Форум » Гражданская война в России и первые послевоенные конфликты » Польско-литовский конфликт 1920 г. » Ответить

Польско-литовский конфликт 1920 г.

atez: http://www.przestworzadws.netlook.pl/viewtopic.php?t=1232 - взгляд с польской стороны. Интересно, а что пишут литовцы?

Ответов - 55, стр: 1 2 3 All

Сергей Климов: Не знаю, как литовцы, но французы пишут, вроде (сам по французски не бельмеса), что как минимум один Брегге литовцы в том конфликте повредили.

atez: Сергей Климов пишет: французы пишут, вроде А где пишут?

Сергей Климов: В журнале Avions, можно дернуть на известном ресурсе. №169.


atez: Ааа, дак этот номер я стянул месяца два назад. Вот только посмотреть все времени нет. Сейчас же беремся за французско-наш словарь

Прохожий: atez пишет: http://www.przestworzadws.netlook.pl/viewtopic.php?t=1232 - взгляд с польской стороны. Интересно, а что пишут литовцы? Уже не работает У Вас случайно не сохранился текст?

atez: Прохожий пишет: У Вас случайно не сохранился текст? Увы...

Сергей Климов: По времени, как раз подходит http://forums-su.com/viewtopic.php?f=195&t=262590

Nikol: На нольско-литовском фронте была только одна ПОПЫТКА воздушного боя в октябре 1920 г. При налёте польских "Бреге" на аэродром в Каунасе. У взлетевшего на перехват Ю.Добкявичюса на "Фоккере Д VII"перестал тянуть двигатель. Настичь противника он не смог. Поляк, заметив взлетевший "Фоккер" - ретировался. Всего литовцы совершили 90 - 100 боевых вылетов на польском фронте. Но ,в оснавном, на бомбардировку и разведку. Источник: A.Liekis Lietuvos karo aviacija (1919-1940) Academia Scientiarum Lithuaniae 1999 А.Лиекис Военная авиация Литвы (1919-1940)

Nikol: Вышеупомянутый генерал Иосиф Кравцевич (Juozas Kraucevičius) в то время командовавший авиацией Литвы сам совершил 8 боевых вылетов на польско-литовском фронте. В сумме это - 15 часов 44 мин. Его сын лейтенант Евгнний Кравцевич (Eugenijus Kraucevičius) - 6 боевых валетов - 9 часов 12 мин. Больше всех летал лейтенант Всеволод Шенберг (Vsevolodas Šenbergas) -31 боевой вылет - 52 часа 16 мин. Из приказа №21 от 19 февраля 1926 г. командующего авиацией.

Nikol: Выше в информации приведенной к фотографии существует несколько неточностей: Год рождения в некоторых источниках - 1978 Православный. Перед каждым вылетом не забывал перекрестится. Командовал Авиацией Литвы с 17 июля 1920 г.а В 1919 , вероятно, был ещё на юге России. В Литве появился в июне Приехал из Югославии, Нови Сад, где оказался с остатками армии барона Врангеля (тоже выходца из Литвы). С собой привёз и своих бавших соратников - Павлова, Капутовского, Сенаторского. Его трое сыновей - Борис, Евгений, Анатолий - тоже служили в литовской авиации. В момент "присоединения" Литвы был в Чехословакии. Вернулся в 1942 г. Арестован и отправлен в конслагерь в Германии. После на работах в Вене. Снова в Чехославакии. В 1945 Арестован русскими и много допрашиваем.1946 вернулся в Каунас. Снова арестован. 10 лет лагерей в Караганде. Вернулся в 1954 г. Работал сторожем.

Боб: Nikol пишет: Год рождения в некоторых источниках - 1978 ?????........

Nikol: Извиняюсь - 1878

nikolai: Nikol пишет: Вышеупомянутый генерал Иосиф Кравцевич (Juozas Kraucevičius) в то время командовавший авиацией Литвы Вот ещё из мемуаров его сослуживца: Генерал любил строгость. Под его руководством авиация укрепилась и численно выросла По литовски генерал говорил "терпеть можно". По прибытии показал своё удостоверение офицера царской армии с погонами полковника. Сам испытывал собранные в ангаре "цеппелинов" немецкие самолёты. Летал в высоком пробковом французкого образца шлеме, в то время как другие пользовались немецкими. Широкий и плотный распологался в кабине "альбатроса", перекрестившись по-православному, запускал двигатель и взлетал. Перекреститься он никогда не забывал. 31.07.1924 г.в авиакатастрофе погиб один из его сыновей, Борис. После окончания войны с Польшей вокруг генерала собрались все русскоязычные офицеры - Павлов, Сенаторский, Шенберг, Добкевич и сыновья генерала. Капутовский к этому времени уже погиб.Они смотрели свысока на желавших научиться летать парней из литовских деревень.

nikolai: Из книги бывшего капитана авиации Литвы Симаса Станайтиса ПРЕВРАТНОСТИ СУДЬБЫ: Simas Stanaitis LIKIMO VINGIAI Lietuvos technikos muziejus, Kaunas, 1992

nikolai: Другой сослуживец подполковник Леонардас Пясецкас в своих мемуарах вспоминает: Ёзас Крауцявичюс был человеком удостоенным ордена Витязя, участником боёв за независимость. Авиацией управлял как своим хозяйством. Может быть слишком симпатизировал сыновьям бывших царских прислужников, аристократов, таких как Ю.Добкевич. Однако приняв во внимание биографию самого генерала, его можно понять.Трудно понять, что было причиной довольно сложных отношений командующего авиацией с С. Дарюсом (участником перелёта из США в Литву) , но умолять заслуги генерала перед литовской авиацией нельзя. Источник: Leonardas Peseckas KARO LAKŪNO PASAKOJIMAI Lietuvos technikos muziejus, Kaunas , 1992 Л.Пясецкас РАССКАЗЫ ВОЕННОГО ЛЁТЧИКА

nikolai: В 1925 г. встречался с командующим авиацией Латвии Иосифом Станиславовичем Башко (бывшим полковником служившим в ЭВК Илья Муромец) во время визита последнего в Литву.

nikolai: Вообще то полёты на Польско-Литовском фронте начались ещё в 1919 г. И чаще других, в то время, туда летали Пранас Гикса (Pranas Hiksa) и наёмник лейтенант Отто Ран (Otto Rahn). П. Гикса вообще был первым лётчиком литовцем. Начал учится летать в России, а потом с группой других лётчиков был послан учиться в Англию. (Сохранились его неоконченные мемуары). Полёты осуществлялись с целью разведки, бомбардировки, разбрасывания прокламаций. Так в отчёте техчасти от 20 июля 1920 г. указано, что пилотам вылетающим на Польско-Литовский фронт выдано 420 мелких бомб, и 32 крупных, а в октябре уже 600 мелких и 120 крупных. Среди наиболее крупных была неудавшаяся операция по обнаружению и уничтожению угнанного поляками бронепоезда "Гедиминас" (Gediminas). Выделялось 5 самолётов. Во время этой операции погиб и первый литовский лётчик Ёзас Кумпис (Juozas Kumpis), ящик с телом которого позднее был передан литовцам.

Igor: nikolai Немного в сторону от темы. В книге "Военлеты погибшей империи" описывается эпизод, в котором военлет Ширинкин подбивает литовский LVG C.VI 24 сентября 1919 года. Исключением является воздушная победа красвоенлета Ширинкина, входившего в состав «Истребительноно звена Западного фронта», которое базировалось под Двинском. Информация об этом эпизоде содержится в воспоминаниях другого красного летчика Б.Н. Кудрина, опубликованных в журнале «Крылья Родины» за 1980 год: «Хорошо помню, – пишет Кудрин – как 24 сентября 1919 года над городом Двинском Ширинкин принял бой сразу с тремя неприятельскими самолетами. Быстрыми и смелыми, изумительно точными маневрами, включая лобовую атаку, он сбил два вражеских самолета, а третий принудил приземлиться на нашей земле». Рассказ этот настолько резко контрастирует с описаниями других воздушных боев Гражданской войны, что мы поначалу считали его вымыслом. Тем более что Кудрин никак не мог быть очевидцем победы Ширинкина, так как в сентябре 1919-го он воевал южнее Тулы в составе Авиагруппы особого назначения (см. главу 10). Есть, правда, выписка из наградного листа на первый орден Красного знамени, полученный Ширинкиным. В ней говорится, что «...24 сентября 1919 г., когда над Двинском появились 3 аэроплана противника с целью налета на аэродром и аэростат красных, Ширинкин, быстро поднявшись под сильным огнем с самолетов противника, атаковал сначала одного, затем другого, заставив из уйти, а третий ушел сам. Тем самым спас наш аэростат и не дал довести разведку до конца». Как видно из цитаты, в тексте речь не идет о сбитых или, хотя бы, подбитых вражеских самолетах. Таким образом, на воздушной победе Ширинкина можно было бы поставить крест, отнеся ее к разряду многочисленных авиационных мифов. Однако позже к нам в руки попали литовские документы, свидетельствующие о том, что рассказ Кудрина не лишен оснований. Один из шведских наемников, служивших осенью 1919-го в литовской авиации записал в своем дневнике, что 24 сентября три литовских самолета LVG C.VI, вылетевших для бомбардировки Двинска, были атакованы «большевистскими истребителями» (на самом деле – всего одним, но простим автору дневника эту маленькую неточность). При этом один самолет был сбит (точнее, подбит), но его пилот сумел перетянуть через линию фронта и совершить посадку в поле, а еще два «Эльфауге» получили по несколько пулевых пробоин. Это подтверждается и телефонограммой, отправленной вечером 24 сентября командиром литовской эскадрильи шведом О. Дальбеком в генеральный штаб литовской армии. В ней Дальбек сообщил, что все три его самолета вернулись из налета на Двинск «сильно простреленными» и потребовал срочно прислать из Каунаса (тогдашняя столица Литвы) истребитель для сопровождения экипажей в ходе дальнейших действий. Таким образом, по крайней мере одна реальная победа в том бою у Ширинкина все-таки была, хотя, возможно, сам он об этом не догадывался. Есть ли какая информация об этом эпизоде в литовских источниках?

nikolai: Tочно помню только, что есть в мемуарах одного из литовских лётчиков того периода об упомянутом в "Военлётах ..." (стр.298) "Сопвиче", оставленном литовцам. Только излогается немного по-другому. Насчёт Вашего вопроса сразу ответить не могу. Надо посмотреть в книгах.

nikolai: Ну вот в воспоминаниях J.Pyragius MŪSŲ SPARNAI (Наши крылья) вышедшей в 1929 г. написано: ... Несколько раз мы нападали и на висевший за Двинском большевиский привязной аэростат. Следует признать, что наши лётчики были довольно везучими, так как из всех полётов на фронт возвращались невредимыми, хотя их самолёты частенько привозили несколько, а иногда и больше десятка пулевых пробоин. ... Ещё получил ранение лётчик Вейншенк (капитан,немецкий наёмник прим. моё). 28 сентября он вместе с наблюдателем Живатовым возвращался из Двинска и после того, как испортился мотор приземлился у Зарасая. И так как был уже вечер, они ночевали здесь же у самолёта. На заре их обстреляли из находившегося невдалеке небольшого леса....

nikolai: Вот ещё примерно в это же время:Шульц готовился ещё к одной воздушной атаке. Он хотел на двухместном Halb CL IV атаковать и уничтожить аэростат, который каждый день поднимал неприятель за крепостью в Двинске. С гондолы аэростата наблюдатели довольно точно корректировали огонь артиллерии , создавая укреплениям нашей пехоты и их огневым точкам немало проблем. 28 сентября Ф.Шульц (Наёмник немец моё прим.),посадив во вторую кабину ученика-наблюдателя Ю.Шалкаускаса (J.Šalkauskas), взлетел проверить пулемёты. Невысоко над землёй пилот сделал несколько резких поворотов, один из которых окончился штопором... Самолёт упал на Каунаском аэродроме. Ф.Шульц погиб на месте. Наблюдатель остался в живых. Источник: Leonardas Peseckas KARO LAKŪNO PASAKOJIMAI Lietuvos technikos muziejus 1992 Мемуары РАССКАЗЫ ВОЕННОГО ЛЁТЧИКА. Ну а 24 сентября никто и не помянул.

Igor: nikolai Спасибо за информацию! Вы упоминали "Сопвич", какая версия есть у вас? В книге 'Insignia' пишется, что этот самолёт А1527 захвачен у большевиков 5 февраля 1919.

nikolai: Он самый. И дата правильная. Этот "Сопвич" известен тем, что стал первым литовским самолётом. "5 февраля 1919 года получен первый самолёт - это самолёт русских большевиков"Сопвич", который в этот день приземлился у Езно (Jiezno) на литовской стороне фронта,после того как у него окончился бензин. Летевшие на нём убежали, но самолёт оставили в исправном состоянии". Никогда не видевшая самолёта пехота, однако поняла его ценность, и поволокла самолёт в Каунас, спиливая все попадавшиеся по пути телеграфные столбы, чтобы не повредить крылья. Только уже совсем рядом с городом на встречу попался немецкий солдат, который осмотрев аппарат сказал, что, это английский "Сопвич". Он же сказал, что никто так самолёты по дороге не возит, что надо отсоеденить крылья и сам помог это сделать. Источники: Предыдущий указанный автор + Algimantas Liekis LIETUVOS KARO AVIACIJA (1919-1940)

Сергей Климов: nikolai пишет: на встречу попался немецкий солдат, который осмотрев аппарат сказал, что, это английский "Сопвич". Он же сказал, что никто так самолёты по дороге не возит, что надо отсоеденить крылья и сам помог это сделать. Да уж ничего не скажешь, если простой немецкий зольдат знает типы самолетов противника, да еще, как их транспортировать, только чего-то 2-е войны продули. Сорри за оффтоп.

nikolai: Итс олл райт!

nikolai: А в случае тов. Ширинкина, на мой взгляд не специалиста, и учитывая, что мы перешли на английский вместо "to claim one victory" нужно написать "had two contacts with e/a " . Однако орден он получил вполне заслуженно.

nikolai: Однако, never say never. Вот, кажется нашёл то, что надо: 24 сентября в налёте на Двинск вновь участвовало 3 самолёта, сбросивших 3 крупных и 36 мелких бомб. Солтан (Soltan) летевший с Гиксой (Hiksa) рассказывал, что, получив задание разбомбить мост через Двину (Dauguva),железнодорожный вокзал и уничтожить большевиский аэростат, взял 12 бомб по 2 кг. и одну 10 кг. Бомбы на железнодорожное депо сбросил с высоты 300 м. и видел, как 3 из них взорвались на крыше депо. Потом заметил на северо-востоке за Двинском возле земли опущенный аэростат, выпустил по нему 200 патронов из своего пулемёта, но поджечь не смог. Опустился до высоты 100 м. и столкнулся с сильным огнём неприятельских пулемётов, кроме того начал перегреваться двигатель, так как был прострелян радиатор. При обратном полёте двигатель заклинило, но удалось удачно приземлиться в 5 км. от Зарасая (Zarasai). Все три самолёта подвергались нападению большевиского истребителя, - они прилетели со множеством пробоин в кпыльях и фюзеляжах. Источник:Gytis Ramoška LIETUVOS AVIACIJA Švesa 2009 P.S. Потом выяснилось, что аэростат сильно повреждён и более не использовался.

nikolai: Значит истретбитель был, всё же один. А сбил ли, судите сами.

Боб: nikolai пишет: Значит истретбитель был, всё же один. А сбил ли, судите сами. Из отрывка не очень ясно, когда литовцев атаковал Ширинкин. Что касается его возможной победы то её вероятность исключить всё же нельзя, раз один из них сел на вынужденную.

nikolai: Может я ошибаюсь, но в "Военлётах ..." этого, кажется нет. 10 марта 1920 г. как нарушитель воздушного пространства Литвы был обстрелян и вынужден приземлиться в поле у IX форта Ковенской крепости летевший из Москвы в Кенингсберг двухмоторный бомбардировщик большевистской России Friedrichshafen G.III.a. Самолёт при пасадке перевернулся. Паccажирами на нём летели агент В.Ленина, известный коммунистический деятель Ф.Платен (F.Platten) и его жена. С собой они перевозили валюту и драгоценности. Имели полномочия осуществлять сделки в Германии. Cамолёт конфискован. Источник: G.Ramoška Lietuvos Aviacija 1999, A.Liekys Lietuvos Karo Aviacija 2009.

петрович: nikolai пишет: большевистской России Friedrichshafen G.III.a. Самолёт при пасадке перевернулся. Интересно - это не та машинка, что я выкладывал

nikolai: петрович пишет: Интересно - это не та машинка, что я выкладывал A где можно ее увидеть?

Igor: nikolai пишет: A где можно ее увидеть? Здесь: http://aviaww1.forum24.ru/?1-3-0-00000137-000-80-0 Не везло товарищу Платтену с самолётами, как полетит куда, так обязательно в тюрьму попадёт. Судя по дате в сообщении nikolai Ф.Платтен возвращался с первого конгресса Коминтерна. Непонятно, сколько таких "бомберов" было в России, В.Б. Шавров писал о двух. Самолёт с номером 511/17(вероятно всё же 18) захватили поляки, в Литве был 1015/18, плюс фото петровича, разбитый самолёт с звёздами.

nikolai: Igor пишет: плюс фото петровича, разбитый самолёт с звёздами Спасибо IGOR, Нет у петровича вроде не наш. Эрот в лесу "не вписался", а наш аккуратно так на лугу вверх колёсами лежал. Пострадала только носовая часть. Вероятно при капоте нос зацепился. Но восстановили быстро. В ангаре "цеппелинов" в Каунасе хранился ешё не собранный аппарат той же системы, который забрали ещё у Бермонт-Аваловской армии. А что касается "авиатора" тов. Платтена, то удивляюсь я на него. Ведь только в начале года освободился из румынской тюрьмы.куда его вместо Будапешта доставил Андерс ( Кстати не тот ли из ГрАО,18КАО произв. в прапорщики), и вот вам снова. Сколько же часов у него налёт?

nikolai: И, кстати,этот самолёт со всем "содержимым" очень помог Литве при заключении мирного договора с Россией

Igor: На e-bay продают фото литовского "Хальберштадта"

nikolai: Igor пишет: фото литовского "Хальберштадта Cпасибо,IGOR. Да и, похоже, один из тех, которые красуются на заднем плане на фото И.Кравцевича приведенном выше. Много хороших и качественных фото самолётов того периода есть в Военном музее в Каунасе и имеющейся в настоящее время в продаже книге LIETUVOS AVIACIJA (40£) Однако на литовском языке.

nikolai: Не знаю почему в "Военлётах ..." упомянут только бой 24 сентября. Приближается очередное 7 ноября и, думаю, уместно привести описание ещё одного воздушного боя, на мой взгляд, более эффективного боя безымянного "красного" истребителя. 18 июня большевики перебросили один истребитель на аэродром у Зарасая (Zarasai), чтобы своеввременно осуществлять перехват литовских самолётов летевших на Двинск (Daugpilis). Примерно в 13 00 того же дня на Двинск вылетели на "эльфауге" Гикса(P.Hiksa) c Cолтаном (P.Soltan) и один немецкий самолёт из F.A.425. У Зарасая заметили третий, преследующий их самолёт, большевистский "Ньюпор-24 бис". Истребитель настиг "эльфауге", когда он уже начал бомбить Двинск. После полёта лётчики рапортовали, что большевистский истребитель атаковал их шесть раз сзади сверху, а литовцы,летевшие на более крупном и менее маневренном самолёте, смогли по нему выпустить только 20 потронов. Немцы в этом бою участия не приняли и улетели в сторону Дукштаса (Dūkštas).Бой продолжался 10 мин. Самолёт Гиксы был весь изрешечён, но важнейшие его части и лётчики не пострадали. У истребителя была тоже простреляна стойка крыла и он удалился. После этого случая литовский авиаотряд запросил из Каунаса (Кaunas) истребитель "Фоккер Д VIII" Информация взята в вышеупомянотой книге Gytis Romaška LIETUVOS AVIACIJA Švesa 2009

nikolai: ...Сказал, что кроме русской авиашколы я ещё окончил ... и показал свидетельство пилота Английского аэроклуба и справку об окончании военной авиашколы. Но это не помогло. Из-за интриг немецких лётчиков и глупости руководства, самолёта мне не дали. Тогда я написал рапорт об увольнении меня из авиации. И только после этого получил самолёт. ...оторвался от земли и, очень удивился, что двигатель начал уменьшать обороты и зачихал. Я сделал крутой разворот почти на 90 градусов, и приземлился. Подбежавший ко мне молодой литовец, помощник механика, сказал, что я не включил опережения зажигания, и показал мне с правой стороны кабины маленький рычажок. В русских и английских самолётах регулировка зажигания отсутствовала, а немцы - и лётчики и механики - мне специально об этом ничего не сказали. Источник: Воспоминания учасника предыдущего эпизода П.Хикса Журнал Sparnai (Крылья) 1964 №4, 1970 №1, №3.

nikolai: nikolai пишет: 10 марта 1920 г. как нарушитель воздушного пространства Литвы был обстрелян и вынужден приземлиться в поле у IX форта Ковенской крепости летевший из Москвы в Кенингсберг двухмоторный бомбардировщик большевистской России Friedrichshafen G.III.a. Самолёт при пасадке перевернулся. Паccажирами на нём летели агент В.Ленина, известный коммунистический деятель Ф.Платен (F.Platten) и его жена. С собой они перевозили валюту и драгоценности. Имели полномочия осуществлять сделки в Германии. Cамолёт конфискован.

nikolai: Igor пишет: В книге "Военлеты погибшей империи" описывается эпизод, в котором военлет Ширинкин подбивает литовский LVG C.VI 24 сентября 1919 года. Есть ли какая информация об этом эпизоде в литовских источниках? Несколько слов о третьем участнике этого воздушного боя - Пантелеймоне Солтане. В русской армии с 08.1915 г. 05.05. 1916 г. - после окончания 5-ой Киевской школы прапорщиков - прапорщик. 06.12.1916 г. - подпоручик . до 20.03.1918 г. - служил в авиационном отделе 14-го корпуса Польского легиона ??? После возвращения в Литву- 31.01.1919 г. - мобилизован в литовскую армию. Репрессии его тоже не коснулись, не считая того, что забрали полученную за службу землю. Сам он с 1947 г. работал в колхозе. Исбочник: Lietuvos kariumenės karininkai 1918 - 1953 tomas VII

nikolai: И, подводя итог, можно сказать следующее. Красного аса Ширинкина "проглатил" безпощадный 37 -ой. Обвинённый в шпионаже, - расстреллян. Его литовские противники в описанном воздушном бою Пранас Хикса и Пантелеймон Солтан спокойно дожили до пенсии уже в СССР.

nikolai: И о "перелётчиках". Это явление было присуще не только Гражданской войне в России. В октябре 1919 г. немец-наёмник Ротер улетел на литовском LVG C VI в Германию вместе с интернированными в Литве бывшим военным министром Турции Энвер Пашой и его адъютантом Кемаль Пашой. Турки попали в Литву при перелёте из России в Германию на новом в то время Junkers F13(вынужденная посадка на литовской территории). 27 августа 1921 г. к полякам перелетели на двух Альбатросах - Мицкевич и Командель. 3-й летевший с ними механик, после пребывания некоторое время в польской тюрьме, вернулся в Литву.

nikolai: Интересно, на сколько можно доверять этой информиции? 24 сентября 1919 года красвоенлет А. Ширинкин на «Ньюпоре-ХХIII» вступил в бой с тремя самолетами противника, пытавшимися сбить наш наблюдательный аэростат (рис. 6). Сначала летчик атаковал самолет, на котором были подвешены бомбы (тогда практиковалось бомбометание по аэростатам), а затем сверху спереди напал на самолет-истребитель, сближавшийся с аэростатом. После пикирования он выполнил восходящий маневр и с глубоким креном зашел в хвост противнику. Но белогвардеец сумел уклониться от удара скоростным снижением. Третий самолет, не приняв боя, ретировался. За «смелый подвиг, благодаря которому прекращены разведка {65} противника и его попытки подбить аэростат» приказом по Красному Воздушному Флоту Армии № 113 от 25 декабря 1919 года Алексей Ширинкин был награжден орденом Красного Знамени. Из книги В.К. Бабич Воздушный бой, Москва Военное Издательство, 1991

nikolai: Участники боя 24 сентября 1919 г. Ньюпор - Ширинкин Первый LVG - Пранас Хикса - лётчик Пантелеймон Солтан - летнаб Последние 2 фото http://www.plienosparnai.lt/news.php

Igor: nikolai пишет: Интересно, на сколько можно доверять этой информиции? Владимир Кириллович Бабич был лётчиком-истребителем, советником на Ближнем востоке. Схему из имевшегося у него описания, он составил с точки зрения пилота.

nikolai: Спасибо,Igor С большой вероятностью этот самолёт участвовал в вышеописанном бою. На открытке: Война с Москвой. Наши лётчики на Двинском фронте. А как выглядел Ньюпор Ширинкина? Фото http://www.plienosparnai.lt/news.php

Боб: nikolai пишет: А как выглядел Ньюпор Ширинкина? Предположительно с "Инь - Янем" на хвосте.

nikolai: Боб пишет: Предположительно с "Инь - Янем" на хвосте. Спасибо, Боб. Предположительный вариант нашёл.

Сергей Климов: Боб пишет: Предположительно с "Инь - Янем" на хвосте. А разве рядом с самолетом стоит не Шишковский?

Боб: Ширинкин командовал этим подразделением до Шишковского.

nikolai: Единственной жертвой в этом случае с "Двинским" аэростатом стал немецкий лётчик-наёмник из FA 425 дисдоцированной в Каунасе,- Фриц Шульц. http://www.plienosparnai.lt/page.php?35 Когда, таким образом, стало ясно, что LVG CVI для такого задания, как уничтожение аэростата, был слишком вял, Шульц решил для этого использовать оставленный в Каунасе маленький и вёрткий Halb CL IV (бортовой №9432). http://aviaww1.forum24.ru/?1-19-0-00000131-000-0-0-1335100368 Он вернулся в Каунас и установил на Halb.CL IV два курсовых пулемёта. 28.09.1919 около 6-ти утра вылетел с Шалкаускасом в кабине лётчика наблюдателя, чтобы потренироваться в стрельбе. Со слов очевидца Симаса Станайтиса, Шульц тренировался так: ...Пикировал вниз и стрелял, потом иммельманом поднимался вверх, и опять пикировал. Ему удалось произвести четыре таких "атаки". Пятая оказался роковой... По словам Станайтиса Halb. CL IV немцы называли "гробом". Он имел такую особенность,- при осуществлении поворота ручку управления надо было сильно тянуть на себя, иначе самолёт скользил на крыло. Хорошо, если достаточно высоты, а если нет,-выровнять машину не успеешь. ...самолёт скользнул на крыло на небольшой высоте, ударился о землю, и Шульц погиб. Летевший с ним Шалкаускас остался жив.

nikolai: 28.05.1919 для работы на Двинском направлении было создано 1-е боевое авиаподразделение. Оно дислоцировалось на аэродроме в г.Утена. Там постоянно находилось 3-4 самолёта LVG C.VI., состав авиаторов изменялся. 11.06.1919 командиром отряда назначен Евгений Шалковский (Eugenijus Šalkauskas) Род. 25.09.1891 в г. Шяуляй. 1914-16 г.г. учился на Физическом факультете Петроградского университета. В 1916 учился на курсах аэронавигации в Киеве. 06.12.1917 г. окончил авиакласс Тифлисского военного училища. Прапорщик. 12.17 - 06.18 в резерве при штабе Кавказкого В/О. Как раз в это боевое подразделение и был назначен швед Олле Дахлбек (Olle Dahlbeck). Род. 1884. 1911 г. окончил авиашколу в Великобритании. Стал третьим лётчиком в Швеции. 1913 г. организовал первую в Швеции школу морской авиации. Стал первым командующим морской авиации Швеции. 01.04.1919 г. стал инспектором авиации в Литве. Майор. (Именно отрывок из его дневника и приводится в Военлйтах...) Май- середина октября 1919 г. Инспектор находился в Утене. Сам летал летнабом. В его рапорте от 11.10. 1919 г. т.е. в момент прекрашения работы подразделения он среди прочего отмечал: ... На момент принятия командования подразделение уже находилось в Утене, где находилось 4 самолёта. Во время первого же вылета я встретился с сильным огнём зенитной артиллерии у первого объекта нападения т.е. привязного аэростата. Атака всё же была произведена с высоты 75 м. ....................... ... Я прошу, в конце концов, сообщить, что следующие господа под моим командованием очень хорошо себя показали, атакуя на малой высоте, несмотря на активное действие противника. Офицеры Шалковский, Хикса,Солтан,Жеватовский (в некоторых документах Живатов пр. моё ), Роттер, Вейншенк и Фриц Шульц. Прошу, чтобы эти господа получили награды. Инспектор авиации Дахлбек. 1 Шалковский (Šalkauskas) 2 Дахлбек (швед) 3 Жеватовский(Живатов) 4 Роттер (немец) 5 Вейншенк (немец) P.S. несколько слов о судьбе Е.Шалковского. 14.06.1941 орестован. Погиб в лагере 30.01.1942, Нижне Индашский р-н, Каасноярский край. Его семья в 1941 г. выслана в Алтайский край д. Петровка, Калманский р-н. Вся информация: http://www.plienosparnai.lt/news.php

nikolai: Извините. Как говорится, "вместе с водой выплеснул и ребёнка". В рапорте Дахлбека от 11 октября 1919 г. после слов "Атака, всё же, была произведена с высоты 75 м.", надо добавить: ... Возгорания привязного аэростата не было констатировано, но из того, что более после этого он не показался, ясно, что он был повреждён.

nikolai: Появилась книга воспоминаний самого Пранаса Хиксы. И вот что у него о "встрече" с Ширинкиным. Пранас, сбросив последнюю бомбу, вдруг увидел обстреливающий его самолёт противника. Далее дословно: "...уходя, начал быстро опускаться и попал под винтовочно-пулемётный огонь с земли. Видел: пробоину слева, пробоину справа, удар в радиатор, сильные подёргивания двигателя,остановился пропеллер." Похоже, что "достали" с земли. Но, что меня удивило, Пранас успел послужить и у "красных". Далее ещё отрывки: ...Меня назначили в тот же 23-ий авиаотряд... Через некоторое время мы с Батуриным получили по английскому самолёту B.E.2E ...Появился приказ 23-ий авиаотряд расформировать, назвать его Калужской авиагруппой и отправить в Калугу. ...Начался напряжённый период. Большинство лётчиков бывшие офицеры, были преследуемы чекистами. Часто кто-то из друзей лётчиков или наблюдателей пропадал. ... часто слышались выстрелы, почти каждое утро выезжал воз с трупами накрытый брезентом.



полная версия страницы