Форум » Гражданская война в России и первые послевоенные конфликты » Авиация УГА » Ответить
Авиация УГА
Боб: Тут вот наткнулся на такое: Наши асы в небе Львова Забытые подвиги забытой войны 1918–1920 годов За последнее время в столичной прессе появились два материала об американском авиационном отряде, сражавшемся в Украине в составе польской армии в 1918–1920 годах. Погибшие летчики были торжественно похоронены во Львове, и их могила ныне восстанавливается поляками. Жаль только, что авторы публикаций "забыли" упомянуть о том, что Пилсудскому пришлось нанимать американцев для борьбы с украинскими летчиками. ПИЛОТЫ ГЕТМАНА СКОРОПАДСКОГО 1 ноября 1918 года галицкие солдаты развалившейся австро–венгерской армии подняли во Львове вооруженное восстание. Их главными противниками стали поляки, считавшие город своим – именно они в то время составляли большую часть населения. Началась польско–украинская война. Вскоре у поляков появились бронепоезда и самолеты. У галичан таких видов техники не было, и в 10–х числах ноября они отправили в Киев к гетману Скоропадскому курьера с просьбой прислать хотя бы один авиационный отряд. Гетман приказал отправить под Львов два полка пехоты с двумя батареями, а также одесский авиационный отряд. Пехотные полки, Сечевой и Черноморский, действительно погрузились в эшелоны, только поехали не во Львов, а на Киев – свергать гетмана. И лишь авиационный отряд в точности выполнил приказ Скоропадского. Командиром авиационного отряда был сотник Борис Александрович Губер – георгиевский кавалер и герой Первой мировой войны. В состав отряда входили еще пять летчиков: татары сотник Джамбулат и хорунжий Хазбулат Кануковы, эстонец сотник Евский, россиянин сотник Булатов, украинец поручик Шеремецинский. В распоряжении отряда находились четыре самолета – два истребительных и два бомбардировочных. Еще три боевые машины галичане собрали из запчастей, хранившихся на технических складах и базах. Командиром объединенного отряда стал австрийский ас Первой мировой поручик Петр Франко, сын писателя Ивана Франко. Вскоре под Львов по приказу уже Симона Петлюры прибыл авиационный взвод в составе двух истребителей "Ньюпоров", ведомых двумя ветеранами – сотником Федором Алелюхиным и поручиком Николаем Сериковым. На их самолетах, а также на "Ньюпоре" сотника Евского были нарисованы черепа и кости – летчики не давали спуску ни одному вражескому пилоту. Чуть позже в местечко Красне прибыли волонтеры–австрийцы, завербованные галицким представителем в Вене. Они также отлично дрались в небе Львова. Петлюра значительно помог технической базой, передав галичанам около 60 старых самолетов, из которых смогли собрать с десяток годных к войне. Так был создан Авиационный полк Украинской Галицкой Армии (УГА). ЛЬВОВСКИЕ ВИРАЖИ Полякам не удалось сбить ни одного украинского самолета, хотя их авиация постоянно росла и крепла. Йозеф Пилсудский даже создал зенитную артиллерию и нанял американских пилотов, из которых во Львове был сформирован особый авиационный отряд. Но все зря. Летчики авиационного полка УГА не боялись численного превосходства поляков и их зенитной артиллерии. Самым бесстрашным считался эстонец Евский. Он лично сбил или сильно повредил девять самолетов противника. А когда его "Ньюпор" попадал под огонь зениток, эстонец делал мертвые петли вокруг каждого шрапнельного разрыва, приводя в бешенство польских артиллеристов. Часто украинские авиаторы залетали на 700–800 км в глубь польских позиций, светя своими трезубцами на плоскостях и фюзеляжах аж в небе Варшавы. Среди галицких летчиков самым лучшим считался Петр Франко, выпускник австрийской авиационной школы в Райлевацах под Сараево, участник воздушных боев с итальянской авиацией в 1916–1918 годах. О его подвигах среди бойцов УГА ходили легенды. У австрийцев лучшим считался лейтенант Бернгубер, ставший другом Евского. Во всех отношениях отличной была и бомбардировочная авиация УГА, созданная стараниями Бориса Губера. Будучи знатоком своего дела, он обучил товарищей премудростям бомбардировки. Под Львовом украинская авиация громила польские позиции около 20 раз, Перемышль – 10 раз. Во время второго по счету налета на Львов Губер собственноручно разбомбил электростанцию, и город надолго остался без света. Еще одной важной целью считался львовский вокзал, куда почти ежедневно прибывали подкрепления из Польши. Упомянем и о том, что украинские истребители часто нападали на марширующие колонны польской пехоты и артиллерии. Они снижались до 200–300 метров и мастерски обстреливали наземные позиции. Впрочем, в этот момент приходилось следить, чтобы самолет не изменил направления и не упал на землю. СУДЬБА ПОЛКА Тем не менее потери в Авиационном полку УГА были большими. Борис Губер погиб 5 февраля 1919 года вместе с семью пилотами. В этот день он показывал молодым коллегам, как бросать бомбы на вражеские позиции с большой высоты, чтобы точно попасть в цель. Бомба взорвалась прямо в руках Губера. После его гибели полк возглавил Джамбулат–Бад–Гиреев Кануков. Он погиб 21 мая 1919 года в результате диверсии одного механика из Вены, засыпавшего в мотор самолета металлическую стружку. Венец, совершивший это преступление, бежал из полка к красным. Новым командиром полка стал галичанин хорунжий Хрущ. В июне 1919 года он перевел полк в местечко Шатаву под Каменец–Подольским, а оттуда – в Новую Ушицу и сражался с красными войсками в районе Винницы, Казатина и Киева. В Казатине галичане полностью парализовали железнодорожное движение. Их добычей стали два большевистских бронепоезда – "Богунец" и "Коммунист". Под Винницей галицким пехотинцам удалось сбить самолет красных, и он вскоре также поступил в состав полка УГА. Осенью 1919 года свирепствовала эпидемия тифа. В этих условиях командование УГА приняло решение самостоятельно искать выход из сложившейся ситуации и заключило мирный договор с генералом Деникиным. Авиационный полк был переброшен во Львов в распоряжение белых. Но против красных так и не дрался. В январе 1920 года представители УГА начали переговоры о мире с советской властью. Договор вскоре был подписан, а УГА переименована в ЧУГА (Червонную Украинскую галицкую армию). Авиационный полк переформировали в авиасотню ЧУГА и направили в Киев, откуда галицкие летчики стали совершать боевые вылеты против польских войск. В апреле 1920 года большая часть Галицкой армии оставила РККА и сдала оружие заклятым врагам – полякам. В этот момент авиасотня находилась в Казатине, окруженном плотным кольцом польских войск. Командир авиасотни хорунжий Хрущ отказался переходить на сторону врага. Несмотря на ранение, он вместе с двумя пилотами вылетел в Киев. Остатки авиационной сотни ЧУГА захватили поляки. Часть личного состава сотни вскоре влилась в действующую армию Украинской Народной Республики. В том числе сотник Евский и лейтенант Бернгубер, отправленные вскоре Петлюрой в Италию закупать самолеты для украинской армии. В Италии Бернгубер трагически погиб во время выполнения "мертвой петли". Что же касается Евского, то он приобрел несколько самолетов для УНР, а сам прибыл в распоряжение Петлюры на боевой машине, подаренной итальянцами в знак восхищения его летным мастерством. Дальнейшая судьба Евского неизвестна. О хорунжем Хруще после того, как он покинул Казатин, никто ничего не слышал. Скорее всего, он участвовал в гражданской войне в составе Красной Армии. По крайней мере один из беглецов – бывший капитан–белогвардеец Ю. И. Арватов, вступивший в Авиационный полк УГА в Одессе, был награжден двумя орденами Красного Знамени. Так закончилась короткая, но славная история Авиационного полка Украинской Галицкой армии. Ярослав ТИНЧЕНКО историк Источник информации: Киевские Ведомости
Wladyslaw: Боб пишет: Тем не менее, формально знаки чехословацкой армии в Сибири должны были выглядеть именно так. Ого! Не совсем про УГА, но интересно. Скорее всего, Вы , Борис, в данном случае правы. Первоначально чешский национальный флаг был бело-красным, идентичным польскому (цвета происходили от герба: белый лев на красном поле). Синий треугольник, отражающий цвета Словакии, Моравии и пр.земель, добавили только в 1919 г., когда вопрос о формате республики был окончательно решен. Соответственно, бело-сине-красные кокарды появились не раньше лета 1919 г. То есть я вполне согласен с Вами, что на губеровском "Ньюпоре" на верхней плоскости сохранились без изменений старые русские ОЗ, а не новые чехословацкие, но по-прежнему готов отрицать их наличие снизу.
E_Ushakow: atez пишет: Указом Президента Украины от 28.3.2008 7-й бригаде тактической авиации воздушного командования "Запад" присвоено имя Петра Франко На форуме forum.milua.org нашел ссылочку на небольшой документальный фильмец о Франко: http://community.livejournal.com/video_milua/1118.html П.С. Фильм на украинском языке
Wladyslaw: Посмотрел, интересно. Особенно понравились кадры, где украинский аэроплан в две секунды лихо сбивает два польских самолета. Ну, и по названию фильма есть вопрос, поскольку Петр Иванович был одним из основателей галицкого (западноукраинского) "летунства", а не украинской авиации вообще. Если уж говорить о "засновнике", то - Виктор Павленко.
Valdman: Я не специалист в обсуждающейся теме, но прочитал ветку с интересом. Потому когда наткнулся на кусочек информации по теме, сразу же вспомнил, кому она может быть интересна. "Военный летчик капитан Ю.И. Арватов, служивший в "Галицийской армии" так называемой "Западно-Украинской народной республики" и перешедший в 1920 г. на сторону Красной Армии, за участие в гражданской войне был награжден двумя орденами Красного Знамени." (А.Г Кавтарадзе, "Военспецы на службе Республики Советов", стр. 170-174) Цитируется по ЖЖ Разброс страниц большой, т.к. в ЖЖ приведена цитата значительно большего объема. Если информация не нова - заранее приношу свои извинения.
korner45: насколько я знаю из польских источников,американцы погибли уже в боях с красными...
Koloman: Amierikanskije liotchiki pribyli w 7.eskadru w oktabrie 1919 i nie mogli borotsja iz UGA. Iz nih odin, Artur H.Kelly pogib w boju s krasnymi, dwojka; John Mc Callum i Edmund Graves w katastrofah
E_Ushakow: Koloman пишет: Amierikanskije liotchiki pribyli w 7.eskadru w oktabrie 1919 i nie mogli borotsja iz UGA. Iz nih odin, Artur H.Kelly pogib w boju s krasnymi, dwojka; John Mc Callum i Edmund Graves w katastrofah Кажеться это давно стало общеизвестным фактом
atez: Выложи статью об участии польской авиации в украинско-польской войне. Сам еще не успел прочитать, так что пока - ноу коментс http://rapidshare.com/files/163577136/stattya_pro_pol_av.zip
Igor: Уважаемый atez не могли бы Вы привести краткую рецензию на статью, и соответствие её с Вашими исследованиями. Вопрос интересует многих, но с польским языком .
atez: На выходных посмотрю. Самому интересно, но некогда читать. Пока - кое-какие коментарии (не мои) здесь: http://forum.milua.org/viewtopic.php?t=1025&start=105
Геннадий Нечаев: Завтра почитаю, резюме скину
Wladyslaw: С архивами автор, судя по всему, не работал, поэтому почти ничего нового в статье нет. Сплошная компиляция. Ну, например, откуда поляки могли знать, что именно E. Jewski несколькими штурмовыми вылетами атаковал аэродром Левандовка и другие в польском тылу (обратите внимание - тут Евский уже и не Василий и не Сергей, а "E.")? Упоминаемые Леон Мазурчак и Михал Савчук на самом деле не одерживали "по три воздушных победы" в ПМВ (см.http://forum.milua.org/viewtopic.php?t=3758).
Rowdy: Прочел. Тема интересная. Вот на Палитре нашел боковичек Евского http://wp.scn.ru/ru/ww1/f/113/18/0/4 Фотки так понимаю глупо требовать, но больно уж нравиться. Блеф? Вымысел художника? Или такое могло быть? Какие вообще модификации Ньюпоров были в УГА и принимали участие в Украинско-польской войне? На тойже Палитре имеется окраска Спада 7 из УНР http://wp.scn.ru/ru/ww1/f/257/18/0/1. Надумано или имело место быть?
Мичманъ: Боб пишет: Ярослав ТИНЧЕНКО историк Боюсь, что понятие "историк" к данному джентельмену не совсем применимо
Прохожий: а вы знаете другого специалиста по этой эпохе?
Боб: Прохожий пишет: а вы знаете другого специалиста по этой эпохе? У одного из участников нашего форума уже целая книга опубликована, сюда давно не заходили? http://aviaww1.forum24.ru/?1-11-0-00000008-000-40-0
Werner Holt: Да есть у меня эта книга. Первый блин - всегда комом! По тексту особо не придерешься, правда, есть опечатки и разночтения в фамилиях. Но главный недостаток в том, что немногочисленные фотографии не иллюстрируют текст, а натыканы в нем где попало. Нпр, читаем о событиях весны 1919-го, а сверху - фото "Заняття авiацiйного гуртка в Бидгощi 1921" и т. д. Некоторые фотографии вообще не нужны, как, например, фото английского "Дельфина" на полстраницы или портрет "ясновельможного пана" гетмана Скоропадского . Цветная вкладка - ваще пипец! Тарас Штык сделал более 30ти профилей украинских аэропланов 1918-20 гг. Но в книгу удостоились чести попасть только 7, притом весьма сомнительных. Чего стоит один "Ньюпор" Евского ! Вобщем, я ожидал большего, а потому был крайне разочарован...
atez: Значит так. За текст - готов ответить. Иллюстрации - не мои, их подбирал редактор. Аналогично и цв. рисунки. Кстати, кое-что в книгу не вошло - напр., таблица частей авиации гетьмаской авиации, а кое-какие новые подробности обнаружил уже после сдачи текста в издательство.
E_Ushakow: Фотка Ньюпора "Евского" есть в киевском военном возле дома офицеров. Даже на той что в экспозиции можно увидет черепушку на чем то темном (в загашниках у них есть якобы этф же фотка но в более хорошем качестве)
Rowdy: Ух ты! Во как , даже фотка существует. Получается , что окраска подтвержденная. Смущает меня эта подпись "...На фюзеляже изображена личная эмблема пилота - белый череп с костями на фоне желто-черного флага." Шестое чувство мне подсказывает, что флаг был скорее желто-голубым как национальный и соответствовал окраске руля. Ну и белый череп в черной окантовке. Эх, увидеть бы фото, поразглядывать, что там к чему.
полная версия страницы