Форум » Гражданская война в России и первые послевоенные конфликты » Авиация УГА » Ответить
Авиация УГА
Боб: Тут вот наткнулся на такое: Наши асы в небе Львова Забытые подвиги забытой войны 1918–1920 годов За последнее время в столичной прессе появились два материала об американском авиационном отряде, сражавшемся в Украине в составе польской армии в 1918–1920 годах. Погибшие летчики были торжественно похоронены во Львове, и их могила ныне восстанавливается поляками. Жаль только, что авторы публикаций "забыли" упомянуть о том, что Пилсудскому пришлось нанимать американцев для борьбы с украинскими летчиками. ПИЛОТЫ ГЕТМАНА СКОРОПАДСКОГО 1 ноября 1918 года галицкие солдаты развалившейся австро–венгерской армии подняли во Львове вооруженное восстание. Их главными противниками стали поляки, считавшие город своим – именно они в то время составляли большую часть населения. Началась польско–украинская война. Вскоре у поляков появились бронепоезда и самолеты. У галичан таких видов техники не было, и в 10–х числах ноября они отправили в Киев к гетману Скоропадскому курьера с просьбой прислать хотя бы один авиационный отряд. Гетман приказал отправить под Львов два полка пехоты с двумя батареями, а также одесский авиационный отряд. Пехотные полки, Сечевой и Черноморский, действительно погрузились в эшелоны, только поехали не во Львов, а на Киев – свергать гетмана. И лишь авиационный отряд в точности выполнил приказ Скоропадского. Командиром авиационного отряда был сотник Борис Александрович Губер – георгиевский кавалер и герой Первой мировой войны. В состав отряда входили еще пять летчиков: татары сотник Джамбулат и хорунжий Хазбулат Кануковы, эстонец сотник Евский, россиянин сотник Булатов, украинец поручик Шеремецинский. В распоряжении отряда находились четыре самолета – два истребительных и два бомбардировочных. Еще три боевые машины галичане собрали из запчастей, хранившихся на технических складах и базах. Командиром объединенного отряда стал австрийский ас Первой мировой поручик Петр Франко, сын писателя Ивана Франко. Вскоре под Львов по приказу уже Симона Петлюры прибыл авиационный взвод в составе двух истребителей "Ньюпоров", ведомых двумя ветеранами – сотником Федором Алелюхиным и поручиком Николаем Сериковым. На их самолетах, а также на "Ньюпоре" сотника Евского были нарисованы черепа и кости – летчики не давали спуску ни одному вражескому пилоту. Чуть позже в местечко Красне прибыли волонтеры–австрийцы, завербованные галицким представителем в Вене. Они также отлично дрались в небе Львова. Петлюра значительно помог технической базой, передав галичанам около 60 старых самолетов, из которых смогли собрать с десяток годных к войне. Так был создан Авиационный полк Украинской Галицкой Армии (УГА). ЛЬВОВСКИЕ ВИРАЖИ Полякам не удалось сбить ни одного украинского самолета, хотя их авиация постоянно росла и крепла. Йозеф Пилсудский даже создал зенитную артиллерию и нанял американских пилотов, из которых во Львове был сформирован особый авиационный отряд. Но все зря. Летчики авиационного полка УГА не боялись численного превосходства поляков и их зенитной артиллерии. Самым бесстрашным считался эстонец Евский. Он лично сбил или сильно повредил девять самолетов противника. А когда его "Ньюпор" попадал под огонь зениток, эстонец делал мертвые петли вокруг каждого шрапнельного разрыва, приводя в бешенство польских артиллеристов. Часто украинские авиаторы залетали на 700–800 км в глубь польских позиций, светя своими трезубцами на плоскостях и фюзеляжах аж в небе Варшавы. Среди галицких летчиков самым лучшим считался Петр Франко, выпускник австрийской авиационной школы в Райлевацах под Сараево, участник воздушных боев с итальянской авиацией в 1916–1918 годах. О его подвигах среди бойцов УГА ходили легенды. У австрийцев лучшим считался лейтенант Бернгубер, ставший другом Евского. Во всех отношениях отличной была и бомбардировочная авиация УГА, созданная стараниями Бориса Губера. Будучи знатоком своего дела, он обучил товарищей премудростям бомбардировки. Под Львовом украинская авиация громила польские позиции около 20 раз, Перемышль – 10 раз. Во время второго по счету налета на Львов Губер собственноручно разбомбил электростанцию, и город надолго остался без света. Еще одной важной целью считался львовский вокзал, куда почти ежедневно прибывали подкрепления из Польши. Упомянем и о том, что украинские истребители часто нападали на марширующие колонны польской пехоты и артиллерии. Они снижались до 200–300 метров и мастерски обстреливали наземные позиции. Впрочем, в этот момент приходилось следить, чтобы самолет не изменил направления и не упал на землю. СУДЬБА ПОЛКА Тем не менее потери в Авиационном полку УГА были большими. Борис Губер погиб 5 февраля 1919 года вместе с семью пилотами. В этот день он показывал молодым коллегам, как бросать бомбы на вражеские позиции с большой высоты, чтобы точно попасть в цель. Бомба взорвалась прямо в руках Губера. После его гибели полк возглавил Джамбулат–Бад–Гиреев Кануков. Он погиб 21 мая 1919 года в результате диверсии одного механика из Вены, засыпавшего в мотор самолета металлическую стружку. Венец, совершивший это преступление, бежал из полка к красным. Новым командиром полка стал галичанин хорунжий Хрущ. В июне 1919 года он перевел полк в местечко Шатаву под Каменец–Подольским, а оттуда – в Новую Ушицу и сражался с красными войсками в районе Винницы, Казатина и Киева. В Казатине галичане полностью парализовали железнодорожное движение. Их добычей стали два большевистских бронепоезда – "Богунец" и "Коммунист". Под Винницей галицким пехотинцам удалось сбить самолет красных, и он вскоре также поступил в состав полка УГА. Осенью 1919 года свирепствовала эпидемия тифа. В этих условиях командование УГА приняло решение самостоятельно искать выход из сложившейся ситуации и заключило мирный договор с генералом Деникиным. Авиационный полк был переброшен во Львов в распоряжение белых. Но против красных так и не дрался. В январе 1920 года представители УГА начали переговоры о мире с советской властью. Договор вскоре был подписан, а УГА переименована в ЧУГА (Червонную Украинскую галицкую армию). Авиационный полк переформировали в авиасотню ЧУГА и направили в Киев, откуда галицкие летчики стали совершать боевые вылеты против польских войск. В апреле 1920 года большая часть Галицкой армии оставила РККА и сдала оружие заклятым врагам – полякам. В этот момент авиасотня находилась в Казатине, окруженном плотным кольцом польских войск. Командир авиасотни хорунжий Хрущ отказался переходить на сторону врага. Несмотря на ранение, он вместе с двумя пилотами вылетел в Киев. Остатки авиационной сотни ЧУГА захватили поляки. Часть личного состава сотни вскоре влилась в действующую армию Украинской Народной Республики. В том числе сотник Евский и лейтенант Бернгубер, отправленные вскоре Петлюрой в Италию закупать самолеты для украинской армии. В Италии Бернгубер трагически погиб во время выполнения "мертвой петли". Что же касается Евского, то он приобрел несколько самолетов для УНР, а сам прибыл в распоряжение Петлюры на боевой машине, подаренной итальянцами в знак восхищения его летным мастерством. Дальнейшая судьба Евского неизвестна. О хорунжем Хруще после того, как он покинул Казатин, никто ничего не слышал. Скорее всего, он участвовал в гражданской войне в составе Красной Армии. По крайней мере один из беглецов – бывший капитан–белогвардеец Ю. И. Арватов, вступивший в Авиационный полк УГА в Одессе, был награжден двумя орденами Красного Знамени. Так закончилась короткая, но славная история Авиационного полка Украинской Галицкой армии. Ярослав ТИНЧЕНКО историк Источник информации: Киевские Ведомости
Боб: atez пишет: Кстати, кое-что в книгу не вошло - напр., таблица частей авиации гетьмаской авиации, а кое-какие новые подробности обнаружил уже после сдачи текста в издательство. А для нас "бедных", может можно опубликовать эти подробности тут на форуме.
E_Ushakow: Rowdy пишет: Ух ты! Во как , даже фотка существует. Получается , что окраска подтвержденная. Смущает меня эта подпись "...На фюзеляже изображена личная эмблема пилота - белый череп с костями на фоне желто-черного флага." Шестое чувство мне подсказывает, что флаг был скорее желто-голубым как национальный и соответствовал окраске руля. Ну и белый череп в черной окантовке. Эх, увидеть бы фото, поразглядывать, что там к чему. Я пока не могу утверждать, но черепная тема скорее всего это наследие еще гетманской авиации. Черепушка отчетливо видна, что под ней сказать сложно - это может быть еще и георгиевский вымпел кстати говоря Эту фотку в очень низком качестве можно найти в сети. У меня еще есть и фотка экспозиции из музея где есть эта же фотка но в чуть более высоком качестве (если окажусь в Киеве в ближ. время то может смогу сделать копию фотки нормального качества из загашников музея)
E_Ushakow: Фотку экспозиции откапал - могу сбросить если кому надо (там действительно фотка с Ньюпором лучше чем та что есть в сети)
Прохожий: выложи тут
E_Ushakow: Можно, но просто было бы проще на "мыло" П.С. Кстати, просто любопытно, а мы что знакомы? Просто так сразу на "ты"...
E_Ushakow: Сорри - а ведь таки знакомы А чем "мыло" не подходит??? Да и всем остальным тоже, а то с радикалом возиться
Rowdy: E_Ushakow пишет: это может быть еще и георгиевский вымпел кстати говоря Или он же но закрашеный (перекрашеный) в национальный флаг УГА. Тоже кстати вариант. Да-а-а!, мне пожалуйста фотку на мыло киньте.
Боб: E_Ushakow пишет: Можно, но просто было бы проще на "мыло" Евгений, да выложите это фото прямо тут, у народа хоть будет возможность подискутировать. А если пиратов опасаетесь, поставьте на ней копирайт, как Петрович это делает.
Прохожий: мое мыло надеюсь помните?
E_Ushakow: Боб пишет: Евгений, да выложите это фото прямо тут, у народа хоть будет возможность подискутировать. А если пиратов опасаетесь, поставьте на ней копирайт, как Петрович это делает. Ладно, ладно - я не опасался пиратов, просто лень было с радикалом возиться Для начала фото с экспозиции ловите: А вот для сравнения фото из сети:
E_Ushakow: Rowdy пишет: Или он же но закрашеный (перекрашеный) в национальный флаг УГА. Тоже кстати вариант. Да-а-а!, мне пожалуйста фотку на мыло киньте Думаю, что если машина действительно попала к галичанам от гетманцев из Одессы, то вряд ли последние еще будучи в Одессе на службе в авиации Украинской Державы сильно заморачивались национальными темами
Rowdy: Канешна фотки плоховаты, не пойму как на них умудрились что-то высмотреть. Интересная модификация самого Ньюпора- какая она?. У кого какие мнения? Мне на глаз попал какой-то не такой капот -нет вырезов, более дутый в передней части что ли. Пулемет один? по середине или справа? И что за стойки на верхнем крыле слева и справа? или же это осталось крепление верхнего пулемета?
E_Ushakow: Штык сообщил, что фотка была из диаспорского журнала. Она попала в музейку и с нее делали копию для экспозиции. Тотенкопф там был виден отчетливо (насчет остального не знаю, но думаю, что если это действительно авиация УГА, то на нижних повержностях верхних крыльев кокард не должно быть). Короче надо будет как окажусь в Киеве попробывать ее скопировать
Werner Holt: Rowdy пишет: Интересная модификация самого Ньюпора- какая она? Ну, на фотке - это вроде как "Ньюпор-27". Но в книге на рисунке Штыка с адамовой головой на фюзеляже совсем другая машина - "Ньюпор-17" с другими ОЗ.
Геннадий Нечаев: Ну при таком качестве фото отличить 17 от 23 - задача нетривиальная! )))
E_Ushakow: Werner Holt пишет: Ну, на фотке - это вроде как "Ньюпор-27". Но в книге на рисунке Штыка с адамовой головой на фюзеляже совсем другая машина - "Ньюпор-17" с другими ОЗ ОЗ и не заметно на фотках. Считаеться что это Ньюпор 23. Если Вы внимательнее ознакомились сфоткой То заметили бы, что тотенкопф на месте
Боб: Ох, помоему это тухлый номер, раз оригинал фотографии взят из журнала. Ретуширование и растр всё убили, во всяком случае говорить о каких либо эмблемах явно рано.
Rowdy: Но где-то же существует и оригинал фотографии. 17-ый от 23-го и в жизни то трудно различить, не то что по такому качеству фотки. А что такое тотенкопф?
Сергей Климов: Rowdy пишет: А что такое тотенкопф? Мертвая голова однако.
E_Ushakow: Ей Богу ну что сто раз надо доносить до сообщества - буду в Киеве постараюсь скопировать фотку из загашников музейки
полная версия страницы