Форум » Гражданская война в России и первые послевоенные конфликты » Польско-литовский конфликт 1920 г. » Ответить

Польско-литовский конфликт 1920 г.

atez: http://www.przestworzadws.netlook.pl/viewtopic.php?t=1232 - взгляд с польской стороны. Интересно, а что пишут литовцы?

Ответов - 55, стр: 1 2 3 All

nikolai: Вот ещё примерно в это же время:Шульц готовился ещё к одной воздушной атаке. Он хотел на двухместном Halb CL IV атаковать и уничтожить аэростат, который каждый день поднимал неприятель за крепостью в Двинске. С гондолы аэростата наблюдатели довольно точно корректировали огонь артиллерии , создавая укреплениям нашей пехоты и их огневым точкам немало проблем. 28 сентября Ф.Шульц (Наёмник немец моё прим.),посадив во вторую кабину ученика-наблюдателя Ю.Шалкаускаса (J.Šalkauskas), взлетел проверить пулемёты. Невысоко над землёй пилот сделал несколько резких поворотов, один из которых окончился штопором... Самолёт упал на Каунаском аэродроме. Ф.Шульц погиб на месте. Наблюдатель остался в живых. Источник: Leonardas Peseckas KARO LAKŪNO PASAKOJIMAI Lietuvos technikos muziejus 1992 Мемуары РАССКАЗЫ ВОЕННОГО ЛЁТЧИКА. Ну а 24 сентября никто и не помянул.

Igor: nikolai Спасибо за информацию! Вы упоминали "Сопвич", какая версия есть у вас? В книге 'Insignia' пишется, что этот самолёт А1527 захвачен у большевиков 5 февраля 1919.

nikolai: Он самый. И дата правильная. Этот "Сопвич" известен тем, что стал первым литовским самолётом. "5 февраля 1919 года получен первый самолёт - это самолёт русских большевиков"Сопвич", который в этот день приземлился у Езно (Jiezno) на литовской стороне фронта,после того как у него окончился бензин. Летевшие на нём убежали, но самолёт оставили в исправном состоянии". Никогда не видевшая самолёта пехота, однако поняла его ценность, и поволокла самолёт в Каунас, спиливая все попадавшиеся по пути телеграфные столбы, чтобы не повредить крылья. Только уже совсем рядом с городом на встречу попался немецкий солдат, который осмотрев аппарат сказал, что, это английский "Сопвич". Он же сказал, что никто так самолёты по дороге не возит, что надо отсоеденить крылья и сам помог это сделать. Источники: Предыдущий указанный автор + Algimantas Liekis LIETUVOS KARO AVIACIJA (1919-1940)


Сергей Климов: nikolai пишет: на встречу попался немецкий солдат, который осмотрев аппарат сказал, что, это английский "Сопвич". Он же сказал, что никто так самолёты по дороге не возит, что надо отсоеденить крылья и сам помог это сделать. Да уж ничего не скажешь, если простой немецкий зольдат знает типы самолетов противника, да еще, как их транспортировать, только чего-то 2-е войны продули. Сорри за оффтоп.

nikolai: Итс олл райт!

nikolai: А в случае тов. Ширинкина, на мой взгляд не специалиста, и учитывая, что мы перешли на английский вместо "to claim one victory" нужно написать "had two contacts with e/a " . Однако орден он получил вполне заслуженно.

nikolai: Однако, never say never. Вот, кажется нашёл то, что надо: 24 сентября в налёте на Двинск вновь участвовало 3 самолёта, сбросивших 3 крупных и 36 мелких бомб. Солтан (Soltan) летевший с Гиксой (Hiksa) рассказывал, что, получив задание разбомбить мост через Двину (Dauguva),железнодорожный вокзал и уничтожить большевиский аэростат, взял 12 бомб по 2 кг. и одну 10 кг. Бомбы на железнодорожное депо сбросил с высоты 300 м. и видел, как 3 из них взорвались на крыше депо. Потом заметил на северо-востоке за Двинском возле земли опущенный аэростат, выпустил по нему 200 патронов из своего пулемёта, но поджечь не смог. Опустился до высоты 100 м. и столкнулся с сильным огнём неприятельских пулемётов, кроме того начал перегреваться двигатель, так как был прострелян радиатор. При обратном полёте двигатель заклинило, но удалось удачно приземлиться в 5 км. от Зарасая (Zarasai). Все три самолёта подвергались нападению большевиского истребителя, - они прилетели со множеством пробоин в кпыльях и фюзеляжах. Источник:Gytis Ramoška LIETUVOS AVIACIJA Švesa 2009 P.S. Потом выяснилось, что аэростат сильно повреждён и более не использовался.

nikolai: Значит истретбитель был, всё же один. А сбил ли, судите сами.

Боб: nikolai пишет: Значит истретбитель был, всё же один. А сбил ли, судите сами. Из отрывка не очень ясно, когда литовцев атаковал Ширинкин. Что касается его возможной победы то её вероятность исключить всё же нельзя, раз один из них сел на вынужденную.

nikolai: Может я ошибаюсь, но в "Военлётах ..." этого, кажется нет. 10 марта 1920 г. как нарушитель воздушного пространства Литвы был обстрелян и вынужден приземлиться в поле у IX форта Ковенской крепости летевший из Москвы в Кенингсберг двухмоторный бомбардировщик большевистской России Friedrichshafen G.III.a. Самолёт при пасадке перевернулся. Паccажирами на нём летели агент В.Ленина, известный коммунистический деятель Ф.Платен (F.Platten) и его жена. С собой они перевозили валюту и драгоценности. Имели полномочия осуществлять сделки в Германии. Cамолёт конфискован. Источник: G.Ramoška Lietuvos Aviacija 1999, A.Liekys Lietuvos Karo Aviacija 2009.

петрович: nikolai пишет: большевистской России Friedrichshafen G.III.a. Самолёт при пасадке перевернулся. Интересно - это не та машинка, что я выкладывал

nikolai: петрович пишет: Интересно - это не та машинка, что я выкладывал A где можно ее увидеть?

Igor: nikolai пишет: A где можно ее увидеть? Здесь: http://aviaww1.forum24.ru/?1-3-0-00000137-000-80-0 Не везло товарищу Платтену с самолётами, как полетит куда, так обязательно в тюрьму попадёт. Судя по дате в сообщении nikolai Ф.Платтен возвращался с первого конгресса Коминтерна. Непонятно, сколько таких "бомберов" было в России, В.Б. Шавров писал о двух. Самолёт с номером 511/17(вероятно всё же 18) захватили поляки, в Литве был 1015/18, плюс фото петровича, разбитый самолёт с звёздами.

nikolai: Igor пишет: плюс фото петровича, разбитый самолёт с звёздами Спасибо IGOR, Нет у петровича вроде не наш. Эрот в лесу "не вписался", а наш аккуратно так на лугу вверх колёсами лежал. Пострадала только носовая часть. Вероятно при капоте нос зацепился. Но восстановили быстро. В ангаре "цеппелинов" в Каунасе хранился ешё не собранный аппарат той же системы, который забрали ещё у Бермонт-Аваловской армии. А что касается "авиатора" тов. Платтена, то удивляюсь я на него. Ведь только в начале года освободился из румынской тюрьмы.куда его вместо Будапешта доставил Андерс ( Кстати не тот ли из ГрАО,18КАО произв. в прапорщики), и вот вам снова. Сколько же часов у него налёт?

nikolai: И, кстати,этот самолёт со всем "содержимым" очень помог Литве при заключении мирного договора с Россией

Igor: На e-bay продают фото литовского "Хальберштадта"

nikolai: Igor пишет: фото литовского "Хальберштадта Cпасибо,IGOR. Да и, похоже, один из тех, которые красуются на заднем плане на фото И.Кравцевича приведенном выше. Много хороших и качественных фото самолётов того периода есть в Военном музее в Каунасе и имеющейся в настоящее время в продаже книге LIETUVOS AVIACIJA (40£) Однако на литовском языке.

nikolai: Не знаю почему в "Военлётах ..." упомянут только бой 24 сентября. Приближается очередное 7 ноября и, думаю, уместно привести описание ещё одного воздушного боя, на мой взгляд, более эффективного боя безымянного "красного" истребителя. 18 июня большевики перебросили один истребитель на аэродром у Зарасая (Zarasai), чтобы своеввременно осуществлять перехват литовских самолётов летевших на Двинск (Daugpilis). Примерно в 13 00 того же дня на Двинск вылетели на "эльфауге" Гикса(P.Hiksa) c Cолтаном (P.Soltan) и один немецкий самолёт из F.A.425. У Зарасая заметили третий, преследующий их самолёт, большевистский "Ньюпор-24 бис". Истребитель настиг "эльфауге", когда он уже начал бомбить Двинск. После полёта лётчики рапортовали, что большевистский истребитель атаковал их шесть раз сзади сверху, а литовцы,летевшие на более крупном и менее маневренном самолёте, смогли по нему выпустить только 20 потронов. Немцы в этом бою участия не приняли и улетели в сторону Дукштаса (Dūkštas).Бой продолжался 10 мин. Самолёт Гиксы был весь изрешечён, но важнейшие его части и лётчики не пострадали. У истребителя была тоже простреляна стойка крыла и он удалился. После этого случая литовский авиаотряд запросил из Каунаса (Кaunas) истребитель "Фоккер Д VIII" Информация взята в вышеупомянотой книге Gytis Romaška LIETUVOS AVIACIJA Švesa 2009

nikolai: ...Сказал, что кроме русской авиашколы я ещё окончил ... и показал свидетельство пилота Английского аэроклуба и справку об окончании военной авиашколы. Но это не помогло. Из-за интриг немецких лётчиков и глупости руководства, самолёта мне не дали. Тогда я написал рапорт об увольнении меня из авиации. И только после этого получил самолёт. ...оторвался от земли и, очень удивился, что двигатель начал уменьшать обороты и зачихал. Я сделал крутой разворот почти на 90 градусов, и приземлился. Подбежавший ко мне молодой литовец, помощник механика, сказал, что я не включил опережения зажигания, и показал мне с правой стороны кабины маленький рычажок. В русских и английских самолётах регулировка зажигания отсутствовала, а немцы - и лётчики и механики - мне специально об этом ничего не сказали. Источник: Воспоминания учасника предыдущего эпизода П.Хикса Журнал Sparnai (Крылья) 1964 №4, 1970 №1, №3.

nikolai: nikolai пишет: 10 марта 1920 г. как нарушитель воздушного пространства Литвы был обстрелян и вынужден приземлиться в поле у IX форта Ковенской крепости летевший из Москвы в Кенингсберг двухмоторный бомбардировщик большевистской России Friedrichshafen G.III.a. Самолёт при пасадке перевернулся. Паccажирами на нём летели агент В.Ленина, известный коммунистический деятель Ф.Платен (F.Platten) и его жена. С собой они перевозили валюту и драгоценности. Имели полномочия осуществлять сделки в Германии. Cамолёт конфискован.



полная версия страницы