Форум » Гражданская война в России и первые послевоенные конфликты » Белые авиашколы » Ответить

Белые авиашколы

Oldspy: Хотелось бы получить побольше информации об авиашколах в Спасске и в Харбине в период 1918 - 1919 г.г. - кто учил, кто учился, на чем летали, в общем интересно все

Ответов - 3

Авиатор: Старипавлов Цветко Дмитриевич - В 1919 году – начальник Спасской авиационной школы

Петрова: Бунин Борис Иванович в 1919 году служил в авиашколе. Петрова из якутска

Михаил: Вот некоторые фрагменты "Записок Смольянинова": Из записи от 8.07.1918.: - Здесь же [в Харбине] познакомился с кап. Кусовым, военным лётчиком, вернувшимся из-за границы после неудачных попыток пробраться на Француз¬ский фронт. Где-то в Гайфонге он встретился со шт. к. Якубовским и Пригоровским. Оба они также не доехали, вернулись во Владивосток, едва не запи¬савшись в Иностранный французский легион, где человек связывался с солдатчиной 5-летним контрактом. от 9.07.1918.: - Капитану Кусову поручено организовывать авиационную школу при харбинском аэроклубе. от 8.10.1918: - Вечер провёл в Железнодорожном собрании за ужином с кап. Кусовым, пор. Муромцевым и шт.к. Бушуевым - все лётчики. Кусов работает по формированию авиашколы в Харбине, есть два учебных "Фармана" и один "Моран-Парасоль" с запасными частями. Последний удалось отыскать где-то в районе Иркут¬ска. Остальные аппараты, шедшие ещё до большевиков в школу, где-то про¬пали. -------------------------------------------------------------------------------------------------- О первых шагах по созданию пока что не авиашколы, но авиацентра в Спасском: запись от 21. 10.1918: - Абсолютно не было времени писать. По приезде из Спасского я был страшно занят. Составил список того, что можно получить из таможни: много полезных для авиации вещей. Моторов на складах таможни не оказалось. Как я узнал потом в Управлении строительства крепости, последние из них ушли в Россию ещё в октябре прошлого года. Судя по таможенным книгам, в разгар войны во Владивостокский порт прибывало до 1000 судов в год, до войны же - до 200 только. Узнал затем у ген.-майора Маринича, что товары из таможни можно получить только за плату, что стоило бы нам мил¬лионов, однако полк. Бутенко обещал помочь реквизицией. Японцы и чехи берут себе всё что понравится, мы же не можем, т.к. большинство грузов не оплачено. Чехи, например, взяли себе 80 автомо¬билей, нашей же армии ничего не осталось! Кроме хождения по разным учреждениям, я занимаюсь с утра до поздней ночи составлением штатов отрядов, дивизионов и т.д. Нудная, но необхо¬димая работа! Впервые чуть ли не за год я чувствую себя действительно по горло занятым. В авиации у нас идёт теперь собирание распылённого по Сибири имущества, собираются лётчики со всех частей света. Из Англии и Америки приехали на днях несколько лётчиков, попасть там в авиацию не удалось и им. Постепенно выясняется, где какой груз оставлен большевиками. К Калмыкову попало 2 аэроплана, один аэроплан обнаружен где-то на полпути ме¬жду Хабаровском и Благовещенском. Недавно я встретился здесь с Шангиным, он вернулся из Омска. Автори¬тет Бойно-Родзевича вполне признан. Собирается организовать отряд для поездки на "Уральский фронт". В состав отряда войдут: японский аппарат из Семёновского отряда, аппарат, найденной между Хабаровском и Благове¬щенском, 2 "калмыковских" аппарата. Всего, таким образом, - 4 машины. На фоне этого, собираются дать Семёнову 2 аппа¬рата ещё и японцы. Шангин уехал в Хабаровск отбирать аппараты у Калмыкова, звал меня с собой, но Бойно-Родзевич попросил меня пока не ездить, помочь ему. Коль у Шангина дело наладится, я, конечно, поеду с ним на фронт. О лётчиках, работающих там, он вынес самое отвратительное впечатле¬ние: собралась там всё молодёжь, ничего не делающая, пьянствующая, не заботящаяся о тех немногих машинах, которыми они располагают. Это уже созда¬ло о них дурную славу. Возглавил авиацию там "Увофлот" - "Управление Военного Воздуш¬ного флота", во главе с кап. Борейко, моим старым знакомым, абсолютно непригодным для такого поста и совершенно не боевым лётчиком. Кроме того, само Управление, во главе которого он стал, как учреждение всецело бюрократическое, достаточно противно каж¬дому строевому лётчику, т.к. оно всю войну снабжало нас устаревшими, негодными аэропланами. Поэтому все мы, находящиеся в районе Харбин - Владивосток лётчики, послали телеграмму за своими подписями Наштаверху с просьбой не утверждать такого назначения, идущего вразрез с требованиями такого живого дела, как авиация, выдвигая, до появления более опытного, автори¬тетного лётчика, - кандидатуру подполковника Бойно-Родзевича. Жаль, что и в авиации существует уже двоевластие: и она не избегла нашей общерусской болезни. "Авиадармом" на "красной" стороне служит военный лётчик, подполков¬ник Воротников, хорошо всем известный. Все удивляются! Лётчики там получают содержание тысячами рублей в месяц. По чехо-словацким сведениям, для них идут из Америки 25 аэропланов. от 22.10. 1918.: - Всё же, работа, совершённая здесь под руководством полк. Бойно-Родзевича, велика, и начата по многим отраслям авиации. Постепенно приводится в по¬рядок спасский аэродром, где будет создан главный аэродром Сибири, начи¬нается производство бомб для аэропланов, организуется дело постройки собственных русских моторов для авиации в 300 л.с., собираются лётчики, технический материал, вырабатываются штаты разных учреждений, выписыва¬ются книги по авиации из Америки и т.д. Работа не пропадёт бесплодно.




полная версия страницы