Форум » Гражданская война в России и первые послевоенные конфликты » Авиация УГА » Ответить

Авиация УГА

Боб: Тут вот наткнулся на такое: Наши асы в небе Львова Забытые подвиги забытой войны 1918–1920 годов За последнее время в столичной прессе появились два материала об американском авиационном отряде, сражавшемся в Украине в составе польской армии в 1918–1920 годах. Погибшие летчики были торжественно похоронены во Львове, и их могила ныне восстанавливается поляками. Жаль только, что авторы публикаций "забыли" упомянуть о том, что Пилсудскому пришлось нанимать американцев для борьбы с украинскими летчиками. ПИЛОТЫ ГЕТМАНА СКОРОПАДСКОГО 1 ноября 1918 года галицкие солдаты развалившейся австро–венгерской армии подняли во Львове вооруженное восстание. Их главными противниками стали поляки, считавшие город своим – именно они в то время составляли большую часть населения. Началась польско–украинская война. Вскоре у поляков появились бронепоезда и самолеты. У галичан таких видов техники не было, и в 10–х числах ноября они отправили в Киев к гетману Скоропадскому курьера с просьбой прислать хотя бы один авиационный отряд. Гетман приказал отправить под Львов два полка пехоты с двумя батареями, а также одесский авиационный отряд. Пехотные полки, Сечевой и Черноморский, действительно погрузились в эшелоны, только поехали не во Львов, а на Киев – свергать гетмана. И лишь авиационный отряд в точности выполнил приказ Скоропадского. Командиром авиационного отряда был сотник Борис Александрович Губер – георгиевский кавалер и герой Первой мировой войны. В состав отряда входили еще пять летчиков: татары сотник Джамбулат и хорунжий Хазбулат Кануковы, эстонец сотник Евский, россиянин сотник Булатов, украинец поручик Шеремецинский. В распоряжении отряда находились четыре самолета – два истребительных и два бомбардировочных. Еще три боевые машины галичане собрали из запчастей, хранившихся на технических складах и базах. Командиром объединенного отряда стал австрийский ас Первой мировой поручик Петр Франко, сын писателя Ивана Франко. Вскоре под Львов по приказу уже Симона Петлюры прибыл авиационный взвод в составе двух истребителей "Ньюпоров", ведомых двумя ветеранами – сотником Федором Алелюхиным и поручиком Николаем Сериковым. На их самолетах, а также на "Ньюпоре" сотника Евского были нарисованы черепа и кости – летчики не давали спуску ни одному вражескому пилоту. Чуть позже в местечко Красне прибыли волонтеры–австрийцы, завербованные галицким представителем в Вене. Они также отлично дрались в небе Львова. Петлюра значительно помог технической базой, передав галичанам около 60 старых самолетов, из которых смогли собрать с десяток годных к войне. Так был создан Авиационный полк Украинской Галицкой Армии (УГА). ЛЬВОВСКИЕ ВИРАЖИ Полякам не удалось сбить ни одного украинского самолета, хотя их авиация постоянно росла и крепла. Йозеф Пилсудский даже создал зенитную артиллерию и нанял американских пилотов, из которых во Львове был сформирован особый авиационный отряд. Но все зря. Летчики авиационного полка УГА не боялись численного превосходства поляков и их зенитной артиллерии. Самым бесстрашным считался эстонец Евский. Он лично сбил или сильно повредил девять самолетов противника. А когда его "Ньюпор" попадал под огонь зениток, эстонец делал мертвые петли вокруг каждого шрапнельного разрыва, приводя в бешенство польских артиллеристов. Часто украинские авиаторы залетали на 700–800 км в глубь польских позиций, светя своими трезубцами на плоскостях и фюзеляжах аж в небе Варшавы. Среди галицких летчиков самым лучшим считался Петр Франко, выпускник австрийской авиационной школы в Райлевацах под Сараево, участник воздушных боев с итальянской авиацией в 1916–1918 годах. О его подвигах среди бойцов УГА ходили легенды. У австрийцев лучшим считался лейтенант Бернгубер, ставший другом Евского. Во всех отношениях отличной была и бомбардировочная авиация УГА, созданная стараниями Бориса Губера. Будучи знатоком своего дела, он обучил товарищей премудростям бомбардировки. Под Львовом украинская авиация громила польские позиции около 20 раз, Перемышль – 10 раз. Во время второго по счету налета на Львов Губер собственноручно разбомбил электростанцию, и город надолго остался без света. Еще одной важной целью считался львовский вокзал, куда почти ежедневно прибывали подкрепления из Польши. Упомянем и о том, что украинские истребители часто нападали на марширующие колонны польской пехоты и артиллерии. Они снижались до 200–300 метров и мастерски обстреливали наземные позиции. Впрочем, в этот момент приходилось следить, чтобы самолет не изменил направления и не упал на землю. СУДЬБА ПОЛКА Тем не менее потери в Авиационном полку УГА были большими. Борис Губер погиб 5 февраля 1919 года вместе с семью пилотами. В этот день он показывал молодым коллегам, как бросать бомбы на вражеские позиции с большой высоты, чтобы точно попасть в цель. Бомба взорвалась прямо в руках Губера. После его гибели полк возглавил Джамбулат–Бад–Гиреев Кануков. Он погиб 21 мая 1919 года в результате диверсии одного механика из Вены, засыпавшего в мотор самолета металлическую стружку. Венец, совершивший это преступление, бежал из полка к красным. Новым командиром полка стал галичанин хорунжий Хрущ. В июне 1919 года он перевел полк в местечко Шатаву под Каменец–Подольским, а оттуда – в Новую Ушицу и сражался с красными войсками в районе Винницы, Казатина и Киева. В Казатине галичане полностью парализовали железнодорожное движение. Их добычей стали два большевистских бронепоезда – "Богунец" и "Коммунист". Под Винницей галицким пехотинцам удалось сбить самолет красных, и он вскоре также поступил в состав полка УГА. Осенью 1919 года свирепствовала эпидемия тифа. В этих условиях командование УГА приняло решение самостоятельно искать выход из сложившейся ситуации и заключило мирный договор с генералом Деникиным. Авиационный полк был переброшен во Львов в распоряжение белых. Но против красных так и не дрался. В январе 1920 года представители УГА начали переговоры о мире с советской властью. Договор вскоре был подписан, а УГА переименована в ЧУГА (Червонную Украинскую галицкую армию). Авиационный полк переформировали в авиасотню ЧУГА и направили в Киев, откуда галицкие летчики стали совершать боевые вылеты против польских войск. В апреле 1920 года большая часть Галицкой армии оставила РККА и сдала оружие заклятым врагам – полякам. В этот момент авиасотня находилась в Казатине, окруженном плотным кольцом польских войск. Командир авиасотни хорунжий Хрущ отказался переходить на сторону врага. Несмотря на ранение, он вместе с двумя пилотами вылетел в Киев. Остатки авиационной сотни ЧУГА захватили поляки. Часть личного состава сотни вскоре влилась в действующую армию Украинской Народной Республики. В том числе сотник Евский и лейтенант Бернгубер, отправленные вскоре Петлюрой в Италию закупать самолеты для украинской армии. В Италии Бернгубер трагически погиб во время выполнения "мертвой петли". Что же касается Евского, то он приобрел несколько самолетов для УНР, а сам прибыл в распоряжение Петлюры на боевой машине, подаренной итальянцами в знак восхищения его летным мастерством. Дальнейшая судьба Евского неизвестна. О хорунжем Хруще после того, как он покинул Казатин, никто ничего не слышал. Скорее всего, он участвовал в гражданской войне в составе Красной Армии. По крайней мере один из беглецов – бывший капитан–белогвардеец Ю. И. Арватов, вступивший в Авиационный полк УГА в Одессе, был награжден двумя орденами Красного Знамени. Так закончилась короткая, но славная история Авиационного полка Украинской Галицкой армии. Ярослав ТИНЧЕНКО историк Источник информации: Киевские Ведомости

Ответов - 300, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All

АГ88: " ...а у украинцев фоккеры должны были быть немецкого происхождения, следовательно скорее всего в "лозинге". Сказано - сделано ( полчаса работы в "Фотошопе" ). Если что - не ругайте сильно... Вдохновлённый идеями Боба, переделал из польского.

Боб: Доктор Фризман пишет: Позвольте усомниться. Данный экземпляр как раз очень напоминает "полет творческой мысли художника", сделанный без особой фантазии. Опять же, красить пневматики известкой, если не ошибаюсь, пришло в голову какому-то московскому авианачальнику году этак в 1922-м. А вот непривычная форма киля первого украинского Фоккера явно указывает на наличие неизвестных нам фотографий. Так реконструкция и должна создаваться не на фантазии художника, а на существующих сведениях, и поэтому в данном рисунке меня лично смущает, только однотонная окраска аппарата не характерная для этого времени. Цвет шин вполне приемлемый, черными в ту пору они бывали очень редко и декоративная окраска известкой тут не причем. Обсуждать форму киля вообще не имеет смысла, раз автор рисунка сам признается, что для него вместо "болванки" он выбрал не самый точный из профилей, а фотографии этой машины он не встречал.

Доктор Фризман: Боб пишет: Обсуждать форму киля вообще не имеет смысла, раз автор рисунка сам признается, что ... фотографии этой машины он не встречал. Мы говорим о разных машинах. Я имел в виду приведенный мной выше профиль Фоккера УГА из статьи Atez'a. Автор профиля, насколько я знаю, Т.Штык. И они пока ни в чем не признались.

Боб: Доктор Фризман пишет: Мы говорим о разных машинах. Я имел в виду приведенный мной выше профиль Фоккера УГА из статьи Atez'a. Автор профиля, насколько я знаю, Т.Штык. И они пока ни в чем не признались. Виноват, не понял. Эта картинка действительно странная особенно опознавательный знак на фюзеляже, этакое сочетание гетманского трезуба с кокардой ЗУНР.

Доктор Фризман: В той статье Atez приводит варианты ОЗ УГА. Среди них есть и варианты с трезубцем.

Грытс: НАШЕЛ ВОТ ЭТО

atez: Доктор Фризман пишет: В той статье Atez приводит варианты ОЗ УГА. Описания ОЗ в тексте - мои. Вся графика - не моя

E_Ushakow: Видимо это один из "Альбатросов", которые были получены от поляков

Wladyslaw: Не обязательно. С поляками вопрос вообще неясный. Похоже, что они ограничились только обещаниями, а реально ничего не передали своим союзникам. А в 1918 г. на базе в Каменце, возможно, были экземпляры "пехотных" Альбатросов, откуда они вполне могли попасть в УНРовские авиачасти.

atez: Wladyslaw пишет: А в 1918 г. на базе в Каменце, возможно, были экземпляры "пехотных" Альбатросов, откуда они вполне могли попасть в УНРовские авиачасти. Единственный известный мне факт наличия пехотных Альбатросов J1 в составе ВВС Директории относится к 1920 г., а именно - к 1-му Запорожскому а/о, который летом проходил переформирование в Варшаве. Поляки пеедали 4 таких самолета, а после Варшавской битвы - ещё и пару Долфинов. Но на большевистский фронт этот а/о попал осенью 1920 г. вроде бы уже без этих самолетов, а доукомплектовывался тем, что было на месте.

Wladyslaw: А что было на месте?

Wladyslaw: В комментарии к обсуждаемому профилю "Альбатроса" автор указывает, что этот самолет украинцам действительно достался от поляков. Но - как военный трофей. В июле 1919 года машина базировалась на аэродроме в Шатаве. То есть -это УГА, а не польский "подарок". Тем более, что осенью 1920 г. самолеты 1-го Запорожского а/о несли на крыльях "шаховницы" по образцу польских.

Боб: Wladyslaw пишет: В комментарии к обсуждаемому профилю "Альбатроса" автор указывает, что этот самолет украинцам действительно достался от поляков. Но - как военный трофей. В июле 1919 года машина базировалась на аэродроме в Шатаве. То есть -это УГА, а не польский "подарок". Тем более, что осенью 1920 г. самолеты 1-го Запорожского а/о несли на крыльях "шаховницы" по образцу польских. Во первых, если Вам это не трудно, зарегистрируйтесь пожалуйста. Во вторых, Вы не моглм бы поподробнее описать, что это за зверь такой - "шаховницы" УГА.

atez: Wladyslaw пишет: В комментарии к обсуждаемому профилю "Альбатроса" автор указывает, что этот самолет украинцам действительно достался от поляков. Все может быть... Боб пишет: что это за зверь такой - "шаховницы" УГА Шаховницы несли не самолеты УГА, а ДА - Действующей армии Директории УНР - в 1920 г. Соответствовали польским, но были не бело-красные, а желто-синие.

atez: atez пишет: Все может быть... В общем, навряд ли... Поляки отмечают применение Альбатросов JI на фронте только в 1920 г. (хотя нет полной ясности с 1-й Велькопольской эскадрой - возможно, она применяла их чуть раньше) http://tomaszjkowalski.republika.pl/albj1/bud.htm Альбатрос СXV появился в польской авиации только в августе 1920 г. http://tomaszjkowalski.republika.pl/albc15/bud.htm А вот Альбатрос CXII вполне мог быть трофеем - 8-я эскадра в феврале 1919 г. прибыла в Галичину, имея два таких самолета, но быстро их потеряля вследствие, как пишут поляки, "вынужденных посадок". Возможно одна из этих посадок имела место на украинской стороне

Доктор Фризман: atez пишет: были не бело-красные, а желто-синие. А существуют фотографии самолетов с украинскими шаховницами?

atez: Доктор Фризман пишет: А существуют фотографии самолетов с украинскими шаховницами? Мне лично не встречались. Хотя я особо и не искал... Кстати, в доведенном польским войскам весной 1920 г. приказе об ОЗ союзнической авиации отмечено, что самолеты ДА Директории несут квадраты, разделенные надвое по диагонали: одна половина синяя, другая желтая. В том же приказе упоминаются и русские кокарды авиации Булак-Балаховича.

Wladyslaw: Боб пишет: цитата: что это за зверь такой - "шаховницы" УГА? А где у меня написано про такого зверя? Я говорил про 1-й Запорожский авиаотряд украинской Директории, впрочем, atez объяснил уже за меня (респект!). Доктор Фризман пишет: цитата: А существуют фотографии самолетов с украинскими шаховницами? Фотографий не видел. Но у меня есть профиль украинского аэроплана с такими знаками. Автор профиля -Тарас Штык и в примечаниях сказано, что реконструкции выполнены по фотографиям. Там же, кстати, есть и боковик "Фоккера", подобный приведенному Вами выше, только это не биплан D. VII, а моноплан D.VIII. О крыльях написано, что ОЗ были блакитно-желтые круги, как и на фюзеляже, но без Тризубов.

Доктор Фризман: О этот загадочный Тарас Штык! Wladyslaw пишет: у меня есть профиль украинского аэроплана с такими знаками А какого именно аэроплана?

Wladyslaw: Это двухместный фоторазведчик Rumpler C. IV, он же - "Рубильд"(сокращение от "Румплер фотографический").



полная версия страницы