Форум » Гражданская война в России и первые послевоенные конфликты » Авиация УГА » Ответить
Авиация УГА
Боб: Тут вот наткнулся на такое: Наши асы в небе Львова Забытые подвиги забытой войны 1918–1920 годов За последнее время в столичной прессе появились два материала об американском авиационном отряде, сражавшемся в Украине в составе польской армии в 1918–1920 годах. Погибшие летчики были торжественно похоронены во Львове, и их могила ныне восстанавливается поляками. Жаль только, что авторы публикаций "забыли" упомянуть о том, что Пилсудскому пришлось нанимать американцев для борьбы с украинскими летчиками. ПИЛОТЫ ГЕТМАНА СКОРОПАДСКОГО 1 ноября 1918 года галицкие солдаты развалившейся австро–венгерской армии подняли во Львове вооруженное восстание. Их главными противниками стали поляки, считавшие город своим – именно они в то время составляли большую часть населения. Началась польско–украинская война. Вскоре у поляков появились бронепоезда и самолеты. У галичан таких видов техники не было, и в 10–х числах ноября они отправили в Киев к гетману Скоропадскому курьера с просьбой прислать хотя бы один авиационный отряд. Гетман приказал отправить под Львов два полка пехоты с двумя батареями, а также одесский авиационный отряд. Пехотные полки, Сечевой и Черноморский, действительно погрузились в эшелоны, только поехали не во Львов, а на Киев – свергать гетмана. И лишь авиационный отряд в точности выполнил приказ Скоропадского. Командиром авиационного отряда был сотник Борис Александрович Губер – георгиевский кавалер и герой Первой мировой войны. В состав отряда входили еще пять летчиков: татары сотник Джамбулат и хорунжий Хазбулат Кануковы, эстонец сотник Евский, россиянин сотник Булатов, украинец поручик Шеремецинский. В распоряжении отряда находились четыре самолета – два истребительных и два бомбардировочных. Еще три боевые машины галичане собрали из запчастей, хранившихся на технических складах и базах. Командиром объединенного отряда стал австрийский ас Первой мировой поручик Петр Франко, сын писателя Ивана Франко. Вскоре под Львов по приказу уже Симона Петлюры прибыл авиационный взвод в составе двух истребителей "Ньюпоров", ведомых двумя ветеранами – сотником Федором Алелюхиным и поручиком Николаем Сериковым. На их самолетах, а также на "Ньюпоре" сотника Евского были нарисованы черепа и кости – летчики не давали спуску ни одному вражескому пилоту. Чуть позже в местечко Красне прибыли волонтеры–австрийцы, завербованные галицким представителем в Вене. Они также отлично дрались в небе Львова. Петлюра значительно помог технической базой, передав галичанам около 60 старых самолетов, из которых смогли собрать с десяток годных к войне. Так был создан Авиационный полк Украинской Галицкой Армии (УГА). ЛЬВОВСКИЕ ВИРАЖИ Полякам не удалось сбить ни одного украинского самолета, хотя их авиация постоянно росла и крепла. Йозеф Пилсудский даже создал зенитную артиллерию и нанял американских пилотов, из которых во Львове был сформирован особый авиационный отряд. Но все зря. Летчики авиационного полка УГА не боялись численного превосходства поляков и их зенитной артиллерии. Самым бесстрашным считался эстонец Евский. Он лично сбил или сильно повредил девять самолетов противника. А когда его "Ньюпор" попадал под огонь зениток, эстонец делал мертвые петли вокруг каждого шрапнельного разрыва, приводя в бешенство польских артиллеристов. Часто украинские авиаторы залетали на 700–800 км в глубь польских позиций, светя своими трезубцами на плоскостях и фюзеляжах аж в небе Варшавы. Среди галицких летчиков самым лучшим считался Петр Франко, выпускник австрийской авиационной школы в Райлевацах под Сараево, участник воздушных боев с итальянской авиацией в 1916–1918 годах. О его подвигах среди бойцов УГА ходили легенды. У австрийцев лучшим считался лейтенант Бернгубер, ставший другом Евского. Во всех отношениях отличной была и бомбардировочная авиация УГА, созданная стараниями Бориса Губера. Будучи знатоком своего дела, он обучил товарищей премудростям бомбардировки. Под Львовом украинская авиация громила польские позиции около 20 раз, Перемышль – 10 раз. Во время второго по счету налета на Львов Губер собственноручно разбомбил электростанцию, и город надолго остался без света. Еще одной важной целью считался львовский вокзал, куда почти ежедневно прибывали подкрепления из Польши. Упомянем и о том, что украинские истребители часто нападали на марширующие колонны польской пехоты и артиллерии. Они снижались до 200–300 метров и мастерски обстреливали наземные позиции. Впрочем, в этот момент приходилось следить, чтобы самолет не изменил направления и не упал на землю. СУДЬБА ПОЛКА Тем не менее потери в Авиационном полку УГА были большими. Борис Губер погиб 5 февраля 1919 года вместе с семью пилотами. В этот день он показывал молодым коллегам, как бросать бомбы на вражеские позиции с большой высоты, чтобы точно попасть в цель. Бомба взорвалась прямо в руках Губера. После его гибели полк возглавил Джамбулат–Бад–Гиреев Кануков. Он погиб 21 мая 1919 года в результате диверсии одного механика из Вены, засыпавшего в мотор самолета металлическую стружку. Венец, совершивший это преступление, бежал из полка к красным. Новым командиром полка стал галичанин хорунжий Хрущ. В июне 1919 года он перевел полк в местечко Шатаву под Каменец–Подольским, а оттуда – в Новую Ушицу и сражался с красными войсками в районе Винницы, Казатина и Киева. В Казатине галичане полностью парализовали железнодорожное движение. Их добычей стали два большевистских бронепоезда – "Богунец" и "Коммунист". Под Винницей галицким пехотинцам удалось сбить самолет красных, и он вскоре также поступил в состав полка УГА. Осенью 1919 года свирепствовала эпидемия тифа. В этих условиях командование УГА приняло решение самостоятельно искать выход из сложившейся ситуации и заключило мирный договор с генералом Деникиным. Авиационный полк был переброшен во Львов в распоряжение белых. Но против красных так и не дрался. В январе 1920 года представители УГА начали переговоры о мире с советской властью. Договор вскоре был подписан, а УГА переименована в ЧУГА (Червонную Украинскую галицкую армию). Авиационный полк переформировали в авиасотню ЧУГА и направили в Киев, откуда галицкие летчики стали совершать боевые вылеты против польских войск. В апреле 1920 года большая часть Галицкой армии оставила РККА и сдала оружие заклятым врагам – полякам. В этот момент авиасотня находилась в Казатине, окруженном плотным кольцом польских войск. Командир авиасотни хорунжий Хрущ отказался переходить на сторону врага. Несмотря на ранение, он вместе с двумя пилотами вылетел в Киев. Остатки авиационной сотни ЧУГА захватили поляки. Часть личного состава сотни вскоре влилась в действующую армию Украинской Народной Республики. В том числе сотник Евский и лейтенант Бернгубер, отправленные вскоре Петлюрой в Италию закупать самолеты для украинской армии. В Италии Бернгубер трагически погиб во время выполнения "мертвой петли". Что же касается Евского, то он приобрел несколько самолетов для УНР, а сам прибыл в распоряжение Петлюры на боевой машине, подаренной итальянцами в знак восхищения его летным мастерством. Дальнейшая судьба Евского неизвестна. О хорунжем Хруще после того, как он покинул Казатин, никто ничего не слышал. Скорее всего, он участвовал в гражданской войне в составе Красной Армии. По крайней мере один из беглецов – бывший капитан–белогвардеец Ю. И. Арватов, вступивший в Авиационный полк УГА в Одессе, был награжден двумя орденами Красного Знамени. Так закончилась короткая, но славная история Авиационного полка Украинской Галицкой армии. Ярослав ТИНЧЕНКО историк Источник информации: Киевские Ведомости
E_Ushakow: Да ведь Atez уже кажется на этом форуме писал, что к войне с УГА американцы не имели никакого отношения
atez: E_Ushakow пишет: Да ведь Atez уже кажется на этом форуме писал, что к войне с УГА американцы не имели никакого отношения Да, и подтверждаю свои слова. А я был о Тинченко более высокого мнения.
Доктор Фризман: atez пишет: к войне с УГА американцы не имели никакого отношения Журнал "Мир моделей" №6(12)\2003, статья "Авиация УГА", автор - Андрей Харук. стр.42. "... с апреля 1919 г. эскадра имени Тадеуша Костюшко была укомплектована опытными американскими летчиками-волонтерами - ветеранами ПМВ (трое из них погибли в Галичине)." Где правда?
atez: Humane errarum est...
Боб: Доктор Фризман пишет: с апреля 1919 г. эскадра имени Тадеуша Костюшко была укомплектована опытными американскими летчиками-волонтерами - ветеранами ПМВ У меня сейчас имеется, наверное, самая свежая работа по "Костюшко" - Томаша Копаньского и Жигмунда Козака. Так вот они в ней утверждают, что контракт с американцами был подписан только 26 августа 1919 года, а прибывать в Польшу волонтеры сталли не ранее октября того же года.
Wladyslaw: Здравствуйте! Нет ли у кого информации о сотнике «летунського відділу» УГА Евском? Ему приписывают от 6 до 9 самолётов, сбитых во время польско-украинской войны. По происхождению - эстонец (в чём, кстати, я сомневаюсь: скорее, просто уроженец тогдашней Эстляндской губернии). Известно, что до службы в УГА, летал в 19-м КАО 1-й БАГ Российской императорской армии. Возможно, кто-то знаком с послужными списками части или видел какие-либо фотографии этого «непризнанного аса»?
Боб: Что касается Евского, я довольно долго занимался 1-й Бойгруппой, но такой фамилии не припомню, скорее всего он летал в УГА на одном из "Ньюпоров", бывшего XIX KAO, доставшихся украинцам по наследству. Дело в том, что первое время в УГА эти машины летали с прежними О.З. царской армии и старыми отрядными эмблемами.
atez: Фиргурирует он в мемуарах как "Василь Євський". Вот у меня и закралось сомнение - а может, это Василевский? А насчет сбития самолетов - то я глубоко сомневаюсь, что УГА сбила в воздушных боях хоть одит польский самолет (от себя добавлю - к сожалению...)
Сергей Климов: Посмотрите,что я на украинском сайте нашел
Боб: atez пишет: Фиргурирует он в мемуарах как "Василь Євський". Вот у меня и закралось сомнение - а может, это Василевский? А насчет сбития самолетов - то я глубоко сомневаюсь, что УГА сбила в воздушных боях хоть одит польский самолет (от себя добавлю - к сожалению...) Интересная гипотеза. Был такой лихой орел в 8-м истребительном отряде поручик Василевский Филип Федорович, Св. Георгия 4-го класса за сбитый имел. Мирон пишет про него что в 1919 году был в чине капитана командиром 6-го Донского авиационного отряда, но только он уроженец Смоленской губернии, а не Эстляндской.
Авиатор: Боб пишет: Мирон пишет про него Ну во первых не я пишу, а Волков С.В. Сейчас посмотрел у него же. Есть ещё один Василевский, но он Константин Леонидович, начальник Тифлисской авиашколы
atez: Боб пишет: он уроженец Смоленской губернии, а не Эстляндской Ну, если Василевский превратился в Евского, то и губернии могли перепутать...
Боб: Так синьеры, вам обоим по бану на 1 день, за политику. При рецидивах сроки будут расти.
Wladyslaw: Уважаемый Сергей Климов, а нельзя ли конкретнее, на каком именно сайте Вы нашли это фото?
Боб: Wladyslaw. С. Климов забанен на день, так что я отвечу за него: http://forum.milua.org/viewforum.php?f=2 Да, имейте ввиду что там не одна а две ветки имеются по этой теме
Wladyslaw: Боб, огромное спасибо!
GALL: РЕБЯТА-КИНЬТЕ КТО-НИБУДЬ ССЫЛКУ НА УКРАИНСКИЙ САЙТ ,ГДЕ НА ФОРУМЕ БЫЛИ МАТЕРИАЛЫ ПО УГА. С УВАЖЕНИЕМ.ГАЛУЩЕНКО.ЛИЧНО УШАКОВУ- ЖЕКА СЛЕТЕЛ ВИНТ-ВСЕ НАКРЫЛОСЬ-НАПИШИ АТО И АДРЕССОВ НЕТ.
Боб: GALL пишет: РЕБЯТА-КИНЬТЕ КТО-НИБУДЬ ССЫЛКУ НА УКРАИНСКИЙ САЙТ ,ГДЕ НА ФОРУМЕ БЫЛИ МАТЕРИАЛЫ ПО УГА. Пожалуйста: http://forum.milua.org/viewtopic.php?t=1025&sid=137c87fe7c44a98fb9984ca5ad96d099
GALL: БОЛЬШОЕ СПАСИБО.
Доктор Фризман: А не подскажете, на чем основан этот боковичек? Есть ли фото? Насколько достоверны цвета лозенга? Как выглядели крылья? Заранее благодарен.
полная версия страницы