Форум » Авиаторы » Лётчики Российского ВВФ - уроженцы Беларуси » Ответить

Лётчики Российского ВВФ - уроженцы Беларуси

aviator1ww: Уважаемые друзья. По согласованию с администрацией открываю эту тему. Поверьте, информация, собранная по такому принципу очень важна для местных историков и краеведов. Так что прошу тему поддерживать, а при возможности, открывать аналогичные по регионам (облстям, краям и т.п.). 18-19 мая в Сморгони, в Беларуси, пройдет международная конференция по Первой мировой войне. Я подготовил для нее доклад на тему: "Авиаторы Российского Императорского военного воздушного флота периода Первой мировой войны - уроженцы Беларуси (в ее современных границах)". Набралось 27 человек. Доклад уже вошел в сборник, который выпущен к началу работы конференции. Интересующиеся смогут со временем найти его и ознакомиться. Также выкладываю его здесь частями. Прошу добавлять как фамилии в список, так и информацию по персоналиям. С уважением, Сергей. Ps.: Большую помощь при написании доклада оказал Мирон Дольников - авиатор! Доклад: Аверченко С.В. РОССИЙСКИЕ ВОЕННЫЕ АВИАТОРЫ ПЕРИОДА ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ – УРОЖЕНЦЫ БЕЛОРУССИИ Настоящий доклад представляет собой попытку осветить биографии авиаторов России периода Первой мировой войны – уроженцев Белоруссии (в ее нынешних границах). Летчики и наблюдатели Российского Военного воздушного флота и морской авиации в годы Первой мировой войны занимались воздушной разведкой, восстанавливали связь между войсковыми частями и соединениями, корректировали огонь артиллерии, бомбардировали позиции и тыловые объекты противника, вели воздушные бои. Они часто летали на несовершенных аэропланах, в тяжелых погодных условиях, под артиллерийским и пулеметным огнем с земли. В таких тяжелых условиях они несли свою службу, рискуя жизнью во время каждого боевого вылета. Многие из нижеперечисленных авиаторов были награждены за содеянные подвиги высшей офицерской наградой России того времени – орденом Святого Георгия 4-й степени. Октябрьская революция 1917 года разбросала вчерашних сослуживцев по разным военным лагерям. Одни вступили в РККА, другие воевали в Белых армиях и позже эмигрировали. Но все они сражались за свою страну (правда, для некоторых это была Польша). И, по моему мнению, все они достойны того, чтобы мы о них помнили. Я надеюсь, что настоящий доклад послужит подспорьем белорусским историкам и краеведам в их работе. В результате исследований были выявлены 27 российских авиаторов – уроженцев Белоруссии. В докладе биографические справки о них расположены в алфавитном порядке. АЛЕКСАНДРОВИЧ ИВАН ИВАНОВИЧ родился 21 июля 1886 года в Витебской губернии. Из дворян. Сын генерал-майора. Окончил Ярославский кадетский корпус (1904) и Павловское военное училище (1906), откуда был выпущен в Варшавскую крепостную артиллерию. В 1914 году, по окончании Военной авиационной школы в Севастополе, назначен младшим офицером в Севастопольский крепостной авиационный отряд. С 09 декабря 1914 г. – начальник Владивостокского крепостного авиационного отряда. В начале 1915 года переводится во 2-й Сибирский корпусной авиационный отряд и вскоре назначается командиром этого отряда. 28 и 29 апреля 1915 года произвел ряд важных разведок под огнем противника, давших возмож¬ность нашей артиллерии уничтожить неприятельский артиллерийский парк, обстрелять и остановить движение крупной колонны, при этом выдержал воздушный бой с самолетом противника (за эти разведки И.И. Александрович посмертно был удостоен ордена Св. Георгия 4-й степени). В тот же день, 29 апреля 1915 г., перелетая на трофейном австрийском аэроплане на новый аэродром у г. Стрый, упал и сломал обе ноги, а также получил тяжелую черепно-мозговую травму. 02 мая 1915 г. умер от ран, полученных при падении. Чины: подпоручик (24.03.1906), поручик (01.09.1909), штабс-капитан (03.08.1913), капитан (18.02.1916). Награды: ордена: Св. Станислава 3-й ст. (04.04.1913), Св. Анны 3-й ст. (05.06.1914), Св. Георгия 4-й ст. (01.09.1915). АЛЕКСАНДРОВИЧ ГЕОРГИЙ ИВАНОВИЧ (брат Ивана Ивановича Александровича) родился в 1889 году, предположительно тоже в Витебской губернии. Окончил Суворовский кадетский корпус и Александровское военное училище, откуда был выпущен во 2-й Стрелковый полк. После гибели старшего брата он обратился к командованию с просьбой о переводе в авиацию и был направлен наблюдателем во 2-й Сибирский корпусной авиационный отряд, в котором служил его брат. В 1916 году окончил Военную авиационную школу в Севастополе. По некоторым сведениям, в 1917 году был командиром авиационного отряда. В 1918-1920 годах участвовал в Гражданской войне на стороне Белых на Юге России. Эмигрировал, жил в Париже. Умер там же в 1933 году. Чины: подпоручик (?), поручик (?). БАФТАЛОВСКИЙ НИКОЛАЙ АДАМОВИЧ родился 1 сентября 1893 года в Минской губернии. Из потомственных дворян Виленской губернии. Сын полковника. Окончил Петровский Полтавский кадетский корпус (1912) и Павловское военное училище (1914), из которого выпущен в 56-й пехотный Житомирский полк, в составе которого и выступил на войну. С 27 июля 1914 года – младший офицер. С 29 сентября 1915 г. – исполняющий должность начальника команды связи. С 7 февраля 1916 г. – командующий 1-й ротой. За время службы в полку был трижды ранен. 5 ноября 1916 года после окончания Военной авиационной школы в Севастополе Николай Адамович Бафталовский был назначен летчиком во 2-й истребительный авиационный отряд под командованием Е.Н. Крутеня. А уже через неделю, 12 ноября, во время своего 4-го боевого вылета, он с наблюдателем прапорщиком Девель в получасовом воздушном бою сбили австрийский самолет-разведчик вооруженный двумя пулеметами, который спустился в нашем расположении в районе г. Дубно. Экипаж был взят в плен. За эту победу Н.А. Бафталовский был удостоен ордена Св. Георгия 4-й степени. С декабря 1916 г. по март 1917, пока Е.Н. Крутень ездил в командировку во Францию, он исполнял обязанности командира отряда. А когда в апреле 1917 года Крутеня назначили командиром 2-й Боевой авиационной группы, то Н.А. Бафталовский возглавил 2-й истребительный авиаотряд. Не все воздушные бои заканчивались удачно. Так, 3 июня 1917 года Бафталовский вылетел на перехват самолета противника, но во время атаки сам был ранен пулей в правую лопатку и осколком стекла козырька в лицо, вследствие чего вынужден был сесть. 21 августа он вернулся в отряд после лечения и продолжил летать на перехват врага. Крайний вылет во время Великой войны Н.А. Бафталовский сделал 24 ноября 1917 года. Далее был октябрьский переворот в Петрограде, перемирие с немцами и Брест-Литовский мир. Революцию Николай Адамович не принял. В октябре 1918 года, вместе с подпоручиком Т.С. Боровым, он совершил перелет из г. Харькова в Добровольческую армию. С 1 ноября 1918 г. Н.А. Бафталовский – военный летчик 5-го авиационного отряда. В апреле 1919 г. он сформировал в г. Новочеркасске из полученных от Англии истребителей Сопвич-Кэмел 6-й авиационный отряд Вооруженных сил Юга России (ВСЮР), и 1 мая был назначен командиром этого отряда. Вместе с отрядом, приданым 1-му армейскому корпусу, с боями прошел до г. Белгорода, а затем участвовал в наступлении на г. Курск и Орловской операции. 18 сентября 1919 г., вследствие остановки мотора, был вынужден совершить посадку на территории красных, в 30 верстах от линии фронта, у дер. Паточная в районе Орла. Взят в плен, а его самолет передали летчику 3-го истребительного авиаотряда Красной армии А.К. Петренко. Далее его судьба окончательно не выяснена. По одним данным, Н.А. Бафталовский был расстрелян в 1920 году. Согласно другим источникам, он перешел на службу в РККА и умер после 1929 года. Чины: подпоручик (12.07.1914), поручик (20.01.1916), штабс-капитан (20.07.1916), капитан (1919). Награды: ордена: Св. Станислава 3-й ст. с мечами и бантом (22.02.1915), Св. Анны 4-й ст. с надписью «За храбрость» (22.02.1915), Св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом (17.09.1915), Св. Анны 3-й ст. с мечами и бантом (17.01.1916), Св. Станислава 2-й ст. с мечами (23.06.1916), Св. Георгия 4-й ст. (30.06.1917). БАФТАЛОВСКИЙ ИГОРЬ АДАМОВИЧ (брат Николая Ивановича Бафталовского) родился в 1896 году, предположительно тоже в Минской губернии. Из потомственных дворян Виленской губернии. Сын полковника. 8 августа 1917 года в чине штабс-капитана назначен наблюдателем во 2-й истребительный авиаотряд, которым командовал его брат – Николай Адамович Бафталовский. Об участии в Гражданской войне сведений нет, но по ее окончании И.А. Бафталовский в эмиграции. Умер в 1959 году во Франции. Похоронен на кладбище Гран-Жа в г. Канны. Чины: подпоручик (?), поручик (?), штабс-капитан (?).

Ответов - 39, стр: 1 2 All

aviator1ww: БОЙНО-РОДЗЕВИЧ СЕРГЕЙ АРКАДЬЕВИЧ родился 5 июля 1883 года в Могилевской губернии. Из дворян Могилевской губернии. Сын капитана. Окончил Нижегородский кадетский корпус (1902) и Павловское военное училище (1904), откуда выпущен в 21-й саперный батальон. По окончании офицерского класса Учебного воздухоплавательного парка (1908) переведен во 2-й Восточно-Сибирский воздухоплавательный батальон. С 10 августа 1911 года – помощник начальника хозяйственной части 4-й Сибирской воздухоплавательной роты. В 1912 году окончил Санкт-Петербургский политехнический институт и Военную авиационную школу в Севастополе, после чего назначен командиром 18-го корпусного авиационного отряда. Уже в начале войны, во время Люблин-Холмского сражения в августе 1914 года, Сергей Аркадьевич произвел ряд воздушных разведок под огнем противника, в результате которых он доставил командованию важные сведения, повлиявшие на успешный ход дальнейших операций. За эти полеты он был награжден Георгиевским оружием. С начала войны до конца мая 1915 года С.А. Бойно-Родзевич совершил около 60 боевых вылетов общей продолжительностью 75 час. 52 мин. 26-го мая 1915 года, во время Горлицкой операции, получив задание на воздушную разведку, С.А. Бойно-Родзевич совершил ее при крайне неблагоприятных атмосферных условиях и под обстрелом противника. Подвергая свою жизнь явной опасности, он добыл самые точные сведения о противнике, чем дал возможность своевременно принять соответствующие меры, для нанесения контрудара. За эту разведку С.А. Бойно-Родзевич был награжден орденом Св. Георгия 4-й степени. 26 июня 1915 года Сергей Аркадьевич был назначен командиром 7-й авиационной роты, а 14 апреля 1916 года – командиром 12-го авиационного дивизиона. С 16 ноября 1917 года он – помощник Инспектора авиации армий Юго-Западного фронта по технической части. После перемирия с немцами С.А. Бойно-Родзевич оказался в Украине, служил в авиации Украинской Народной Республики на должности инспектора авиации. Затем он перебрался в Сибирь, с 29 сентября 1918 года – заведующий авиацией и воздухоплаванием Сибирской армии. С 29 марта по июнь 1919 года С.А. Бойно-Родзевич – начальник Воздушного флота армий адмирала А.В. Колчака. 15 июня 1919 года отстранен от должности и назначен в резерв чинов при штабе Омского военного округа. После поражения армий Колчака эмигрировал в Польшу, служил в польской армии и имел чин генерал-майора. Умер до 1978 года. Чины: подпоручик (09.08.1904), поручик (01.10.1907), штабс-капитан (10.08.1911), капитан (15.10.1915), подполковник (23.08.1917), полковник (1919 - ?), генерал-майор польской армии (?). Награды: ордена: Св. Станислава 3-й ст. (16.11.1907), Св. Анны 3-й ст. (09.11.1909), Св. Станислава 2-й ст. с мечами (21.12.1914), Св. Анны 2-й ст. с мечами (27.01.1915), Св. Георгия 4-й ст. (01.09.1915), Св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом (26.10.1915). Георгиевское оружие (01.06.1915). БОРЕЙША ГЕОРГИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ родился 12 сентября 1889 года в м. Березы Пружанского уезда Гродненской губернии. Из дворян. Получил начальное домашнее образование. Окончил Тифлисское военное юнкерское училище (1910), из которого выпущен в 147-й пехотный Самарский полк. В конце 1914 года окончил Военную авиационную школу в Севастополе и был назначен в 13-й корпусной авиационный отряд. Оттуда сразу был командирован в один из двух особых авиационных отрядов для воздушной охраны Варшавы. Участвовал в отражении налетов германских самолетов на Варшаву. В марте 1915 года откомандирован в свой отряд. 17 марта 1915 года, во время Праснышской операции, Г.А. Борейша во время разведки обнаружил начавшийся отход значительных сил противника. Эти сведения дали возможность командованию 10-й русской армии принять меры к переходу в наступление, в результате чего противник был отброшен из района Лодзее к Кальварии и Людвинову. За эту разведку он был награжден орденом Св. Георгия 4-й степени. 12 апреля 1915 года самолет Г.А. Борейши был сбит над территорией противника и он попал в плен. Дальнейшая судьба неизвестна. Чины: подпоручик (06.08.1910), поручик (15.10.1913). Награды: ордена: Св. Станислава 3-й ст. (17.12.1913), Св. Георгия 4-й ст. (21.06.1915), Св. Анны 3-й ст. с мечами и бантом (09.09.1915). ГЛИНСКИЙ ВЛАДИСЛАВ АНТОНОВИЧ родился 20 мая 1892 года в Витебской губернии. Из потомственных дворян Витебской губернии. Окончил Рижский политехнический институт (1915) и Львовский политехнический институт (1925). В 1915 году окончил Елисаветградское кавалерийское училище и был прикомандирован к 16-й воздухоплавательной роте. В 1916 году В.А. Глинский окончил Офицерскую воздухоплавательную школу и служил в одном из воздухоплавательных отрядов. 12 октября 1916 года он был назначен наблюдателем в 35-й корпусной авиационный отряд. 9 февраля 1917 года, во время разведки на самолете Фарман-27 с летчиком подпоручиком К.Ф. Святогором, не смотря на нахождение в воздухе истребителей противника и обстрел неприятельской зенитной артиллерией, дважды пролетал в тыл неприятельского расположения для производства фотографических снимков. Во время той же разведки они были атакованы вражеским истребителем Фоккер, но В.А. Глинский метким огнем из пулемета с расстояния 40-50 метров сбил атаковавший их самолет. За эту победу оба авиаторы были награждены орденом Св. Георгия 4-й степени. В ноябре 1917 г. В.А. Глинский вступил в 1-й польский корпус И.Р. Довбор-Мусницкого и был зачислен во 2-й уланский полк. Но уже в июне 1918 года Владислав Антонович прибыл в г. Мурманск и вступил в сформированный здесь Польский легион. В августе 1918 года, находясь в должности командира взвода, участвовал в боевых действиях против войск РККА в районе Мурманска. С ноября 1918 года по январь 1919 состоял при польской военной миссии в г. Архангельск. Возвратился в Польшу. Был назначен на должность командира эскадрона 17-го уланского полка. Во время Советско-польской войны, с июня до 12 июля 1920 года был адъютантом начальника авиации 3-й польской армии. С января 1921 года В.А. Глинский находился на службе в Департаменте строительства Министерства обороны Польши. В 1937 году – там же начальник инспекционного бюро. Умер 8 сентября 1937 года в Варшаве. Чины: подпоручик (07.04.1916), поручик (28.01.1917), майор польской армии (1925 - ?). Российские награды: ордена: Св. Анны 4-й ст. с надписью «За храбрость» (18.04.1916), Св. Станислава 3-й ст. с мечами и бантом (15.08.1916), Св. анны 3-й ст. с мечами и бантом (?), Св. Георгия 4-й ст. (31.07.1917). Польские награды: орден «Виртути милитари» 5-й ст., медаль Независимости с мечами, «Крест смелых» (трижды). ДАЦКЕВИЧ ЛЕОНИД АНДРЕЕВИЧ родился 1 февраля 1883 года в Витебской губернии. Сын полковника. Окончил Виленское реальное училище (?), Иркутское военное училище (по другим данным Киевское – 1904) и Офицерский класс Учебного воздухоплавательного парка. Служил в Восточно-Сибирском воздухоплавательном батальоне и во 2-й воздухоплавательной роте. В 1911 году Л.А. Дацкевич окончил Авиационное отделение Офицерской воздухоплавательной школы в Гатчине и был оставлен в школе инструктором. В 1917 году он был назначен исполняющим должность заведующего приемками Управления Военного воздушного флота, в том же году был назначен начальником Кавказской авиационной школы в Тифлисе. После революции Л.А. Дацкевич в Вооруженных силах Юга России, в 1920 году – председатель приемной комиссии, член комиссии по организации школы воздушного боя. В эмиграции в Югославии. Во время Второй мировой войны служил в Русском охранном корпусе. Чины: подпоручик (1904), поручик (?), штабс-капитан (?), капитан (1915 - ?), подполковник (?), полковник (1917). Награды: ордена: Св. Анны 3-й ст. (?), Св. Станислава 3-й ст. (?), Св. Станислава 2-й ст. (?).

aviator1ww: КОНСТЕНЧИК АВЕНИР МАРКОВИЧ родился 2 августа 1889 года в г. Гродно. Сын священника. Окончил 4 класса Литовской духовной семинарии (1908) и Виленское военной училище (1910), из которого выпущен в 33-й пехотный Елецкий полк. В 1913 году откомандирован в качестве наблюдателя в 11-й корпусной авиационный отряд под командованием П.Н. Нестерова, в составе которого участвовал в маневрах войск Киевского военного округа. В 1914 году окончил Военную авиационную школу в Гатчине и был назначен в Брест-Литовский крепостной авиационный отряд, но почти сразу же он был переведен в Эскадру воздушных кораблей. В 1915 году А.М. Констенчик – помощник командира воздушного корабля «Илья Муромец – V», в 1916 – командир корабля «Илья Муромец – X». Служил во 2-м боевом отряде Эскадры на Северном фронте. 13 апреля 1916 года экипаж А.М. Констенчика получил от штаба 12-й армии задание произвести разведку района Фридрихштадта, станции Даудзевас, линии железной дороги до станции Нейгут и разбомбить станцию Даудзевас, сильно защищенную зенитными батареями. Во время первого захода на цель на высоте 2400 метров осколками близко разорвавшихся зенитных снарядов был разбит фотоаппарат и ранен державший его артиллерийский офицер корабля поручик Шнеур. Несмотря на это, был сделан второй заход на цель, и Шнеур продолжил бомбометание. Во время этого захода осколком одной из трех разорвавшихся впереди аэроплана шрапнелей тяжело был ранен А.М. Констенчик. Падая с пилотского сиденья, он потянул за собой штурвал, вследствие чего корабль сперва круто пошел вверх, но, потеряв скорость и скользнув на крыло, начал стремительно падать. Однако помощнику командира военному летчику В.Ф. Янковиусу удалось на высоте 1500 метров выровнять аэроплан и довести до своего аэродрома в Зегевольде, летя около 70 км с тремя подбитыми моторами. Первую помощь командиру корабля оказал механик Касаткин. Пулеметчик француз сержант Марсель Пля вылез на крыло и долгое время оставался там, ремонтирую поврежденные двигатели. При посадке, вследствие сильных повреждений корабля, отломилась правая половина поверхностей. В корабле насчитали 70 пробоин, он окончательно вышел из строя. Тяжело раненного Констенчика доставили в госпиталь. За этот полет Авенир Маркович был награжден орденом Св. Георгия 4-й степени, его помощник В.Ф. Янковиус Георгиевским оружием, а сержант Марсель Пля Георгиевским крестом 3-й степени. После выздоровления А.М. Констенчик служил в наземной службе Эскадры воздушных кораблей. Во время Гражданской войны А.М. Констенчик служил в Добровольческой армии, затем в Вооруженных силах Юга России. После эвакуации из Крыма эмигрировал в Югославию, но вскоре возвратился в Россию и жил в г. Столбцы у своего брата – священника. Работал в церкви псаломщиком. Был репрессирован. Умер 29 декабря 1935 года, похоронен в г. Столбцы. Чины: подпоручик (06.08.1910), поручик (15.11.1913), штабс-капитан (06.08.1917). По данным, приводимым в статье А. Левкевича, на памятнике на могиле А.М. Констенчика, выбита надпись, которая гласит, что он был полковником. Возможно, это звание А.М. Констенчик получил во время службы в Белых армиях на Юге России во время Гражданской войны. Награды: ордена: Св. Станислава 3-й ст. (02.04.1915), Св. Анны 3-й ст. (10.06.1915), мечи и бант к имеющемуся ордену Св. Анны 3-й ст. (20.07.1915), Св. Станислава 2-й ст. с мечами (28.11.1915), мечи и бант к имеющемуся ордену Св. Станислава 3-й ст. (28.11.1915),Св. Анны 2-й ст. с мечами (05.05.1916), Св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом (15.05.1916), Св. Георгия 4-й ст. (11.04.1917). ЛЕБЕДЗЬ СТЕПАН АЛЕКСАНДРОВИЧ родился 15 марта 1891 года в Минской губернии. Родом из дворян Виленской губернии, сын штабс-капитана. Окончил 2-й Московский кадетский корпус (1909) и Михайловское артиллерийское училище (1912), из которого выпущен в 40-ю артиллерийскую бригаду. В июле 1914 года откомандирован в качестве наблюдателя в 4-й корпусной авиационный отряд. В январе 1916 года окончил Военную авиационную школу в Севастополе и назначен летчиком в 4-й корпусной авиационный отряд. В конце августа – сентябре 1916 года летчики 4-го корпусного авиационного отряда в составе Боевой авиационной группы Юго-Западного фронта участвовали в отражении массированных авиационных налетов немецкой авиации на г. Луцк. 7 сентября 1916 года С.А. Лебедзь с наблюдателем подпоручиком Григорьевым совместно с еще тремя российскими самолетами провели групповой воздушный бой с двумя немецкими самолетами, один из которых сбили. Немецкий самолет упал на территории, занятой противником в районе м. Озютичи, и долго горел на земле. 13 сентября 1916 года 8 российских истребителей из состава Боевой авиационной группы перехватили 16 немецких самолетов, направлявшихся на Луцк. В завязавшемся воздушном бою самолет С.А. Лебедзя с наблюдателем поручиком Башкировым был атакован двумя немецкими, пилот был убит в результате попадания разрывной пули в голову, самолет упал на землю в районе м. Киселин и разбился. Наблюдатель разбился на смерть при падении на землю. Других потерь с нашей стороны в этом бою не было, но и немецкая эскадрилья не прорвалась к Луцку. За этот бой Степан Александрович был посмертно награжден орденом Св. Георгия 4-й степени. В тот же день, когда С.А. Лебедзь провел свой последний воздушный бой и погиб, он был назначен командиром Гренадерского корпусного авиационного отряда. Чины: подпоручик (16.08.1912), поручик (31.08.1914), штабс-капитан (09.10.1916). Награды: ордена: Св. Анны 4-й ст. с надписью «За храбрость» (28.02.1915), Св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом (25.12.1915), Св. Станислава 3-й ст. с мечами и бантом (09.02.1916), Св. Анны 3-й ст. с мечами и бантом (04.03.1917), Св. Станислава 2-й ст. с мечами (04.03.1917), Св. Георгия 4-й ст. (09.10.1917). ЛИШИН СЕРГЕЙ АНДРЕЕВИЧ родился 18 марта 1889 года в г. Минск. Из дворян Черниговской губернии. Сын полковника. Окончил Минское реальное училище (?) и Морской корпус (1910), зачислен в 1-й Балтийский флотский экипаж. В 1914 году окончил Военную авиационную школу в Севастополе, затем обучался полетам на гидросамолетах на Ревельской авиационной станции. С января 1915 года летчик авиации Балтийского флота. 20 июля 1915 года С.А. Лишин на летающей лодке «ФБА» вылетел на перехват двух немецких гидросамолетов, пытавшимися атаковать российские миноносцы и подводные лодки в районе Ирбенского пролива. В завязавшемся воздушном бою Лишин стрелял из маузера, а его механик, унтер-офицер Н.Я. Смолин, из карабина Мосина. Один из самолетов противника они подбили, или ранили пилота, в результате чего тот спланировал к своему берегу. Второй вышел из боя и пошел в сторону своего расположения, но, увидев проходящую в это время Ирбенским проливом российскую подводную лодку, попытался ее атаковать. С.А. Лишин вторично его атаковал и заставил окончательно уйти. За этот бой Сергей Андреевич был награжден орденом св. Георгия 4-й степени, став первым георгиевским кавалером российской морской авиации, а его механик – Георгиевским крестом. В декабре 1915 года С.А. Лишин был назначен начальником 1-го судового авиационного отряда, базировавшегося на авианесущее судно «Орлица». С марта 1916 года – начальник 1-й авиационной станции, а с апреля того же года – начальник одновременно 1-й и 3-й станций. 3 августа 1916 года 2 неприятельских самолета атаковали российскую авиационную станцию на о. Руно в Рижском заливе. На встречу им взлетели несколько российских самолетов, в том числе С.А. Лишин, который преследовал одного из противников до его базы на оз. Ангерн в Курляндии. Самолет Лишина получил 9 пробоин, сам пилот был легко контужен. В ответ на нападение немцев, в ночь на 4-е августа 4 российских гидросамолета под командованием С.А. Лишина произвели налет на немецкий гидроаэродром на оз. Ангерн, на который были сброшены осколочные и зажигательные бомбы, вызвавшие пожары. Наши самолеты подверглись ожесточенному обстрелу противоаэропланных батарей, но все благополучно вернулись на базу. За эти полеты Сергей Андреевич был награжден Георгиевским оружием. В конце 1916 года С.А. Лишин был назначен начальником 1-го воздушного дивизиона, а в октябре 1917 – начальником 1-й воздушной бригады Балтийского флота. В ноябре 1917 года С.А. Лишин временно исполнял обязанности начальника авиации Балтийского флота. После Революции и последовавшего затем наступления немцев и эвакуации остатков авиации Балтийского флота в Петроград С.А. Лишин в 1918 году был командующим противовоздушной обороной Петрограда и Кронштадта. В 1919 году С.А. Лишин – начальник Морской воздушной бригады особого назначения РККФ. С осени того же года он участвовал в работе подпольной организации «Великая Единая Россия». В 1920 году арестован Петроградским отделом ВЧК, осужден и расстрелян. Точная дата смерти не установлена. Чины: корабельный гардемарин (18.04.1910), мичман (06.12.1910), лейтенант (06.04.1914), старший лейтенант (20.07.1915). Российские награды: ордена: Св. Станислава 3-й ст. (06.12.1913), Св. Анны 3-й ст. (15.07.1915), Св. Георгия 4-й ст. (08.09.1915), мечи и бант к имеющемуся ордену Св. Анны 3-й ст. (28.12.1915), Св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом (23.01.1917). Георгиевское оружие (28.11.1916). Иностранные награды: французский кавалерский крест ордена Почетного легиона (21.03.1916). ЛОЙКО ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ родился 24 января 1892 года в деревне Рубилки Самохваловической волости Минской губернии. Из мещан Минской губернии. Окончил Минское реальное училище (1912) и Алексеевское военное училище (1914), из которого выпущен в 59-й запасной пехотный батальон. В 1915 году окончил Военную авиационную школу в Севастополе и был назначен в 30-й корпусной авиационный отряд, находившийся в распоряжении штаба 9-й армии Юго-Западного фронта. И.А. Лойко летал на разведку и бомбометание. В 20-х числах сентября 1915 года летчики 30-го корпусного авиационного отряда И.А. Лойко и И.Н. Виноградов обнаружили сосредоточение войск противника на станции Черновицы. 24 сентября пилоты отряда И.А. Лойко, В.Ф. Алелюхин и Шадский произвели три налета на Черновицы, сбросив на нее 372 кг бомб. В результате бомбардировки было разрушено здание вокзала, другие станционные здания и пути, на станции возник пожар. 8 июля 1916 года Иван Александрович был назначен командиром 9-го истребительного авиаотряда. В конце августа отряд прибыл на фронт и вошел в состав 9-й армии. Уже 13 сентября 1916 года командир открыл боевой счет своего отряда, сбив с наблюдателем корнетом Казанским неприятельский аппарат в районе Дорна-Ватра. Под командованием Ивана Александровича 9-й истребительный авиационный отряд стал одним из самых результативных в Российском Военном воздушном флоте. За весь период участия в Первой мировой войне, с мая 1915 года по 15 декабря 1917, И.А. Лойко совершил около 500 боевых вылетов, участвовал в более чем 100 воздушных боях, по данным различных источников сбил от 6 до 9 самолетов противника и стал истребителем-асом. Революцию Иван Александрович не принял, в 1918 году он пробрался на Дон и вступил в авиацию Войска Донского, а в 1919 году был переведен в 4-й авиационный отряд Вооруженных сил Юга России. В 1920-м году он был командиром 5-го авиационного отряда ВСЮР. В Русской Армии генерал-лейтенанта П.Н. Врангеля – командир 6-го истребительного авиаотряда. Принимал участие в разгроме в июне 1920 года кавалерийского корпуса Д. Жлобы. В эмиграции в Югославии, работал инструктором в авиационной школе в г. Новый Сад. 6 августа 1923 года летчики И.А. Лойко и П.Ф. Качан, угнали из авиашколы самолет Бреге-14 и направились на нем в сторону России. Но перелет не удался, не долетев до границы около 50 км, летчики из-за недостатка бензина приземлились в Бессарабии и были задержаны румынскими властями. После двух месяцев содержания в тюрьме, в октябре 1923 года русских летчиков переправили в Советскую Россию. В СССР оба летчика были зачислены на службу в авиацию РККА. И.А. Лойко был направлен для прохождения службы в Борисоглебскую школу военных летчиков (2-ю ВШЛ). Но в 1929 году он был арестован и по сфабрикованному обвинению осужден на 10 лет лагерей. Срок отбывал в лагере на о. Вайгач. Освобожден 10 сентября 1934 года, но остался работать на Севере. Умер в апреле 1936 года в Амдерме. Чины: подпоручик (01.10.1914), поручик (1917), штабс-капитан (?), капитан (30.09.1919), полковник (1920). Российские награды: ордена: Св. Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» (06.08.1915), Св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом (22.08.1915), Св. Анны 3-й ст. с мечами и бантом (?.02.1916), Св. Станислава 3-й степени с мечами (?), Св. Станислава 2-й степени с мечами (?), Св. Георгия 4-й ст. с лавровой ветвью (1917, архивными данными не подтверждается). Румынские награды: Рыцарский крест ордена Звезды (?), Рыцарский крест ордена Короны (?).

aviator1ww: МЕЙЕР (МЕРЦАЛОВ) БОРИС ИВАНОВИЧ родился 23 декабря 1888 года в Гродненской губернии. Сын надворного советника. Окончил Белостокское реальное училище. Обучался в Санкт-Петербургском политехническом институте, откуда был исключен в 1907 году за участие в студенческих выступлениях. В сентябре 1911 года вступил в службу на правах вольноопределяющегося в 5-ю воздухоплавательную роту. В сентябре 1912 года выдержал экзамен на чин прапорщика инженерных войск и был уволен в запас. В мае 1914 года призван из запаса на службу. В октябре того же года окончил Военную авиационную школу в Гатчине и назначен летчиком в 24-й корпусной авиационный отряд. В составе отряда участвовал в осаде крепости Перемышль. В частности, 11-го, 12-го, 14-го и 15-го февраля 1915 года Б.И. Мейер совершил под огнем противника ряд разведывательных полетов с фотографированием неприятельских позиций, давших российскому командованию важные сведения. За эти полеты он был награжден орденом св. Георгия 4-й степени. В апреле 1915 года Б.И. Мейера перевели для службы на Кавказский фронт, в 3-й Сибирский корпусной авиационный отряд. 3 января 1916 года, во время Эрзурумской операции, он произвел разведку расположения противника, результаты которой помогли русским войскам овладеть господствующими высотами. Во время этой разведки Б.И. Мейер был контужен, а его самолет сильно поврежден неприятельской артиллерией. За этот полет он был награжден Георгиевским оружием. 12 ноября 1916 года ему было высочайше разрешено сменить фамилию Мейер на Мерцалов. В марте 1917 года Борис Иванович переведен в 5-й Сибирский корпусной авиационный отряд, а в сентябре командирован в Одесское отделение Военной авиационной школы для переучивания. Революция застала Б.И. Мерцалова в Одессе. В июне 1918 года он был призван в РККА, откуда уволился в сентябре как украинский гражданин. В 1919 году перебрался в армию адмирала А.В. Колчака. После Гражданской войны эмигрировал в Польшу. В начале июля 1934 года покончил жизнь самоубийством. Чины: рядовой (21.03.1912), ефрейтор (26.04.1912), младший унтер-офицер (04.09.1912), прапорщик (22.12.1912), подпоручик (25.04.1916), поручик (01.12.1916), штабс-капитан (?), капитан (?), подполковник (1919 или 1920). Российские награды: ордена: Св. анны 3-й ст. с мечами и бантом (14.10.1915), Св. Станислава 3-й ст. с мечами и бантом (05.01.1916), Св. Георгия 4-й ст. (25.04.1916), Св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом (16.12.1916), Св. Анны 4-й ст. с надписью «За храбрость» (25.12.1916), Св. Анны 2-й ст. с мечами (09.06.1917). Георгиевское оружие (28.06.1916). Иностранные награды: английский орден «Военный крест» (01.09.1917). МАКЕЕНОК ДОНАТ АДАМОВИЧ родился 19 мая 1890 года в дер. Дамбовка Осведской волости Витебской губернии . Из семьи польских крестьян. Окончил трехклассное церковно-ремесленное училище. В ноябре 1911 призван на службу в армию рядовым в 97-й пехотный Лифляндский полк. В 1912 году переведен в 106-й пехотный Уфимский полк и далее в 3-й корпусной авиационный отряд, откуда отправлен в авиашколу. В феврале 1914 года Д.А. Макеенок окончил Военную авиационную школу в Севастополе и назначен летчиком в свой 3-й корпусной авиационный отряд. С первого дня войны он на фронте. К сентябрю 1915 года Д.А. Макеенок за отличия во время боевых полетов был награжден тремя Георгиевским крестами (4-й, 3-й и 2-й степени) и произведен в первый офицерский чин прапорщика. Ночами 5 и 8 февраля 1916 года Донат Адамович произвел два ночных бомбометания по расположению противника, за которые был награжден орденом Св. Владимира с мечами и бантом. 15 сентября 1916 года летчики 3-го корпусного авиационного отряда в составе 7-го авиационного дивизиона произвели налет на ст. Подвысокое. Во время налета Д.А. Макеенок атаковал замеченный самолет противника Альбатрос и не допустил его к другим нашим аппаратам. Боевые навыки Д.А. Маккеенка были замечены, и в декабре того же года он был переведен в 7-й истребительный авиационный отряд, которым командовал уже тогда известный подпоручик И.А. Орлов. На новом месте службы Донат Адамович как летчик истребитель достиг больших успехов. По данным различных источников, в воздушных боях он сбил до 8 самолетов противника. За победу 31 марта 1917 года Д.А. Макеенок был представлен к ордену Св. Георгия 4-й степени, но по каким-то причинам его не получил. В январе 1918 года Донат Адамович вступил в польский авиационный отряд, формируемый в г. Каменец-Подольский и был зачислен помощником командира отряда. В январе 1919 года назначен командиром 3-й авиаэскадрильи, отправлявшейся на польско-украинский фронт. В 1920 году Д.А. Макеенок участвовал в советско-польской войне. По окончании войны продолжал служить командиром 3-й эскадрильи. В 1921 году он был назначен комендантом авиапарка летной школы в Быдгоще. С этой должности он в 1929 году вышел в отставку в чине майора. Чины: рядовой (07.11.1911), ефрейтор (04.05.1914), младший унтер-офицер (09.05.1914), старший унтер-офицер (14.06.1914), подпрапорщик (10.06.1915), прапорщик (21.09.1915), подпоручик (1916), поручик (23.01.1917). В Польской армии дослужился до чина майора. Награды: Георгиевские кресты 4-й, 3-й и 2-й ст. (1914-1915); ордена: Св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом (15.04.1916), Св. Станислава 3-й ст. с мечами и бантом (16.05.1916), Св. Анны 3-й ст. с мечами и бантом (15.07.1916), Св. Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» (23.09.1916), Св. Станислава 2-й ст. с мечами (15.11.1916). Имел польские награды. МУЛЬКОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ родился 15 ноября 1890 года в Гродненской губернии. Из мещан г. Гродно. Окончил Либавское реальное училище (1908) и Казанское военное училище (1910), откуда выпущен в 4-й саперный батальон. В 1912 году окончил офицерскую воздухоплавательную школу, а в 1913-м – ее авиационное отделение и был назначен летчиком в 24-й корпусной авиационный отряд. В составе отряда участвовал в осаде крепости Перемышль. В частности, 29 октября 1914 года Н.А. Мульков под орудийным и пулеметным огнем на высоте 900 метров пролетел над крепостью и двумя бомбами взорвал находящийся в ней патронный склад. За этот подвиг он был награжден орденом Св. Георгия 4-й степени. С июня 1915 года он назначен командиром своего авиаотряда. 17 мая 1916 года Н.А. Мульков с наблюдателем прапорщиком Яковлевым в районе дер. Стволовичи встретили германский аэроплан Альбатрос и в воздушном бою сбили его. За этот бой Николай Александрович был удостоен Георгиевского оружия. 29 июня 1916 года Н.А.Мульков был назначен командиром 3-го истребительного авиационного отряда. В октябре 1917 года командирован в Академию Генерального штаба для прохождения сокращенного курса. В марте 1918 года Н.А.Мульков призван в РККА. Участвовал в Гражданской войне, служил в оперативных отделах 3-й и 13-й армий. С марта 1921 года снова служил в авиации. 19 сентября 1946 года Н.А.Мульков был уволен в запас по болезни. Чины: подпоручик (06.08.1910), поручик (01.10.1913), штабс-капитан (19.05.1916), капитан (17.08.1917), подполковник (18.08.1917). Звания в РККА: майор (14.03.1936), подполковник (11.09.1940), полковник (21.02.1945). Награды: ордена: Св. Станислава 3-й ст. (21.10.1913), Св. Анны 3-й ст. (05.11.1914), св. Станислава 2-й ст. с мечами (05.04.1915), Св. Георгия 4-й ст. (22.05.1915), Св. Анны 2-й ст. (29.06.1915). Георгиевское оружие (31.07.1917). Награды в РККА: ордена: Красного знамени (03.11.1944), Ленина (21.02.1944); медали: «XX лет РККА» (22.02.1938), «За победу над Германией» (09.05.1945); золотые часы (1920 или 1921). НАРКОВИЧ ВЛАДИМИР СТАНИСЛАВОВИЧ родился 4 января 1888 года в Витебской губернии. Из потомственных дворян Виленской губернии. Окончил Полоцкий кадетский корпус и Морской корпус (1910), зачислен в Черноморский флотский экипаж. В 1914 году В.С. Наркович переведен для службы в 6-й авиационный отряд Черноморского флота, и затем наблюдателем в 32-й корпусной авиационный отряд. 29 августа 1915 года, во время разведки с летчиком поручиком С.Н. Басовым, они подвергаясь сильному артиллерийскому обстрелу обнаружили движение бригады пехоты противника, чем дали возможность своему командованию принять соответствующие меры. За эту разведку оба авиатора были награждены орденом Св. Георгия 4-й степени. 16 сентября того же года, будучи на разведке с летчиком В.Э. Поповым, Владимир Станиславович в районе Сухостава был убит ружейной пулей с земли. Чины: корабельный гардемарин (06.05.1908), мичман (29.03.1909), лейтенант (14.04.1913). Награды: ордена: Св. анны 4-й ст. с надписью «За храбрость» (11.08.1915), Св. Георгия 4-й ст. (10.02.1916).


aviator1ww: НОЗДРОВСКИЙ СТЕПАН АНДРЕЕВИЧ родился 16 августа 1888 года в м. Кричев Черниговского уезда Могилевской губернии. Окончил 12-ю Санкт-петербургскую гимназию и Санкт-петербургский университет (1911). Работал на заводе С. Щетинина. В 1913 году С.А. Ноздровский окончил школу Императорского всероссийского аэро-клуба (ИВАК) и был оставлен в школе инструктором. С началом войны добровольцем в Особый (добровольческий) авиационный отряд , сформированный из личного состава авиашколы ИВАК ее начальником лейтенантом Н.А. Яцуком. К марту 1915 года С.А. Ноздровский был награжден всеми четырьмя степенями Георгиевского креста и был произведен в прапорщики. 22 августа 1915 года, во время Свенцянского прорыва немцев, он с наблюдателем штабс-капитаном Леонковым выполнил несколько разведок в районе Янов-Вилкомир, во время которых они обнаружили продвижение значительных сил неприятеля в направлении Свенцян. Эти сведения дали возможность командованию принять меры, предупредившие прорыв противника у Молодечно. За эти разведки С.А. Ноздровский был награжден орденом Св. Георгия 4-й степени. 5 июля 1916 года Степан Андреевич назначен командиром 10-го истребительного авиационного отряда. В августе 1917 года откомандирован в Управление военного воздушного флота. С марта 1918 года С.А. Ноздровский был начальником авиашколы частного Казанского общества воздухоплавания. С августа 1918 года по январь 1920 служил в авиации белых армий Восточного фронта. С февраля 1920 года в РККА. Служил в Академии военно-воздушного флота имени Н.Е. Жуковского и Научно-испытательном институте ВВС РККА. В 1927 году уволен «за невозможностью соответствующего использования». После Великой Отечественной войны работал в МАИ. Чины: рядовой (31.07.1914), ефрейтор (12.10.1914), младший унтер-офицер (06.12.1914), старший унтер-офицер (09.12.1914), прапорщик (20.03.1915), подпоручик (30.08.1916), поручик (17.09.1917), штабс-капитан (?), капитан (1919). Награды: Георгиевские кресты: 4-й ст. (12.10.1914), 3-й ст. (06.12.1914), 2-й ст. (15.01.1915), 1-й ст. (1915); ордена: Св. Анны 4-й ст. с надписью «За храбрость» (1915 или 1916), Св. Анны 3-й ст. с мечами и бантом (27.07.1916), Св. Георгия 4-й ст. (04.03.1917), Св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом (17.03.1917), Св. Станислава 3-й ст. с мечами и бантом (13.09.1917). ОКУЛИЧ-КАЗАРИН ЯРОСЛАВ ВИКЕНТЬЕВИЧ родился 20 июля 1888 года в Витебской губернии. Из потомственных дворян Витебской губернии. Сын полковника. Окончил Нижегородский кадетский корпус (1907) и Александровское военное училище (1909), из которого выпущен в 225-й пехотный резервный Лесной полк. В 1910 году переведен в 197-й пехотный Лесной полк. В апреле 1914 года Я.В. Окулич-Казарин переведен в 1-ю авиационную роту, в 1915 году летал наблюдателем в 1-м армейском авиационном отряде. 15, 16 и 17-го августа 1915 года с пилотом прапорщиком И.А. Орловым совершил ряд выдающихся разведок, во время которых они обнаружили расположение крупного резерва противника в районе Фридрихштадта и взорвали артиллерийский склад в Ново-Александровске. За эти полеты оба члена экипажа были награждены орденом св. Георгия 4-й степени. С февраля 1916 года Я.В. Окулич-Казарин – заведующий практическими занятиями Военной школы летчиков-наблюдателей в Киеве. Дальнейшая судьба не известна. Чины: подпрапорщик (15.06.1909), подпоручик (06.08.1909), поручик (15.10.1912), штабс-капитан (25.04.1917). Награды: ордена: Св. анны 4-й ст. с надписью «За храбрость» (14.06.1915), Св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом (11.09.1915), Св. Анны 3-й ст. с мечами и бантом (06.03.1916), Св. Георгия 4-й ст. (25.03.1916). РУДОВИЧ ЭДУАРД АНТОНОВИЧ родился 10 января 1890 года в Минской губернии. Окончил Мариино-Горское сельскохозяйственное училище и Виленское военное училище (1912), откуда выпущен в 40-ю артиллерийскую бригаду. В июле 1917 года переведен в 5-й отдельный полевой тяжелый артиллерийский дивизион. С 1915 года летал наблюдателем в 19-м корпусном авиационном отряде. Так, в период с 3 по 10 июля 1915 года он совершил шесть весьма ценных о своим результатам разведок, за которые был удостоен ордена Св. Георгия 4-й степени. А немногим ранее, 12 мая 1915 года, на его самолете, управляемый летчиком-охотником В. Лауницем, над территорией противника остановился мотор. Но пилот смог спланировать на свою территорию. Дальнейшая судьба не известна. Чины: подпоручик (06.08.1912), поручик (31.08.1915). Награды: ордена: Св. Анны 4-й ст. с надписью «За храбрость» (17.01.1915), Св. Станислава 3-й ст. с мечами и бантом (05.04.1915), Св. Анны 3-й ст. с мечами и бантом (03.12.1915), Св. Георгия 4-й ст. (25.05.1916), Св. Станислава 2-й ст. с мечами (31.05.1916), Св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом (25.08.1916). РУТКОВСКИЙ ВЯЧЕСЛАВ СТЕПАНОВИЧ родился 28 сентября 1885 года в м. Петровичи Климовического уезда Могилевской губернии. Сын коллежского регистратора. Окончил Мстиславское городское училище (1904). В службу вступил вольноопределяющимся в 106-й пехотный Уфимский полк. В августе 1905 года командирован в Виленское военное училище, откуда выпущен в 1908 году в 3-й пехотный Нарвский полк. В январе 1910 года переведен в 9-й Восточно-Сибирский стрелковый полк . В 1913 году В.С. Рутковский окончил Военную авиационную школу в Севастополе и назначен в 8-й корпусной авиационный отряд. в августе, сентябре и ноябре 1914 года Вячеслав Степанович совершал разведки в интересах 8-го армейского корпуса, часто доставляя командованию ценные сведения. За этот период он был награжден тремя орденами. В ноябре 1914 года В.С. Рутковский выполнил ряд разведок, также давших 8-му армейскому корпусу ценные сведения о противнике. За эти разведки он был награжден Георгиевским оружием. С 24 апреля 1916 года В.С. Рутковский являлся командиром 18-го корпусного авиационного отряда. С 21 августа 1916 года – командующий 10-м авиационным дивизионом. Командуя дивизионом, Вячеслав Степанович продолжал совершать боевые вылеты. Так, 15 сентября 1917 года, он с наблюдателем подпоручиком Сергеевым совершил дальнюю разведку, давшую важные сведения штабу 10-й армии. За эту разведку он был награжден Георгиевским крестом 4-й степени с лавровой веткой. После октябрьской революции В.С. Рутковский в РККА. Участвовал в боевых действиях против армий адмирала А.В. Колчака на Восточном фронте и генерал-лейтенанта П.Н. Врангеля на Южном. Также участвовал в подавлении Кронштадтского и Антоновского восстаний. В 1924 году был первым помощником начальника ВВС МВО и помощником начальника ВВС Туркестанского фронта. Уволен в запас в феврале 1933 года. Чины: рядовой (04.08.1904), ефрейтор (31.07.1905), подпоручик (15.06.1908), поручик (15.10.1911), штабс-капитан (12.11.1915), капитан (09.05.1917), подполковник (25.09.1917). Награды: ордена: Св. Станислава 3-й ст. (22.02.1913), Св. Анны 3-й ст. (17.12.1913), Св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом (16.03.1915), Станислава 2-й ст. с мечами (12.05.1915), Св. Анны 4-й ст. с надписью «За храбрость» (11.06.1915), мечи и бант к имеющемуся ордену Св. Анны 3-й ст. (26.09.1916), Св. Анны 2-й ст. с мечами (08.01.1917); Георгиевское оружие (10.11.1915); Георгиевский крест 4-й ст. с лавровой веткой (09.11.1917). Награды в РККА: орден Красное Знамя (1923, за участие в подавлении Антоновского восстания).

aviator1ww: САМУЙЛОВ ЛЕОНИД АНДРЕЕВИЧ родился 26 января 1889 года в Гродненской губернии. Из дворян, сын капитана. Окончил Суворовский кадетский корпус (1908) и Александровское военное училище (1910), откуда выпущен во 2-й гренадерский Ростовский полк. В 1914 году окончил Военную авиационную школу в Севастополе и назначен в 19-й корпусной авиационный отряд. В начале 1915 года служил в 24-м корпусном авиационном отряде. В составе отряда участвовал в осаде крепости Перемышль. 24 апреля 1915 года Л.А. Самуйлов во время разведки атаковал нал ст. Дембице два замеченных аэроплана противника, и один из них сбил. За эту победу он был награжден Георгиевским оружием. В июне 1915 года переведен в 31-й корпусной авиационный отряд, а в августе – в 17-й корпусной авиационный отряд, а затем – в 16-й корпусной авиационный отряд. В 1916 году Л.А. Самуйлов был инструктором в Севастопольской авиашколе. С июня 1917 года – командир 11-го армейского авиационного отряда. Второго ноября 1917 года он был отстранен от должности «за поступок, недостойный звания офицера», но по ходатайству солдат отряда остался на должности. В январе 1918 года Л.А. Самуйлов был снова переведен в Севастопольскую авиашколу. Во время Гражданской войны служил в авиации Войска Донского и в Русской армии генерал-лейтенанта П.Н. Врангеля. В эмиграции жил в Польше, служил в польской военной авиации. Погиб в результате несчастного случая в Варшаве 24 февраля 1929 года. Чины: подпоручик (12.03.1910), поручик (10.06.1915), штабс-капитан (19.05.1917). Награды: ордена: Св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом (12.10.1915), Св. Анны 4-й ст. с надписью «За храбрость» (05.01.1916), Св. Станислава 3-й ст. с мечами и бантом (05.04.1916), Св. Анны 3-й ст. с мечами и бантом (?); Георгиевское оружие (24.01.1917). СВЯТОГОР КУЗЬМА ФИЛИППОВИЧ родился 1 ноября 1890 года в Витебской губернии. Из мещан. Окончил Витебскую 8-классную гимназию. В 1912-1913 годах отслужил срочную службу в 55-м пехотном подольском полку. В июле 1914 года призван из запаса и направлен в 90-й пехотный Онежский полк. В составе полка участвовал в боевых действиях, несколько раз был ранен, за боевые отличия произведен в офицерский чин прапорщика. С ноября 1915 года К.Ф. Святогор наблюдатель в 18-м корпусном авиационном отряде. В июне 1916 года окончил Военную авиационную школу в Севастополе и назначен летчиком в 35-й корпусной авиационный отряд. 9 февраля 1917 года, во время фотографирования неприятельских позиций на самолете Фарман-27, К.Ф. Святогор с наблюдателем В.А. Глинским в районе г. Шельвов были атакованы самолетом противника, и в воздушном бою сбили его. За эту победу оба авиаторы были награждены орденом Св. Георгия 4-й степени. Дальнейшая судьба неизвестна. Чины: рядовой (1912), ефрейтор (1912 или 1913), младший унтер-офицер (1912 или 1913), прапорщик (24.10.1914), подпоручик (14.12.1915). Награды: Георгиевская медаль (31.12.1914); Георгиевский крест 4-й ст. (31.03.1915); ордена: Св. Станислава 3-й ст. с мечами и бантом (10.04.1915), Св. Анны 3-й ст. с мечами и бантом (04.11.1915), Станислава 2-й ст. с мечами (28.04.1916), Св. Анны 4-й ст. с надписью «За храбрость» (27.05.1916), Св. Анны 2-й ст. с мечами (13.01.1917), Св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом (03.06.1917), Св. Георгия 4-й ст. (31.07.1917). СТЕПАНОВ ИВАН ПЕТРОВИЧ родился 13 июня 1886 года в Гродненской губернии. Из личных дворян. Сын штабс-капитана. Окончил Полоцкий кадетский корпус (1904) и Михайловское артиллерийское училище (1906), откуда выпущен в 28-ю артиллерийскую бригаду. В 1913 году окончил Военную авиационную школу в Севастополе и был назначен в 7-й корпусной авиационный отряд. 17 июля 1914 года И.П. Степанов назначен командиром отряда и выступил с ним на фронт. Уже 28 августа, во время Городокского сражения, он добыл ценные сведения о расположении неприятельских батарей и подходе неприятельских дивизий. За эту разведку Иван Петрович был награжден орденом Св. Георгия 4-й степени. 16 августа 1915 года И.П. Степанов назначен командиром 3-го армейского авиационного отряда. 11 июня 1916 года во время разведки выдержал бой с немецким самолетом и, не смотря на это, произвел фотосъемку укреплений противника, чем способствовал удачным действиям 22-го армейского корпуса. За этот вылет И.П. Степанов был награжден Георгиевским оружием. В декабре 1916 года Иван Петрович был назначен командиром 11-го авиационного дивизиона, а 17 октября 1917 – инспектором авиации армий Юго-Западного фронта. В 1918 году И.П. Степанов служил в авиации Украинской народной республики, но уже в августе с эшелоном авиационного имущества прибыл в г. Новочеркасск. В Добровольческой армии помощник инспектора авиации, во ВСЮР помощник инспектора авиации по строевой части. В эмиграции во Франции. Был товарищем председателя Союза военных летчиков в Париже. Умер И.П. Степанов 3 марта 1951 года в Париже. Чины: подпоручик (30.06.1906), поручик (01.09.1909), штабс-капитан (31.08.1913), капитан (05.02.1915), подполковник (18.01.1917), полковник (16.07.1917), генерал-майор (21.04.1920). Награды: ордена: Св. Станислава 3-й ст. (12.02.1912), Св. Анны 3-й ст. (17.12.1913), Св. Георгия 4-й ст. (03.02.1915), Св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом (22.11.1915), Станислава 2-й ст. с мечами (24.05.1916), Св. Анны 2-й ст. с мечами (17.10.1916); Георгиевское оружие (10.04.1917). СТРЖИЖЕВСКИЙ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ родился 13 декабря 1894 года в г. Могилев. Из потомственных дворян Могилевской губернии. Окончил Могилевское реальное училище и учился в Санкт-Петербургском политехническом институте. В октябре 1914 года поступил на службу вольноопределяющимся в 1-ю авиационную роту. В 1915 году В.И. Стржижевский окончил Военную авиационную школу в Севастополе и был назначен в 16-й корпусной авиационный отряд. За совершение разведок под обстрелом противника заслужил все четыре степени Георгиевского креста. В июле 1916 года переведен в 9-й истребительный авиационный отряд. 4 марта 1917 года Владимир Иванович сбил первый самолет противника. За эту победу он был награжден орденом Св. Анны 4-й степени с надписью «За храбрость». 17 июня 1917 года В.И. Стржижевский сбил в нашем расположении очередной самолет противника. Пилот и наблюдатель были взяты в плен. За эту победу его наградили орденом Св. Георгия 4-й степени. Всего за годы войны В.И. Стржижевский выполнил более 200 боевых вылетов, и по данным разных источников, сбил до 7 неприятельских самолетов. В 1918 году В.И. Стржижевский был призван в РККА и назначен начальником 1-й Воронежской авиационной группы, но, прибыв на фронт, 4 ноября 1918 года перелетел в расположение Донской армии. Служил летчиком в авиационных частях Донской армии, ВСЮР и Русской Армии генерал-лейтенанта П.Н. Врангеля. В эмиграции в Югославии, служил в военной авиации. С 1927 года – шеф-пилот гражданской авиакомпании «Аэропут». В.И. Стржижевский погиб 22 августа 1940 года в Велебите (Югославия), когда он, пилотируя пассажирский самолет Локхид, во время бури и тумана врезался в гору. Похоронен в Белграде на Новом кладбище. Чины: рядовой (01.10.1914), младший унтер-офицер (01.09.1915), старший унтер-офицер (16.09.1915), прапорщик (28.01.1916), подпоручик (29.10.1917), капитан (21.07.1920). Награды: Георгиевские кресты: 4-й ст. (20.10.1915), 3-й ст. (09.11.1915), 2-й ст. (02.01.1916), 1-й ст. (1916); ордена: Св. Анны 4-й ст. с надписью «За храбрость» (1917), Св. Георгия 4-й ст. (29.10.1917), Св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом (06.11.1917). Румынский орден Короны с мечами (12.01.1918).

aviator1ww: СУЩИНСКИЙ ВИТАЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ родился 1 июня 1890 года в деревне Голобурдщина Могилевской губернии. В 1911 году начал службу в авиации мотористом. В 1913 году В.В. Сущинский окончил Военную авиационную школу в Гатчине. В качестве солдата-летчика участвовал в Первой мировой войне. В 1917 году – инструктор в Симферопольском отделении Севастопольской Военной авиационной школы. Участник Белого движения на Восточном фронте, был инструктором в Спасской авиационной школе. Остался в России. Работал в Могилеве. В 1930 году В.В. Сущинский был репрессирован и направлен в Воркуту. Освобожден в 1935 году, но остался работать на Севере. Летал в Ненецком АО. Вновь арестован в 1937 году и 8 октября 1938 расстрелян. В 1958 году В.В. Сущинский был полностью реабилитирован. Чины: ???. Награды: Георгиевские кресты 4-й, 3-й и 2-й степени. ТАЛЛАКО ИЛЛАРИОН ГРИГОРЬЕВИЧ родился 6 июня 1887 года в г. Гродно. Сын помощника классного наставника гимназии. Окончил Гродненскую городскую гимназию. 2 мая 1915 года вступил в службу вольноопределяющимся в 6-й запасной саперный батальон и направлен в Петроградскую школу прапорщиков инженерных войск. 1 октября того же года окончил школу. Прикомандирован к Эскадре воздушных кораблей. С сентября 1916 года И.Г. Таллако – механик воздушного корабля «Илья Муромец – XI». 21 сентября 1917 года, во время выполнения разведывательного полета их самолет «Илья Муромец» был атакован двумя немецкими истребителями. И.Г. Таллако, сам будучи ранен, заменил смертельно раненого пулеметчика и отразил атаку самолетов противника, чем спас самолет и экипаж. За этот подвиг он был награжден Георгиевским оружием. В 1919 году находился в г. Винница, дальнейшая судьба неизвестна. Чины: рядовой (02.05.1915), прапорщик (01.10.1915), подпоручик (31.08.1917). Награды: ордена: Св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом (03.07.1917), Св. Станислава 3-й ст. с мечами и бантом (12.08.1917); Георгиевское оружие (08.11.1917). ШТОКМАР ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ родился 5 июля 1891 года в Витебской губернии. Из дворян города Тамбова. Окончил Суворовский кадетский корпус (1909) и Николаевское инженерное училище (1912), из которого был выпущен в Ковенскую крепостную саперную роту. С августа 1914 года В.С. Штокмар служил наблюдателем в Ковенском крепостном авиационном отряде . 12 сентября того же года он совершил разведку, во время которой установил направление наступления противника. За эту разведку Владимир Сергеевич был удостоен Георгиевского оружия. В апреле 1915 года переведен в 32-й корпусной авиационный отряд. В 1916 году В.С. Штокмар окончил Военную авиационную школу (предположительно Севастопольскую) и был назначен летчиком в 11-й корпусной авиационный отряд. С февраля 1917 года 25-го корпусного авиационного отряда. С сентября 1917 года – в управлении 3-го авиационного дивизиона. После октябрьской революции В.С. Штокмар в РККА. С января по октябрь 1918 года обучался в Военно-инженерной академии. Далее служил в авиации. В 1925 году уволен в запас. Чины: подпоручик (06.08.1912), поручик (01.10.1914), штабс-капитан (27.09.1917). Награды: орден Св. Анны 4-й ст. с надписью «За храбрость» (28.07.1916); Георгиевское оружие (11.11.1914). Источники: 1) Документы Российского государственного военно-исторического архива. 2) Документы Российского государственного архива военно-морского флота. 3) Авиаторы – кавалеры ордена Св. Георгия и Георгиевского оружия периода Первой мировой войны 1914-1918 годов: Биографический справочник / Сост. М.С. Нешкин, В.М. Шабанов. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. 360 с., ил. 4) Александров А.О. Победы. Потери… Задачи, подразделения, начальствующий состав, летательные аппараты и вооружение морской авиации и воздухоплавания России, а также список побед и потерь с 1894-го по 1920 г. СПб.: «ИП Комплекс», 2000. 182 с., ил. 5) Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Именные списки 1769-1920. Биобиблиографический справочник / Отв. сост. В.М. Шабанов. Федеральное архивное агенство. Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). М.: Русскій міръ, 2004. 928 с., ил. 6) Волков С.В. Белое движение. Энциклопедия Гражданской войны. СПб.: Изд-й дом «Нева», М.: Изд. «ОЛМА-ПРЕСС», 2003. 672 с. 7) Гурский К.П. Мой Вайгач: (записки заключенного) / Ненец. окр. краевед. музей. Нарьян-Мар, 1999. 140 с. 8) Дольников М.Л., Дольникова М.Л. Икары российского неба. Б. г.: Б. и., 2005. 252 с., ил. 9) Красовский С.А. Жизнь в авиации. М.: Воениздат, 1968. 363 с. 10) Летающие тузы. Российские асы Первой мировой войны. СПб.: ГИЦ «Новое культурное пространство», 2006. 432 с. 11) Лойко А.Н., Лойко Е.Н., Лойко А.Н. Неоконченная повесть. История о русском летчике Иване Лойко. Томск: SST, 2006. 166 с., ил. 12) Никольской С.Н. На воздушном корабле. Из дневника войны. М.: ОМП-Пресс, 2001. 224 с. 13) Петренко А. В небе старой и новой России. Воспоминания летчика. М.: Воениздат, 1952. 224 с. 14) Рутыч Н.Н. Белый фронт генерала Юденича: Биографии чинов Северо-Западной армии. М.: Русский путь, 2002. 504 с., ил. 15) Сборник лиц, награжденных орденом Красного Знамени и почетным революционным оружием. М.: Воениздат, 1926. 304 с. 16) Ткачев В.М. Крылья России. Воспоминания о прошлом русской военной авиации. 1910-1917 гг. СПб.: ГИЦ «Новое культурное пространство», 2007. 640 с., ил. 17) Финне К.Н. Русские воздушные богатыри И.И. Сикорского. М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2005. 224 с. 18) Хайрулин М. Воздушные корабли типа «Илья Муромец». М.: Экс Принт НВ, 1998. 56 с., ил. 19) Durkota A., Darcey T., Kulikov V. The Imperial Russian Air Service. Famous Pilots and Aircraft of World War I. Flying Machines Press. Mountain View. California. USA. 1995. 546 p. 20) Баранов В. В гражданской авиации в Югославии // Русская армия в изгнании. М.: Центрполиграф, 2003, с. 268-270, 484. 21) Долг нашей памяти // Нарьяна вындер. 2006. 10 июня. 22) Дудоров Б.П. Авиация Балтийского моря 1912-1917 гг. // Морские записки (Нью-Йорк). 1948. Вып. 6. № 2. 23) Левкевич А. Капитан «Ильи Муромца» // Вечерний Гродно. 2006. 9 августа. 24) Михайлов В.В. Разгром турецкой армии и овладение первоклассной крепостью. Эрзурумская операция 1915-1916 гг. // Военно-исторический журнал. 2006. № 8. с. 49-52. 25) Нелипович С. Стражи неба (противовоздушная оборона Варшавы в 1914-1915 гг.) // Воздушно-космическое обозрение. 2005. 27 мая. 26) Союзники // Красная звезда. 2005. 19 августа. 27) Журнал «Военный летчик». Севастополь, 1917. 28) Журнал «Военный сборник». СПб. 1914-1918. 29) Журнал «Морской сборник». СПб. 1914-1918. 30) Газета «Русский инвалид». СПб. 1914-1917. 31) http://www.kacha.ru/

Авиатор: aviator1ww пишет: СУЩИНСКИЙ ВИТАЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ родился 1 июня 1890 года в деревне Голобурдщина Могилевской губернии. В 1911 году начал службу в авиации мотористом. В 1913 году В.В. Сущинский окончил Военную авиационную школу в Гатчине. В справочнике Вейгелина за 1916 год сказано, что Виталий Сущинский окончил авиашколу ИВАК, диплом №114, диплом получил 29.10.1912. У него был старший брат Всеволод(1888 г.р), который окончил авиашколу ИВАК в 1913 г.(диплом №158, вручён08.07.1913). Вот только родился ли он в Белоруссии неизвестно

aviator1ww: Друзья, здесь ведь в основном люди разбирающиеся в теме, уж добавили бы чего-нибудь!!!

Авиатор: Ты всё так подробно написал, что и добавить нечего

aviator1ww: Увидел я, что тема обновилась, ну, радуюсь, нашелся кто-то сознательный. А тут некоторые шутить изволят?!

Авиатор:

Каркотко: В сморгоне прошла конфиренция. Было заявлено 5 тем по авиации, но выступлений было всего два остальные участники, как и Вы по уважительным причинам не смогли приехать. Тезисы еще не изданы так что не совсеми темами можно было ознакомится. Жалею что несмог с вами познакомится лично. С уважением Андрей.

Авиатор: АКАШЕВ Константин Васильевич (22.10.1888, с. Махалино Люцинского у. Витебской губ. — ок. 8.3.1930, Москва ?). Из крестьян. Окончил реальное уч-ще в Двинске. С 1906 вел рев. пропаганду среди крестьян Люцинского у., из-за угрозы ареста перешел на нелег. положение, выехал в Петербург, примкнул к Анархистам-коммунистам. В кон. 1906 — нач. 1907 вел агитацию и пропаганду в Петербурге и Киеве. Арестован 14.4.1907 в Киеве под фам. Миляева Ал-дра Петровича (кличка «Константин») (по др. сведениям, арестован 10.5.1907 там же как рук. гр. анархистов-коммунистов). До 25.7.1907 содержался в Лукьяновской тюрьме, затем передан в распоряжение нач. Петерб. губ. жандармского управления, дело направлено на рассмотрение воен.-окр. суда. В мае 1908 «по делу максималистов» оправдан за недостаточностью улик. 31.5.1908 выслан в Туруханский край под гласный надзор полиции на 4 года. В марте 1909 бежал из ссылки за границу (Алжир), затем проживал в Германии (Берлин, Мюнхен), Франции (Париж). В авг. 1910 выехал в Италию (Милан), в дек. 1910 — июне 1911 учился в воен.-авиац. школе Капрони в Милане. 1.6.1911 получил диплом пилота-авиатора (выдан Итал. аэроклубом). В 1912-14 учился в Высшем уч-ще аэронавтики в Париже (получил диплом инж.-аэронавта-механика). В нач. 1-й мировой войны вступил добровольцем во франц. армию (1-й авиаполк), участвовал в боях на Зап. фронте. В мае 1915 добровольно вернулся в Россию, арестован в Торнео (14.5.), возбудил ходатайство перед мин. внутр. дел о прекращении дела, к-рое удовлетворено 17.6.1915. Пытался поступить на службу в авиац. отряд действующей армии, но из-за неблагоприятных отзывов о полит, благонадежности получил отказ (июль 1915). В кон. 1915—нач. 1916 летчик-испытатель з-да В.А.Лебедева в Петербурге, затем — пом. дир. по техн. Части на з-де С.С.Щетинина там же, с кон. 1916 на аналогичной должности на авиац. з-де В.В.Слюсаренко. Одноврем. в 1916-17 секр. Петрогр. клуба анархистов-коммунистов. Участвовал в событиях Февр. и Окт. рев-ций. 18.6.1917 один из инициаторов демонстрации в знак протеста против политики Врем, пр-ва. В кон. авг. 1917 штабом Петрогр. воен. округа назначен комиссаром Врем. пр-ва в Михайловском арт. уч-ще. 25.10.1917 по личной инициативе вывел две батареи арт. уч-ща из Зимнего дворца, оказав существенную поддержку силам Большевиков. Участвовал в разгроме выступления А.Ф.Керенского — ген. П.Н.Краснова. По решению Петрогр. ВРК с кон. нояб. 1917 — воен. комиссар управления Воен. Возд. Флота (ВВФ), с дек. — пред. Всерос. коллегии по управлению ВВФ Респ. В мае—июле 1918 — воен. Комиссар Гл. управления Рабоче-крест. Красного Воен.-Возд. Флота (Главвоздухофлота), в июле—окт. 1918 — команд. возд. флотом 5-й армии. Инициатор создания и гл. ред. центр, органа Всерос. коллегии по управлению ВВФ журн. «Вестник Возд. Флота» (1918). В июне-дек. 1919 нач. авиации и воздухоплавания Юж. фронта, одноврем. с июля нач. ВВФ Респ. В авг. — сент. 1919 возглавлял авиагруппу, созданную для разведки и бомбардировки белоказачьей конницы ген. К.К.Мамонтова. В марте 1920—февр. 1921 — нач. Главвоздухофлота, затем до февр. 1923 (с перерывами) командирован как предст. Главвоздухофлота за границу для приобретения авиатехники. В февр. 1922 — предст. РСФСР на Междунар. дирижабельной конф. В Лондоне, в апр. — эксперт по вопросам возд. Флота при делегации РСФСР на Генуэзской конф., в окт. того же года — предст. РСФСР на Междунар. конф. аэронавтики в Риме. Занимал руководящие должности в Воен.-Возд. Силах (ВВС) до 1925. С 1927 дир. авиац. отделения з-да «Большевик» (Ленинград). В 1929 арестован по обвинению в контррев. деятельности, освобожден после голодовки. Вторично арестован в нач. марта 1930. Погиб предположительно во время допроса в тюрьме НКВД.

Авиатор: Акашев Константин Васильевич Арест:03.03.1930 Осужд.:03.04.1931 коллегия ОГПУ Обвинение:шпионаж Расстр:09.04.1931 Место расстрела:Москва,Ваганьковское кладбище Реаб.01.09.1956

В.Кондратьев: aviator1ww пишет: Во время Гражданской войны А.М. Констенчик служил в Добровольческой армии, затем в Вооруженных силах Юга России. После эвакуации из Крыма эмигрировал в Югославию, но вскоре возвратился в Россию и жил в г. Столбцы у своего брата – священника. Работал в церкви псаломщиком. Был репрессирован. Умер 29 декабря 1935 года, похоронен в г. Столбцы. До сентября 1939 года городок Столбцы входил в состав Польши.

Боб: В.Кондратьев пишет: До сентября 1939 года городок Столбцы входил в состав Польши. Действительно, Вячеслав, Вы правы г. Столбцы это Западная Белорусия, но информация данная Сергеем этому не противречит. Репрессировала не только "кровавая гебня", поляки тоже с нежелательными им элементами особо не церемонились. Тут не полностью приведены обстоятельсва смерти последнего, умер Авеннир Маркович от сыпного тифа в заразном бараке, в советской России такое было уже не возможно.

В.Кондратьев: Боб пишет: Действительно, Вячеслав, Вы правы г. Столбцы это Западная Белорусия, но информация данная Сергеем этому не противречит. Репрессировала не только "кровавая гебня", поляки тоже с нежелательными им элементами особо не церемонились. Тут не полностью приведены обстоятельсва смерти последнего, умер Авеннир Маркович от сыпного тифа в заразном бараке, в советской России такое было уже не возможно. Зачем же тогда было писать, что А.М.Костенчик "возвратился в Россию"?

АГ88: "умер Авеннир Маркович от сыпного тифа в заразном бараке, в советской России такое было уже не возможно." Как хорошо в СССР обстояли дела с противотифной профилактикой ! Боб, простите, что не по теме, а в замечательной Советской России можно было , например, сотнями тысяч подыхать от голода ? Это - офф-топ, есссно. Потрите, если обидел...

Боб: АГ88 пишет: Как хорошо в СССР обстояли дела с противотифной профилактикой ! Боб, простите, что не по теме, а в замечательной Советской России можно было , например, сотнями тысяч подыхать от голода ? Это - офф-топ, есссно. Потрите, если обидел... Вам и самим не сложно выяснить это, наберите в любом из писковиков фразу "сыпной тиф в СССР". От себя лишь хочу добавить, что я не собираюсь идеализировать существовавший тогда в Советском Союзе политический строй. Страна усиленно готовилась к следующей фазе мирового конфликта, и власти отлично понимали как важно не допустить вновь появления массовых эпидемий. Общем в СССР гораздо реальнее было получить чекисткую пулю в затылок, или умереть в лагере, чем в тифозном бараке.

Случайный прохожий: Моя прабабушка умерла от воспаления легких, развившегося как раз после тифа в г. Ростове-на-Дону в 1934 году. Кажется, это все-таки СССР. И оказалось возможно.



полная версия страницы