Форум » Авиаторы » П. А. Истомин перебежчик? » Ответить

П. А. Истомин перебежчик?

Igor: Первый коми летчик Сын охотника. Участвовал в морских сражениях во время первой мировой войны на крейсере «Витязь». Затем окончил школу бортмехаников, воздушных аппаратов. С 1918 года, после Октябрьской революции, уже командиром экипажа, обороняет город Котлас. Красный военлет П. Истомин не вернулся с задания 16 мая 1919 года.На гидроплане П. Истомин возвращался после разведки глубоких тылов Колчака. Внезапно машина попала под огонь противника и была сбита. Плен. Шесть допросов с пытками и уговорами перейти на сторону белых. Стоя перед дулами винтовок, Петр Истомин произнес свои последние слова: «Вы мне предлагали ценой измены спасти жизнь, но я гордо заявляю: —я солдат Красной Армии. Знамя пролетарской революции для меня свято!»... Стоят в строю летчики в селе Усть-Ухта на торжественном открытии мемориальной доски, Петру Анисимовичу Истомину - первому летчику Коми республики, сыну коми народа, отдавшему свою жизнь за народное счастье. В. Лучшев В.Жуков 75-й, вам взлёт! Коми книжное издательство. Сыктывкар. 1973 При выполнении разведывательного полета морскими летчиками П. А. Истоминым и П. Ф. Дмитриевым в районе Сарапула летчик Дмитриев из-за неисправности мотора совершил вынужденную посадку в расположении речной флотилии противника. Истомин, рассчитывая спасти друга, сел рядом с ним. Оба летчика были схвачены белогвардейцами. В момент расстрела сын рабочего, красный морской летчик П. А. Истомин заявил: "Вы нас расстреляете — в этом мы не сомневаемся, но расстрелять миллионы рабочих и крестьян вам не удастся. За нашу смерть они вам отомстят"{47} {47}А. Онуфриев. Морская авиация в гражданской войне, стр. 63. Иванов П. Н. Крылья над морем. — М.: Воениздат, 1973 14 мая в первом же вылете случилось ЧП. Истомин и Дмитриев, возвращаясь с разведки, потеряли ориентировку и приводнились на колчаковской территории у города Елабуга. Военно-полевой суд в ту же ночь приговорил обоих к расстрелу, и приговор был сразу приведен в исполнение на островке близ Сарапула. Впрочем, не исключено, что судьба авиаторов была совсем иной. О гибели Истомина и Дмитриева мы знаем лишь со слов механика Зенькова, летавшего на истоминском гидроплане в качестве наблюдателя. Через несколько дней он вернулся в отряд, заявив, что бежал из плена. В его рассказе вызывает сомнения то, с какой поспешностью колчаковский суд, обычно весьма щепетильный в соблюдении всяческих юридических и процессуальных норм, расправился с пленными авиаторами. Кроме того, свидетельства об этом происшествии наверняка должны были остаться в белогвардейских архивах или хотя бы – в газетах. Но нам не удалось найти ничего подобного. М. Хайрулин В. Кондратьев Военлеты погибшей империи. Авиация в Гражданской войне

Ответов - 6

Ustas: Осенью 1918-го — зимой 1919 г. начальник Беломорского гидроотряда И. Мельцер при пробном полете разбил М-9, а летчик-контролер П. А. Истомин «сжег» двигатель у другой летающей лодки того же типа. <...> 15 мая пилот П. А Истомин и стрелок А. И. Зеньков и пилот П. Ф. Дмитриев со стрелком М. А. Двойных из Волжского гидродивизиона вылетели из Чистополя бомбить корабли противника у Елабуги. Первый экипаж сел у Елабуги и сдался. Второй сделал то же самое после обстрела с флотилии «белых». На допросе летчики заявили, что попали в плен намеренно, а П. Ф. Дмитриев добавил, что не приземлился у Елабуги, опасаясь расстрела семьи после получения известия о его добровольной и «демонстративной» капитуляции. Суд поначалу не смог сделать окончательного вывода об истинных причинах сдачи авиаторов и постановил доследовать это дело. Достоверных известий о дальнейшем не обнаружено, но, скорее всего, никто не пострадал. П. А Истомин предположительно служил позднее на Балтике авиамехаником (по другой версии, он был расстрелян «белыми»). На бомбардировку вылетали 4 аппарата (вероятно, М-9), но 1 из них не оторвался от воды при взлете. Вернулся 1 из трех. Что сделал противник с трофейными машинами — неизвестно. Александров А. О. Победы. Потери... Задачи, подразделения, начальствующий состав, летательные аппараты и вооружение морской авиации и воздухоплавания России, а также список побед и потерь с 1894-го по 1920 г.

Igor: Ustas Спасибо за информацию!

Igor: Нашлась ещё одна статья в стиле "Истории КПСС"http://www.sosnogorsk.tv/articles/13/113/


Igor: В первый полет ранним утром 14 мая вылетели на двух М-9 летчики Истомин и Дмитриев. День выдался серый, над водой стлался легкий туман. Мы с нетерпением ждем товарищей. Вот уже по всем расчетам в самолетах кончилось горючее, а их все нет. Не пришли они днем, не пришли и к вечеру. Не вернулись совсем. И только почти через два месяца, когда мы были около Перми, сигнальщик дивизиона заметил бегущего по берегу босого, оборванного, махавшего бушлатом человека. Это был Зинков — механик с самолета Истомина. Он рассказал трагическую историю. Произведя разведку и сбросив в Елабуге бомбы, самолеты легли на обратный курс. По расчету линия фронта осталась позади, и вот уже сквозь легкий туман показалась флотилия. Самолеты снизились и сели недалеко от флагманского судна. Но на подошедшем вооруженном катере вместо товарищей летчики увидели белых офицеров. Сопротивляться было поздно. Белые обыскали пленных и увели в трюм. Ночью состоялся военный суд.Экипажи самолетов на допросах и на суде держались твердо. Механики были приговорены к двенадцати годам каторжных работ, а летчики Истомин и Дмитриев — к смертной казни. С. Козлов. Над Камой и Волгой «Крылатое племя (Воспоминания авиаторов трех поколений). — М.: Воениздат, 1962.»

Nils: Спасибо, познавательно. И кто же прав? С уважением,

Svoyskiy: А вот вопрос по географии. Если обобщить данные из разных источников, то получается такая картина. Вылетели из Чистополя (город на Каме) на разведку и бомбардировку Елабуги (тоже на Каме) расстояние около 150 км. Там их сбили или они сами сели. Вечером того же дня (по Хайрулину) их расстреляли под Сарапулом (ещё выше по Каме в почти 200 км от Елабуги). Как сие возможно? На телеге не доедешь так быстро.



полная версия страницы