Форум » Гражданская война в России и первые послевоенные конфликты » Авиация УГА » Ответить

Авиация УГА

Боб: Тут вот наткнулся на такое: Наши асы в небе Львова Забытые подвиги забытой войны 1918–1920 годов За последнее время в столичной прессе появились два материала об американском авиационном отряде, сражавшемся в Украине в составе польской армии в 1918–1920 годах. Погибшие летчики были торжественно похоронены во Львове, и их могила ныне восстанавливается поляками. Жаль только, что авторы публикаций "забыли" упомянуть о том, что Пилсудскому пришлось нанимать американцев для борьбы с украинскими летчиками. ПИЛОТЫ ГЕТМАНА СКОРОПАДСКОГО 1 ноября 1918 года галицкие солдаты развалившейся австро–венгерской армии подняли во Львове вооруженное восстание. Их главными противниками стали поляки, считавшие город своим – именно они в то время составляли большую часть населения. Началась польско–украинская война. Вскоре у поляков появились бронепоезда и самолеты. У галичан таких видов техники не было, и в 10–х числах ноября они отправили в Киев к гетману Скоропадскому курьера с просьбой прислать хотя бы один авиационный отряд. Гетман приказал отправить под Львов два полка пехоты с двумя батареями, а также одесский авиационный отряд. Пехотные полки, Сечевой и Черноморский, действительно погрузились в эшелоны, только поехали не во Львов, а на Киев – свергать гетмана. И лишь авиационный отряд в точности выполнил приказ Скоропадского. Командиром авиационного отряда был сотник Борис Александрович Губер – георгиевский кавалер и герой Первой мировой войны. В состав отряда входили еще пять летчиков: татары сотник Джамбулат и хорунжий Хазбулат Кануковы, эстонец сотник Евский, россиянин сотник Булатов, украинец поручик Шеремецинский. В распоряжении отряда находились четыре самолета – два истребительных и два бомбардировочных. Еще три боевые машины галичане собрали из запчастей, хранившихся на технических складах и базах. Командиром объединенного отряда стал австрийский ас Первой мировой поручик Петр Франко, сын писателя Ивана Франко. Вскоре под Львов по приказу уже Симона Петлюры прибыл авиационный взвод в составе двух истребителей "Ньюпоров", ведомых двумя ветеранами – сотником Федором Алелюхиным и поручиком Николаем Сериковым. На их самолетах, а также на "Ньюпоре" сотника Евского были нарисованы черепа и кости – летчики не давали спуску ни одному вражескому пилоту. Чуть позже в местечко Красне прибыли волонтеры–австрийцы, завербованные галицким представителем в Вене. Они также отлично дрались в небе Львова. Петлюра значительно помог технической базой, передав галичанам около 60 старых самолетов, из которых смогли собрать с десяток годных к войне. Так был создан Авиационный полк Украинской Галицкой Армии (УГА). ЛЬВОВСКИЕ ВИРАЖИ Полякам не удалось сбить ни одного украинского самолета, хотя их авиация постоянно росла и крепла. Йозеф Пилсудский даже создал зенитную артиллерию и нанял американских пилотов, из которых во Львове был сформирован особый авиационный отряд. Но все зря. Летчики авиационного полка УГА не боялись численного превосходства поляков и их зенитной артиллерии. Самым бесстрашным считался эстонец Евский. Он лично сбил или сильно повредил девять самолетов противника. А когда его "Ньюпор" попадал под огонь зениток, эстонец делал мертвые петли вокруг каждого шрапнельного разрыва, приводя в бешенство польских артиллеристов. Часто украинские авиаторы залетали на 700–800 км в глубь польских позиций, светя своими трезубцами на плоскостях и фюзеляжах аж в небе Варшавы. Среди галицких летчиков самым лучшим считался Петр Франко, выпускник австрийской авиационной школы в Райлевацах под Сараево, участник воздушных боев с итальянской авиацией в 1916–1918 годах. О его подвигах среди бойцов УГА ходили легенды. У австрийцев лучшим считался лейтенант Бернгубер, ставший другом Евского. Во всех отношениях отличной была и бомбардировочная авиация УГА, созданная стараниями Бориса Губера. Будучи знатоком своего дела, он обучил товарищей премудростям бомбардировки. Под Львовом украинская авиация громила польские позиции около 20 раз, Перемышль – 10 раз. Во время второго по счету налета на Львов Губер собственноручно разбомбил электростанцию, и город надолго остался без света. Еще одной важной целью считался львовский вокзал, куда почти ежедневно прибывали подкрепления из Польши. Упомянем и о том, что украинские истребители часто нападали на марширующие колонны польской пехоты и артиллерии. Они снижались до 200–300 метров и мастерски обстреливали наземные позиции. Впрочем, в этот момент приходилось следить, чтобы самолет не изменил направления и не упал на землю. СУДЬБА ПОЛКА Тем не менее потери в Авиационном полку УГА были большими. Борис Губер погиб 5 февраля 1919 года вместе с семью пилотами. В этот день он показывал молодым коллегам, как бросать бомбы на вражеские позиции с большой высоты, чтобы точно попасть в цель. Бомба взорвалась прямо в руках Губера. После его гибели полк возглавил Джамбулат–Бад–Гиреев Кануков. Он погиб 21 мая 1919 года в результате диверсии одного механика из Вены, засыпавшего в мотор самолета металлическую стружку. Венец, совершивший это преступление, бежал из полка к красным. Новым командиром полка стал галичанин хорунжий Хрущ. В июне 1919 года он перевел полк в местечко Шатаву под Каменец–Подольским, а оттуда – в Новую Ушицу и сражался с красными войсками в районе Винницы, Казатина и Киева. В Казатине галичане полностью парализовали железнодорожное движение. Их добычей стали два большевистских бронепоезда – "Богунец" и "Коммунист". Под Винницей галицким пехотинцам удалось сбить самолет красных, и он вскоре также поступил в состав полка УГА. Осенью 1919 года свирепствовала эпидемия тифа. В этих условиях командование УГА приняло решение самостоятельно искать выход из сложившейся ситуации и заключило мирный договор с генералом Деникиным. Авиационный полк был переброшен во Львов в распоряжение белых. Но против красных так и не дрался. В январе 1920 года представители УГА начали переговоры о мире с советской властью. Договор вскоре был подписан, а УГА переименована в ЧУГА (Червонную Украинскую галицкую армию). Авиационный полк переформировали в авиасотню ЧУГА и направили в Киев, откуда галицкие летчики стали совершать боевые вылеты против польских войск. В апреле 1920 года большая часть Галицкой армии оставила РККА и сдала оружие заклятым врагам – полякам. В этот момент авиасотня находилась в Казатине, окруженном плотным кольцом польских войск. Командир авиасотни хорунжий Хрущ отказался переходить на сторону врага. Несмотря на ранение, он вместе с двумя пилотами вылетел в Киев. Остатки авиационной сотни ЧУГА захватили поляки. Часть личного состава сотни вскоре влилась в действующую армию Украинской Народной Республики. В том числе сотник Евский и лейтенант Бернгубер, отправленные вскоре Петлюрой в Италию закупать самолеты для украинской армии. В Италии Бернгубер трагически погиб во время выполнения "мертвой петли". Что же касается Евского, то он приобрел несколько самолетов для УНР, а сам прибыл в распоряжение Петлюры на боевой машине, подаренной итальянцами в знак восхищения его летным мастерством. Дальнейшая судьба Евского неизвестна. О хорунжем Хруще после того, как он покинул Казатин, никто ничего не слышал. Скорее всего, он участвовал в гражданской войне в составе Красной Армии. По крайней мере один из беглецов – бывший капитан–белогвардеец Ю. И. Арватов, вступивший в Авиационный полк УГА в Одессе, был награжден двумя орденами Красного Знамени. Так закончилась короткая, но славная история Авиационного полка Украинской Галицкой армии. Ярослав ТИНЧЕНКО историк Источник информации: Киевские Ведомости

Ответов - 300, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All

Геннадий Нечаев: А вот это было бы гут.

Werner Holt: ИМХО, это просто пятна на фотографии. Вспомните нашумевшую историю с "марсианским сфинксом". Кому-то захотелось увидеть среди кратеров и теней человеческое лицо - и пожалуйста. То же мы видим и в данном случае. (Кстати в тексте под боковиком в "Крылах Украины" имя Евского указано как Сергей, хотя он вроде бы Василий, не то вообще Василевский. Там же, в книге, можно еще раз прочесть, что он -- эстонец ) Если на машине Евского и была адамова голова, то на руле поворота, а не на фюзеляже (см. http://forum.milua.org/viewtopic.php?f=2&t=1025&start=15

E_Ushakow: Вам же сказано, что делалась картинка с фотки нормального качества из диаспорского журнала и никому там ничего увидеть нехотелось (а вот у меня создаеться впечатление, что все что связано с данной темой лично Вам хочеться видеть как марсианских сфинксов) - был тотенкопф его и нарисовали. Что под ним - сложно сказать

E_Ushakow: Традицию с тотенкопфами могли как раз перенять именно с нескольких машин 1-ой БАГ служивших у украинцев, но только рисовали кто где захочет

E_Ushakow: Насчет "Евского" - да, накосячили. К тому же явно на деле это был Василевский (который абсолютно точно засветился на службе еще у гетмана). В конце-концов Губер тоже у галичан значился если не ошибаюсь как Борис Мовчазний (может коллега Atez может обьяснить с какой радости появлялись эти псевдонимы)

atez: Ну, с Василевским, конечно, каша получилась. А Губер он Губером и был. Просто П. Франко в своих мемуарах его характеризировал как "мовчазного москаля".

E_Ushakow: О его сложных отношениях с Франко слышали . Но что то помниться мне, что он именно где то светился как "Борис Мовчазний". Возможно конечно из за ремарки Франко со временем сказка родилась в какой нибудь диаспорской журналке, а может он все таки взял псевдоним (он же кажеться как теоретик у галичан отметился???)

atez: E_Ushakow пишет: Но что то помниться мне, что он именно где то светился как "Борис Мовчазний". Не встречал.

Amator: Ссылка на журнал "Cтарый Цейхгауз" № 31 со статьёй Яр. Тынченко про галицкую авиацию (стр. 44-49): http://ifolder.ru/17648002

Wladyslaw: Что-то по "отенкопфу" обсуждение умерло... Думаю, можно подводить итоги. Никакой Адамовой головы на борту „самолёта Евского” не было. Как, впрочем, и самого Евского. Уже ясно, что это – выдуманный персонаж, при описании которого использованы факты из реальной биографии лётчика Ф. Алелюхина, а в отдельных случаях, возможно, ещё и М. Серикова. Так что вулицю Василя Євського во Львове следует переименовать на Федора Алелюхіна.

Wladyslaw: Дабы никто не сказал, что я напяливаю на себя чужие лавры, чистосердечно признаюсь: обо всём излиженном в верхнем посте можно узнать из новой книги Ярослава Тинченко " Герої українського неба 1917-1920". Просто уважаемый автор не стал просто переписывать побрехеньку про "эстонского лётчика", а вздумал разобраться, почему в мемуарах Петра Франко нет совершенно реального Фёдора Алелюхина, зато есть никогда и нигде не значившийся "пільот сот. Євський". Ну, и в тему тотенкопфов. Как вам такой вариант? Сорри за качество, это не скан, а фото. Источник тот же. Да простят меня авторы , но раз уже опубликовано, думаю, можно поделиться с теми, кто ещё не видел.

Боб: Wladyslaw Поправил Вам картинку в сообщении, что бы не было проблем советую пользоваться встроенной функцией для помещения изображений. Для этого в верхнем меню вашего сообщения нужно нажать на иконку с "портретом". И, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Wladyslaw: Боб пишет: Wladyslaw Поправил Вам картинку в сообщении, что бы не было проблем советую пользоваться встроенной функцией для помещения изображений. Для этого в верхнем меню вашего сообщения нужно нажать на иконку с "портретом". И, пожалуйста, зарегистриройтесь. Спасибо за помощь! Иконка"с портретом", появляется после регистрации . И по сути. Я искренне уважаю Ваш форум и всех его участников. На aviaawww1 захожу регулярно, как только получаю доступ к И-нету. Но - в качестве гостя. Мои посты появляются у Вас раз в год, а нужно ли регистрироваться по принципу «шоб было»? По поводу рисунка - он изображает полёт пары украинских аэропланов над Теребовлей в мае-июне 1919 г. При реконструкции художник явно исходил из того, что «Ньюпоры», полученные из состава гетьманской авиации, чисто теоретически могли нести на крыльях чёрные тризубы. В то же время, в авиации Галицкой Армии в декабре 1918 г. были введены ОЗ в виде цветных квадратов — синего под правым крылом и желтого под левым. (На других реконструкциях видно, что, вместо квадратов, законцовки крыльев просто закрашивали соответствующим цветом - почти как в Италии). При совмещении первого и второго вариантов получаем именно такие комбинированные знаки, которые и видим на иллюстрациях к «Героям...». А на руле поворота сохранена эмблема XIX КАО 1й БАГ — Адамова голова.

Военлет: Вот нашел сайт: http://www.chota.plast.org.ua/aviohistoriZM.htm Довольно много цветных профилей. Автор-Тарас Штык.

Военлет: И еще: http://vijsko.milua.org/aviatsia_UGA.htm Автор-канд. ист. наук Андрей Харук.

E_Ushakow: Wladyslaw пишет: По поводу рисунка - он изображает полёт пары украинских аэропланов над Теребовлей в мае-июне 1919 г. При реконструкции художник явно исходил из того, что «Ньюпоры», полученные из состава гетьманской авиации, чисто теоретически могли нести на крыльях чёрные тризубы. В то же время, в авиации Галицкой Армии в декабре 1918 г. были введены ОЗ в виде цветных квадратов — синего под правым крылом и желтого под левым. (На других реконструкциях видно, что, вместо квадратов, законцовки крыльев просто закрашивали соответствующим цветом - почти как в Италии). При совмещении первого и второго вариантов получаем именно такие комбинированные знаки, которые и видим на иллюстрациях к «Героям...». А на руле поворота сохранена эмблема XIX КАО 1й БАГ — Адамова голова. Обсуждал окраску лично со Штыком. Дело в том, что друг и солуживец его предка (деда насколько я помню) лично видел аэропланы с мертвой головой на хвосте на аэродрое в Красне

Геннадий Нечаев: При всем уважении к Штыку, как к художнику и автору роскошных (если не лучших в мире) боксартов по теме ПМВ, некоторые профили он рисует или от балды, или с большими ошибками. Ну например нет ни одной фотографии Берг Д.1 в составе ВВС УГА (хотя есть упоминание в документах о двух самолетах "Берг" неизвестного типа с Австро-Даймлерами, но не ясно даже - комплектны и они). тем не менее - профиль он нарисовал. Ну и еще несколько подобных - только по словесным описаниям, часто не очень внятным.

Военлет: E_Ushakow пишет: "Обсуждал окраску лично со Штыком. Дело в том, что друг и солуживец его предка (деда насколько я помню) лично видел аэропланы с мертвой головой на хвосте на аэродрое в Красне". Очень интересно!

Военлет: И еще: http://lib.rus.ec/b/243362/read#t3 Статьи "Авиация УНР" и об авиации ЗУНР.

Военлет: Автор-Р. Мараев



полная версия страницы