Форум » Гражданская война в России и первые послевоенные конфликты » Польско-литовский конфликт 1920 г. » Ответить

Польско-литовский конфликт 1920 г.

atez: http://www.przestworzadws.netlook.pl/viewtopic.php?t=1232 - взгляд с польской стороны. Интересно, а что пишут литовцы?

Ответов - 55, стр: 1 2 3 All

nikolai: Igor пишет: В книге "Военлеты погибшей империи" описывается эпизод, в котором военлет Ширинкин подбивает литовский LVG C.VI 24 сентября 1919 года. Есть ли какая информация об этом эпизоде в литовских источниках? Несколько слов о третьем участнике этого воздушного боя - Пантелеймоне Солтане. В русской армии с 08.1915 г. 05.05. 1916 г. - после окончания 5-ой Киевской школы прапорщиков - прапорщик. 06.12.1916 г. - подпоручик . до 20.03.1918 г. - служил в авиационном отделе 14-го корпуса Польского легиона ??? После возвращения в Литву- 31.01.1919 г. - мобилизован в литовскую армию. Репрессии его тоже не коснулись, не считая того, что забрали полученную за службу землю. Сам он с 1947 г. работал в колхозе. Исбочник: Lietuvos kariumenės karininkai 1918 - 1953 tomas VII

nikolai: И, подводя итог, можно сказать следующее. Красного аса Ширинкина "проглатил" безпощадный 37 -ой. Обвинённый в шпионаже, - расстреллян. Его литовские противники в описанном воздушном бою Пранас Хикса и Пантелеймон Солтан спокойно дожили до пенсии уже в СССР.

nikolai: И о "перелётчиках". Это явление было присуще не только Гражданской войне в России. В октябре 1919 г. немец-наёмник Ротер улетел на литовском LVG C VI в Германию вместе с интернированными в Литве бывшим военным министром Турции Энвер Пашой и его адъютантом Кемаль Пашой. Турки попали в Литву при перелёте из России в Германию на новом в то время Junkers F13(вынужденная посадка на литовской территории). 27 августа 1921 г. к полякам перелетели на двух Альбатросах - Мицкевич и Командель. 3-й летевший с ними механик, после пребывания некоторое время в польской тюрьме, вернулся в Литву.

nikolai: Интересно, на сколько можно доверять этой информиции? 24 сентября 1919 года красвоенлет А. Ширинкин на «Ньюпоре-ХХIII» вступил в бой с тремя самолетами противника, пытавшимися сбить наш наблюдательный аэростат (рис. 6). Сначала летчик атаковал самолет, на котором были подвешены бомбы (тогда практиковалось бомбометание по аэростатам), а затем сверху спереди напал на самолет-истребитель, сближавшийся с аэростатом. После пикирования он выполнил восходящий маневр и с глубоким креном зашел в хвост противнику. Но белогвардеец сумел уклониться от удара скоростным снижением. Третий самолет, не приняв боя, ретировался. За «смелый подвиг, благодаря которому прекращены разведка {65} противника и его попытки подбить аэростат» приказом по Красному Воздушному Флоту Армии № 113 от 25 декабря 1919 года Алексей Ширинкин был награжден орденом Красного Знамени. Из книги В.К. Бабич Воздушный бой, Москва Военное Издательство, 1991

nikolai: Участники боя 24 сентября 1919 г. Ньюпор - Ширинкин Первый LVG - Пранас Хикса - лётчик Пантелеймон Солтан - летнаб Последние 2 фото http://www.plienosparnai.lt/news.php

Igor: nikolai пишет: Интересно, на сколько можно доверять этой информиции? Владимир Кириллович Бабич был лётчиком-истребителем, советником на Ближнем востоке. Схему из имевшегося у него описания, он составил с точки зрения пилота.

nikolai: Спасибо,Igor С большой вероятностью этот самолёт участвовал в вышеописанном бою. На открытке: Война с Москвой. Наши лётчики на Двинском фронте. А как выглядел Ньюпор Ширинкина? Фото http://www.plienosparnai.lt/news.php

Боб: nikolai пишет: А как выглядел Ньюпор Ширинкина? Предположительно с "Инь - Янем" на хвосте.

nikolai: Боб пишет: Предположительно с "Инь - Янем" на хвосте. Спасибо, Боб. Предположительный вариант нашёл.

Сергей Климов: Боб пишет: Предположительно с "Инь - Янем" на хвосте. А разве рядом с самолетом стоит не Шишковский?

Боб: Ширинкин командовал этим подразделением до Шишковского.

nikolai: Единственной жертвой в этом случае с "Двинским" аэростатом стал немецкий лётчик-наёмник из FA 425 дисдоцированной в Каунасе,- Фриц Шульц. http://www.plienosparnai.lt/page.php?35 Когда, таким образом, стало ясно, что LVG CVI для такого задания, как уничтожение аэростата, был слишком вял, Шульц решил для этого использовать оставленный в Каунасе маленький и вёрткий Halb CL IV (бортовой №9432). http://aviaww1.forum24.ru/?1-19-0-00000131-000-0-0-1335100368 Он вернулся в Каунас и установил на Halb.CL IV два курсовых пулемёта. 28.09.1919 около 6-ти утра вылетел с Шалкаускасом в кабине лётчика наблюдателя, чтобы потренироваться в стрельбе. Со слов очевидца Симаса Станайтиса, Шульц тренировался так: ...Пикировал вниз и стрелял, потом иммельманом поднимался вверх, и опять пикировал. Ему удалось произвести четыре таких "атаки". Пятая оказался роковой... По словам Станайтиса Halb. CL IV немцы называли "гробом". Он имел такую особенность,- при осуществлении поворота ручку управления надо было сильно тянуть на себя, иначе самолёт скользил на крыло. Хорошо, если достаточно высоты, а если нет,-выровнять машину не успеешь. ...самолёт скользнул на крыло на небольшой высоте, ударился о землю, и Шульц погиб. Летевший с ним Шалкаускас остался жив.

nikolai: 28.05.1919 для работы на Двинском направлении было создано 1-е боевое авиаподразделение. Оно дислоцировалось на аэродроме в г.Утена. Там постоянно находилось 3-4 самолёта LVG C.VI., состав авиаторов изменялся. 11.06.1919 командиром отряда назначен Евгений Шалковский (Eugenijus Šalkauskas) Род. 25.09.1891 в г. Шяуляй. 1914-16 г.г. учился на Физическом факультете Петроградского университета. В 1916 учился на курсах аэронавигации в Киеве. 06.12.1917 г. окончил авиакласс Тифлисского военного училища. Прапорщик. 12.17 - 06.18 в резерве при штабе Кавказкого В/О. Как раз в это боевое подразделение и был назначен швед Олле Дахлбек (Olle Dahlbeck). Род. 1884. 1911 г. окончил авиашколу в Великобритании. Стал третьим лётчиком в Швеции. 1913 г. организовал первую в Швеции школу морской авиации. Стал первым командующим морской авиации Швеции. 01.04.1919 г. стал инспектором авиации в Литве. Майор. (Именно отрывок из его дневника и приводится в Военлйтах...) Май- середина октября 1919 г. Инспектор находился в Утене. Сам летал летнабом. В его рапорте от 11.10. 1919 г. т.е. в момент прекрашения работы подразделения он среди прочего отмечал: ... На момент принятия командования подразделение уже находилось в Утене, где находилось 4 самолёта. Во время первого же вылета я встретился с сильным огнём зенитной артиллерии у первого объекта нападения т.е. привязного аэростата. Атака всё же была произведена с высоты 75 м. ....................... ... Я прошу, в конце концов, сообщить, что следующие господа под моим командованием очень хорошо себя показали, атакуя на малой высоте, несмотря на активное действие противника. Офицеры Шалковский, Хикса,Солтан,Жеватовский (в некоторых документах Живатов пр. моё ), Роттер, Вейншенк и Фриц Шульц. Прошу, чтобы эти господа получили награды. Инспектор авиации Дахлбек. 1 Шалковский (Šalkauskas) 2 Дахлбек (швед) 3 Жеватовский(Живатов) 4 Роттер (немец) 5 Вейншенк (немец) P.S. несколько слов о судьбе Е.Шалковского. 14.06.1941 орестован. Погиб в лагере 30.01.1942, Нижне Индашский р-н, Каасноярский край. Его семья в 1941 г. выслана в Алтайский край д. Петровка, Калманский р-н. Вся информация: http://www.plienosparnai.lt/news.php

nikolai: Извините. Как говорится, "вместе с водой выплеснул и ребёнка". В рапорте Дахлбека от 11 октября 1919 г. после слов "Атака, всё же, была произведена с высоты 75 м.", надо добавить: ... Возгорания привязного аэростата не было констатировано, но из того, что более после этого он не показался, ясно, что он был повреждён.

nikolai: Появилась книга воспоминаний самого Пранаса Хиксы. И вот что у него о "встрече" с Ширинкиным. Пранас, сбросив последнюю бомбу, вдруг увидел обстреливающий его самолёт противника. Далее дословно: "...уходя, начал быстро опускаться и попал под винтовочно-пулемётный огонь с земли. Видел: пробоину слева, пробоину справа, удар в радиатор, сильные подёргивания двигателя,остановился пропеллер." Похоже, что "достали" с земли. Но, что меня удивило, Пранас успел послужить и у "красных". Далее ещё отрывки: ...Меня назначили в тот же 23-ий авиаотряд... Через некоторое время мы с Батуриным получили по английскому самолёту B.E.2E ...Появился приказ 23-ий авиаотряд расформировать, назвать его Калужской авиагруппой и отправить в Калугу. ...Начался напряжённый период. Большинство лётчиков бывшие офицеры, были преследуемы чекистами. Часто кто-то из друзей лётчиков или наблюдателей пропадал. ... часто слышались выстрелы, почти каждое утро выезжал воз с трупами накрытый брезентом.



полная версия страницы