Форум » Авиаторы » Лётчики Российского ВВФ - уроженцы Беларуси » Ответить

Лётчики Российского ВВФ - уроженцы Беларуси

aviator1ww: Уважаемые друзья. По согласованию с администрацией открываю эту тему. Поверьте, информация, собранная по такому принципу очень важна для местных историков и краеведов. Так что прошу тему поддерживать, а при возможности, открывать аналогичные по регионам (облстям, краям и т.п.). 18-19 мая в Сморгони, в Беларуси, пройдет международная конференция по Первой мировой войне. Я подготовил для нее доклад на тему: "Авиаторы Российского Императорского военного воздушного флота периода Первой мировой войны - уроженцы Беларуси (в ее современных границах)". Набралось 27 человек. Доклад уже вошел в сборник, который выпущен к началу работы конференции. Интересующиеся смогут со временем найти его и ознакомиться. Также выкладываю его здесь частями. Прошу добавлять как фамилии в список, так и информацию по персоналиям. С уважением, Сергей. Ps.: Большую помощь при написании доклада оказал Мирон Дольников - авиатор! Доклад: Аверченко С.В. РОССИЙСКИЕ ВОЕННЫЕ АВИАТОРЫ ПЕРИОДА ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ – УРОЖЕНЦЫ БЕЛОРУССИИ Настоящий доклад представляет собой попытку осветить биографии авиаторов России периода Первой мировой войны – уроженцев Белоруссии (в ее нынешних границах). Летчики и наблюдатели Российского Военного воздушного флота и морской авиации в годы Первой мировой войны занимались воздушной разведкой, восстанавливали связь между войсковыми частями и соединениями, корректировали огонь артиллерии, бомбардировали позиции и тыловые объекты противника, вели воздушные бои. Они часто летали на несовершенных аэропланах, в тяжелых погодных условиях, под артиллерийским и пулеметным огнем с земли. В таких тяжелых условиях они несли свою службу, рискуя жизнью во время каждого боевого вылета. Многие из нижеперечисленных авиаторов были награждены за содеянные подвиги высшей офицерской наградой России того времени – орденом Святого Георгия 4-й степени. Октябрьская революция 1917 года разбросала вчерашних сослуживцев по разным военным лагерям. Одни вступили в РККА, другие воевали в Белых армиях и позже эмигрировали. Но все они сражались за свою страну (правда, для некоторых это была Польша). И, по моему мнению, все они достойны того, чтобы мы о них помнили. Я надеюсь, что настоящий доклад послужит подспорьем белорусским историкам и краеведам в их работе. В результате исследований были выявлены 27 российских авиаторов – уроженцев Белоруссии. В докладе биографические справки о них расположены в алфавитном порядке. АЛЕКСАНДРОВИЧ ИВАН ИВАНОВИЧ родился 21 июля 1886 года в Витебской губернии. Из дворян. Сын генерал-майора. Окончил Ярославский кадетский корпус (1904) и Павловское военное училище (1906), откуда был выпущен в Варшавскую крепостную артиллерию. В 1914 году, по окончании Военной авиационной школы в Севастополе, назначен младшим офицером в Севастопольский крепостной авиационный отряд. С 09 декабря 1914 г. – начальник Владивостокского крепостного авиационного отряда. В начале 1915 года переводится во 2-й Сибирский корпусной авиационный отряд и вскоре назначается командиром этого отряда. 28 и 29 апреля 1915 года произвел ряд важных разведок под огнем противника, давших возмож¬ность нашей артиллерии уничтожить неприятельский артиллерийский парк, обстрелять и остановить движение крупной колонны, при этом выдержал воздушный бой с самолетом противника (за эти разведки И.И. Александрович посмертно был удостоен ордена Св. Георгия 4-й степени). В тот же день, 29 апреля 1915 г., перелетая на трофейном австрийском аэроплане на новый аэродром у г. Стрый, упал и сломал обе ноги, а также получил тяжелую черепно-мозговую травму. 02 мая 1915 г. умер от ран, полученных при падении. Чины: подпоручик (24.03.1906), поручик (01.09.1909), штабс-капитан (03.08.1913), капитан (18.02.1916). Награды: ордена: Св. Станислава 3-й ст. (04.04.1913), Св. Анны 3-й ст. (05.06.1914), Св. Георгия 4-й ст. (01.09.1915). АЛЕКСАНДРОВИЧ ГЕОРГИЙ ИВАНОВИЧ (брат Ивана Ивановича Александровича) родился в 1889 году, предположительно тоже в Витебской губернии. Окончил Суворовский кадетский корпус и Александровское военное училище, откуда был выпущен во 2-й Стрелковый полк. После гибели старшего брата он обратился к командованию с просьбой о переводе в авиацию и был направлен наблюдателем во 2-й Сибирский корпусной авиационный отряд, в котором служил его брат. В 1916 году окончил Военную авиационную школу в Севастополе. По некоторым сведениям, в 1917 году был командиром авиационного отряда. В 1918-1920 годах участвовал в Гражданской войне на стороне Белых на Юге России. Эмигрировал, жил в Париже. Умер там же в 1933 году. Чины: подпоручик (?), поручик (?). БАФТАЛОВСКИЙ НИКОЛАЙ АДАМОВИЧ родился 1 сентября 1893 года в Минской губернии. Из потомственных дворян Виленской губернии. Сын полковника. Окончил Петровский Полтавский кадетский корпус (1912) и Павловское военное училище (1914), из которого выпущен в 56-й пехотный Житомирский полк, в составе которого и выступил на войну. С 27 июля 1914 года – младший офицер. С 29 сентября 1915 г. – исполняющий должность начальника команды связи. С 7 февраля 1916 г. – командующий 1-й ротой. За время службы в полку был трижды ранен. 5 ноября 1916 года после окончания Военной авиационной школы в Севастополе Николай Адамович Бафталовский был назначен летчиком во 2-й истребительный авиационный отряд под командованием Е.Н. Крутеня. А уже через неделю, 12 ноября, во время своего 4-го боевого вылета, он с наблюдателем прапорщиком Девель в получасовом воздушном бою сбили австрийский самолет-разведчик вооруженный двумя пулеметами, который спустился в нашем расположении в районе г. Дубно. Экипаж был взят в плен. За эту победу Н.А. Бафталовский был удостоен ордена Св. Георгия 4-й степени. С декабря 1916 г. по март 1917, пока Е.Н. Крутень ездил в командировку во Францию, он исполнял обязанности командира отряда. А когда в апреле 1917 года Крутеня назначили командиром 2-й Боевой авиационной группы, то Н.А. Бафталовский возглавил 2-й истребительный авиаотряд. Не все воздушные бои заканчивались удачно. Так, 3 июня 1917 года Бафталовский вылетел на перехват самолета противника, но во время атаки сам был ранен пулей в правую лопатку и осколком стекла козырька в лицо, вследствие чего вынужден был сесть. 21 августа он вернулся в отряд после лечения и продолжил летать на перехват врага. Крайний вылет во время Великой войны Н.А. Бафталовский сделал 24 ноября 1917 года. Далее был октябрьский переворот в Петрограде, перемирие с немцами и Брест-Литовский мир. Революцию Николай Адамович не принял. В октябре 1918 года, вместе с подпоручиком Т.С. Боровым, он совершил перелет из г. Харькова в Добровольческую армию. С 1 ноября 1918 г. Н.А. Бафталовский – военный летчик 5-го авиационного отряда. В апреле 1919 г. он сформировал в г. Новочеркасске из полученных от Англии истребителей Сопвич-Кэмел 6-й авиационный отряд Вооруженных сил Юга России (ВСЮР), и 1 мая был назначен командиром этого отряда. Вместе с отрядом, приданым 1-му армейскому корпусу, с боями прошел до г. Белгорода, а затем участвовал в наступлении на г. Курск и Орловской операции. 18 сентября 1919 г., вследствие остановки мотора, был вынужден совершить посадку на территории красных, в 30 верстах от линии фронта, у дер. Паточная в районе Орла. Взят в плен, а его самолет передали летчику 3-го истребительного авиаотряда Красной армии А.К. Петренко. Далее его судьба окончательно не выяснена. По одним данным, Н.А. Бафталовский был расстрелян в 1920 году. Согласно другим источникам, он перешел на службу в РККА и умер после 1929 года. Чины: подпоручик (12.07.1914), поручик (20.01.1916), штабс-капитан (20.07.1916), капитан (1919). Награды: ордена: Св. Станислава 3-й ст. с мечами и бантом (22.02.1915), Св. Анны 4-й ст. с надписью «За храбрость» (22.02.1915), Св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом (17.09.1915), Св. Анны 3-й ст. с мечами и бантом (17.01.1916), Св. Станислава 2-й ст. с мечами (23.06.1916), Св. Георгия 4-й ст. (30.06.1917). БАФТАЛОВСКИЙ ИГОРЬ АДАМОВИЧ (брат Николая Ивановича Бафталовского) родился в 1896 году, предположительно тоже в Минской губернии. Из потомственных дворян Виленской губернии. Сын полковника. 8 августа 1917 года в чине штабс-капитана назначен наблюдателем во 2-й истребительный авиаотряд, которым командовал его брат – Николай Адамович Бафталовский. Об участии в Гражданской войне сведений нет, но по ее окончании И.А. Бафталовский в эмиграции. Умер в 1959 году во Франции. Похоронен на кладбище Гран-Жа в г. Канны. Чины: подпоручик (?), поручик (?), штабс-капитан (?).

Ответов - 39, стр: 1 2 All

aviator1ww: Друзья, захожу я на сайт, вижу обновление в теме, захожу сюда и вижу ваши серьезные замечания, но СОВСЕМ НЕ ПО ТЕМЕ! Просьба, давайте уж отвечать в тему, а эмоции себе оставьте. У всех у нас есть или были дедушки и бабушки и судьбы у многих из них очень не простые. Но в разделах форума давайте общаться по объявленным темам! А.С.

NightFlightAs: Ну, а этому источнику доверяете? Лойко Иван Александрович Инструктор 2-ой школы военных лётчиков с 1924 г. Родился 24.01.1892 в д. Рубилки Минской губернии. Окончил Минское реальное училище в 1913 году, Алексеевское военное училище в 1914 году и школу военных летчиков в Севастополе в 1915 году. Подпоручик. Летчик-ас Первой мировой войны, награжден 6-ю орденами России и 2-я орденами Румынии. Поручик. В Гражданскую войну в белой армии Алексеева, Деникина, Врангеля. Полковник. В 1920 году эмигрировал из Крыма. Проживал в г. Нови Сад СХС, преподавал в Королевской авиационной школе Югославии. В 1923 году с поручиком П. Качаном угнали югославский самолет, решив вернуться в СССР. С 1924 года преподавал во второй школе военных летчиков в г. Борисоглебск. Арестован 14 августа 1929 года, обвинен в шпионаже в пользу Румынии. Коллегией ОГПУ приговорен к 10 годам концлагерей. До 1931 года находился в Бутырской тюрьме. С октября 1931 года находился в Экспедиции Особого назначения на острове Вайгач. В 1932 году срок наказания сокращен на два года за спасение самолета и его экипажа. В 1934 году руководил демонтажем лесовоза «Кенник». Председатель Центрального Штаба Ударничества и Соревнования ВЭ. Освобожден в 1934 году. С сентября 1934 года вольнонаемный Вайгачского Горно-Рудного треста. Инженер-механик. Погиб в 1936 году при невыясненных обстоятельствах. http://www.bvvaul.ru/profiles/674.php

aviator1ww: Владимир, так Лойко то у меня прописан. Кстати, насколько я понимаю, информация на сайте училища взята из книги, написанной потомками Ивана Лойко (с малой толикой моей помощи, кстати) и изданной на их личные средства в 2006 году в Томске. Да автор и выразил благодарность Аркадию Николаевичу Лойко - одному из авторов книги. Так что в основном этой инфе верить можно, хотя многие частности по Первой мировой войне еще надо уточнять. А.С.


Каркотко: В книге Памяти Столинского района Республики Беларусь (на с.88) нашел следующую информацию. Васечка Яков Борисович Родился в 1891 г. в д. Бережное. Умер 30.06.1953 г. Служил в эскадре воздушных кораблей. Награжден 3 георгиевскими крестами и рядом медалей.

Авиатор: Каркотко пишет: В книге Памяти Столинского района Республики Беларусь (на с.88) нашел следующую информацию. Васечка Яков Борисович Родился в 1891 г. в д. Бережное. Умер 30.06.1953 г. Служил в эскадре воздушных кораблей. Награжден 3 георгиевскими крестами и рядом медалей. Судя по тому, что награждён Георгиевскими крестами, он скорее всего механик.

NightFlightAs: aviator1ww пишет: СУЩИНСКИЙ ВИТАЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ родился 1 июня 1890 года в деревне Голобурдщина Могилевской губернии. В 1911 году начал службу в авиации мотористом. В 1913 году В.В. Сущинский окончил Военную авиационную школу в Гатчине. В качестве солдата-летчика участвовал в Первой мировой войне. В 1917 году – инструктор в Симферопольском отделении Севастопольской Военной авиационной школы. Участник Белого движения на Восточном фронте, был инструктором в Спасской авиационной школе. Остался в России. Работал в Могилеве. В 1930 году В.В. Сущинский был репрессирован и направлен в Воркуту. Освобожден в 1935 году, но остался работать на Севере. Летал в Ненецком АО. Вновь арестован в 1937 году и 8 октября 1938 расстрелян. В 1958 году В.В. Сущинский был полностью реабилитирован. Чины: ???. Награды: Георгиевские кресты 4-й, 3-й и 2-й степени. Про Виталия Сущинского есть в интернете большая статья Людмилы КОРЕПАНОВОЙ в газете "Красный тундровик" (в нескольких номерах!) http://www.nvinder.ru/archive/2007/may/31/09.shtml

Авиатор: NightFlightAs пишет: большая статья Людмилы КОРЕПАНОВОЙ Эта статья с продолжением-предваряет издание книги о В.Сущинском, которая по идее должна выйти в этом году

Igor: Авиатор пишет: Эта статья с продолжением-предваряет издание книги о В.Сущинском, которая по идее должна выйти в этом году Книга наконец вышлаhttp://www.naomuseum.ru/news.php (вниз по ссылке)

Александр Север: Летчик Первой мировой - уроженец Белоруссии - Севенко Николай, обучался в Великобритании в 1917, курсант русского авиакорпуса, получил свидетельство на право пилотирования «Морис-Фарман-Биплан» в Военной школе в Тэтфорде 11.06.1917 г. После успешного окончания обучения предположительно вернулся в Россию и воевал на Западном фронте. Дальнейшая судьба не известна. Род. в Гродно в 1893 г., проживал по адресу - г. Гродно, Муравьевская, 17. Я - родственник. Буду благодарен за помощь в поиске более подробных сведений.

group9may: Александр, здравствуйте. Прочел вашу статью о русских летчиках, проходивших обучение в Англии.Спасибо за упоминание о моих скромных заслугах. В статье есть некоторые неточности. Свяжитесь со мной в личку - не хочется, чтоб ошибки переплывали в последствии из одной статьи в другу (я не имею ввиду нас с вами). Статья Александра Севенко : Белорус на страже английского неба 28.06.2012 Хронограф # Выпуск № 119 Помещена статья о Николае Севенко. http://vsr.mil.by/2012/06/28/belorus-na-strazhe-anglijskogo-neba/

Александр Север: *PRIVAT*

nikolai: Унтер-офицер Норвид-Кудло (Norwid-Kudlo). Родился 18 сентября 1895 г. в г. Минск (Беларусь). Здесь же окончил среднюю школу. После чего учился в Железнодорожном институте в Петрограде. 15 октября 1914 г. добровольно поступил на службу в царскую армию. Был направлен в Гатчинскую авиашколу, которую окончил 5 сентября 1915 г. Служил в 35 КАО. С 15 мая 1916 г. воевал на Юго- Западном фронте. 15 июня 1917 г. вступил в формировавшийся I-ый Польский корпус . Там был назначен в 1-ый Польский авиаотряд. Участвовал в Польско-Большевистской войне. Умер в 1931 г. в г. Торунь.

nikolai: Владислав Юргенсон (1894-1920) Родился 20.04.1894 г. в Вишнево на Виленщине. (Есть 2 Вишнево сегодня на белорусской стороне бывшей Виленщины,- в Сморгонском р-не и в Воложинском р-не. В котором из них ??? Но тем не менеее...) Окончил среднюю школу в Петербурге. Поступил в Петербургский политехнический институт. 1.09.1914 г. - призван в армию. 1.10.1915 г. - после окончания Павловского военного училища,- прапорщик. 08.1916 г. - подпоручик. Служил в 182 пехотном полку, затем во 2-ом гвардейском. В октябре 1916 г. получил ранение под Барановичами. С 01.05 по 17.11.1917 г. прошёл курс обучения в Киевской школе лётчиков-наблюдателей. Направлен в 5САО. Поручик. 16.02.1918 г. прибыл во Францию. Прошёл обучение в ряде авиашкол. 15.04.1919 г. капитан ВП. 12.05.1919 г. стал дипломированным лётчиком. В Польше в SPA 162, потом переведён в Br 39. С 3.03.1920 г. командир 12 разведотряда. 10 мая во главе своего отряда летал бомбить большевистский аэродром. На обратном пути отряд был атакован неприятельскими истребителями. Командир на LVG C.V вступил в бой с ними и смог их прогнать. Однако в результате обстрела с земли он вместе с летнабом Тадеушем Дзежговским аварийно приземлился под Жлобином на занятой "красными" территории. Были взяты в плен. Его пытали в Смоленске. После чего был расстрелян. https://www.infolotnicze.pl/2013/09/19/jurgenson-wladyslaw/

Летнаб: Небольшая поправка. Рядовой Эдмунд Нарвид-Кудло выдержал полётный экзамен 20 мая 1916г.

nikolai: Спасибо,Летнаб . А, не могли бы Вы, указать источник.

nikolai: Cпасибо.

nikolai: От Koloman. Норвид-Кудло

nikolai: Dopolnenije ot Koloman: - Jurgenson wtoroj iz prawa. Wiesna 1920 - Norwid-Kudlo - 1 - 13.Istriebitielnaja Eskadra. Maj 1920. Norwid-Kudlo w cientrie iz trostju - Norwid-Kudlo - 2 - 13.Istriebitielnaja Eskadra. Maj 1920. Norwid-Kudlo pierwyj iz prawa, iz trostju - Norwid-Kudlo - 3 - unichtozhienyj bolshiewitskij pojezd. 15.05.1920. Norwid-Kudlo stoit v pieriedi - Norwid-Kudlo - 4 - w chinie kapitana 1924

nikolai: Коссовский Георгий Владимирович (1892-1939) Родился в Гродно. Наблюдатель 17КАО, Начальник 13АОИ.



полная версия страницы