Форум » Авиаторы » Кадеты Русского Корпуса в Англии - нет данных » Ответить
Кадеты Русского Корпуса в Англии - нет данных
group9may: Уважаемые эксперты. Прошу помощи в обнаружении информации по следующим персоналиям Русского Авиационного Корпуса в Англии : Абакуменко А.Я. Антонинов Н. А. Афанасьев В. В. Байморов Д. Е. Бакрадзе Л. К. Бернсон М. В. Блинов Н.М. Богданов В. П. Борцов Т. С. Волков В. П. Егоров И. И. Ероркин А. С. Жаров И. Кирушкин И. Д. Ланей У. И. Лионвиль Т.А. Лисицын А.С. Михайлов В. С. Матросов К.С. Ново(ж)ениц Н. В. Олисов П. П. Попов А. И. Порошин П. И. Рукавцов Ф. В. Бернадский Л.А. Сучков А. М. Тарачков М. М. Тимофеев С. Т. Топчий П. И. Ушаков В. Г. - нет фото Буду весьма признателен за любую информацию.
group9may: я отправил ответ: Минимум биографических данных я знаю. Не люди, а один лишь человек - я, Роман Фирсов. Табличка действительно сделана наспех, видите ли, ну нет у меня денег, чтоб сделать нормальную табличку. Может поможите материально? Ну не разбираюсь я в воинских званиях того времени - а разве это настолько важно? Это важнее того, что могила уже найдена и хотябы обозначена крестом, а не заросла бурьяном, как многие вокруг? Извините, уважаемый Olvia, но Ваш недовольный чем-то пост, я расцениваю как плевок в мой адресс. Обидно, разве я этого заслужил?
Сергей Климов: Роман, да плюнуть и растереть. Не принимайте близко к сердцу всякую ерунду. Вы делаете очень большое и важное дело.
group9may: Так и сделаю. Надо делать дело, а не лясы тачить.
Боб: group9may Это называется синдромом "узкого специалиста", который за деревьями леса не видит, не расстраивайтесь по таким пустякам. Главное, что книга вышла!
group9may: Друзья, спасибо большое.
group9may: В декабре должен выйти в эфир документальный фильм с участем вашего покорного. http://www.listapad.com/programm/vnekonkursnye-pokazy-neigrovogo-kino2014/kino-tv-pervaia-mirovaia-istoricheskie-hroniki-2014/aviatory-proekt-ont
group9may: А.В. Карташев, доктор исторических наук, Россия, Ставрополь Р.А. Фирсов, Великобритания, Лондон Помощь Великобритании в подготовке кадров для российского воздуш-ного флота в ходе Первой мировой войны Опыт Первой мировой войны показал, что Россия не располагала до-статочными кадрами обученного летного состава. Российское военное ко-мандование пыталось решать проблему летных кадров различными способа-ми – путем расширения существовавших летных школ, организацией подго-товки летчиков непосредственно в авиационных отрядах, привлечением штатских летчиков - волонтеров. Наряду с этим Управление Военного Воз-душного Флота России заключило соглашение с ведущими авиационными державами об обучении русских пилотов в летных школах Великобритании и Франции. 8 и 20 февраля 1917 года, было «высочайше разрешено командиро-вать во Францию и Англию 30 офицеров и 200 солдат для обучения поле-там»1. Летные школы этих стран не только в масштабах подготовки кадров опережали Россию, но и были оснащены наиболее современной учебной и боевой техникой, которая с успехом применялась и в русской армии. Накоп-ленный опыт в подготовке кадров подкреплялся эффективными методами обучения летному делу. Кроме конструкции летательных аппаратов и мото-ров, теории пилотирования программа подготовки военного летчика включа-ла обучение навыкам наблюдения и анализа ситуации, аэрофотосъемке, ис-пользованию беспроводной связи, огневой подготовке, корректировке огня, взаимодействию авиации и артиллерии. От кадетов требовалась строжайшая дисциплина и ежедневный кропотливый труд. Была также и другая причина для отправки русских летчиков за грани-цу. В 1917 г. под западный образец планировалось перестроить всю систему подготовки летчиков в России. Организация новой сети школ предусматри- валась при помощи французской и английской авиационных миссий в Рос-сии2. Для модернизации системы подготовки летных кадров требовались ин-структора, подготовленные за границей. Следует заметить, что английское авиационное командование без энту-зиазма встретило известие о прибытии русских учеников. 1 марта представи-телю Королевского авиационного корпуса (RFC) в Воздушном Совете Вели-кобритании майору Стонору стало известно, что полковник С.А. Ульянин, находящийся в Лондоне, получил из России телеграмму о том, что 20 офице-ров и 100 солдат едут в Англию для обучения летному делу. Новость быстро облетела кабинеты командования RFC, вызвав недоумение. Для того чтобы выполнить эту сложную задачу авиационные школы в Англии должны были остановить подготовку своих летчиков3. В России к поездке готовились серьезно. Отбор кандидатов был скру-пулезным. Критериями его являлись: социальное происхождение, предыду-щий авиационный опыт, образование, дисциплинированность, физическая форма и способность к обучению. Кадеты набирались из Гатчинской авиаци-онной школы, Запасного авиационного и Запасного воздухоплавательного батальонов. В числе командируемых оказались кадровые офицеры, офицеры военного времени, унтер-офицеры, рядовые, «охотники» и даже один «бело-билетник». Большинство солдат только что окончили гимназии или попали в армию со студенческой скамьи. Все они пришли в авиацию добровольно. Большую часть русских курсантов составляли дети генералов и офице-ров, сыновья дворян и чиновников высокого ранга. Примечательно, что сре-ди них оказался Оскар фон Визель – сын известного художника и действи-тельного члена Императорской Академии Художеств. Предки подпоручика де Ладвеза долгое время верой и правдой служили российскому престолу с петровских времен. Прапорщик Вальтер Курроль был из семьи научных ра-ботников. Поручик Федор Арманд – сын знаменитой русской революционерки, преследуемой царскими властями, прошел проверку через фронты Первой мировой войны. Штабс-капитан Петр Абаканович родился в семье гвардей-ского офицера царской армии. Он также имел боевой опыт и был награжден орденом Святого Владимира 4-й степени с мечами. Таким же орденом были отмечены заслуги капитана Воейкова и подпоручика Коссова. Среди нижних чинов тоже были те, кто прошел испытание фронтами германской войны. Национальность при отборе для поездки на учебу большой роли не иг-рала: все, кто мог служить в царской армии, имели шанс попасть за границу. Наряду с русскими, которые составляли большую часть группы, оказалось много поляков, литовцев, эстонцев, были выходцы с Украины и Армении. Возраст кадетов на момент отправки на учебу был в пределах от 18 до 25 лет. Офицерам было до тридцати лет. Курсантов и офицеров непосредственно в Англии курировал штабс-капитан Порфирий Васильевич Вяткин, находившийся в должности «заведу-ющего обучением полетами»4. Согласно воспоминаниям одного из бывших курсантов Пранаса Хиксы, отправка на учебу осуществлялась из Мурманска. Около ста учеников-лётчиков из разных авиашкол и двенадцать таких же учеников-офицеров вы-ехали из Петрограда в специальном поезде, в котором рядовой имел поход-ную кровать в вагоне 2-го класса, а офицеры ехали в купе вагонов 1-го. 25 февраля (по н.с.) 1917 года крейсер «Варяг», следовавший на ремонт в Ли-верпуль, поднял якорь и в сопровождении двух миноносцев, вышел в море. Это был последний рейс легендарного крейсера под российским флагом5. В Англию будущие летчики прибыли 17 марта (по н.с.) 1917 года. Уже здесь, на английской земле, их ждала главная политическая новость с родных берегов – император Николай II отрекся от престола, власть перешла в руки Временного Правительства. Группу приветствовала многочисленная толпа ливерпульцев. Цветами и звуками местного оркестра была встречена делега-ция из далекой России6. После посещения авиационного завода в Фарнборо и других авиацион-ных объектов русские офицеры и курсанты прибыли в Военную Авиацион-ную школу №1 в городе Ридинге (№1 School of Military Aeronautics at Read-ing). Здесь, в пригороде Лондона прошел первый месяц учебы. Английские инструктора провели отбор на пригодность курсантов к дальнейшему обуче-нию. Из них были сформированы 9 групп по 9-10 человек. Командирами групп были назначены ученики-офицеры, которые вместе с рядовыми кур-сантами осваивали азы летного дела. В 10-ю группу под названием «механи-ки» были зачислены 14 человек, не освоившие с первого раза курс теоретиче-ской подготовки. Им было дано дополнительное время для освоения про-граммы, после чего как минимум пятеро все же стали пилотами, получив международный сертификат7. Пранас Хикса так рассказал о дальнейших учебных буднях русских летчиков-учеников: «Потом нас разбили на группы по 10–20 человек и разо-слали по разным аэродромам. Перед началом полетов, как обычно, перепи-сывались с родственниками, кому можно было бы сообщить в случае смерти или увечий. Нас обязали заказать серебряные браслеты на правую руку с пластинкой, на которой были выгравированы фамилия, имя, год рождения. Это на тот случай, если мы сгорим при аварии». Основная часть кадетов освоила программу подготовки гражданского летчика в июне-июле 1917 года на разных аэродромах и на различных само-летах. В документах выпускников местом обучения значатся военные школы в Oxford, Grantham, Ruislip, Thetford, Catterick Bridge, Upavon. На этом этапе подготовки русские кадеты учились летать на одном из двух самолетов: Mau-rice Farman Biplane, de Havilland Biplane (D.H.6 Biplane). По мере завершения этапа первоначальной летной подготовки создава- лись новые группы, которые убывали на другие аэродромы для освоения бо-евых самолетов. Время освоения программы летной подготовки для каждого ученика-летчика было индивидуальным. Обучение проходилj интенсивно. Рабочий день кадета длился 12–16 часов. Полеты проводились два раза в день – рано утром и вечером. Кадеты прибывали на аэродром в три-четыре часа утра гладко выбритыми. В про-тивном случае к полетам они не допускались. Перед полетами полагалась чашечка горячего кофе с традиционным английским бутербродом или гале-тами. Днем кадеты изучали азбуку Морзе, разбирали и собирали пулеметы, изучали материальную часть самолетов, стреляли по неподвижным и дви-жущимся целям из винтовок и пулеметов. В одном из ангаров проходили занятия по корректировке стрельбы ар-тиллерии. Ученик забирался в подвешенную под потолком кабину самолета. Внизу на электрифицированном макете местности инструктор имитировал взрывы, зажигая лампочки. С помощью азбуки Морзе ученик передавал по-правку, необходимую для точного попадания в цель8. В качестве боевых самолетов курсанты осваивали самолеты ВЕ2Е, «Кертисс», DH-6, ВЕ2В, ВЕ2С, «Авро», «Моран биплан», «Сопвич-Пап», «Сопвич» с мотором «Испано», RE8, ВЕ12, SE5A, SE5B, «Мартинсайд», DH-4, «Бристоль Скаут». Каждый кадет обычно осваивал от трех до шести ма-шин. Наиболее способных летчиков обучали пилотированию истребителя «Бристоль Файтер». Как правило, общий налет кадета составлял 20-30 час, лишь у отдельных летчиков он достигал 40-50 час. Попасть в истребители было не просто. Так у ефрейтора Ф.П. Цветкова в характеристике в графе «На чем летал самостоятельно и аттестация» значится: «Морис Фарман, DH-6, Кертисс, ВЕ2Е, ВЕ12. Налетал 48 часов. Летчик отличный. Годен для по-летов на быстроходных машинах. Не обучался на истребителях из-за неиме-ния места в школах. Солдат отличный»9. Представляют особый интерес негласные характеристики, которые да-вали английские инструктора русским кадетам, например: «Ушаков –крупных размеров казак, с очень чувствительными руками и невозмутимым как у китайца лицом. Коневод. Тугодум. Не был пригоден для разведыва-тельных полетов, но прекрасно подходил для больших самолетов. … Кадет Конно – подтянутый, сухощавый парень с юга, с карими постоянно шарящи-ми везде глазами. Казак. Необщителен. Похоже на то, что был полицейским, или какого-то рода бандитом»10. В программу летной подготовки кроме разнообразных упражнений входила посадка на незнакомом аэродроме. На самолете «Мартинсайд» про-водились учебные воздушные бои. В кабинах летчика и летчика-наблюдателя были установлены фотопулеметы, которых еще не было в русских авиашко-лах. Противника на другом самолете обозначал инструктор, которого «уни-чтожить» было очень трудно. При оценке результатов «воздушного боя» рас-сматривались фотопленки с обоих самолетов. Воздушные бои требовали от кадетов выполнения фигур высшего пи-лотажа: мертвых петель, бочек, иммельманов, штопоров, спиралей, скольже-ний и др. Этими сложными фигурами они должны были владеть в совершен-стве. Стоит отметить, что у английская сторона почти не имела летчиков, способных говорить по-русски, также как и в среде русских кадетов лишь единицы имели навыки английского языка. Для общения английских летчи-ков и русских кадетов в полете существовал специальный разговорник, с по-мощью которого инструктор мог корректировать действия ученика в воздухе. Это был небольшой набор фраз на обоих языках, соответствовавших друг другу. Лишь один английский инструктор Герард Кратчлей свободно владел русским. Еще в начале 1910-х годов он работал инженером-нефтяником в Майкопе. С началом войны он вернулся в Великобританию и поступил на военную службу. С марта по октябрь 1917 года был наставником группы русских кадетов. Позднее, в качестве офицера Британской Авиационной Миссии в России, Кратчлей принимал участие в гражданской войне до ок-тября 1918 года. Он был награжден многими наградами, в том числе и рос-сийскими – орденами Святого Станислава с мечами 3-й и 2-й степеней, Ор-деном Святого Владимира 4-й степени с мечами. О том, как окончили обучение русские кадеты свидетельствуют атте-стации за подписью штабс-капитана Вяткина. Несколько учеников были удо-стоены аттестации «Летчик выдающийся». Среди них были Вальтер Курроль и Юрий Ладвез. Они оба окончили в Англии школу высшего пилотажа и воз-душного боя и были признаны пригодными для полетов на всех типах истре-бителей. Их рекомендовалось использовать в качестве инструкторов высшего пилотажа и воздушного боя. Школу высшего пилотажа с прекрасной атте-стацией окончили Вениамин Рябов, Константин Трунов, Владимир Богданов и Иван Чучин. Пятеро кадетов, из всего числа обучающихся, были отчислены по про-фессиональной непригодности. Еще одного отчислили за «неисправное по-сещение полетов»11. Трое русских кадетов, погибли в ходе учебы. Судьбы некоторых кадетов до сих пор остаются неизвестными. Веро-ятно, что кто-то из них мог оставаться в Англии после Октябрьской револю-ции в России. В Национальном архиве Великобритании обнаружен документ, согласно которому 11 декабря 1917 года Михаил Тарачков попал в аварию на DH6 и получил серьезные травмы. Однако основная масса выпускников возвращалась в Россию с августа по октябрь 1917 года малыми группами по мере окончания учебы. П. Хикса вспоминал: «Вскоре мы впятером через Норвегию, Швецию и Финляндию были отправлены назад в Россию». В России бывшие английские кадеты были распределены по летным школам, где сдали экзамен и подтвердили звание военного летчика. Вскоре многие из них приняли участие в Гражданской войне, воюя за белых и за красных. В годы Гражданской войны погибли: Артамонов, Воллович, Захар-ченко, Пиховский, Рукавцов. По окончанию войны поляки, эстонцы, литовцы покинули Россию. Выдающимися в своих странах военными летчиками стали Петр Абаканович (Польша), Пранас Хикса (Литва), Арнольд Ундер (Эстония). В советской России широкую известь приобрели авиаторы: Константин Трунов, Георгий Арватов, Евгений Гвайта, Валентин Зернов, Василий Копы-лов, Василий Кузьмин, Иван Нусберг, Александр Степанов, Иван Чучин и многие другие. Однако многие выпускники английских школ были репрессированы как враги народа. Были расстреляны: Арватов, Бельц, Вяткин, Ладвез, Кузне-цов. Осуждены к тюремному заключению: Лопуха, Нусберг (умер вскоре по-сле освобождения), Покрывалов, Трунов. В ссылке оказались: Анчутин, Ви-зель (умер в ссылке), Гвайта, Черноусов. К началу Великой Отечественной войны в строю оставалось менее по-ловины бывших «английских» летчиков. На фронт из них попали: Батурин, Березин, Комиссаров, Кочкарев, Попенов, Чучин. Катастрофа, в которой по-гиб в 1942 году полковник Батурин, стала последним авиационным происше-ствием с участием «английского кадета из России». С началом войны был мобилизован и Николай Вельман. Он погиб в августе 1941 года при эвакуа-ции из Таллинна в Ленинград на госпитальном судне. В 1943 г. в военном госпитале от болезни скончался Дмитрий Баймотов. Как видно, российские летчики, подготовленные в Англии, были вос-требованы в России в годы Гражданской войны, в период мирного строи-тельства советского Воздушного Флота, а также в ходе Второй мировой вой-ны. Однако мало кто из воспитанников «Русского авиационного корпуса в Англии» достиг значительных высот в служебной карьере. Сказывалось и происхождение, и служба в царской армии на офицерских должностях, и контакт во время учебы с английскими специалистами. До глубокой старости дожили лишь единицы из них.
Сергей Климов: Спасибо Роман, очень интересно.
group9may: Во второй половине 2015 ожидается статья в ВИЖе о Гвайте. Также скоро появится более подробная статья о быте кадетов в период обучения в Англии. Будут освещены невошедшие в книгу материалы. Друзья, а книга-то кому-то понравилась хоть? Прошел почти год, и не одного комментария я не получил не известно, ее читают?
Сергей Климов: А у меня ее увы нет и где купить не знаю.
group9may: Сергей, день добрый. Ранее я уже давал ссылку на место приобретения Насколь я знаю, это самая низкая цена. group9may пишет: http://mytext-book.ru/book41.html "В небе двух империй". Авторы: Роман фирсов и Андрей Карташев Эта книга – памятник первым пилотам военно-воздушного флота Императорской России, раскрывает малоизученную страницу в жизни двух великих держав современности – Великобритании и России. Авторы книги, Фирсов Р.А. – историк, английский исследователь, Карташев А.В. – российский историк, собрали уникальные исторические документы из архивов России, Великобритании, Франции, Польши, Украины, Литвы, Эстонии, семейных альбомов и частных коллекций, которые впервые будут доступны для читателя и расскажут о событиях, связанных с отправкой русских военнослужащих для обучения полётам в Англию, о ходе их подготовки в лётных школах союзного государства, о судьбах лётчиков, попавших в жернова Гражданской войны и политических репрессий 20-х – 30-х годов. Живость повествования придают выдержки из мемуаров воспоминаний потомков. Работа хорошо проиллюстрирована. Особую ценность представляют любительские снимки, документы семейных архивов. Книга адресована для тех, кому интересна история России, прошлое отечественной военной авиации. Цена книги: 450руб. Книгу Вы можете заказать по телефонам: 8 (495) 415-64-60 8 (916) 634-85-01 8 (916) 817-08-20 e-mail: mytextbook@mail.ru
Ustas: судя по ценам на Алибе, стартовые 450 руб., думаю, уже не актуальны :(
Сергей Климов: group9may Спасибо Роман, уже приобрел.
group9may: Сергей, если не секрет, во сколько она вам встала сейчас?
Сергей Климов: Роман, не секрет, бесплатно, у меня есть друг, он и подарил.
group9may: БЫТ И ПОВСЕДНЕВНОСТЬ РУССКИХ АВИАТОРОВ В ЛЕТНЫХ ШКОЛАХ ВЕЛИКОБРИТАНИИ В 1917 ГОДУ http://group9may.livejournal.com/33611.html
group9may: Новые данные по кадетам. Спасибо Борису Степановичу! http://sammler.ru/index.php?showtopic=150006
Сергей Климов: Спасибо!
group9may: Новые интересные, но хотя в статье и ни чем не подтвержденные, данные о Чучине И.Г. http://www.vologda.aif.ru/society/1402533 Цитировать Много ли в истории летчиков, которые в первом воздушном бою смогли сбить самолет противника, да еще и после того, как была подбита собственная машина? Автор этого уникального в своем роде подвига — кавалер Георгиевского креста Иван ЧУЧИН. Родился будущий герой в деревне Займище Череповецкого уезда, с детства «болел» авиацией, которая в начале XX века только делала первые шаги. В 12 лет Иван впервые увидел «этажерку» - примитивный аэроплан, паривший над Шексной, и с тех пор вся его долгая жизнь была связана с самолетами. Неудивительно, что в Первую мировую он пошел служить военным летчиком. На своем первом задании Иван на биплане английского производства «Сопвич» выполнял разведывательный полет над железной дорогой, где располагались австрийские войска. Ему удалось засечь два эшелона противника, но, как выяснилось, австрийцы позаботились о воздушном прикрытии: Чучин неожиданно увидел заходящий на него в атаку истребитель «Фоккер». Силы были очевидно неравны: разведывательный биплан, хоть и оснащенный для защиты пулеметом, не мог соперничать с быстрым и маневренным противником. Австрийцу удалось нагнать русский самолет и поразить мотор пулеметной очередью, двигатель машины «зачихал», и пилот «Фоккера» решил, что дело сделано. Он подлетел вплотную к машине Чучина и жестом показал нашему земляку: сдавайся, мол, садись, пока не поздно. Но в ответ из самолета вологжанина раздалась пулеметная очередь, и самоуверенный австриец, дымя, ушел в штопор. А Иван Чучин ухитрился дотянуть свой «раненый» биплан до линии русских окопов и благополучно посадить в кустах. За мужество и за спасение боевой машины Иван получил знак отличия Святого Георгия. Послевоенная судьба Чучина сложилась более благополучно, чем у Марии Бочкаревой. Иван, в отличие от Марии, принял сторону большевиков, участвовал в Гражданской войне и даже заслужил за свои летные качества прозвище «Красный дьявол». Однажды, будучи больным, с температурой под 40 градусов, умудрился экстренно взлететь с обстреливаемого белогвардейцами аэродрома и перегнать самолет в безопасное место, за что получил высшую боевую награду Советской республики — орден Красного Знамени. Застал Иван Чучин и Великую Отечественную войну - в те годы он был начальником подмосковного аэродрома, где базировались в том числе самолеты, летавшие бомбить Берлин. Умер наш земляк в 1986 году, пережив почти всех георгиевских кавалеров Первой мировой войны.
group9may: Уважаемые форумчане. Недавно моя коллекция сканов пополнилась несколькими фоторграфия по истории РАК в Англии. Большинство из них из личного альбома моего кадета - Зернова Валентина Михайловича. По данным фото есть вопросы, на которые, я надеюсь, вы сможете мне помочь. Одна из них: http://www.ourbaku.com/images/f/fa/%D0%A0%D0%B8%D1%81.5.JPG Думаю, что это одна из последних фотографий Зернова. После соревнований в Германии, вся делегация поехала в Коктебель, где он и разбился. На груди нескольких пилотов я заметил следующий значек: Возможно кто-то знает, что это?
полная версия страницы