Форум » Гражданская война в России и первые послевоенные конфликты » Авиация УГА » Ответить

Авиация УГА

Боб: Тут вот наткнулся на такое: Наши асы в небе Львова Забытые подвиги забытой войны 1918–1920 годов За последнее время в столичной прессе появились два материала об американском авиационном отряде, сражавшемся в Украине в составе польской армии в 1918–1920 годах. Погибшие летчики были торжественно похоронены во Львове, и их могила ныне восстанавливается поляками. Жаль только, что авторы публикаций "забыли" упомянуть о том, что Пилсудскому пришлось нанимать американцев для борьбы с украинскими летчиками. ПИЛОТЫ ГЕТМАНА СКОРОПАДСКОГО 1 ноября 1918 года галицкие солдаты развалившейся австро–венгерской армии подняли во Львове вооруженное восстание. Их главными противниками стали поляки, считавшие город своим – именно они в то время составляли большую часть населения. Началась польско–украинская война. Вскоре у поляков появились бронепоезда и самолеты. У галичан таких видов техники не было, и в 10–х числах ноября они отправили в Киев к гетману Скоропадскому курьера с просьбой прислать хотя бы один авиационный отряд. Гетман приказал отправить под Львов два полка пехоты с двумя батареями, а также одесский авиационный отряд. Пехотные полки, Сечевой и Черноморский, действительно погрузились в эшелоны, только поехали не во Львов, а на Киев – свергать гетмана. И лишь авиационный отряд в точности выполнил приказ Скоропадского. Командиром авиационного отряда был сотник Борис Александрович Губер – георгиевский кавалер и герой Первой мировой войны. В состав отряда входили еще пять летчиков: татары сотник Джамбулат и хорунжий Хазбулат Кануковы, эстонец сотник Евский, россиянин сотник Булатов, украинец поручик Шеремецинский. В распоряжении отряда находились четыре самолета – два истребительных и два бомбардировочных. Еще три боевые машины галичане собрали из запчастей, хранившихся на технических складах и базах. Командиром объединенного отряда стал австрийский ас Первой мировой поручик Петр Франко, сын писателя Ивана Франко. Вскоре под Львов по приказу уже Симона Петлюры прибыл авиационный взвод в составе двух истребителей "Ньюпоров", ведомых двумя ветеранами – сотником Федором Алелюхиным и поручиком Николаем Сериковым. На их самолетах, а также на "Ньюпоре" сотника Евского были нарисованы черепа и кости – летчики не давали спуску ни одному вражескому пилоту. Чуть позже в местечко Красне прибыли волонтеры–австрийцы, завербованные галицким представителем в Вене. Они также отлично дрались в небе Львова. Петлюра значительно помог технической базой, передав галичанам около 60 старых самолетов, из которых смогли собрать с десяток годных к войне. Так был создан Авиационный полк Украинской Галицкой Армии (УГА). ЛЬВОВСКИЕ ВИРАЖИ Полякам не удалось сбить ни одного украинского самолета, хотя их авиация постоянно росла и крепла. Йозеф Пилсудский даже создал зенитную артиллерию и нанял американских пилотов, из которых во Львове был сформирован особый авиационный отряд. Но все зря. Летчики авиационного полка УГА не боялись численного превосходства поляков и их зенитной артиллерии. Самым бесстрашным считался эстонец Евский. Он лично сбил или сильно повредил девять самолетов противника. А когда его "Ньюпор" попадал под огонь зениток, эстонец делал мертвые петли вокруг каждого шрапнельного разрыва, приводя в бешенство польских артиллеристов. Часто украинские авиаторы залетали на 700–800 км в глубь польских позиций, светя своими трезубцами на плоскостях и фюзеляжах аж в небе Варшавы. Среди галицких летчиков самым лучшим считался Петр Франко, выпускник австрийской авиационной школы в Райлевацах под Сараево, участник воздушных боев с итальянской авиацией в 1916–1918 годах. О его подвигах среди бойцов УГА ходили легенды. У австрийцев лучшим считался лейтенант Бернгубер, ставший другом Евского. Во всех отношениях отличной была и бомбардировочная авиация УГА, созданная стараниями Бориса Губера. Будучи знатоком своего дела, он обучил товарищей премудростям бомбардировки. Под Львовом украинская авиация громила польские позиции около 20 раз, Перемышль – 10 раз. Во время второго по счету налета на Львов Губер собственноручно разбомбил электростанцию, и город надолго остался без света. Еще одной важной целью считался львовский вокзал, куда почти ежедневно прибывали подкрепления из Польши. Упомянем и о том, что украинские истребители часто нападали на марширующие колонны польской пехоты и артиллерии. Они снижались до 200–300 метров и мастерски обстреливали наземные позиции. Впрочем, в этот момент приходилось следить, чтобы самолет не изменил направления и не упал на землю. СУДЬБА ПОЛКА Тем не менее потери в Авиационном полку УГА были большими. Борис Губер погиб 5 февраля 1919 года вместе с семью пилотами. В этот день он показывал молодым коллегам, как бросать бомбы на вражеские позиции с большой высоты, чтобы точно попасть в цель. Бомба взорвалась прямо в руках Губера. После его гибели полк возглавил Джамбулат–Бад–Гиреев Кануков. Он погиб 21 мая 1919 года в результате диверсии одного механика из Вены, засыпавшего в мотор самолета металлическую стружку. Венец, совершивший это преступление, бежал из полка к красным. Новым командиром полка стал галичанин хорунжий Хрущ. В июне 1919 года он перевел полк в местечко Шатаву под Каменец–Подольским, а оттуда – в Новую Ушицу и сражался с красными войсками в районе Винницы, Казатина и Киева. В Казатине галичане полностью парализовали железнодорожное движение. Их добычей стали два большевистских бронепоезда – "Богунец" и "Коммунист". Под Винницей галицким пехотинцам удалось сбить самолет красных, и он вскоре также поступил в состав полка УГА. Осенью 1919 года свирепствовала эпидемия тифа. В этих условиях командование УГА приняло решение самостоятельно искать выход из сложившейся ситуации и заключило мирный договор с генералом Деникиным. Авиационный полк был переброшен во Львов в распоряжение белых. Но против красных так и не дрался. В январе 1920 года представители УГА начали переговоры о мире с советской властью. Договор вскоре был подписан, а УГА переименована в ЧУГА (Червонную Украинскую галицкую армию). Авиационный полк переформировали в авиасотню ЧУГА и направили в Киев, откуда галицкие летчики стали совершать боевые вылеты против польских войск. В апреле 1920 года большая часть Галицкой армии оставила РККА и сдала оружие заклятым врагам – полякам. В этот момент авиасотня находилась в Казатине, окруженном плотным кольцом польских войск. Командир авиасотни хорунжий Хрущ отказался переходить на сторону врага. Несмотря на ранение, он вместе с двумя пилотами вылетел в Киев. Остатки авиационной сотни ЧУГА захватили поляки. Часть личного состава сотни вскоре влилась в действующую армию Украинской Народной Республики. В том числе сотник Евский и лейтенант Бернгубер, отправленные вскоре Петлюрой в Италию закупать самолеты для украинской армии. В Италии Бернгубер трагически погиб во время выполнения "мертвой петли". Что же касается Евского, то он приобрел несколько самолетов для УНР, а сам прибыл в распоряжение Петлюры на боевой машине, подаренной итальянцами в знак восхищения его летным мастерством. Дальнейшая судьба Евского неизвестна. О хорунжем Хруще после того, как он покинул Казатин, никто ничего не слышал. Скорее всего, он участвовал в гражданской войне в составе Красной Армии. По крайней мере один из беглецов – бывший капитан–белогвардеец Ю. И. Арватов, вступивший в Авиационный полк УГА в Одессе, был награжден двумя орденами Красного Знамени. Так закончилась короткая, но славная история Авиационного полка Украинской Галицкой армии. Ярослав ТИНЧЕНКО историк Источник информации: Киевские Ведомости

Ответов - 300, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All

Боб: atez пишет: Я тоже. Во всяком случае, логичного объяснения, как Сальмсон мог оказаться в УГА, не нахожу. А почему сомневаетесь, в 1918 году здесь на югах у французов было целых три эскадрильи летавшие на машинах этого типа, если мне не изменяет память они имели №, № Sal.580; Sal.581 и Sal.582. Их как раз потом благуспешно передали полякам в 1919 году, так что скорее всего это польский трофей.

Доктор Фризман: atez пишет: Среди переданных полякими самолетов я встречал упоминания о "Альбатросах" J.I, LVG C.V и даже паре Сопвич Долфин Кстати, тема польских подарков для меня совершенно неизвестна. Если я правильно понял, речь идет о времени после перехода Петлюры на сторону Польши? Где можно узнать подробности? Как выглядели эти самолеты? Как применялись? и т.д. И по моему предыдущему вопросу (о Фоккере DVII). Раз никто ничего не может подсказать, я делаю модель как сам сочту нужным, и не говорите потом, что я лох и "гранаты у них не той системы" С уважением, Доктор Фризман. "Самые точные чертежи найдутся сразу после того, как модель закончена и покрашена". ( Законы Мерфи для моделистов )

atez: Боб пишет: Sal.580; Sal.581 и Sal.582. Их как раз потом благуспешно передали полякам в 1919 году, так что скорее всего это польский трофей Да, но на фронте в Галичине эти эскадрильи появились не ранее мая 1919 г., когда чаша весов уже перевесилась в пользу поляков. Так что, мне кажется маловероятным то, что УГА захватила в этот период хоть один самолет даннного типа. Доктор Фризман пишет: Где можно узнать подробности? Выложу позже в ветке о Директории.


E_Ushakow: Доктор Фризман пишет: Если я правильно понял, речь идет о времени после перехода Петлюры на сторону Польши? Да, Вы все правильно поняли Доктор Фризман пишет: И по моему предыдущему вопросу (о Фоккере DVII). Раз никто ничего не может подсказать, я делаю модель как сам сочту нужным, и не говорите потом, что я лох и "гранаты у них не той системы" Я в начале октября в Киев еду. Меня там обещали познакомить с человеком, который возможно сможет чем нибудь помочь в этом вопросе (это я об украинском "Фоккере"). А так что тут скажешь - опозновательные знаки говорят о его принадлежности к УГА, но по логике это все таки УНР-овская машинка

Доктор Фризман: E_Ushakow пишет: Я в начале октября в Киев еду. Меня там обещали познакомить с человеком... ] Буду ждать с нетерпением!..

E_Ushakow: Учту...

Flieger: Ни чего себе!!!Целый Фоккер Д7!!! А как он в Украине оказался? Ведь известно что на восток отправляли максимум альбатрос д5?????

Flieger: Брехня то не Фоккер по стабилизатору видно коакой нибудь УФАГ венгерский

atez: Flieger пишет: Ведь известно что на восток отправляли максимум альбатрос д5????? Кому известно? И в какой период? Во время ПМВ - согласен, но после - немцы распродавали "самовывозом" все что угодно. Те же Фоккеры семерки полякам, не говоря уж о Эльфауге и проч.

Flieger: Т.е он попал к нам уже после войны?

atez: Flieger пишет: Т.е он попал к нам уже после войны? После какой войны? Имеете ввиду ПМВ?

Flieger: Ну конечно же!!!

E_Ushakow: Flieger пишет: Брехня то не Фоккер по стабилизатору видно коакой нибудь УФАГ венгерский Вы хоть сами то понимаете то что пишете? Для австрийцев "семерки" строила венгерская фирма MAG, причем в ПМВ они принять участия не успели. Машина на боковике (если он конечно правильный) является Фоккером D.VII постройки OAW

Flieger: Извиняюсь.Написал в порыве благородного гнева.

E_Ushakow: Кстати, любопытно, а сколько на MAG успели построить "семерок" до окончания ПМВ?

Flieger: По моим данным неболее 20

Flieger: Скорее всего это сообщение последнее для меня... Он улетел но обещал вернуться...ЧЕРЕЗ НЕДЕЛЮ!!!

Brieftaube: Еще кое чего.

Brieftaube: С-16 с «гробиком»!!!!

Доктор Фризман: Очень интересно! А насколько достоверны эти окраски? На чем основаны? Есть ли фотографии? Как выглядело крыло? 1- или 2-х местные? Есть ли какая-нибудь информация о применении? Заранее признателен.



полная версия страницы