Форум » Гражданская война в России и первые послевоенные конфликты » Авиация стран появившихся в результате развала Российской Империи » Ответить

Авиация стран появившихся в результате развала Российской Империи

grishan: Здравствуйте! В первую очередь, поздравляю всех с открытием форума. Желаю плодотворной работы! Ну и мой вопрос по сабжу. Меня интересует любая инофрмация об авиации вышеупомянутых странах, за исключением, естественно, стран Прибалтики, Украины и Финляндии - по ним материала достаточно. В частности меня интересует авиация, например, Грузии, Армении.По крайней мере у меня на них есть опознавательные знаки, не подтвержденные, к сожалению, фотоматериалами. Фотографий, кстати, вообще нет никаких... Буду очень признателен, если поможете "закрасить это белое пятно". Всем удачи! ps: 2 Боб: подскажите, Борис, я могу как-нибудь получать уведомления на e-mail об ответах на мои посты?

Ответов - 93, стр: 1 2 3 4 5 All

Военлет: А у меня вместо Сальмсона крестик .

Саакашвили: Wladyslaw пишет: 24 февраля, место действия - разъезд Караджалар: "14 часов – артиллерийский и пулеметный бой. Внезапно резко похолодало, пошел снег и начался буран. Высоко в небе 4 самолета кружат над нами; чьи они – из-за снега не разобрать, но зенитные орудия бронепоезда № 5 следят за ними своими дулами. Свист и характерный разрыв падающих бомб сплелись с залпами зениток. Один самолет накренился и быстро пошел вниз, остальные резко взмыли вверх и скрылись по направлению Тифлиса. Самолеты сбросили около 30 бомб, и только одна попала в путь." Получается, аэропланы с "патриаршими посохами" таки совершали боевые вылеты, хотя до воздушных боёв дело и не дошло. Про аэропланы с "патриаршими посохами" - это вряд ли. Скорее, красные соколы немного "ошибились" . С 21 февраля 1-й истрдивизион 11-й армии действовал с аэродрома у станции Акстафа и как раз в районе Навтлуга и Тифлиса. Хлопцам повезло, что из-за снега не разобрали, чьи они, по головке не погладили бы. А так, само собой, им записали очередное "успешное бомбометание позиций противника". Впрочем, при других погодных условиях так бы оно и было.

Боб: Саакашвили Спасибо, очень интересно. Вы случайно не в курсе о дальнейшей судьбе кемелов 6-го авиаотряда ВСЮР перелетевших в Грузию? И, зарегистрируйтесь пожалуйста.

Wladyslaw: Позволю себе не согласиться с уважаемым камрадом Саакашвили. В эпизоде, который я цитировал, В. Зун чётко показывает, что после бомбардировки самолёты «резко взмыли вверх и скрылись по направлению Тифлиса». То есть, во-первых, бомбы сбрасывались с малой высоты по местности, богатой ориентирами, и даже в метель «ошибка» была исключена. Во-вторых, направление отхода самолётов никак не намекает на их принадлежность Красной армии. Заодно - поправлю и дополню сам себя. Теперь у меня есть и другие сведения, подтверждающие, что самолёты с «патриаршими посохами» совершали боевые вылеты. Действия "крылатых грузин" скупо упоминаются в современных работах по истории советско-грузинской войны 1921 г. Отмечается, что отсутствие масла и запасных частей не позволило грузинским авиаторам в полной мере использовать их техническое превосходство. Тем самым частично подтверждаются сведения С. Красовского: К нашему удивлению, авиация противника не оказывала противодействия, хотя по фотоснимкам и визуальным наблюдениям было установлено, что в Навтлуге имеется несколько десятков английских и итальянских самолетов. Позже стало известно, что Навтлугская подпольная организация поручила летчику-коммунисту Леонтьеву вывести машины из строя. Леонтьев вместе с мотористом Моболашвили засыпали поташ в масло, вследствие чего были выведены из строя все двигатели самолетов. Попытка начальника авиации меньшевистской Грузии М. С. Мачавариани подняться в воздух не имела успеха — при взлете заклинило мотор. Можно предположить, что из строя были выведены не все аппараты, а некоторый запас чистого масла имелся, поскольку грузины всё же оказывали сопротивление агрессору силами от двух до четырёх самолётов. Так, 19 февраля красные бойцы 58-й бригады 20-й стр. дивизии несколько раз безуспешно атаковали позиции грузин у местечка Соганлуги на левом фланге линии обороны Тифлиса. (В тот день 58-я бригада потеряла свыше 530 бойцов убитыми и около 1000 пленными и к вечеру вынуждена была отступить на исходные позиции). С воздуха защитников поддерживали два грузинских самолёта, которые несколько раз бомбили наступавших. А ВПЕРВЫЕ в истории грузинских вооруженных сил (и вообще национальных вооруженных сил всех кавказских государств) боевая авиация была использована под занавес четырёхнедельной армяно-грузинской войны 1918 года: 25 декабря два грузинских аэроплана сбросили бомбы на армянские позиции вблизи Шулавер. Известное фото: грузинские лётчики, 1921 г. Слева сидит начальник авиации Михаил Мачавариани. Ещё одна старая картинка из "Инсигния мэгэзин", которая приблизительно (и неточно) передаёт опознавательные знаки Грузинской авиации.

Wladyslaw: Мёртвая тема... Ещё и картинка куда-то запропала. Выложу ещё раз: может, какому-то случайному прохожему будет интересно... Относительно грузинских ОЗ, то, как здесь уже отмечалось, "патриаршие посохи" имели тонкую обводку того же цвета. Цвет же мог быть красным, а не чёрным, поскольку на фотографиях он кажется слишком светлым как для чёрного.

Сергей Климов: Wladyslaw Ну я бы не сказал, что мертвая, на скале был даже турнир, белые и красные, так вот грузинский Кэмел учавствовал на стороне белых http://scalemodels.ru/modules/forum/viewtopic_t_36484.html

Wladyslaw: Сергей Климов, спасибо! Сходил по ссылке. Красиво получилось. Но ОЗ грузинской авиации поданы опять таки неточно, совершенно так же, как на рисунке в "Инсигнии". С цветом Снорри определился: официально ОЗ называется "Крест святой Нино". В оригинале крест был из виноградной лозы, так что может, на самолете и черный. Хотя сначала предполагал, что цвет крестов мог быть тёмно-красным "винным" (точнее - кизиловым). Как бы то ни было, "кресты св. Нино" были с окантовкой двумя линиями, одна из которых была белой, а внешняя повторяла цвета основного символа.

Сергей Климов: Согласен, но человек старался, сам не имея под рукой оригинальных, изобразил кресты на модели, борясь за правое дело, и ни его вина, что мы опять проиграли, зато с Вашей подачи теперь думаю грузинские кресты моделисты будут изображать более точно.

Wladyslaw: Сергей Климов пишет: зато с Вашей подачи теперь думаю грузинские кресты моделисты будут изображать более точно. Ну, так уж и с моей... Ещё в "Авиации Гражданской войны" М. Хайрулина и В. Кондратьева было. Кажется, в этой ветке его никто доселе не выкладывал, позвольте взять на себя эту наглость. Как раз для моделистов. Интересная игра света: один крест темнее, другой светлее. Вот и поди знай, кизиловые они или чёрные

Сергей Климов: Разница в цвете, за счет опущенного правого элерона, который и дает тень, так, что скорее всего кизиловые. Чего-то захотелось кизилового компота, как в детстве, короче раздразнили вы меня, пойду на рынок искать кизил.

Wladyslaw: А известно ли что-нибудь о Макашвили Николае Абеловиче (3.03.1890 - 12.08.1920)? Кроме двух дат источник более не содержит никаких сведений об этом человеке, кроме того, что он - "первый военный лётчик в Грузии". Николай (Коля) Макашвили - потомственный военный, разумеется, князь. Судя по погонам, до того как стать авиатором, он служил в артиллерии. Вот на этом фото сидящий в центре авиатор ну слишком уж на него похож. Если это действительно Н.А. Макашвили, тогда снимок относится к 1920 году, а не к 21-му, как его датируют... И, боюсь ошибиться, но человек в гимнастёрке, который стоит у радиатора "Ансальдо", также имеет некоторое сходство с Макашвили, хотя и не столь явное, как в первом случае.

Ustas: После расформирования Кавказских авиационных отрядов и закрытия Тифлисской летной школы в Грузии остались летчики Русанов, Кукуречкин, Егоров и Хандожко, а из авиационных специалистов-мотористов, слесарей, электриков и столяров— Осис, Амосов, Мещеряков, Витухин, Штор, Штейле и несколько учеников-помощников мотористов. Вскоре были зачислены в грузинскую авиацию мотористы Пирцхалашвили. Зерекидзе, Махароблидзе, Никурадзе и Кетишвили. В это время в Тифлисе находились совсем недавно окончившие летные школы — в Севастополе, Гатчине и Тифлисе— военные летчики поручики Строев-Ратишвили и Сехниашвили, подпоручики Малашхия, Тохадзе и Хечинашвили. Со дня на день ждали прибытия находившихся в России опытных военных летчиков: штабс-капитана Николая Макашвили, поручиков Александра Макашвили, Авалиани и Давиташвили. Мачавариани М.С. «Глаза - на юг!»

Wladyslaw: Спасибо Ustas! Из персоналий С. Красовский упоминает также "лётчика-коммуниста" Леонтьева и моториста Моболашвили. Но эти двое - скорее вредители, чем грузинские авиаторы. И, конечно, Мачавариани можно доверять больше: он-то видел ситуацию изнутри, а не понаслышке, как Красовский. Хотя идеологические искажения могут быть и в книге «Глаза - на юг!» Жаль только, что скачать книгу невозможно. Что касается Николая и Александра Макашвили, то они, возможно, родственники, но далеко не первой степени родства. В генеалогическом исследовании рода князей Макашвили есть только один Александр (Георгиевич), который подходит по датам жизни (1896-1920). Но в таблице он есть, а в тексте - упоминаний никаких, поэтому ничего определённого сказать о нём не могу, даже не знаю, тот самый ли это "поручик Александр Макашвили".



полная версия страницы