Форум » Гражданская война в России и первые послевоенные конфликты » Авиация стран появившихся в результате развала Российской Империи » Ответить
Авиация стран появившихся в результате развала Российской Империи
grishan: Здравствуйте! В первую очередь, поздравляю всех с открытием форума. Желаю плодотворной работы! Ну и мой вопрос по сабжу. Меня интересует любая инофрмация об авиации вышеупомянутых странах, за исключением, естественно, стран Прибалтики, Украины и Финляндии - по ним материала достаточно. В частности меня интересует авиация, например, Грузии, Армении.По крайней мере у меня на них есть опознавательные знаки, не подтвержденные, к сожалению, фотоматериалами. Фотографий, кстати, вообще нет никаких... Буду очень признателен, если поможете "закрасить это белое пятно". Всем удачи! ps: 2 Боб: подскажите, Борис, я могу как-нибудь получать уведомления на e-mail об ответах на мои посты?
Ответов - 93, стр:
1 2 3 4 5 All
Испанский летчик: grishan пишет: Ну и мой вопрос по сабжу. Меня интересует любая инофрмация об авиации вышеупомянутых странах, за исключением, естественно, стран Прибалтики, Украины и Финляндии - по ним материала достаточно. Я бы рекомендовал Вам заузить вопрос. Так шансов получить ответ больше. Вряд ли кто-то будет тут выкладывать монографию по этим вопросам, а вот на краткий узкий вопрос ответят почти наверняка.
grishan: А такая монография вообще есть? Насчет "заузить": 1) Состав авиации (я не говорю о ВВС, т.к.не знаю существовали они как таковые) этих стран; 2) Фотографии любой авиатехники; 3) Опознавательные знаки; 4) Информация об эксплуатации, боевом применении... Конкретно про Армению и Грузию я упомянул, т.к. у меня есть информация об опознавательных знаках этих стран (из Insignia Magazine), выходит авиацию они-таки имели. Относительно прочих "государств" мне ничего не известно...
Боб: grishan пишет: ps: 2 Боб: подскажите, Борис, я могу как-нибудь получать уведомления на e-mail об ответах на мои посты? Гриша не все сразу, форум только открылся, но просьбу вашу учтем. Конкретно про Армению и Грузию я упомянул, т.к. у меня есть информация об опознавательных знаках этих стран (из Insignia Magazine), выходит авиацию они-таки имели. Относительно прочих "государств" мне ничего не известно... На Грузию есть несколько фотодокументов, с тем что вывешено на вашем сайте в принципе совпадет, различия только в мелких деталях.
grishan: Боб! А не поделитесь? Я никому не покажу! :-)
Боб: Поделюсь, это не секрет они уже давно опубликованы. Просто Вы про фотографии никогда не спрашивали. Фосса поправили?
grishan: Да, поправил. Сейчас готовлю обновление, чтобы выложить на сайт. Через пару часов все будет готово (выкроил время, пока семья на прогулке и никто не отвлекает). Боб, Вы как самый авторитетный из моих знакомых в авиации WW1, что можете сказать по составу авиации вышеобозначенных мной стран? Вообще, какие из этих "государств" имели самолеты? Я могу только добавить, что имею профиль самолета Дальневосточной Республики. Вы его, наверняка, видели. Он на сайте.
Боб: grishan пишет: Боб, Вы как самый авторитетный из моих знакомых в авиации WW1, что можете сказать по составу авиации вышеобозначенных мной стран? Вообще, какие из этих "государств" имели самолеты? Если говорить о Кавказе то это один не из самых простых вопросов. Грубо говоря, весною 1918 года отечественные части старались по возвожности эвакуироваться в глубь России, но ту же Бакинскую школу при всем желании вывести было невозможно. У пришедших за нами турок у самих то поживиться было нечем, это не немцы. Кое-что местным перепало от британцев сменивших турок после окончании войны, но последние в основном снабжали белогвардейцев. В двадцатом году в ту же Грузию перелетело несколько белых авиаторов после окончательного развала Добровольческой армии, но к концу его на Кавказе вновь появились красные и все досталось им.
В.Кондратьев: Грузины в 1920 году закупили партию "Ансальдо" SVА-10 (ЕМНИП, 20 штук), а армяне - "Сальмсоны" SAL-2, из которых в страну успели поступить только три штуки. На обе машины есть фотки, правда, на "Сальмсонах" из-за неудачного ракурса не видно опознавательных знаков. В боях против Красной армии ни те, ни другие не применялись. Кстати, грузинские "Ансальдо" еще, как минимум, полгода после советизации Грузии летали с "патриаршими посохами" на крыльях.
Боб: В.Кондратьев пишет: Кстати, грузинские "Ансальдо" еще, как минимум, полгода после советизации Грузии летали с "патриаршими посохами" на крыльях. Вячеслав, а Вы в курсе какого именно цвета были эти эмблемы?
grishan: Из источников, в достоверности которых я сомневаюсь, в Грузии имелось около 20 Ансальдо SVA.10...
grishan: Вячеслав! Пока я писал ответ, Вы уже успели упомянуть эти Ансальдо. :-) Не поделитесь фотографиями? У меня зуд по поводу раритета. Для меня это большая находка! Я попрошу художника изобразить по этим фотографиям профили и они будут размещены на моем сайте.
В.Кондратьев: grishan пишет: Вячеслав, а Вы в курсе какого именно цвета были эти эмблемы? Чего не знаю, того не знаю Судя по интенсивности цвета на черно-белых фотках, они могут быть какие угодно, но вряд ли черные или синие (в первом случае они выглядели бы темнее, а во втором - светлее).
grishan: Вячеслав! Представляют ли собой эти опознавательные знаки что-либо из этого? http://wp.scn.ru/ru/markings/opers/exussr/134
Боб: В.Кондратьев пишет: Судя по интенсивности цвета на черно-белых фотках, они могут быть какие угодно, но вряд ли черные или синие (в первом случае они выглядели бы темнее, а во втором - светлее). Вот Григорий их на своем сайте красными нарисовал, правда они у него немного не такие как на известных фотографиях "кемелов" бывшего 6-го а/о ВСЮР.
В.Кондратьев: В.Кондратьев пишет: Не поделитесь фотографиями? У меня зуд по поводу раритета. Для меня это большая находка! Я попрошу художника изобразить по этим фотографиям профили и они будут размещены на моем сайте. Простите великодушно, но пока не могу. Эти фотки будут опубликованы во 2-м издании книги "Авиация Гражданской войны", в которое мы добавим главу про Кавказский фронт и энзелийскую операцию. А профили по ним все равно нарисовать не удастся, поскольку самолеты сняты спереди и хвостов на снимках не видно. К тому же, можно только догадываться, в какой цвет у них окрашены фюзеляжи.
В.Кондратьев: Представляют ли собой эти опознавательные знаки что-либо из этого? http://wp.scn.ru/ru/markings/opers/exussr/134 Верхняя эмблема отдаленно напоминает грузинские ОЗ периода 1919-21 гг, но на снимках хорошо видно, что поперечная перекладина у "патриаршего креста" была изогнута вниз, а не вверх, концы балок закругленные, кроме того, крест имел двойную обводку (внутренняя - белая, а наружная того же цвета, что и сам крест).
Боб: В.Кондратьев пишет: А профили по ним все равно нарисовать не удастся, поскольку самолеты сняты спереди и хвостов на снимках не видно. К тому же, можно только догадываться, в какой цвет у них окрашены фюзеляжи. Ансальдо, так скорее всего как фирма поставляла: крылья полотняные, а фюзеляжи фанерные, всё под прозрачный лак, аналогий то много известно.
В.Кондратьев: Боб пишет: Вот Григорий их на своем сайте красными нарисовал, правда они у него немного не такие как на известных фотографиях "кемелов" бывшего 6-го а/о ВСЮР. На "Ансальдо" они были точно такие же, как и на "Кэмелах" 6-го АО. Очевидно, это не импровизация, а утвержденная форма.
grishan: Вячеслав! Хорошо, все понял. Тогда буду надеяться, увидеть их после публикации книги... Относительно фото армянских машин ситуация такая же? ps: Надеюсь саму книгу тоже в руках подержать.
Боб: grishan пишет: Хорошо, все понял. Тогда буду надеяться, увидеть их после публикации книги... Относительно фото армянских машин ситуация такая же? ps: Надеюсь саму книгу тоже в руках подержать. Гриш ты бы лучше зашел к Вячеславу на сайт и первую заказал, пока тираж до конца не распродали, дешевле то все равно не купишь.
В.Кондратьев: "Сальмсон" могу отсканировать и выложить, но вряд-ли это вам что-то даст. Самолет снят строго спереди, виден только капот двигателя с лобовыми жалюзи радиатора, винт и нижняя поверхность верхнего крыла. На другом снимке какой-то мужик (летчик?) опять же на фоне капота. А насчет книги - я и сам на это надеюсь
grishan: Боб! Полагаю, лучше сразу заказывать 2-е издание. Всем: Офтопом вопрос. Кто-нибудь в курсе, такое замечательное независимое государство как Народная Республика Танну-Тува, а затем Тувинская Народная Республика, имело свою авиацию? ;-)
grishan: Вячеслав! Будьте добры, вышлите Сальмсон на wpalette@mail.ru Пусть не информативно, пусть мужик непонятный, но хочу, чтобы был (исключительно из своей природной жадности). :-)
В.Кондратьев: grishan пишет: Кто-нибудь в курсе, такое замечательное независимое государство как Народная Республика Танну-Тува, а затем Тувинская Народная Республика, имело свою авиацию? Во времена ПМВ и Гражданской войны - точно не имело!
grishan: А после? :-) Мне вот известно, например, что первый самолет Монголии появился 25 мая 1925 г. Поликарпов Р-1... ps: Боб! Кстати, почему бы не сделать на форуме раздел "Самолеты WW1 в послевоенные годы"? :-) У меня имеется много вопросов. Зачем загонять себя в такие жесткие рамки?
Боб: grishan пишет: А после? :-) Мне вот известно, например, что первый самолет Монголии появился 25 мая 1925 г. Поликарпов Р-1... Ошибаешся самолеты там были и раньше. ps: Боб! Кстати, почему бы не сделать на форуме раздел "Самолеты WW1 в послевоенные годы"? :-) У меня имеется много вопросов. Зачем загонять себя в такие жесткие рамки? В приципе можно до середины 20-х. Вот твой грузинский КЕМЕЛ.
В.Кондратьев: Боб пишет: Ошибаешся самолеты там были и раньше. Но они же были не монгольские. Кстати, а Вы в курсе, когда в Монголии появился первый самолет? Боб пишет: Вот твой грузинский КЕМЕЛ Обратите внимание, что у этой машины нет креста на руле поворота, хотя на другом снимке грузинского "Кэмела" он есть.
В.Кондратьев: grishan пишет: Будьте добры, вышлите Сальмсон на wpalette@mail.ru Ну, зачем же на ящик? А вдруг кому-нибудь еще будет интересно. Вот они - бравые армянские соколы возле "Сальмсона". Попробуйте по этой фотке реконструировать окраску самолета.
Боб: Так, спец по гражданской подлючился, а кто барона Унгерна авиацией гонял? Вячеслав, а Вы то в курсе кому этот пепелапц то мог принадлежать?
grishan: Боб! Кто гонял Унгерна? Думаю, не монголы, однозначно... ps: Кто спец? pps: Делайте раздел о послевоенном периоде. Я там спрашивать буду. :-) Вячеслав! А фото второго Кемела с ОЗ на хвосте покажите? Вопрос остается открытым: какие еще государства из ex-Russian Empire имели авиацию?
grishan: Боб! Маленкий винт на носу пепелаца - это для електричества?
Боб: grishan пишет: Вячеслав! А фото второго Кемела с ОЗ на хвосте покажите? Вячеслав, ни показывайте больше ничего этому халявщику! Пускай книжку покупает, адназначна
В.Кондратьев: Боб пишет: Вячеслав, а Вы то в курсе кому этот пепелапц то мог принадлежать? Интересные фотки, у меня таких нет Но я сильно сумлеваюсь, что этот ночной "Вуазен" имел какое-то отношение к охоте за Унгерном. Во-первых, по имеющимся у меня данным (они есть в книге), барона гоняли пара "сопвичей", "Фартри" и "Сальмсон". А "Вуазенов" к тому времени в авиации ДВР вообще не было. Во-вторых, на самолете виден очень ранний вариант "восточно-советской" эмблемы (красный круг), что позволяет отнести снимки к 1918 году. Боб пишет: Пускай книжку покупает, адназначна Золотые слова!
Боб: В.Кондратьев пишет: Интересные фотки, у меня таких нет Но я сильно сумлеваюсь, что этот ночной "Вуазен" имел какое-то отношение к охоте за Унгерном. Во-первых, по имеющимся у меня данным (они есть в книге), барона гоняли пара "сопвичей", "Фартри" и "Сальмсон". А "Вуазенов" к тому времени в авиации ДВР вообще не было. Во-вторых, на самолете виден очень ранний вариант "восточно-советской" эмблемы (красный круг), что позволяет отнести снимки к 1918 году. Несколько вуазенов были в МНР (в школе имени Сухэ-Батора), куда в свою очередь попали после боев с Унгерном (в 21 году) - из авиации ДВР. Вытащили их в связи с аратскими восстаниями в конце 20-ых годов. Тактика их применения была аналогична тактике примения Р-5 ЖТ (писал об этом ранее) - тихий подлет в сумерках или ночью к стаду - резкое влючение мотора и фар. Ослепленное и напуганное стадо (когда с неба такое вдруг во время сна!!) носилось по степи сметая все вокруг, в том числе восставших аратов. Но во время знаменитого урагана 29 года, все этажерки были уничтожены. Взял зто тут:http://vif2ne.ru/nvi/forum/3/0.htm Автор реплики deruluft Эмблема похоже наша пограничная.
В.Кондратьев: Фигня какая-то. К концу 20-х годов все "Вуазены" в СССр были давным давно списаны. В авиации ДВР в 21 году не было "Вуазенов" и в походе против Унгерна эти машины не участвовали. Не могли бы Вы дать ссылку на пост "Дерулюфта", в котором он описывает данный эпизод или привести прямую цитату из него? У меня большое подозрение, что парнишка просто прикалывался в своей обычной манере. Думаю, Вам известно, что очень многие его посты на АИФе (например, про применение в Монголии "химического оружия" против верблюдов) это "чисто конкретное стебалово".
Боб: В.Кондратьев пишет: Фигня какая-то. К концу 20-х годов все "Вуазены" в СССр были давным давно списаны. В авиации ДВР в 21 году не было "Вуазенов" и в походе против Унгерна эти машины не участвовали. Не могли бы Вы дать ссылку на пост "Дерулюфта", в котором он описывает данный эпизод или привести прямую цитату из него? У меня большое подозрение, что парнишка просто прикалывался в своей обычной манере. Думаю, Вам известно, что очень многие его посты на АИФе (например, про применение в Монголии "химического оружия" против верблюдов) это "чисто конкретное стебалово". Так это и есть цитата, а как найти, зайдите по данной ссылке http://vif2ne.ru/nvi/forum/3/0.htm на форум, и прямиком в архив. Эта ветка далеко еще не ушла найти не трудно будет, там народ в основном вокруг пропеллера от динамо на на носу все прикалывался.
grishan: Боб! Ох и не любите Вы нашего брата халявщика! Вячеслав! Разве бывают такие которые "чисто конкретно стебают"? Это же провокация чистой воды! ps: У вас нет случайно ранних саудовских самолетов. Я слышал, первые появились там в начале 20-х.
В.Кондратьев: Боб пишет: Так это и есть цитата, а как найти, зайдите по данной ссылке http://vif2ne.ru/nvi/forum/3/0.htm на форум, и прямиком в архив. Эта ветка далеко еще не ушла найти не трудно будет, там народ в основном вокруг пропеллера от динамо на на носу все прикалывался. Посмотрел. Все именно так и написано. Неужели Вы не поняли, что это очередной розыгрыш!?
В.Кондратьев: grishan пишет: Разве бывают такие которые "чисто конкретно стебают"? Это же провокация чистой воды! Конечно, провокация. И Дерулюфт в этом деле бааальшой мастер. Своего рода мини-Фоменко от авиации. Видите, даже Боб "купился" А по "раннесаудовской" авиации у меня, увы, ничего нет. Далек я от этой темы.
Боб: В.Кондратьев пишет: Конечно, провокация. И Дерулюфт в этом деле бааальшой мастер. Своего рода мини-Фоменко от авиации. Видите, даже Боб "купился" Почему это я купился, кабы я купился, стал бы я автора реплики приводить , всю бы славу себе захапал бы. Просто это Вы не купились. Обыдно, панимашь...
В.Кондратьев: ОК! Будем считать, что никто не купился Но вопрос принадлежности "генераторной галоши" остается открытым (по крайней мере, для меня)
Боб: В.Кондратьев пишет: Но вопрос принадлежности "генераторной галоши" остается открытым (по крайней мере, для меня) Г.Ф.Петров вроде как в курсе, по крайней мере говорил, что знает откуда эти фотки взялись. Он вчера мне звонил, обещал на днях зайти на форум зарегистрироваться, вот тогда его и попытаем.
deruluft: Здравствуйте уважаемые участники форума (вторая попытка - первый раз что-то сорвалось). В.Кондратьев пишет: У меня большое подозрение, что парнишка просто прикалывался в своей обычной манере. Думаю, Вам известно, что очень многие его посты на АИФе (например, про применение в Монголии "химического оружия" против верблюдов Вячеслав, скажите мне, почему вы ко мне здесь применяете слово "парнишка"? А почему Вы его не применяете при личных встречах? Ну и конечно, очень приятно, что мой прошлогодний первоапрельский пост про применение Р-5ЖТ (жидкий табак) Вам запомнился. Вопро ув. участнику Grishan grishan пишет: Мне вот известно, например, что первый самолет Монголии появился 25 мая 1925 г. Поликарпов Р-1... Пожалуйста расскажите об этом подробнее? Откуда такая точная дата? Это в связи с подготовкой к Большому перелету или что-то другое?
В.Кондратьев: deruluft пишет: Вячеслав, скажите мне, почему вы ко мне здесь применяете слово "парнишка"? А почему Вы его не применяете при личных встречах? "Дык, я, Петька, постарше тебя буду..." (с) Так что, на правах дедовщины... Впрочем, не обижайтесь, пожалуйста. Вы пошутили и я пошутил. ЗЫ. Помнится, когда-то мы выпили на брудершафт
grishan: deruluft пишет: Пожалуйста расскажите об этом подробнее? У меня нет достоверной информации, за которую я готов был бы поручиться. Мои источники, к сожалению, в основном, интернет. В общем, относиться надо с оперделенной долей скептицизма, сами понимаете. Во-первых, извиняюсь, про Р-1 я напутал, т.к.писал по памяти. После вашего вопроса, капнул поглубже. Эти машины не были первыми в Монголии, хотя так же появились в 25 г. Но точной даты мне неизвестно. 25 мая 1925 г. в Монголии празнуется как день ВВС - тогда СССР передал Junkers F.13 см ниже. Про Р-1 пишут: Несколько машин направили в Монголию -по разным источникам, от трех до десяти в 1925 г. и еще шесть в 1931 г. http://www.airwar.ru/enc/other1/r1.html А на сайте MIAT, которому, я полагаю, можно доверять, пишут: The history of MIAT Mongolian Civil Air Transportation Corporation is inseparably linked with the history of Mongolian Air Force, therefore the day of 25th of May, 1925 - the day of first landing of Y-13 (Yonkers) freight aircraft invented by German designer Gugo, and presented by former Soviet Union to Mongolia, at the Council's Height is considered as the foundation day of Mongolian Air Force. http://www.miat.com/test/company_intro.php?companyid=1&PHPSESSID=d2e1c3ea094ce364e762f3ec70577300 ps: По всей видимости имеется ввиду Junkers F.13 Вот тут можно посмотреть приблизительный список и количество машин Монголии. http://www.worldairforces.com/Countries/mongolia/mon.html В первую очередь меня тут заинтересовало следующее: Avro(Duks) 504(U-1) 2 штуки в 1925 г. Такие дела :-)
deruluft: В.Кондратьев пишет: Впрочем, не обижайтесь, пожалуйста. Вы пошутили и я пошутил Ок :) grishan пишет: А на сайте MIAT, которому, я полагаю, можно доверять, пишут Спасибо за ответ. Просто я как раз сейчас пытаюсь разобраться с авиацией МНР и авиацией в МНР. данные и про Ю-13 в 25 году и про кучу всего другого на сайте MIAT не коррелируют с документами.
grishan: Ну... выходят монголы сами свою историю не знают, либо намеренно "приукрашивают".
grishan: Вообще из дореактивных монголов, я за всю свою жизнь видел только одно фото - Ил-2.
В.Кондратьев: grishan пишет: Ну... выходят монголы сами свою историю не знают, либо намеренно "приукрашивают". "У кочевых народов не бывает истории. Только легенды. А историю для них пишут другие" (с)
deruluft: grishan пишет: Ну... выходят монголы сами свою историю не знают, либо намеренно "приукрашивают". А мы свою историю знаем?
Wladyslaw: grishan пишет: Конкретно про Армению и Грузию... Об авиации этих государств можете прочитать в воспоминаниях С. Красовского "Жизнь в авиации" - см. главу "В Закавказье". В нете можно посмотреть по адресу: http://militera.lib.ru/memo/russian/krasovsky/index.html Если кто найдет где-нть взгяд с "другой стороны" - с меня пЫво! Кстати, на приведенной ссылке отсутствуют фотоиллюстрации. В печатном варианте они присутствуют, но по Закавказью там ничего, естессна, нет.
Белик Сай Хан: grishan пишет: Офтопом вопрос. Кто-нибудь в курсе, такое замечательное независимое государство как Народная Республика Танну-Тува, а затем Тувинская Народная Республика, имело свою авиацию? ;-) Имело. С конца 1920-х.
Белик Сай Хан: ВВС Закавказских государств: Грузия на октябрь 1920 - 12 аэропланов Армения на конец октября 1920 г. - 10 аэропланов Азербайджан на май 1920 г - 2-3 аэроплана, 1 гидроплан.
Белик Сай Хан: Литва
Белик Сай Хан: Эстланд. Если нужна Латвия, то придется выкладывать страницы (около 10), так как таблицы нет. Надо ли, или у многих это есть?
Белик Сай Хан: Кстати, на 15.12.1921 г, в трех КА Закавказья числилось целых 25 аэропланов. Известны ли их типы?
Сергей Климов: Белик Сай Хан пишет: Эстланд. Если нужна Латвия, то придется выкладывать страницы (около 10), так как таблицы нет. Надо ли, или у многих это есть? Я думаю эта книга есть у многих, тем более,что она выкладывалась в электронном виде.
Белик Сай Хан: Сергей Климов пишет: Я думаю эта книга есть у многих, тем более,что она выкладывалась в электронном виде. Ну и Слава Богу. Ибо выкладывать это с диалапа не очень удобно. Добавлю, МНРП просила 1 аэроплан. Но командование РККА в этой просьбе отказало.
Wasa: А как Литовские Альбатросы J.I выглядели? Может кто поделиться?
Wladyslaw: Wasa пишет: А как Литовские Альбатросы J.I выглядели? Попробуйте посмотреть на: http://wp.scn.ru/ru/ww1/a/253/85/0 А здесь - краткая инфа: http://www.airwar.ru/history/av1ww/albj/albj.html
Wladyslaw: Белик Сай Хан пишет: ВВС Закавказских государств: Грузия на октябрь 1920 - 12 аэропланов Армения на конец октября 1920 г. - 10 аэропланов Азербайджан на май 1920 г - 2-3 аэроплана, 1 гидроплан. Какие ваши доказательстфа? Нет, просто выше упоминалось о закупке грузинами 20 "Ансальдо" СВА-10, плюс три белых "Кемела"- перелетчика и т.п. Так почему же всего 12 еропланов в итоге? Тот же Красовский говорит о нескольких десятках итальянских и английских самолетов на аэродроме под Тифлисом...
Белик Сай Хан: Wladyslaw пишет: Какие ваши доказательстфа? Ф.195 РГВА подойдет? Могу указать описи и листы, если требуется.
Wladyslaw: Белик Сай Хан пишет: Ф.195 РГВА подойдет? Да что вы, что вы! Подойдет, конечно. Просто хотелось уточнить источник. Цифры, которые Вы приводите, вполне правдоподобны, особенно если считать только те самолеты, которые не просто числились, а реально могли летать. По состоянию на февраль 1921-го у грузин вообще ни одного боеспособного самолета не оказалось - постаралась "пятая колонна" большевиков!
Wasa: Wladyslaw пишет: Попробуйте посмотреть на: http://wp.scn.ru/ru/ww1/a/253/85/0 А здесь - краткая инфа: http://www.airwar.ru/history/av1ww/albj/albj.html Благодарю конечно но я собственно и автор статьи , а вот насчет профиля скажу как Сталин про Харрикейны. "А профиль то этот дрянь" практически не похож на альбатрос J.II безобразно выполнен. Больше на Альбатрос С класса.
Wladyslaw : Wasa пишет: насчет профиля скажу как Сталин про Харрикейны. "А профиль то этот дрянь" практически не похож на альбатрос J.II безобразно выполнен. Приятно узнать, что Вы и есть автор! А насчёт "дряного профиля" - полностью согласен, но... пользуясь словами одного украинского президента, "маемо те, шо маемо".
Wasa: Wladyslaw не знаю кто из них это сказал. Но тем не менее может кто знает где можно фотографии хоть одного литовского альбатроса найти?
grishan: Wasa пишет: кто знает где можно фотографии хоть одного литовского альбатроса найти Например в "Air Forces of the Baltic States 1918-2001" Blue Riders Publishing ISBN No.1-902851-21-8 Немного инфы:
grishan: Wasa пишет: "А профиль то этот дрянь" А давай мастер-класс покажи. :-) Я результат рядом поставлю.
Wasa: Ну давай. А что мне за это будет? Согласен на фанфары. А тот и правда не похож.
Wasa: Только Гриш у меня основы теперь нет так что время займет
grishan: Wasa пишет: так что время займет Я подожду. :-) Фанфары будут.
Боб: Wasa пишет: Только Гриш у меня основы теперь нет так что время займет Основу могу скинуть, только курсовые пулеметы уберите!
Wasa: Скидывайте уберу. Тем более их там не было и быть не должно.
Сибор: Боб пишет: Если говорить о Кавказе то это один не из самых простых вопросов. Грубо говоря, весною 1918 года отечественные части старались по возвожности эвакуироваться в глубь России, но ту же Бакинскую школу при всем желании вывести было невозможно. У пришедших за нами турок у самих то поживиться было нечем, это не немцы. Кое-что местным перепало от британцев сменивших турок после окончании войны, но последние в основном снабжали белогвардейцев. В двадцатом году в ту же Грузию перелетело несколько белых авиаторов после окончательного развала Добровольческой армии, но к концу его на Кавказе вновь появились красные и все досталось им. Имеет место такая цитата: " Военная обстановка заставила Бакинскую школу прекратить учебные занятия. В июле 1918 г. Бакинская школа морской авиации была расформирована и на ее базе создан гидроотряд. А 11 инструкторов, 26 учлетов и 15 авиаспециалистов были переведены в Нижний Новгород для дальнейшего прохождения службы. На основе Бакинского гидроотряда в августе 1918 года был создан Воздушный Дивизион Каспийского Моря(начальник - морской летчик А.С. Демченко, комиссар - военный моряк С. Рубин), но это уже другая история..." Как Вы ее прокомментируете?
grishan: Белик Сай Хан пишет: Имело. С конца 1920-х. Здравствуйте! Пожалуйста, поделитесь любой информацией. Всем нам очень интересно.
Усман: Насколько мне известно, Монголия осенью 1921 года получила 2 неких самолёта. Источник - ФИ "Бои у реки Халхин-Гол".
Wasa: Добрый день. Интересует авиация Вооруженных сил Юга России особенно закат государства Врангеля то есть период январь –ноябрь 1920 г.г. (штурм Перекопа, и эвакуация белых войск) в частности авиаотряд военного летчика Ткачева (летали вроде на DH.4). Что ни будь есть?
WIP: "Военлеты погибшей империи" - на данный момент лучше нету! Скачать можно здесь: http://razym.ru/naukaobraz/istoriya/2528-voenlety-pogibshejj-imperii.-aviacija-v.html
Wasa: Спасибо.
Wladyslaw: Ранее, по воспоминаниям С.А. Красовского "Жизнь в авиации", мне казалось, что во время советско-грузинской войны в феврале 1921 грузинская авиация в боях не участвовала. Красовский, напомню, писал :"К нашему удивлению, авиация противника не оказывала противодействия, хотя по фотоснимкам и визуальным наблюдениям было установлено, что в Навтлуге имеется несколько десятков английских и итальянских самолетов. Позже стало известно, что Навтлугская подпольная организация поручила летчику-коммунисту [52] Леонтьеву вывести машины из строя. Леонтьев вместе с мотористом Моболашвили засыпали поташ в масло, вследствие чего были выведены из строя все двигатели самолетов. Попытка начальника авиации меньшевистской Грузии М. С. Мачавариани подняться в воздух не имела успеха — при взлете заклинило мотор." Но недавно упёр с какого-то бронесайта статью В. Зун "Бронесилы 11-й армии в борьбе за освобождение Грузии (15-летие разгрома грузинских меньшевиков)" (из "Механизация и моторизация РККА" 2/1936) 24 февраля, место действия - разъезд Караджалар: "14 часов – артиллерийский и пулеметный бой. Внезапно резко похолодало, пошел снег и начался буран. Высоко в небе 4 самолета кружат над нами; чьи они – из-за снега не разобрать, но зенитные орудия бронепоезда № 5 следят за ними своими дулами. Свист и характерный разрыв падающих бомб сплелись с залпами зениток. Один самолет накренился и быстро пошел вниз, остальные резко взмыли вверх и скрылись по направлению Тифлиса. Самолеты сбросили около 30 бомб, и только одна попала в путь." Получается, аэропланы с "патриаршими посохами" таки совершали боевые вылеты, хотя воздушных боёв дело и не дошло.
Военлет: А у меня вместо Сальмсона крестик .
Саакашвили: Wladyslaw пишет: 24 февраля, место действия - разъезд Караджалар: "14 часов – артиллерийский и пулеметный бой. Внезапно резко похолодало, пошел снег и начался буран. Высоко в небе 4 самолета кружат над нами; чьи они – из-за снега не разобрать, но зенитные орудия бронепоезда № 5 следят за ними своими дулами. Свист и характерный разрыв падающих бомб сплелись с залпами зениток. Один самолет накренился и быстро пошел вниз, остальные резко взмыли вверх и скрылись по направлению Тифлиса. Самолеты сбросили около 30 бомб, и только одна попала в путь." Получается, аэропланы с "патриаршими посохами" таки совершали боевые вылеты, хотя до воздушных боёв дело и не дошло. Про аэропланы с "патриаршими посохами" - это вряд ли. Скорее, красные соколы немного "ошибились" . С 21 февраля 1-й истрдивизион 11-й армии действовал с аэродрома у станции Акстафа и как раз в районе Навтлуга и Тифлиса. Хлопцам повезло, что из-за снега не разобрали, чьи они, по головке не погладили бы. А так, само собой, им записали очередное "успешное бомбометание позиций противника". Впрочем, при других погодных условиях так бы оно и было.
Боб: Саакашвили Спасибо, очень интересно. Вы случайно не в курсе о дальнейшей судьбе кемелов 6-го авиаотряда ВСЮР перелетевших в Грузию? И, зарегистрируйтесь пожалуйста.
Wladyslaw: Позволю себе не согласиться с уважаемым камрадом Саакашвили. В эпизоде, который я цитировал, В. Зун чётко показывает, что после бомбардировки самолёты «резко взмыли вверх и скрылись по направлению Тифлиса». То есть, во-первых, бомбы сбрасывались с малой высоты по местности, богатой ориентирами, и даже в метель «ошибка» была исключена. Во-вторых, направление отхода самолётов никак не намекает на их принадлежность Красной армии. Заодно - поправлю и дополню сам себя. Теперь у меня есть и другие сведения, подтверждающие, что самолёты с «патриаршими посохами» совершали боевые вылеты. Действия "крылатых грузин" скупо упоминаются в современных работах по истории советско-грузинской войны 1921 г. Отмечается, что отсутствие масла и запасных частей не позволило грузинским авиаторам в полной мере использовать их техническое превосходство. Тем самым частично подтверждаются сведения С. Красовского: К нашему удивлению, авиация противника не оказывала противодействия, хотя по фотоснимкам и визуальным наблюдениям было установлено, что в Навтлуге имеется несколько десятков английских и итальянских самолетов. Позже стало известно, что Навтлугская подпольная организация поручила летчику-коммунисту Леонтьеву вывести машины из строя. Леонтьев вместе с мотористом Моболашвили засыпали поташ в масло, вследствие чего были выведены из строя все двигатели самолетов. Попытка начальника авиации меньшевистской Грузии М. С. Мачавариани подняться в воздух не имела успеха — при взлете заклинило мотор. Можно предположить, что из строя были выведены не все аппараты, а некоторый запас чистого масла имелся, поскольку грузины всё же оказывали сопротивление агрессору силами от двух до четырёх самолётов. Так, 19 февраля красные бойцы 58-й бригады 20-й стр. дивизии несколько раз безуспешно атаковали позиции грузин у местечка Соганлуги на левом фланге линии обороны Тифлиса. (В тот день 58-я бригада потеряла свыше 530 бойцов убитыми и около 1000 пленными и к вечеру вынуждена была отступить на исходные позиции). С воздуха защитников поддерживали два грузинских самолёта, которые несколько раз бомбили наступавших. А ВПЕРВЫЕ в истории грузинских вооруженных сил (и вообще национальных вооруженных сил всех кавказских государств) боевая авиация была использована под занавес четырёхнедельной армяно-грузинской войны 1918 года: 25 декабря два грузинских аэроплана сбросили бомбы на армянские позиции вблизи Шулавер. Известное фото: грузинские лётчики, 1921 г. Слева сидит начальник авиации Михаил Мачавариани. Ещё одна старая картинка из "Инсигния мэгэзин", которая приблизительно (и неточно) передаёт опознавательные знаки Грузинской авиации.
Wladyslaw: Мёртвая тема... Ещё и картинка куда-то запропала. Выложу ещё раз: может, какому-то случайному прохожему будет интересно... Относительно грузинских ОЗ, то, как здесь уже отмечалось, "патриаршие посохи" имели тонкую обводку того же цвета. Цвет же мог быть красным, а не чёрным, поскольку на фотографиях он кажется слишком светлым как для чёрного.
Сергей Климов: Wladyslaw Ну я бы не сказал, что мертвая, на скале был даже турнир, белые и красные, так вот грузинский Кэмел учавствовал на стороне белых http://scalemodels.ru/modules/forum/viewtopic_t_36484.html
Wladyslaw: Сергей Климов, спасибо! Сходил по ссылке. Красиво получилось. Но ОЗ грузинской авиации поданы опять таки неточно, совершенно так же, как на рисунке в "Инсигнии". С цветом Снорри определился: официально ОЗ называется "Крест святой Нино". В оригинале крест был из виноградной лозы, так что может, на самолете и черный. Хотя сначала предполагал, что цвет крестов мог быть тёмно-красным "винным" (точнее - кизиловым). Как бы то ни было, "кресты св. Нино" были с окантовкой двумя линиями, одна из которых была белой, а внешняя повторяла цвета основного символа.
Сергей Климов: Согласен, но человек старался, сам не имея под рукой оригинальных, изобразил кресты на модели, борясь за правое дело, и ни его вина, что мы опять проиграли, зато с Вашей подачи теперь думаю грузинские кресты моделисты будут изображать более точно.
Wladyslaw: Сергей Климов пишет: зато с Вашей подачи теперь думаю грузинские кресты моделисты будут изображать более точно. Ну, так уж и с моей... Ещё в "Авиации Гражданской войны" М. Хайрулина и В. Кондратьева было. Кажется, в этой ветке его никто доселе не выкладывал, позвольте взять на себя эту наглость. Как раз для моделистов. Интересная игра света: один крест темнее, другой светлее. Вот и поди знай, кизиловые они или чёрные
Сергей Климов: Разница в цвете, за счет опущенного правого элерона, который и дает тень, так, что скорее всего кизиловые. Чего-то захотелось кизилового компота, как в детстве, короче раздразнили вы меня, пойду на рынок искать кизил.
Wladyslaw: А известно ли что-нибудь о Макашвили Николае Абеловиче (3.03.1890 - 12.08.1920)? Кроме двух дат источник более не содержит никаких сведений об этом человеке, кроме того, что он - "первый военный лётчик в Грузии". Николай (Коля) Макашвили - потомственный военный, разумеется, князь. Судя по погонам, до того как стать авиатором, он служил в артиллерии. Вот на этом фото сидящий в центре авиатор ну слишком уж на него похож. Если это действительно Н.А. Макашвили, тогда снимок относится к 1920 году, а не к 21-му, как его датируют... И, боюсь ошибиться, но человек в гимнастёрке, который стоит у радиатора "Ансальдо", также имеет некоторое сходство с Макашвили, хотя и не столь явное, как в первом случае.
Ustas: После расформирования Кавказских авиационных отрядов и закрытия Тифлисской летной школы в Грузии остались летчики Русанов, Кукуречкин, Егоров и Хандожко, а из авиационных специалистов-мотористов, слесарей, электриков и столяров— Осис, Амосов, Мещеряков, Витухин, Штор, Штейле и несколько учеников-помощников мотористов. Вскоре были зачислены в грузинскую авиацию мотористы Пирцхалашвили. Зерекидзе, Махароблидзе, Никурадзе и Кетишвили. В это время в Тифлисе находились совсем недавно окончившие летные школы — в Севастополе, Гатчине и Тифлисе— военные летчики поручики Строев-Ратишвили и Сехниашвили, подпоручики Малашхия, Тохадзе и Хечинашвили. Со дня на день ждали прибытия находившихся в России опытных военных летчиков: штабс-капитана Николая Макашвили, поручиков Александра Макашвили, Авалиани и Давиташвили. Мачавариани М.С. «Глаза - на юг!»
Wladyslaw: Спасибо Ustas! Из персоналий С. Красовский упоминает также "лётчика-коммуниста" Леонтьева и моториста Моболашвили. Но эти двое - скорее вредители, чем грузинские авиаторы. И, конечно, Мачавариани можно доверять больше: он-то видел ситуацию изнутри, а не понаслышке, как Красовский. Хотя идеологические искажения могут быть и в книге «Глаза - на юг!» Жаль только, что скачать книгу невозможно. Что касается Николая и Александра Макашвили, то они, возможно, родственники, но далеко не первой степени родства. В генеалогическом исследовании рода князей Макашвили есть только один Александр (Георгиевич), который подходит по датам жизни (1896-1920). Но в таблице он есть, а в тексте - упоминаний никаких, поэтому ничего определённого сказать о нём не могу, даже не знаю, тот самый ли это "поручик Александр Макашвили".
полная версия страницы