей киевский инженер Сикорский. Всего самолётов этого типа к октябрю месяцу 1917 года было 26. Большинство из указанных самолётов находились в подчинённых штабу эскадры боевых отрядах на разных фронтах, таких отрядов в 1917 году было 4. В Виннице при штабе эскадры находились только самолёты, которые не были готовы к боевым полётам. Здесь собирались прибывшие по железной дороге в разобранном виде с авиационного завода новые самолёты, устанавливалось вооружение, ремонтировались старые самолёты, обучались и формировались экипажи (команды), обслуживающие самолёты. Готовые самолёты отправлялись на фронт в боевые отряды. Часто в музеях, архивах и газетах встречается название 2-я эскадрилья воздушных кораблей. Никакой ни первой, ни второй эскадрилий воздушных кораблей ни в Виннице, ни в России никогда не было, была только эскадра воздушных кораблей, формировалась она в 1915 году в Петрограде и закончила своё существование в 1918 году в Виннице. Я прибыл в штаб эскадры с Западного фронта (Минского), там стоял 2-й боевой отряд эскадры, а раньше был в третьем боевом отряде, который был на Северном фронте (Рижском). Прибыл в штаб вместе с самолётом "Илья Муромец" и всей командой за получением нового самолёта или как мы называли корабля. Это было накануне февральской революции 1917 года. Начальником эскадры был генерал-майор Шидловсикй, помощником начальника с мая 1916 года до февральской революции 1917 года был генерал-майор Войнилович, одновременно он был начальником гарнизона города Винницы. После свержения царя он бежал из Винницы. Начальник эскадры Шидловский был акционером Русско-Балтийского авиационного завода, который строил самолёты "Илья Муромец", акционером этого завода был и конструктор Сикорский. Личный состав эскадры состоял из солдат и офицеров. Были и вольнонаёмные рабочие Русско-Балтийского завода, их было человек 20. Подавляющее большинство солдат (свыше 1000 человек) - это бывшие до войны квалифицированные рабочие Петрограда, Москвы, Риги и других промышленных центров, все они на себе испытали жестокую эксплуатацию и преследование, а некоторые и в тюрьмах побывали. Офицерский состав был разношерстный, среди них были большие специалисты инженеры, выдающиеся военные лётчики - патриоты Родины, такие как лейтенант Никольский, лейтенант Лавров, капитан Панкратьев, подполковник Башко и другие, но большинство офицеров - выходцы из привилегированных классов прятались и кутили в тылу, среди них были: бароны, князья, сыновья генералов, богатых купцов, был и сын министра иностранных дел Гурлянд, все они были ярые монархисты, хотя и поддерживали временное правительство Керенского. Всего офицеров при штабе было свыше 100 человек.

алимханов: В субботу 27 октября 1917 года в эскадре шел обычный трудовой день, все занижались своим делом. Я был на аэродроме и заканчивал сборку своего самолета, с которым скоро должен был улететь на фронт. Пришедшие из города солдаты рассказывали, что на станцию прибыли какие-то броневики и разгружаются. Как позднее выясни¬лось, ото были броневики 32 автоброневого отряда, с которыми нам и пришлось воевать. После обеда этого же дня стало известно, что прибыл отряд юнкеров и казаков с броневиками, чтобы разоружить эскадру и от¬править на фронт маршевые роты 15-го полка. Это сильно взбудоражило всех нас, стихийно возникло решение, не подпускать юнкеров к эскадре. Броневики наши выехали к Народному дому и заняли там оборону на территории эскадры, в разных местах были выставлены пулеметы и поднесены ленты с патронами. Едали появления юнкеров. Я стоял с ручным пулеметом "Люйса" около узкоколейной дороги против бывшей семинарии, /там, где теперь контора масложиркомбината/. Часам к 4-м - 5 послышались первые пулеметные очереди со стороны города. …Появилась цепь юнкеров с броневиками около переезда семенного завода, занятого эскадрой. Каратели старались ворваться на территорию эскадры и овладеть богатейшими складами и большим количеством автоматического орудия и бронебойными патронами /в складах хранилось около 200 пулеметов и другое оружие и привлечь на свою сторону часть офицеров летчиков и артиллеристов эскадры, которые им крепко сочувствовали. Солдаты эскадры встретили юнкеров ураганным пулеметным огнем, завязался бой, который длился минут 30, после чего броне¬вики юнкеров уехали. Через некоторое время атака юнкеров возобновилась, но не этот раз со стороны переезда и со стороны железнодорожной станции, начался обстрел эскадры из орудий, но и эта атака была отбита. Убедившись, что с этой стороны им не взять эскадру, юнкера повели наступление со стороны Тяжиловской дороги по направлению к семинарии /теперь масложиркомбинат/. В этом наступлении принимали участие кроме юнкеров и броневиков и казаки. В этом бою принимал участие и я и отражал наступление юнкеров из пулемета. Каратели отступили и на этом участке, но открыли по нам артиллерийский огонь из своей батареи, которая была установлена в районе, где теперь инструментальный и ламповый заводы. …Мы решили своей группой воспользоваться темнотой и пред¬принять атаку на батарею казаков. Было у нас три пулемета и около двух десятков винтовок. Прошли мы цепью метров 500 и встретили на аэродроме двух наших солдат, возвращавшихся из города, они нам рассказали, что ждать каких-либо указании от Совета и комитета большевиков нечего, так как Совет разгромлен карателями... Это произвело на нас тяжело впечатление, что делать нам, начавшим наступление, идти ли дальше в наступление? А может быть там уже нет батареи спрашивали мы друг у друга. Стрельба в городе постепенно утихала, юнкера не появлялись на подступах к эскадре. Решили мы возвращаться на исходные позиции. Разошлись солдаты с пулеметами и с других мест, отражавших наступление юнкеров на эскадру.... Ночью на 28-е октября каратели несколькими броневиками и грузовыми машинами подъехали к штабу эскадры и на аэродром, заняли основные посты и, нагрузив пулеметами и другим имуществом грузовики, отправили их, броневики остались дежурить. Вместе с юнкерами были и некоторые наши офицеры, эскадра капитулировала. Солдаты, принявшие активное участие в бою, разошлись кто куда. Группа солдат 15-го полка во главе с поручиком Зубрилиным продолжала еще борьбу, переправившись через р.Буг на правобережную чаешь города. …Утром 29-го октября - это был воскресный день, по эскадре был издан приказ, всем солдатам явиться к 2 часам па узкоколейную ж.д. станцию Винница и ждать там распоряжения. Солдаты собирались медленно, многие не явились на станцию, не явился и я. В воздух, с аэродрома поднялся самолет под управлением лот эскадры подпоручика Гаврилова и прапорщика Сакова. Па аэродром привезли со складов грузовик авиационных бомб и взрывателей. Дежурил на аэродроме броневик карателей, посты занимали юнкера. Было ясно, что каратели, что-то нехорошее затевают. Немного позднее выяснилось, что каратели, убедившись, что не легко им удастся покончить с группой солдат 15-го полка, продолжающих еще бой, решили сделать разведку и бомбить эту группу с воздуха. После разведки летчики вместе с представителем карателей ушли в штаб. К этому времени на станции узкоколейной были выстроены солдаты эскадры. Посты юнкеров с аэродрома и броневики были сняты и использованы для оцепления выстроившихся на станции солдат. Когда построение было закопчено, подъехали два броневика и стали против строя, из броневика вышел Костицын с скомандовав "Смирно" потребовал выдачи зачинщиков, предупредил, что если в точение 5 минут не будут выданы зачинщики» будет расстрелян каждый 10-й человек, тут не Костицын дал команду пулеметчикам в броневиках заложить ленты с патронами в пулеметы» Солдаты в отрою молчали, По истечении 5 минут Костицын с руганью опять обратился к строю и сказал, что даю еще три минуты и.если к этому сроку не будут названы зачинщики, расстреляю каждого пятого в строю, пулеметчикам броневиков приготовиться. Многие в строю плакали, два человека упали в обморок, начали называть "зачинщиков" главным образом тех, кого не было в строю. Арестовав несколько человек, Костицын распустил строи и броневики уехали. Я воспользовался отсутствием юнкеров на аэродроме, подготовил еще двух летчиков солдат, живших вместе со мной, старшего унтер-офицера Я. У. Бриге и младшего унтер-офицера А. Я. Вейнберга, сломал замок с погреба горюче-смазочных материалов, быстро заправил три исправных самолета, стоявших на аэродроме и поднялись в воздух. Сделав крут над батареей казаков, взяли курс на Гайсин. Каратели не стреляли по нам, так как считали, что мы летим бомбить солдат 15 полка. Позднее рассказывали, что когда Костицын узнал, что с аэродрома эскадры солдаты украли три самолета и план бомбежки сорван, он с руганью обрушился на офицеров эскадры и сказал, что солдат летчиков "мерзавцев и изменников" надо расстрелять. Привезенные на аэродром бомбы так и остались не использованными. В районе села Райгород, тогда Брацлавского уезда, на пилотируемой мною самолете, испортился мотор и мне пришлось сделать вынужденную посадку, приземлился я около села Мельниковцы за мной, сделал там посадку самолет, следовавший под управлением летчика Вейнберга. Через короткий промежуток времени пока мы ладили мотор моего самолета, все поле было усыпано народом из ближайших сел. Ехали на подводах, верхов, бежали и шли без конца, большинство в первый раз увидели самолет. Нас приняли за немцев. Когда мотор был исправен, подняться в воздух узе не было никакой возможности, кругом стояла сплошная стена народа, среди них било и много удравших с фронта солдат с винтовками. Долго пришлось уговаривать толпу расступиться и дать нам возможность подняться в воздух, гак как надвигалась черная туча и сильный ветер может на поле опрокинуть и поломать самолет. Наконец толпа немного расступилась» образовался узкий коридор, через который я поднялся в воздух, но было уже поздно, штормовой ветер подхватил самолет, повернул на бок и я стукнулся о землю. Самолет разбился, я и моторист получили сильные контузии, я получил много ран на голове и в лицо. Извлекли нас из обломков» прибежавшие из толпы люди, многие женщины, видя на мне кровь, плакали. Второй самолет не пытался подняться, так как после урагана пошел дождь. Всё происходило на глазах многотысячной толпы. Многие старожилы в с.Мельниковцах и в других селах хорошо помнят это случай, было это в воскресенье 29-го октября 1917 года. Немного оправившись в с. Мельниковцах, я на другой день решил поехать поездом в Винницу и узнать, что делать дальше, здесь меня арестовали юнкера и посадили на гауптвахту. Часовые говорили, что меня передают военно-полевому суду, поэтому велено строго наблюдать за иной. Па второй день на гауптвахту прибыл сам Костицын, который ругал меня самыми "отборными" словами и угрожая расстрелом. Расправа не состоялась, пришедшие с фронта части 2-го гвардейского корпуса освободили меня. Каратели бежали, в Виннице восторжествовала Советская власть, но не на долго. Скоро власть перешла к украинским националистам, В январе месяце 1918 года в Виннице была восстановлена Советская власть. Я был избран солдатами помощником начальника эскадренной школы летчиков. Многим солдатам, в том числе и И.А.Яковлеву, дали отпуск. Родом Яковлев был со станции Дно Псковской губернии, но работал до войны в Петрограде. Член партии с 1929 года, бывший летчик эскадры воздушных кораблей, проживающий в гор. Виннице по улице Пушкинской, дом 26, кв.2 И. И. Силин 28 мая 1966 года



полная версия страницы