Форум » Гражданская война в России и первые послевоенные конфликты » Авиация УГА » Ответить
Авиация УГА
Боб: Тут вот наткнулся на такое: Наши асы в небе Львова Забытые подвиги забытой войны 1918–1920 годов За последнее время в столичной прессе появились два материала об американском авиационном отряде, сражавшемся в Украине в составе польской армии в 1918–1920 годах. Погибшие летчики были торжественно похоронены во Львове, и их могила ныне восстанавливается поляками. Жаль только, что авторы публикаций "забыли" упомянуть о том, что Пилсудскому пришлось нанимать американцев для борьбы с украинскими летчиками. ПИЛОТЫ ГЕТМАНА СКОРОПАДСКОГО 1 ноября 1918 года галицкие солдаты развалившейся австро–венгерской армии подняли во Львове вооруженное восстание. Их главными противниками стали поляки, считавшие город своим – именно они в то время составляли большую часть населения. Началась польско–украинская война. Вскоре у поляков появились бронепоезда и самолеты. У галичан таких видов техники не было, и в 10–х числах ноября они отправили в Киев к гетману Скоропадскому курьера с просьбой прислать хотя бы один авиационный отряд. Гетман приказал отправить под Львов два полка пехоты с двумя батареями, а также одесский авиационный отряд. Пехотные полки, Сечевой и Черноморский, действительно погрузились в эшелоны, только поехали не во Львов, а на Киев – свергать гетмана. И лишь авиационный отряд в точности выполнил приказ Скоропадского. Командиром авиационного отряда был сотник Борис Александрович Губер – георгиевский кавалер и герой Первой мировой войны. В состав отряда входили еще пять летчиков: татары сотник Джамбулат и хорунжий Хазбулат Кануковы, эстонец сотник Евский, россиянин сотник Булатов, украинец поручик Шеремецинский. В распоряжении отряда находились четыре самолета – два истребительных и два бомбардировочных. Еще три боевые машины галичане собрали из запчастей, хранившихся на технических складах и базах. Командиром объединенного отряда стал австрийский ас Первой мировой поручик Петр Франко, сын писателя Ивана Франко. Вскоре под Львов по приказу уже Симона Петлюры прибыл авиационный взвод в составе двух истребителей "Ньюпоров", ведомых двумя ветеранами – сотником Федором Алелюхиным и поручиком Николаем Сериковым. На их самолетах, а также на "Ньюпоре" сотника Евского были нарисованы черепа и кости – летчики не давали спуску ни одному вражескому пилоту. Чуть позже в местечко Красне прибыли волонтеры–австрийцы, завербованные галицким представителем в Вене. Они также отлично дрались в небе Львова. Петлюра значительно помог технической базой, передав галичанам около 60 старых самолетов, из которых смогли собрать с десяток годных к войне. Так был создан Авиационный полк Украинской Галицкой Армии (УГА). ЛЬВОВСКИЕ ВИРАЖИ Полякам не удалось сбить ни одного украинского самолета, хотя их авиация постоянно росла и крепла. Йозеф Пилсудский даже создал зенитную артиллерию и нанял американских пилотов, из которых во Львове был сформирован особый авиационный отряд. Но все зря. Летчики авиационного полка УГА не боялись численного превосходства поляков и их зенитной артиллерии. Самым бесстрашным считался эстонец Евский. Он лично сбил или сильно повредил девять самолетов противника. А когда его "Ньюпор" попадал под огонь зениток, эстонец делал мертвые петли вокруг каждого шрапнельного разрыва, приводя в бешенство польских артиллеристов. Часто украинские авиаторы залетали на 700–800 км в глубь польских позиций, светя своими трезубцами на плоскостях и фюзеляжах аж в небе Варшавы. Среди галицких летчиков самым лучшим считался Петр Франко, выпускник австрийской авиационной школы в Райлевацах под Сараево, участник воздушных боев с итальянской авиацией в 1916–1918 годах. О его подвигах среди бойцов УГА ходили легенды. У австрийцев лучшим считался лейтенант Бернгубер, ставший другом Евского. Во всех отношениях отличной была и бомбардировочная авиация УГА, созданная стараниями Бориса Губера. Будучи знатоком своего дела, он обучил товарищей премудростям бомбардировки. Под Львовом украинская авиация громила польские позиции около 20 раз, Перемышль – 10 раз. Во время второго по счету налета на Львов Губер собственноручно разбомбил электростанцию, и город надолго остался без света. Еще одной важной целью считался львовский вокзал, куда почти ежедневно прибывали подкрепления из Польши. Упомянем и о том, что украинские истребители часто нападали на марширующие колонны польской пехоты и артиллерии. Они снижались до 200–300 метров и мастерски обстреливали наземные позиции. Впрочем, в этот момент приходилось следить, чтобы самолет не изменил направления и не упал на землю. СУДЬБА ПОЛКА Тем не менее потери в Авиационном полку УГА были большими. Борис Губер погиб 5 февраля 1919 года вместе с семью пилотами. В этот день он показывал молодым коллегам, как бросать бомбы на вражеские позиции с большой высоты, чтобы точно попасть в цель. Бомба взорвалась прямо в руках Губера. После его гибели полк возглавил Джамбулат–Бад–Гиреев Кануков. Он погиб 21 мая 1919 года в результате диверсии одного механика из Вены, засыпавшего в мотор самолета металлическую стружку. Венец, совершивший это преступление, бежал из полка к красным. Новым командиром полка стал галичанин хорунжий Хрущ. В июне 1919 года он перевел полк в местечко Шатаву под Каменец–Подольским, а оттуда – в Новую Ушицу и сражался с красными войсками в районе Винницы, Казатина и Киева. В Казатине галичане полностью парализовали железнодорожное движение. Их добычей стали два большевистских бронепоезда – "Богунец" и "Коммунист". Под Винницей галицким пехотинцам удалось сбить самолет красных, и он вскоре также поступил в состав полка УГА. Осенью 1919 года свирепствовала эпидемия тифа. В этих условиях командование УГА приняло решение самостоятельно искать выход из сложившейся ситуации и заключило мирный договор с генералом Деникиным. Авиационный полк был переброшен во Львов в распоряжение белых. Но против красных так и не дрался. В январе 1920 года представители УГА начали переговоры о мире с советской властью. Договор вскоре был подписан, а УГА переименована в ЧУГА (Червонную Украинскую галицкую армию). Авиационный полк переформировали в авиасотню ЧУГА и направили в Киев, откуда галицкие летчики стали совершать боевые вылеты против польских войск. В апреле 1920 года большая часть Галицкой армии оставила РККА и сдала оружие заклятым врагам – полякам. В этот момент авиасотня находилась в Казатине, окруженном плотным кольцом польских войск. Командир авиасотни хорунжий Хрущ отказался переходить на сторону врага. Несмотря на ранение, он вместе с двумя пилотами вылетел в Киев. Остатки авиационной сотни ЧУГА захватили поляки. Часть личного состава сотни вскоре влилась в действующую армию Украинской Народной Республики. В том числе сотник Евский и лейтенант Бернгубер, отправленные вскоре Петлюрой в Италию закупать самолеты для украинской армии. В Италии Бернгубер трагически погиб во время выполнения "мертвой петли". Что же касается Евского, то он приобрел несколько самолетов для УНР, а сам прибыл в распоряжение Петлюры на боевой машине, подаренной итальянцами в знак восхищения его летным мастерством. Дальнейшая судьба Евского неизвестна. О хорунжем Хруще после того, как он покинул Казатин, никто ничего не слышал. Скорее всего, он участвовал в гражданской войне в составе Красной Армии. По крайней мере один из беглецов – бывший капитан–белогвардеец Ю. И. Арватов, вступивший в Авиационный полк УГА в Одессе, был награжден двумя орденами Красного Знамени. Так закончилась короткая, но славная история Авиационного полка Украинской Галицкой армии. Ярослав ТИНЧЕНКО историк Источник информации: Киевские Ведомости
Румынскоебюропечати: по теме.
E_Ushakow: Подделка, не более
Румынскоебюропечати: Может кому интересно будет http://vijsko.milua.org/aviatsia_UGA.htm
Боб: Румынскоебюропечати пишет: Может кому интересно будет http://vijsko.milua.org/aviatsia_UGA.htm Это, что попытка реабилитации в глазах почтенной публики, после "наброса на вентилятор" очередной порции "лапши"?...
Wasa: Подделка эти фотои при том не умелая
Румынскоебюропечати: Боб пишет: Это, что попытка реабилитации в глазах почтенной публики, после "наброса на вентилятор" очередной порции "лапши"?... Вы еще триплан и бомбер на базе Фоккера Е.1 не видели.... {):)
АГ88: Швендик, может, хватит херню пороть ? Самому-то не стыдно ?
Боб: Игорь, Вы на на грани бана.
atez: Указом Президента Украины от 28.3.2008 7-й бригаде тактической авиации воздушного командования "Запад" присвоено имя Петра Франко.
Авиатор: немножко тут почистил. Предупреждаю: на этом форуме базара на политические темы не будет. Во всяком случае, пока я модератор. Прошу всех отнестись с пониманием!!!Спасибо
Румынскоебюропечати: Для АГ 88 - а насчет фотки с Юнкерсом - он на самом деле такой большой!Я мужику только фуражку стер!Трезубцы из крестов слепил - копировал и рядом вставлял...
Wladyslaw: atez пишет: Указом Президента Украины от 28.3.2008 7-й бригаде тактической авиации воздушного командования "Запад" присвоено имя Петра Франко. А во Львове одна из улиц названа в честь Сергея Евского. Почему именно Сергея - неясно, так как данного авиатора называют и Василий Евский. Есть мнение, что он вообще Василевский (Сергиевский?). Все помнят историю с "подпоручиком Киже"?
Румынскоебюропечати: Wladyslaw пишет: Все помнят историю с "подпоручиком Киже"? Ну если история с подпоручиком Киже это пример случайности то здесь все гораздо сложнее Это надо во Львовской администрации спрашивать.Там ведь не дураки сидят...Поднять прхивы,метрики,церковные записи смерти\рождения,родственники....и пр.Просто никто целиком этому вопросу не отдавался...
Боб: Румынскоебюропечати пишет: Ну если история с подпоручиком Киже это пример случайности то здесь все гораздо сложнее Это надо во Львовской администрации спрашивать.Там ведь не дураки сидят...Поднять прхивы,метрики,церковные записи смерти\рождения,родственники....и пр.Просто никто целиком этому вопросу не отдавался... Ну так пойдите и спросите, Вы же местный...
Румынскоебюропечати: угу,МЕСТНЫЙ
Wladyslaw: Румынскоебюропечати пишет: Это надо во Львовской администрации спрашивать.Там ведь не дураки сидят...Поднять прхивы,метрики,церковные записи смерти\рождения,родственники....и пр. Бесполезно. Он же не во Львове родился. Мемуаристы (а следом за ними и современные популяризаторы) упорно записывают Евского в "эстонцы". Но фамилия-то чисто славянская! Если даже предположить, что он родился где-нибудь на территории нынешней Эстонии, то район поиска расширяется до невероятных масштабов...
Wladyslaw: А не поделится ли кто качественной фотографией украинского "Ньюпора-23" № 3598 на котором в мае 1919го перелетел к чехам поручик Рудорфер? Знаю, что есть такой снимок, где-то публиковался. Буду очень признателен!
Сергей Климов:
Wladyslaw: Спасибо, но я имел в виду другое фото, где аэроплан еще с украинскими ОЗ (руль поворота с сине-желтыми полосами). Не располагаете?
E_Ushakow: Ну допустим у него еще и на крыльях могли быть украинские кокарды... А вообще машина одиозная - это же надо было столько хозяев поменять!
полная версия страницы