Форум » Гражданская война в России и первые послевоенные конфликты » Авиация УГА » Ответить

Авиация УГА

Боб: Тут вот наткнулся на такое: Наши асы в небе Львова Забытые подвиги забытой войны 1918–1920 годов За последнее время в столичной прессе появились два материала об американском авиационном отряде, сражавшемся в Украине в составе польской армии в 1918–1920 годах. Погибшие летчики были торжественно похоронены во Львове, и их могила ныне восстанавливается поляками. Жаль только, что авторы публикаций "забыли" упомянуть о том, что Пилсудскому пришлось нанимать американцев для борьбы с украинскими летчиками. ПИЛОТЫ ГЕТМАНА СКОРОПАДСКОГО 1 ноября 1918 года галицкие солдаты развалившейся австро–венгерской армии подняли во Львове вооруженное восстание. Их главными противниками стали поляки, считавшие город своим – именно они в то время составляли большую часть населения. Началась польско–украинская война. Вскоре у поляков появились бронепоезда и самолеты. У галичан таких видов техники не было, и в 10–х числах ноября они отправили в Киев к гетману Скоропадскому курьера с просьбой прислать хотя бы один авиационный отряд. Гетман приказал отправить под Львов два полка пехоты с двумя батареями, а также одесский авиационный отряд. Пехотные полки, Сечевой и Черноморский, действительно погрузились в эшелоны, только поехали не во Львов, а на Киев – свергать гетмана. И лишь авиационный отряд в точности выполнил приказ Скоропадского. Командиром авиационного отряда был сотник Борис Александрович Губер – георгиевский кавалер и герой Первой мировой войны. В состав отряда входили еще пять летчиков: татары сотник Джамбулат и хорунжий Хазбулат Кануковы, эстонец сотник Евский, россиянин сотник Булатов, украинец поручик Шеремецинский. В распоряжении отряда находились четыре самолета – два истребительных и два бомбардировочных. Еще три боевые машины галичане собрали из запчастей, хранившихся на технических складах и базах. Командиром объединенного отряда стал австрийский ас Первой мировой поручик Петр Франко, сын писателя Ивана Франко. Вскоре под Львов по приказу уже Симона Петлюры прибыл авиационный взвод в составе двух истребителей "Ньюпоров", ведомых двумя ветеранами – сотником Федором Алелюхиным и поручиком Николаем Сериковым. На их самолетах, а также на "Ньюпоре" сотника Евского были нарисованы черепа и кости – летчики не давали спуску ни одному вражескому пилоту. Чуть позже в местечко Красне прибыли волонтеры–австрийцы, завербованные галицким представителем в Вене. Они также отлично дрались в небе Львова. Петлюра значительно помог технической базой, передав галичанам около 60 старых самолетов, из которых смогли собрать с десяток годных к войне. Так был создан Авиационный полк Украинской Галицкой Армии (УГА). ЛЬВОВСКИЕ ВИРАЖИ Полякам не удалось сбить ни одного украинского самолета, хотя их авиация постоянно росла и крепла. Йозеф Пилсудский даже создал зенитную артиллерию и нанял американских пилотов, из которых во Львове был сформирован особый авиационный отряд. Но все зря. Летчики авиационного полка УГА не боялись численного превосходства поляков и их зенитной артиллерии. Самым бесстрашным считался эстонец Евский. Он лично сбил или сильно повредил девять самолетов противника. А когда его "Ньюпор" попадал под огонь зениток, эстонец делал мертвые петли вокруг каждого шрапнельного разрыва, приводя в бешенство польских артиллеристов. Часто украинские авиаторы залетали на 700–800 км в глубь польских позиций, светя своими трезубцами на плоскостях и фюзеляжах аж в небе Варшавы. Среди галицких летчиков самым лучшим считался Петр Франко, выпускник австрийской авиационной школы в Райлевацах под Сараево, участник воздушных боев с итальянской авиацией в 1916–1918 годах. О его подвигах среди бойцов УГА ходили легенды. У австрийцев лучшим считался лейтенант Бернгубер, ставший другом Евского. Во всех отношениях отличной была и бомбардировочная авиация УГА, созданная стараниями Бориса Губера. Будучи знатоком своего дела, он обучил товарищей премудростям бомбардировки. Под Львовом украинская авиация громила польские позиции около 20 раз, Перемышль – 10 раз. Во время второго по счету налета на Львов Губер собственноручно разбомбил электростанцию, и город надолго остался без света. Еще одной важной целью считался львовский вокзал, куда почти ежедневно прибывали подкрепления из Польши. Упомянем и о том, что украинские истребители часто нападали на марширующие колонны польской пехоты и артиллерии. Они снижались до 200–300 метров и мастерски обстреливали наземные позиции. Впрочем, в этот момент приходилось следить, чтобы самолет не изменил направления и не упал на землю. СУДЬБА ПОЛКА Тем не менее потери в Авиационном полку УГА были большими. Борис Губер погиб 5 февраля 1919 года вместе с семью пилотами. В этот день он показывал молодым коллегам, как бросать бомбы на вражеские позиции с большой высоты, чтобы точно попасть в цель. Бомба взорвалась прямо в руках Губера. После его гибели полк возглавил Джамбулат–Бад–Гиреев Кануков. Он погиб 21 мая 1919 года в результате диверсии одного механика из Вены, засыпавшего в мотор самолета металлическую стружку. Венец, совершивший это преступление, бежал из полка к красным. Новым командиром полка стал галичанин хорунжий Хрущ. В июне 1919 года он перевел полк в местечко Шатаву под Каменец–Подольским, а оттуда – в Новую Ушицу и сражался с красными войсками в районе Винницы, Казатина и Киева. В Казатине галичане полностью парализовали железнодорожное движение. Их добычей стали два большевистских бронепоезда – "Богунец" и "Коммунист". Под Винницей галицким пехотинцам удалось сбить самолет красных, и он вскоре также поступил в состав полка УГА. Осенью 1919 года свирепствовала эпидемия тифа. В этих условиях командование УГА приняло решение самостоятельно искать выход из сложившейся ситуации и заключило мирный договор с генералом Деникиным. Авиационный полк был переброшен во Львов в распоряжение белых. Но против красных так и не дрался. В январе 1920 года представители УГА начали переговоры о мире с советской властью. Договор вскоре был подписан, а УГА переименована в ЧУГА (Червонную Украинскую галицкую армию). Авиационный полк переформировали в авиасотню ЧУГА и направили в Киев, откуда галицкие летчики стали совершать боевые вылеты против польских войск. В апреле 1920 года большая часть Галицкой армии оставила РККА и сдала оружие заклятым врагам – полякам. В этот момент авиасотня находилась в Казатине, окруженном плотным кольцом польских войск. Командир авиасотни хорунжий Хрущ отказался переходить на сторону врага. Несмотря на ранение, он вместе с двумя пилотами вылетел в Киев. Остатки авиационной сотни ЧУГА захватили поляки. Часть личного состава сотни вскоре влилась в действующую армию Украинской Народной Республики. В том числе сотник Евский и лейтенант Бернгубер, отправленные вскоре Петлюрой в Италию закупать самолеты для украинской армии. В Италии Бернгубер трагически погиб во время выполнения "мертвой петли". Что же касается Евского, то он приобрел несколько самолетов для УНР, а сам прибыл в распоряжение Петлюры на боевой машине, подаренной итальянцами в знак восхищения его летным мастерством. Дальнейшая судьба Евского неизвестна. О хорунжем Хруще после того, как он покинул Казатин, никто ничего не слышал. Скорее всего, он участвовал в гражданской войне в составе Красной Армии. По крайней мере один из беглецов – бывший капитан–белогвардеец Ю. И. Арватов, вступивший в Авиационный полк УГА в Одессе, был награжден двумя орденами Красного Знамени. Так закончилась короткая, но славная история Авиационного полка Украинской Галицкой армии. Ярослав ТИНЧЕНКО историк Источник информации: Киевские Ведомости

Ответов - 300, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All

Доктор Фризман: Ух ты! Обсуждение темы перешло от стадии дискуссии к базару! Ув. Галл! Здесь два человека успели "потрогать" ШТЫКА! Кому из них вы адресовали свое подкупающее простотой замечание "не вякай"?

Авиатор: GALL Ну, надо выбирать - или скучно или расстрел

GALL: Доктору-я имел ввиду неистового .Что именно против Тараса Вы имеете?Что он не появляется на форуме7Я с ним разговаривал- рисунок фоккера Д-7 делался по фото из архива.В наличии фото на данный момент нет =выдавалось на руки в архиве и изымалось.Если вы думаете что на Украине много архивов в которые можно попасть и чтото найти по первой мировой- вы ошибаетесь. С УВ.GALL

Авиатор: Доктор Фризман , GALL Уважаемые господа!! давайте придерживаться правил поведения. Не хотелось бы действительно всё превращать в базар. И не хватало, чтобы люди тут переругались и переходили на личности. Я призываю Вас к сдержанности!!!!!!!!!!!

GALL: Принято

Авиатор: GALL пишет: Принято Спасибо

Доктор Фризман: Авиатор - присоединяюсь. GALL пишет: Если вы думаете что на Украине много архивов в которые можно попасть и чтото найти по первой мировой- вы ошибаетесь. GALL - ничего личного, просто пытаюсь рассуждать. Если художник рисует боковик, он же берет откуда-то информацию? Вариантов немного - сохранившиеся-таки фотографии, документы (приказы, отчеты мастерских, мемуары и т.д.), либо собственная фантазия. За последнее время мне попадалось не менее 25 боковиков украинских аэропланов. Из них подтверждаются известными мне фотографиями 4. Все попытки выяснить происхождение остальных боковиков закончились неудачей. К примеру, в первом издании книги Кондратьева-Хайрулина 51 боковик, в том числе 20 "белогвардейцев". Почти все они подтверждены фотографиями, а авторы легко идут навстречу и отвечают на вопросы. В итоге и возникли сомнения, в чем же проблема - в различиях между российскими и украинскими архивами или все-таки в человеческом факторе? И можно ли верить в достоверность окраски (для моделиста это очень важно!), если она ничем не подтверждена? И следует ли относиться к работам автора как к серьезному историческому исследованию или околоисторической художественной биллетристике? В последнем нет ничего зазорного, но читатель имеет право это знать! Впрочем, я готов перестать сомневаться и принести любые извинения Тарасу и другим авторам, если они сумеют убедить меня в беспочвеннисти моих сомнений. Здесь, по "мылу" или как-либо иначе. С уважением, Дмитрий Морозов.

GALL: Уважаемый ДОКТОР ФРИЗМАН! Я с Вами полностью согласен.Я бы тоже сомневался, если бы не знал Штыка.По поводу Фоккера мне тоже было интересно.Ситуацию с фото я уже описал выше.Но то что она рисовалась не с потолка-это точно.МОЯ МОЖЕТ НЕСКОЛЬКО БУРНАЯ РЕАКЦИЯ ОБУСЛОВЛЕНА ТЕМ.ЧТО НЕИСТОВЫЙ МОЖЕТ И ФАНАТИК И ЛЮБИТЕЛЬ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ-ЧТО Я ОЧЕНЬ ПРИВЕТСТВУЮ.НО НА КАКУЮ ТЕМУ НЕ ЗАЙДЕШЬ-ВЕЗДЕ ОН.И ТОН НЕСКОЛЬКО БЕЗАПЕЛЯЦИОННЫЙ.Прошу модератора извинить за флуд. С ув.GALL

Авиатор: GALL пишет: Прошу модератора извинить за флуд Получаете N-е китайское чрезвычайное предупреждение!!! Главное, чтобы всё мирно закончилось и пришли к какому-нибудь, устраивающему всех,решению. (Главное, чтобы Админ не увидел, а то он мне тоже по ушам поездит!!! )

Боб: Ты, Мирон не надейся, я все вижу!...

Авиатор: Блин!! Попался!! А я чё?? Я ничё!!! "Главное чтобы костюмчик сидел" Да!! Ну и глазастый у нас Админ!!! Слава нашему Админу!!!!Ура!!!

GALL: УРА!УРА!УРА! И ВИЛЯЮ ХВОСТОМ

Боб: Братцы, кончайте БАЗАР! Давайте по делу, а то какой дурной пример Вы, милостливые государи, подаёте подрастающему поколению.

atez: Ну вот, а думал тут что-то новое. А тут - опять междусобойчик. Трафика жалко!!!!

Wasa: atez я тоже встречал данные о альботросе J.I даже боковик видел. Он сейчас на Палитре крыла у Гриши http://wp.scn.ru/ru/ww1/a/253/18/0/1 . Только вот большенство народа говорят что это бред. Где правда?

Wasa: А что это там за АЕГ J.I с трезубцем делает. Не было такого. От куда бы он взялся вообще на ридной Украйне? Да и помоему слеплен из боковика уважаемого Быкова.

atez: Да я ж говорил - передали поляки летом 1920 г. четыре Альбатроса J.I. Только вот на фронт они не попали... И к УГА не имеют ни малейшего отношения - их передали Дієвій армії (Действующей армии) УНР. А насчет АЕГа - нет не попадался... По-моему, ерунда...

Wasa: местификация по моему. А действующая армия и УГА. Я не сколько не подкован в этом вопросе. Что это за зверь и с чем его едят?

atez: Wasa пишет: А действующая армия и УГА. Объсняю популярно. К началу ПМВ Украина была разделена между Российской и Австро-Венгерской империями. На той части, которая входила в Рос. империю последовательно существовали: УНР Центральной Рады (окрябрь 1917 - 29.4.1918), Украинская Держава гетмана П. Скоропадского (29.4.1918 - декабрь 1918) и снова УНР, но уже Директории (декабрь 1918 - ноябрь 1920). На австрийской части с 1.11.1918 по 16.7.1919 - Западно-Украинская Народная Республика (ЗУНР). С 22.1.1919 УНР и ЗУНР объединялись, но при этом армии (да и правительства) оставались отдельными. Действующая армия - это УНР, а УГА - ЗУНР.

Сергей Климов: atez пишет: К началу ПМВ Украина была разделена между Российской и Австро-Венгерской империями. Не было такого государства, так, что и делить было нечего.



полная версия страницы