Форум » Гражданская война в России и первые послевоенные конфликты » Авиация Директории УНР » Ответить

Авиация Директории УНР

atez: Хронологические рамки: декабрь 1918 - ноябрь 1920. К началу 1919 г. в Действующей армии Директории УНР насчитывалось два авиаотряда. Один из них, в составе четырех самолетов - в группе Оскилко (сформирован на базе 1-го Волынского авиадивизиона). Другой - в составе группы Омеляновича-Павленко - 20 чел и три самолета (сформирован в Виннице на базе 2-го Подольского авиадивизиона). Все остальные авиачасти бывшей гетьманской армии, дислоцированные на Левобережье и Юге, были потеряны (за исключением части 3-го Одесского авиадивизиона, переведенной в Галичину). В феврале сформировано Главное управление Воздушного флота. Начальник управления - атаман Павленко, инспектор авиации - сотник Егоров, инспектор воздухоплавания - есаул Крицкий. По состоянию на август 1919 г. (на момент начала похода украинских армий на Киев-Одессу) Воздушный флот УНР (без учета УГА) имел в своем составе 4 авиаотряда, сосредоточенных в Каменце-Подольском: - 1-й Запорожский (к-р сотник Жахловский): 34 чел, но ни одного самолета; - 3-й (есаул Федоров) - 25 чел, 2 самолета; - 4-й (сотник Наконечный) - 82 чел, 6 самолетов; - 5-й (хорунжий Шеремецинский) - 89 чел, 4 самолета. Кроме того, имелся 1-й воздухоплавательный дивизион - 227 чел, 4 аэростата.

Ответов - 40, стр: 1 2 All

Wladyslaw: Здравствуйте, Atez! Хочу спросить у Вас про "хорунжего Шеремецинского". Согласно Шанковскому, Харуку и пр., он воевал в "летунствi УГА" и покончил с собой ещё в начале 1919 г. Или это были однофамильцы?

atez: В принципе, об самоубийстве пишет Шанковский, а я опирался на его данные. Но в его работах много подобных нестыковок. С другой стороны, нужно перепроверить, откуда я взял Шеремецинского - к-ра 5-го отряда. Если из архивных данных - то однозначно верим им. Если же нет - возможно, однофамильцы.

atez: Посмотрел свои записи - данные о Шеремецинском как командире 5-го АО взяты из фонда ГУГШ армии УНР. То есть, либо Шанковский ошибался, либо это - однофамильцы.


atez: О судьбах некоторых авиаторов, после поражения Директории служивших в польсокй авиации: http://samoloty.ow.pl/str295.htm

Wladyslaw: Спасибо, Atez! По Шеремецинскому ясно. Согласитесь, фамилия достаточно редкая, чтобы двое разных Шеремецинских служили водно время в украинской авиации. Возможно, родственники, или, что еще вероятнее, Шанковский снова перепутал. Хочу подбросить несколько цифр, которые вряд ли будут новостью для Вас, но могут быть интересны другим участникам форума. Недавно вышла книга „Невідома війна 1919 року. Українсько-білогвардійське збройне протистояння” М. Ковальчука. в одном из документов, датированном началом октября 1919 г. отмечалось, что всего за один день к белым перелетели 3 украинских самолета. Они вошли в состав Добровольческой армии Деникина и воевали против армии УНР за „единую неделимую”. Также по свидетельству генерал-инспектора ДАУНР А. Удовиченко (ст. 159 его книги „Україна у вiйнi за державнiсть: iсторiя, органiзацiя i бойовi сили 1917 - 1921” ), на 18 октября 1920 г. в армии Директории еще было 3 аэроплана. Вероятно известный по фотографиям Gotha GL. VII с именем Olena ,был в их числе (см. http://www.airwar.ru/enc/bww1/gothagl7.html). Кстати, единственные снимки из тех, что я знаю, на которых четко видны опознавательные знаки. Или есть другие фото? Стандартизации, кажется, никакой введено не было, и Тризубы (Соколы) могли очень отличаться.

atez: Wladyslaw пишет: на 18 октября 1920 г. в армии Директории еще было 3 аэроплана Нужно разобраться сос своими записями. Формально самолетов было несколько больше, возможно, Удовиченко упоминает только те, которые непосредственно были задействованы в боях. Wladyslaw пишет: Невідома війна 1919 року. Українсько-білогвардійське збройне протистояння Это монография на основе его канд. диссертации, защищенной в нашем ученом совете.Wladyslaw пишет: Стандартизации, кажется, никакой введено не было, и Тризубы (Соколы) могли очень отличаться. В архивах я видел утвержденную графику только времен гетманата - черные тризубы, существенно отличающиеся от современных. Ну, и ещё описания ОЗ для авиации УГА. По Директории ничего не попадалось.

Wladyslaw: Жаль, что не попадалось, Atez... И все-таки как насчет фотографий УНРовской авиатехники? Существуют они, или все реконструкции (боковики и пр.) - плод фантазии их авторов?

Wladyslaw: Кстати, а нет ли возможности выложить упомянутые Вами документы в сети?

Wladyslaw: [img][/img]

Wladyslaw: А что, Атцы, можете сказать по поводу этого чуда техники? Автор утверждает, что 1919-й год, самолет Запорожского авиаотряда.

atez: Wladyslaw пишет: А что, Атцы, можете сказать по поводу этого чуда техники? Если имеете ввиду Райзенфлюгцойг - по-моему, фигня... Я, конечно, с большим удовольствием хотел бы увидеть армады таких самолетов с тризубами, бомбящих конницу Буденного (ну, или кого там еще - того же Бредова), но увы... Мое мнение такое: в интересах правительства Директории летало пару таких самолетов, но организационно они в Воздушный флот ДА не входили, поскольку были арендованы в Германии. Летали на них германские экипажи, которые вряд ли стали бы заморачиваться нанесением новых ОЗ. Фото - вроде того с "Оленой" - где был бы Райзен с украинскими ОЗ, мне не попадалось.

Wladyslaw: Спасибо. Правда, самолетов-гигантов была, кажется, не пара, а чуток поболее. Но сейчас не об этом. Тут на странице http://focus.in.ua/article/10848.html прочел следующую информацию: "При гетьмане Павле Скоропадском Калинин получил чин сотника и был назначен лётчиком в состав Волынского авиационного дивизиона. Во второй половине ноября 1918 г. этот дивизион перешёл на сторону восставшей против гетьманской власти Директории. Три самолёта из состава этого дивизиона принимали активное участие в борьбе под Киевом войск Директории с офицерскими дружинами гетьмана Скоропадского. На одном из них летал Калинин, в основном — разбрасывал листовки и газеты". Насколько я слышал, в антигетьманском восстании ни одной из сторон аэропланы не использовались (просто потому, что не было боеспособных). А нельзя ли узнать Ваше мнение? Ведь не с потолка же ув. Ярослав Тинченко эти факты взял...

atez: Wladyslaw пишет: Ведь не с потолка же ув. Ярослав Тинченко эти факты взял... Да мне и самому было бы интересно знать, откуда он это взял... Ведь вполне может оказаться. что он прав...

E_Ushakow: atez пишет: Да мне и самому было бы интересно знать, откуда он это взял... Ведь вполне может оказаться. что он прав... А может спросите у Тинченко?

Wladyslaw: Уважаемый Аtez! Мне тут подогнали распечатку цитаты из неизвестного мне источника (нет даже датировки, но понятно, что речь идет об авиации украинской Директории): О состоянии авиации и настроениях царивших среди летного и технического составов можно судить по записям из протокола допроса перелетевших к «красным» пилотов: «…из шести авиаотрядов один попал к большевикам, один – к румынам, большая часть третьего – к полякам. Знающих мотористов в отрядах мало. Летчиков – тоже немного: в 3-м отряде – один, в остальных – по четыре-пять, только в первом – восемь, но половина из них австрийцы. Из ста самолетов сохранились в исправности лишь несколько, остальные повреждены при перевозках и непогодой. Бензина много и он хорошего качества, достаточно патронов и запчастей. Довольствие хорошее – есть все. Дисциплина мягкая, но настроения летчиков- неважные». Хочу спросить, не попадался ли Вам подобный документ? И что это еще за "австрийцы"? Возможно, имеются в виду галичане? Также сомневаюсь насчет бензина и запчастей...

atez: Эту цитату приводил в своей статье еще в 1992 г. в Аэрохобби Р. Мараев, но источник не указан. Насчет австрийцев - все может быть...

Igor: Wladyslaw пишет: Или есть другие фото?

Wladyslaw : Так это ж известная Gotha GL. VII "Олена" (http://www.airwar.ru/enc/bww1/gothagl7.html)- вид спереди. Но данной фотографии (в таком ракурсе) я до сих не видел, так что Igor’ю огромное спасибо! "Он говорит мало, но он говорит смачно" (И. Бабель).

atez: Вынужден признать свою ошибку - трезубцы на Райзенфлюгцойгах таки встречались. Вот фото из коллекции А. Созоника (Аргентина): http://slil.ru/25685466

Доктор Фризман: Замечательно! А нет ли информации, что это за машина? Модификация, номера и прочее...

atez: Модификация - вроде R XIV

Wladyslaw: Доктор Фризман пишет: А нет ли информации, что это за машина? Ну я же давал Вам ссылку на http://www.uarmy.com.ua/ALMANAH/MAIN/main.html Распакуйте архив и посмотрите внимательней, там есть профиль этого самого "Райзена" с литерами "НА" на борту. Тарас Штык утверждает, что "НА" значит "Наддніпрянська Армія", но с этим можно поспорить. Предполагаю, что аббревиатура могла сохраниться на самолёте с более раннего времени. Например, инициалы девушки германского пилота?

Доктор Фризман: Cпасибо за ссылку Вот толькуо почему-то у меня не открывается архив...

Wladyslaw: Доктор Фризман пишет: Вот только почему-то у меня не открывается архив Да, сходил, проверил - действительно не работает :( Попозже попробую скинуть на Ваш имейл(архив или саму статью в распакованном виде).

atez: Статья В. Мараевой в журнале "Воєнна історія" - http://warhistory.ukrlife.org/1_3_07_7.htm Особо интерены места, где рассказывается о попытках Директории приобрести самолеты за рубежом

Эрих фон Гепнер: Люблю и уважаю журнал "Цейхгауз". В свежем 30-м номере вот такая статья.

Эрих фон Гепнер:

mpokornycz: Большое Вам спасибо за статью! Благодаря другу Kees Korty из Нидерландов удалось уточнить гипотез об Штаaкене. Сравните фотографии: WWI Aero журнал 157 опубликовал статью профессорa Valeri Avrama с фотографией R.70 в Румынии. Надпись на фюзеляжe "DLR" (Deutsche Luft-Reederei) и "R.70" достаточно видна. Обстоятельства описанные здесь: http://www.europeanairlines.no/A_DLR_300109_1.pdf Privet, Miroslav http://s58.radikal.ru/i159/0906/8a/efb405da2689.jpg http://s45.radikal.ru/i109/0906/ef/8962d52f4d47.jpg http://s41.radikal.ru/i092/0906/9c/2da640080030.jpg

atez: mpokornycz пишет: Обстоятельства описанные здесь Увы, статья не открывается...

mpokornycz: Извините, а это pdf. file. Вам надо дo http://www.europeanairlines.no/articles.php > Germany > Deutsche Luft-Reederei GmbH (1917-1923) Privet, Miroslav

mpokornycz: ili zdes - jpg.s http://s60.radikal.ru/i170/0906/ea/e04e9a29c1b9.jpg http://i033.radikal.ru/0906/44/f782542e9359.jpg

mpokornycz: Интересное упоминание о цвете трезубцов http://i008.radikal.ru/0906/8d/89710d0edd58.jpg Кстати, знаете ли Вы упомянутаную в статье Тинченко книжку "Iз життя 1-го Запаpiзького окремого авiацiйного вiддiлу" (Дороговказ, 27, Тоronto, 1965, С.11) Володимира Пилипца? Spasiba, privet, Miroslav

atez: А это не книга - это статья в журнале Нужно будет поискать во львовских библиотеках.

atez: В 122-м выпуске Винсока такой вот абзац: The 8a Sezione under capitano Cesareni operated through December 1919 in support of the military mission in Vienna, which became the hub for contacts with many new countries. It was here that in August 1919 a delegation of ukrainian flyers saw their first SVA. Cesareni reported to Brezzi their desire "to have a few aircraft immediately and later some thirty (or so they say) for postal service". Ansaldo records indicate that in December 1919 and January 1920 the company built two SVA for Ukraine. Acting through an intermediary, in June 1920 the country asked for unknown quantities of both SVA and Balilla, to be delivered in Kiev, Winnica or Warsaw. It seems however that the actual Ukrainian order was limited to ten SVA 10, some of which possibly later fell in Soviet hands Насколько понял, речь идет о следующем. В августе 1919 г. украинская авиационная делегация в Вене вошла в контакт с командиром итальянской 8-й авиационной секции, обслуживавшей военную миссию в Вене, капитаном Цезарини. тот сообщил Бреззи, руководителю завода Ансальдо, о желании украинцев купить несколько самолетов немедленно и до 30-ти - позже, для почтовой службы. Отчеты Ансальдо упоминают об изготовлении в 12.1919 и 1.1920 двух самолетов SVA для Украины. В июне 1920 г. Украина вела переговоры о приобретении определенного количества самолетов SVA и Балилла с доставкой в киев, Винницу либо варшаву. Все завершилось подписанием соглашения о поставке 10-ти SVA 10. Вероятно, некоторые из них попали в руки большевиков.

Wladyslaw: В соседней ветке по Авиации Галицкой Армии (ныне закрытой ) опубликовано ранее неизвестное фото "Штаакена" с украинскими ОЗ на крыльях. Вообще-то данный снимок более уместен здесь, в "Авиации Директории УНР". Но интересно, что новые данные подтверждает упоминания румын о светло-голубых тризубах на захваченном ими самолете такого типа. Тарас Штык, создавая иллюстрации для "Героев украинского неба" снова ошибся (а это, если не ошибаюсь, уже третий вариант его реконструкции райзенов). На всех вариантах крыльевые тризубы он делал желтыми, как, например, в данном случае: Логика была такова: если на снимке тризуба не видно, а он там предположительно есть, значит, он желтый, поскольку этот цвет на старых фотографиях кажется темным. Тарас Штык замечательный художник, но тут он, кажется, перемудрил самого себя. Так что поле для экспериментов остаётся широким: тризубы могли быть как белыми, так и светло-голубыми. Либо все-таки желтыми, если условия освещения и оттенка краски сделали их видимыми. Какие будут мнения на сей счёт?

Wladyslaw: В днепропетровском ист. музее выставлен такой документ: Оперативная сводка штаба полка сечевых стрельцов "Вольного Казачества" за день 18 января и ночь с 18 на 19 января 1919 года. Внизу читаем: В бік Павлограду о 9 годині ранку полком Січових Стрільців і полком Богдана Хмельницького, при допомозі літунів, проведений наступ з двох боків. Под "літунами" однозначно имеются в виду авиаторы. Противником выступали "більшовицько-махновскі банди". Но интересно, что в современных изданиях по украинской авиации нет упоминаний, что она применялись также и во "внутренних" конфликтах.

Attacker: Во время Гражданской (Польско-Украинской, Украинско-Советской, как угодно) войны в украинской авиации были такие части: - летунська сотня (в ЗУНР) - авiацiйний дивiзiон - авiацiйний загiн - винищувальний авiацiйний загiн - гарматний авiацiйний загiн Про сокращение "авiацiйний загiн" до "авiазагiн" я слышал. А вот были ли еще более краткие сокращения и/или аббревиатуры, вроде "као" и "аои" старой русской армии ("иап" и "иад" советской), или "истроотрядов" у красных? Интересует как практика того времени, так и принятая в среде любителей истории. Аналогии с современным положением тоже подойдут.

Crowford: Забытая тема... Это вам надо ждать, пока ув. atez здесь появится. Но насколько я "в теме", то ничего подобного, кажется, не было - ни ИАПов, ни тем более ИАДов. Было несколько авиаотрядов (как указано в "шапке" этой темы). Ранее были еще дивизионы (авиодивизионы). Все они были "смешанного" типа. В общем, скачайте книгу Тинченко "Герої українського неба" или А. Харука "Крила України" - обе есть в сети. Как признают сами авторы, єти книги небезупречны, но тема освещена довольно-таки полно.

Crowford: К уже сказанному нужно добавить, что слово "загін" в значении "отряд" в Украине тогда вообще не употребляли. Никаких авіазагонів или даже авіаційних загонів в документах того времени вы не встретите. В этом значении употребительным было слово "відділ" (отряды - відділи). Например, авиация Галицкой армии часто именовались "летунським відділом" (а для краткости писали "летунство" или еще проще - "літаки"). Что до авиаторов Директории, то они в большинстве слабо владели украинским языком (либо не владели вообще - по понятным причинам), поэтому в документах, ими составляемых, обычно оставалось "старое" обозначение: авиаціоный отрядъ, авиотряд. Причем даже в сводках, составленных на украинском языке, часто фигурирует слово "авіотряд" (мягко украинизированный вариант). Если что - atez меня поправит.

atez: Совместная с Ежи Буткевичем статья про Штаакены в Украине: https://www.academia.edu/21463418/Zeppelin-Staaken_in_Ukraine_%D0%93%D1%96%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8_%D0%B2_%D0%BD%D0%B5%D0%B1%D1%96_%D0%A3%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%97%D0%BD%D0%B8



полная версия страницы