Форум » Гражданская война в России и первые послевоенные конфликты » Авиация УГА » Ответить

Авиация УГА

Боб: Тут вот наткнулся на такое: Наши асы в небе Львова Забытые подвиги забытой войны 1918–1920 годов За последнее время в столичной прессе появились два материала об американском авиационном отряде, сражавшемся в Украине в составе польской армии в 1918–1920 годах. Погибшие летчики были торжественно похоронены во Львове, и их могила ныне восстанавливается поляками. Жаль только, что авторы публикаций "забыли" упомянуть о том, что Пилсудскому пришлось нанимать американцев для борьбы с украинскими летчиками. ПИЛОТЫ ГЕТМАНА СКОРОПАДСКОГО 1 ноября 1918 года галицкие солдаты развалившейся австро–венгерской армии подняли во Львове вооруженное восстание. Их главными противниками стали поляки, считавшие город своим – именно они в то время составляли большую часть населения. Началась польско–украинская война. Вскоре у поляков появились бронепоезда и самолеты. У галичан таких видов техники не было, и в 10–х числах ноября они отправили в Киев к гетману Скоропадскому курьера с просьбой прислать хотя бы один авиационный отряд. Гетман приказал отправить под Львов два полка пехоты с двумя батареями, а также одесский авиационный отряд. Пехотные полки, Сечевой и Черноморский, действительно погрузились в эшелоны, только поехали не во Львов, а на Киев – свергать гетмана. И лишь авиационный отряд в точности выполнил приказ Скоропадского. Командиром авиационного отряда был сотник Борис Александрович Губер – георгиевский кавалер и герой Первой мировой войны. В состав отряда входили еще пять летчиков: татары сотник Джамбулат и хорунжий Хазбулат Кануковы, эстонец сотник Евский, россиянин сотник Булатов, украинец поручик Шеремецинский. В распоряжении отряда находились четыре самолета – два истребительных и два бомбардировочных. Еще три боевые машины галичане собрали из запчастей, хранившихся на технических складах и базах. Командиром объединенного отряда стал австрийский ас Первой мировой поручик Петр Франко, сын писателя Ивана Франко. Вскоре под Львов по приказу уже Симона Петлюры прибыл авиационный взвод в составе двух истребителей "Ньюпоров", ведомых двумя ветеранами – сотником Федором Алелюхиным и поручиком Николаем Сериковым. На их самолетах, а также на "Ньюпоре" сотника Евского были нарисованы черепа и кости – летчики не давали спуску ни одному вражескому пилоту. Чуть позже в местечко Красне прибыли волонтеры–австрийцы, завербованные галицким представителем в Вене. Они также отлично дрались в небе Львова. Петлюра значительно помог технической базой, передав галичанам около 60 старых самолетов, из которых смогли собрать с десяток годных к войне. Так был создан Авиационный полк Украинской Галицкой Армии (УГА). ЛЬВОВСКИЕ ВИРАЖИ Полякам не удалось сбить ни одного украинского самолета, хотя их авиация постоянно росла и крепла. Йозеф Пилсудский даже создал зенитную артиллерию и нанял американских пилотов, из которых во Львове был сформирован особый авиационный отряд. Но все зря. Летчики авиационного полка УГА не боялись численного превосходства поляков и их зенитной артиллерии. Самым бесстрашным считался эстонец Евский. Он лично сбил или сильно повредил девять самолетов противника. А когда его "Ньюпор" попадал под огонь зениток, эстонец делал мертвые петли вокруг каждого шрапнельного разрыва, приводя в бешенство польских артиллеристов. Часто украинские авиаторы залетали на 700–800 км в глубь польских позиций, светя своими трезубцами на плоскостях и фюзеляжах аж в небе Варшавы. Среди галицких летчиков самым лучшим считался Петр Франко, выпускник австрийской авиационной школы в Райлевацах под Сараево, участник воздушных боев с итальянской авиацией в 1916–1918 годах. О его подвигах среди бойцов УГА ходили легенды. У австрийцев лучшим считался лейтенант Бернгубер, ставший другом Евского. Во всех отношениях отличной была и бомбардировочная авиация УГА, созданная стараниями Бориса Губера. Будучи знатоком своего дела, он обучил товарищей премудростям бомбардировки. Под Львовом украинская авиация громила польские позиции около 20 раз, Перемышль – 10 раз. Во время второго по счету налета на Львов Губер собственноручно разбомбил электростанцию, и город надолго остался без света. Еще одной важной целью считался львовский вокзал, куда почти ежедневно прибывали подкрепления из Польши. Упомянем и о том, что украинские истребители часто нападали на марширующие колонны польской пехоты и артиллерии. Они снижались до 200–300 метров и мастерски обстреливали наземные позиции. Впрочем, в этот момент приходилось следить, чтобы самолет не изменил направления и не упал на землю. СУДЬБА ПОЛКА Тем не менее потери в Авиационном полку УГА были большими. Борис Губер погиб 5 февраля 1919 года вместе с семью пилотами. В этот день он показывал молодым коллегам, как бросать бомбы на вражеские позиции с большой высоты, чтобы точно попасть в цель. Бомба взорвалась прямо в руках Губера. После его гибели полк возглавил Джамбулат–Бад–Гиреев Кануков. Он погиб 21 мая 1919 года в результате диверсии одного механика из Вены, засыпавшего в мотор самолета металлическую стружку. Венец, совершивший это преступление, бежал из полка к красным. Новым командиром полка стал галичанин хорунжий Хрущ. В июне 1919 года он перевел полк в местечко Шатаву под Каменец–Подольским, а оттуда – в Новую Ушицу и сражался с красными войсками в районе Винницы, Казатина и Киева. В Казатине галичане полностью парализовали железнодорожное движение. Их добычей стали два большевистских бронепоезда – "Богунец" и "Коммунист". Под Винницей галицким пехотинцам удалось сбить самолет красных, и он вскоре также поступил в состав полка УГА. Осенью 1919 года свирепствовала эпидемия тифа. В этих условиях командование УГА приняло решение самостоятельно искать выход из сложившейся ситуации и заключило мирный договор с генералом Деникиным. Авиационный полк был переброшен во Львов в распоряжение белых. Но против красных так и не дрался. В январе 1920 года представители УГА начали переговоры о мире с советской властью. Договор вскоре был подписан, а УГА переименована в ЧУГА (Червонную Украинскую галицкую армию). Авиационный полк переформировали в авиасотню ЧУГА и направили в Киев, откуда галицкие летчики стали совершать боевые вылеты против польских войск. В апреле 1920 года большая часть Галицкой армии оставила РККА и сдала оружие заклятым врагам – полякам. В этот момент авиасотня находилась в Казатине, окруженном плотным кольцом польских войск. Командир авиасотни хорунжий Хрущ отказался переходить на сторону врага. Несмотря на ранение, он вместе с двумя пилотами вылетел в Киев. Остатки авиационной сотни ЧУГА захватили поляки. Часть личного состава сотни вскоре влилась в действующую армию Украинской Народной Республики. В том числе сотник Евский и лейтенант Бернгубер, отправленные вскоре Петлюрой в Италию закупать самолеты для украинской армии. В Италии Бернгубер трагически погиб во время выполнения "мертвой петли". Что же касается Евского, то он приобрел несколько самолетов для УНР, а сам прибыл в распоряжение Петлюры на боевой машине, подаренной итальянцами в знак восхищения его летным мастерством. Дальнейшая судьба Евского неизвестна. О хорунжем Хруще после того, как он покинул Казатин, никто ничего не слышал. Скорее всего, он участвовал в гражданской войне в составе Красной Армии. По крайней мере один из беглецов – бывший капитан–белогвардеец Ю. И. Арватов, вступивший в Авиационный полк УГА в Одессе, был награжден двумя орденами Красного Знамени. Так закончилась короткая, но славная история Авиационного полка Украинской Галицкой армии. Ярослав ТИНЧЕНКО историк Источник информации: Киевские Ведомости

Ответов - 300, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All

E_Ushakow: У меня есть кое какие данные по "семеркам" в УГА в 1919, но думаю, что они лажные ( т.е. наверно основаны на мемуарах). По логике вещей это машина скорее всего принадлежала авиации УНР (т.е. скорее всего это уже 1920). Может Atez уже что то по ним раскопал?

atez: Подпись к схеме указывает на время после перехода УГА за р. Збруч и соединения с армией Директории. Насколько достоверна схема - судить не берусь, но настораживает подпись - "1-й летунский полк". Это название никогда не встречалось в документах того времени, так что, изображение наверняка по мемуарах. "Фоккеры" в УГА числились, но вот были это семерки, или же EV/DVIII - судить не берусь. E_Ushakow пишет: По логике вещей это машина скорее всего принадлежала авиации УНР Формально после 22.1.1919 г. существовала единая УНР, но вот правительств и армий было по два. УГА, подчинявшаяся правительству ЗУНР (официально - ЗО УНР, т.е. Западная область ЗУНР) и Дієва (Действующая) армия Директории. По авиации УГА в последнее время ничего интересного не раскопал, но вот по авиации Директории кое-что есть. Если интересно - может сделать новую тему?

E_Ushakow: Конечно сделайте!!!!!!! Кстати, но у меня то есть упоминания о "семерках" еще в начале 1919 (наверно это лажа). Вот я и предположил - может поляки пару машин подарили


Авиатор: atez пишет: новую тему? Делайте конечно, и побольше о лётчиках

atez: E_Ushakow пишет: Кстати, но у меня то есть упоминания о "семерках" еще в начале 1919 (наверно это лажа). Вот я и предположил - может поляки пару машин подарили В начале 1919 г. поляки не могли подарить "семерки", потому что Польша воевала как з ЗУНР, так и с УНР. Авиатор пишет: Делайте конечно, и побольше о лётчиках Боюсь Вас огорчить , но персоналиями я особо не интересовался - так, может какие-то фамилии всплывали...

E_Ushakow: atez пишет: В начале 1919 г. поляки не могли подарить "семерки", потому что Польша воевала как з ЗУНР, так и с УНР. Прочтите внимательнее мой пост. Я вообще то имел в виду, что мне кажется, что "семерка" с картинки относится к 20-му году и к УНР (отсюда и предположение о полськом подарке), а данные о "семерках" в начале 1919 относятся к разряду сказок

atez: E_Ushakow пишет: Прочтите внимательнее мой пост. Я вообще то имел в виду, что мне кажется, что "семерка" с картинки относится к 20-му году и к УНР (отсюда и предположение о полськом подарке), а данные о "семерках" в начале 1919 относятся к разряду сказок Среди переданных полякими самолетов я встречал упоминания о "Альбатросах" J.I, LVG C.V и даже паре Сопвич Долфин, но вот о "семерках" - нет... Сдается мне, где-то встречал фото Фоккера авиации УГА, но это была восьмерка. Хотя 100 % уверенности нет... И нечего сердится - я же не опровергаю, а наоборот, подтверждаю Вашу мысль о невозможности передачи семерок поляками в начале 1919 г.

Авиатор: atez пишет: может какие-то фамилии всплывали... Это-то и интересно

atez: Авиатор пишет: Это-то и интересно См. соответствующую тему - "Авиация Директории УНР"

Доктор Фризман: atez пишет: где-то встречал фото Фоккера авиации УГА, но это была восьмерка Интересно! Никогда не встречал упоминаний об украинских "восьмерках". Как бы его посмотреть?..... И все-таки, по моему вопросу. Здесь столько знатоков немцев - мог быть такой лозенг? И знатокам украинцев - какие кокарды могли быть на крыльях? Ну и если вдруг кто-то найдет исходные фото - с меня . Простите за назойливость.

E_Ushakow: 2Atez: Да не сердился я на Вас! Просто намекнул на неправильное понимание ситуации... И вообще я Вас в какой то степени по данной теме мэтром считаю Камраду "Фризману": вообще если судить по опознавательным знакам вроде похоже на галицкую авиацию, однако исходя из логики все таки УНР/1920 год

E_Ushakow: 2Atez: Насколько я помню данные по "семеркам" в 1919 из мемуаров Фостаковского (хотя, надо посмотреть)

atez: E_Ushakow пишет: Насколько я помню данные по "семеркам" в 1919 из мемуаров Фостаковского (хотя, надо посмотреть) По-моему, тоже, хотя под рукой нет - проверить не могу. Но у него упоминается наличие в одной из авиасотен УГА, кажется, трех "Фоккеров".

atez: http://www.przestworzadws.netlook.pl/viewtopic.php?t=1244 - взгляд с польской стороны

atez: http://forum.milua.org/viewtopic.php?t=1025&postdays=0&postorder=asc&start=60 - выложили фото Сальмсьона 2А2 (если я правильно определил тип) авиации УГА. Лично для меня - загадка, как этот самолет оказался в УГА. Может, кто встречал упоминания?

Доктор Фризман: Сомневаюсь, что это самолет УГА. Опознавательных знаков нет, фигуру пилота кто-то старательно замазал, "источник" описан крайне невнятно. Мне кажется, автор вводит всех в заблуждение, причем скорее всего сознательно.

atez: Доктор Фризман пишет: Опознавательных знаков нет Точнее - не видно Доктор Фризман пишет: фигуру пилота кто-то старательно замазал Ну понятно - человек, разместивший фото, пишет о том, что готовит книгу о униформе УГА. Вероятно, секретничает до выхода издания в свет (хотя это и неприятно - чего от нас скрывать) Доктор Фризман пишет: Сомневаюсь, что это самолет УГА Я тоже. Во всяком случае, логичного объяснения, как Сальмсон мог оказаться в УГА, не нахожу.

Авиатор: atez Знакома ли Вам фамилия Иеске Н.М??

atez: Не-а. А я его должен знать?

Авиатор: инструктор Севастопольской школы, а затем петлюровский лётчик Н.М.Иеске,



полная версия страницы