Форум » Гражданская война в России и первые послевоенные конфликты » Авиация Директории УНР » Ответить

Авиация Директории УНР

atez: Хронологические рамки: декабрь 1918 - ноябрь 1920. К началу 1919 г. в Действующей армии Директории УНР насчитывалось два авиаотряда. Один из них, в составе четырех самолетов - в группе Оскилко (сформирован на базе 1-го Волынского авиадивизиона). Другой - в составе группы Омеляновича-Павленко - 20 чел и три самолета (сформирован в Виннице на базе 2-го Подольского авиадивизиона). Все остальные авиачасти бывшей гетьманской армии, дислоцированные на Левобережье и Юге, были потеряны (за исключением части 3-го Одесского авиадивизиона, переведенной в Галичину). В феврале сформировано Главное управление Воздушного флота. Начальник управления - атаман Павленко, инспектор авиации - сотник Егоров, инспектор воздухоплавания - есаул Крицкий. По состоянию на август 1919 г. (на момент начала похода украинских армий на Киев-Одессу) Воздушный флот УНР (без учета УГА) имел в своем составе 4 авиаотряда, сосредоточенных в Каменце-Подольском: - 1-й Запорожский (к-р сотник Жахловский): 34 чел, но ни одного самолета; - 3-й (есаул Федоров) - 25 чел, 2 самолета; - 4-й (сотник Наконечный) - 82 чел, 6 самолетов; - 5-й (хорунжий Шеремецинский) - 89 чел, 4 самолета. Кроме того, имелся 1-й воздухоплавательный дивизион - 227 чел, 4 аэростата.

Ответов - 40, стр: 1 2 All

Wladyslaw: Здравствуйте, Atez! Хочу спросить у Вас про "хорунжего Шеремецинского". Согласно Шанковскому, Харуку и пр., он воевал в "летунствi УГА" и покончил с собой ещё в начале 1919 г. Или это были однофамильцы?

atez: В принципе, об самоубийстве пишет Шанковский, а я опирался на его данные. Но в его работах много подобных нестыковок. С другой стороны, нужно перепроверить, откуда я взял Шеремецинского - к-ра 5-го отряда. Если из архивных данных - то однозначно верим им. Если же нет - возможно, однофамильцы.

atez: Посмотрел свои записи - данные о Шеремецинском как командире 5-го АО взяты из фонда ГУГШ армии УНР. То есть, либо Шанковский ошибался, либо это - однофамильцы.

atez: О судьбах некоторых авиаторов, после поражения Директории служивших в польсокй авиации: http://samoloty.ow.pl/str295.htm

Wladyslaw: Спасибо, Atez! По Шеремецинскому ясно. Согласитесь, фамилия достаточно редкая, чтобы двое разных Шеремецинских служили водно время в украинской авиации. Возможно, родственники, или, что еще вероятнее, Шанковский снова перепутал. Хочу подбросить несколько цифр, которые вряд ли будут новостью для Вас, но могут быть интересны другим участникам форума. Недавно вышла книга „Невідома війна 1919 року. Українсько-білогвардійське збройне протистояння” М. Ковальчука. в одном из документов, датированном началом октября 1919 г. отмечалось, что всего за один день к белым перелетели 3 украинских самолета. Они вошли в состав Добровольческой армии Деникина и воевали против армии УНР за „единую неделимую”. Также по свидетельству генерал-инспектора ДАУНР А. Удовиченко (ст. 159 его книги „Україна у вiйнi за державнiсть: iсторiя, органiзацiя i бойовi сили 1917 - 1921” ), на 18 октября 1920 г. в армии Директории еще было 3 аэроплана. Вероятно известный по фотографиям Gotha GL. VII с именем Olena ,был в их числе (см. http://www.airwar.ru/enc/bww1/gothagl7.html). Кстати, единственные снимки из тех, что я знаю, на которых четко видны опознавательные знаки. Или есть другие фото? Стандартизации, кажется, никакой введено не было, и Тризубы (Соколы) могли очень отличаться.

atez: Wladyslaw пишет: на 18 октября 1920 г. в армии Директории еще было 3 аэроплана Нужно разобраться сос своими записями. Формально самолетов было несколько больше, возможно, Удовиченко упоминает только те, которые непосредственно были задействованы в боях. Wladyslaw пишет: Невідома війна 1919 року. Українсько-білогвардійське збройне протистояння Это монография на основе его канд. диссертации, защищенной в нашем ученом совете.Wladyslaw пишет: Стандартизации, кажется, никакой введено не было, и Тризубы (Соколы) могли очень отличаться. В архивах я видел утвержденную графику только времен гетманата - черные тризубы, существенно отличающиеся от современных. Ну, и ещё описания ОЗ для авиации УГА. По Директории ничего не попадалось.

Wladyslaw: Жаль, что не попадалось, Atez... И все-таки как насчет фотографий УНРовской авиатехники? Существуют они, или все реконструкции (боковики и пр.) - плод фантазии их авторов?

Wladyslaw: Кстати, а нет ли возможности выложить упомянутые Вами документы в сети?

Wladyslaw: [img][/img]

Wladyslaw: А что, Атцы, можете сказать по поводу этого чуда техники? Автор утверждает, что 1919-й год, самолет Запорожского авиаотряда.

atez: Wladyslaw пишет: А что, Атцы, можете сказать по поводу этого чуда техники? Если имеете ввиду Райзенфлюгцойг - по-моему, фигня... Я, конечно, с большим удовольствием хотел бы увидеть армады таких самолетов с тризубами, бомбящих конницу Буденного (ну, или кого там еще - того же Бредова), но увы... Мое мнение такое: в интересах правительства Директории летало пару таких самолетов, но организационно они в Воздушный флот ДА не входили, поскольку были арендованы в Германии. Летали на них германские экипажи, которые вряд ли стали бы заморачиваться нанесением новых ОЗ. Фото - вроде того с "Оленой" - где был бы Райзен с украинскими ОЗ, мне не попадалось.

Wladyslaw: Спасибо. Правда, самолетов-гигантов была, кажется, не пара, а чуток поболее. Но сейчас не об этом. Тут на странице http://focus.in.ua/article/10848.html прочел следующую информацию: "При гетьмане Павле Скоропадском Калинин получил чин сотника и был назначен лётчиком в состав Волынского авиационного дивизиона. Во второй половине ноября 1918 г. этот дивизион перешёл на сторону восставшей против гетьманской власти Директории. Три самолёта из состава этого дивизиона принимали активное участие в борьбе под Киевом войск Директории с офицерскими дружинами гетьмана Скоропадского. На одном из них летал Калинин, в основном — разбрасывал листовки и газеты". Насколько я слышал, в антигетьманском восстании ни одной из сторон аэропланы не использовались (просто потому, что не было боеспособных). А нельзя ли узнать Ваше мнение? Ведь не с потолка же ув. Ярослав Тинченко эти факты взял...

atez: Wladyslaw пишет: Ведь не с потолка же ув. Ярослав Тинченко эти факты взял... Да мне и самому было бы интересно знать, откуда он это взял... Ведь вполне может оказаться. что он прав...

E_Ushakow: atez пишет: Да мне и самому было бы интересно знать, откуда он это взял... Ведь вполне может оказаться. что он прав... А может спросите у Тинченко?

Wladyslaw: Уважаемый Аtez! Мне тут подогнали распечатку цитаты из неизвестного мне источника (нет даже датировки, но понятно, что речь идет об авиации украинской Директории): О состоянии авиации и настроениях царивших среди летного и технического составов можно судить по записям из протокола допроса перелетевших к «красным» пилотов: «…из шести авиаотрядов один попал к большевикам, один – к румынам, большая часть третьего – к полякам. Знающих мотористов в отрядах мало. Летчиков – тоже немного: в 3-м отряде – один, в остальных – по четыре-пять, только в первом – восемь, но половина из них австрийцы. Из ста самолетов сохранились в исправности лишь несколько, остальные повреждены при перевозках и непогодой. Бензина много и он хорошего качества, достаточно патронов и запчастей. Довольствие хорошее – есть все. Дисциплина мягкая, но настроения летчиков- неважные». Хочу спросить, не попадался ли Вам подобный документ? И что это еще за "австрийцы"? Возможно, имеются в виду галичане? Также сомневаюсь насчет бензина и запчастей...

atez: Эту цитату приводил в своей статье еще в 1992 г. в Аэрохобби Р. Мараев, но источник не указан. Насчет австрийцев - все может быть...

Igor: Wladyslaw пишет: Или есть другие фото?

Wladyslaw : Так это ж известная Gotha GL. VII "Олена" (http://www.airwar.ru/enc/bww1/gothagl7.html)- вид спереди. Но данной фотографии (в таком ракурсе) я до сих не видел, так что Igor’ю огромное спасибо! "Он говорит мало, но он говорит смачно" (И. Бабель).

atez: Вынужден признать свою ошибку - трезубцы на Райзенфлюгцойгах таки встречались. Вот фото из коллекции А. Созоника (Аргентина): http://slil.ru/25685466

Доктор Фризман: Замечательно! А нет ли информации, что это за машина? Модификация, номера и прочее...



полная версия страницы