Форум » Гражданская война в России и первые послевоенные конфликты » Авиация УГА » Ответить

Авиация УГА

Боб: Тут вот наткнулся на такое: Наши асы в небе Львова Забытые подвиги забытой войны 1918–1920 годов За последнее время в столичной прессе появились два материала об американском авиационном отряде, сражавшемся в Украине в составе польской армии в 1918–1920 годах. Погибшие летчики были торжественно похоронены во Львове, и их могила ныне восстанавливается поляками. Жаль только, что авторы публикаций "забыли" упомянуть о том, что Пилсудскому пришлось нанимать американцев для борьбы с украинскими летчиками. ПИЛОТЫ ГЕТМАНА СКОРОПАДСКОГО 1 ноября 1918 года галицкие солдаты развалившейся австро–венгерской армии подняли во Львове вооруженное восстание. Их главными противниками стали поляки, считавшие город своим – именно они в то время составляли большую часть населения. Началась польско–украинская война. Вскоре у поляков появились бронепоезда и самолеты. У галичан таких видов техники не было, и в 10–х числах ноября они отправили в Киев к гетману Скоропадскому курьера с просьбой прислать хотя бы один авиационный отряд. Гетман приказал отправить под Львов два полка пехоты с двумя батареями, а также одесский авиационный отряд. Пехотные полки, Сечевой и Черноморский, действительно погрузились в эшелоны, только поехали не во Львов, а на Киев – свергать гетмана. И лишь авиационный отряд в точности выполнил приказ Скоропадского. Командиром авиационного отряда был сотник Борис Александрович Губер – георгиевский кавалер и герой Первой мировой войны. В состав отряда входили еще пять летчиков: татары сотник Джамбулат и хорунжий Хазбулат Кануковы, эстонец сотник Евский, россиянин сотник Булатов, украинец поручик Шеремецинский. В распоряжении отряда находились четыре самолета – два истребительных и два бомбардировочных. Еще три боевые машины галичане собрали из запчастей, хранившихся на технических складах и базах. Командиром объединенного отряда стал австрийский ас Первой мировой поручик Петр Франко, сын писателя Ивана Франко. Вскоре под Львов по приказу уже Симона Петлюры прибыл авиационный взвод в составе двух истребителей "Ньюпоров", ведомых двумя ветеранами – сотником Федором Алелюхиным и поручиком Николаем Сериковым. На их самолетах, а также на "Ньюпоре" сотника Евского были нарисованы черепа и кости – летчики не давали спуску ни одному вражескому пилоту. Чуть позже в местечко Красне прибыли волонтеры–австрийцы, завербованные галицким представителем в Вене. Они также отлично дрались в небе Львова. Петлюра значительно помог технической базой, передав галичанам около 60 старых самолетов, из которых смогли собрать с десяток годных к войне. Так был создан Авиационный полк Украинской Галицкой Армии (УГА). ЛЬВОВСКИЕ ВИРАЖИ Полякам не удалось сбить ни одного украинского самолета, хотя их авиация постоянно росла и крепла. Йозеф Пилсудский даже создал зенитную артиллерию и нанял американских пилотов, из которых во Львове был сформирован особый авиационный отряд. Но все зря. Летчики авиационного полка УГА не боялись численного превосходства поляков и их зенитной артиллерии. Самым бесстрашным считался эстонец Евский. Он лично сбил или сильно повредил девять самолетов противника. А когда его "Ньюпор" попадал под огонь зениток, эстонец делал мертвые петли вокруг каждого шрапнельного разрыва, приводя в бешенство польских артиллеристов. Часто украинские авиаторы залетали на 700–800 км в глубь польских позиций, светя своими трезубцами на плоскостях и фюзеляжах аж в небе Варшавы. Среди галицких летчиков самым лучшим считался Петр Франко, выпускник австрийской авиационной школы в Райлевацах под Сараево, участник воздушных боев с итальянской авиацией в 1916–1918 годах. О его подвигах среди бойцов УГА ходили легенды. У австрийцев лучшим считался лейтенант Бернгубер, ставший другом Евского. Во всех отношениях отличной была и бомбардировочная авиация УГА, созданная стараниями Бориса Губера. Будучи знатоком своего дела, он обучил товарищей премудростям бомбардировки. Под Львовом украинская авиация громила польские позиции около 20 раз, Перемышль – 10 раз. Во время второго по счету налета на Львов Губер собственноручно разбомбил электростанцию, и город надолго остался без света. Еще одной важной целью считался львовский вокзал, куда почти ежедневно прибывали подкрепления из Польши. Упомянем и о том, что украинские истребители часто нападали на марширующие колонны польской пехоты и артиллерии. Они снижались до 200–300 метров и мастерски обстреливали наземные позиции. Впрочем, в этот момент приходилось следить, чтобы самолет не изменил направления и не упал на землю. СУДЬБА ПОЛКА Тем не менее потери в Авиационном полку УГА были большими. Борис Губер погиб 5 февраля 1919 года вместе с семью пилотами. В этот день он показывал молодым коллегам, как бросать бомбы на вражеские позиции с большой высоты, чтобы точно попасть в цель. Бомба взорвалась прямо в руках Губера. После его гибели полк возглавил Джамбулат–Бад–Гиреев Кануков. Он погиб 21 мая 1919 года в результате диверсии одного механика из Вены, засыпавшего в мотор самолета металлическую стружку. Венец, совершивший это преступление, бежал из полка к красным. Новым командиром полка стал галичанин хорунжий Хрущ. В июне 1919 года он перевел полк в местечко Шатаву под Каменец–Подольским, а оттуда – в Новую Ушицу и сражался с красными войсками в районе Винницы, Казатина и Киева. В Казатине галичане полностью парализовали железнодорожное движение. Их добычей стали два большевистских бронепоезда – "Богунец" и "Коммунист". Под Винницей галицким пехотинцам удалось сбить самолет красных, и он вскоре также поступил в состав полка УГА. Осенью 1919 года свирепствовала эпидемия тифа. В этих условиях командование УГА приняло решение самостоятельно искать выход из сложившейся ситуации и заключило мирный договор с генералом Деникиным. Авиационный полк был переброшен во Львов в распоряжение белых. Но против красных так и не дрался. В январе 1920 года представители УГА начали переговоры о мире с советской властью. Договор вскоре был подписан, а УГА переименована в ЧУГА (Червонную Украинскую галицкую армию). Авиационный полк переформировали в авиасотню ЧУГА и направили в Киев, откуда галицкие летчики стали совершать боевые вылеты против польских войск. В апреле 1920 года большая часть Галицкой армии оставила РККА и сдала оружие заклятым врагам – полякам. В этот момент авиасотня находилась в Казатине, окруженном плотным кольцом польских войск. Командир авиасотни хорунжий Хрущ отказался переходить на сторону врага. Несмотря на ранение, он вместе с двумя пилотами вылетел в Киев. Остатки авиационной сотни ЧУГА захватили поляки. Часть личного состава сотни вскоре влилась в действующую армию Украинской Народной Республики. В том числе сотник Евский и лейтенант Бернгубер, отправленные вскоре Петлюрой в Италию закупать самолеты для украинской армии. В Италии Бернгубер трагически погиб во время выполнения "мертвой петли". Что же касается Евского, то он приобрел несколько самолетов для УНР, а сам прибыл в распоряжение Петлюры на боевой машине, подаренной итальянцами в знак восхищения его летным мастерством. Дальнейшая судьба Евского неизвестна. О хорунжем Хруще после того, как он покинул Казатин, никто ничего не слышал. Скорее всего, он участвовал в гражданской войне в составе Красной Армии. По крайней мере один из беглецов – бывший капитан–белогвардеец Ю. И. Арватов, вступивший в Авиационный полк УГА в Одессе, был награжден двумя орденами Красного Знамени. Так закончилась короткая, но славная история Авиационного полка Украинской Галицкой армии. Ярослав ТИНЧЕНКО историк Источник информации: Киевские Ведомости

Ответов - 300, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All

Wladyslaw: Почему же "допустим"? На нижнем крыле снизу - точно были украинские кокарды. А вот на верхнем сверху вроде бы остались русские. Как раз это должно быть видно на фотографии, которую я разыскиваю (там вид справа-сзади, так что и руль направления, и орел на борту, и ОЗ на верхнем крыле хорошо видны). Довольно давно у меня была оказия пролистать какую-то чешскую брошюру по "ньюпорам" и там был такой снимок.

Сергей Климов: http://www.aviationbookcentre.com/__12_product_info3_asp2_5_prdID4_23495_usrID36_651420A4-1116-4E5F-99AE-AA271CB2F4CF2.html

Боб: Wladyslaw пишет: Почему же "допустим"? На нижнем крыле снизу - точно были украинские кокарды. А вот на верхнем сверху вроде бы остались русские. Как раз это должно быть видно на фотографии, которую я разыскиваю (там вид справа-сзади, так что и руль направления, и орел на борту, и ОЗ на верхнем крыле хорошо видны). Довольно давно у меня была оказия пролистать какую-то чешскую брошюру по "ньюпорам" и там был такой снимок. А с чего Вы это взяли что на нижних полоскостях были желто-голубые круги, фотографий подтверждающих этот факт, как раз нет, а сверху точно были трехцветные, скорее всего, старые российские.

Сергей Климов: Wladyslaw пишет: Как раз это должно быть видно на фотографии, которую я разыскиваю (там вид справа-сзади, так что и руль направления, и орел на борту, и ОЗ на верхнем крыле хорошо видны). ОЗ на верхних крыльях не видны, во всяком случае на моей фотографии, руль виден и орел частично.

Igor: Wladyslaw попробуйте связаться с участником mpokornycz, у него наверняка должно быть качественное фото.

Сергей Климов: Кстати может попросить нашего чешского друга Lonestar у него наверняка должна быть книжка, которую я привел в посте 649, там точно это фото есть.

Боб: Сергей Климов пишет: Кстати может попросить нашего чешского друга Lonestar у него наверняка должна быть книжка, которую я привел в посте 649, там точно это фото есть. Да есть у меня эта работа, ну некогда мне сейчас фотки искать, вставлю чуть по позже. Нормальные русскме кокарды там на плоскостях с верху и скорее всего такие же и снизу.

Wladyslaw: Боб пишет: Нормальные русские кокарды там на плоскостях с верху и скорее всего такие же и снизу А это надо смотреть на дату, когда сделано фото. Возможно, что "русские" кокарды - на самом деле "нормальные" чешские, благо в то время они были похожи. Но даже если на снимке в самом деле старые "царские" знаки, не могу согласиться, что в украинском варианте самолет мог нести такие кокарды и снизу тоже. В Гражданскую есть немало примеров, когда из-за отсутствия воздушного противника новые ОЗ наносились только на нижние плоскости, а на верхних кресты (или кокарды) оставались без изменений. Самолет был тогда еще и пропагандистским оружием, поэтому стремились в первую очередь нанести собственную символику хотя бы снизу - для воодушевления наземных войск.

Боб: Wladyslaw пишет: А это надо смотреть на дату, когда сделано фото. Возможно, что "русские" кокарды - на самом деле "нормальные" чешские, благо в то время они были похожи. Но даже если на снимке в самом деле старые "царские" знаки, не могу согласиться, что в украинском варианте самолет мог нести такие кокарды и снизу тоже. В Гражданскую есть немало примеров, когда из-за отсутствия воздушного противника новые ОЗ наносились только на нижние плоскости, а на верхних кресты (или кокарды) оставались без изменений. Самолет был тогда еще и пропагандистским оружием, поэтому стремились в первую очередь нанести собственную символику хотя бы снизу - для воодушевления наземных войск. Да нет, у чехословаков ранние О. З. были как и у самолетов авиации американского экспедиционного корпуса с равнозначными по ширине цветовыми полосами, а тут типичные "царские кокарды" с большим белым центром, характерные только для наших О. З. Если говорить о времени съёмки то это уже было сделано уже после того как галлицийский двуколор на руле направления был закрашен а на его месте была нарисована стандартная чехословацкая кокарда разительно отличающаяся по своим пропорциям от крыльевых О. З. Что касается принципа перекраски, то прежде всего меняли их там где это технически проще всего было сделать т. е. на фюзеляже и хвостовом оперении. На плосктях собранного аппарата это делать было не слишком удобно, обычно знаки перекрашивали при первом ремонте когда можно было отстыковать крылья от фюзеляжа. Что касается конкретно этой машины, то она как известно попала в галлицийскую авиацию из бывшей гетманской. Формальными О. З. последней был черный трезуб но его полагалось наносить только на вновь изготовленные самолеты, прочие должны были оставаться с прежними знаками до лучшей поры, которая так и не настала. В общем скорее всего этот ньюпор продолжал летать со старыми О. З. и даже с "адамовой головой" на фюзеляже, которую вероятно закрасили только после смерти его первого хозяина, тогда же перекрасили и "Боб`а" на фюзеляже. Думаю, проблем с опознаванием с земли практически не было, так как их противники воевали в основном на самолетах немецкого и австро-венгерского производства, а так же имели время и возможности на замену прежних О. З. на новые национальные красно-белые "шаховницы", разительно отличавшиеся от "царских кокард" еще сохранившихся на бывших русских машинах.

Wladyslaw: Боб пишет: с "адамовой головой" на фюзеляже Точнее, на руле поворота. Боб пишет: противники воевали в основном на самолетах немецкого и австро-венгерского производства И в авиации УГА хватало таких аэропланов (их количество тоже можно охарактеризовать словами "в основном"). Касаемо самолетов, переданных гетьманом, то вряд ли "царские" кокарды оставались на самолетах продолжительное время, т. к. могли вызывать у галичан неприятные ассоциации, связанные с действиями русской армии во время мировой войны (подавление "мазепинства" в виде разгрома национальных организаций и т. п.).

Wladyslaw: Боб пишет: Да нет, у чехословаков ранние О. З. были как и у самолетов авиации американского экспедиционного корпуса с равнозначными по ширине цветовыми полосами, а тут типичные "царские кокарды" с большим белым центром, характерные только для наших О. З. В целом - да, но не всегда. Например, вот здесь http://wp.scn.ru/ru/ww1/f/113/4/0/1_b2 изображены чехословацкие кокарды с большим белым центром. Боб пишет: Что касается принципа перекраски, то прежде всего меняли их там где это технически проще всего было сделать т. е. на фюзеляже и хвостовом оперении. На плосктях собранного аппарата это делать было не слишком удобно, обычно знаки перекрашивали при первом ремонте когда можно было отстыковать крылья от фюзеляжа. Если принять Вашу точку зрения, тогда получается, что для того, чтобы закрасить царские знаки на нижней поверхности "Сопвича" 1-й Тверской АГ (известная на форуме машина) пришлось отстыковывать крылья? Их, кстати, могли отстыковать не только для ремонта, но и при транспортировке. Вообще, на снимках двух других галицких "Ньюпоров" российские знаки на нижней поверхности верхнего крыла явно закрашены.

Сергей Климов: *PRIVAT*

Wladyslaw: Простите, не понял...

Сергей Климов: Вроде писал по русски, итак ещё раз Чехословакия как государство образовалось после Первой мировой войны, но так сказать начало вооруженных сил этой страны было заложено именно в Росии, там как известно был сформирован чехословацкий кормус, который имел кстати и авиацию, так вот национальные кокарды чехи позаимствовали у нас, только поля окраса цветов были пропорциональные, вот и всё.

Боб: Wladyslaw пишет: В целом - да, но не всегда. Например, вот здесь http://wp.scn.ru/ru/ww1/f/113/4/0/1_b2 изображены чехословацкие кокарды с большим белым центром. Так это и есть рисунки с фото того самого самолета, о котором сейчас идет речь, и как видите, нормальная чехословацкая кокарда у него только на руле, а на крыльях старые русские.

Боб: Сергей Климов пишет: в Росии, там как известно был сформирован чехословацкий кормус, который имел кстати и авиацию, так вот национальные кокарды чехи позаимствовали у нас, только поля окраса цветов были пропорциональные, вот и всё. Это не совсем так, формально до начала гражданской войны у чехо-словаков никакой авиации не было, а отдельные пилоты из этнических чехов (Сук, например) воевали в составе частей русской армии. С началом мятежа к частям корпуса действительно стали присоединяться и авиаторы, иногда даже в составе целых подразделений (33 корпусной отряд), но формально в качестве опознавательных знаков у чехо-словаков были введены бело-красные полосы, а не прежние кокарды. Их наносили вертикально на хвост аппарата и "шевроном" на его плоскости.

Сергей Климов: А хде фаши докасательства , фото в студию.

Боб: Сергей Климов пишет: А хде фаши докасательства , фото в студию. Фотографий пока придется подождать, писал об этом раньше, картинка вот, у Гришана стырил : Часть: 1-я чехословацкая гуситская дивизия, Белочехи Номер: 1940 На этой машине летом 1918-го года перелетел к народоармейцам красвоенлет 7-го советского истребительного отряда Гусев, бывший поручик царской армии. Самолет был включен в состав 1-го Самарского авиационного отряда Народной армии. На нем обычно летал прапорщик Дедюлин (4 полета общим числом 4 часа 15 минут). В начале осени того же года 1-й Самарский авиаотряд был переименован в Отдельный (самостоятельный) авиаотряд 1-й Чехословацкой гуситской дивизии в составе восьми аппаратов (три из которых были Ньюпоры, а именно тип 10 и тип 17 N2415). No.1940 единственным из них пережил бои на поволжском фронте и последующую эвакуацию в тыл. При возвращении на Родину чехословаки, посчитав самолет устаревшим, бросили его в России вместе с другим бедолагой - Фарманом 30. Рисунок машины относится к лету 1919 года, к этому времени чехословаки оказались уже под Красноярском, на машине нанесены бело-красные отличительные знаки чехословацкого корпуса именовавшегося к тому времени уже армией. Вид самих эмблем достаточно гипотетичен, на имеющихся фото полосы на руле направления не читаются и можно с трудом различить только шеврон из них на верхних и нижних поверхностях крыльев. Не очень понятно откуда взялась красно-коричневая окраска задней части фюзеляжа. Могу выдвинуть только следующую версию: первоначально эта машина выглядела как стандартный Ньюпор тип 21 "Дукс'овской" постройки внешне ни чем не отличаясь от соседа по отряду (No.1359). Машина продолжала нести старые имперские кокарды, и ни каких новых знаков в виде полос народоармейцев (цветов георгиевской ленты) или чехословаков (бело-красных) не несла. Правда судя по фотографиям к началу 1919 года полотно обтяжки планера было уже сильно изношено, а алюминиевая окраска и кокарды частично смыты. Возможно к лету 1919 года машину заново обтянули и нанесли на нее новые опознавательные знаки. Полотно для обтяжки скорее всего было неокрашенным то-есть желтовато-серого цвета, так как на имеющихся ч. б. фотографиях оно выглядит в зависимости от источника цвета то светлым то темным.

Сергей Климов: Боб пишет: Вид самих эмблем достаточно гипотетичен, на имеющихся фото полосы на руле направления не читаются и можно с трудом различить только шеврон из них на верхних и нижних поверхностях крыльев. На всех имеющихся фото этого Ньюпора руль направления или не виден или на нем круглая трехцветная кокарда, а вот с шевроном не все так радужно, на нижней плоскости его не видно, зато прекрасно видно на верхней, но выглядит он странно и очень сомнительно, что он бело-красный, такое ощущение просто белый, в виде узкой полосы.

Боб: Тем не менее, формально знаки чехословацкой армии в Сибири должны были выглядеть именно так.



полная версия страницы