Форум » Гражданская война в России и первые послевоенные конфликты » Моран-парасоль » Ответить

Моран-парасоль

Доктор Фризман: А не знает ли кто-нибудь интересных окрасок этого самолета? Интересует период гражданской войны. Например, №6 (с головой индейца), разбившийся на Ходынке - какие ОЗ он имел? Г-н Кондратьев упоминает Мораны Народной армии с ОЗ "в виде черно-оранжевых полос ... на крыльях и рулях поворота". Существуют ли фотографии этих самолетов? Там же приводится боковик колчаковского "Морана" с бело-зеленым шевроном на борту. Что было на крыле? Заранее благодарен.

Ответов - 55, стр: 1 2 3 All

Доктор Фризман: Обидно, но никто не откликнулся - ни здесь, ни на других форумах. Пришлось импровизировать, хоть и не люблю я этого делать (в последнее время). Надеюсь в ближайшее время закончить, тогда (может быть) выставлю работу на всеобщее обозрение.

В.Кондратьев: Извиняюсь, во-время не заметил Ваш постинг. Например, №6 (с головой индейца), разбившийся на Ходынке - какие ОЗ он имел? По крайней мере, до осени 1918 года - однозначно - трехцветные круги. Г-н Кондратьев упоминает Мораны Народной армии с ОЗ "в виде черно-оранжевых полос ... на крыльях и рулях поворота". Существуют ли фотографии этих самолетов? Мне пока попалась только одна - разбитый в лесу "Альбатрос" (она есть в книге). Судя по всему, такие ОЗ успели нарисовать не на всех аэропланах Народной армии. Во всяком случае, на снимке разбитого в Казани незадолго до вступления туда красных "народноармейского" "Вуазена" видны обычные русские кокарды. Там же приводится боковик колчаковского "Морана" с бело-зеленым шевроном на борту. Что было на крыле? Это не колчаковский "Моран", а один из самолетов Сибирской республики. Что было на крыле, опять же, неизвестно, т.к. на единственной фотке этой машины крыло видно только в профиль. На мой взгляд, одно из двух: либо кокарды, либо такие же, как на фюзеляже, изображения сибирского флага.

Боб: Доктор Фризман пишет: А не знает ли кто-нибудь интересных окрасок этого самолета? Интересует период гражданской войны. Например, №6 (с головой индейца), разбившийся на Ходынке - какие ОЗ он имел? Ну, судя по наличию эмблемы, эта машина когда то служла в III КАО 2-й Бой группы (весна - лето 1917 года) и в качестве ОЗ на крыльях должна иметь на этод период обычные русские кокарды.


Доктор Фризман: Спасибо за информацию. Увы, она немного запоздала. Вот так, на мой взгляд, мог выглядеть "Моран" Народной Армии, Казань, 1918 г. Конструктивная критика и полезные советы приветствуются.

Авиатор: БРАВО!!! Великолепно!!! Я конечно дилетант в вопросах раскраски, но когда-то сам занимался моделями и понимаю, чего это стоило!

Сергей Климов: Вах! А масштаб какой? И чего ты мучался с Народной Армией, сделал бы на лыжах, благо и фото есть. Мне кажется великоваты покрышки.

E_Ushakow: А на мой взгляд - МОДЕЛЬ СУПЕР!!!!! А каков масштабик то? П.С. Может и мне с "народоармейским" "Лебедем " что то подобное намутить???? Фоток то нет, а по описанию георгиевские ленты и на рулях "лебедей"имелись

Доктор Фризман: Cпасибо. Модель от "Ардпол" с незначительными переделками. Масштаб 1\72. Сергей Климов пишет: И чего ты мучался с Народной Армией, сделал бы на лыжах, благо и фото есть. Мне кажется великоваты покрышки. Последние пару лет я присел на гражданскую войну. Причем желательно боевые машины. Все известные мне на тот момент фотки относились к периоду ПМВ либо это были учебные самолеты. Поэтому остановился на Народной армии. Колеса из комплекта. Приложил к чертежу - и правда великоваты. Как я этого сам не заметил?! E_Ushakow пишет: Может и мне с "народоармейским" "Лебедем " что то подобное намутить? А что, кто-то производит модель "Лебедя"?

E_Ushakow: Доктор Фризман пишет: А что, кто-то производит модель "Лебедя"? а вроде когда то "вакуха" была... А впрочем, что Вам мешает сваять его "с нуля"?

Доктор Фризман: E_Ushakow пишет: что Вам мешает сваять его "с нуля"? М-м-м... Перепиливать, делать другие модификации и т.д. пробовал, а вот "с нуля"... Где-нибудь этому учат?

E_Ushakow: Доктор Фризман пишет: М-м-м... Перепиливать, делать другие модификации и т.д. пробовал, а вот "с нуля"... Где-нибудь этому учат? Да как сказать... По большей части самому постигать технологию приходится, хотя конечно мудрые советчики имеются.

E_Ushakow: Товарищи, а знает ли кто нибудь номера народоармейских Лебедей? Их кажется всего два имелось? Может есть какие нибудь фотографии этих машин в период ПМВ (тогда бы хоть какое нибудь представление имелось об их внешности). И, кстати, есть ли какие нибудь предположения как могли выглядеть аэропланы 1-ой Советской БАГ?

Боб: E_Ushakow пишет: И, кстати, есть ли какие нибудь предположения как могли выглядеть аэропланы 1-ой Советской БАГ? Какие и должны быть со стрелками на хвостах во всяком случае у 1-го и 2-го отрядов.

E_Ushakow: Спасибо за исчерпывающий ответ... А на крыльях что? Уж не старые ли кокарды? Ведь в принципе вполне могли быть. А насчет Лебедей я так понимаю никаких соображений ни у кого нет? Печально-с...

Боб: E_Ushakow пишет: Спасибо за исчерпывающий ответ... А на крыльях что? Уж не старые ли кокарды? Ведь в принципе вполне могли быть. А насчет Лебедей я так понимаю никаких соображений ни у кого нет? Печально-с... Сначала старые кокарды, потом красные круги, а затем и звезды только сначала черные. Лебеди не попадались, а одна фотка 1-й Советской группы была в первом выпуске "Вестника воздушного флота" за 1918 год, там еще знаменитый приказ о заложниках был напечатан.

E_Ushakow: А посмотреть эту фотку ну никак нельзя?????? Очень хочется....

Боб: Да я бы сам неотказался, но журнал в родной музейке куда то затеряли. Могу описать то что помню, на переднем плане "Спад7" со стрелой на хвосте, за ним линейка "Ньюпоров" а за заднем плане один "Сопович" и несколько "Фарманов", знаки как закрашеные так и старые. Качество печати ужасное но всеже кое-что разобрать удалось. По идее в редакции "Авиации и Космонавтики" негатив должен был быть.

E_Ushakow: Боб пишет: Да я бы сам неотказался, но журнал в родной музейке куда то затеряли. Могу описать то что помню, на переднем плане "Спад7" со стрелой на хвосте, за ним линейка "Ньюпоров" а за заднем плане один "Сопович" и несколько "Фарманов", знаки как закрашеные так и старые. Качество печати ужасное но всеже кое-что разобрать удалось. По идее в редакции "Авиации и Космонавтики" негатив должен был быть. Блин, ХОЧУ, ХОЧУ, ХОЧУ, ХОЧУ!!!!!!!!!!!!!!! А "закрашенные знаки" это просто круги или звезды???????? А кто к редакции "Авиации и Космонавтики" из наших общих знакомых имеет отношение??????? И период какой не помните? В смысле во время осады Казани красными группа сфотографированна или уже потом (месяц не указан)?????? Еще вопросик: "Ньюпоры" какие? Просто во всеми нами уважаемой книге Кондратьева/Хайрулина про это написано как то странно -вроде прибыла группа с Н-ным количеством "Спадов" и "Ньюпоров 23", а красвоенлет Штурм вдруг перелетел к белым на 24-м...

Боб: E_Ushakow пишет: Блин, ХОЧУ, ХОЧУ, ХОЧУ, ХОЧУ!!!!!!!!!!!!!!! А "закрашенные знаки" это просто круги или звезды???????? А кто к редакции "Авиации и Космонавтики" отношение из наших общих знакомых имеет??????? И период какой не помните? в смысле во время осады казани красными група сфотографированна или уже потом (месяц не указан)?????? Еще вопросик: "Ньюпоры" какие? Просто во всеми нами уважаемой книге Кондратьева/Хайрулина про это написано как то странно -вроде прибыла группа с Н-ным Количеством "Спадов" и "Ньюпоров 23", а красвоенлет Штурм вдруг перелетел к белым на 24-м... Если мне не изменяет память, аннотация была на всю страницу примерно следующая "Наша авиация в летних боях под Казанью?... или на волжском фронте?..." Фоток было три или четыре на эту эту страницу, причем на группу (линейку самолетов)только одна и это я по стреле на хвосте "спада" уже определил. Звед не помню, закрашенные или незакрашенные кокарды, "Ньюпоры" одноместные боле точно по типу не скажу, качество печати отвратительное от силуэтов машин одни контуры, полутона практически отсутсвуют, зато в большом количестве присутсвует ретушь.

E_Ushakow: Получается, что данные о том, что в казанской операции участвовали чернозвездные самолеты не более чем домысел??????

Боб: E_Ushakow пишет: Получается, что данные о том, что в казанской операции участвовали чернозвездные самолеты не более чем домысел?????? Да нет, почему же?...

E_Ushakow: т.е. Вы предпологаете, что НЕКОТОРЫЕ машины участвовавшие в казанской операции имели звезды на крыльях, так что ли? Поясните...

Боб: Женя вы пытаетесь сделать выводы по единственной фотогафии которую я в последний раз видел 15 лет назад, и сейчас описываю по памяти. О звездах есть приказ и мемуарные воспоминания, и я вообще то не спец. по гражданской. Подождите, появится Вячеслав, может он Вам все и растолкует.

E_Ushakow: Да нет Боря Вы меня не поняли, я просто пытаюсь понять на чем основан Ваша уверенность в том, что против народоармейцев и чехов засевших в Казани действовали машины с черными звездами... А вообще будем ловить и пытать Вячеслава

Боб: Ну так же приказ был всем самолетам 6 армии обзавестись новыми опознавательными знаками в виде черных звезд, что бы не путать их с чехословацкими и народоармейскими.

E_Ushakow: Не помню какими числами он датирован, но ведь кажется ближе к концу осады красными города. да и вообще, на фотке где машины 1-ой Сов.Баг сфотографированы возле станции Мелекес на Урале, звезды на них лично мне кажутся красными (сравните с рулем направления)

Боб: E_Ushakow пишет: Не помню какими числами он датирован, но ведь кажется ближе к концу осады красными города. да и вообще, на фотке где машины 1-ой Сов.Баг сфотографированы возле станции Мелекес на Урале, звезды на них лично мне кажутся красными (сравните с рулем направления) Я тоже не помню, но суть в том что в мемуарах участников было написано примерно следующее: "Когда красными были освобождены Казань и Свияжск, они обнаружили брошенной большую часть вражеской авиации, среди которой были найдены и наши трофейные машины, которые было легко узнать по так и не закрашенным черным звездам".

E_Ushakow: А вдруг домысел ? Мало ли ошибок в мемарах... И кстати, Ваша точка зрения по поводу машин 2-го истротряда на Урале????

E_Ushakow: Что то Боря молчит...

Боб: Я не молчу, что касается вашей иронии, то ошибаются все конечно, но это были очеь свежие воспоминания участников боев в том же "Вестнике воздушного флота" на годовщину освобождения поволжья от белых, т. е. от происходивших событий разказчиков отделяло чуть больше года. Потом извините Женя можно запамятовать или попутать какие либо мелкие детали но как забыть или перепутать основной признак, а именно "черные звезды", по которым и определялись бывшие аппараты воздушных сил 6-й рамии РККА .

E_Ushakow: Да причем здесь ирония? Я вообще то намекал на Ваше молчание относительно моих следующих строчек:"да и вообще, на фотке где машины 1-ой Сов.Баг сфотографированы возле станции Мелекес на Урале, звезды на них лично мне кажутся красными (сравните с рулем направления)"

Боб: E_Ushakow пишет: Да причем здесь ирония? Я вообще то намекал на Ваше молчание относительно моих следующих строчек:"да и вообще, на фотке где машины 1-ой Сов.Баг сфотографированы возле станции Мелекес на Урале, звезды на них лично мне кажутся красными (сравните с рулем направления)" Понятно, Женя вы фотку то подкиньте, я же не обязан все на память помнить.

E_Ushakow: Боря, это довольно сложно сделать, т.к. надо сканировать. Вы же и сами можете ее дома посмотрет в книге Хайрулина/Кондратьева. Проще ссылочку сбросить на боковичок сделаный Михаилом Быковым: http://www.avia-hobby.ru/publ/col_ww1/pic/Nieuport/Nie24bis_Rus_01.jpg От себя еще хотелось бы добавить, что зря Михаил не изобразил верхнее крыло полностью, т.к. с другой стороны звезда смотрела лучом вперед... Интересно это отдельный случай или еще на каких нибудь машинах можно встретить подобное расположение звезд? Впрочем, веренемся к вопросу о цвете опознавательных знаков машин 2-го истротряда на этот (зима 1918/1919) период - на мой взгляд они уже красные. Я, кстати, считаю, что и на "Снайпе" Сапожникова они тоже красные, а не черные. Вот, что забыл спросить: а на упомянутой Вами фотке из "Вестника Воздушного Флота" стрелки нарисованы на всех аэропланах? А также какой "Спад" Вы имедли в виду, "семерку" полагаю?

Боб: Сапожникова так и звали газетчики "чернозвездный ас" не думаю, что он отказался от любимой "Фишки".

E_Ushakow: Борь, а чего так лаконично?

Боб: Жень я уже Вам писал, что гражданкой в общем то не занимаюсь, это тема Вячеслава. Что касается 1-го и 2го истребительных отрядов, я просто предполагаю что у них могла сохраниться традиция иметь черные звезды с волжской кампании.

E_Ushakow: Ну вот опять Вы невнимательно мой пост прочитали... Я имел в виду след. строки: "Вот, что забыл спросить: а на упомянутой Вами фотке из "Вестника Воздушного Флота" стрелки нарисованы на всех аэропланах? А также какой "Спад" Вы имедли в виду, "семерку" полагаю?" И если можно уточните, какой там отряд был 1-й или 2-й?

Боб: Ну, и правильно предлагаете, "Спад 7" и был, и скорее всего командирский (Павлова). Про стрелы на прочих машинах не скажу не помню, давно это было, да и на фотографии они к нам стоят носами так, что полностью видно только "Спад". Группа тогда состояла из двух отрядов 1-го и 2-го, когда в 1919 году её переименовали в 1-й истр. дивизон в его состав формально был добавлен еще один отряд бывший 5-й истребительный отряд бывшей 4-й БАГ (теперь получивший №3), но последний так и продолжал воевать отдельно от первых двух, фактически до окончания гражданской войны.

E_Ushakow: т.е. если я Вас правильно понял на "Спаде" темный руль со светлой стрелкой?

Боб: Да

В.Кондратьев: Есть фотка, стопроцентно подтверждающая наличие черных звезд (именно черных , поскольку там есть с чем сравнить интенсивность цвета) на самолетах павловской авиагруппы под Казанью. Правда, такие звезды были только на "Ньюпорах".

E_Ushakow: В.Кондратьев пишет: именно черных , поскольку там есть с чем сравнить интенсивность цвета А уж не о красном ли круге под звездами Вы говорите?

В.Кондратьев: Нет, о красном и синем цветах незакрашенной английской кокарды на фюзеляже стоящего рядом "Сопвича". А также о красных кругах на павловском "Спаде", на котором звезд тогда еще не было.

E_Ushakow: Любопытно, любопытно... Однако я так и не понял - звезды на "Ньюпорах" на белых кругах что ли нарисованы? Кстати, еще вопросик о машинах павловской группы: в Вашей книге было написано, что прибывшая под Казань группа была оснащенна 9-ю "Ньюпорами" 23 и 2-я "Спадами" 7. Однако затем было написано, что Штурм сел на вынужденную на 24-м. Опечатка, что ли? Так же черезвычайнго интересно узнать на чем перелетел к белым Ефремов? Исходя из того, что Вы и "Боб" упоминали только один "Спад" я предположил, что он сделал это на второй машине. Так ли это? Ну и последнее: а Павлов во время казанской операции только на "Спаде" летал?

В.Кондратьев: Любопытно, любопытно... Однако я так и не понял - звезды на "Ньюпорах" на белых кругах что ли нарисованы? Звезды были на белом фоне. Кстати, еще вопросик о машинах павловской группы: в Вашей книге было написано, что прибывшая под Казань группа была оснащенна 9-ю "Ньюпорами" 23 и 2-я "Спадами" 7. Однако затем было написано, что Штурм сел на вынужденную на 24-м. Опечатка, что ли? Помимо "Ньюпоров-23", было еще два 24-х. На одном из них до своего бегства к белым летал Штурм. Ефремов перелетел на 23-м. Исходя из того, что Вы и "Боб" упоминали только один "Спад" я предположил, что он сделал это на второй машине. Так ли это? Ну и последнее: а Павлов во время казанской операции только на "Спаде" летал? Не знаю почему, но все боевые вылеты под Казанью Павлов совершил на "Ньюпоре-23". "Спады" там, вообще, практически не летали. Возможно, были неисправны.

E_Ushakow: Честно говоря я немного запутался - получается, что 24-е попали в группу уже после ее прибытия на казанский фронт? И можно ли рассмотреть 24-е на упоминаемой Вами фотке?

В.Кондратьев: Честно говоря я немного запутался - получается, что 24-е попали в группу уже после ее прибытия на казанский фронт? Почему? С самого начала они были. И можно ли рассмотреть 24-е на упоминаемой Вами фотке? Нет, на фотке видны только 23-и.

Доктор Фризман: А как можно увидеть вышеупомянутые фотографии?

В.Кондратьев: В декабре (тьфу, тьфу, тьфу через левое плечо) выйдет очередная наша с Маратом книШка про "гражданку", там все и увидите. А пока не имею права, договор с издательством, однако. ЗЫ. Предварительные заказы принимаются. Цену я пока не знаю, но, надеюсь, что уложатся в 300-350 рублей.

E_Ushakow: Возвращаясь к обьекту названием которому обязана данная тема (т.е. к Морану-парасолю): любопытно а на крыльях народоармейских Моранов полосы были?

В.Кондратьев: E_Ushakow пишет: Возвращаясь к обьекту названием которому обязана данная тема (т.е. к Морану-парасолю): любопытно а на крыльях народоармейских Моранов полосы были? Трудно сказать, фоток нет. Во всяком случае, на разбитый под Казанью народоармейский "Вуазен" их нанести не успели. Там на крыльях и на хвосте обычные русские "кокарды".

E_Ushakow: В.Кондратьев пишет: Трудно сказать, фоток нет. Во всяком случае, на разбитый под Казанью народоармейский "Вуазен" их нанести не успели. Там на крыльях и на хвосте обычные русские "кокарды". Получается относительно точная информация только по "Лебедям" имеется? А как насчет "Ньюпоров"? Например того, за которым Павлоа гонялся?

E_Ushakow: Видимо мой последний вопрос никто не заметил...

В.Кондратьев: Отсутствие ответа означает отсутствие информации. Или Вам обязательно надо получить ответ типа "Не могу знать, Ваше благородие!"?

E_Ushakow: Да ладно Вам обижаться то... Просто я подумал, что мое сообщение не заметили... Кстати, как там с книгой дела обстоят? ее в первой декакде декабря ожидать можно или позже? А то уж не в терпеж



полная версия страницы