Форум » Авиационные воинские части » из истории XV КАО » Ответить

из истории XV КАО

Oldspy: 15 марта 1916 года (по ст. стилю) погиб летчик 15го корпусного авиаотряда прапорщик Борис Можевитинов. Может быть кто-нибудь имеет сведения об обстоятельствах гибели Можевитинова (статью Куликова на Авиа-хобби "15-й корпусной на фронтах Первой Мировой" знаю, но как-то не очень убедительно о гибели Можевитинова - он пишет об обучении полетам, а публикации в журнале "Искры" и "Летописи войны 1914-15-16 г.г." говорится о гибели ВОЕННОГО ЛЕТЧИКА Можевитинова). Так имел ли Можевитинов звание "Военного летчика"? И можно ли узнать - где дислоцировался 15й КАО в день его гибели? И, кстати, кто изображен на фотографии под заголовком в статье Куликова?

Ответов - 19 новых

Авиатор: Борис Можевитинов

Боб: Oldspy пишет: Так имел ли Можевитинов звание "Военного летчика"? И можно ли узнать - где дислоцировался 15й КАО в день его гибели? И, кстати, кто изображен на фотографии под заголовком в статье Куликова? Скорее всего нет, во первых звание "военлета" в отряде присвоить не могли, прав таких не имели без сдачи экзамена в школе, во вторых Можевитинов погиб в процессе обучения, так что его и летчиком назвать было нельзя, только учлетом.

Oldspy: а откуда известно, что это был "процесс обучения"? может быть кто-нибудь может сослаться на какой либо документ, подтверждающий именно обучение? предположим, официальное донесение шт-капитана Вальницкого (командующего 15м КАО). и другой вопрос (прошу заранее простить, может я спрашиваю что-то совсем элементарное) - что означает аксельбант на фото Можевитинова? Адьютантскую должность?


Боб: Oldspy пишет: а откуда известно, что это был "процесс обучения"? может быть кто-нибудь может сослаться на какой либо документ, подтверждающий именно обучение? предположим, официальное донесение шт-капитана Вальницкого (командующего 15м КАО). и другой вопрос (прошу заранее простить, может я спрашиваю что-то совсем элементарное) - что означает аксельбант на фото Можевитинова? Адьютантскую должность? Я думаю, что это обстоятельно может объяснить только Виктор Куликов, специально занимавшийся историей этой части. Хотя в его статье достаточно ясно указано, что именно гибель Можевитинова, послужила поводом для запрета обучения учлетов в боевых отрядах. Что касается Можевитинова то, что бы стать авиатором желающие должны были пройти ценз в авиационных подразделениях, где их обычно использовали как наблюдателей. При этом младшие офицеры отряда обычно совмещали в нём еще какие либо должности, в данном конкретном случае адьютантскую. Я бы посоваетовал Вам зайти на сайт статьи Куликова, и задать этот вопрос непосредственно её автору. http://www.avia-hobby.ru/publ/15kao/15kao.html

Oldspy: Благодарю Вас, Боб! Попробую последовать Вашему совету.

Авиатор: . Вальницкий Анатолий Иосифович Потомственный дворянин. Закончил Николаевский кадетский корпус, Николаевское инженерное училище и Гатчинскую авиашколу (1912). Войну встретил пилотом 15-го КАО. С 1915 г. - командир этого отряда. В 1916 г. помощник командира, с конца июня 1917 г. - командир 7-го авиадивизиона. Подполковник (1917). Затем первый помощник командира 3-го авиапарка по технической части. В гражданскую войну в 1918 - 1920 гг. штаб-офицер для поручений при начальнике авиации Добровольческой армии.

Авиатор: .Стародумов Н.Н. Начал свой путь в авиации мотористом. Окончил Севастопольскую авиашколу. Начал службу в 15-м корпусном авиационном отряде лётчиком из нижних чинов. За боевые отличия получил чин прапорщика и звание «военный лётчик». К концу 1917 году дослужился до чина поручика. Был награждён двумя Георгиевскими крестами и двумя офицерскими орденами. 17 декабря 1917 года на общем собрании солдат 15-го КАО избран командиром отряда. После революции военный лётчик 4-го отдельного авиаотряда. Награды: орден Красного Знамени (приказ РВСР №200. 1923 г)

Авиатор: Стогов Николай (? - 28.04.1915)Лётчик из вольноопределяющихся, старший унтер-офицер 15-го корпусного авиаотряда. 28 апреля 1915 года при перелёте на новое место базирования Н.Стогов разбился насмерть. Константинов Подпоручик, лётчик 15-го КАО. 3 августа 1917 года вылетел на разведку и бомбометание. При возвращении был атакован немецким истребителем. Константинов принял бой. Во время воздушного боя Константинов был ранен разрывной пулей в плечо. Несмотря на большую потерю крови, довёл самолёт до аэродрома и сделал благополучную посадку, почти теряя сознание. Раненого лётчика доставили в ближайший лазарет. Подпоручик Константинов за этот бой был представлен к Георгиевскому оружию, а общее собрание солдат 15-го КАО постановило наградить его Георгиевским крестом 4-й степени с лавровой ветвью.

Oldspy: Офицеры XV КАО. Знаю только прапорщика Можевитинова (в галифе и с кортиком, в длинной шинели и с биноклем). А кто знает остальных? Фотографии принадлежали сестрам Бориса Можевитинова.

Oldspy: по семейным преданиям Можевитиновых на второй фотографии (зимней) мужичок в тулупе с оторванной пуговицей - сам Н.Е. Жуковский. Может кто подтвердит это? Ну или наоборот, опровергнет?

NightFlightAs: Список (неполный) 15-ого корпусного авиаотряда Командир отряда: штабс-капитан Вальницкий Анатолий Иосифович Военлеты: штабс-капитан Стефановский штабс-капитан Кульвинский Александр Иосифович (с июня 1916 командир отряда) поручик Бирко Александр Михайлович - орден Св. Георгия 4-й степени поручик Котов Александр Васильевич поручик Чехутов Иван Аникиевич поручик Машерек Константин подпоручик Горбунов - орден Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом, орден Св.Георгия 4-й степени подпоручик Константинов - Георгиевское Оружие, солдатский Георгиевский Крест 4-й степени с лавровой веткой на ленте прапорщик Можжевитинов прапорщик Хмельницкий прапорщик Стародумов Н.Н. - два солдатских Георгиевских Креста, два офицерских ордена, к концу 1917 г. дослужился до чина поручика (в декабре 1917 выбран командиром отряда) старший унтер-офицер Чистоклетов - Георгиевские кресты всех 4-х степеней старший унтер-офицер Мениченко. старший унтер-офицер Стогов Николай старший унтер-офицер Струсевич старший унтер-офицер Кобзев младший унтер-офицер Хмельницкий младший унтер-офицер Гудков Летнабы: поручик Рыбальченко поручик Волкогонов поручик Кирштейн подпоручик Мамаев подъесаул Бойков (с июля 1917 командир отряда) прапорщик Надежин - орден Св. Георгия 4-й степени прапорщик Бобров хорунжий Королев ефрейтором Курлянд Наземный состав: рядовой Кириченко - Георгиевский Крест рядовой Процюк - Георгиевский Крест вольноопределющийся Хренов - Георгиевский Крест

Oldspy: по данным РГВИА в последнем полете прапорщика Можевитинова 15 марта 1916 года летнабом был ефрейтор Надеждин. Можевитинов погиб, Надеждин получил тяжкие ранения. Т.ч. одновременно они прапорщиками быть не могли. Если только в 15м КАО не было 2х летнабов Надеждиных, что уж вовсе невероятно...

NightFlightAs: Тогда может быть это был прапорщик Бобров? И по времени подходит... ...С 13 июля по 29 августа (прим. 1915 год) 15-й као находился на отдыхе в Пскове, здесь поврежденные аппараты сдали в ремонт. Большинство офицеров отправилось в командировки на переучивание или за новыми аппаратами. В августе и сентябре фактически летал только Кульвинский на "Альбатросе" - единственной боеспособной машине отряда. 22 августа он и наблюдатель прапорщик Бобров сбросили 6 бомб (две пудовых и четыре 27-фунтовых) на немецкий аэродром у г. дв. Вокшаны... Тот же источник: http://www.avia-hobby.ru/publ/15kao/15kao.html

Oldspy: а Бобров разве был Георгиевским кавалером? да и на фото я все-таки думаю снят летчик, который учил летать прапорщика Можевитинова

NightFlightAs: Oldspy пишет: а Бобров разве был Георгиевским кавалером? да и на фото я все-таки думаю снят летчик, который учил летать прапорщика Можевитинова Справедливо! А почему вы решили, что тот, кто стоит рядом с Можевитиновым, - прапорщик? Мне (из увеличенной копии погона с другой темы) кажется, что это подпоручик или поручик...по крайней мере, даже при сравнении увеличенных ("бликующих") погон указанных персон, полоса вдоль погон у Можевитинова гораздо шире, чем у "неопознанного" летчика...

NightFlightAs: Oldspy пишет: по данным РГВИА в последнем полете прапорщика Можевитинова 15 марта 1916 года летнабом был ефрейтор Надеждин. Можевитинов погиб, Надеждин получил тяжкие ранения. Т.ч. одновременно они прапорщиками быть не могли. Если только в 15м КАО не было 2х летнабов Надеждиных, что уж вовсе невероятно.. И еще,... даже если Куликов ошибся, и Надежин тогда был ефрейтором, то может быть "неопознанный" летчик, награжденный к тому времени орденом Св. Георгия, - поручик Бирко? ...8 июля (1915 г.) отряд перелетел в господский двор Забелишки, а через день - в Вилькомир. Ситуация осложнилась: противник прорвал фронт и обошел 37-й армейский корпус с флангов, связь нарушилась. Для ее восстановления вылетели поручик Бирко с наблюдателем прапорщиком (?) Надежиным. Мероприятие оказалось опасным, т.к. с воздуха трудно было определить принадлежность войск. Пришлось пользоваться методом проб и ошибок: "... в Новополе нашими летчиками были обнаружены войска и они стали планировать, но пехота рассыпалась и стала сильно обстреливать аппарат. Бирко быстро включил мотор и под градом пуль вышел из зоны огня противника. Летчики спустились у Нового Места, но наши артиллеристы не могли указать где штаб корпуса. Пролетая над деревней Новошаны на высоте 80 м увидели мачту беспроволочного телеграфа и спустились, там и оказался штаб 37 армейского корпуса". За спасение 37-го корпуса от полного окружения и установление связи со штабом армии оба офицера были представлены к ордену Св. Георгия 4-й степени. Возможно именно он и учил летать Можевитинова...

Авиатор: Данные. о том что Надеждин был ефрейтором, взяты из РГВИА, из отчёта о посленем полёте Можевитинова

NightFlightAs: В разделе "Авиаторы" в закрытой теме "Наши" от Igor поступила дополнительная информация по Кирштайну (Кирштейну) В журнале Avions №9 -№14 была опубликована статья "Historie De L'Aviation Serbe" автор August G.Blume. Там практически та же информация о Кирштейне, что и приведённая выше. В дополнение: - Кирштейн летал на аэроплане Депердюссен совместно с французом Годфруа (Godefroy). При прочтении материалов по 15-й корпусному авиаотряду на фронтах Первой Мировой я натолкнулся на "знакомую" фамилию - Кирштейн: ...В тот же день (11 сентября 1916 г.) состоялся еще один бой. Прапорщик Горбунов с наблюдателем поручиком Кирштейном вылетели на "Вуазене". Во время разведки их атаковал немецкий "Альбатрос". Противники сходились на дистанцию до 50 м. После обмена очередями "Альбатрос резко наклонился налево и перешел в пикирование, на момент выровнялся и затем перешел в штопор. Во время боя противник стрелял разрывными пулями. В Вуазене после посадки было обнаружено 20 пробоин. Бой происходил над северной окраиной озера Опиварца"... ...Еще недавно 15-й корпусной авиаотряд был полноценной боевой частью российского Военно-Воздушного флота, где летное братство объедняло всех: сына надворного советника, дворянина капитана Кульвинского, сына уфимского мещанина поручика Горбунова, сына потомственного гражданина г. Риги корнета Кирштейна, сына крестьянина Седлецкой губернии поручика Бирко и многих других. Православные и католики (Бирко и Кульвинский), лютеране и старообрядцы (Кирштейн и Чехутов), потомственные дворяне, мещане и крестьяне (Вальницкий,Горбунов и Котов) - все они, независимо от веры и сословия, защищали небо России на фронтах первой мировой. Эпоха, а с ней и история 15-го корпусного, закончилась... 15-й корпусной на фронтах Первой Мировой http://www.avia-hobby.ru/publ/15kao/15kao.html Учитывая тот факт, что фамилия для России очень редкая, смею предположить, что это и есть наш герой Балканской войны - Иван Кирштейн.

Ustas: Это другой Кирштейн. Балканский Иван Кирштейн недолгое время был добровольцем на Юго-западном фронте в 1914, но из действующей армии его погнали - манкировал своими обязанностями, летать не хотел.



полная версия страницы