Форум » Гражданская война в России и первые послевоенные конфликты » Таинственный Фарман » Ответить

Таинственный Фарман

E_Ushakow: В свое время я встречал в литературе фотографию большевицкого "Фармана", в кабине которого сидели, если верить подписи, досточтимые красвоенлеты Грабе и Шульц. Датирована она была, кажется, 1919. Но, что интересно, на гондоле "Фармана" был украинский тризубец. Если я правильно все понимаю Грабе и Шульц летали на трофейной петлюровской машине. Известны ли кому какие нибудь данные об этом аэроплане? Есть ли еще какие нибудь фотографии?

Ответов - 30, стр: 1 2 All

E_Ushakow: Его взяли в Киеве, а не в Виннице

Wladyslaw: Вы это знаете точно? Тогда я Вас поздравляю. Но я за что купил, за то и продаю: в книге Тынченко таки написано "у Вінниці".

E_Ushakow: Моя вина, если честно, что так написано. Насчет Киева точно.


Wladyslaw: E_Ushakow пишет: Моя вина, если честно, что так написано. Насчет Киева точно. Ну да. А прежде Вы так же точно знали, что в Виннице Чтобы быть настолько уверенным, нужны факты. Какие же, если не секрет?

E_Ushakow: Не надо ко мне придираться, ОК? Упоминание о двух разведках из Винницы совершенных Грабом и Шульцем на этом Фармане в марте 1919 была причиной таких соображений. Модель этого Фармана (хотя и не совсем отвечающая действительности, что доказывают фотки) есть в Центральном Доме авиации и космонавтики им.Фрунзе в Москве. Данные о двух разведках кажеться оттуда же. А то что машина была в составе 24-го РАО еще Киеве в январе 1919 подтверждают 2 новые фотографии. Не мои и поэтому показать, к сожалению, не смогу.

Wladyslaw: - Господи, Иван Василич!.. (с) Шурик Даже не думал к Вам придираться! Но ведь Вы же когда-то сами начали данную тему, а потом вдруг о ней забыли (или забили?). Ведь сколько всего интересного смогли раскопать по "таинственному Фарману", отчего же с народом не поделиться-то?! Не удивительно, что красные использовали для разведки самолет с незакрашенными украинскими ОЗ. Меня более удивляет, что в московском ЦД авиации (с советских времен ) выставляется модель Фармана с "петлюровским" тризубом. А какие тогда знаки у него на крыльях и хвосте? И что значит "не совсем отвечающая действительности"? Вы пишете аж про два новых фото - можно ли будет когда-нибудь их увидеть (в статье, книге)? Или владелец не собирается их показывать вообще?

E_Ushakow: Wladyslaw пишет: забыли (или забили?). Скажем так - просто выяснил как дело обстояло на самом деле и счел нецелесообразным возращаться к этой теме Для меня остаеться вопросом другое - а был ли это петлюровский самолет. В смысле из действующей части. Просто возможно он был на балансе какого то из киевских авиапарков, украинизация которого была проведена еще в 1917. Тоесть тризуб вполне мог быть нарисован еще тогда Wladyslaw пишет: Меня более удивляет, что в московском ЦД авиации (с советских времен) выставляется модель Фармана с "петлюровским" тризубом А вот насчет тризуба Вы неугадали - на моделе просто кокарды, хотя и значиться, повторяю, что это Фарман на котором летали Граб и Шульц Wladyslaw пишет: А какие тогда знаки у него на крыльях и хвосте? И что значит "не совсем отвечающая действительности"? См. выше что это значит. А так, на оригинальном чистый хвост и кокарды на крыльях, на моделе кокарды еще и на гондоле и на хвосте Wladyslaw пишет: Вы пишете аж про два новых фото - можно ли будет когда-нибудь их увидеть (в статье, книге)? Ну это от владельца зависит, но наверное все таки можно. Именно в статье или книге

Wladyslaw: E_Ushakow, спасибо! Вполне исчерпывающий ответ. Упомянутая модель, таким образом, не просто "не совсем отвечает действительности", а вообще "от фонаря", если, конечно речь идет об одном и том же "Фармане". Вопрос о знаках на нижней поверхности крыльев тоже не выяснен. Скорее всего, трехцветные кокарды, возможно - красные круги или какой-нибудь вариант чёрных тризубов (не исключено). Должен заметить, однако, что в 1917 тризуб нарисовать не могли. Версию о том, что трофей был взят в Киеве - можно признать убедительной, хотя он вполне мог быть захвачен красными в Харькове или, например, Полтаве.

E_Ushakow: Ну если верить "Крыльям Украины" Харука, то все таки национальная атрибутика появилась скажем на солдатах охраны авиапарка (кажеться 5-го, на вскидку не помню, к сожалению) как раз в 1917 после украинизации оного, так отчего же не мог появиться намалеваный от руки тризуб на машине которая была на хранении в авиапарке??? Думаю, что модель показывает все таки тот Фарман. Просто ну не могли тогда (а модель на секундочку 20-ых лет и неисключено, что она делалась со слов или даже одним из красных летчиков на ней летавших) дать ее с тризубом Также Вы не совсем правильно меня поняли - на оригинальном самолете на крыльях снизу были именно кокарды. Тризуб только на гондоле. Впрочем я неисключаю, что в дальнейшем (т.е. на известных фото Фарман мог быть показан по состоянию сразу после захвата) тризуб могли например смыть, а кокарды (те что снизу) закрасить красными кругами (как на других аэропланах 24-го РАО, фотки которых нам известны). А может летали с тризубом и старыми опознавалками, черт их знает. Поле для домыслов, иными словами, пока еще весьма широкое

Wladyslaw: В украинизированных частях национальная атрибутика была представлена в виде желто-голубых бантов на груди, нарукавных повязок или подложек под кокарды РИА. Где-то в начале 1918-го для козаків Центральной Рады утвердили металлическую кокарду в виде голубого щитка с золотым архангелом Михаилом (герб Киева и один из кандидатов на герб УНР) и небольшим Тризубом сверху. Тогда же в ходу была матерчатая кокарда национальных цветов. Вплоть до весны 1918-го про тризубы не было и речи, тем более в период украинизации. Тот вариант тризуба, что на гондоле "фармана" соответствует принятому в конце марта 1918 г., до этого рисовали несколько другой формы и с крестом. А в остальном - совершенно с Вами согласен. Поле для домыслов пока еще весьма широкое.



полная версия страницы