Форум » Гражданская война в России и первые послевоенные конфликты » Таинственный Фарман » Ответить

Таинственный Фарман

E_Ushakow: В свое время я встречал в литературе фотографию большевицкого "Фармана", в кабине которого сидели, если верить подписи, досточтимые красвоенлеты Грабе и Шульц. Датирована она была, кажется, 1919. Но, что интересно, на гондоле "Фармана" был украинский тризубец. Если я правильно все понимаю Грабе и Шульц летали на трофейной петлюровской машине. Известны ли кому какие нибудь данные об этом аэроплане? Есть ли еще какие нибудь фотографии?

Ответов - 30, стр: 1 2 All

E_Ushakow: Товарищи, ну все таки, как насчет данных по "Фарману"?

Сергей Климов: Тоже Фарман, но не украинский

E_Ushakow: "Эстонец", однако...


Сергей Климов: О та,та, эстонский аэроплан. Самое смешное, что на известном аукционе он позиционируется, как русский (каким он впрочем и является) 1919 г. гражданская война в России, но правда в конце подписи всё же стоит Эстония.

E_Ushakow: А имена атфажных аффиатороф прифодятса?

Сергей Климов: Nein. Ох простите пашалуйста нет.

Wladyslaw: А случайно не те ли это авиаторы Грабе и Шульц, которые упоминаются на соседней ветке форума (в рубрике "Моделизм" - "Сопвич Полуторастоечный")? Правда, там Граб, а не Грабе, но уж очень похоже. Ув. Марат и Вячеслав могли бы, наверное, внести ясность. Интересно увидеть и саму фотографию, тогда было бы понятнее - трофейная машина или нет.

E_Ushakow: Мэтры остались глухи к моим просьбам, а вот один мой однополчанин Василий нет (за это ему БААЛЬШАЯ СПАСИБА)! Дамы и господа - "Фарман" Граба и Шульца!

Wladyslaw: Однозначно УНРовский аэроплан (судя по форме Тризуба)! А точно это КРАСвоенлеты Граб и Шульц? Может, просто неправильная атрибуция снимка? Конечно, перелеты с украинской стороны на красную имели место быть, но вряд ли пилоты РККВФ летали бы с такой символикой. Разве что снимок сделан сразу после "пленения" самолета.

E_Ushakow: Я думаю, что это машина уже во время службв в 24-м РАО. Напомню Вам о окраске LVG C.V Тарсова из этой же части - на нижних плоскостях нижних крыльев, фюзеляже и оперении нанесены красные круги, а на верхних плоскостях верхних крыльев старые опозновательные знаки - немецкие кресты (http://avia-hobby.ru/publ/col_ww1/pic/LVG/LvgC5_107x_18.jpg). Еще в аналогичной окраске летал DFW из той же части. Окраска данного самолета ВЕРОЯТНО была следующая - гондола цвета неокрашенного дерева, полотнянные крыля и оперение, на нижних плоскостях нижнего крыла поверх украинских тризубов нарисованы красные круги, красный круг на вертикальном оперении (о горизонтальном ничего не могу сказать, так как не имею не малейшего понятия чей постройки был этот аппарат и были ли у него на горизонтальном оперении опознавательные знаки). Любопытно, что на этом аппарате было на верхних плоскостях верхних крыльев -незакрашееные тризубы???? старые царские кокарды до которых у пелюровцев руки не дошли, в то время когда это был их аэроплан???? тризубы нарисованные поверх кокард????

E_Ushakow: Wladyslaw пишет: А точно это КРАСвоенлеты Граб и Шульц? Так в журнале указано

Wladyslaw: E_Ushakow пишет: Любопытно, что на этом аппарате было на верхних плоскостях верхних крыльев -незакрашееные тризубы???? старые царские кокарды до которых у пелюровцев руки не дошли???? тризубы нарисованные поверх кокард???? Не могу знать! Тризуб на гондоле точно украинский, а что было на крыльях - история, наверное, умалчивает...

E_Ushakow: Я уже высказал свои предположения на этот счет

Доктор Фризман: Wladyslaw пишет: Однозначно УНРовский аэроплан (судя по форме Тризуба)! А какого цвета был сей Тризуб? Желтый? Белый? Нарисован поверх гондолы либо на синем фоне? И есть ли "полная" его версия ?

Боб: E_Ushakow пишет: А имена атфажных аффиатороф прифодятса? Пилотировал эту машину 15.02.1919 Карл Хаас.

E_Ushakow: В продолжение темы об эстонцах

avk tehnik: Друзья, срочно нужна инфа по креплению расчалок парных лыж на Фарсалях!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Очень, очень надо!!!!!!!!!!!!! Ни как не могу разобраться с представленным здесь фото украинского фарсаля! Откуда и куда идут эти хр. расчалки?!!

Цдфв: [IMG]http://i043.radikal.ru/1107/c4/dd6973f4d6b4t.jpg[/IMG][/URL]

Сергей Климов: Цдфв Скопируйте самую нижнюю ссылку, напротив надписи Форум BBCode и зарегистрируйтесь пожалуйста.

Wladyslaw: Тема "таинственного Фармана" не была обойдена ни в "Крилах України" А. Харука, ни в "Героях українського неба" Я. Тинченко. Правда, в первой работе помещен рисунок подобной машины в полете спереди-сбоку, - так, что ОЗ как бы "не видны". По этому поводу в аннотации говорится: "Запорожский авиаотряд, февраль-март 1918 г. ...Самолет имеет потемневшую от времени оригинальную окраску. Неизвестно, были ли на нем перекрашены старые российские опознавательные знаки.., но на носу гондолы был нарисован тризуб голубого цвета". В более свежей (по времени и фактажу) книге Тинченко на стр.29 в уголке размещено ма-аленькое фото самолета с Грабом и Шульцем в гондоле. Снимок подписан: "Захваченный советскими войсками в Виннице самолет "Фарман-30" с нарисованным впереди тризубом, март 1919 г." Похожий аппарат с голубым же трафаретным тризубом на носу гондолы попал даже на обложку "Героев...". Правда, имеется в виду "Фарман" из состава Галицкой авиации, на котором весной 1918-го летал (и погиб) Джамбулат Кануков.

E_Ushakow: Его взяли в Киеве, а не в Виннице

Wladyslaw: Вы это знаете точно? Тогда я Вас поздравляю. Но я за что купил, за то и продаю: в книге Тынченко таки написано "у Вінниці".

E_Ushakow: Моя вина, если честно, что так написано. Насчет Киева точно.

Wladyslaw: E_Ushakow пишет: Моя вина, если честно, что так написано. Насчет Киева точно. Ну да. А прежде Вы так же точно знали, что в Виннице Чтобы быть настолько уверенным, нужны факты. Какие же, если не секрет?

E_Ushakow: Не надо ко мне придираться, ОК? Упоминание о двух разведках из Винницы совершенных Грабом и Шульцем на этом Фармане в марте 1919 была причиной таких соображений. Модель этого Фармана (хотя и не совсем отвечающая действительности, что доказывают фотки) есть в Центральном Доме авиации и космонавтики им.Фрунзе в Москве. Данные о двух разведках кажеться оттуда же. А то что машина была в составе 24-го РАО еще Киеве в январе 1919 подтверждают 2 новые фотографии. Не мои и поэтому показать, к сожалению, не смогу.

Wladyslaw: - Господи, Иван Василич!.. (с) Шурик Даже не думал к Вам придираться! Но ведь Вы же когда-то сами начали данную тему, а потом вдруг о ней забыли (или забили?). Ведь сколько всего интересного смогли раскопать по "таинственному Фарману", отчего же с народом не поделиться-то?! Не удивительно, что красные использовали для разведки самолет с незакрашенными украинскими ОЗ. Меня более удивляет, что в московском ЦД авиации (с советских времен ) выставляется модель Фармана с "петлюровским" тризубом. А какие тогда знаки у него на крыльях и хвосте? И что значит "не совсем отвечающая действительности"? Вы пишете аж про два новых фото - можно ли будет когда-нибудь их увидеть (в статье, книге)? Или владелец не собирается их показывать вообще?

E_Ushakow: Wladyslaw пишет: забыли (или забили?). Скажем так - просто выяснил как дело обстояло на самом деле и счел нецелесообразным возращаться к этой теме Для меня остаеться вопросом другое - а был ли это петлюровский самолет. В смысле из действующей части. Просто возможно он был на балансе какого то из киевских авиапарков, украинизация которого была проведена еще в 1917. Тоесть тризуб вполне мог быть нарисован еще тогда Wladyslaw пишет: Меня более удивляет, что в московском ЦД авиации (с советских времен) выставляется модель Фармана с "петлюровским" тризубом А вот насчет тризуба Вы неугадали - на моделе просто кокарды, хотя и значиться, повторяю, что это Фарман на котором летали Граб и Шульц Wladyslaw пишет: А какие тогда знаки у него на крыльях и хвосте? И что значит "не совсем отвечающая действительности"? См. выше что это значит. А так, на оригинальном чистый хвост и кокарды на крыльях, на моделе кокарды еще и на гондоле и на хвосте Wladyslaw пишет: Вы пишете аж про два новых фото - можно ли будет когда-нибудь их увидеть (в статье, книге)? Ну это от владельца зависит, но наверное все таки можно. Именно в статье или книге

Wladyslaw: E_Ushakow, спасибо! Вполне исчерпывающий ответ. Упомянутая модель, таким образом, не просто "не совсем отвечает действительности", а вообще "от фонаря", если, конечно речь идет об одном и том же "Фармане". Вопрос о знаках на нижней поверхности крыльев тоже не выяснен. Скорее всего, трехцветные кокарды, возможно - красные круги или какой-нибудь вариант чёрных тризубов (не исключено). Должен заметить, однако, что в 1917 тризуб нарисовать не могли. Версию о том, что трофей был взят в Киеве - можно признать убедительной, хотя он вполне мог быть захвачен красными в Харькове или, например, Полтаве.

E_Ushakow: Ну если верить "Крыльям Украины" Харука, то все таки национальная атрибутика появилась скажем на солдатах охраны авиапарка (кажеться 5-го, на вскидку не помню, к сожалению) как раз в 1917 после украинизации оного, так отчего же не мог появиться намалеваный от руки тризуб на машине которая была на хранении в авиапарке??? Думаю, что модель показывает все таки тот Фарман. Просто ну не могли тогда (а модель на секундочку 20-ых лет и неисключено, что она делалась со слов или даже одним из красных летчиков на ней летавших) дать ее с тризубом Также Вы не совсем правильно меня поняли - на оригинальном самолете на крыльях снизу были именно кокарды. Тризуб только на гондоле. Впрочем я неисключаю, что в дальнейшем (т.е. на известных фото Фарман мог быть показан по состоянию сразу после захвата) тризуб могли например смыть, а кокарды (те что снизу) закрасить красными кругами (как на других аэропланах 24-го РАО, фотки которых нам известны). А может летали с тризубом и старыми опознавалками, черт их знает. Поле для домыслов, иными словами, пока еще весьма широкое

Wladyslaw: В украинизированных частях национальная атрибутика была представлена в виде желто-голубых бантов на груди, нарукавных повязок или подложек под кокарды РИА. Где-то в начале 1918-го для козаків Центральной Рады утвердили металлическую кокарду в виде голубого щитка с золотым архангелом Михаилом (герб Киева и один из кандидатов на герб УНР) и небольшим Тризубом сверху. Тогда же в ходу была матерчатая кокарда национальных цветов. Вплоть до весны 1918-го про тризубы не было и речи, тем более в период украинизации. Тот вариант тризуба, что на гондоле "фармана" соответствует принятому в конце марта 1918 г., до этого рисовали несколько другой формы и с крестом. А в остальном - совершенно с Вами согласен. Поле для домыслов пока еще весьма широкое.



полная версия страницы