Форум » Гражданская война в России и первые послевоенные конфликты » Материалы по НАЧВОЗДУХФЛОТСИБу полк. Смольянинову М.С. » Ответить
Материалы по НАЧВОЗДУХФЛОТСИБу полк. Смольянинову М.С.
Михаил: Есть в моём архиве весьма любопытные документы: три солидных тетради дневниковых записей штабс-капитана, а затем и полковника М.Смольянинова за период с конца 1917 по май 1919гг. В 1-ую мировую он был лётчиком 3-го авиаотряда, командиром 5-го, 8-го и 1-го Туркестанскиго авиаотрядов, кавалером многих наград, в том числе и георгиевского оружия (его боевой путь см. в кн. "Авиаторы - кавалеры орд. св. Георгия и георг. оружия Первой мировой войны"М., 2006, стр. 268-269), в мае 1917 из-за притеснений солдатских советов и видя полный развал русской армии, не желая участвовать в саботаже и т.п., перелетел со многими приключениями и даже ранением через линию боевых действий на Салоникский фронт, воевал в частях союзников у полк. Дэвиса, заработал Военный Крест , однако, воодушевлённый корниловским выступлением, в ожидании перемен в России, в сентябре 1917 перелетел обратно, установив при этом рекорд дальности полёта на одной заправке. Но сознательные революционные солдаты отобрали у него самолёт, а самого офицеришку , как прислужника старого строя, стали гнобить почём зря, и он, видя бесперспективность своих усилий, , бросив всё, уехал куда подальше и остановился лишь на Дальнем Востоке. Приняв решение о присоединении к вооружённой борьбе с большевиками, вступил сначала в отряд полк. Орлова, затем служил у атамана Семёнова, безуспешно пытался вернуться на Македонский фронт к союзникам, много времени положил на бесперспективные попытки создания своего авиаотряда, совершая длительные и никчёмные поездки в Китай, Японию и т.д., и наконец примкнул к Колчаку, заняв в конце концов пост начальника Воздушного Флота Сибирской армии . Но повоевать со своими ему так и не пришлось: 20 мая 1919г. он сгорел в воздухе на своём "Альбатросе". Было ему только 29 лет. Вся эта грустная и поучительная история в своё была мной расшифрована и перепечатана на машинке, составив пухлый том в 350 стр. Интересуют ли кого-нибудь его записки? Человек он интересный, упоминания о нём разбросаны в периодике и книгах того времени, но даже мемуарная статья о нём в "Военной Были", №17 за 1954г. , как и статья в "Авиаторах - кавалерах...", грешат многими неточностями и даже серьёзными ошибками. Он, кстати, является автором и публикатором первого перевода на русский язык знаменитых записок Манфреда фон Рихтгоффена (изданы в белой Сибири в 1919). Обидно, если этот незаурядный и много сделавший человек так и канет бесследно в небытие. У кого есть серьёзный к этому интерес, пишите. С уважением, Михаил.
Ответов - 29, стр:
1 2 All
NightFlightAs: Михаил! Интерес есть. Очень мало про него информации в инете. О его пребывании на македонском фронте всего несколько строк: упомянутая вами статья из "ВБ", № 11, ноябрь 1954, да немного в теме http://aviaww1.forum24.ru/?1-8-0-00000004-000-10001-0-1213778744 Вопросов два: сколько стоит и как получить?
Михаил: Благодарю за проявленный интерес. Я не говорил, что собираюсь продавать его, хотя может случиться и такое "в минуту жизни трудную". Не зарекаюсь. Хоть и прикипела душа к нему: лет 15 назад я чуть не год расшифровывал и перепечатывал его одним пальчиком на машинке ночами после работы... Я подумывал о том, что, быть может, опубликовать его где-либо, хоть в отрывках. Что по этому поводу можно придумать? Я-то от всего этого весьма далёк, к сожалению. Может, что присоветуете? С уважением, Михаил, Москва.
NightFlightAs: Предлагаю два варианта. 1. Можете сделать ксерокопию, а могу сделать это и сам, если доверите оригинал. Готов купить даже ксерокопию у вас при встрече, если надумаете. Сам же смогу преобразовать в текстовый файл и переслать (передать, вернуть) его вам. 2. Оцифровать, т.е. как минимум сделать фото с хорошим разрешением каждой страницы для последующей обработки изображений программой типа FineReader, чтобы получить такой же текстовый файл. P.S. Опубликовать готовый (текстовый) вариант вы сможете как самостоятельно, так и доверить мне. Думаю данная публикация очень заинтересует всех участников данного форума! С уважением, Владимир, Москва
Авиатор: Михаил посмотрите ЛС
Михаил: Буду думать. Спасибо.
NightFlightAs: Михаил! Вы вправе поступать так как вам захочется! Я не конкурент другим участникам форума, но меня очень интересует уже упомянутая здесь тема "Русские авиаторы на Салоникском фронте", http://aviaww1.forum24.ru/?1-8-0-00000004-000-10001-0-1213778744 в частности, период пребывания М.Смольянинова на этом фронте и за что он получил там иностранные награды... Михаил пишет: ...в мае 1917 из-за притеснений солдатских советов и видя полный развал русской армии, не желая участвовать в саботаже и т.п., перелетел со многими приключениями и даже ранением через линию боевых действий на Салоникский фронт, воевал в частях союзников у полк. Дэвиса, заработал Военный Крест , однако, воодушевлённый корниловским выступлением, в ожидании перемен в России, в сентябре 1917 перелетел обратно, установив при этом рекорд дальности полёта на одной заправке. Если вам не трудно, то не смогли бы вы опубликовать на указанной теме самые общие сведения по интересующим меня вопросам, да и наших братьев-славян - сербов, с которыми я обмениваюсь информацией?
Михаил: Вечер добрый, Найтфлайтас! Дело в том, что я располагаю только последними 3 тетрадями дневников, - с дек. 1917, а первые 7 тетрадей, увы, утрачены. То есть велись они уже после его возвращения в Россию. Попробую всё же поискать какие-то крохи из сведений, сообщаемых им о прошлых событиях. Что же касается наград, то он не упоминает ничего, кроме "кросс де гер", да и тот он вернул во фр. миссию после отказа союзников, точнее, чиновников миссии, принять его обратно. В общем, что найду, постараюсь выложить. Но, насколько помню, там крохи информации по теме, вас занимающей. С уважением, Михаил.
Михаил: Вот, надёргал кое-что. О Салониках М.С. практически не вспоминает, разве что в письме кап. Сазерленду. (см. скан). А вот о сербах, братушках наших, он пишет охотнее и не без раздражения. И было за что. Хотя, конечно, осн. вина за те безобразия ложится на чиновников англ. и фр. миссий. Ну и, разумеется, на сербское начальство. Политиканы хреновы! А суть вот в чём: поначалу ему и ещё нескольким офицерам в сходном положении была твёрдо обещана в англ. и фр. миссиях скорая отправка на англ. пароходе из Дайрена вместе с сербскими войсками на Салоникский фронт, либо в Америку на формирование частей. Причём русская миссия оплачивала эту доставку! Они купились на обещания и отправились в Дайрен - ждать у моря погоды. Помурыжили их там , да и дали полный отлуп, причём в оскорбительной форме, что и вынудило М.С. вернуть "союзничкам" свой французский крест - единственную из своих наград, кот. он продолжал носить всё то время. А ведь было их у него немало - весь ряд от IV-й Анны до Владимира, плюс георгиевское оружие. В общем, не нужны были русские тогда никому, разве что на предмет лягнуть побольнее... Ничего не напоминает? Вот вам и братушки. Союзнички, .... . А ведь даже Такаки, вражина, агент японских спецслужб, и тот им сочувствовал и возмущался сербами! В общем, вот некоторые сканы машинописной расшифровки текста. На форзаце одной из тетрадочек дневника наклеены эти сторонки от папиросных пачек. Наглядная агитация. Красотища! Хороши же были представления о прядке у атамана Семёнова… Опять бьют кого-то и спасают Россию. У нас без этого - ну никак!
NightFlightAs: Спасибо, Михаил! Как интересно! На теме "Русские авиаторы на Салоникском фронте" только недавно опубликовал дневник капитана Джона Роберта Вильсона, сослуживца упомянутого вами (точнее Смольяниновым) капитана Сазерленда. Как тесен мир... NightFlightAs пишет: Еще одно упоминание о русских пилотах на Салоникском фронте. И снова загадка!? Дневник Капитана Джона Роберта Вильсона. В своем дневнике, в частности в записи от 27 марта 1917 года, он вскользь упоминает о встрече с двумя сербскими и двумя русскими пилотами, один из которых по имени - Николай (Николас). цитата: ...Tuesday 27th March Rather dull this morning. Went round the hangers with Sutherland. Still waiting for orders. Went into Salonique with Dales, Brooks and Sutherland. Had tea at Flocas, then a haircut and bath. Dined at the ???? Militaire and went with Dale to the "Gaiety". Met two very nice Serbians (Aviators) and two Russians (Nikolas was one). Raining very heavily all evening up till 11pm. Got back to camp at midnight... The diary of Captain John Robert Wilson http://www.qsl.net/gm0fne/diaryt~1.htm Из летчиков двух групп прибывших в Сербию в 1917-1918 был только один с таким именем - Николай Младов, но он, как гласит история, прибыл лишь в начале 1918 года.
NightFlightAs: Что-то создатель темы умолк... Несколько упоминаний о М.Смольянинове в мемуарах В.М.Ткачева "Крылья РОССИИ" ...Для ознакомления с VIII корпусным авиационным отрядом, который включился отныне в состав моего дивизиона, я вылетел в его расположение. Это был образцовый разведывательный отряд. Его возглавлял неустрашимый и настойчивый в выполнении боевых задач начальник— военный летчик штабс-капитан АИ.Олейник. Здесь я познакомился с интересным и оригинальным представителем русской разведывательной авиации — военным летчиком поручиком М. С. Смольяниновым, летавшим с протезом. При каких обстоятельствах он потерял ногу — мне неизвестно, но то, что он продолжал полеты (да еще какие!) после постигшей его катастрофы — красноречивее всяких слов говорило о его отношении к авиации. Смольянинов питал особое пристрастие к немецким пленным аэропланам. Я застал его на новом «L. V. G.», на котором он летал до конца войны, а в 1917 году совершил перелет через всю Болгарию на Салоникский фронт и обратно. По натуре Смольянинов был замкнут и угрюм, но свои боевые обязанности он выполнял спокойно, непоколебимо, несмотря ни на какие трудности, считая, что этим выполняет свой священный долг перед Родиной. За все это Смольянинов пользовался заслуженным уважением и всеобщей любовью в отряде... И еще... ...В тот же день, после обеда, я отправился в VIII корпусный отряд. Здесь все офицеры-летчики были мне знакомы. Не было только капитана Олейника, который теперь командовал VI авиационным дивизионом на левом фланге Румынского фронта. Во главе VIII отряда стоял штабс-капитан Смольянинов. Я попросил его собрать всех солдат двумя группами, отделив мотористов от остальной команды отряда, и сказал, что говорить с рядовыми буду в отсутствие офицеров. Когда солдаты собрались, я обратился к ним со следующими словами: — Прежде всего вас прошу быть совершенно откровенными и правдивыми со мной. Вы должны открыто объяснить, что у вас произошло в отряде. Почему появились какие-то нелады между вами и офицерами? Разве ваши офицеры теперь стали другими, хуже, чем были раньше? — Никак нет! — дружно ответили рядовые. — Если это так, то мне непонятно, что же вам теперь в них не нравится? — Они сторонятся от нас, будто мы для них стали хуже! — бойко заявил один из разбитных солдат. — Ну, если ничего плохого у вас с офицерами не было, то это еще поправимо, — сказал я. — Надеюсь, что жизнь в отряде наладится. Отныне вы, как полноправные граждане нашей свободной родины, должны жить ее интересами. Война еще продолжается. Перед нами стоит враг, вооруженный до зубов, а следовательно, наша авиация должна быть по-прежнему бдительной и боеспособной. Не нарушайте же и вы неладами с офицерами боеспособности своего славного отряда. Разговор с мотористами был проще. Впрочем, отношения между офицерами и мотористами оставались хорошими. А вот с офицерами разговаривать было уже труднее, но мне все же удалось убедить их и внушить, как надо вести себя теперь с солдатами. Труднее всего было сломить начальника. Сурово и требовательно относящийся к самому себе, Смольянинов никак не мог понять, как это в отношении с подчиненными должна проявляться какая-то гибкость. Примирив поссорившихся, я уехал из отряда...(Комментарий. Описанные события происходили уже после Февральской революции.)
Михаил: Вот ещё что было о нём - в старой "Военной Были". С неточностями в датировке его гибели. И коротенькая заметка из "Нового Времени": Русская Цивилизация - www.rustrana.ru Информационно-аналитический и энциклопедический портал ________________________________________ Кузнецов В., Месняев Г., Смольянинов С. и Шатилов В. Памяти друга военного летчика полковника Смольянинова // Военная быль.-1954, №11.-С.24. - Париж. Памяти друга военного лётчика полковника Смолянинова \ "Военная Быль", №11, 1954.\ Есть люди, которых не удовлетворяют обычные жизненные пути, мужественное и страстное сердце которых стремится к новому и неизведанному, двигающему нас вперед. К такой породе людей относился ил наш товарищ, кадет-орловец 60-го выпуска (1909 г.) Миша Смольянинов — серьезней, спокойный, приветливый, аккуратный в подтянутый кадет, с приятным миловидным лицом. В то время как шумная кадетская толпа занималась своими обычными суетными делами, Мишу Смольянинова мы привыкли видеть сидящим за партой, углубленного в сложные математические расчеты, которыми он стремился подкрепить технические изобретения, родившиеся в его мозгу. При этом он всегда, в муках творчества, нещадно тер лоб и ворошил белокурый бобрик. Свою тягу к новому, к новым открытиям и изобретениям, Миша надеялся удовлетворить на морской службе, но в Морской корпус ему попасть не удалось, так как на медицинском осмотре у него были обнаружены признаки дальтонизма, который он после этого настойчиво старался преодолеть, часами перебирая и раскладывая цветные шерстинки, в надежде приучить глаза к их оттенкам. Потерянная морская стихия, однако, нашла замену в другой, не менее, а может быть более, манящей стихии, стихии воздуха. Ко времени выхода М.С. Смольянинова из корпуса, Русская авиация уже становилась на твердую почву, и он, юнкером Михайловского училища, пользуясь своим родством с начальником авиационного отдела Гатчинской Воздух плавательной Школы полковником Ульяновым, стал частым посетителем Гатчины, жадно знакомясь с тогдашними достижениями авиационного дела. Отбыв обязательный строевой стаж в 13-й артиллерийской бригаде, он поступил в Авиационную школу, где, во время одного из учебных полетов, сломал ногу и после всегда ходил с палкой. Началась война, и М.С. Смольянинов выдвинулся в первые ряды блестящих Русских летчиков, участвуя во многих воздушных боях и выполняя ответственные боевые задания, за которые был награжден многими боевыми орденами, включая Георгиевское Оружие. Революция прервала нормальный и славный путь доблестного Русского офицера. Смольянинов не мог мириться с постыдным бездействием, на которое обрекло его распадение Русской армии. Желая продолжать борьбу, он принял смелое решение — перелететь на ближайший от места его службы союзный фронт, каковыми были Салоники. На своем немецком трофейном "Альбатросе", без посадок, он перелетел над неприятельской территорией и фронтом, подвергаясь обстрелу (был легко ранен) и достигнув цели, явился в распоряжение командира Особого Русского Экспедиционного Корпуса в Македонии генерала Дитерихса. Если вспомнить все несовершенство тогдашних летательных аппаратов и всю необычность далекого беспосадочного полета над вражеским расположением, то станет понятной исключительность подвига бесстрашного летчика, подвига, который до сих пор сохранился в памяти боевых товарищей М.С. Смольянинова. На Македонском фронте, состоя в авиационных частях союзных войск, он принял активное участие в воздушных операциях, проявив себя все тем же искусным и бесстрашным летчиком. За свои боевые подвиги он получил ряд иностранных орденов. Однако беспокойное сердце орловского кадета звало его на Родину, и когда, под впечатлением корниловского выступления, ему показалось, что Русская армия возрождается, он испрашивает разрешения вернуться в Россию и получив его, тем же необычным путем, на своем самолете, возвращается домой. Крах всех надежд на восстановление Русской воинской силы заставил Смольянинова искать новых путей для продолжения службы России. Он, вместе с сербскими частями (добровольцами из пленных), перебирается в Сибирь, а затем в Пекин, где тщетно обивает пороги разных союзных миссий, пытаясь получить разрешение на отправку на западный союзнический фронт. Не добившись такого разрешения и бросив в лицо союзным военным бюрократам свои иностранные ордена, он включается в белую борьбу в Сибири, командуя авиационным отрядом в армии ген. Пепеляева. В одном из боевых полетов очень несовершенный аппарат, на котором летел Смольянинов, по неизвестной причине загорелся, и доблестный офицер трагически погиб, как гордый орел, опаливший свои могучие крылья. Гибель его случилась в августе 1919 года, в районе между Пермью и Глазовым, у станции Верещагино. Погребен он был у той же станции, и в гроб была положена его верная палка. При погребении присутствовал двоюродный брат героя, старш. лейт. Головнин. Миша Смольянинов погиб 29 лет. Жизнь его была недолгой, но насыщенной славными и яркими делами, проникнутой напряженным духом, который отличал старых Русских кадет. В славном созвездии кадетских жизней, отданных на алтарь Отечества, короткая жизнь Миши Смольянинова будет, незримо и невидимо для многих, сверкать чистой и немеркнущей звездой. Вечная слава и вечная память да будут ему и всем верным Русским людям, разделившим его судьбу. С любовью и гордостью мы, его сверстники и товарищи, по незабываемым кадетским дням, в год тридцатипятилетия его славной смерти, — склоняем свои седые головы над его далекой, потерянной и покинутой, по незабытой могилой. ...30 мая 1917 летчик 1-го Туркестанского авиаотряда штабс-капитан Михаил Сергеевич СМОЛЬЯНИНОВ вылетел на трофейном самолете "Эльфауге" на разведку, не вернулся на свой аэродром Кременец, а приземлился г. Солунс (Салоники), сделав по пути одну посадку в Румынии. Самовольный перелет к союзникам был вызван нежеланием штабс-капитана примириться с обстановкой, сложившейся в армии после свержения монархии. В Салониках Смольянинов продолжил службу на стороне союзников, а в конце августа снова вернулся в Россию, совершив при этом безостановочный перелет из Салоников в Белград (Бессарабия)... "Новое время". 1917 г., 15 июня; ЦТВИА. ф. 2008, д,2005
NightFlightAs: Михаил! Вы уже надумали, как поступить с пубикацией материалов? Мое предложение, отсканировать печатные материалы и перевести в текстовый файл, пригодный для публикации в Интернете, остается в силе.
Михаил: Попробуем сперва в журнале опубликовать, либо, Бог даст, отдельным изданием. Не получится - будем думать дальше. С уважением,Михаил. Вот, кстати, ещё о нём - не помню уже, откуда: Михаил Сергеевич Смольянинов родился в 1890 г. Окончил ВАШ (1913 г.) со званием "Военный летчик". В период обучения в артиллерийском училище посещал АО ОВШ и, пользуясь родственными связями с С.А.Ульяниным, не только жадно знакомился с тогдашними достижениями летного дела, но и летал на аэроплане. В период учебы в АО во время первого полета на аэроплане "Ньюпор" М.С. тяжело пострадал. 7 октября он собирался только сделать тренировочный бег по земле. "Развив очень большую скорость, "Ньюпор" неожиданно для летчика поднялся в воздух (этому помог и сильный ветер), после чего сейчас же упал с высоты 20 м на землю" /16/. Аппарат был сильно поврежден.М.С. нашли лежащим без сознания. Он срочно был отправлен в госпиталь. У подпоручика оказалось общее сотрясение всего организма, перелом пятки, вывих колена правой ноги и рана на левой ноге. Молодой организм преодолел все травмы, кроме перелома пятки. Всю жизнь М.С. был вынужден ходить и летать с палкой.
NightFlightAs: Михаил пишет: Вот, кстати, ещё о нём - не помню уже, откуда: Михаил Сергеевич Смольянинов родился в 1890 г. Окончил ВАШ (1913 г.) со званием "Военный летчик". В период обучения в артиллерийском училище посещал АО ОВШ и, пользуясь родственными связями с С.А.Ульяниным, не только жадно знакомился с тогдашними достижениями летного дела, но и летал на аэроплане. В период учебы в АО во время первого полета на аэроплане "Ньюпор" М.С. тяжело пострадал. 7 октября он собирался только сделать тренировочный бег по земле. "Развив очень большую скорость, "Ньюпор" неожиданно для летчика поднялся в воздух (этому помог и сильный ветер), после чего сейчас же упал с высоты 20 м на землю" /16/. Аппарат был сильно поврежден.М.С. нашли лежащим без сознания. Он срочно был отправлен в госпиталь. У подпоручика оказалось общее сотрясение всего организма, перелом пятки, вывих колена правой ноги и рана на левой ноге. Молодой организм преодолел все травмы, кроме перелома пятки. Всю жизнь М.С. был вынужден ходить и летать с палкой. "Ученики С. А. Ульянина" http://www.zamos.ru/info/?tree_id=14&qid=20
Михаил: Вот ещё: в кн. Рохмистрова "Авиация великой войны" приведены выдержки из брошюры - Е. Крутень "Нашествие иноплеменников", где тот весьма негативно оценил статью "какого-то" М.Смольянинова о действиях франц. авиаотряда на нашем фронте. МОЖЕТ ЛИ КТО-НИБУДЬ ИЗ ФОРУМЧАН ПОМОЧЬ С ТЕКСТОМ ЭТОЙ СТАТЬИ? Опубликована она в газ. "Новое Время" в авг. 1916. И ещё о Смольянинове - в кн. А.Иванов "Борьба с воздушным врагом". ГИЗ, 1930. У меня, к сожалению, только одна эта страничка, а ведь что-то есть и на предыдущей! [URL=http://radikal.ru/F/s48.radikal.ru/i119/0809/a3/268f464a2d03.jpg.html][IMG]http://s48.radikal.ru/i119/0809/a3/268f464a2d03t
Михаил: картинка не вставилась. Попробую ещё раз. Вот ещё информация о М.С.: " Вышел в свет очередной, двадцать третий (за 2008г.), номер газеты «Стяг» на сербском языке. В нем сербский читатель узнает о том, что такое «Земская рать», будут ли размещены русские военные базы в Сербии, а также о судьбе одного из героев Белого движения военного летчика Михаила Смольянинова. " Насколько мне удалось выяснить, там была помещена статья из "Военной Были". Так ли это? Были ли ещё какие-то о нём материалы? Подскажите, кто знает больше. С уважением, Михаил.
NightFlightAs: Михаил пишет: Вот ещё информация о М.С.: " Вышел в свет очередной, двадцать третий (за 2008г.), номер газеты «Стяг» на сербском языке. В нем сербский читатель узнает о том, что такое «Земская рать», будут ли размещены русские военные базы в Сербии, а также о судьбе одного из героев Белого движения военного летчика Михаила Смольянинова. " А у вас есть эта статья?
Михаил: Нет, статью эту я не видел. Информацию нашёл по ссылке: http://www.srpska.ru/article.php?nid=7582 Вышел в свет очередной, двадцать третий, номер газеты «Стяг» на сербском языке. В нем сербский читатель узнает о том, что такое «Земская рать», будут ли размещены русские военные базы в Сербии, а также о судьбе одного из героев Белого движения военного летчика Михаила Смольянинова. Также в номере опубликован рассказ об одном из русских добровольцев, погибших в Отечественных войнах Сербского народа в 1990-х годах – Дмитрии Чекалине. Приобрести номер можно, обратившись по телефону 8-915-3232-186 , (495)330-09-60 доб.207 или написав письмо по адресу stg@rustrana.ru Позвонил туда. Номер заказывать не стал, т. к. сказали, что перепечатана только известная статья. Вроде бы, та, что была в "Р.Б." Вот всё, что знаю.
E_Ushakow: Здравствуйте, уважаемый Михаил Скажите пожалуйста, а возможно ли с Вами связаться вне форума, например через "мыло" (в смысле е-мейл)??? Мои "мыла": eushakow@mail.ru и antares_star82@mail.ru Есть несколько ООООЧЕНЬ важных вопросов
E_Ushakow: Или проверьте личные сообщения
полная версия страницы