Форум » Гражданская война в России и первые послевоенные конфликты » Авиация УГА » Ответить

Авиация УГА

Боб: Тут вот наткнулся на такое: Наши асы в небе Львова Забытые подвиги забытой войны 1918–1920 годов За последнее время в столичной прессе появились два материала об американском авиационном отряде, сражавшемся в Украине в составе польской армии в 1918–1920 годах. Погибшие летчики были торжественно похоронены во Львове, и их могила ныне восстанавливается поляками. Жаль только, что авторы публикаций "забыли" упомянуть о том, что Пилсудскому пришлось нанимать американцев для борьбы с украинскими летчиками. ПИЛОТЫ ГЕТМАНА СКОРОПАДСКОГО 1 ноября 1918 года галицкие солдаты развалившейся австро–венгерской армии подняли во Львове вооруженное восстание. Их главными противниками стали поляки, считавшие город своим – именно они в то время составляли большую часть населения. Началась польско–украинская война. Вскоре у поляков появились бронепоезда и самолеты. У галичан таких видов техники не было, и в 10–х числах ноября они отправили в Киев к гетману Скоропадскому курьера с просьбой прислать хотя бы один авиационный отряд. Гетман приказал отправить под Львов два полка пехоты с двумя батареями, а также одесский авиационный отряд. Пехотные полки, Сечевой и Черноморский, действительно погрузились в эшелоны, только поехали не во Львов, а на Киев – свергать гетмана. И лишь авиационный отряд в точности выполнил приказ Скоропадского. Командиром авиационного отряда был сотник Борис Александрович Губер – георгиевский кавалер и герой Первой мировой войны. В состав отряда входили еще пять летчиков: татары сотник Джамбулат и хорунжий Хазбулат Кануковы, эстонец сотник Евский, россиянин сотник Булатов, украинец поручик Шеремецинский. В распоряжении отряда находились четыре самолета – два истребительных и два бомбардировочных. Еще три боевые машины галичане собрали из запчастей, хранившихся на технических складах и базах. Командиром объединенного отряда стал австрийский ас Первой мировой поручик Петр Франко, сын писателя Ивана Франко. Вскоре под Львов по приказу уже Симона Петлюры прибыл авиационный взвод в составе двух истребителей "Ньюпоров", ведомых двумя ветеранами – сотником Федором Алелюхиным и поручиком Николаем Сериковым. На их самолетах, а также на "Ньюпоре" сотника Евского были нарисованы черепа и кости – летчики не давали спуску ни одному вражескому пилоту. Чуть позже в местечко Красне прибыли волонтеры–австрийцы, завербованные галицким представителем в Вене. Они также отлично дрались в небе Львова. Петлюра значительно помог технической базой, передав галичанам около 60 старых самолетов, из которых смогли собрать с десяток годных к войне. Так был создан Авиационный полк Украинской Галицкой Армии (УГА). ЛЬВОВСКИЕ ВИРАЖИ Полякам не удалось сбить ни одного украинского самолета, хотя их авиация постоянно росла и крепла. Йозеф Пилсудский даже создал зенитную артиллерию и нанял американских пилотов, из которых во Львове был сформирован особый авиационный отряд. Но все зря. Летчики авиационного полка УГА не боялись численного превосходства поляков и их зенитной артиллерии. Самым бесстрашным считался эстонец Евский. Он лично сбил или сильно повредил девять самолетов противника. А когда его "Ньюпор" попадал под огонь зениток, эстонец делал мертвые петли вокруг каждого шрапнельного разрыва, приводя в бешенство польских артиллеристов. Часто украинские авиаторы залетали на 700–800 км в глубь польских позиций, светя своими трезубцами на плоскостях и фюзеляжах аж в небе Варшавы. Среди галицких летчиков самым лучшим считался Петр Франко, выпускник австрийской авиационной школы в Райлевацах под Сараево, участник воздушных боев с итальянской авиацией в 1916–1918 годах. О его подвигах среди бойцов УГА ходили легенды. У австрийцев лучшим считался лейтенант Бернгубер, ставший другом Евского. Во всех отношениях отличной была и бомбардировочная авиация УГА, созданная стараниями Бориса Губера. Будучи знатоком своего дела, он обучил товарищей премудростям бомбардировки. Под Львовом украинская авиация громила польские позиции около 20 раз, Перемышль – 10 раз. Во время второго по счету налета на Львов Губер собственноручно разбомбил электростанцию, и город надолго остался без света. Еще одной важной целью считался львовский вокзал, куда почти ежедневно прибывали подкрепления из Польши. Упомянем и о том, что украинские истребители часто нападали на марширующие колонны польской пехоты и артиллерии. Они снижались до 200–300 метров и мастерски обстреливали наземные позиции. Впрочем, в этот момент приходилось следить, чтобы самолет не изменил направления и не упал на землю. СУДЬБА ПОЛКА Тем не менее потери в Авиационном полку УГА были большими. Борис Губер погиб 5 февраля 1919 года вместе с семью пилотами. В этот день он показывал молодым коллегам, как бросать бомбы на вражеские позиции с большой высоты, чтобы точно попасть в цель. Бомба взорвалась прямо в руках Губера. После его гибели полк возглавил Джамбулат–Бад–Гиреев Кануков. Он погиб 21 мая 1919 года в результате диверсии одного механика из Вены, засыпавшего в мотор самолета металлическую стружку. Венец, совершивший это преступление, бежал из полка к красным. Новым командиром полка стал галичанин хорунжий Хрущ. В июне 1919 года он перевел полк в местечко Шатаву под Каменец–Подольским, а оттуда – в Новую Ушицу и сражался с красными войсками в районе Винницы, Казатина и Киева. В Казатине галичане полностью парализовали железнодорожное движение. Их добычей стали два большевистских бронепоезда – "Богунец" и "Коммунист". Под Винницей галицким пехотинцам удалось сбить самолет красных, и он вскоре также поступил в состав полка УГА. Осенью 1919 года свирепствовала эпидемия тифа. В этих условиях командование УГА приняло решение самостоятельно искать выход из сложившейся ситуации и заключило мирный договор с генералом Деникиным. Авиационный полк был переброшен во Львов в распоряжение белых. Но против красных так и не дрался. В январе 1920 года представители УГА начали переговоры о мире с советской властью. Договор вскоре был подписан, а УГА переименована в ЧУГА (Червонную Украинскую галицкую армию). Авиационный полк переформировали в авиасотню ЧУГА и направили в Киев, откуда галицкие летчики стали совершать боевые вылеты против польских войск. В апреле 1920 года большая часть Галицкой армии оставила РККА и сдала оружие заклятым врагам – полякам. В этот момент авиасотня находилась в Казатине, окруженном плотным кольцом польских войск. Командир авиасотни хорунжий Хрущ отказался переходить на сторону врага. Несмотря на ранение, он вместе с двумя пилотами вылетел в Киев. Остатки авиационной сотни ЧУГА захватили поляки. Часть личного состава сотни вскоре влилась в действующую армию Украинской Народной Республики. В том числе сотник Евский и лейтенант Бернгубер, отправленные вскоре Петлюрой в Италию закупать самолеты для украинской армии. В Италии Бернгубер трагически погиб во время выполнения "мертвой петли". Что же касается Евского, то он приобрел несколько самолетов для УНР, а сам прибыл в распоряжение Петлюры на боевой машине, подаренной итальянцами в знак восхищения его летным мастерством. Дальнейшая судьба Евского неизвестна. О хорунжем Хруще после того, как он покинул Казатин, никто ничего не слышал. Скорее всего, он участвовал в гражданской войне в составе Красной Армии. По крайней мере один из беглецов – бывший капитан–белогвардеец Ю. И. Арватов, вступивший в Авиационный полк УГА в Одессе, был награжден двумя орденами Красного Знамени. Так закончилась короткая, но славная история Авиационного полка Украинской Галицкой армии. Ярослав ТИНЧЕНКО историк Источник информации: Киевские Ведомости

Ответов - 300, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All

E_Ushakow: Геннадий Нечаев пишет: При всем уважении к Штыку, как к художнику и автору роскошных (если не лучших в мире) боксартов по теме ПМВ, некоторые профили он рисует или от балды, или с большими ошибками. Ну например нет ни одной фотографии Берг Д.1 в составе ВВС УГА (хотя есть упоминание в документах о двух самолетах "Берг" неизвестного типа с Австро-Даймлерами, но не ясно даже - комплектны и они). тем не менее - профиль он нарисовал. Ну и еще несколько подобных - только по словесным описаниям, часто не очень внятным. Ну как раз в работе Тинченко Тарас смог обосновать почти все окраски. Особенно Штаакены. Потом галицкие Ллойд, Эльфауге и один из двухместных Бранденбургов (хотя не совсем понятно, что у них было на крыльях). Ньюпор Рудорфера тоже достаточно обоснован (хотя лично мне кажеться, что кокарды сверху таки смыли) Сомнения есть насчет бронированного Альбатроса. Тарас делал его на основе фоток польских машин, но с опознавалками явно промахнулся. У поляков таких шаховниц тогда еще не было. Да и у украинцев скорее всего были опозновалки, которые показаны в "Крылатой Польше" ( уважаемый Atez размещал скан на укр. военно-историческом форуме) С черепастым Ньюпором тоже есть ошибки. Напрмиер номер указан неправильно в следствии того, что неправильно была анотирвоана фотка этой машины то ли в российской то ли в западной (на вскидку не помню) литературе. Я это сообщал художнику и автору, но к сожалению слишком поздно. Но повторяю - друг семьи Штыка видел машину с желто-синими кокардами и черепом на хвосте (т.е. явно машина еще 1-ой БАГ) ли в Красне то ли в Каменец-Подольске. Причем не совсем понятно имелась ли в виду одна кокарда состоящая из двух полей указанных цветов или опознавалки были сделаны в соотвесвтии с известнысм приказом (упоминася и Тинченко и "Атезом") - на одной стороне синие на другой желтые. Тарас и выбрал второй вариант

Wladyslaw: Военлет пишет: И еще: http://vijsko.milua.org/aviatsia_UGA.htm Автор-канд. ист. наук Андрей Харук. Статья уже давно устарела. Вновь найденные архивные документы (в т. ч. самим А. Харуком, см. его "Крила України") опровергают большую часть того, что написано в статье образца 2001 г. E_Ushakow пишет: Обсуждал окраску лично со Штыком. Дело в том, что друг и солуживец его предка (деда насколько я помню) лично видел аэропланы с мертвой головой на хвосте на аэродрое в Красне Так я же Вам именно это и говорил: "адамова голова" на руле поворота, но никак не на фюзеляже! По сведениям Яр. Тинченко данная машина, как и Ньюпор Бориса Губера была на вооружении 19 КАО, затем Подольского авиадивизиона гетманской повітрової фльоти, оттуда попала в Галицкую армию. Аппарат дожил до 1920 г. и побывал еще и у красных в составе 1го галицкого авиадивизиона, правда, уже без вооружения. Номер приводится (кажется, 5509 - навскидку не помню). В Галицкой армии на этом Ньюпоре летал Николай Сериков.

Wladyslaw: Спешу исправиться: Ньюпор 23 с "адамовой головой" на хвосте имел (по данным Я. Тинченко) №5039 со 120-сильным мотором Рон № 9150. Этот аппарат в марте-мае 1919 г. был в составе 2-й летунской сотни авиации Галицкой армии. Летал на нем Николай Сериков. 27 апреля 1920 г. на ст. Козятин этот Ньюпор попал в руки поляков вместе с двумя другими самолетами 1го Галицкого авиотряда ВВС РККА (Ньюпор 21 и Бранденбург, по советским данным - "все ветхие и неисправные"). Что касается опознавательных знаков, то в нынешней версии они выглядят так:

Wladyslaw: Готов поспорить, что реконструкция основана не столько на ""спогадах" друга и солуживца предка Т. Штыка, сколько на данной фотографии. По ней Т. Штык лет десять назад тоже делал реконструкцию, но совершенно другую (она прилеплена мной в углу фотоснимка). Уточненный вариант базируется на том факте, что на старых фотоматериалах желтый цвет казался темнее голубого. Поэтому желтый круг на фото не виден, а голубой с Тризубом явственно просматривается.

Wladyslaw: E_Ushakow пишет: Ньюпор Рудорфера тоже достаточно обоснован (хотя лично мне кажется, что кокарды сверху таки смыли) Мне тоже кажется, что изображая русские кокарды, Тарас Штык "сгустил краски" Уже на известном фото весны 1918-го круги на верхнем крыле губерова "Ньюпора" выглядят порядочно выцветшими. А на снимке самолета Рудорфера, сделанном чехами в конце мая (летом?) 1919 г., знаки почти не видны. Уж не знаю, специально ли смывали их галичане или они сами стерлись от времени. Что до других "Ньюпоров" Галицкой армии, то российских знаков под крыльями на них точно нет.

E_Ushakow: Спорьте-не спорьте, но я сказал то, что мне сказал лично Штык... Ньюпор Рудорфера у чехов показан с явно российскими кокардами (пропорции у чешских были другие) и выцветшие (или смытые) на них только белые поля

Wladyslaw: Я имел в виду это фото: [URL=http://radikal.ru/F/s50.radikal.ru/i130/1108/6f/590ac179361b.jpg.html][IMG]http://s50.radikal.ru/i130/1108/6f/590ac179361bt.jpg[/IMG][/URL] Уже в то время кокарды были порядком выцветшими. Что касается Ньюпора Рудорфера, то не соблаговолите ли - фото в студию? (Её здесь уже выкладывали, но плохонького качества и на ней крыльевых знаков не видно вообще). Что до "явно российских кокард", то самолёт оставался с ними и в 1923 г., хотя и был уже полностью перекрашен. Похоже, в данном случае чехи совершенно не заморачивались с пропорциями, а удоплетворились тем, что порядок цветов совпадает.

петрович: пробегал тут за бешенные бабки

Боб: Зачётный РИЗЕН.

Сергей Климов: Ну, дык я ж несколько дней назад приводил это фото, почему-то ни кто не отреагировал.

Боб: петрович Нарушаем правила однако. Картинки всё же лучше уменьшать, а у меня на мониторе экран уже почти провало.

петрович: Боб пишет: на мониторе экран уже почти провало. Это мелочь - у меня башню вынесло, когда там цена за 600 перевалила http://forums-su.com/viewtopic.php?f=195&t=463694&start=20

Сергей Климов: Ну на месте братьев украинцев я бы за ценой тоже не постоял.

E_Ushakow: А известно ли кому в итоге досталось это фото???????

E_Ushakow: Забавно, но снизу на правом крыле тоже нанесена аббревиатура DLR как на фюзеляже

Сергей Климов: E_Ushakow пишет: А известно ли кому в итоге досталось это фото??????? Ну это не петрович точно, я там покупать не могу, так, что какой нибудь Аноним Женя, да и зачем, итак скан классный, все, что нужно видно, понимаю конечно, что в книге не опубликовать, но зато Тарасу можно смело малевать боковик.

E_Ushakow: Надо Кто найдет нынешнего хозяина фотки - тому проставлюсь

петрович: Так оно еще не продано. Как я понимаю продавец выжидает.

E_Ushakow: Ну я лично за такие деньги ее не потяну. Зато может будущий хозяин за оплату согласился бы на использование скана этой фотки в одном задуманном на самое ближайшее будущее проекте

Геннадий Нечаев: За то отрисовать теперь можно в самых достоверных подробностях! Ты эту фотку видел (и мне показывавл), ног в гораздо худшем резрешении - никаких надписей снизу было не различить. Более того, думаю, в той подборке имеются еще фото этой серии, сделанные одним и тем же фотографом.



полная версия страницы