Форум » Гражданская война в России и первые послевоенные конфликты » Авиация УГА » Ответить

Авиация УГА

Боб: Тут вот наткнулся на такое: Наши асы в небе Львова Забытые подвиги забытой войны 1918–1920 годов За последнее время в столичной прессе появились два материала об американском авиационном отряде, сражавшемся в Украине в составе польской армии в 1918–1920 годах. Погибшие летчики были торжественно похоронены во Львове, и их могила ныне восстанавливается поляками. Жаль только, что авторы публикаций "забыли" упомянуть о том, что Пилсудскому пришлось нанимать американцев для борьбы с украинскими летчиками. ПИЛОТЫ ГЕТМАНА СКОРОПАДСКОГО 1 ноября 1918 года галицкие солдаты развалившейся австро–венгерской армии подняли во Львове вооруженное восстание. Их главными противниками стали поляки, считавшие город своим – именно они в то время составляли большую часть населения. Началась польско–украинская война. Вскоре у поляков появились бронепоезда и самолеты. У галичан таких видов техники не было, и в 10–х числах ноября они отправили в Киев к гетману Скоропадскому курьера с просьбой прислать хотя бы один авиационный отряд. Гетман приказал отправить под Львов два полка пехоты с двумя батареями, а также одесский авиационный отряд. Пехотные полки, Сечевой и Черноморский, действительно погрузились в эшелоны, только поехали не во Львов, а на Киев – свергать гетмана. И лишь авиационный отряд в точности выполнил приказ Скоропадского. Командиром авиационного отряда был сотник Борис Александрович Губер – георгиевский кавалер и герой Первой мировой войны. В состав отряда входили еще пять летчиков: татары сотник Джамбулат и хорунжий Хазбулат Кануковы, эстонец сотник Евский, россиянин сотник Булатов, украинец поручик Шеремецинский. В распоряжении отряда находились четыре самолета – два истребительных и два бомбардировочных. Еще три боевые машины галичане собрали из запчастей, хранившихся на технических складах и базах. Командиром объединенного отряда стал австрийский ас Первой мировой поручик Петр Франко, сын писателя Ивана Франко. Вскоре под Львов по приказу уже Симона Петлюры прибыл авиационный взвод в составе двух истребителей "Ньюпоров", ведомых двумя ветеранами – сотником Федором Алелюхиным и поручиком Николаем Сериковым. На их самолетах, а также на "Ньюпоре" сотника Евского были нарисованы черепа и кости – летчики не давали спуску ни одному вражескому пилоту. Чуть позже в местечко Красне прибыли волонтеры–австрийцы, завербованные галицким представителем в Вене. Они также отлично дрались в небе Львова. Петлюра значительно помог технической базой, передав галичанам около 60 старых самолетов, из которых смогли собрать с десяток годных к войне. Так был создан Авиационный полк Украинской Галицкой Армии (УГА). ЛЬВОВСКИЕ ВИРАЖИ Полякам не удалось сбить ни одного украинского самолета, хотя их авиация постоянно росла и крепла. Йозеф Пилсудский даже создал зенитную артиллерию и нанял американских пилотов, из которых во Львове был сформирован особый авиационный отряд. Но все зря. Летчики авиационного полка УГА не боялись численного превосходства поляков и их зенитной артиллерии. Самым бесстрашным считался эстонец Евский. Он лично сбил или сильно повредил девять самолетов противника. А когда его "Ньюпор" попадал под огонь зениток, эстонец делал мертвые петли вокруг каждого шрапнельного разрыва, приводя в бешенство польских артиллеристов. Часто украинские авиаторы залетали на 700–800 км в глубь польских позиций, светя своими трезубцами на плоскостях и фюзеляжах аж в небе Варшавы. Среди галицких летчиков самым лучшим считался Петр Франко, выпускник австрийской авиационной школы в Райлевацах под Сараево, участник воздушных боев с итальянской авиацией в 1916–1918 годах. О его подвигах среди бойцов УГА ходили легенды. У австрийцев лучшим считался лейтенант Бернгубер, ставший другом Евского. Во всех отношениях отличной была и бомбардировочная авиация УГА, созданная стараниями Бориса Губера. Будучи знатоком своего дела, он обучил товарищей премудростям бомбардировки. Под Львовом украинская авиация громила польские позиции около 20 раз, Перемышль – 10 раз. Во время второго по счету налета на Львов Губер собственноручно разбомбил электростанцию, и город надолго остался без света. Еще одной важной целью считался львовский вокзал, куда почти ежедневно прибывали подкрепления из Польши. Упомянем и о том, что украинские истребители часто нападали на марширующие колонны польской пехоты и артиллерии. Они снижались до 200–300 метров и мастерски обстреливали наземные позиции. Впрочем, в этот момент приходилось следить, чтобы самолет не изменил направления и не упал на землю. СУДЬБА ПОЛКА Тем не менее потери в Авиационном полку УГА были большими. Борис Губер погиб 5 февраля 1919 года вместе с семью пилотами. В этот день он показывал молодым коллегам, как бросать бомбы на вражеские позиции с большой высоты, чтобы точно попасть в цель. Бомба взорвалась прямо в руках Губера. После его гибели полк возглавил Джамбулат–Бад–Гиреев Кануков. Он погиб 21 мая 1919 года в результате диверсии одного механика из Вены, засыпавшего в мотор самолета металлическую стружку. Венец, совершивший это преступление, бежал из полка к красным. Новым командиром полка стал галичанин хорунжий Хрущ. В июне 1919 года он перевел полк в местечко Шатаву под Каменец–Подольским, а оттуда – в Новую Ушицу и сражался с красными войсками в районе Винницы, Казатина и Киева. В Казатине галичане полностью парализовали железнодорожное движение. Их добычей стали два большевистских бронепоезда – "Богунец" и "Коммунист". Под Винницей галицким пехотинцам удалось сбить самолет красных, и он вскоре также поступил в состав полка УГА. Осенью 1919 года свирепствовала эпидемия тифа. В этих условиях командование УГА приняло решение самостоятельно искать выход из сложившейся ситуации и заключило мирный договор с генералом Деникиным. Авиационный полк был переброшен во Львов в распоряжение белых. Но против красных так и не дрался. В январе 1920 года представители УГА начали переговоры о мире с советской властью. Договор вскоре был подписан, а УГА переименована в ЧУГА (Червонную Украинскую галицкую армию). Авиационный полк переформировали в авиасотню ЧУГА и направили в Киев, откуда галицкие летчики стали совершать боевые вылеты против польских войск. В апреле 1920 года большая часть Галицкой армии оставила РККА и сдала оружие заклятым врагам – полякам. В этот момент авиасотня находилась в Казатине, окруженном плотным кольцом польских войск. Командир авиасотни хорунжий Хрущ отказался переходить на сторону врага. Несмотря на ранение, он вместе с двумя пилотами вылетел в Киев. Остатки авиационной сотни ЧУГА захватили поляки. Часть личного состава сотни вскоре влилась в действующую армию Украинской Народной Республики. В том числе сотник Евский и лейтенант Бернгубер, отправленные вскоре Петлюрой в Италию закупать самолеты для украинской армии. В Италии Бернгубер трагически погиб во время выполнения "мертвой петли". Что же касается Евского, то он приобрел несколько самолетов для УНР, а сам прибыл в распоряжение Петлюры на боевой машине, подаренной итальянцами в знак восхищения его летным мастерством. Дальнейшая судьба Евского неизвестна. О хорунжем Хруще после того, как он покинул Казатин, никто ничего не слышал. Скорее всего, он участвовал в гражданской войне в составе Красной Армии. По крайней мере один из беглецов – бывший капитан–белогвардеец Ю. И. Арватов, вступивший в Авиационный полк УГА в Одессе, был награжден двумя орденами Красного Знамени. Так закончилась короткая, но славная история Авиационного полка Украинской Галицкой армии. Ярослав ТИНЧЕНКО историк Источник информации: Киевские Ведомости

Ответов - 300, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All

Неистовый: Что самое интересное, куда потом делся тот цеппелин что на Варшаву должен был лететь? И вообще сколько цеппелинов было в УГА?Два?Больше? Боб пишет: хулиганить! (тихо посмеиваясь) а вы уже было начали верить, да? Несомненно история Фоккера и изображения сродни настоящим!

Wladyslaw: Неистовый пишет: Что самое интересное, куда потом делся тот цеппелин что на Варшаву должен был лететь? И вообще сколько цеппелинов было в УГА?Два?Больше? А в УГА и не было никаких цеппелинов. В интересах правительства Директории УНР летало три штуки (R.69/18, R.39 и R.70) и два-три "Готы". Эти самолеты имели немецкие экипажи и обслугу и они НЕ использовались для боевых миссий. Неистовый пишет: (тихо посмеиваясь) а вы уже было начали верить, да? Несомненно история Фоккера и изображения сродни настоящим! Да никто и не поверил... Ваш Фоккер ЦЛ состряпан за 10 минут в Фотошопе из хвостовой части DFW C.V и передней - Fokker D.VII (оба профиля есть где-то здесь, на форуме). А в статье вообще столько откровенных глупостей! Даже не вдаваясь в перипетии украинско-польской войны (например, Львов был все это время в руках поляков, а Франко никогда не был летчиком-истребителем), буквенное обозначение CL немцы присваивали ДВУХМЕСТНЫМ облегченным (L - легкий) аппаратам типа британского Бристоль "Файтера". Вобщем, разделяю справедливое возмущение Боба.

Неистовый: Wladyslaw пишет: Фотошопе Это все "Paint" а не фотошоп! Wladyslaw пишет: буквенное обозначение CL немцы присваивали ДВУХМЕСТНЫМ облегченным (L - легкий) аппаратам типа британского Бристоль "Файтера". А он, может двухместным был, как Fokker C.I Кто его знает? В общем это просто попытка альтернативной истории для "детей новой Украины" А что же с цеппелином что на Варшаву полететь должен быть?

Доктор Фризман: Wladyslaw пишет: В интересах правительства Директории УНР летало три штуки (R.69/18, R.39 и R.70) ... Эти самолеты имели немецкие экипажи и обслугу и они НЕ использовались для боевых миссий. И насколько я знаю, немецкие кресты на них никогда не перекрашивались. И поскольку никто и никогда не видел фотографий этих машин с украинскими тризубцами (за исключением Gotha Gl.VII "Олена"), то и приведенные выше боковики скорее всего есть лишь "попытка альтернативной истории для "детей новой Украины" ".

Прохожий: Народ сделайте что нить а то серьезный форум превратим в балаган. сотрите что ли альтернативную историю, а то чем черт не шутит кто нить из журналистов и тиснет "сенсацию" которая пойдет гулять дальше :( С уважением

Неистовый: Реалистичности добавляет Шварцльозе. Особенно "исторично" смотрится "РЯСТ" Прохожий А по-Вашему журналисты такие глупые?

Боб: Неистовый пишет: А по-Вашему журналисты такие глупые? Игорь, Вы бы лучше в графическом редакторе поработать поучились бы как следует, а то у Вас пока ни рисунка ни цвета нет.

Неистовый: Ну чего ж Вы хотите? Это ж Paint! Кстати - при работе были использованы оригинальные работы художника OWL-99, без которого мы не смогли бы дышать:) Боб пишет: у Вас пока ни рисунка ни цвета нет. Не очень смысл понял.Что Вы имели ввиду?

Боб: Неистовый пишет: Что Вы имели ввиду? Я имел ввиду что тут не кружок "очумелые ручки", ваше "творчество" всем уже изрядно надоело. Если хотите, поразить или хотя бы удивить почтенную публику, наберитесь соответствующего мастерства и знаний в выбранном предмете. А то Вам до сих пор не ведомо, что на "Авиатике Ц.I" летнаб сидел перед пилотом, как на ранних моделях начала войны. В общем так еще, одна такая корявая картинка и БАН Вам будет обеспечен причем надолго!

Wladyslaw: Доктор Фризман пишет: И насколько я знаю, немецкие кресты на них никогда не перекрашивались. И поскольку никто и никогда не видел фотографий этих машин с украинскими тризубцами (за исключением Gotha Gl.VII "Олена"), то и приведенные выше боковики скорее всего есть лишь "попытка альтернативной истории для "детей новой Украины" Ну, я бы не был столь категоричен. Многие документы могли просто до нас не дойти. В советское время интерес к тем событиям приравнивался к национализму и был наказуем. Чаще люди предпочитали уничтожить подобный "компромат", чем хранить. Сколько вообще известно фотографий галицких или "петлюровских" аэропланов? Как я читал, во Львове при поляках был музей "визвольних змагань", но с приходом советской власти его материалы были попросту "утилизированы", как не представляющие исторической ценности. И это только один из примеров. Так что "не видел" - это не значит, что "не было". Вон та же "Олена" обслуживалась немцами и организационно в состав ВВС Директории не входила, но знаки-то на ней были украинские! А если бы чехи ее не сфотографировали? Тогда мы бы тоже сейчас посмеивались над потугами "альтернативщиков"?

Неистовый: Боб пишет: А то Вам до сих пор не ведомо, что на "Авиатике Ц.I" летнаб сидел перед пилотом, как на ранних моделях начала войны. Как будто мы об этом не слышали. Я между прочим ранними немцами особо интересуюсь, к Вашему сведению. А Вы не могли догадаться , что это ,может фронтовые механики постарались? Пулемет умельцы могли засандалить куда угодно, даже на верхнее крыло (что не очень казалось бы немцам свойственно) , есть реальная фотка. А чем Вам творчество-то не нравится? Оччень патриотично, по-моему....... Боб пишет: В общем так еще, одна такая корявая картинка и БАН Вам будет обеспечен причем надолго! ДА ЗДРАВСТВУЕТ НАШ СУД!САМЫЙ ГУМАННЫЙ СУД В МИРЕ:)))

АГ88: Оччень патриотично, по-моему....... Клоунада - это не патриотично. Это - смешно. Хотя... Траффик форуму поднимает . Почти - по классику :"Счастье храму, где прибился юродивый. Но и опасно по нынешнему времени." ННЛ, естественно.

Боб: АГ88 пишет: Клоунада - это не патриотично. Это - смешно. Хотя... Траффик форуму поднимает . Почти - по классику :"Счастье храму, где прибился юродивый. Но и опасно по нынешнему времени." ННЛ, естественно. Николай, может все-таки забанить нашего "неистового патриота" на недельку другую?... Всех между прочим касается, жду мнений!?...

Доктор Фризман: Wladyslaw пишет: Ну, я бы не был столь категоричен. Многие документы могли просто до нас не дойти... Так что "не видел" - это не значит, что "не было"... Все верно, информации действительно крайне мало. Но я говорю не об этом. Все окраски, выполненные Вячеславом Кондратьевым или Михаилом Быковым, подтверждаются фотографиями. Как правило, фото публикуются в этом же материале. Если какой-то элемент окраски вызывает у автора сомнение, то следует пояснение (типа "цвет эмблемы мог быль не красным, а черным", и т.д.). В то же время в различных украинских изданиях и на сайтах регулярно появляются изображения различных аэропланов с украинской символикой и массой прочих интересных подробностей. В частности, боковики в исполнении Тараса Штыка и других авторов. Народ радостно подхватывает информацию, начинает ссылаться на нее, делает модели, и постепенно перестает сомневаться в их достоверности... Вот только одно но: никто и никогда почему-то не видел первоисточников... Все фотографии, по которым сделаны боковики, почему-то тщательно скрывают. На все вопросы авторы дают уклончивые ответы либо не отвечают вовсе. Я мог бы понять, что скажем снимки не могут быть представлены до выхода такой-то книги... Но время идет, а "книги" все нет! Чем дальше, тем больше у меня возникает ощущение, что нас просто сознательно водят за нос, пытаясь подменить реальную историю красивой альтернативной "конфеткой". Да, "Многие документы могли просто до нас не дойти", но это не значит, что их следует сочинить заново. Либо хотя бы поясняйте, что это "предположительная окраска, восстановленная на основании таких-то данных"... Я искренне хочу верить, что я не прав. Так разубедите меня! С уважением, Дмитрий Морозов.

Неистовый: Боб пишет: Николай, может все-таки забанить Не надо нас банить! Мы будем хорошими! А касательно боковиков Штика, то они "родом из конца 80х -начала 90х", а компетентность таких источников весьма сомнительна.Это же касается других трудов на тему УГА из той же эпохи.Об этом еще Д.Адаменко говорил, кстати, он должно быть много об этом знает( его сайт в "Литературе").Кстати , было бы неплохо если б он сам тут обьявился.

АГ88: Николай, может все-таки забанить нашего "неистового патриота" на недельку другую?... Проще пареной репы. Пусть напишет пару-тройку сообщений на украинском ( бо, як каже, великий патрiот ), и пару - на "хохдойче" ( ибо германофил ). Не справится - банить, если уж заявился патриотом - то соответствуй. А то - курам на смех, уже 556-е китайское предупреждение от модера ( где это видано ? ). ННЛ.

Боб: Ну, что же, быть по сему. Игорь Вадимович, Вам БАН на неделю!

GALL: ВО ПЕРВЫХ ШТЫКА ПОПРОШУ НЕ ТРОГАТЬ.Не знаешь откуда ноги ростут- не вякай. Модератору- может пристрелить его а? С ув. к форуму GALL

Авиатор: GALL пишет: Модератору- может пристрелить его а? Начинайте!!!

GALL: Мирон,с удовольствием.Чичас затвор нередерну. А то достал.Хотя без него скучно будет. С ув.GALL



полная версия страницы