Форум » Гражданская война в России и первые послевоенные конфликты » Авиация УГА » Ответить

Авиация УГА

Боб: Тут вот наткнулся на такое: Наши асы в небе Львова Забытые подвиги забытой войны 1918–1920 годов За последнее время в столичной прессе появились два материала об американском авиационном отряде, сражавшемся в Украине в составе польской армии в 1918–1920 годах. Погибшие летчики были торжественно похоронены во Львове, и их могила ныне восстанавливается поляками. Жаль только, что авторы публикаций "забыли" упомянуть о том, что Пилсудскому пришлось нанимать американцев для борьбы с украинскими летчиками. ПИЛОТЫ ГЕТМАНА СКОРОПАДСКОГО 1 ноября 1918 года галицкие солдаты развалившейся австро–венгерской армии подняли во Львове вооруженное восстание. Их главными противниками стали поляки, считавшие город своим – именно они в то время составляли большую часть населения. Началась польско–украинская война. Вскоре у поляков появились бронепоезда и самолеты. У галичан таких видов техники не было, и в 10–х числах ноября они отправили в Киев к гетману Скоропадскому курьера с просьбой прислать хотя бы один авиационный отряд. Гетман приказал отправить под Львов два полка пехоты с двумя батареями, а также одесский авиационный отряд. Пехотные полки, Сечевой и Черноморский, действительно погрузились в эшелоны, только поехали не во Львов, а на Киев – свергать гетмана. И лишь авиационный отряд в точности выполнил приказ Скоропадского. Командиром авиационного отряда был сотник Борис Александрович Губер – георгиевский кавалер и герой Первой мировой войны. В состав отряда входили еще пять летчиков: татары сотник Джамбулат и хорунжий Хазбулат Кануковы, эстонец сотник Евский, россиянин сотник Булатов, украинец поручик Шеремецинский. В распоряжении отряда находились четыре самолета – два истребительных и два бомбардировочных. Еще три боевые машины галичане собрали из запчастей, хранившихся на технических складах и базах. Командиром объединенного отряда стал австрийский ас Первой мировой поручик Петр Франко, сын писателя Ивана Франко. Вскоре под Львов по приказу уже Симона Петлюры прибыл авиационный взвод в составе двух истребителей "Ньюпоров", ведомых двумя ветеранами – сотником Федором Алелюхиным и поручиком Николаем Сериковым. На их самолетах, а также на "Ньюпоре" сотника Евского были нарисованы черепа и кости – летчики не давали спуску ни одному вражескому пилоту. Чуть позже в местечко Красне прибыли волонтеры–австрийцы, завербованные галицким представителем в Вене. Они также отлично дрались в небе Львова. Петлюра значительно помог технической базой, передав галичанам около 60 старых самолетов, из которых смогли собрать с десяток годных к войне. Так был создан Авиационный полк Украинской Галицкой Армии (УГА). ЛЬВОВСКИЕ ВИРАЖИ Полякам не удалось сбить ни одного украинского самолета, хотя их авиация постоянно росла и крепла. Йозеф Пилсудский даже создал зенитную артиллерию и нанял американских пилотов, из которых во Львове был сформирован особый авиационный отряд. Но все зря. Летчики авиационного полка УГА не боялись численного превосходства поляков и их зенитной артиллерии. Самым бесстрашным считался эстонец Евский. Он лично сбил или сильно повредил девять самолетов противника. А когда его "Ньюпор" попадал под огонь зениток, эстонец делал мертвые петли вокруг каждого шрапнельного разрыва, приводя в бешенство польских артиллеристов. Часто украинские авиаторы залетали на 700–800 км в глубь польских позиций, светя своими трезубцами на плоскостях и фюзеляжах аж в небе Варшавы. Среди галицких летчиков самым лучшим считался Петр Франко, выпускник австрийской авиационной школы в Райлевацах под Сараево, участник воздушных боев с итальянской авиацией в 1916–1918 годах. О его подвигах среди бойцов УГА ходили легенды. У австрийцев лучшим считался лейтенант Бернгубер, ставший другом Евского. Во всех отношениях отличной была и бомбардировочная авиация УГА, созданная стараниями Бориса Губера. Будучи знатоком своего дела, он обучил товарищей премудростям бомбардировки. Под Львовом украинская авиация громила польские позиции около 20 раз, Перемышль – 10 раз. Во время второго по счету налета на Львов Губер собственноручно разбомбил электростанцию, и город надолго остался без света. Еще одной важной целью считался львовский вокзал, куда почти ежедневно прибывали подкрепления из Польши. Упомянем и о том, что украинские истребители часто нападали на марширующие колонны польской пехоты и артиллерии. Они снижались до 200–300 метров и мастерски обстреливали наземные позиции. Впрочем, в этот момент приходилось следить, чтобы самолет не изменил направления и не упал на землю. СУДЬБА ПОЛКА Тем не менее потери в Авиационном полку УГА были большими. Борис Губер погиб 5 февраля 1919 года вместе с семью пилотами. В этот день он показывал молодым коллегам, как бросать бомбы на вражеские позиции с большой высоты, чтобы точно попасть в цель. Бомба взорвалась прямо в руках Губера. После его гибели полк возглавил Джамбулат–Бад–Гиреев Кануков. Он погиб 21 мая 1919 года в результате диверсии одного механика из Вены, засыпавшего в мотор самолета металлическую стружку. Венец, совершивший это преступление, бежал из полка к красным. Новым командиром полка стал галичанин хорунжий Хрущ. В июне 1919 года он перевел полк в местечко Шатаву под Каменец–Подольским, а оттуда – в Новую Ушицу и сражался с красными войсками в районе Винницы, Казатина и Киева. В Казатине галичане полностью парализовали железнодорожное движение. Их добычей стали два большевистских бронепоезда – "Богунец" и "Коммунист". Под Винницей галицким пехотинцам удалось сбить самолет красных, и он вскоре также поступил в состав полка УГА. Осенью 1919 года свирепствовала эпидемия тифа. В этих условиях командование УГА приняло решение самостоятельно искать выход из сложившейся ситуации и заключило мирный договор с генералом Деникиным. Авиационный полк был переброшен во Львов в распоряжение белых. Но против красных так и не дрался. В январе 1920 года представители УГА начали переговоры о мире с советской властью. Договор вскоре был подписан, а УГА переименована в ЧУГА (Червонную Украинскую галицкую армию). Авиационный полк переформировали в авиасотню ЧУГА и направили в Киев, откуда галицкие летчики стали совершать боевые вылеты против польских войск. В апреле 1920 года большая часть Галицкой армии оставила РККА и сдала оружие заклятым врагам – полякам. В этот момент авиасотня находилась в Казатине, окруженном плотным кольцом польских войск. Командир авиасотни хорунжий Хрущ отказался переходить на сторону врага. Несмотря на ранение, он вместе с двумя пилотами вылетел в Киев. Остатки авиационной сотни ЧУГА захватили поляки. Часть личного состава сотни вскоре влилась в действующую армию Украинской Народной Республики. В том числе сотник Евский и лейтенант Бернгубер, отправленные вскоре Петлюрой в Италию закупать самолеты для украинской армии. В Италии Бернгубер трагически погиб во время выполнения "мертвой петли". Что же касается Евского, то он приобрел несколько самолетов для УНР, а сам прибыл в распоряжение Петлюры на боевой машине, подаренной итальянцами в знак восхищения его летным мастерством. Дальнейшая судьба Евского неизвестна. О хорунжем Хруще после того, как он покинул Казатин, никто ничего не слышал. Скорее всего, он участвовал в гражданской войне в составе Красной Армии. По крайней мере один из беглецов – бывший капитан–белогвардеец Ю. И. Арватов, вступивший в Авиационный полк УГА в Одессе, был награжден двумя орденами Красного Знамени. Так закончилась короткая, но славная история Авиационного полка Украинской Галицкой армии. Ярослав ТИНЧЕНКО историк Источник информации: Киевские Ведомости

Ответов - 300, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All

Brieftaube: Доктор Фризман пишет: Очень интересно! А насколько достоверны эти окраски? На чем основаны? Есть ли фотографии? Как выглядело крыло? 1- или 2-х местные? Есть ли какая-нибудь информация о применении? Заранее признателен. Знатоки,помогите!Интересно ведь! А с-16 по моему все одноместные. Маленькая похабная картинка(Укр. С16 сопровождает ИМ с русскими ОЗ ) Это как понять?

Боб: Brieftaube пишет: Это как понять? Это полет творческой мысли художника :)

E_Ushakow: Brieftaube пишет: Маленькая похабная картинка(Укр. С16 сопровождает ИМ с русскими ОЗ ) Это как понять? А ты что забыл, что немалое колличество самолетов авиации Украинской Державы остались со старыми опознавательными знаками? По всей видимости имеется в виду именно гетманская авиация (хотя картинка и вправду -дрянь)


Brieftaube: Ассоциативное мышление упорно отказывается воспринимать увиденное....... И муромец ЗЕЛЕНЫЙ!

Brieftaube: Редкостная Гота в составе гетьманских ВВС!

Боб: Brieftaube пишет: Редкостная Гота в составе гетьманских ВВС! Да не было уже никаких "гетманских ВВС", на дворе Дирректория.

Доктор Фризман: Brieftaube пишет: Укр. С16 сопровождает ИМ с русскими ОЗ Насколько я помню, большая часть имущества Эскадры Воздушных кораблей, включая "Муромцев", действительно досталась украинцам. Самолеты не перекрашивались (ни ОЗ, ни целиком) и не летали, постепенно прийдя в негодность. Насчет С-16 ничего сказать не могу, но об их применении также ничего не слышал. Brieftaube пишет: А с-16 по моему все одноместные Значительная часть была сделана двухместными. Летчик и летнаб сидели рядом, поэтому на боковых проекциях их (самолеты) трудно отличить.

Боб: Доктор Фризман пишет: Значительная часть была сделана двухместными. Летчик и летнаб сидели рядом, поэтому на боковых проекциях их (самолеты) трудно отличить. Формально они все считались двухместными, наблюдатель сидел позади пилотского кресла прямо на бензобаке.

Сергей Климов: Борис, а как же С-16(3),который с гаргротом, уж туда точно сзади никакой наблюдатель не влезет.

Боб: Сергей Климов пишет: Борис, а как же С-16(3),который с гаргротом, уж туда точно сзади никакой наблюдатель не влезет. У Вас работа В. Михеева по этой машине есть, если есть сравните там чертежи модификаций, на них хорошо видно, что гагрот на кабину экипажа не залезал.

Сергей Климов: Чертежи есть и вот согласно им ну не лезет никак.

Боб: Да нет, как раз на этом фото видно, что построенная сейчас реплика не соотвнтствует чертежам из работы Михеева. Здесь место ученика действительно зашито, а должно было быть свободным.

Сергей Климов: Ну хорошо смотрим на чертёж: итак ,что мы видим, задний край двухместной кабины соответствует задней кромке крыльв, и теперь чертёж с гаргротом, очень хорошо видно что он (гаргрот) съехал вперёд

Боб: Вы просто, глядя на фотографию считаете, что гагрот должен быть зашит по косой, а он вообще мог не зашиваться или быть зашитым по верикали как раз по контуру кругового обвода задней части кабины. Во всяком случае В. Михеев пишет следуещее:"Хотя С-16 3-й по-прежнему считался двухместной машиной, его кабина была столь тесной, что второй член экипажа мог в ней расположиться с большим трудом."

АГ88: Всем - добрый день ! ( или вечер :-)))) На одном уважаемом ресурсе нашёл фотку "Фоккера Д7" с трезубцами. "Меня терзают смутные сомнения"(с), что эти ОЗ уже были на фотке "Готы", приведённой Brieftaube. То ли "это полет творческой мысли художника" (с - Боб), то ли был такой раритет. ( правда, художник признаёцца, что фотку не видел ).

Боб: АГ88 пишет: То ли "это полет творческой мысли художника" (с - Боб), то ли был такой раритет. Ну, раз фото нет это естественно реконструкция, но гораздо более правдоподобная, смущает только общий окрас машины.

АГ88: Хммм... Посмотрел фотку советского "Фоккера" ( явно, школьный ) : кажется, "наливали из одной бочки"

Боб: АГ88 пишет: Хммм... Посмотрел фотку советского "Фоккера" ( явно, школьный ), кажется, "наливали из одной бочки" Не думаю, советские фоккеры были куплены в Голландии и поэтому оказались действительно окрашеными в один цвет по стандартам их ВВС, а у украинцев фоккеры должны были быть немецкого происхождения, следовательно скорее всего в "лозинге".

Доктор Фризман: Боб пишет: но гораздо более правдоподобная Позвольте усомниться. Данный экземпляр как раз очень напоминает "полет творческой мысли художника", сделанный без особой фантазии. Опять же, красить пневматики известкой, если не ошибаюсь, пришло в голову какому-то московскому авианачальнику году этак в 1922-м. А вот непривычная форма киля первого украинского Фоккера явно указывает на наличие неизвестных нам фотографий.

Доктор Фризман: И еще раз возвращаясь к моему вопросу про С-16. Существуют ли какие-либо фотографии этих или других самолетов этого типа периода Гражданской войны? Например, очень интересует информация о С-16 есаула Лобова (1-й Кубанский казачий авиационный отряд).



полная версия страницы