Форум » Гражданская война в России и первые послевоенные конфликты » Авиация УГА » Ответить

Авиация УГА

Боб: Тут вот наткнулся на такое: Наши асы в небе Львова Забытые подвиги забытой войны 1918–1920 годов За последнее время в столичной прессе появились два материала об американском авиационном отряде, сражавшемся в Украине в составе польской армии в 1918–1920 годах. Погибшие летчики были торжественно похоронены во Львове, и их могила ныне восстанавливается поляками. Жаль только, что авторы публикаций "забыли" упомянуть о том, что Пилсудскому пришлось нанимать американцев для борьбы с украинскими летчиками. ПИЛОТЫ ГЕТМАНА СКОРОПАДСКОГО 1 ноября 1918 года галицкие солдаты развалившейся австро–венгерской армии подняли во Львове вооруженное восстание. Их главными противниками стали поляки, считавшие город своим – именно они в то время составляли большую часть населения. Началась польско–украинская война. Вскоре у поляков появились бронепоезда и самолеты. У галичан таких видов техники не было, и в 10–х числах ноября они отправили в Киев к гетману Скоропадскому курьера с просьбой прислать хотя бы один авиационный отряд. Гетман приказал отправить под Львов два полка пехоты с двумя батареями, а также одесский авиационный отряд. Пехотные полки, Сечевой и Черноморский, действительно погрузились в эшелоны, только поехали не во Львов, а на Киев – свергать гетмана. И лишь авиационный отряд в точности выполнил приказ Скоропадского. Командиром авиационного отряда был сотник Борис Александрович Губер – георгиевский кавалер и герой Первой мировой войны. В состав отряда входили еще пять летчиков: татары сотник Джамбулат и хорунжий Хазбулат Кануковы, эстонец сотник Евский, россиянин сотник Булатов, украинец поручик Шеремецинский. В распоряжении отряда находились четыре самолета – два истребительных и два бомбардировочных. Еще три боевые машины галичане собрали из запчастей, хранившихся на технических складах и базах. Командиром объединенного отряда стал австрийский ас Первой мировой поручик Петр Франко, сын писателя Ивана Франко. Вскоре под Львов по приказу уже Симона Петлюры прибыл авиационный взвод в составе двух истребителей "Ньюпоров", ведомых двумя ветеранами – сотником Федором Алелюхиным и поручиком Николаем Сериковым. На их самолетах, а также на "Ньюпоре" сотника Евского были нарисованы черепа и кости – летчики не давали спуску ни одному вражескому пилоту. Чуть позже в местечко Красне прибыли волонтеры–австрийцы, завербованные галицким представителем в Вене. Они также отлично дрались в небе Львова. Петлюра значительно помог технической базой, передав галичанам около 60 старых самолетов, из которых смогли собрать с десяток годных к войне. Так был создан Авиационный полк Украинской Галицкой Армии (УГА). ЛЬВОВСКИЕ ВИРАЖИ Полякам не удалось сбить ни одного украинского самолета, хотя их авиация постоянно росла и крепла. Йозеф Пилсудский даже создал зенитную артиллерию и нанял американских пилотов, из которых во Львове был сформирован особый авиационный отряд. Но все зря. Летчики авиационного полка УГА не боялись численного превосходства поляков и их зенитной артиллерии. Самым бесстрашным считался эстонец Евский. Он лично сбил или сильно повредил девять самолетов противника. А когда его "Ньюпор" попадал под огонь зениток, эстонец делал мертвые петли вокруг каждого шрапнельного разрыва, приводя в бешенство польских артиллеристов. Часто украинские авиаторы залетали на 700–800 км в глубь польских позиций, светя своими трезубцами на плоскостях и фюзеляжах аж в небе Варшавы. Среди галицких летчиков самым лучшим считался Петр Франко, выпускник австрийской авиационной школы в Райлевацах под Сараево, участник воздушных боев с итальянской авиацией в 1916–1918 годах. О его подвигах среди бойцов УГА ходили легенды. У австрийцев лучшим считался лейтенант Бернгубер, ставший другом Евского. Во всех отношениях отличной была и бомбардировочная авиация УГА, созданная стараниями Бориса Губера. Будучи знатоком своего дела, он обучил товарищей премудростям бомбардировки. Под Львовом украинская авиация громила польские позиции около 20 раз, Перемышль – 10 раз. Во время второго по счету налета на Львов Губер собственноручно разбомбил электростанцию, и город надолго остался без света. Еще одной важной целью считался львовский вокзал, куда почти ежедневно прибывали подкрепления из Польши. Упомянем и о том, что украинские истребители часто нападали на марширующие колонны польской пехоты и артиллерии. Они снижались до 200–300 метров и мастерски обстреливали наземные позиции. Впрочем, в этот момент приходилось следить, чтобы самолет не изменил направления и не упал на землю. СУДЬБА ПОЛКА Тем не менее потери в Авиационном полку УГА были большими. Борис Губер погиб 5 февраля 1919 года вместе с семью пилотами. В этот день он показывал молодым коллегам, как бросать бомбы на вражеские позиции с большой высоты, чтобы точно попасть в цель. Бомба взорвалась прямо в руках Губера. После его гибели полк возглавил Джамбулат–Бад–Гиреев Кануков. Он погиб 21 мая 1919 года в результате диверсии одного механика из Вены, засыпавшего в мотор самолета металлическую стружку. Венец, совершивший это преступление, бежал из полка к красным. Новым командиром полка стал галичанин хорунжий Хрущ. В июне 1919 года он перевел полк в местечко Шатаву под Каменец–Подольским, а оттуда – в Новую Ушицу и сражался с красными войсками в районе Винницы, Казатина и Киева. В Казатине галичане полностью парализовали железнодорожное движение. Их добычей стали два большевистских бронепоезда – "Богунец" и "Коммунист". Под Винницей галицким пехотинцам удалось сбить самолет красных, и он вскоре также поступил в состав полка УГА. Осенью 1919 года свирепствовала эпидемия тифа. В этих условиях командование УГА приняло решение самостоятельно искать выход из сложившейся ситуации и заключило мирный договор с генералом Деникиным. Авиационный полк был переброшен во Львов в распоряжение белых. Но против красных так и не дрался. В январе 1920 года представители УГА начали переговоры о мире с советской властью. Договор вскоре был подписан, а УГА переименована в ЧУГА (Червонную Украинскую галицкую армию). Авиационный полк переформировали в авиасотню ЧУГА и направили в Киев, откуда галицкие летчики стали совершать боевые вылеты против польских войск. В апреле 1920 года большая часть Галицкой армии оставила РККА и сдала оружие заклятым врагам – полякам. В этот момент авиасотня находилась в Казатине, окруженном плотным кольцом польских войск. Командир авиасотни хорунжий Хрущ отказался переходить на сторону врага. Несмотря на ранение, он вместе с двумя пилотами вылетел в Киев. Остатки авиационной сотни ЧУГА захватили поляки. Часть личного состава сотни вскоре влилась в действующую армию Украинской Народной Республики. В том числе сотник Евский и лейтенант Бернгубер, отправленные вскоре Петлюрой в Италию закупать самолеты для украинской армии. В Италии Бернгубер трагически погиб во время выполнения "мертвой петли". Что же касается Евского, то он приобрел несколько самолетов для УНР, а сам прибыл в распоряжение Петлюры на боевой машине, подаренной итальянцами в знак восхищения его летным мастерством. Дальнейшая судьба Евского неизвестна. О хорунжем Хруще после того, как он покинул Казатин, никто ничего не слышал. Скорее всего, он участвовал в гражданской войне в составе Красной Армии. По крайней мере один из беглецов – бывший капитан–белогвардеец Ю. И. Арватов, вступивший в Авиационный полк УГА в Одессе, был награжден двумя орденами Красного Знамени. Так закончилась короткая, но славная история Авиационного полка Украинской Галицкой армии. Ярослав ТИНЧЕНКО историк Источник информации: Киевские Ведомости

Ответов - 300, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All

Боб: Сергей Климов пишет: Не было такого государства, так, что и делить было нечего. Я полагаю, что имеется ввиду территория будущей Украины.

Сергей Климов: Совершенно верно.

Wasa: Ясно. Но как то бестолково. Проще же управлять одной армией чем 2 отдельными.

atez: Wasa пишет: Ясно. Но как то бестолково. Проще же управлять одной армией чем 2 отдельными. Ессно. проще... А сколько антибольшевистских правительств было в России? А здесь ситуация еще более сложная. Повторяю, два украинских государства возникли на обломках двух империй с совершенно разными традициями. Вот и совместить интересы оказалось ох как непросто...

Wasa: Я думаю именно это послужило причиной тому что Украина так и не смогла отстоять свою независимрсть. Навряд ли при той разрухе которая творилась в РСФСР и Польше при условии конечно что правительство УНР могла бы сплотить нацию состоялся бы раздел государства.

atez: Wasa пишет: Я думаю именно это послужило причиной тому что Украина так и не смогла отстоять свою независимрсть. Навряд ли при той разрухе которая творилась в РСФСР и Польше при условии конечно что правительство УНР могла бы сплотить нацию состоялся бы раздел государства. Одна из причин - да, бесспорно... Но насчет разрухи в Польше - можно и поспорить. Все-таки, там было, во-первых, национальное единство, а во-вторых - сильнейшая поддержка Франции

Wasa: К сожелению пан Псилудский долго не мог вывести страну из той ...... в которой страна оказалась после первой мировой. Для начала не доконца сформировавшиеся органы власти, единства нации не было поскольку в то время страна была многонациональным государством тем более что поляки всегда славились своеннравием. Франция не могла оказать серьезной поддержки поскольку сама еще не вышла из хауса войны. Что касается авиации не было не сформированной авиапромышленности ни квалифицированных специалистов. Большая часть парка представляли машины бывших Российских ВВС и большее количество трофейных или переданных германских самолетов. Да и бюджет военный был мягко говоря небольшим но масса амбиций. Что в принципе свойственно для большенства стран образовавшихся после войны.

atez: Wasa пишет: Франция не могла оказать серьезной поддержки поскольку сама еще не вышла из хауса войны. Что касается авиации не было не сформированной авиапромышленности ни квалифицированных специалистов. Большая часть парка представляли машины бывших Российских ВВС и большее количество трофейных или переданных германских самолетов. Да и бюджет военный был мягко говоря небольшим но масса амбиций. Что в принципе свойственно для большенства стран образовавшихся после войны. Тем не менее, Франция смогла вооружить польский 80-тысячный корпус Галлера, передала среди прочего 120 танков и не самые плохие самолеты Бреге 14. Что касается польского авиапрома - то уже в 1920 г. в Люблине они собирали Ансальдо Баллила. Касательно парка польских ВВС - то где-то в ссылках на этом форуме я помещал указание на один сайт по польских ВВс этого периода - http://tomaszjkowalski.republika.pl/air.htm . Что-то б/у российских самолетов там не очень

Wasa: Вопрос о вооружении я пожалуй зря затронул ведь после войны освободилось масса техники. А вот в экономическом плане это уже другая история.

atez: Wasa пишет: Вопрос о вооружении я пожалуй зря затронул ведь после войны освободилось масса техники. А вот в экономическом плане это уже другая история Да, но экономические проблемы пришлось решать уже после войны... А в 1919-20 гг. главную скрипку играли именно вооружения...

Сергей Климов: atez пишет: А в 1919-20 гг. главную скрипку играли именно вооружения... Скажу вам по секрету они и сейчас её играют.

Wasa: да уж и это точно. Я на половину поляк. И мне стыдно за ту позицию которую занимают мои соотечественики. По отношению к России

АГ88: И мне стыдно за ту позициюкоторую занимают мои соотечественики. По отношению к России Сорри, что влез, а какую позицию занимают иркутские поляки по отношению к Великой ( кхм, кхм, кхе-кхе...) России ? Просветите.

Боб: Синьеры не горячитесь, ни какой такой особенной позиции Польша к России не занимает, обычные соседские отношения.

Wasa: В какой то мере верно. По большому счету среднестатестический гражданин польши хорошо относится к России, негатив в основном идет со стороны правительства. Они помнят катынь но забывают что именно Советская армия освобождала Варшаву, зато поносят маршала Рокосовского который был в свое время министром обороны Польши. Вообщем бедлам и это не имеет отношение к теме форума. А Иркутские хорошо относятся. И к исторической родине и к стране в которой живут. Тем более я же не чистый пан.

Wasa: К стати и Катынский растрел спорный вопрос.

АГ88: Шановный пан Wasa ( можно так ? ), примите уверения в моём почтении. Ни о каких разборках и речи нет. ( нервно оглядываясь по сторонам...) после подвигов Гриценко-Швендика пора запасацца пистолетами .

Wasa: АГа можно пусть будет шановный, вельможный лучше.

Wladyslaw: М-да... Обсуждение, как говорят поляки, "звели на псы"...

Wasa: Просто трохи сдулось



полная версия страницы