Форум » Гражданская война в России и первые послевоенные конфликты » Авиация УГА » Ответить

Авиация УГА

Боб: Тут вот наткнулся на такое: Наши асы в небе Львова Забытые подвиги забытой войны 1918–1920 годов За последнее время в столичной прессе появились два материала об американском авиационном отряде, сражавшемся в Украине в составе польской армии в 1918–1920 годах. Погибшие летчики были торжественно похоронены во Львове, и их могила ныне восстанавливается поляками. Жаль только, что авторы публикаций "забыли" упомянуть о том, что Пилсудскому пришлось нанимать американцев для борьбы с украинскими летчиками. ПИЛОТЫ ГЕТМАНА СКОРОПАДСКОГО 1 ноября 1918 года галицкие солдаты развалившейся австро–венгерской армии подняли во Львове вооруженное восстание. Их главными противниками стали поляки, считавшие город своим – именно они в то время составляли большую часть населения. Началась польско–украинская война. Вскоре у поляков появились бронепоезда и самолеты. У галичан таких видов техники не было, и в 10–х числах ноября они отправили в Киев к гетману Скоропадскому курьера с просьбой прислать хотя бы один авиационный отряд. Гетман приказал отправить под Львов два полка пехоты с двумя батареями, а также одесский авиационный отряд. Пехотные полки, Сечевой и Черноморский, действительно погрузились в эшелоны, только поехали не во Львов, а на Киев – свергать гетмана. И лишь авиационный отряд в точности выполнил приказ Скоропадского. Командиром авиационного отряда был сотник Борис Александрович Губер – георгиевский кавалер и герой Первой мировой войны. В состав отряда входили еще пять летчиков: татары сотник Джамбулат и хорунжий Хазбулат Кануковы, эстонец сотник Евский, россиянин сотник Булатов, украинец поручик Шеремецинский. В распоряжении отряда находились четыре самолета – два истребительных и два бомбардировочных. Еще три боевые машины галичане собрали из запчастей, хранившихся на технических складах и базах. Командиром объединенного отряда стал австрийский ас Первой мировой поручик Петр Франко, сын писателя Ивана Франко. Вскоре под Львов по приказу уже Симона Петлюры прибыл авиационный взвод в составе двух истребителей "Ньюпоров", ведомых двумя ветеранами – сотником Федором Алелюхиным и поручиком Николаем Сериковым. На их самолетах, а также на "Ньюпоре" сотника Евского были нарисованы черепа и кости – летчики не давали спуску ни одному вражескому пилоту. Чуть позже в местечко Красне прибыли волонтеры–австрийцы, завербованные галицким представителем в Вене. Они также отлично дрались в небе Львова. Петлюра значительно помог технической базой, передав галичанам около 60 старых самолетов, из которых смогли собрать с десяток годных к войне. Так был создан Авиационный полк Украинской Галицкой Армии (УГА). ЛЬВОВСКИЕ ВИРАЖИ Полякам не удалось сбить ни одного украинского самолета, хотя их авиация постоянно росла и крепла. Йозеф Пилсудский даже создал зенитную артиллерию и нанял американских пилотов, из которых во Львове был сформирован особый авиационный отряд. Но все зря. Летчики авиационного полка УГА не боялись численного превосходства поляков и их зенитной артиллерии. Самым бесстрашным считался эстонец Евский. Он лично сбил или сильно повредил девять самолетов противника. А когда его "Ньюпор" попадал под огонь зениток, эстонец делал мертвые петли вокруг каждого шрапнельного разрыва, приводя в бешенство польских артиллеристов. Часто украинские авиаторы залетали на 700–800 км в глубь польских позиций, светя своими трезубцами на плоскостях и фюзеляжах аж в небе Варшавы. Среди галицких летчиков самым лучшим считался Петр Франко, выпускник австрийской авиационной школы в Райлевацах под Сараево, участник воздушных боев с итальянской авиацией в 1916–1918 годах. О его подвигах среди бойцов УГА ходили легенды. У австрийцев лучшим считался лейтенант Бернгубер, ставший другом Евского. Во всех отношениях отличной была и бомбардировочная авиация УГА, созданная стараниями Бориса Губера. Будучи знатоком своего дела, он обучил товарищей премудростям бомбардировки. Под Львовом украинская авиация громила польские позиции около 20 раз, Перемышль – 10 раз. Во время второго по счету налета на Львов Губер собственноручно разбомбил электростанцию, и город надолго остался без света. Еще одной важной целью считался львовский вокзал, куда почти ежедневно прибывали подкрепления из Польши. Упомянем и о том, что украинские истребители часто нападали на марширующие колонны польской пехоты и артиллерии. Они снижались до 200–300 метров и мастерски обстреливали наземные позиции. Впрочем, в этот момент приходилось следить, чтобы самолет не изменил направления и не упал на землю. СУДЬБА ПОЛКА Тем не менее потери в Авиационном полку УГА были большими. Борис Губер погиб 5 февраля 1919 года вместе с семью пилотами. В этот день он показывал молодым коллегам, как бросать бомбы на вражеские позиции с большой высоты, чтобы точно попасть в цель. Бомба взорвалась прямо в руках Губера. После его гибели полк возглавил Джамбулат–Бад–Гиреев Кануков. Он погиб 21 мая 1919 года в результате диверсии одного механика из Вены, засыпавшего в мотор самолета металлическую стружку. Венец, совершивший это преступление, бежал из полка к красным. Новым командиром полка стал галичанин хорунжий Хрущ. В июне 1919 года он перевел полк в местечко Шатаву под Каменец–Подольским, а оттуда – в Новую Ушицу и сражался с красными войсками в районе Винницы, Казатина и Киева. В Казатине галичане полностью парализовали железнодорожное движение. Их добычей стали два большевистских бронепоезда – "Богунец" и "Коммунист". Под Винницей галицким пехотинцам удалось сбить самолет красных, и он вскоре также поступил в состав полка УГА. Осенью 1919 года свирепствовала эпидемия тифа. В этих условиях командование УГА приняло решение самостоятельно искать выход из сложившейся ситуации и заключило мирный договор с генералом Деникиным. Авиационный полк был переброшен во Львов в распоряжение белых. Но против красных так и не дрался. В январе 1920 года представители УГА начали переговоры о мире с советской властью. Договор вскоре был подписан, а УГА переименована в ЧУГА (Червонную Украинскую галицкую армию). Авиационный полк переформировали в авиасотню ЧУГА и направили в Киев, откуда галицкие летчики стали совершать боевые вылеты против польских войск. В апреле 1920 года большая часть Галицкой армии оставила РККА и сдала оружие заклятым врагам – полякам. В этот момент авиасотня находилась в Казатине, окруженном плотным кольцом польских войск. Командир авиасотни хорунжий Хрущ отказался переходить на сторону врага. Несмотря на ранение, он вместе с двумя пилотами вылетел в Киев. Остатки авиационной сотни ЧУГА захватили поляки. Часть личного состава сотни вскоре влилась в действующую армию Украинской Народной Республики. В том числе сотник Евский и лейтенант Бернгубер, отправленные вскоре Петлюрой в Италию закупать самолеты для украинской армии. В Италии Бернгубер трагически погиб во время выполнения "мертвой петли". Что же касается Евского, то он приобрел несколько самолетов для УНР, а сам прибыл в распоряжение Петлюры на боевой машине, подаренной итальянцами в знак восхищения его летным мастерством. Дальнейшая судьба Евского неизвестна. О хорунжем Хруще после того, как он покинул Казатин, никто ничего не слышал. Скорее всего, он участвовал в гражданской войне в составе Красной Армии. По крайней мере один из беглецов – бывший капитан–белогвардеец Ю. И. Арватов, вступивший в Авиационный полк УГА в Одессе, был награжден двумя орденами Красного Знамени. Так закончилась короткая, но славная история Авиационного полка Украинской Галицкой армии. Ярослав ТИНЧЕНКО историк Источник информации: Киевские Ведомости

Ответов - 300, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All

Доктор Фризман: Было бы интересно посмотреть на данный профиль, а также на другие украинские аппараты (если они есть). А то у меня информация об украинской авиации ограничивается статьей atez'a и кое-какими отрывочными данными... А никто не знает, как связаться с Тарасом Штыком?

Wladyslaw: Доктор Фризман пишет: Было бы интересно посмотреть на данный профиль, а также на другие украинские аппараты (если они есть). Да разве мне жалко? Пожалуйста - две ссылки навскидку: http://www.uarmy.com.ua/ALMANAH/MAIN/main.html http://www.heritage.com.ua/spadshina/nauka/index.php?id=51 Первая - ссылка на электронную версию "Военно-исторического альманаха". Там в № 5 лежит архив статьи Л. Шанковского с иллюстрациями Т. Штыка. Вторая - на материал Т.Штыка "Техника и оружие периода освободительной борьбы". Это в электронном виде. А в бумажном... Лучшего качества, извините, пока нет. В свое время сам отсканировал обе статьи с высоким качеством, но сейчас могу найти только скан с бронепоездами и артиллерией.

Доктор Фризман: Спасибо.


E_Ushakow: Тут вот кое что скачать можно, но вот только неполучилось у меня эти файлы открыть http://forum.milua.org/viewtopic.php?t=1025&start=90

Сергей Климов: Не знаю у меня все получилось, просто это файлы DJVU, кстати отсканировано с мерзейшим качеством, фотографий там с аэропланами практически нет, а по тем двум которые есть судить, что это самолеты УГА по моему мнению можно с большой натяжкой.

E_Ushakow: А там еще о боковиках каких то говорилось - что они из себя представляют?

Сергей Климов: Да боковики есть, к примеру такие

E_Ushakow: Спасибо! Хотя если чесно - сомнительные боковички... Да и про отряд Губера в тексте "мороз" какой то (это я о "машинах русской лицензионной постройки") - среди прочих из Одессы в авиацию УГА попал старый добрый губеровский Ньюпор 23 N3598 на котором он воевал еще в российской авиации

Wladyslaw: E_Ushakow пишет: если чесно - сомнительные боковички... Действительно, сомнительные. Хотя они давно уже бродят по сети, и даже здесь всплывали - в цвете (на стр. 3 данной ветки форума). А подписи под ними - ну явное фуфло! По-моему, изначально это было что-то из разряда "для детей новой Украины", т. е. не то, что было, а то, что могло быть, но какой-то популяризатор пытается протолкать эти чуть ли не в каждое издание по украинской авиации 1917-1920 гг., тем самым запутывая и без того не вполне ясную картину.

Неистовый: Wladyslaw пишет: "для детей новой Украины"

Боб: Это что еще за ЧУЧЕЛО!:-)

Неистовый: (делает многозначительный вид)Оказывается и такое бывало. Секретная разработка - Фоккер ЦЛ.3.До конца войны немцами было построено всего лишь 2 экземпляра,которые были тайно потом через Дрезден переданы УГА, где и простояли всю украинско-польскую войну в ангаре, который , однако был уничтожен тяжолым польским 305-мм снарядом Шкоды.Все самолеты и техники погибли. На одном из них успел сделать вылет П.Франко, причем успешно - сбил польский Альбатрос Д.3 Его кок долго красовался на носу истребителя. Производство хотели наладить во Лбвове, однако его захват нарушил все планы военного руководства УГА. Вот такая вот история.

Неистовый: http://www.heritage.com.ua/spadshina/nauka/index.php?id=51 Ни фиха сибе... Это что там за Цеппелин Штаакен? На літаку такого типу в авіакатастрофі, що сталася 4 серпня 1919 року поблизу Ратибора в Долішній Сілезії, загинули командувач українських війську Галичині, перший міністр військових справ ЗУНР, полковник УСС Д.Вітовський, його ад'ютант сотник М. Чучман, командир літака Олерау, машиністи Біндерфайн і Понкрапд, пілоти Вернер і Тені. Літак летів з Парижа до Кам 'янця- Подільського, де тоді перебував уряд Директорії.

Неистовый: Нашел вот такую вот картинку известно ли что-нибудь про-него? На нем ли погиб министр? И что это за Фоккер такой?

Боб: Неистовый пишет: (делает многозначительный вид)Оказывается и такое бывало. Секретная разработка - Фоккер ЦЛ.3.До конца войны немцами было построено всего лишь 2 экземпляра,которые были тайно потом через Дрезден переданы УГА, где и простояли всю украинско-польскую войну в ангаре, который , однако был уничтожен тяжолым польским 305-мм снарядом Шкоды.Все самолеты и техники погибли. На одном из них успел сделать вылет П.Франко, причем успешно - сбил польский Альбатрос Д.3 Его кок долго красовался на носу истребителя. Производство хотели наладить во Лбвове, однако его захват нарушил все планы военного руководства УГА. Вот такая вот история. Ню, Ню!! Врите дальше:-) А цеппелин был у румын.

Неистовый: Боб пишет: Ню, Ню!! Врите дальше:-) Боб, а вы эту статью прочитайте: НЕСОСТОЯВШИЙСЯ СУПЕРИСТРЕБИТЕЛЬ ФОККЕРА.Fokker СL.I\CL.III - принципиально новая разработка Энтони Фоккера. По его замыслу этот одноместный разведчик должен был одновременно обеспечивать прикрытие наступающей пехоты(самолет специально разрабатывался по требованию Людендорфа для проведения операции "Архангел") и выполнять разведывательные полеты над территорией противника. Однако технически сложное производство и дефецит военного реманента позволили создать подобный самолет только к концу октября 1918 г. В связи с окончанием войны, Фоккер прекратил дальнейшие разработки Всего было сщздано 5 самолетов (СL.I,СL.II,и 3 СL.III,которые были построены на заводе DFW и позднее были проданы ЗУНР). СL.I и СL.II были уничтожены летом 1919 по требованию союзников после подписания Версальского Договора. Вот как описывает данный самолет коммандующих германских ВВС Эрих Фон Гепнер: "Несомненно,что если война продолжилась, то авиация союзников была бы абсолютно шокирована появлением в воздухе принципиально нового облегченного истребителя Фоккера" КАРЬЕРА САМОЛЕТА В Украинской Галицкой Армии.Но на этом боевая карьера этого передового самолета не закончилась.Развивающаяся авиация ЗУНР заинтересовалась самолетами, и вскоре их купила.Был совершен безпосадочный перелет Дрезден-Львов (дальности полета вполне хватало). Самолет облетывал сам Петр Франко - "Отец авиации галицкой армии".Он высоко оценил боевые качества самолета.На нем прославленный украинский ас сбил "Альбатрос" D.III поляков, а также одержал несколько побед над а аэростатами.Галичане намеревались даже наладить серийное производство этих самолетов во Львове. ОБОРВАВШИЙСЯ ПОЛЕТ.Но какими высокими не были бы результаты побед в воздухе, поляки получили решительный перевес на фронте, главным образом путем концетрации всей своей артиллерии на прорываемых участках фронта.Особое внимание поляков привлекали "неизвестные цельнометалические аэропланы противника". Специально для уничтожения этих самолетов , с фронта были привлечены 7 305-мм. гаубиц "Шкода".Дождавшись ночи, поляки начали ураганный обстрел.Свинцовый дождь обрушился на дремавший в ночной мгле аэродром.За каких-то полчаса погиб весь персонал базы, а вместе с ними и Фоккеры СL.III, последняя надежда Украинской Галицкой Армии...

Wladyslaw: Неистовый пишет: а вы эту статью прочитайте: Откуда дровишки? В смысле - укажите источник, пожалуйста.

Wladyslaw: Боб пишет: А цеппелин был у румын. Румыны захватили как раз украинский Штаакен, который сел на вынужденную посадку на их территории. На его борту было З00 млн гривен, напечатанных в Берлине, и части станка для печати денег в Каменце. Украинское правительство требовало, чтобы румыны вернули хотя бы деньги, но те выпустили только немецкий экипаж и украинского чиновника. который сопровождал груз. История абсолютно достоверная, только вот номер самолета нужно поискать. По Цеппелинам на украинской службе у меня есть кой-какая информация, если интересно - могу поделиться. Кстати, на еще один Штаакен с тризубами можете полюбоваться в ветке "Авиация Директории УНР".

Неистовый: та статья - всего-лишь пример альтернативной истории.Придумал сам, и за 5 минут. Никаких Фоккеров ЦЛ 1\3 в природе не сущ-ало. Это просто такой своеобразный призыв проверять источники ин-ии. "Доверяй но проверяй" - лучший принцип для работы со столь довольно малоизученным явлением как Авиация УГА

Боб: Неистовый пишет: та статья - всего-лишь пример альтернативной истории.Придумал сам, и за 5 минут. Никаких Фоккеров ЦЛ 1\3 в природе не сущ-ало. Это просто такой своеобразный призыв проверять источники ин-ии. Так, будем дальше хулиганить! ЗАБАНЮ!!!



полная версия страницы